Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 мая 2006 г. N 263
"Об утверждении Концепции развития сферы потребления, производства
и реализации спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан
на 2006-2010 годы"
В целях расширения ассортимента высококачественной алкогольной продукции и вытеснения с внутреннего потребительского рынка фальсифицированной алкогольной продукции Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития сферы потребления, производства и реализации спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан на 2006-2010 годы.
2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан совместно с Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан, Министерством внутренних дел Республики Татарстан, Министерством финансов Республики Татарстан, Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, ОАО "Татспиртпром", ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан во II квартале 2006 года план мероприятий по реализации вышеуказанной Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Концепция
развития сферы потребления, производства, реализации спирта
и алкогольной продукции в Республике Татарстан на 2006-2010 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 25 мая 2006 г. N 263)
Структура Концепции развития
сферы потребления, производства и реализации алкогольной продукции
в Республике Татарстан на 2006-2010 годы
III. Современное состояние спиртовой и ликероводочной промышленности Республики Татарстан
IV. Прогноз развития спиртовой и ликероводочной промышленности Республики Татарстан
VI. Повышение конкурентоспособности спиртовой и ликероводочной промышленности Республики Татарстан
X. Ожидаемые результаты реализации Концепции
I. Общие положения
Концепция развития сферы потребления, производства и реализации алкогольной продукции в Республике Татарстан (далее - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Республики Татарстан и рынков регионов Российской Федерации, развития производительных сил, увеличения экспорта спирта и алкогольной продукции. Концепция учитывает накопленный опыт регионов Российской Федерации, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития алкогольного рынка.
Концепция развития сферы потребления, производства и реализации алкогольной продукции в Республике Татарстан рассчитана на период до 2010 года.
II. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются создание условий, обеспечивающих развитие спиртовой и алкогольной промышленности республики, сокращение уровня потребления населением республики суррогатов алкоголя, обеспечение конкурентоспособности алкогольной продукции за счет повышения ее качества и безопасности.
Указанные цели с учетом реализации основных положений Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2006-2010 годы предполагают решение следующих задач:
насыщение алкогольного рынка республики конкурентоспособной продукцией, соответствующей установленным требованиям по качеству и безопасности;
обеспечение условий для удовлетворения спроса населения на алкогольные напитки и повышение культуры их потребления;
совершенствование экономической и социальной инфраструктуры спиртовой и алкогольной промышленности;
создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций в предприятия отрасли;
углубление производственной кооперации в спиртовой, алкогольной и смежных с ними отраслях промышленности;
обеспечение финансовой прозрачности деятельности предприятий спиртовой и алкогольной отраслей промышленности;
использование спирта из пищевого сырья в других отраслях промышленности.
III. Современное состояние спиртовой и ликероводочной отраслей
промышленности Республики Татарстан
Производственные мощности и продукция отрасли
Этиловый спирт из пищевого сырья в Республике Татарстан производят 8 филиалов ОАО "Татспиртпром", крупнейший из которых производственной мощностью 2 млн.дал спирта в год - Буинский спиртзавод введен в эксплуатацию в апреле 2003 года. Общая производственная мощность по производству спирта в республике составляет 6,3 млн.дал спирта в год (таблица N 1).
Таблица N 1
Производство спирта-ректификата из пищевого сырья
предприятиями Республики Татарстан
(тыс. декалитров)
Наименование спиртзаводов |
2004 г. | Темп роста к 2003 г., % |
2005 г. | Темп роста к 2004 г., % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Александровский | 651,4 | 86 | 140,6 | 21 |
Мамадышский | 860,3 | 103 | 689,5 | 79 |
Шумбутский | 361,3 | 75 | 88,7 | 24 |
Сармановский | 498,2 | 110 | 207,1 | 40 |
Первомайский | 263,8 | 134 | 39,4 | 14 |
Тюрнясевский | 566,4 | 135 | 108,5 | 19 |
Усадский | 603,7 | 100 | 643,3 | 100 |
Буинский | 1276,5 | 235 | 1111,7 | 83 |
Итого по Республике Татарстан |
5081,6 | 118 | 3028,8 | 57 |
Итого по Российской Федерации |
76044,1 | 69966,0 | 92 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
При этом потребность Республики Татарстан в спирте этиловом из пищевого сырья для производства алкогольной продукции составляет 2,65 млн.дал в год, или 42% имеющихся мощностей, для прочих нужд - около 0,15 млн.дал в год.
ОАО "Татспиртпром" - единственное предприятие в Республике Татарстан, использующее отходы производства спирта - барду для выработки сухих кормовых дрожжей (СКД), которые являются источником полноценного белка для животноводства (данные цеха расположены на Александровском, Мамадышском и Шумбутском спиртзаводах).
Статистика 2004-2005 гг. показывает, что, несмотря на большие сезонные колебания, цена на зерно в республике, по сравнению с ценами в Российской Федерации, остается самой высокой, что приводит к снижению конкурентоспособности спирта ОАО "Татспиртпром" по ценовым параметрам. Цена зерна, используемого в производстве (таблица N 2), является определяющей при установлении цены на спирт, так как в себестоимости спирта удельный вес затрат на зерно составляет более 50 процентов.
Таблица N 2
Цены на пшеницу по регионам Российской Федерации на условиях
франко-элеватор-станция отправления по состоянию на 30.09.2005 года
(рублей за 1 тонну)
Наименование региона | Стоимость пшеницы фуражной (V класса) |
Татарстан (ГУП "Рацин") | 2500 |
г.Оренбург | 2263 |
г.Самара | 1933 |
г.Краснодар | 2154 |
г.Курган | 1917 |
г.Волгоград | 1928 |
г.Курск | 1867 |
г.Орел | 1825 |
г.Белгород | 1825 |
г.Саратов | 1863 |
Алтайский край | 1900 |
Новосибирская область | 1800 |
Ростовская область | 1917 |
Воронежская область | 1778 |
Средний показатель | 1899 |
Источник информации - "Зерновой потенциал центрального Черноземья" - www.zerno.avs.ru
Алкогольную продукцию в Республике Татарстан производят 9 филиалов ОАО "Татспиртпром" и 6 предприятий, не входящих в его структуру.
