Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе "Энергоресурсоэффективность
в Республике Татарстан на 2006-2010 годы"
Методические рекомендации
органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по переводу на сжиженный нефтяной газ муниципального транспорта
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью определения типового механизма расчета экономической эффективности при переводе автомобильного транспорта на сжиженный газ (пропан-бутан).
При подготовке рекомендаций и расчетов использовались следующие источники:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 мая 2004 г. N 229 "Об утверждении Концепции использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы".
2. "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", руководящий документ Р3112194-0366-03, действителен до 01.01.2008 г.
3. Морев Л.И. Газобаллонные автомобили. - М.: Транспорт, 1992.
4. Технические паспорта и инструкции по эксплуатации автомобилей.
5. "Данные о количестве муниципального транспорта по ряду районов Республики Татарстан" (данные Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, октябрь 2005 г.).
В масштабах Республики Татарстан доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает более 40%. На основании оперативных данных Росгидрометцентра, в 2003 году столица Татарстана была отмечена среди городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Одним из наиболее эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды, и прежде всего на атмосферный воздух, является перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива. Увеличение парка автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе, приведет к устойчивому снижению суммарного объема выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами.
В целях содействия реализации данной задачи была разработана Концепция использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 13 мая 2004 г. N 229.
Использование в качестве моторного топлива сжиженного газа актуально для Республики Татарстан, располагающей собственными запасами попутного нефтяного газа. Таким образом, будут созданы условия для решения двуединой задачи: снижения экологической напряженности и достижения долгосрочной энергообеспеченности республики.
Целесообразность перехода на сжиженный газ обусловлена не только с экологической, но и с экономической точки зрения, так как его цена в среднем в два раза ниже цен на бензин и дизельное топливо (таблица 1). При этом необходимо учитывать, что и экономически, и технически целесообразно переоборудование автотехники со сроком эксплуатации не более 3-5 лет.
Переход на газовое топливо также приводит к увеличению срока эксплуатации и сокращению затрат на текущее содержание автотранспорта, что дает дополнительную экономию средств. Основные технические преимущества сжиженного газа в качестве альтернативного вида моторного топлива:
1. Использование сжиженного газа не требует изменения конструкции автомобиля, так как газовое оборудование является дополнением и дает возможность использования как бензина, так и газа.
2. При установке газобаллонного оборудования обеспечивается:
- увеличение ресурса двигателя и срока службы свечей зажигания на 35-40%;
- увеличение срока службы масла в 1,5-2 раза и уменьшение расхода масла на 10-15%;
- снижение износа гильзы цилиндра на 14%, поршней - на 17%, шеек коленчатого вала - на 57%, поршневых колец - на 63%.
Срок окупаемости затрат на переоборудование автотранспортных средств на газомоторное топливо в основном зависит от вида выбранного оборудования и годового пробега автотранспортного средства.
Особую актуальность проблема перевода муниципального автотранспорта на сжиженный газ приобретает в условиях масштабной реформы местного самоуправления. Оптимизация бюджетных расходов становится важным фактором повышения экономической самодостаточности муниципальных образований.
В Республике Татарстан в настоящее время созданы необходимые предпосылки для расширения использования сжиженного газа муниципальным автотранспортом. На территории республики существует сеть автогазозаправочных станций (АГЗС), ведется строительство новых АГЗС и переоборудование бензиновых заправочных станций в многотопливные, приспособленные для заправки сжиженным газом.
Развита инфраструктура по переоборудованию автотранспортных средств на использование сжиженного газа и их последующему обслуживанию.
С учетом вышеприведенных данных был произведен примерный расчет экономии затрат при эксплуатации муниципального автотранспорта с использованием сжиженного газа и сроков окупаемости затрат на его перевод в пяти районах Республики Татарстан: Актанышском, Алькеевском, Балтасинском, Тетюшском, Ютазинском (таблица 2, таблица 3).
