Хэрмэтле халык депутатлары hэм кунаклар!
Уважаемые народные депутаты и приглашенные!
Прошедший год был ознаменован рядом политических событий, среди которых особо выделяется празднование 1000-летия нашей столицы Казани. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал эту дату событием мирового масштаба. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в своем послании отметил: "На протяжении своей богатой истории Казань служила перекрестком цивилизаций, местом, где народы различных культур и традиций занимались торговлей и обменивались идеями. Эти давние знания и опыт глобального многообразия являются важным преимуществом в мире, который становится все более взаимозависимым, - и я призываю жителей Казани сохранить эту открытость как отличительную особенность своего города и в будущем". Лучше, пожалуй, и не скажешь.
К юбилею города завершены или завершаются такие важные проекты, как Программа ликвидации ветхого жилья, реконструкция Казанского Кремля, строительство первой линии метрополитена, реставрация Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казанской ратуши, Казанского государственного университета, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, построены объекты транспортной инфраструктуры и на наших с вами глазах многое другое.
Подводя итоги торжеств, мы должны произнести слова благодарности нашим жителям, государственным структурам республики, администрации города, которые совместно с федеральными службами слаженно и на высоком уровне выполнили свои обязанности. Только совместным трудом могло состояться столь грандиозное событие.
В дни юбилейных торжеств в столице Татарстана прошел саммит глав стран-участниц Содружества Независимых Государств, в ходе которого была достигнута договоренность о повышении эффективности его механизмов. В те же дни прошло выездное заседание Государственного Совета Российской Федерации во главе с Президентом Российской Федерации. Основным лейтмотивом этой встречи глав субъектов страны стало заявление о передаче ряда полномочий регионам. Мы считаем это важным моментом, поскольку Россия может развиваться только как федерация, о чем было подтверждено на этом саммите.
В 2005 году было немало исторических событий и встреч, но, безусловно, особое место среди них занимают открытия возрожденной мечети Кул Шариф и отреставрированного Благовещенского собора. Гости столицы по достоинству оценили глубокий символический смысл такого шага. В то время как во многих уголках мира углубляется межконфессиональное противостояние, в Татарстане мирно и органично уживаются ислам и православие, люди разных национальностей.
Высокая планка культурных достижений, продемонстрированная в год 1000-летия Казани, должна быть сохранена и в текущем году, объявленном Годом литературы и искусства. Программа, насыщенная значимыми культурными событиями, должна стать еще одной ступенью на пути интеграции литературы и искусства Татарстана в общероссийский и мировой культурный процесс. Содействовать этому в значительной степени должна разработанная Министерством культуры на 2006-2010 годы целевая комплексная программа развития культурного наследия "Мирас-Наследие". Важно не просто его сохранить, что само по себе является высокой миссией, но и вдохнуть в него новую жизнь, придать свежий импульс, превратить его в неотъемлемый атрибут нашей повседневной жизни.
На фоне укрепления единства национально-культурных объединений республики идут интенсивные миграционные процессы. В Татарстан приезжают иностранные студенты и аспиранты, рабочие и специалисты. Министерству внутренних дел республики и Ассоциации национально-культурных объединений необходимо сделать все возможное, чтобы их пребывание на нашей территории было комфортным и безопасным.
Безусловно, свое благотворное влияние на духовное состояние общества оказало празднование 60-летия Победы. Реализована давняя мечта ветеранов о создании музея-мемориала Великой Отечественной войны. И сегодня, независимо от возраста, состояния здоровья, эти мужественные люди ведут большую общественную работу по линии ветеранского движения и патриотическому воспитанию нашей молодежи.
Ушедший год был богат на знаменательные события и памятные даты, в их числе заметное место занимает десятилетие высшего законодательного органа нашей республики - Государственного Совета. Пристального внимания Государственного Совета требует в дальнейшем оптимизация законотворческого процесса, что особенно важно сейчас в сферах землепользования, бюджетного планирования, экологической безопасности, социальной защиты нашего населения.
Конструктивное взаимодействие Государственного Совета с Федеральным Собранием Российской Федерации остается важным направлением нашей работы. Нельзя признать правильной сложившуюся практику, когда федеральные законы, принимаемые по предметам совместного ведения, настолько детализированы, что у субъектов часто не остается правового поля для учета местной специфики. Нужно активнее привлекать к решению этой задачи Ассоциацию руководителей законодательных органов регионов Приволжского федерального округа. Свое слово должны сказать и депутаты Государственной Думы от нашей республики.
Президентом Татарстана был подписан, а Государственным Советом одобрен проект новой редакции Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Такая необходимость связана с тем, что федеральное законодательство ввело новый порядок заключения договоров. К тому же надо было учесть те изменения, которые были внесены в Конституцию республики. Договор 1994 года был поистине историческим. Трудно переоценить его значение для укрепления статуса республики, социально-экономического и духовного развития Татарстана. С учетом новых политических реалий подготовлен лаконичный и емкий по содержанию документ. В настоящее время он направлен Президенту Российской Федерации для подписания и внесения на утверждение в Государственную Думу.
Среди наиболее актуальных задач внутренней политики остается развитие многопартийности. В 2006 году вступили в силу поправки в Федеральный закон "О политических партиях", которые предусматривают повышенные требования к партийной деятельности. Кроме того, федеральный центр предоставил право победившей партии предлагать свою кандидатуру на пост главы субъекта Федерации. Все это усиливает фактор многопартийности.
Особое место на политической арене занимает партия "Единая Россия". Нельзя исключать, что после следующих выборов партии начнут формировать Правительство Российской Федерации, что будет накладывать дополнительную ответственность на их деятельность.
За прошедший год была создана необходимая законодательная база и отработаны вопросы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, решены проблемы по передаче муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий в области образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, ЗАГСа, молодежной политики, также в сфере земельных и имущественных отношений. Это отличительная особенность нашей республики. Мы на деле хотим успешного становления органов самоуправления, поэтому передаем такой объем полномочий, с которым они реально могут и должны справиться.