Предприятиями Республики Татарстан (по результатам 2005 года) производятся следующие виды алкогольной продукции: водка - 85,7% общего объема производства, ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25% - 3,4%, ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта менее 25% (в том числе слабоалкогольные газированные напитки) - 7,4%, вина и винные напитки (в том числе игристые вина) - 2,5% (диаграмма N 1).
Диаграмма N 1
"Диаграмма N 1. Виды алкогольной продукции"
Предприятиями отрасли выпускаются 146 наименований алкогольной продукции, в том числе 61 наименование водки (в том числе производства ОАО "Татспиртпром" - 48 наименований), 30 наименований ликероводочных изделий (в том числе производства ОАО "Татспиртпром" - 18 наименований), из них 17 наименований слабоалкогольной продукции (в том числе производства ОАО "Татспиртпром" - 5 наименований) и 5 наименований винных напитков (в том числе производства ОАО "Татспиртпром" - 3 наименования). Кроме того, в республике производится 22 наименования вин (в том числе производства ОАО "Татспиртпром" - 16 наименований), 2 наименования коньяка и 2 наименования игристых вин производства ОАО "Татспиртпром", виноматериалы для изготовления которых завозятся из Румынии, Молдавии, Ставропольского и Краснодарского краев.
Объемы производства алкогольной продукции в Республике Татарстан в 2005 году уменьшились по сравнению с 2004 годом на 7%, в том числе водки - на 3%, слабоалкогольной продукции (вин и винных напитков, ликероводочных изделий крепостью до 28% и слабоалкогольных напитков крепостью до 9%) - на 35,6% (таблица N 3). В Российской Федерации также наблюдается снижение производства алкогольной продукции, кроме вин игристых и коньяков (таблица N 4).
Таблица N 3
Производство различных видов алкогольной продукции
в Республике Татарстан
(тыс.декалитров)
Наименование вида алкогольной продукции |
2003 г. | 2004 г. | Темп роста, % |
2005 г. | Темп роста, % |
Произведено алкогольной продукции - всего, в том числе: |
5817,6 | 5379,0 | 92 | 4995,7 | 93 |
Водка | 4713,3 | 4427,5 | 94 | 4281,5 | 97 |
Ликероводочные изделия крепостью свыше 20% |
88,7 | 109,4 | 123 | 168,1 | 154 |
Ликероводочные изделия крепостью до 20% |
742,3 | 511,4 | 69 | 325,3 | 64 |
Вина и винные напитки | 175,8 | 214,0 | 122 | 170,0 | 80 |
Коньяки и бренди | 5,2 | 5,8 | 112 | 6,7 | 116 |
Слабоалкогольные напитки крепостью до 9% |
92,3 | 110,9 | 120 | 43,6 | 39 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
Таблица N 4
Производство различных видов алкогольной продукции
в Российской Федерации
(тыс.декалитров)
Наименование продукции | Объем произведенной продукции | |||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005 г. к 2004 г., % |
|
Водка и ликероводочные изделия |
134813,3 | 135622,2 | 132382,9 | 98% |
Вина виноградные | 36501,3 | 39129,4 | 31767,6 | 81,4% |
Вина плодовые | 3184,9 | 4223,2 | 3013,7 | 71% |
Напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%) |
45507,8 | 47646,6 | 47430,5 | 99,6% |
Вина шампанские и игристые | 8782,5 | 12111,0 | 14093,7 | 166,4% |
Коньяки | 3530,3 | 3911,6 | 4474,3 | 114,5% |
Источник: Национальная алкогольная ассоциация
При общем снижении объемов производства алкогольной продукции в 2004 году шесть предприятий увеличили объемы производства, в том числе пять филиалов ОАО "Татспиртпром" ("Винзавод "Казанский" - на 27%, "Казанский ЛВЗ" - на 17%, "Нижнекамский ЛВЗ" - на 15%, "Мамадышский спиртзавод" - на 14%, "Усадский спиртзавод" - на 1%) и ООО "Нурлатский ЛВЗ" - на 13%.
В 2005 году также шесть предприятий увеличили объемы производства, в том числе четыре филиала ОАО "Татспиртпром" ("Нижнекамский ЛВЗ" - на 24%, "Казанский ЛВЗ" - на 18%, "Мензелинский ЛВЗ" - на 5%, "Усадский спиртзавод" - на 1%, а также ООО "Нурлатский ЛВЗ" - на 52%, Хозяйственное ООО "Фирма "Пищевик" - в 2,5 раза).
Пять из шести предприятий-производителей Республики Татарстан, не входящих в ОАО "Татспиртпром", последние два года снижают объемы производства алкогольной продукции. Так, в 2005 году сократил производство по сравнению с 2004 годом ОАО "Казанский завод продтоваров "Алекс" в 1,8 раза, ЗАО "Агрофирма "Виктория" - в 11,9 раза, ОАО "Альметьевский ликероводочный завод" - в 1,9 раза; ОАО "Булгарпиво" - в 3,2 раза.
В результате удельный вес алкогольной продукции ОАО "Татспиртпром" в общем объеме производства алкогольной продукции в Республике Татарстан постоянно увеличивается: в 2003 году он составлял 87%, в 2004 году - 92%, в 2005 году - 95,3% (таблица N 5).
