Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 22 февраля 2006 г. N ЗП-1-22/06
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения о Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 322 "Вопросы Министерства труда и занятости Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацев 10, 11 пункта 3.3.6 и абзаца 10 пункта 4.1 Положения о Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 322 "Вопросы Министерства труда и занятости Республики Татарстан" (далее - Положение РТ).
В обоснование требований заявителем указывается, что положение об организации общественных работ утверждается Правительством Российской Федерации, поэтому абзацы 10, 11 пункта 3.3.6, относящие вопросы организации и проведения общественных работ к полномочиям Министерства труда и занятости Республики Татарстан (далее - Министерство), должны быть исключены из Положения РТ. Абзац 10 пункта 4.1 Положения РТ, закрепляющий право Министерства принимать решения по результатам финансового контроля, устранению нарушений и недостатков финансово-хозяйственной деятельности центров занятости населения, противоречит Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнила требования и просила суд признать противоречащим федеральному законодательству абзацы 11, 12 пункта 3.3.6 Положения. В остальной части требования оставлены без изменения.
Представитель Кабинета Министров Республики с требованиями не согласился.
Выслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения и принятых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 06.07.2005 года принято постановление N 322 "Вопросы министерства труда и занятости Республики Татарстан", которым утверждено Положение о министерстве труда и занятости Республики Татарстан.
В соответствии с абзацем 11 и 12 пункта 3.3.6 Положения РТ Министерство по вопросам содействия занятости населения наделено полномочием организовывать работу по формированию системы организации общественных и временных работ; готовить предложения, а в случаях, предусмотренных законодательством, принимать в установленном порядке решения об организации общественных работ, определять объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводить работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах, осуществлять контроль за организацией общественных работ.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 24 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" общественные работы организуются федеральными территориальными органами службы занятости, которые в силу пункта 2 этой же статьи не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 3 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (далее - Положение РФ), вправе организовывать общественные работы лишь по предложению и при участии территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости населения.
Данное условие проведения общественных работ является обязательным, однако, в оспариваемом положении оно своего отражения не нашло.
При таких же условиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать решения об организации общественных работ и определять объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводить работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях в этих работах, осуществлять контроль за организацией общественных работ (абз.1 п.8, п.25 Положения РФ).
Таким образом, абзацы 11 и 12 пункта 3.3.6 Положения РТ в указанной редакции противоречат федеральному законодательству.
Как указывалось выше, территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в этой связи Кабинет Министров Республики Татарстан, закрепляя в абзаце 10 пункта 4.1 Положения РТ право Министерства принимать решения по результатам финансового контроля, устранению нарушений и недостатков финансово-хозяйственной деятельности центров занятости населения, превысил как свои полномочия, так и полномочия Министерства.
Довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что абзац 10 пункта 4.1 Положения РТ позволяет Министерству принимать определенные решения в случае нецелевого или неэффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на организацию общественных работ центрам занятости населения (например, принимать решения о приостановке финансирования общественных работ, об изменении объема финансирования, о перераспределении средств между отдельными территориями) не соответствует редакции оспариваемой нормы, которая, в свою очередь, имеет более широкое и неопределенное содержание.
В данном случае необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
Это же относится и к абзацам 11, 12 пункта 3.3.6 Положения РТ.
При таком положении суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 11, 12 пункта 3.3.6, абзац 10 пункта 4.1 Положения о Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 322 "Вопросы Министерства труда и занятости Республики Татарстан".
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 11, 12 пункта 3.3.6, абзац 10 пункта 4.1 Положения о Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 322 "Вопросы Министерства труда и занятости Республики Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 22 февраля 2006 г. N ЗП-1-22/06
Решение вступило в законную силу 10 марта 2006 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 25 марта 2006 г. N 60