Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 января 2006 г. N Зп-1-3/2006
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 11-Г06-6 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
при секретаре М-не,
с участием прокурора В-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гарина Ильдара Ильдусовича о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" и признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 3 пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг",
установил:
Гарин И.И. обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 3 пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг", указав в обоснование своего заявления, что данной нормой предусматривается в процессе оплаты коммунальных услуг взыскание денежных средств за капитальный ремонт жилых зданий с собственников жилых помещений. Данное положение, по мнению заявителя, противоречило федеральному законодательству до 1 марта 2006 года, момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусмотрел обязанность собственников жилых помещений по производству капитального ремонта жилого многоквартирного дома. Ранее действовавшее федеральное законодательство, в частности, Жилищный кодекс РСФСР, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", не предусматривало обязанности собственников жилых помещений по внесению платы за капитальный ремонт жилищного фонда.
В ходе судебного разбирательства заявитель увеличил свои требования и просил признать оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим в полном объеме по тем основаниям, что в нарушение положений Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" постановление Кабинета Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Татарстан, в связи с чем данное постановление не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Кроме того, в обоснование своего заявления заявитель указал, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" было опубликовано в газете "Республика Татарстан" 11 июня 2004 года, а в газете "Ватаным Татарстан" только 19 июня 2004 года, что нарушает равноправие татарского и русских языков, установленное Конституцией Республики Татарстан и также является основанием для признания постановления недействующим.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Деревянкина А.В. и представитель Министерства юстиции Республики Татарстан Казанцева Н.Ю. с заявлением не согласились, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" предусмотрена государственная регистрация в Министерстве юстиции Республики Татарстан только нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а не нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан.
Состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлен частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги. Пункт 1 части 2 статьи 154 Кодекса в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения предусматривает в том числе и плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан В-ой, полагавшего, что в удовлетворении заявления необходимо отказать, Верховный суд Республики Татарстан считает, что оснований для удовлетворения заявления Гарина И.И. не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (далее - нормативные правовые акты), подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
Из указанных положений Указа Президента Республики Татарстан следует, что обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Татарстан подлежат нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти. Соответственно, нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан, также как и нормативные правовые акты Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Татарстан не подлежат.
Министерство юстиции Республики Татарстан в соответствии с пунктами 1-3 вышеуказанного Указа Президента Республики Татарстан формирует и ведет единый банк нормативных правовых актов Республики Татарстан, Кабинет Министров же согласно пункту 2 Указа Президента Республики Татарстан представляет в Министерство юстиции копии своих правовых актов для ведения единого банка нормативных правовых актом# Республики Татарстан.
Следует отметить, что и в Российской Федерации действует аналогичный порядок государственной регистрации нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Таким образом, из изложенного следует, что оснований для удовлетворения заявления Гарина И.И. о признании оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим по мотиву отсутствия государственной регистрации постановления у суда не имеется.
Доводы заявителя о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан также является республиканским органом исполнительной власти и его постановления подлежат обязательной государственной регистрации, являются необоснованными. Из анализа положений Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" следует, что государственная регистрация нормативных правовых актов производится только в отношении министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти, к которым Кабинет Министров Республики Татарстан не относится.
Заявление Гарина И.И. о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 3 пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.2 данного Положения оплата жилья и коммунальных услуг включает в себя внесение платы за:
содержание жилья - услуги по управлению жилищным фондом, содержанию общего имущества жилого дома, и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, а также за пользование лифтом, вывоз бытовых отходов и содержание придомовой территории многоквартирных домов;
ремонт жилья - услуги по текущему ремонту общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши (общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории) в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации перечнем связанных с таким ремонтом работ;
капитальный ремонт (для собственников жилых помещений);
наем жилого помещения, находящегося в государственном и муниципальном жилищном фонде;
коммунальные услуги - услуги по водоснабжению, водоотведению, централизованному отоплению, горячему водоснабжению, сетевому газоснабжению, электроснабжению.
Указанные граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), относящихся к категории ветхих и аварийных, оплачивают только содержание жилья и наем жилого помещения.
Заявитель указывает в своем заявлении, что с 1 марта 2005 года - момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации положения данного пункта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, предусматривающие оплату капитального ремонта жилых помещений и жилищного фонда в том числе для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, не противоречат федеральному законодательству. В связи с чем он просит признать данное положение противоречащим федеральному законодательству в период с момента вступления в силу постановления Кабинета Министров и до 1 марта 2005 года.
Действительно, частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в много квартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела абзац 3 пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг федеральному законодательству не противоречит и оснований для признания его недействующим не имеется, что не препятствует гражданам оспаривать в исковом порядке действия жилищных органов в случае взимания платы за капитальный ремонт жилищного фонда в период до 1 марта 2005 года.
Не является основанием для признания оспариваемого постановления Кабинета Министров недействующим довод заявителя о том, что постановление было опубликовано на русском языке в газете "Республика Татарстан" 11 июня 2004 года, а на татарском языке в газете "Ватаным Татарстан" только 19 июня 2004 года, что, по мнению заявителя, нарушает равноправие русского и татарского языков.
Нормативный правовой акт вступает в силу с момента первого официального опубликования и тот факт, что оспариваемое постановление было официально опубликовано на татарском языке на 8 дней позже, не может служить основанием для признания его недействующим.
Заявитель также обратился с ходатайством на основании статей 35, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о возмещении расходов, связанных с рассмотрением дела и состоящих из расходов по проезду в г.Москву и обратно на рассмотрение его частной жалобы в Верховном Суде Российской Федерации в общей сумме 2521 рубль 80 копеек.
В соответствии с частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, поскольку заявителю в удовлетворении заявления отказано, понесенные им по делу судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
В удовлетворении заявления Гарина Ильдара Ильдусовича о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" и признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 3 пункта 1.2 Положения о порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 января 2006 г. N Зп-1-3/2006
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 11-Г06-6 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в силу 26 апреля 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был