Таблица N 5
Производство алкогольной продукции в 2004 и 2005 годах
предприятиями Республики Татарстан
(тыс.декалитров)
Наименование предприятия |
Производство алкогольной продукции | |||
в 2004 г. | Темпы роста к 2003 г., % |
в 2005 г. | Темпы роста к 2004 г., % |
|
ОАО "Татспиртпром" | 4949,3 | 98 | 4763,2 | 96 |
в том числе его филиалы: |
||||
Бугульминский ЛВЗ | 305,4 | 85 | 254,9 | 84 |
Казанский ЛВЗ | 1336,5 | 117 | 1571,9 | 118 |
Винзавод "Казанский" | 244,1 | 127 | 180,0 | 74 |
Чистопольский ЛВЗ | 905,1 | 80 | 624,3 | 69 |
Мамадышский СЗ | 178,1 | 114 | 155,1 | 87 |
Мензелинский ЛВЗ | 246,5 | 75 | 257,8 | 105 |
Усадский СЗ | 1219,1 | 101 | 1231,3 | 101 |
Набережночелнинский ЛВЗ | 138,0 | 72 | 22,2 | 16 |
Нижнекамский ЛВЗ | 376,5 | 115 | 465,7 | 124 |
Прочие предприятия | 429,7 | 55 | 232,5 | 54 |
в том числе: | ||||
ОАО "Казанский завод продтоваров "Алекс" |
186,7 | 54 | 106,5 | 57 |
ЗАО "Агрофирма "Виктория" |
57,2 | 44 | 4,8 | 8 |
ОАО "Альметьевский ЛВЗ" | 24,2 | 18 | 12,7 | 53 |
ОАО "Булгарпиво" | 114,0 | 87 | 35,2 | 31 |
Хозяйственное ООО "Фирма "Пищевик" |
1,2 | 3 | 250 | |
ООО "Нурлатский ЛВЗ" | 46,4 | 113 | 70,3 | 152 |
Итого | 5379,0 | 92 | 4995,7 | 93 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
На снижение общих объемов производства алкогольной продукции в Республике Татарстан в последние годы влияет изменение структуры потребления алкогольной продукции в сторону снижения спроса на крепкие напитки и увеличения - на напитки с низким содержанием спирта (вина и другие слабоградусные изделия, таблица N 6).
Таблица N 6
Структура потребления алкогольной продукции
в Российской Федерации и Республике Татарстан
(%)
Наименование показателей | Розничная продажа алкогольной продукции |
|||
в Республике Татарстан |
в Российской Федерации |
|||
2003 г. | 2004 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Алкогольная продукция - всего, | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: крепкие напитки |
67 |
65 |
59 |
57 |
слабоградусные изделия | 33 | 35 | 41 | 43 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
Если рассмотреть структуру потребления алкогольных изделий на душу населения, то потребление водки и крепких ликероводочных изделий падает (диаграмма N 2).
Диаграмма N 2
Структура потребления алкогольной продукции на душу населения
в Республике Татарстан за 1984 г. и 2003-2005 гг.
(литров абсолютного алкоголя)
"Диаграмма N 2. Структура потребления алкогольной продукции на душу населения в Республике Татарстан за 1984 г. и 2003-2005 гг. (литров абсолютного алкоголя)"
Источник - Минэкономразвития РФ, Татарстанстан
Вместе с тем в республике производится в основном водка. При этом ее удельный вес в объеме производства алкогольной продукции постоянно увеличивается: в 2003 году - 81%, в 2004 - 82%, в 2005 году - 86%, а объемы производства снижаются (таблица N 7).
Таблица N 7
Производство водки на предприятиях Республики Татарстан
в 2004 и 2005 годах
(тыс.декалитров)
Наименование предприятия |
Производство водки - всего | |||
2004 г. | Темпы роста к 2003 г., % |
2005 г. | Темпы роста к 2004 г., % |
|
ОАО "Татспиртпром" - всего, | 4326,6 | 97 | 4204,3 | 97,2 |
в том числе его филиалы: | ||||
Бугульминский ЛВЗ | 203,0 | 81 | 138,4 | 68,2 |
Казанский ЛВЗ | 1327,4 | 118 | 1565,7 | 118,0 |
Винзавод "Казанский" | - | - | ||
Чистопольский ЛВЗ | 799,5 | 80 | 561,3 | 70,2 |
Мамадышский СЗ | 178,1 | 114 | 155,1 | 87,1 |
Мензелинский ЛВЗ | 99,3 | 41 | 76,7 | 77,2 |
Усадский СЗ | 1214,9 | 100 | 1226,1 | 100,9 |
Набережночелнинский ЛВЗ | 137,5 | 79 | 22,2 | 16,2 |
Нижнекамский ЛВЗ | 366,9 | 118 | 458,8 | 125,0 |
Прочие предприятия | 100,9 | 42 | 77,2 | 76,5 |
в том числе: | ||||
ОАО "Казанский завод продтоваров "Алекс" |
- | - | ||
ЗАО "Агрофирма "Виктория" | 36,4 | 47 | 3,3 | 9,1 |
ОАО "Альметьевский ЛВЗ" | 18,1 | 15 | 3,6 | 19,9 |
ОАО "Булгарпиво" | - | - | ||
Хозяйственное ООО "Фирма "Пищевик" |
- | - | ||
ООО "Нурлатский ЛВЗ" | 46,4 | 113 | 70,3 | 151,5 |
Итого: | 4427,5 | 94 | 4281,5 | 97,0 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
В 2005 году снижение объемов реализации водки связано со значительным ростом потребления определенными слоями населения алкогольных суррогатов в виде различных спиртосодержащих жидкостей двойного назначения, в том числе парфюмерно-косметической и гигиенической продукции спиртосодержащих лекарственных средств.
Отгрузка алкогольной продукции за пределы Республики Татарстан
За пределы республики в 2004 году отгружено 265,4 тыс.дал алкогольной продукции, произведенной предприятиями Республики Татарстан, что в 2 раза больше, чем в 2003 году (132,5 тыс.дал). В 2005 году отгружено 198,5 тыс.дал, что на 25,2% меньше, чем в 2004 году.
В 2005 году алкогольная продукция отгружалась в 24 региона России (в 2004 году - в 29).
Удельный вес алкогольной продукции, отгружаемой за пределы Республики Татарстан, остается на низком уровне: в 2004 году - 5% общего объема ее производства в республике, в 2005 году - 4 процента. В 1999-2000 годах в другие регионы России отгружалось по 2,5 млн.дал алкогольной продукции, или 27-28% объема ее производства предприятиями республики (с учетом организованной поддержки Правительства Республики Татарстан, таблица N 8).