Прошедшие 16 октября 2005 года муниципальные выборы стали самыми массовыми за всю историю Татарстана и принесли убедительную победу партии "Единая Россия" и движению "Татарстан - новый век". Такой союз себя оправдывает. Вместе с тем на всех этапах избирательной кампании наблюдалась возрастающая роль и других политических партий. С чем нельзя не считаться и нужно считаться. Несомненно, в преддверии парламентских выборов в Госдуму в 2007 году эти партии будут вести себя значительно активнее.
Осознавая важность и сложность становления органов местного самоуправления, указом Президента республики создан Совет глав муниципальных районов и городских округов, целью которого является обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В политической жизни республики заметную роль выполняет Совет безопасности. На его заседаниях рассмотрены десятки вопросов, определяющих внутреннюю политику, стратегию экономического и социального развития, состояние законности и правопорядка в нашей республике. В настоящее время Совету безопасности необходимо обеспечить тесное взаимодействие с вновь созданным институтом - Общественной палатой нашей республики. Образование Общественной палаты создает условия для всесторонней социальной экспертизы значимых управленческих решений, делает процесс их подготовки и принятия более понятным и открытым.
Заметно оживилась работа Всемирного конгресса татар. Его усилиями и усилиями наших государственных органов праздник Сабантуй стал поистине общефедеральным, объединяющим различные народы нашей страны. К сожалению, не используется потенциал федеральной национально-культурной автономии татар, в то время как немногочисленные народы страны активно используют эту форму работы.
Остро стоит вопрос сохранения татарского языка и поддержки национальной культуры у нас в республике и особенно в регионах Российской Федерации и странах ближнего и дальнего зарубежья. В Конституции Татарстана есть 14-я статья, которая предоставляет право поддерживать национальную культуру, язык, сохранение самобытности татар, проживающих за пределами республики. Правительству республики и Департаменту внешних связей надо продумать возможность открытия культурных центров в стране и за рубежом. Вместе с тем республика не может полностью взять на себя такой тяжелый груз, как финансирование татарских общин по всему миру, поэтому нужен эффективный механизм взаимодействия бизнеса на местах с экономикой Татарстана, чтобы это содействовало поддержке татарского языка, культуры и традиций. Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества могло бы и должно сделать очень многое в этом важном деле.
Республика Татарстан продолжает занимать ведущие позиции среди регионов России по насыщенности печатными изданиями. Завершены организационные мероприятия по переходу районных и городских газет на новую правовую форму деятельности, что позволило сохранить эти издания в едином информационном пространстве республики.
В современных условиях возрастает роль электронных СМИ. Особые задачи возлагаются на республиканский спутниковый телеканал "Новый Век". Продолжается работа по его продвижению в регионах России и за рубежом. Постоянный рост аудитории телерадиокомпании ставит перед коллективом задачу по дальнейшему повышению качества программ, освещению жизни и деятельности татарских общин за пределами республики, развитию сети корпунктов в регионах России, которые надо открывать прежде всего на базе представительств нашей республики. Для более сбалансированного заполнения сетки часов, возможно, следует использовать госзаказ, предусмотрев бюджетное финансирование отдельных приоритетных для республики программ.
Среди средств массовой коммуникации особенно быстрыми темпами развивается Интернет. Сайт республиканского информационного агентства "Татар-информ" по посещаемости и цитируемости стабильно входит в первую пятерку российских информационных ресурсов Интернета. Количество посещений электронной газеты "Интертат" со времени ее создания превысило 4 миллиона. Важную роль выполняют официальные серверы республики. Количество посетителей сервера "Татар.ру" выросло за прошлый год на 40% и достигло 450 тысяч человек. Это говорит об огромном интересе к Татарстану.
Закрепляя достигнутый уровень в республике, одновременно надо более активно выходить на федеральные СМИ. Руководству республиканского агентства по массовой коммуникации "Татмедиа" следует усилить эту работу, особенно в случаях появления публикаций, содержащих недостоверные факты из жизни Татарстана или просто-напросто провокационно необъективные оценки происходящих в республике событий. Я считаю, что в этом деле, Марат Яшарович, мы пока еще не нашли эффективные механизмы.
Прошедший год был сложным для всех силовых структур республики, как и в целом по стране. Следует отметить высокий уровень обеспечения общественного порядка при проведении мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия Казани.
В 2005 году количество особо тяжких и тяжких преступлений выросло на 21%, при этом их удельный вес в общем числе преступлений заметно снизился. Более чем в два раза уменьшилось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, значительно сократилось количество изнасилований. Наступательно велась борьба с организованными преступными формированиями. В 2005 году наблюдались тревожные тенденции к омоложению организованной преступности. Обращает на себя внимание резкий рост преступлений, совершаемых на улицах и в общественных местах, увеличение количества краж, фактов мошенничества, преступлений в состоянии опьянения. Последние три года сохраняются тенденции роста рецидивной и бытовой преступности. В связи с этим одна из основных задач этого года - выработать более эффективные формы профилактической работы с привлечением населения, молодежных и общественных организаций.
Одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности в 2006 году остается борьба с экономической преступностью. Необходимо направить усилия на выявление фактов нецелевого использования и хищений средств государственных внебюджетных фондов, бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных и республиканских целевых программ.
Наркоситуация в республике продолжает оставаться сложной. Темпы роста числа наркозависимых сохраняются на уровне 5% в год. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по сравнению с прошлым годом возросло на 50%. Условиями успешной борьбы с распространением наркотиков в республике должны стать скоординированные Межведомственной комиссией Совета безопасности усилия министерств и ведомств, занимающихся этой деятельностью. Снижению спроса на наркотики должна служить также деятельность общественных и религиозных организаций по формированию в молодежной среде стойких моральных убеждений.
Экстремизм в стране начинает приобретать системный, демонстративный и порой жесткий характер. Экстремистские организации пытаются мобилизовать молодежь, поэтому необходимы превентивные меры в виде воспитания толерантности, духовности, трудовых навыков в традициях народов нашей республики. Территория Татарстана должна быть свободной от экстремизма в любых его проявлениях.
