Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Казанской городской Думы
от 20 апреля 2006 г. N 26-8
Срок действия до 01.01.2009
Параметры качества обслуживания населения города Казани
наземным городским пассажирским транспортом общего пользования
1. Общие положения
Настоящий документ устанавливает перечень показателей качества обслуживания населения наземным городским пассажирским транспортом общего пользования, разработанных на основе показателей Отраслевых стандартов качества обслуживания населения Р3112178-0343-95 "Городские пассажирские перевозки. Качество обслуживания".
Параметрами качества обслуживания населения города Казани наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (далее - Параметры) определены конкретные нормативные показатели, которым должны соответствовать перевозки наземным городским пассажирским транспортом общего пользования г.Казани.
Для оценки качества транспортного обслуживания устанавливаются 4 уровня качества: образцовый, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный.
1.1. Область применения
Настоящие параметры устанавливают общие требования, определяющие показатели качества обслуживания пассажиров в системе городского пассажирского транспорта общего пользования.
Параметры предназначены для применения при определении качества обслуживания населения при перевозках наземным городским пассажирским транспортом общего пользования на территории г.Казани.
1.2. Цели и задачи
Целью разработки Параметров является повышение эффективности использования подвижного состава при установленном уровне качества обслуживания.
Задачи, решаемые с помощью установления параметров:
- оценка качества обслуживания населения на основе установленных показателей качества;
- оценка удовлетворенности спроса населения на пассажирские перевозки;
- разработка основных параметров маршрутной сети города, определение оптимальной структуры подвижного состава, расчет расписаний работы транспорта и др.;
- выявление основных проблем в системе функционирования муниципального транспорта.
1.3. Структура и состав системы параметров
Система параметров представлена следующими параметрами, определяющими:
- доступность транспортной системы;
- уровень организации работы транспорта на маршруте;
- затраты времени на передвижение;
- уровень комфортности поездки.
1.4. Термины и определения
В настоящем документе применяются следующие термины и определения:
транспортная сеть - система взаимосвязанных улиц и дорог с пролегающими по ним маршрутами наземного пассажирского транспорта;
плотность транспортной сети - отношение суммарной протяженности улиц и дорог, по которым проходят маршруты пассажирского транспорта, к селитебной площади города;
маршрут - участок городской транспортной сети, специально оборудованный для беспересадочной перевозки пассажиров прикрепленным к этому участку видом транспорта;
транспортное передвижение - объективно существующая потребность населения в транспортных связях, реализованная на действующей транспортной сети города;
транспортная подвижность - число поездок, приходящихся за год в среднем на одного жителя;
поездка пассажира - разовое использование пассажиром одного из действующих в городе маршрутов;
пассажиропоток - совокупность поездок, объединенных единым направлением и совершаемых в рассматриваемый период времени;
мощность пассажиропотока - число пассажиров, проехавших в одном направлении в единицу времени через участок (перегон) транспортной сети;
маршрутный коэффициент - насыщенность города пассажирскими сообщениями;
коэффициент пересадочности - рациональность установленных маршрутов.
1.5 Основные исходные данные, использованные для расчетов показателей качества транспортного обслуживания
Показатель | Значение |
1 | 2 |
Общая площадь г.Казани | 425,27 км2 |
Застроенная площадь г.Казани (F) | 203,88 км2 |
Застроенная площадь центральной части города (Fц) | 18,68 км2 |
Длина дорог (Ls) | 1747,3 км |
в том числе дорог с твердым покрытием | 1072,6 км |
Длина дорог, по которым проходит общественный транспорт (L) |
355,84 км |
Длина дорог центральной части города, по которым проходит общественный транспорт (Lц) |
53,66 км |
Общая протяженность маршрутной сети (автобусы + трамваи + троллейбусы) (Lm) |
2961,5 км |
2. Доступность транспортной системы
Доступность транспортной системы оценивается следующими показателями:
- плотность сети;
- дальность подхода к остановочным пунктам;
- расстояние между остановочными пунктами;
- маршрутный коэффициент;
- коэффициент пересадочности.
2.1. Плотность сети
Плотность сети (X) определяется отношением суммарной протяженности улиц и дорог, по которым проходят маршруты наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (L), к застроенной площади города (F):
X = L / F.
Значение показателя плотности сети оценивается по следующей шкале:
Уровень качества | ||||
Плотность сети | Образцовый | Хороший | Удовлетвори- тельный |
Неудовлетво- рительный |
2,8 | 2,5 | 2,2 | 2,0 |
В настоящее время показатель плотности маршрутной сети по г.Казани составляет 1,8, целевой показатель - 2,2. Для центральной части города показатель плотности маршрутной сети по г.Казани составляет 2,8, т.е. соответствует образцовому уровню.