Таблица N 8
Отгрузка за пределы Республики Татарстан алкогольной продукции,
произведенной предприятиями республики
(тыс.декалитров)
Период | Всего отгружено за пределы Республики Татарстан алкогольной продукции в 2004 г. |
Темпы роста к 2003 г., % |
Всего отгружено за пределы Республики Татарстан алкогольной продукции в 2005 г. |
Темпы роста к 2004 г., % |
Всего за год | 265,4 | 200 | 198,5 | 75 |
в том числе: январь |
17,3 |
188 |
7,6 |
44 |
февраль | 13,6 | 177 | 2,6 | 19 |
март | 20,4 | 208 | 8,7 | 43 |
апрель | 37,9 | 460 | 28,9 | 76 |
май | 11,2 | 211 | 46,3 | 410 |
июнь | 15,3 | 259 | 4,7 | 31 |
июль | 22,8 | 330 | 13,8 | 61 |
август | 14,9 | 216 | 15,6 | 105 |
сентябрь | 40,6 | 245 | 14,5 | 36 |
октябрь | 22,6 | 154 | 17,6 | 78 |
ноябрь | 22,9 | 104 | 22,3 | 97 |
декабрь | 26,0 | 135 | 15,9 | 61 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
Ввоз алкогольной продукции на территорию Республики Татарстан
Объем ввоза алкогольной продукции на территорию Республики Татарстан ежегодно увеличивается: в 2004 году было ввезено 2396 тыс.дал, что на 9% больше, чем в 2003 году, в 2005 году - 2858,4 тыс.дал, что на 19% больше, чем за 2004 год.
Указанное увеличение в последние годы обусловлено в основном ростом спроса на алкогольную продукцию с низким содержанием спирта. Так, в 2004 году ввоз вин и винных напитков увеличился на 18%, слабоалкогольных напитков - на 16%, ликероводочных изделий крепостью до 20% - в 2,8 раза. При этом произошло уменьшение ввоза водки на 18%, коньяков и коньячных напитков - на 12 процентов.
В 2005 году продолжилось увеличение ввоза вин и винных напитков (ввезено в 1,1 раза больше, чем за 2004 год), ликероводочных изделий крепостью до 20% (в 1,3 раза больше). Кроме того, в текущем году возросли объемы ввоза шампанских и игристых вин (в 1,6 раза больше, чем за 2004 год).
Вместе с тем в 2005 году впервые за последние четыре года увеличился ввоз крепких алкогольных напитков: водки ввезено 1,5 раза больше (при этом увеличился ввоз импортной водки за счет украинской продукции - 76,2% общего объема ввезенной продукции), коньяков и коньячных напитков - в 1,4 раза, ликероводочных изделий крепостью свыше 20% - в 1,3 раза (таблица N 9).
Изменение структуры ввозимых алкогольных изделий произошло в связи с увеличением спроса на дорогостоящую алкогольную продукцию.
Таблица N 9
Сравнительные показатели объемов ввезенной алкогольной продукции,
допущенной к поставкам на территорию Республики Татарстан
в 2004 год и 2005 годах
(тыс.декалитров)
Наименование групп продукции |
Допущено к поставкам в 2004 г. |
Темпы роста к 2003 г., % |
Допущено к поставкам в 2005 г. |
Темпы роста к 2004 г., % |
Алкогольная продукция - вceгo, |
2396,0 | 109 | 2772,3 | 120 |
в том числе: | ||||
водка | 313,0 | 82 | 480,5 | 150 |
ликероводочные изделия крепостью до 20% |
4,2 | 280 | 4,2 | 101 |
ликероводочные изделия крепостью свыше 20% |
66,7 | 230 | 89,0 | 130 |
слабоалкогольные напитки |
507,8 | 116 | 459,3 | 91 |
вина и винные напитки | 1244,4 | 118 | 1343,2 | 110 |
вина шампанские и игристые |
202,4 | 90 | 316,0 | 160 |
коньяки и коньячные напитки |
57,5 | 88 | 80,1 | 140 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
Следует отметить, что в сегменте дешевой водки, поставленной в розничную сеть Республики Татарстан, среди ввозной и произведенной местными товаропроизводителями доля ОАО "Татспиртпром" составляет наибольший объем.
Розничная реализация алкогольной продукции
С 2000 по 2003 год в республике ежегодно увеличивались объемы розничной продажи алкогольной продукции, а в 2004 году было допущено их снижение (на 2%), которое продолжается в 2005 году (таблица N 10).
Таблица N 10
Объем розничной реализации алкогольной продукции
на территории Республики Татарстан в 2004 и 2005 годах
(тыс.декалитров)
Наименование показателей |
Розничная реализация в 2004 г. |
2004 г. к 2003 г., % |
Розничная реализация в 2005 г. |
2005 г. к 2004 г., % |
Алкогольная продукция - всего |
7342,2 | 98 | 7260,3 | 99 |
в том числе: | ||||
алкогольная продукция, произведенная предприятиями Республики Татарстан |
5022,9 | 92 | 4671,0 | 93 |
удельный вес алкогольной продукции, произведенной предприятиями Республики Татарстан, % |
68,0 | 66,0 | ||
алкогольная продукция, ввезенная на территорию Республики Татарстан |
2319,3 | 115 | 2589,3 | 112 |
Водка - всего | 4515,7 | 94 | 4447,6 | 98 |
в том числе: | ||||
водка, произведенная предприятиями Республики Татарстан |
4193,5 | 94 | 4008,5 | 96 |
удельный вес водки, произведенной предприятиями Республики Татарстан, % |
93,0 | 91,0 | ||
ввезенная водка | 322,2 | 88 | 439,1 | 136 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
В 2004 году алкогольной продукции, произведенной предприятиями Республики Татарстан, продано в объеме 5022,9 тыс.дал, что на 8% меньше, чем в 2003 году, в 2005 году - 4671,0 тыс.дал, что на 1% меньше, чем в 2004 году. Удельный вес алкогольной продукции, произведенной предприятиями Республики Татарстан, в общем объеме розничной продажи алкогольной продукции по итогам 2005 года снизился по сравнению с 2004 годом на 2% и составил 66 процентов. Удельный вес водки, произведенной предприятиями Республики Татарстан, в общем объеме розничной продажи водки за 2005 год снизился по сравнению с 2004 годом на 2% и составил 91% (таблица N 10).