Таблица 1
Снижение затрат на топливо при замещении бензина сжиженным газом (пропан-бутан)
Марка автомобиля |
Потребление топлива | Снижение затрат на топливо в расчете на 100 км, руб. |
Снижение затрат на топливо в расчете на год, руб. |
|||||
Бензин | Сжиженный газ | |||||||
Литров на 100 км |
Цена, руб. (де- кабрь 2005 г.) |
Сумма, руб. |
Литров на 100 км |
Цена, руб. (де- кабрь 2005 г.) |
Сумма, руб. |
|||
ГАЗ 31029, 3110 |
13,5 | 17,5 | 236,25 | 17,82 | 8,00 | 142,5 | 93,69 | 24734,16 |
ГАЗ 53 | 25 | 14,5 | 362,50 | 33 | 8,00 | 264,00 | 98,5 | 26004,00 |
ГАЗель 270500, 2705, 3302 |
16 | 17,5 | 280,00 | 21,12 | 8,00 | 168,96 | 111,04 | 29314,56 |
ГАЗель 3221 | 16,5 | 17,5 | 288,75 | 21,78 | 8,00 | 174,24 | 114,51 | 30230,64 |
ЗИЛ 130, 441510, 431412 |
31 | 14,5 | 449,50 | 40,92 | 8,00 | 327,36 | 122,14 | 32244,96 |
ЗИЛ 131 | 41 | 14,5 | 594,50 | 54,12 | 8,00 | 432,96 | 161,544 | 42646,56 |
ЗИЛ ММЗ | 37 | 14,5 | 536,50 | 48,84 | 8,00 | 390,72 | 145,78 | 38485,92 |
ПАЗ 3205 | 34 | 14,5 | 493,00 | 44,88 | 8,00 | 359,04 | 133,96 | 35365,44 |
УАЗ 31512 | 16 | 14,5 | 232,00 | 21,12 | 8,00 | 169,68 | 111,04 | 29314,56 |
ВАЗ карбюр. | 8 | 17,5 | 140,00 | 10,56 | 8,00 | 84,48 | 55,52 | 14657,28 |
ВАЗ инж. | 6 | 17,5 | 105,00 | 7,92 | 8,00 | 63,36 | 41,64 | 10992,96 |
"Москвич" | 10 | 17,5 | 175,00 | 13,2 | 8,00 | 105,60 | 69,4 | 18321,60 |
КАВЗ | 30 | 14,5 | 435,00 | 39,6 | 8,00 | 316,8 | 118,2 | 31204,80 |
Расчеты сделаны по формуле: Э = РБ х ПР (СБ - 1,32 х СГ) / 100, где:
Э - снижение затрат на топливо в рублях;
РБ - расход бензина на 100 км;
ПР - средний годовой пробег (взят из расчета: дневной пробег - 100 км, количество рабочих дней в году - 264);
СБ - стоимость литра бензина;
СГ - стоимость литра газа;
1,32 - коэффициент, утвержденный Министерством транспорта РФ 29.04.2003 г. (Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"), действителен до 01.01.2008 г.
Таблица 2
Расчет снижения затрат на топливо при использовании сжиженного газа автотранспортными средствами в районах Республики Татарстан
Марка автомобиля | Снижение затрат на 100 км |
Актанышский р-н |
Алькеевский р-н |
Ютазинский р-н |
Балтасинский р-н |
Тетюшский р-н | |||||
кол- во, шт. |
снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
снижение затрат в день, руб. |
||
ВАЗ (карб.) | 55,52 | 21 | 1165,92 | 11 | 610,72 | 85 | 4719,20 | 1 | 55,52 | - | - |
ГАЗ 31029, 3110 ("Волга") |
93,69 | 18 | 1686,42 | 5 | 468,45 | 36 | 3372,84 | 3 | 281,07 | 3 | 281,07 |
ГАЗ 53, 52 (груз.) |
98,5 | 152 | 14972,00 | 5 | 492,5 | 100 | 9850,00 | 50 | 4925,00 | 172 | 16942,00 |
ГАЗель 270500, 2705, 3302 |
111,04 | 6 | 666,24 | 7 | 777,28 | 59 | 6551,36 | 2 | 222,08 | - | - |
ГАЗель 3221 | 114,51 | 1 | 114,51 | 2 | 229,02 | - | - | - | - | - | - |