2.2. Дальность подхода к остановочным пунктам и расстояние между остановочными павильонами
Дальность подхода к остановочным пунктам и расстояние между остановочными павильонами зависят от плотности сети, средней протяженности перегонов, климатических условий, этажности застройки и регламентируются типовыми правилами транспортного обслуживания населения в городском и пригородном сообщении согласно СНиП 2.01.01-82 и должны соответствовать следующим значениям:
Многоэтажная застройка |
Одноэтажная застройка |
|
Дальность подходов к остановочным пунктам, м | 500 | 700 |
Расстояние между остановочными пунктами, м | 700 | 1000 |
В настоящее время данные показатели в г.Казани соответствуют нормативным.
2.3. Маршрутный коэффициент
Маршрутный коэффициент оценивает степень разветвленности сети (Km) и определяется отношением суммарной протяженности всех маршрутов (Lm, км) к общей протяженности транспортной сети (Ls, км)
Km = Lm / Ls
2.4. Коэффициент пересадочности
Коэффициент пересадочности (Кп) определяется отношением общего числа поездок, совершаемых населением за год (Z), к общему числу передвижений, осуществляемых за тот же период (N):
K = Z / N
Значения показателей маршрутного коэффициента и коэффициента пересадочности оцениваются по следующей шкале:
Значение | Уровень качества | |||
Образцовый | Хороший | Удовлетво- рительный |
Неудовлетво- рительный |
|
Маршрутный коэффициент | 3,2-3,5 | 2,8-3,1 | 2,4-2,8 | 2,0-2,3 |
Коэффициент пересадочности |
1,2-1,3 | 1,4-1,5 | 1,6-1,7 | 1,8 |
В настоящее время значение показателя маршрутного коэффициента в г.Казани составляет 2,8; целевой показатель - 2,9. Значение показателя коэффициента пересадочности составляет 1,3, что соответствует образцовому уровню данного показателя.
3. Уровень организации работы транспорта на маршруте
3.1. Уровень организации работы подвижного состава на маршруте оценивается следующими показателями: интервал движения, регулярность сообщения, средняя дальность поездки.
Интервал движения (Id) - время, через которое на остановочном пункте чередуется прохождение подвижного состава, следуемого друг за другом.
Регулярность движения (Кр) - отношение числа рейсов, предусмотренных расписанием движения (Np) за определенный период времени, к числу фактически выполненных рейсов по расписанию (Nф):
Кр = Np / Nф
Значение показателя регулярности для обеспечения уровня качества перевозок в г.Казани оценивается по следующей шкале:
Уровень качества | Значение |
Образцовый | 1-0,95 |
Хороший | 0,94-0,88 |
Удовлетворительный | 0,87-0,75 |
Неудовлетворительный | Менее 0,75 |
В настоящее время значение показателя регулярности в г.Казани составляет: по автотранспорту - 0,72, трамваям - 0,9, троллейбусам - 0,8. Целевые показатели: по автотранспорту - 0,85, трамваям - 0,95, троллейбусам - 0,88.
Средняя дальность поездки - величина, находящаяся в тесной зависимости от численности населения города. В настоящее время значение показателя средней дальности поездки для г.Казани составляет: на автобусе - 7,8 км, трамвае - 2,64 км, троллейбусе - 3,46 км.
3.2. На уровень транспортного обслуживания населения существенно влияет выбор типа транспортного средства.
Рациональная структура парка автобусов представлена в таблице:
Удельный вес автобусов по вместимости | ||||
Особо малые | Малые | Средние | Большие | Особо большие |
6 | 1 | 3 | 70 | 20 |
В настоящее время структура парка автобусов составляет:
Удельный вес автобусов по вместимости | ||||
Особо малые | Малые | Средние | Большие | Особо большие |
25 | 50 | 0,5 | 24 | 0,5 |
Целевые значения структуры парка автобусов составляют:
Удельный вес автобусов по вместимости | ||||
Особо малые | Малые | Средние | Большие | Особо большие |
10 | 20 | 5 | 60 | 5 |
3.3. Тип и вместимость автобусов должны быть выбраны таким образом, чтобы экономически целесообразное их количество в работе обеспечило интервал в допустимых пределах.