Розничная реализация алкогольной продукции
по видам предприятий
Из общего объема розничных продаж с начала 2005 г. 7% продано предприятиями системы Татреспотребсоюза (в 2004 году - 8%), 5% - фирменными магазинами ОАО "Татспиртпром" (в 2004 году - 6%), 88% - другими организациями и индивидуальными предпринимателями (в 2004 году - 86%, таблица N 11).
Таблица N 11
Объем розничной реализации алкогольной продукции
по видам предприятий в 2004 и 2005 годах
(тыс.декалитров)
Наименование показателей | Реализовано алкогольной продукции | |||
2004 г. | в % к 2003 г. | 2005 г. | в % к 2004 г. | |
Реализовано - всего | 7342,2 | 98 | 7260,3 | 99 |
в том числе: | ||||
предприятиями системы Татреспотребсоюза |
544,9 | 86 | 472,4 | 87 |
фирменной сетью ОАО "Татспиртпром" |
463,0 | 95 | 391,9 | 85 |
другими организациями и индивидуальными предпринимателями |
6334,3 | 100 | 6396,0 | 101 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
Объем розничной реализации алкогольной продукции в 2004 году в городах и крупных населенных пунктах республики составил 6206,5 тыс.дал, что на 2% меньше, чем 2003 году, за 2005 год - 6127,1 тыс.дал, что на 2% меньше, чем в 2004 году.
В сельской местности объем розничной реализации алкогольной продукции в 2004 году составил 1135,7 тыс.дал, что на 1% меньше, чем в 2003 году, в 2005 году - 1133,2 тыс.дал, или 100% к объему 2004 года (таблица N 12).
Таблица N 12
Объем розничной реализации алкогольной продукции в Республике
Татарстан в 2004 и 2005 годах
(тыс.декалитров)
Наименование показателей |
2004 г. | 2004 г. к 2003 г., % |
Удельный вес в общем объеме реа- лизации, % |
2005 г. | 2005 г. к 2004 г., % |
Удельный вес в общем объеме реа- лизации, % |
Объем реализации алкогольной продукции - всего, |
7342,2 | 98 | 100 | 7260,3 | 99 | 100 |
в том числе: в городах и других крупных населенных пунктах |
6206,5 | 98 | 85 | 6127,1 | 98 | 84 |
в сельской местности |
1135,7 | 99 | 15 | 1133,2 | 100 | 16 |
Источник - Госалкогольинспекция РТ
Новой проблемой алкогольного рынка республики является изменение структуры розничной реализации алкогольной продукции, выражающееся в увеличении доли крупной сетевой розничной реализации в общем объеме продаж. Политика подобных торговых объектов, имеющих, как правило, московских или зарубежных учредителей, строится на минимизации доли продукции местного производства. Основу ассортиментного портфеля сетей составляет продукция г.Москвы и Московской области, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, соответственно, денежные потоки из республики перетекают в данные регионы.
В 2005 году удельный вес крупных сетевых клиентов в общем объеме продаж на территории республики составил 20% (в 2004 г. - 14%). При этом удельный вес республиканских сетевых торговых объектов ("Арыш Мае", "Эдельвейс" и др.) составил 14% (в 2004 году - 12%), а российских и зарубежных - 6% (против 2% в 2004 году). Увеличение доли крупных сетей неизбежно - это общероссийская тенденция (например, в г.Москве по оценкам экспертов агентства "Бизнес-Аналитика" уже к началу 2006 г. удельный вес сетевых магазинов достигнет 40% розничного оборота). При существующих темпах развития крупной сетевой розничной реализации к 2010 году удельный вес магазинов данного формата в общем объеме продаж алкоголя в республике ожидается на уровне 30-35% (в крупных городах - до 50%), а учитывая изменения в законодательстве, предусматривающие возможность реализации алкоголя только организациями и введения требования по наличию уставного капитала в совокупности с повышением стоимости лицензии на право реализации алкогольной продукции, ожидается увеличение их удельного веса.
Конкурентное окружение
Сложная ситуация с избыточностью производственных мощностей дополнительно обостряется нарастающей конкуренцией с импортным алкоголем (таблица N 13).
Таблица N 13
Количество производителей спирта и алкогольной продукции
Наименование продукция |
Количество производителей | ||||||
2003 г. |
рейтинг Татспирт- прома в 2003 г. |
2004 г. |
рейтинг Татспирт- прома в 2004 г. |
2005 г. |
рейтинг Татспирт- прома в 2005 г. |
2005 г. к 2004 г., % |
|
Спирт этиловый из пищевого сырья |
168 | 3 | 162 | 1 | 165 | 3 | 101,9 |
Водка и ЛВИ | 424 | 5 | 407 | 4 | 397 | 4 | 97,5 |
Вина виноградные |
277 | 111 | 304 | 114 | 299 | 73 | 98,4 |
Вина шампанские и игристые |
34 | 14 | 34 | 14 | 32 | 18 | 94,1 |
Коньяки | 93 | 74 | 106 | 45 | 125 | 37 | 117,9 |
Источник: Национальная алкогольная ассоциация
По итогам 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 865 предприятий, обладающих лицензиями на производство спирта и алкогольной продукции. Наибольшее число производителей традиционно сосредоточено в секторе производства водки и ликероводочных изделий - 397 производителей. По итогам года количество производителей водки и ликероводочных изделий сократилось на 10 предприятий, или на 2,5 процента. По сравнению с 2003 годом количество производителей сократилось на 27. Данная статистика не учитывает заводы, фактически простаивающие, объем производства на которых за год не превышает 10 тыс.дал: таких заводов еще около 50. Ситуация на рынке такова, что малые предприятия постепенно уйдут с рынка, а останутся 15-20 крупнейших фирм (например, рынок табака, пива).