Кабинету Министров в течение первого полугодия текущего года необходимо внести в Государственный Совет "Республиканскую комплексную программу действий органов государственной власти по профилактике правонарушений на 2006-2008 годы".
Коррупция продолжает оставаться фактором дестабилизации. Татарстан первым среди субъектов Российской Федерации разработал стратегию антикоррупционной политики. Активизировали свою деятельность правоохранительные органы республики, которыми было выявлено в 2005 году в 1,5 раза больше преступлений коррупционной направленности. Было зарегистрировано 609 преступлений против интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления. Привлечены к уголовной ответственности 276 виновных лиц, среди которых немало и чиновников высокого ранга, чья неправомерная деятельность подрывает доверие граждан к государству и власти в целом.
Угрозу коррупции не снять только карательными мерами. Необходимо устранение экономических, социальных, административных причин, порождающих ее, нужна предварительная экспертиза законов на предмет содержания в них потенциальной коррупционной возможности.
Как известно, в июне 2005 года указом Президента создан специальный уполномоченный орган - отдел по реализации антикоррупционной политики в нашей республике. Ведется разработка ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ. Кабинету Министров республики надо в кратчайшие сроки завершить принятие республиканской программы реализации антикоррупционной политики, а Государственному Совету республики ускорить работу по принятию закона о противодействии коррупции.
Демографическая ситуация как в целом по стране, так и в Татарстане пока остается крайне сложной, требующей более действенного вмешательства государства. За 2005 год население Российской Федерации уменьшилось на 735 тысяч человек (0,5%), а по нашей республике на 8,6 тысячи человек (0,2%), что тоже немало. Особенно тревожная ситуация в Тетюшском, Верхнеуслонском, Спасском районах. Нужны реальные шаги к изменению демографической политики в виде долгосрочной государственной программы, включающей поддержку прежде всего института семьи, материнства и детства, выработку мер по снижению смертности и борьбе с тяжелыми заболеваниями, преодоление беспризорности, социально-экономически обоснованную миграцию.
Молодежная политика в республике всегда носила приоритетный характер. Лозунг "Молодежь - стратегический ресурс нации, будущее общества" должен быть подкреплен конкретными мерами поддержки, прежде всего улучшением качества жизни молодежи, возможностью получить образование, найти достойную работу и жилье. Необходимо усилить адресность поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Это также станет одним из важных факторов улучшения демографической ситуации.
Требует своей корректировки и ежегодная программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. В 2005 году на эти цели потрачено 634 млн.рублей, что позволило охватить отдыхом 210 тысяч детей, то есть практически всех желающих. Учитывая рост подростковой преступности, особенно в летний период, надо обратить особое внимание на дальнейшее укрепление материально-технической базы детских оздоровительных учреждений. Считаю, что это нам под силу.
Прошедший год был особо значимым в сфере внешних связей Татарстана. В год тысячелетия республику посетили десятки делегаций высокого уровня, Чрезвычайные и Полномочные Послы более 40 иностранных государств, были организованы многочисленные культурные, научные и спортивные мероприятия с международным участием. Внешние связи республики получили поддержку со стороны внешнеполитического ведомства Российской Федерации. Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров высказался так: "Рассчитываем на дальнейшее тесное сотрудничество в деле отстаивания интересов России на международной арене. Отечественная дипломатическая служба, со своей стороны, будет и впредь всемерно содействовать развитию плодотворных международных и внешнеэкономических связей Республики Татарстан". Сегодня, по прошествии 15 лет со дня начала этой деятельности, мы можем смело утверждать, что за эти годы татарстанская дипломатия действительно состоялась.
Накопленный опыт необходимо использовать для участия в реализации так называемых "дорожных карт", подписанных между Европейским Союзом и Российской Федерацией по вопросам науки, образования и культуры, а также по общему экономическому пространству. Департаменту внешних связей следует выйти с предложением о проведении в Казани заседания экспертов Евросоюза и Российской Федерации по проблемам реализации этих "дорожных карт".
Для более тесной работы с Европейским Союзом целесообразно обратиться в соответствующие структуры с предложением о включении Республики Татарстан в Комитет регионов Европейского Союза, а Департаменту внешних связей следует открыть постоянное представительство в Брюсселе для более активного продвижения наших интересов в Европе.
Работа с соотечественниками отнесена к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации, при этом она преследует цель сохранения ими этнокультурной самобытности и обеспечения миграционного прироста за счет квалифицированных работников. Оба эти направления совпадают с интересами нашей республики. Поэтому представительства Татарстана за рубежом должны сконцентрировать свои усилия на вопросах продвижения русского и татарского языков в странах проживания наших соотечественников. Особое внимание следует уделить вопросам привлечения в наши вузы одаренных детей. Министерству образования и науки совместно с Советом ректоров вузов, представительствами республики и исполкомом ВКТ нужно усилить действия в данном важном направлении, тем более что Правительство России определило предоставление соотечественникам льгот для получения российского образования как одно из важнейших направлений своей внутренней и внешней деятельности.
Как известно, 30 июня 2005 года Российской Федерации предоставлен статус наблюдателя при Организации Исламская Конференция. Более тесное и последовательное взаимодействие с постоянными комитетами ОИК, а также Исламским банком развития открывает новые возможности для расширения связей нашей республики с мусульманскими государствами.
Расширение международных связей республики требует особого внимания к координации этой деятельности. Согласованная политика является взаимовыгодной, и она должна стать незыблемым принципом в нашей дальнейшей работе.
Хэрмэтле халык депутатлары!
Уважаемые народные депутаты!
В соответствии с проводимым курсом на повышение качества жизни входящие в его состав ключевые показатели становятся определяющими для оценки эффективности государственного управления. Они включают в себя прежде всего реальные доходы населения, покупательную способность, обеспеченность жильем, здоровье - продолжительность жизни населения, развитие инфраструктуры, экологию, общественную безопасность, а также доверие и диалог граждан с властью. Необходимость последовательного решения этих задач заложена в систему республиканского планирования и преобразована в обязательные стандарты управления. Они доведены до всех уровней органов государственной власти и муниципальных образований. Это позволяет обеспечить действенное управление каждым фактором, характеризующим качество жизни.
