Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 1 марта 2006 г. N 96
"О состоянии обеспечения охраны и условий труда в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан за 2005 год"
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 10 августа 2007 г. N 481 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение "Отраслевой программы улучшения условий и охраны труда работников системы здравоохранения Республики Татарстан на 2004-2006 годы", разработанной совместно с Татарстанской организацией профсоюза работников здравоохранения РФ и утвержденной приказом Минздрава РТ от 26.03.2004 г. N 509, проводилась работа по обеспечению требований законодательства в области охраны и условий труда в медицинских учреждениях.
Система здравоохранения Республики Татарстан сегодня - это 83148 работающих, из них 68225 женщин, что составляет - 82%.
В медицинских учреждениях здравоохранении# Республики Татарстан эксплуатируется диагностическое, физиотерапевтическое, лабораторное, стоматологическое оборудование и более 800 единиц оборудования лучевой диагностики, 105 котельных (2004 г. - 108), где эксплуатируется 260 единиц котельного оборудования (2004 г. - 265); 505 единиц лифтов больничных, грузовых, пассажирских (в эксплуатации находится 369 лифтов - 73%); 869 стерилизаторов медицинских паровых; 29 газификаторов холодных криогенных, 26 барокамер, 1619 кислородных баллонов, 115 централизованных систем обеспечения медицинскими газами, более 2500 автомобилей различных марок и другое оборудование, которое требует повышенного внимания с точки зрения охраны и безопасности труда. В основном в медицинских учреждениях Республики Татарстан, эксплуатирующих объекты повышенной опасности, организовано их техническое обслуживание по договорам со специализированными организациями и ремонт, подготовлен и обучен обслуживающий персонал, назначены ответственные лица в соответствии с нормативными требованиями правил, норм и инструкций.
Организация технического надзора за безопасной эксплуатацией всего парка медицинской аппаратуры и технологического оборудования в медицинских учреждениях здравоохранения Республики Татарстан позволила в течение последних лет эксплуатировать данные объекты без технических аварий.
Несмотря на проводимую работу в области обеспечения охраны и безопасных условий труда работников в учреждениях отрасли происходят несчастные случаи, связанные с производством, при которых получили травмы различной степени тяжести 695 работника здравоохранения и 12 человек погибло (данные с 1995 года по 2005 гг.). Динамика производственного травматизма в медицинских учреждениях за 2000-2005 годы представлена в таблице.
Число пострадавших с утратой трудоспо- собности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом по годам |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Несчастные случаи, всего | 68 | 54 | 64 | 84 | 64 | 62 |
в т.ч. женщин | 46 | 40 | 46 | 49 | 49 | 48 |
Со смертельным исходом | 2 | нет | 2 | 2 | нет | нет |
Анализ случаев производственного травматизма показал, что общий производственный травматизм в 2005 г. по отношению к 2004 г. снизился в 1,03 раза (в 2004 году по отношению к 2003 году снизился в 1,3 раза) и составил в расчете на 1000 работающих 0,69. Необходимо отметить, что в 2005 г. зарегистрировано 4 групповых несчастных случая (в г.Набережные Челны - 1 случай, г.Нижнекамске - 1 случай, г.Лениногорск - 1 случай, г.Бугульме - 1 случай), 8 тяжелых несчастных случаев (г.Казань - 1 случай, г.Набережные Челны - 2 случая, Бугульминская ЦРБ - 1 случай, Зеленодольская ЦРБ - 1 случай, Новошешминская ЦРБ - 1 случай, Республиканская психиатрическая больница - 1 случай, Республиканский клинический онкологический диспансер - 1 случай).
Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что основными видами происшествий, приведших к несчастным случаям, являются:
Виды происшествий | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Падение (связанные с неосторожностью пострадавших и неудовлетворительным содержа- нием территорий, зданий) |
15 | 23 | 36 | 37 | 27 |
Нападение на персонал больных и других лиц | 7 | 12 | 14 | 6 | 4 |
Дорожно-транспортные происшествия | 7 | 11 | 12 | 5 | 14 |
Воздействие экстремальных температур | - | 5 | 2 | 1 | 2 |
Падение с высоты | 2 | 3 | 1 | - | 1 |
Воздействие движущихся, разлетающихся, пред- метов и деталей |
8 | 3 | 4 | - | 2 |
Повреждение в результате контакта с животными | 5 | 2 | 1 | 2 | нет |
Поражение электрическим током | - | - | - | - | нет |
Падение, обрушение предметов на работников | - | - | - | - | |
Убийство | - | 1 | 1 | - | нет |
Прочие | 9 | 4 | 13 | 13 | 14 |
Всего | 54 | 64 | 84 | 64 | 62 |
Основными причинами несчастных случаев являются:
- неудовлетворительное техническое состояние территории и зданий - 15,5%;
- неосторожность пострадавших - 41,3%;
- нападение больного или других лиц - 3,4%;
- дорожно-транспортные происшествия - 24,2%;
- неудовлетворительная организация производства работ - 1,7%;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест - 1,7%;
Получают производственные травмы следующее# работники здравоохранения (в % к общему количеству несчастных случаев за 2005 год):
Средний медицинский персонал | 53,2% |
Врачи | 20,9% |
Младший медицинский персонал | 15,6% |
Работники вспомогательных служб | 12,9 |
Административный персонал | нет |
Из года в год имеются случаи травматизма из-за падений на территории и в зданиях и если бы относиться к данной проблеме со всей ответственностью, то можно было бы сократить количество несчастных случаев в среднем на 43,5%, при этом не израсходовав ни одного рубля бюджетных средств на обеспечение безопасных условий труда.
Ежегодный анализ данных показателей условий и охраны труда в медицинских учреждениях, проводимый отделом технического контроля и охраны труда показывает следующую динамику.
Показатели охраны и условий труда | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего |
27,2 | 24,5 | 18,5 | 28,4 | 26,2 | 36,04 |
Затраты на мероприятия по охране труда, млн.рублей |
50,94 | 62,32 | 103,74 | 120,6 | 164,3 | 136,3 |
Показателем тяжести последствий производственного травматизма является число дней нетрудоспособности. Так в 2005 году произошло увеличение данного показателя по сравнению с 2004 годом на 37,6%.
В 2005 году затрачено на мероприятия по охране труда 136,3 млн.рублей о# по сравнению с 2004 г. произошло снижение затрат на 16,2%.
Динамика затрат на охрану труда в медицинских учреждениях
Показатели затрат | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда, млн.руб. |
50,94 | 62,325 | 103,7 | 120,6 | 164,3 | 136,3 |
Затраты на мероприятия по охране руда# в расчете на одного работающего, рублях |
570 | 751 | 1220 | 1417 | 1778,7 | 1630,6 |
Затраты на закупку молока, руб. |
9743,5 | 11564,0 | 16993,1 | 18827,1 | 18976,6 | 20097,4 |
В основном финансовые средства на охрану труда были направлены: на улучшение условий труда работников, обеспечение мероприятий по подготовке к отопительному сезону, на обеспечение безопасных условий труда, специальную одежду и обувь, закупку молока и других равноценных пищевых продуктов, обучение и аттестацию руководителей и работников вопросам охраны труда и безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, косметический ремонт помещений, устранение замечаний по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестацию рабочих мест, на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Основным показателем, характеризующим отношение руководителей медицинских учреждений к вопросам охраны труда являются проведенные затраты в расчете на одного работающего. Средний показатель по здравоохранению за 2005 г. на одного работающего составил 1360 рублей (2004 г. на одного работающего составил 1778,7 руб., 2003 г. - 1410 руб.). Наименьшие затраты на мероприятия по охране труда провели следующие центральные районные больницы: Агрызская - 62,4 тыс.руб., Азнакаевская - 827,0 тыс.руб., Балтасинская - 410,0 тыс.руб., Новошешминская - 51,4 тыс.руб., Спасская - 167,8 тыс.руб., Тюлячинская - 562,7 тыс.руб. (критерий 2% от фонда заработной платы). Так же показателем состояния организации охраны труда, является организация безаварийной эксплуатации автомобильного транспорта. За период с 1997 г. произошло 167 дорожно-транспортных происшествия (далее по тексту ДТП), в том числе в 2005 году - 14 (2004 г. - 22 аварий). Аварий# произошли в подведомственных учреждениях Управления здравоохранения г.Казани - 3 (2004 г. - 10), Управления здравоохранения г.Набережные Челны - 4, Управления здравоохранения г.Нижнекамска - 2, Лениногорской ЦРБ - 2, Бугульминской ЦРБ - 2, Нурлатской ЦРБ - 1. Особенностью ДТП является то, что виновными могут быть две стороны участников ДТП. Поэтому необходимо сказать, что по вине водителей медицинских учреждений в 2005 г. произошло 43% аварий (2004 г. - 36%).