Таблица N 14
Ведущие производители водки и ликероводочных изделий
по итогам 2005 года
Наименование производителя | Рейтинг производителя за январь-сентябрь |
||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
ОАО "Завод Кристалл" | 1 | 2 | 1 |
ЗАО "Веда" | 2 | 1 | 2 |
ЗАО "ЛВЗ Топаз" | 9 | 13 | 3 |
ОАО "Татспиртпром" | 5 | 4 | 4 |
Ногинское подразделение "Черноголовский завод алкогольной продукции "ЗАП ОСТ-АЛКО" |
3 | 3 | 5 |
ГУП "Башспирт" | 4 | 5 | 6 |
ЗАО "ЛИВИЗ" | 8 | 8 | 7 |
ОАО "СПИ-РВВК" | 7 | 7 | 8 |
ООО "Вымпел" | 41 | 15 | 9 |
Филиал ООО "Традиции качества" | 11 | 9 | 10 |
Источник: Национальная алкогольная ассоциация
Основные конкуренты
На российском алкогольном рынке в 2005 году, как и в предыдущем, лидером остается ОАО "Завод Кристалл" (таблица N 14), имеющий самый емкий рынок сбыта - г.Москву и Московскую область (государственные органы власти данных регионов в последние годы усилили работу по поддержке своих производителей - вытесняется продукция производителей г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Республики Северная Осетия и т.д.). Немаловажным фактом является и то, что практически все сетевые операторы имеют головные офисы в г.Москве. Это облегчает задачу использования каналов сетей при вхождении на региональные рынки.
ЗАО "Веда", сумевшее за счет получения региональной государственной поддержки в виде субсидий построить разветвленную дистрибьюторскую сеть, провести массированную компанию по продвижению своих брендов, добиться значительного увеличения объемов продаж на рынке регионов Российской Федерации, удерживает по итогам года второе место.
Из 10 лидеров 6 производителей расположены в г.Москве, Московской области, г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В результате проведенного анализа за 2004-2005 годы можно сделать следующие выводы: на объемы продаж спирта и ликероводочных изделий, а, следовательно, и на объемы производства влияют:
изменение структуры потребления алкоголя, связанное с увеличением доли слабоградусной продукции и потребления пива и снижением доли крепких напитков, в первую очередь, водки;
изменение структуры розничной сети по реализации алкогольной продукции, выражающееся в увеличении доли крупной и сетевой розницы в общем объеме продаж;
потребление определенным кругом лиц спиртосодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметической и гигиенической, самогона, лекарственных и других спиртосодержащих средств;
вытеснение алкогольной продукции производства предприятий Республики Татарстан продукцией, ввезенной из других регионов (в том числе ближнего и дальнего зарубежья (Украина);
усиление административных барьеров в регионах Российской Федерации на реализацию алкогольной продукции, произведенной в Республике Татарстан;
высокие цены на зерно, производимое в Республике Татарстан, что влечет неконкурентоспособность спирта по ценовым параметрам;
отсутствие ведущего общероссийского брэнда, представляющего филиалы ОАО "Татспиртпром" как единого предприятия (по примеру брэндов "Родник", "Кристалл" и др.);
недостаточное освещение в средствах массовой информации результатов конкурсов, семинаров, дегустаций, включая международные, показывающих достижения по качеству и безопасности продукции, по культуре производства ликероводочных заводов республики и несоответствия ввозимой продукции требованиям нормативной документации по результатам проверок органов государственного контроля и надзора, Госалкогольинспекции Республики Татарстан и проведенных дегустаций;
недостаточная маркетинговая и сбытовая политика предприятий в регионах Республики Татарстан и Российской Федерации;
недостаточное использование возможностей торговых представительств и торговых домов в регионах Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья;
недостаточное использование потенциала ведомств, связанных с алкогольной отраслью, в осуществлении государственной политики в сфере потребления, производства и реализации спирта и алкогольной продукции Республики Татарстан.
IV. Прогноз развития спиртовой и ликероводочной промышленности
Республики Татарстан
Таблица N 15
Прогнозные показатели объемов производства спирта,
алкогольной продукции на 2006-2010 годы
(тыс.декалитров)
Наименование продукции | 2005 г. факт |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Спирт | 3028,8 | 4000,0 | 4000,0 | 4000,0 | 5500,0 | 6000,0 |
Алкогольная продукция, всего |
4995,7 | 4874,5 | 4969,6 | 5067,0 | 5122,1 | 5238,8 |
в том числе: | ||||||
водка | 4281,5 | 4000,0 | 4080,0 | 4161,6 | 4200,0 | 4300,0 |
ликероводочные изделия | 493,4 | 570,0 | 570,0 | 570,0 | 570,0 | 570,0 |
вино и винные напитки | 170,5 | 180,0 | 189,0 | 198,5 | 208,4 | 219,0 |
слабоалкогольные напитки |
43,6 | 120,0 | 126,0 | 132,3 | 139,0 | 145,0 |
коньяки и бренди | 6,7 | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 4,7 | 4,8 |
V. Стратегия деятельности предприятий спиртовой и ликероводочной
промышленности Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках
Стратегия деятельности предприятий данной промышленности на внутреннем и внешнем рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации продукции за счет повышения ее качества, безопасности и конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования систем продаж.
Этому будет способствовать принятие мер по обеспечению устойчивости цен на реализуемую продукцию, в том числе путем снижения издержек, развития кооперационных связей с поставщиками сырья и комплектующих изделий.
Сырьевой рынок (зерно, виноматериалы)
Разработка ОАО "Татспиртпром" с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан долгосрочной программы обеспечения зерном производителей Республики Татарстан по конкурентоспособным ценам, не превышающим цены в Российской Федерации.
Заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве с производителями виноматериалов Молдавии, Румынии и других стран ближнего и дальнего зарубежья, Краснодарского края с целью обеспечения устойчивой сырьевой базы для производства вин и винных напитков.
Рынок Республики Татарстан.
Работа с крупной сетевой розничной реализацией
Учитывая тенденцию увеличения удельного веса крупной розничной сети, сокращения количества мелких магазинов, необходимо обеспечить:
1) разработку стратегии работ с крупной розничной сетью по продвижению продукции местного производства на территории республики,
2) введение в соглашения, заключаемые Правительством Республики Татарстан с крупными торговыми операторами:
блока количественных показателей для продажи продукции местных товаропроизводителей;
условий проведения рекламных акций по продукции местных товаропроизводителей;
условий использования торговых сетей для продвижения продукции предприятий Республики Татарстан по товарным потокам в регионы Российской Федерации;
условий обеспечения уровня заполнения алкогольной продукции Республики Татарстан на смотровых витринах, прилавках торговых залов магазинов, сопоставимых с уровнем представления продукции других производителей.
Увеличение продаж вин и слабоградусной продукции
В данном направлении необходимо определить приоритетным повышение объемов производства и реализации вин натуральных, крепленых, игристых, слабоградусных ликероводочных изделий крепостью до 20 процентов. В целях удовлетворения растущего спроса на винную продукцию за счет продукции производства предприятий Республики Татарстан предусмотреть:
разработку комплексных мер по развитию винодельческой отрасли Республики Татарстан;
осуществление содействия в соблюдении полного ассортимента по винной и слабоградусной продукции предприятий Республики Татарстан.
Работа фирменных магазинов "Арыш Мае"
развитие сети фирменных магазинов "Арыш Мае";
создание отделов индивидуальных заказов на базе фирменной сети;
проведение рекламных и промоакций.
Продвижение продукции на внешний рынок
1) формирование портфеля брэндов алкогольной продукции, производимой в Республике Татарстан, для продвижения на внешний рынок со строгим позиционированием в нем каждого наименования продукции;
2) развитие фирменной сети "Арыш Мае" за пределами Республики Татарстан;
3) активизация рекламы и продвижения продукции:
с крупными сетевыми операторами,
программы В2В,
путем выделения ключевых позиций для продвижения;
4) усиление PR-активности; популяризация марки ОАО "Татспиртпром" в республике и за ее пределами;
5) усиление работы с Федеральной антимонопольной службой по пресечению незаконной рекламы конкурентов;
6) определение перспективных рынков регионов Российской Федерации и зарубежных стран по сбыту алкогольной продукции и разработка рекомендаций по доработке продукции в соответствии с требованиями мировых рынков;
7) привлечение торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах, представительств Республики Татарстан в регионах России и зарубежных странах к поиску потенциальных партнеров по сбыту алкогольной продукции на перспективных рынках регионов России и за рубежом и к организации поддержки продвижения продукции на внешних рынках;
8) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности через создание информационно-консультационных центров, организацию и развитие различных систем информации и баз данных по экспорту, технологиям, стандартам, в том числе издание справочно-информационных материалов о Республике Татарстан, производителях продукции;
9) участие в презентациях, деловых форумах и других мероприятиях по продвижению продукции, в том числе в рамках заседаний межправительственных комиссий, встреч с предпринимателями, приезжающими в Республику Татарстан, бизнес-миссий зарубежных стран в Республике Татарстан, а также в ходе визитов делегаций Татарстана в регионы России и зарубежные страны и Дней Республики Татарстан;
10) содействие в расширении и разветвлении дистрибьюторской сети предприятий - производителей алкогольной продукции Республики Татарстан;
11) привлечение крупных торговых операторов к продвижению алкогольной продукции предприятий Республики Татарстан за пределы республики;
12) включение в экскурсионные маршруты по Республике Татарстан посещение винных дегустационных залов.
VI. Повышение конкурентоспособности спиртовой и ликероводочной
промышленности Республики Татарстан
Повышение конкурентоспособности спиртовой и ликероводочной промышленности Республики Татарстан достигается путем внедрения систем управления качеством высокотехнологичных продуктов, применения государственных стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения.
Необходимым условием достижения указанной цели является концентрация усилий на управлении качеством на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000 и принципов ХАССП.
Предприятия спиртовой и ликероводочной промышленности Республики Татарстан должны рассматривать управление качеством как универсальный метод достижения поставленной цели, инструмент повышения эффективности деятельности, средство для успешной реализации повседневных задач.
Основные принципы повышения качества и конкурентоспособности алкогольной продукции Республики Татарстан:
ориентация на потребителя;
лидирующая роль и персональная ответственность руководителей всех уровней в обеспечении качества продукции;
постоянное совершенствование управленческих навыков в целях повышения результативности и эффективности процессов управления качеством;
постоянное совершенствование и согласование интересов, взаимных требований потребителя и производителя, подтверждение этого доверия делом;
оптимизация производственных мощностей с учетом основных видов деятельности;
вовлеченность всего персонала в процесс формирования общей культуры качества производства продукции;
повышение организационного, технологического, культурного, профессионально-технического уровня в области качества;
разработка и регулярное обновление корпоративной программы "Качество";
создание системы непрерывного образования в сфере управления качеством;
создание и развитие системы информационного обеспечения деятельности в сфере управления качеством;
совершенствование механизма реализации требований нормативных правовых актов в сфере управления качеством;
внедрение систем менеджмента качества на основе требований международных стандартов ИСО 9000 и системы качества, основанной на принципах ХАССП, либо интеграционных систем качества (СМК и ХАССП) на предприятиях отрасли;
участие в конкурсах на соискание премий Правительства Республики Татарстан и Правительства Российской Федерации за качество;
проведение мониторинга по комплексному показателю качества;
сертификация персонала.