В истекшем году Правительству совместно с органами исполнительной власти всех уровней во многом удалось успешно решать намеченные прогнозные показатели.
Основные позитивные изменения качества жизни населения республики в 2005 году были обусловлены ростом реальных денежных доходов. Рост располагаемых денежных доходов за вычетом инфляции составил 125% - практически втрое выше, чем в среднем в Российской Федерации (в Российской Федерации - около 109%). Это очень важно. Темпы роста заработной платы впервые за последние годы превысили среднероссийские значения. Основные результаты достигнуты благодаря опережающему росту доходов в сфере малого бизнеса. Учтенная статорганами реальная заработная плата в этом секторе выросла за год на 57% и составила 7020 рублей. На крупных и средних предприятиях за этот же период прирост реальной заработной платы составил 13% (она выросла до 7070 рублей). Легализация "серого рынка" труда, о котором мы неоднократно говорили за последние два года, а также выявление скрытых форм оплаты труда наконец-то начали давать свои "плоды". В течение года сумма задолженности по заработной плате сократилась на 67% - до 23 млн.рублей. На 17,3 процентных пункта за год выросла покупательная способность населения. Она составляет цифру более чем в 150 млрд.рублей. Не случайно все больше известных мировых торговых компаний мощно развивают свои торговые сети в крупных городах республики. Мы договаривались работать целенаправленно в части продвижения наших товаров через эту торговую сеть известных мировых фирм. В этом направлении работа ведется. Но на сегодняшний день ее удовлетворительной считать нельзя. Предстоит огромная работа. Сейчас завоевать рынок своими товарами крайне сложно, иной раз просто невозможно. А вот эти каналы обратной торговой связи надо использовать во всю мощь.
Ключевой задачей в политике роста реальных доходов, обеспечения социальной стабильности и эффективности проводимых экономических реформ на данном этапе развития становится формирование так называемого "среднего класса". Средний класс для нас - это люди со среднедушевыми доходами от 5 до 14 тысяч рублей. Важно, чтобы денежные доходы росли не только у одной категории, но и у широких масс. Дефолт 1998 года привел к резкому сокращению "среднего класса" и, как следствие, к серьезному увеличению социального неравенства среди нашего населения. Благодаря предпринимаемым в республике усилиям доля среднего класса в последние годы устойчиво растет. За последнее пятилетие практически в два раза - с 25% в 2000 году до 46% - в 2005 году. Правительству Республики Татарстан необходимо разработать комплекс мер, реализация которых позволила бы к 2010 году увеличить долю среднего класса в Татарстане до 60%.
Нам необходимо добиться, чтобы за 2006-2007 годы - возможно, нам удастся добиться решения этой задачи уже в 2006 году - не осталось ни одного работодателя, зарплата работающих у которого была бы ниже прожиточного минимума. (Прожиточный минимум - всего-навсего 2750 рублей.) А в дальнейшем она была бы не ниже минимального потребительского бюджета, который составляет 5400 рублей. Я считаю, что вообще нам всем нужно взяться за эту проблему совместно с Государственным Советом, Правительством, чтобы среди наших крупных товаропроизводителей не осталось предприятий со средней зарплатой ниже минимального потребительского бюджета. К сожалению, иной раз даже среди известных, можно сказать, хваленых руководителей есть такие, на предприятиях которых средняя зарплата еще не достигает такого уровня. Эту задачу мы можем решить. Нам ее нужно определить как приоритетную в нашей работе. В результате выиграем все - и население, и, в конечном счете, социально-экономическое развитие республики в целом.
Стратегия в этой сфере должна быть переориентирована от роста социального обеспечения - к обеспечению роста эффективной занятости. Страна или республика не может оставаться большим собесом. Поэтому Правительству необходимо создать условия для ежегодной генерации новых, конкурентоспособных рабочих мест с заработной платой в размере не ниже среднереспубликанской, особое внимание уделив при этом вопросам занятости женщин и молодежи. Это также наиболее реальный путь к формированию "среднего класса".
Существенным подспорьем политики роста денежных доходов является и проводимая в республике социальная политика. В 2006 году запланировано увеличение расходов на развитие социально-культурной сферы на 18% - свыше 37 млрд.рублей против 31 млрд. в предыдущем году. Это большие вложения.
Ключевой задачей становится консолидация усилий по подготовке и реализации национальных проектов федерального и республиканского значения - для приоритетного развития прежде всего здравоохранения, образования, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, и я скажу, что по нашей республике - и социальной и культурной сфер.
В здравоохранении основной упор будет сделан на развитие первичной медицинской помощи, особенно ее профилактической направленности, что позволит повлиять на своевременное выявление и предупреждение развития многих заболеваний. Отныне у человека появляется врач с хорошей зарплатой, который становится ответственным за его здоровье. Повышается и личная ответственность самих граждан за сохранение здоровья. В этих целях трансформированы в центры общей врачебной практики 42 поликлиники и 65 врачебных амбулаторий. Участковые врачи и врачи общей практики в прошедшем году получили 1200 специальных комплектов с набором инструментов и медикаментов, около тысячи компьютеров. Реальная помощь пошла. Первые результаты работы врачей общей практики доказывают правильность этого решения. За короткий срок почти в два раза возрос охват населения диспансерным наблюдением.
Особое значение в реформировании системы здравоохранения приобретает повышение эффективности диспансеризации, систематических медицинских осмотров трудоспособного населения. Необходимо обратить внимание на раннее выявление патологии, в первую очередь - онкологической, сердечно-сосудистой, на амбулаторном этапе. Направляемые в эту сферу средства позволят повысить заработную плату специалистам поликлиник в среднем на 25%.
