Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе "Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан на 2006-2010 годы"
Методические рекомендации
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по переводу на сжиженный нефтяной газ муниципального транспорта
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью определения типового механизма расчета экономической эффективности при переводе автомобильного транспорта на сжиженный газ (пропан-бутан).
При подготовке рекомендаций и расчетов использовались следующие источники:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 мая 2004 г. N 229 "Об утверждении Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы".
2. "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", руководящий документ Р3112194-0366-03, действителен до 01.01.2008 г.
3. Морев Л.И. Газобаллонные автомобили. - М.: Транспорт, 1992.
4. Технические паспорта и инструкции по эксплуатации автомобилей.
5. "Данные о количестве муниципального транспорта по ряду районов Республики Татарстан" (данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, октябрь 2005 г.).
В масштабах Республики Татарстан доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает более 40%. На основании оперативных данных Росгидрометцентра, в 2003 году столица Татарстана была отмечена среди городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Одним из наиболее эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды, и прежде всего на атмосферный воздух, является перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива. Увеличение парка автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, приведет к устойчивому снижению суммарного объема выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами.
В целях содействия реализации данной задачи была разработана Концепция использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 13 мая 2004 г. N 229.
Использование в качестве моторного топлива сжиженного газа актуально для Республики Татарстан, располагающей собственными запасами попутного нефтяного газа. Таким образом, будут созданы условия для решения двуединой задачи: снижения экологической напряженности и достижения долгосрочной энергообеспеченности республики.
Целесообразность перехода на сжиженный газ обусловлена не только с экологической, но и с экономической точки зрения, так как его цена в среднем в два раза ниже цен на бензин и дизельное топливо (таблица 1). При этом необходимо учитывать, что и экономически, и технически целесообразно переоборудование автотехники со сроком эксплуатации не более 3-5 лет.
Переход на газовое топливо также приводит к увеличению срока эксплуатации и сокращению затрат на текущее содержание автотранспорта, что дает дополнительную экономию средств. Основные технические преимущества сжиженного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива:
1. Использование сжиженного газа не требует изменения конструкции автомобиля, так как газовое оборудование является дополнением и дает возможность использования как бензина, так и газа.
2. При установке газобаллонного оборудования обеспечивается:
- увеличение ресурса двигателя и срока службы свечей зажигания на 35-40%;
- увеличение срока службы масла в 1,5-2 раза и уменьшение расхода масла на 10-15%;
- снижение износа гильзы цилиндра на 14%, поршней - на 17%, шеек коленчатого вала - на 57%, поршневых колец - на 63%.
Срок окупаемости затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и годового пробега автотранспортного средства.
Особую актуальность проблема перевода муниципального автотранспорта на сжиженный газ приобретает в условиях масштабной реформы местного самоуправления. Оптимизация бюджетных расходов становится важным фактором повышения экономической самодостаточности муниципальных образований.
В Республике Татарстан в настоящее время созданы необходимые предпосылки для расширения использования сжиженного газа муниципальным автотранспортом. На территории республики существует сеть автогазозаправочных станций (АГЗС), ведется строительство новых АГЗС и переоборудование бензиновых заправочных станций в многотопливные, приспособленные для заправки сжиженным газом.
Развита инфраструктура по переоборудованию автотранспортных средств на использование сжиженного газа и их последующему обслуживанию.
С учетом вышеприведенных данных был произведен примерный расчет экономии затрат при эксплуатации муниципального автотранспорта с использованием сжиженного газа и сроков окупаемости затрат на его перевод в пяти районах Республики Татарстан: Актанышском, Алькеевском, Балтасинском, Тетюшском, Ютазинском (таблица 2, таблица 3).
Таблица 1
Снижение затрат на топливо при замещении бензина сжиженным газом (пропан-бутан)
Марка автомобиля |
Потребление топлива | Снижение затрат на топливо в расчете на 100 км, руб. |
Снижение затрат на топливо в расчете на год, руб. |
|||||
Бензин | Сжиженный газ | |||||||
Литров на 100 км |
Цена, руб. (де- кабрь 2005 г.) |
Сумма, руб. |
Литров на 100 км |
Цена, руб. (де- кабрь 2005 г.) |
Сумма, руб. |
|||
ГАЗ 31029, 3110 |
13,5 | 17,5 | 236,25 | 17,82 | 8,00 | 142,5 | 93,69 | 24734,16 |
ГАЗ 53 | 25 | 14,5 | 362,50 | 33 | 8,00 | 264,00 | 98,5 | 26004,00 |
ГАЗель 270500, 2705, 3302 |
16 | 17,5 | 280,00 | 21,12 | 8,00 | 168,96 | 111,04 | 29314,56 |
ГАЗель 3221 | 16,5 | 17,5 | 288,75 | 21,78 | 8,00 | 174,24 | 114,51 | 30230,64 |
ЗИЛ 130, 441510, 431412 |
31 | 14,5 | 449,50 | 40,92 | 8,00 | 327,36 | 122,14 | 32244,96 |
ЗИЛ 131 | 41 | 14,5 | 594,50 | 54,12 | 8,00 | 432,96 | 161,544 | 42646,56 |
ЗИЛ ММЗ | 37 | 14,5 | 536,50 | 48,84 | 8,00 | 390,72 | 145,78 | 38485,92 |
ПАЗ 3205 | 34 | 14,5 | 493,00 | 44,88 | 8,00 | 359,04 | 133,96 | 35365,44 |
УАЗ 31512 | 16 | 14,5 | 232,00 | 21,12 | 8,00 | 169,68 | 111,04 | 29314,56 |
ВАЗ карбюр. | 8 | 17,5 | 140,00 | 10,56 | 8,00 | 84,48 | 55,52 | 14657,28 |
ВАЗ инж. | 6 | 17,5 | 105,00 | 7,92 | 8,00 | 63,36 | 41,64 | 10992,96 |
"Москвич" | 10 | 17,5 | 175,00 | 13,2 | 8,00 | 105,60 | 69,4 | 18321,60 |
КАВЗ | 30 | 14,5 | 435,00 | 39,6 | 8,00 | 316,8 | 118,2 | 31204,80 |
Расчеты сделаны по формуле: Э = РБ х ПР (СБ - 1,32 х СГ) / 100, где:
Э - снижение затрат на топливо в рублях;
РБ - расход бензина на 100 км;
ПР - средний годовой пробег (взят из расчета: дневной пробег - 100 км, количество рабочих дней в году - 264);
СБ - стоимость литра бензина;
СГ - стоимость литра газа;
1,32 - коэффициент, утвержденный Министерством транспорта РФ 29.04.2003 г. (Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"), действителен до 01.01.2008 г.
Таблица 2
Расчет снижения затрат на топливо при использовании сжиженного газа автотранспортными средствами в районах Республики Татарстан
Марка автомобиля | Снижение затрат на 100 км |
Актанышский р-н |
Алькеевский р-н |
Ютази |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.