Нормативы насыщенности приведены в таблице:
Пассажиропотоки, пас./час. |
Интервал движения, мин. | Количество автобусов на 1 км сети |
1 | 2 | 3 |
До 750 | 8,0 | 0,5 |
750-1500 | 4,0 | 1,0 |
1500-2250 | 2,7 | 1,5 |
2250-3000 | 2,0 | 2,6 |
3000-3750 | 1,6 | 2,5 |
3750-4500 | 1,3 | 3,0 |
свыше 4500 | 1,0 | 4,0 |
В настоящее время в часы пик при эксплуатационной скорости 18-20 км/ч и интервале движения 2-3 мин. показатель насыщенности составляет от 2,2 до 3,7 автобуса на 1 км сети.
В часы пик при эксплуатационной скорости 23 км/ч и интервале движения 3-6 мин. показатель насыщенности составляет от 2,2 до 3,0 автобусов на 1 км сети.
3.4. По величине среднесуточного интервала маршруты оцениваются по следующей шкале:
Интервал движения, мин. | Величина интервала, мин. |
Очень удобный | До 2 |
Удобный | 2-4 |
Приемлемый | 5-7 |
Малоудобный | 8-10 |
Неудобный | Свыше 10 |
3.5. Нормативное количество подвижного состава на 1000 жителей по г.Казани составляет:
Уровень качества | |||
Образцовый | Хороший | Удовлетворительный | Неудовлетворительный |
1,5 | 1,4 | 1,1 | 1,0 |
В настоящее время показатель количества подвижного состава на 1000 жителей составляет 2,0.
Целевой показатель количества подвижного состава городских автобусов при доведении плотности маршрутной сети г.Казани до нормативной и при рациональной структуре парка автобусов (замены малых и особо малых автобусов на большие) составляет 1,5 автобуса на 1000 жителей.
4. Затраты времени на передвижение
Затраты времени на передвижение складываются из времени:
- подхода к остановочному пункту;
- ожидания транспорта;
- на поездку;
- на пересадку.
4.1. В основу расчета нормативных затрат времени на передвижение положены СНиП-П-60-75. Для достижения образцового уровня обслуживания нормативный показатель в г.Казани для 90% жителей не должен превышать 40 минут.
Нормативы затрат времени на передвижение:
Затраты времени на передвижение, мин. |
В том числе | |||
Подход | Ожидание | Поездка | Пересадка | |
40 | 5 | 3 | 28 | 4 |
Оценка уровня качества транспортных услуг по затратам времени на передвижение (мин.):
Уровень качества | |||
Образцовый | Хороший | Удовлетворительный | Неудовлетворительный |
32 | 40 | 50 | Более 51 |
Целевые показатели: затраты времени на передвижение не должны превышать 40 мин., на пересадку - 8 мин., число пересадок не должно превышать двух.
4.2. По средней скорости сообщения маршруты оцениваются по шкале:
Скорость сообщения | Величина скорости, км/час. |
1 | 2 |
Очень малая | До 12 |
Малая | 12-16 |
Умеренная | 16-20 |
Большая | 20-24 |
Очень большая | 24-28 |
Исключительно большая | Более 28 |
Нормативное значение скорости сообщения в зависимости от величины города и его конфигурации составляет 23 км/час.
5. Уровень комфортабельности транспортной системы
5.1. Категория комфортабельности транспортных средств характеризуется:
- коэффициентом использования вместимости (Y);
- индексом комфорта, учитывающим физиологическое восприятие поездки, на которое влияют эстетика оформления салона, его освещенность, воздухообмен, отопление, уровень шума в салоне и др.
Уровень комфортабельности транспортных средств оценивается по степени наполнения салона:
(Y) = Qф / qi х Np,
где Qф - объем перевозок пассажиров на маршруте;
qi - номинальная вместимость транспортного средства (по общей вместимости);
Np - количество выполненных рейсов.
ГОСТ 27815-88 номинальная вместимость определяется исходя из числа мест для сидения и норматива свободной площади пола на 1 стоящего пассажира в размере 0,2 м2 (т.е. 5 чел. - на 1 м2).
5.2. Уровень шума в салоне не должен превышать: в трамвае - 78 дБА, в автобусе - 88 дБА.
Температурный режим должен удовлетворять следующим параметрам: минимальная температура воздуха в салоне - 12 градусов тепла, максимальная - 26 градусов тепла.
Система освещения должна обеспечивать равномерную освещенность салона (800 - 100 лк).
5.3. Устройство и оформление остановок определяются Инструкцией по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского транспорта.
<< Назад |
||
Содержание Решение Казанской городской Думы от 20 апреля 2006 г. N 26-8 "О Параметрах качества обслуживания населения города Казани наземным... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.