При реализации национального проекта Министерству здравоохранения необходимо отдельно рассмотреть вопросы развития сельского здравоохранения, особенно в плане оснащения машинами скорой медицинской помощи (они уже идут и будут в достаточном количестве), а также подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала.
Особо значимым в проектах реформирования здравоохранения является создание высокотехнологичных медицинских центров, чем мы занимаемся уже не первый год.
Как известно, у нас на стадии завершения возведение крупнейшего Межрегионального клинико-диагностического центра, на строительство и оснащение которого направлено более 2 млрд.рублей. Учреждение будет иметь возможность проводить более 10 тысяч операций на сердце, сосудах и головном мозге. Прием таких больных начнется уже в первой половине этого года. Мы так договорились, и я думаю, что уложимся в поставленные сроки. Это будет прорывной шаг. У наших больных не будет необходимости каждый раз обращаться за помощью в зарубежные или московские клиники. Дай Бог, чтобы все проходило успешно.
Один миллиард рублей республика направляет на модернизацию Клинического онкологического центра. Ведутся работы по приданию ему статуса федерального центра.
Принято решение о выделении нового семиэтажного здания на территории Республиканской клинической больницы площадью 16 тысяч кв.метров для размещения Научно-исследовательского центра восстановительной травматологии и ортопедии и направлении в этом году 300 млн.рублей на завершение строительства. Вообще, по этому направлению надо выходить на мировой уровень. Например, в мире решен вопрос замены суставов, надо, чтобы это делалось и в условиях нашей республики. Потому что такие болезни, к сожалению, у нас также развиваются очень быстро. Видимо, причиной тому и социальные условия, и малоподвижный образ жизни, и условия питания и так далее.
В Детской республиканской клинической больнице, которая признается лучшей в Российской Федерации, в условиях искусственного кровообращения только в 2005 году проведено около 200 кардиохирургических операций детям и 148 операций - на головном мозге. Выживаемость больных детей с острым лимфобластным лейкозом составляет 93%, а нейробластным - еще выше. На модернизацию ДРКБ запланировано финансирование в объеме 400 млн.рублей, что позволит снизить младенческую смертность от врожденных пороков развития сердечно-сосудистой и неврологической систем в 2 раза и значительно снизить уровень инвалидности детей.
Модернизация Республиканской офтальмологической клинической больницы (объем финансирования - 100 млн.рублей) с завершением строительства нового корпуса и оснащением современным оборудованием позволит в 2 раза увеличить объем оперативного вмешательства и улучшить профилактику.
В связи с концентрацией ресурсов и созданием крупных медицинских центров Министерству здравоохранения республики необходимо коренным образом изменить менеджмент учреждений здравоохранения, создать четкий механизм контроля над затратами, а также увеличить заказы на лекарства, медицинские инструменты, аппаратуру, шовный материал, рентгеновскую пленку и другие изделия, прежде всего приобретая товары, производимые в республике. Я должен подчеркнуть: все, что перечислено, - это средства бюджета нашей республики, выделенные решением Государственного Совета по предложению Правительства республики. Эти средства идут. И главное - чтобы они использовались именно на решение этих целевых задач.
Министру здравоохранения Камилю Зиятдинову, министру социального обеспечения Клавдии Новиковой, главам муниципальных образований необходимо держать под личным контролем вопросы льготного лекарственного обеспечения, обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Делается немало, и необходимо улучшить качество.
Реализация приоритетного национального проекта в сфере образования должна заложить долгосрочную базу повышения качества жизни татарстанцев, человеческого капитала и конкурентоспособности республики в целом. Настало время в процессе реформирования и совершенствования системы образования определить приоритеты.
Обществом управляет и направляет его развитие - во все времена, везде и всюду - элита. Таким образом, республиканская система просвещения, решая общие задачи образования, должна быть ориентирована на отбор и продвижение талантливых учеников и студентов. Это - наша первая задача. Поэтому в республике должна быть создана сеть специализированных учреждений для одаренных детей и подростков, сформирован национальный банк данных победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных конкурсов, научно-исследовательских конференций разных уровней. Для них должны быть обеспечены максимально упрощенные процедуры поступления в высшие учебные заведения, чтобы они случайно не оказались за бортом.
В текущем году впервые, по моему поручению, за счет бюджета республики начата реализация конкурсной, грантовой системы обучения в зарубежных и отечественных учебных и научных центрах наиболее одаренных студентов, аспирантов, молодых ученых, специалистов промышленных предприятий республики. Это только начало данного важнейшего направления. Возможно, мы делаем это уже с некоторым опозданием. В предстоящие два года на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей будет выделено более 1,3 млрд.рублей из республиканского и федерального бюджетов. Главное, должен быть результат в лице одаренных и способных детей, которые будут определять наше настоящее и будущее благополучие.
Вторая задача - повышение качества преподавания, обновление содержания среднего образования, усиление его практической направленности. Низкая заработная плата педагогов - одна из ключевых составляющих этой проблемы. В Республике Татарстан решение о выплатах за классное руководство учителям общеобразовательных школ реализуется с 2004 года. На эти цели выделено из республиканского бюджета 256 млн.рублей. Это, безусловно, в какой-то степени позволяет укрепить воспитательный потенциал школы. Но несмотря на эти инициативы, низкая заработная плата педагогов является основным сдерживающим фактором повышения качества образования. Чтобы его преодолеть, необходимо перейти на новую систему оплаты труда, построенную на учете достигнутых учителями и воспитателями результатов. В течение 2006 года Министерству образования и науки республики надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства будут следовать за учащимся. За каждым учащимся будет закреплено персонифицированное финансирование. Без таких подходов, как бы с определенным отходом от общепринятых правил, мы эти вопросы решить не сможем. Здесь и конкурентоспособность, и стимулирование, это - работа на результат. Мы должны смело идти на такие шаги.