VII. Научно-техническое и кадровое обеспечение спиртовой
и ликероводочной промышленности Республики Татарстан
Развитие спиртовой и ликероводочной промышленности должно базироваться на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на создание новых видов продуктов, отвечающих ожиданиям потребителей. Для создания условий по выпуску конкурентоспособной продукции в сегодняшних условиях необходимо:
внедрение энергосберегающих технологий в производство продукции спиртовой и ликероводочной промышленности;
модернизация существующих технологий с внедрением систем автоматизации;
создание эффективной инфраструктуры информационного научного обоснования;
стимулирование работ в области фундаментальных и прикладных исследований отраслей промышленности;
формирование в отраслях кадрового потенциала, отвечающего потребностям ее развития.
Приоритетными направлениями проведения научных исследований на среднесрочную перспективу являются:
использование спирта в альтернативных видах топлива;
создание новых видов топлива с использованием этилового спирта.
VIII. Проведение государственной политики в области развития спиртовой
и ликероводочной промышленности Республики Татарстан
В целях развития спиртовой и ликероводочной промышленности государство намерено оказывать содействие в их развитии и пресечении негативных ситуаций, возникающих на алкогольном рынке.
1. Взаимодействие Республики Татарстан с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования производства и оборота спирта и алкогольной продукции.
2. Оказание содействия предприятиям-производителям алкогольной продукции Республики Татарстан по участию в российских и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, дегустационных конкурсах, ярмарках, экспозициях и т.д.
3. Активизация усилий по борьбе с нелегальным оборотом алкогольной продукции в Республике Татарстан:
максимальное изъятие из незаконного оборота алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей;
выявление и пресечение преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции;
выявление и пресечение каналов поступления нелегального алкоголя в республику;
выявление административных правонарушений;
проведение мероприятий по выявлению и пресечению каналов поставки в республику фальсифицированной алкогольной и спиртсодержащей продукции;
проведение мероприятий по выявлению и пресечению функционирования подпольных производств суррогатной алкогольной продукции;
проведение комплексных мероприятий по снижению уровня потребления населением нелегального алкоголя через СМИ в Республике Татарстан;
усиление административной ответственности за реализацию нелегального алкоголя;
организация мероприятий по защите рынка в условиях введения нового законодательства об обороте алкогольной продукции.
IX. Основные задачи по снижению алкоголизации населения,
укреплению здоровья нации и улучшению экологической обстановки
При реализации настоящей Концепции необходимо обеспечить:
профилактические работы по предупреждению отравлений, связанных с употреблением алкоголя и его суррогатов, своевременное оказание профилактической специализированной медицинской помощи;
осуществление государственного контроля за соблюдением предприятиями и организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
недопущение реализации алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; несовершеннолетним; без сопроводительных документов, без сертификатов соответствия и без маркировки; в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах;
пропаганду здорового образа жизни, осуждение злоупотребления алкогольными напитками как явления, противоречащего интересам подавляющего большинства населения;
активную ориентацию на абсолютную трезвость в отношении лиц с формирующейся и особенно с уже имеющейся алкогольной зависимостью, подростков и детей, а также женщин в состоянии беременности и лактации;
научное обеспечение содержания и методики ведения работы по целевому просвещению и воспитанию населения, разработка научно обоснованных методов и средств воспитательного воздействия на различные социально возрастные и профессиональные группы, повышение компетенции и профессионализма специалистов в вопросах профилактики и преодоления пьянства;
создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем, включающей разработку и внедрение образовательных программ формирования у детей и подростков устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, программ антиалкогольной направленности с широким использованием возможностей образовательных учреждений и других организаций, работающих в области досуга детей, подростков и молодежи;
возрождение и развитие сети учреждений медицинской профилактики;
внедрение в деятельность наркологических учреждений современных методов лечения и реабилитации больных алкоголизмом;
разработка и внедрение новых видов топлива с использованием этилового спирта с целью повышения экономических и экологических характеристик автомобилей;
последовательное формирование оптимальной структуры потребления алкогольной продукции;
повышение культуры потребления алкогольной продукции.
X. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация мер, предусмотренных Концепцией, позволит:
создать с участием научных сил и инвесторов новые производственные и технологические процессы по использованию избыточных производственных мощностей по спирту;
увеличить экспортный потенциал производства;
снизить экологическую нагрузку на окружающую среду;
увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды;
снизить уровень потребления нелегального алкоголя;
сократить количество отравлений и смертей в результате употребления алкогольных суррогатов, популяризации здорового образа жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях расширения ассортимента высококачественной алкогольной продукции и вытеснения с внутреннего потребительского рынка фальсифицированной алкогольной продукции утверждена Концепция развития сферы потребления, производства и реализации спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан на 2006-2010 годы, которая определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Республики Татарстан и рынков регионов Российской Федерации, развития производительных сил, увеличения экспорта спирта и алкогольной продукции. Концепция учитывает накопленный опыт регионов Российской Федерации, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития алкогольного рынка.
Целями Концепции являются создание условий, обеспечивающих развитие спиртовой и алкогольной промышленности республики, сокращение уровня потребления населением республики суррогатов алкоголя, обеспечение конкурентоспособности алкогольной продукции за счет повышения ее качества и безопасности. Указанные цели с учетом реализации основных положений Программы социально-экономического развития предполагают насыщение алкогольного рынка республики конкурентоспособной продукцией, соответствующей установленным требованиям по качеству и безопасности; обеспечение условий для удовлетворения спроса населения на алкогольные напитки и повышение культуры их потребления; совершенствование экономической и социальной инфраструктуры спиртовой и алкогольной промышленности; создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций в предприятия отрасли; углубление производственной кооперации в спиртовой, алкогольной и смежных с ними отраслях промышленности; обеспечение финансовой прозрачности деятельности предприятий спиртовой и алкогольной отраслей промышленности; использование спирта из пищевого сырья в других отраслях промышленности.
Постановление КМ РТ от 25 мая 2006 г. N 263 "Об утверждении Концепции развития сферы потребления, производства и реализации спирта и алкогольной продукции в Республике Татарстан на 2006-2010 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 22, 7 июня 2006 г.