Основными причинами ДТП являются:
несоблюдение очередности проезда перекрестков;
несоответствие скорости движения конкретным условиям;
нарушение правил обгона;
выезд на встречную полосу движения;
несоблюдение дистанции.
В результате нарушений правил дорожного движения в 90% случаев произошло столкновение автотранспортных средств, получили травмы различной степени тяжести 6 человек.
Все эти нарушения относятся к человеческому фактору и поэтому необходимо проводить постоянную работу с водительским персоналом по проведению ежегодных занятий по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения, проведения анализа случаев ДТП и разработке мероприятий по их недопущению.
Одним из основных вопросов является кадровая политика в области обеспечения специалистами охраны труда.
В настоящее время, когда учреждения здравоохранения используют самые современные достижения различных областей науки, происходит переоснащение лечебных учреждений, внедрение более современных технологических процессов, оборудования, аппаратуры, инструментария, освоение новых методов диагностики и лечения, перед специалистами по охране труда стоят новые задачи по обеспечению охраны и условий труда, сохранению здоровья медицинских работников, созданию благоприятных условий труда и жизни.
Специалист в области охраны труда должен иметь различные технические знания и конечно знания в области юриспруденции, так как он является буфером между работодателем и работниками при решении конфликтных вопросов охраны труда.
Таким образом, для управления процессом охраны труда необходимо создавать полноценные службы охраны труда, которые должны подчиняться только руководителям медицинских учреждений. И конечно необходимы технические службы (сейчас в основном они представлены в одном лице - заместителе главного врача по административно-хозяйственной работе или замом по экономике), укомплектованные техническими специалистами в различной области эксплуатации медицинского и технического оборудования и инфраструктуры медицинских учреждений.
Анализ состояния обеспечения медицинских учреждений специалистами охраны труда показал, что в 80% (2004 - 70%) медицинских учреждений введены штаты специалистов охраны труда, в остальных медицинских учреждениях организация работы в области охраны труда возложена приказами на ответственных лиц из числа административно-управленческого персонала медицинского учреждения.
Огромное значение в контроле за обеспечением требований охраны труда в медицинских учреждениях имеет лицензирование и аккредитация медицинской деятельности учреждений здравоохранения различной формы собственности.
В 2005 г. после проведенных проверок состояния организации охраны труда получили положительные заключения более 500 (2004 г. - 400) медицинских учреждений различных форм собственности.
По вопросу проведения организации обучения безопасности труда, можно сказать следующее.
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники организаций, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. И в соответствии ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда" такая работа проводится Министерством здравоохранения Республики Татарстан, постоянно отслеживается состояние обучения руководителей и специалистов, при этом в случае невыполнения данного требования не выдается заключение о соответствии лицензируемой деятельности нормативным требованиям охраны труда. В 2005 году прошли первичное или повторное обучение вопросам охраны труда 3307 сотрудников медицинских учреждений (2004 г. - 3497, 2003 г. - 2111 сотрудников). Из них руководителей - 228, инженеров по охране труда - 204, членов постоянно действующих комиссий - 551, руководителей структурных подразделений - 1867.