Одна из действенных мер, реально способствующих повышению доступности и качества образования, - расширение использования инфокоммуникационных технологий. Республика в опережающем режиме смогла решить проблему так называемого "цифрового неравенства", обеспечив активное использование информационных технологий в любой точке республики. На сегодня 1800 учреждений образования подключены к сети Интернет. На этой основе нам необходимо в 2006-2007 учебном году создать общедоступный образовательный портал в Интернете с размещением материалов не только в рамках учебных программ, но и дополнительной информации для преподавателей, учащихся и абитуриентов. Для нашей республики это не пожелание, это - реальность. Главное, чтобы вся эта система была задействована.
В части обеспечения доступным жильем работников бюджетной сферы, молодежи и граждан с невысокими доходами с 2005 года, как известно, в республике в дополнение к федеральным программам реализуется татарстанская Программа социальной ипотеки. В 2005 году на эти цели было мобилизовано свыше 4 млрд. рублей внебюджетных средств наших товаропроизводителей и построено более 6000 квартир. В 2006 и в последующие годы Программа социальной ипотеки будет продолжена и расширена.
Всего по республиканскому и федеральному проектам доступного жилья до 2010 года должно быть привлечено порядка 200 млрд. рублей средств, включая и село, введено в эксплуатацию 10 млн.кв.метров жилья. Это напряженно, но реально. Эту задачу нам надо решить. Это - основа благополучия нашего общества.
Основной задачей Правительства в сфере жилищного строительства является контроль за ценами, в данном случае не нужно бояться слова "контроль", тем более государственного контроля, чтобы жилищный рынок не попал под контроль спекулянтов и недобросовестных посредников. А сейчас их будет много, потому что начинает реализовываться и федеральная жилищная программа. Их уже сейчас очень много, со всех сторон предлагают услуги неизвестно какого содержания.
Несмотря на немалые социальные издержки, прошедший год был решающим в проведении так называемой "монетизации" льгот и перехода на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг через субсидирование малообеспеченных семей. Полученные предварительные результаты показывают оправданность принятых непопулярных решений.
Хотя и сейчас население вполне оправданно высказывает нам много претензий к качеству жилищно-коммунальных услуг и переходу к новым формам управления жилищем. Их много было в Казани, или здесь больше слышно, мы тут ближе живем. Но я могу высказать полную уверенность в том, что новое руководство, новые избранные органы столицы справятся с этой непростой задачей. Это требует и времени, и огромных всесторонних усилий. В то же время не могу не сказать, мы об этом должны говорить, что в результате проведенной работы стоимость услуг ЖКХ по Республике Татарстан в текущем году составляет 25 руб./кв.м, что значительно ниже соответствующих среднероссийских значений (41,6 руб./кв.м). Главная задача - это улучшение качества услуг и решение проблем прежде всего капитального ремонта домов. По капитальному ремонту мы в долгу перед населением. Вообще, без увеличения объема капитального ремонта домов невозможно говорить ни о дальнейшем улучшении качества услуг ЖКХ, ни о создании необходимых условий, которые понравились бы самим жителям. Поэтому нам нужно очень серьезно взяться за это дело, используя внутренние ресурсы районов и городов, при определенной поддержке республиканского бюджета. Еще раз подчеркну: мы задолжали. Действительно, люди все время платят определенную сумму с квадратного метра жилья на капремонт, но не всегда капитальный ремонт проводится адекватно этой сумме. Это - накопленный долг перед населением. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, руководители районов, городов должны сделать все, чтобы совместно с населением создать заинтересованные структуры управления этой самой проблемной сферой. Пока еще те заявления, которые были сделаны ответственными лицами, в полной мере не выполнены. Я не хочу упрощать, но в то же время надо договориться с населением, чтобы люди сами управляли, сами активно участвовали в этих структурах, но при этом и мы должны брать на себя обязательства и выполнять их. Тогда нам люди поверят, а это затрагивает интересы миллионов.
Если сказать обобщенно, политика реализации национального проекта в агропромышленном секторе, начиная с этого года, должна быть сосредоточена на прямой бюджетной поддержке субсидирования процентных ставок по кредитам и займам. Они будут направлены на следующие цели:
- реконструкцию, модернизацию животноводческих комплексов, закупки высокопроизводительного оборудования, техники и скота. В текущем году должно быть привлечено свыше 5 млрд.рублей кредитных ресурсов, порядка 360 млн.рублей запланировано на субсидии по обслуживанию процентных банковских ставок;
- развитие производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Для реализации данного направления через филиал Россельхозбанка будет выделено 250 млн.рублей кредитных ресурсов, сумма субсидий - 97 млн.рублей.
С целью повышения доступности кредитных ресурсов для состоятельных сельхозформирований с 2006 года запущена новая республиканская Президентская программа - "Программа 100", не имеющая аналогов в Российской Федерации. Через ОАО "Ак барс-банк" будет осуществлена поддержка финансово устойчивых сельхозтоваропроизводителей. Они получат пятилетние инвестиционные кредиты для обновления техники, реконструкции животноводческих объектов, закупки племенного скота и птицы и для освоения ресурсосберегающих технологий. За счет средств республиканского бюджета для обслуживания кредитов им будет предоставлена субсидия, равная размеру полной ставки рефинансирования Центробанка. На эти цели планируется направить порядка 4,2 млрд.рублей. Это те сильные хозяйства, которые исторически хорошо работали. Мы ведь всю жизнь посвящали подтягиванию разгильдяев, которые всю жизнь отставали, и наша помощь мало что меняла в их работе. Это можно считать историческим опытом. Сейчас мы решили перевернуть эту пирамиду. Помочь тем, кто всегда хорошо работал. Потому что они сегодня работают на нулевой амортизации, им тяжело. А они исторически хорошие хозяева, опыт передается из поколения в поколение. И на этой основе, я думаю, можем сделать много. Раз они сами хотят расти и вести сельское хозяйство на современном уровне, то мы будем им помогать капитально.