ЗИЛ 130, 441510, 431412 |
122,14 | 17 | 2076,38 | 10 | 1221,40 | 37 | 4519,18 | 11 | 1343,54 | 63 | 7694,82 |
ЗИЛ 131 | 161,54 | - | - | - | - | 6 | 969,24 | - | - | - | - |
ЗИЛ ММЗ | 145,78 | 1 | 145,78 | 5 | 728,9 | - | - | 5 | 728,9 | - | - |
ПАЗ | 133,96 | 18 | 2411,28 | 5 | 669,8 | 21 | 2813,16 | - | - | - | - |
УАЗ | 111,04 | 101 | 11215,04 | 44 | 4885,76 | 73 | 8105,92 | 33 | 3664,32 | 100 | 11104,00 |
КАВЗ | 69,4 | 5 | 317 | - | - | 13 | 902,2 | - | - | - | - |
"Москвич", "Иж" | 118,2 | 11 | 1300,20 | - | - | 11 | 1300,20 | - | - | - | - |
Всего снижение затрат в день, руб. |
36100,77 | 10083,83 | 43103,30 | 11220,43 | 36021,89 | ||||||
Снижение затрат в месяц, руб. |
794216,94 | 221844,26 | 948272,60 | 246849,46 | 792481,58 | ||||||
Снижение затрат в год, руб. |
9530603,28 | 2662131,12 | 11379271,20 | 2962193,52 | 9509778,96 |
Таблица 3
Расчет сроков окупаемости газобаллонного оборудования по ряду районов Республики Татарстан
Марка автомобиля |
Затраты на пере- оборудо- вание ав- тотранс- портных средств, руб. |
Актанышский р-н |
Алькеевский р-н |
Ютазинский р-н |
Балтасинский р-н |
Тетюшский р-н |
|||||
кол- во, шт. |
Снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
Снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
Снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
Снижение затрат в день, руб. |
кол- во, шт. |
Снижение затрат в день, руб. |
||
ВАЗ (карб.) | 9800,00 | 21 | 205800,00 | 11 | 107800,00 | 85 | 833000,00 | 1 | 9800,00 | ||
ГАЗ 31029, 3110 ("Волга") |
7050,00 | 18 | 126900,00 | 5 | 35250,00 | 36 | 253800,00 | 3 | 21150,00 | 3 | 21150,00 |
ГАЗ 53, 52 (груз.) |
9800,00 | 152 | 1489600,00 | 5 | 4900,00 | 100 | 980000,00 | 50 | 490000,00 | 172 | 1685600,00 |
ГАЗель 270500, 2705, 3302 |
11800,00 | 6 | 70800,00 | 7 | 82600,00 | 59 | 696200,00 | 2 | 23600,00 | ||
ГАЗель 3221 | 7900,00 | 1 | 7900,00 | 2 | 15800,00 | ||||||
ЗИЛ 130, 441510, 431412 |
9800,00 | 17 | 166600,00 | 10 | 98000,00 | 37 | 362600,00 | 11 | 107800,00 | 63 | 617400,00 |
ЗИЛ 131 | 9800,00 | 6 | 58800,00 | ||||||||
ЗИЛ ММЗ | 9800,00 | 1 | 9800,00 | 5 | 49000,00 | 5 | 4900,00 | ||||
ПАЗ | 10400,00 | 18 | 187200,00 | 5 | 52000,00 | 21 | 218400,00 | ||||
УАЗ | 7900,00 | 101 | 797900,00 | 44 | 347600,00 | 73 | 576700,00 | 33 | 260700,00 | 100 | 790000,00 |
КАВЗ | 6900,00 | 5 | 34500,00 | 13 | 89700,00 | ||||||
"Москвич", "Иж" |
10400,00 | 11 | 114400,00 | 11 | 145600,00 | ||||||
Общие затраты, руб. | 3211400,00 | 837050,00 | 4214800,00 | 962050,00 | 3114150,00 | ||||||
Эконом. выгода в год, руб. |
9530603,28 | 2662131,12 | 11379271,20 | 2962193,52 | 9509778,96 | ||||||
Окупаемость, мес. | 4,00 | 3,80 | 4,40 | 3,90 | 3,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.