С целью создания здоровых и безопасных условий труда работников здравоохранения Республики Татарстан приказываю:
1. Руководителям республиканских медицинских учреждений, начальникам территориальных Управлений и главным врачам Центральных районных больниц Республики Татарстан:
1.1. Обеспечить выполнение "Отраслевой программы улучшения условий и охраны труда работников системы здравоохранения Республики Татарстан на 2004-2006 годы", при этом особое внимание уделить следующим вопросам:
1.1.1. предусмотреть финансирование мероприятий по охране труда подведомственных учреждений в размере не менее 2-х процентов от годового фонда оплаты труда. Организовать планирование мероприятий по охране труда учреждений здравоохранения. Ежеквартально проводить контроль исполнения мероприятий;
1.1.2. разработать планы мероприятий на 2006 г. по обеспечению охраны труда и безопасных условий работы сотрудников подведомственных учреждений и представить в Управление метрологического и технического контроля, охраны труда информацию о состоянии выполнения мероприятий за первое полугодие 2006 г. в срок до 10.07.2006 г. и с годовыми отчетами;
1.1.3. ввести должности специалистов по охране труда в штаты учреждений здравоохранения Республики Татарстан с численностью работающих свыше 100 работающих;
1.1.4. обеспечить соблюдение требований охраны труда при эксплуатации медицинского, технологического и другого оборудования, зданий и сооружений в соответствии с нормативно-технической документацией и действующими Правилами охраны труда;
1.1.5. организовать проведение обучения и инструктажа работающих по охране труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004.-90 "Организация обучения безопасности труда", "Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N 1/29 у инженерно-технических работников, специалистов и обслуживающего персонала больницы (поликлиники);
1.1.6. принять меры к замене изношенного и устаревшего медицинского и технологического оборудования;
1.1.7. систематически проводить анализ причин дорожно-транспортных происшествий с разработкой мероприятий по их устранению.
1.2. Продолжить аттестацию рабочих мест учреждений здравоохранения по условиям труда. Организовать оперативное устранение всех выявленных при этом вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье персонала.
1.3. Провести плановое обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов учреждений здравоохранения Республики Татарстан, а также членов постоянно действующих комиссий и ответственных лиц в учебных центрах, имеющих на это разрешение Министерства труда и занятости Республики Татарстан в сроки, установленные нормативными документами по охране труда.
1.4. Обеспечить безопасную эксплуатацию и ремонт подведомственного автотранспорта, своевременно проводить обучение водителей безопасности дорожного движения, укреплять трудовую и производственную дисциплину работников автотранспортных служб учреждений здравоохранения Республики Татарстан.
1.5. Обеспечить организацию и проведение в соответствии с действующей методикой предрейсовых осмотров и обязательных периодических медицинских освидетельствований водителей. Особое внимание уделять предотвращению выпуска в рейс водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или в болезненном состоянии.
1.6. проводить целевые инструктажи по безопасности дорожного движения с водителями, выезжающими в командировки. При проведении инструктажей особое внимание уделять движению во время утренних и вечерних сумерек, тумана, резкого изменения метеоусловий и дорожной обстановки на предполагаемом маршруте.
2. Информацию о выполнении данного приказа представить в Управление инженерно-технической службы Министерства здравоохранения Республики Татарстан с годовыми отчетами за 2006 год.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Залалдинова Р.С.
Министр |
К.Ш.Зыятдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 1 марта 2006 г. N 96 "О состоянии обеспечения охраны и условий труда в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан за 2005 год"
Текст приказа опубликован в Бюллетене "Нормативно-правовые документы по здравоохранению" N 3, март 2006 г.
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 10 августа 2007 г. N 481 настоящий приказ признан утратившим силу