В республике также разработана Программа развития животноводства на 2006-2008 годы с участием прежде всего крупных инвесторов. Вы их знаете. Данной программой предусматривается строительство новых и реконструкция существующих животноводческих комплексов, это более 100 объектов. Сметная стоимость инвестиционных вложений составит около 24 млрд.рублей. По программе развития животноводства будет вновь построено 35 молочных комплексов на 74 тысячи голов коров и на 400 тысяч тонн молока, 18 свинокомплексов на 200 тысяч голов, 6 площадок по откорму крупного рогатого скота на 44 тысячи голов, а также предусмотрено строительство 10 новых птицекомплексов.
Реализация данных инвестиционных планов позволит довести ежегодное производство молока до 1610 тысяч тонн (республика остается и будет наиболее крупным производителем молока), произвести по 100 тысяч тонн мяса свиней и птицы.
Реализация этих проектов - это и федеральная программа, мы взяли ее на двойную тягу. В рамках этих программ планируется достичь к 2008 году следующих показателей:
- рост объемов производства молока - на 77 тысяч тонн, или на 5% в год;
- рост производства мяса скота и птицы - на 35 тысяч тонн, или на 11%;
- стабильное производство зерна - на уровне 4,5 млн.тонн в год;
- стабильное производство сахарной свеклы - на уровне 2 млн.тонн в год;
- увеличение объемов производства рапса до 150 тысяч тонн; это новое направление, в связи со строительством под Казанью крупного маслозавода для производства рапсового и других растительных масел;
- дальнейшее увеличение производства энергонасыщенных кормов - кукурузы, люцерны, клевера, сои.
Будет продолжена и расширена государственная поддержка кадрового обеспечения АПК через различные, уже действующие у нас механизмы стимулирования эффективной работы руководителей и специалистов, кадров массовых профессий и молодежи. На эти цели будет направлено из республиканского и федерального бюджетов и из внебюджетных источников 360 млн.рублей.
Государство впервые определило развитие АПК реально приоритетным. Если Министерство сельского хозяйства и продовольствия, руководители районов не смогут сполна воспользоваться этими возможностями, то об эффективности органов местного самоуправления и обеспечении роста уровня жизни на селе не придется говорить. Вот цена вопроса, отсюда и задачи. А главное - не проспать этот благоприятный период и открывающиеся возможности.
Должен сказать, мы сегодня договариваемся так, что результаты реализации национальных проектов станут определяющими в оценке деятельности государственных органов власти, отдельных министерств, ведомств республики. Цена вопроса и его социальная направленность обеспечат опережающее развитие республики. И это мы должны сделать. Причин не делать нет, ссылаться не на кого и не на что.
Уважаемые народные депутаты!
Отрадно отметить, что Республика Татарстан не только усиливает социальную активность, но и уверенно наращивает свою экономическую мощь. Валовой региональный продукт вырос за год в сопоставимых измерениях почти на 7% - до 510 млрд.рублей (для сравнения: 6% в 2004 году). Объемы промышленного производства в сопоставимом исчислении увеличились на 4,6% (для сравнения: 4,4% в среднем по Российской Федерации) - до 484 млрд. рублей. Что особо важно, темп роста добавленной стоимости устойчиво превышал темпы роста объема выпуска товаров и услуг, чего мы долго добивались. В результате рентабельность оборота выросла до 18%, а коэффициент добавленной стоимости вырос до 47,2%.
Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики республики при сложившейся структуре возможно лишь при использовании новых стратегических подходов, предусматривающих комплексное использование социально-экономического и научно-технического потенциала республики и создание на этой основе благоприятных условий для развития бизнеса. Одним из таких инструментов на современном этапе является кластерный подход. Это новое понятие.
Кластер - это группы, "сгустки" конкурентоспособных предприятий, занимающих ведущие позиции на мировом рынке. Они у нас есть. Для динамичного развития кластера помимо ключевых товаропроизводителей-экспортеров необходимы еще две составляющие. Первая - это сеть внутриреспубликанских производителей-поставщиков, на конкурентных принципах снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющих для них сервисные, логистические услуги, и вторая - особый бизнес-климат - система быстрого доступа к дешевым и качественным ресурсам, удобная транспортная инфраструктура, научные, исследовательские и образовательные центры.
В республике существуют все необходимые предпосылки для формирования кластеров в нефтяной, нефтегазохимической отрасли, энергетике, авиации, автомобилестроении, АПК. Мировая практика показывает, что только путем объедения усилий и преимуществ всех участников республика в условиях растущей конкуренции сможет успешно развиваться не только на внутреннем, но и внешнем рынке. Суть вопроса сводится к следующему: к ведущим, конкурентоспособным в мире предприятиям сейчас надо подключить средний бизнес, дать ему заказы, чтобы эти предприятия работали совместно с крупными. Тогда все заработает на конкурентоспособном уровне, и все будут развиваться. Потому что появляется стержень, он должен держать всех и вести за собой. Это есть реальное слагаемое нашего успеха. Понять, а главное организовать это в будущем - и мы обречены на успех. Мало кто еще этим занимается. Но мне кажется, что мы с каждым годом растем, все больше понимаем и учимся на практике реализовывать эти идеи.
Основой кластерного подхода является малый и средний бизнес. Крупные предприятия - это центры, вокруг которых малый и средний бизнес должен оперативно начать формировать обслуживающие и сопровождающие товары и услуги. В малом и среднем бизнесе доля добавленной стоимости на 18 процентных пунктов выше по сравнению с крупными компаниями. По этой причине расширение взаимодействия с ними - это прорыв на сегодня и на будущее.
На кластерный подход должна быть ориентирована и инвестиционная политика. Все подчиняется основополагающим целям. В 2005 году был достигнут наибольший за последние несколько лет прирост инвестиций в основной капитал - 21,4% к уровню прошлого года. Они превысили 136 млрд. рублей. Впервые наметились и улучшения в структуре инвестиций в пользу обрабатывающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи. Правительству Республики Татарстан эту важную тенденцию необходимо постоянно поддерживать и подпитывать в прямом и переносном смысле слова. Ежегодные темпы роста инвестиций в основной капитал должны в два раза превышать темпы роста валового внутреннего продукта. Вот на эти параметры нужно выходить. Это основа для дальнейшего устойчивого роста нашей экономики.
В 2005 году начали свою деятельность Инвестиционно-венчурный и Залогово-страховой фонды Республики Татарстан. Впервые, пока в других регионах таких фондов нет. Сейчас приезжают к нам, изучают и создают у себя, у кого есть возможность. Через них в экономику дополнительно привлечено средств порядка 9 млрд.рублей. Деятельность фондов стимулировала формирование новых инновационных институтов. Инвестиционно-венчурный фонд стал победителем федерального конкурса, в текущем году должен начать свою деятельность новый фонд - Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Фонд будет ориентирован на коммерциализацию результатов исследований малого предпринимательства в сфере науки и научного обслуживания. 200 млн.рублей уже вложено в него республикой, 200 млн. - Российской Федерацией, ведутся переговоры и с крупными частными инвесторами на привлечение еще 400 млн.руб. Менеджмент нового фонда будет осуществляться частной управляющей компанией, выбранной по конкурсу. Ведутся работы по формированию на паритетных началах с Российской Федерацией и инвесторами еще одного фонда - отраслевого Фонда содействия венчурным инвестициям, ориентированного на поддержку субъектов малого предпринимательства в информационных технологиях. Вы чувствуете, речь идет не просто о поддержке бизнеса, речь идет о бизнесе по направлениям: по научным разработкам, по информационным технологиям и так далее, которые заранее обрекают нас на успех.
Истекший год стал историческим и в плане получения новых полномочий особой экономической зоной "Алабуга". В условиях жесткой конкуренции республикой был выигран федеральный конкурс. Начатая еще в 1998 году работа наконец получила свое логическое оформление. Мы с вами просто не отступали. Это и символ доверия к республике, к ее способности осуществлять крупномасштабные программные проекты, но одновременно и большая ответственность. Цель создания особой экономической зоны - не получение долгосрочных налоговых и таможенных льгот, а возможность привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в республику и выйти на качественно новые рубежи развития. Это - главная цель, основа основ.
Учитывая подробный анализ состояния дел в промышленности, состоявшийся на днях на расширенной коллегии Министерства экономики и промышленности республики, я счел возможным не повторяться. Вообще, объемный системный анализ, приведенный в самом тексте послания, который у вас есть, освобождает меня от освещения ряда проблем в ходе сегодняшнего выступления.
* * *
Слаженная работа республиканских, федеральных и местных органов во многом обеспечивается взвешенной региональной экономической политикой. Переход с 2006 года к местному самоуправлению требует и далее разработки новых подходов к государственному регулированию, а именно в части обеспечения равных прав территорий в реализации инвестиционной, экономической и социальной политики, снижения субъективных факторов при распределении ресурсов. Главное, чтобы не была утеряна суть муниципальной реформы. Мы ждем от предоставленных полномочий и самостоятельности создания обстановки здоровой состязательности, новых социальных инициатив. Те муниципальные образования, которые ответственно и оперативно начнут решать эти вопросы, безусловно получат дополнительные экономические и социальные перспективы. А мы этому будем содействовать.
Начало применения в системе государственного управления интегрального индикатора "качество жизни" отныне требует и внедрения в практику государственного управления стандартов публичных услуг. В 2006 году Правительству Республики Татарстан в первоочередном порядке необходимо разработать стандарты качества публичных услуг, и я считаю, что это нужно прежде всего для Министерства земельных и имущественных отношений, Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, к деятельности которых больше всего замечаний и обращений населения. И вообще, к ним приковано внимание населения.
Указом Президента Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Федерации отныне наделено полномочиями по координации взаимодействия территориальных органов федеральной исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Многочисленные жалобы, нарекания населения и юридических лиц связаны с неудовлетворительной работой ряда федеральных служб. Прежде всего, это служба регистрации (Кузьмина Л.В.). Давайте перестанем мучить людей, собственных граждан. Сколько нужно дней для того, чтобы регистрация происходила с минимальной потерей времени? Там же кошмар творится! Что нужно сделать, чтобы уйти от этого кошмара? Рустам Нургалиевич, Равиль Фатыхович, срочно рассмотрите данный вопрос. После майских праздников я пойду туда и встану в очередь, возьму с собой нескольких депутатов, Фарид Хайруллович, наверное, тоже пойдет. Тогда и посмотрим, что изменилось. Нельзя так издеваться над народом. Ведь не на пенсиях, не на льготном проезде, не на чем-то еще, а на ровном месте, на регистрации мучаем людей.
Также многочисленны жалобы как от населения, так и от юридических лиц на судебных приставов. Люди идут к ним как в последнюю инстанцию после суда, чтобы решение суда было исполнено. Иногда дело доходит до того, что хоть на них самих потом подавай в суд. Мы уже объяснялись по этому вопросу, наведите порядок. Это я публично обращаюсь. Суд состоялся, значит его решение надо исполнять. Судебные приставы вместо исполнения своего святого долга часто встают на преступный путь. Нет, мы это терпеть не будем. Отчасти это касается и параллельно действующих органов по природопользованию.
В ближайшее время для реализации указанных полномочий при Президенте республики будет сформирован соответствующий координационный орган. Надеюсь, нам удастся упорядочить деятельность этих многочисленных нужных и ненужных структур в федеральных органах власти, которые во многом оказались жертвами неудачной административной реформы, к сожалению.
Хэрмэтле халык депутатлары!
Уважаемые народные депутаты и приглашенные!
Республикой Татарстан набраны высокие темпы экономического и социального развития. Это во многом результат слаженной работы наших граждан, органов государственной власти и муниципальных образований.
Государственному Совету, Правительству республики и всем нам и в дальнейшем, я считаю, по плечу добиться повышения эффективности проводимых преобразований, роста качества жизни нашего населения, укрепления духовности, мира и согласия в нашем обществе. Мы можем, без булдырабыз!
Спасибо за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на сессии Государственного Совета 3 марта 2006 года "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2006 году"
Текст Доклада опубликован в газете "Республика Татарстан" от 4 марта 2006 г. N 44