Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 27 марта 2006 г. N 133/1
"О целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы"
В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закона Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы (далее - Программа).
2. Определить координатором Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
3. Определить государственным заказчиком Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
4. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:
определить на конкурсной основе уполномоченную организацию на реализацию Программы,
сформировать заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы в 2006 году.
5. Министерству финансов Республики Татарстан определить источники финансирования Программы из бюджета Республики Татарстан в 2006 году.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей
в Республике Татарстан на 2006-2007 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 27 марта 2006 г. N 133/1)
Паспорт Программы
Наименование программы |
целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; Закон Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий"; |
Координатор Программы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Государственный заказчик Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; общественная организация "Объединение молодежного строительства Республики Татарстан" |
Цель и задачи Программы |
Основная цель Программы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основные задачи Программы: предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья |
Исполнители Программы |
Уполномоченная организация; органы местного самоуправления; банки, отобранные в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем затрат для реализации Программы составит: в 2006 году - 1035 млн.рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 300,0 млн.рублей; субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 25 млн.рублей; собственные и заемные средства молодых семей - 600,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 10 млн.рублей (1% общего объема финансирования Программы); в 2007 году - 1845 млн.рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 180,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов - 540,0 млн.рублей; субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан или местного бюджета при рождении (усыновлении) одного ребенка - 45 млн.рублей; собственные и заемные средства молодых семей - 1080,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 18 млн.рублей (1% общего объема финансирования Программы) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить жильем: в 2006 году - 1500 семей; в 2007 году - 2300 семей; а также обеспечит: создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан; создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации в Республике Татарстан |
Система организации контроля за исполнением и информационным обеспечением Программы |
Контроль и координация деятельности обеспечиваются Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа", органами местного самоуправления |
Введение
Настоящая Программа принята в целях реализации мероприятий приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект) в Республике Татарстан.
Основным инструментом по реализации национального проекта является федеральная целевая программа "Жилище". В соответствии с основными приоритетами и мерами по реализации национального проекта в состав программы "Жилище" включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма), предполагающая предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Условием участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме является наличие соответствующей региональной программы обеспечения жильем молодых семей и обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию Программы.
I. Результаты реализации Закона Республики Татарстан
"О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных
условий" и первого этапа подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы
Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан осуществляется с 1997 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.97 г. N 397 "О республиканской программе государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья". В дальнейшем в целях законодательного закрепления права молодой семьи на получение государственной поддержки был принят Закон Республики Татарстан от 21.10.99 г. N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" (далее - Закон).
Основным результатом реализации Закона стало создание системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан.
Государственная поддержка молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется на возвратной, льготной, срочной основах путем:
реализации жилого помещения молодой семье;
обеспечения завершения строительства и (или) реконструкции жилого помещения, принадлежащего молодой семье.
Государственная поддержка осуществляется на условиях рассрочки оплаты за приобретаемое жилое помещение, продолжительность которой не может превышать 15 лет, обязательности внесения первоначального взноса и предоставления обеспечения исполнения обязательств молодой семьей. Проценты за предоставление молодой семье рассрочки оплаты за приобретаемое жилое помещение не взимаются. Первоначальный взнос взимается в размере не менее 20 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения. Объем финансовых средств, выделяемых для оказания государственной поддержки молодой семье, не может превышать 3000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В целях создания на федеральном уровне системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. N 638 была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Для реализации подпрограммы средства федерального бюджета направлялись в субъекты Российской Федерации с целью оказания адресной помощи молодым семьям-участникам соответствующих региональных и муниципальных программ - на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.
Участие Республики Татарстан в подпрограмме позволило 743 молодым семьям получить именные субсидии при рождении ребенка и компенсировать часть затрат на приобретение жилья в рамках Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий". Объем полученных средств из федерального бюджета на предоставление указанных субсидий составил 110 млн.рублей (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели реализации подпрограммы "Обеспечение жильем
молодых семей" и Закона Республики Татарстан "О государственной
поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий"
Год | Показатели | |||
Объем субсидий из федерального бюджета, млн.рублей |
Количество молодых семей, получивших субсидии по рождению ребенка |
Количество молодых семей, получивших государственную поддержку по республиканской программе |
Объем финансирования из республиканского и местных бюджетов, млн.рублей |
|
2003 | 30 | 208 | 285 | 59,9 |
2004 | 25 | 187 | 657 | 61,4 |
2005 | 55 | 348 | 828 | 82,2 |
всего за 2003-2005 гг. |
110 | 743 | 1770 | 203,5 |
В 2003 г. получили субсидии по рождению ребенка 208 молодых семей. Всего же в 2003 г. в рамках Закона Республики Татарстан улучшили свои жилищные условия 285 молодых семей, т.е. у 73% молодых семей, получивших государственную поддержку, родился ребенок.
Предоставление субсидий позволило сократить большую часть или погасить задолженность молодых семей. В результате резко возросшей возвратности целевых средств ускоряется решение жилищной проблемы других молодых семей. В частности, при сопоставимых объемах финансирования в 2004 г. количество молодых семей, получивших государственную поддержку по Закону, превысило значение 2003 г. в 2,3 раза (657 против 285). Реализация Закона в 2005 г. свидетельствует о продолжении тенденции, когда, благодаря федеральным субсидиям, существенно повышаются темпы реализации региональной программы.
При подобном механизме выделенная одной молодой семье федеральным бюджетом субсидия произвела двойной эффект, позволив двум молодым семьям решить свои жилищные проблемы. Первая молодая семья в связи с рождением ребенка сократила или погасила полностью задолженность и получила возможность развития жизненных планов. Вторая молодая семья быстрее получает государственную поддержку, улучшает свои жилищные условия и приобретает реальный стимул для деторождения.
Таким образом, практика реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" совместно с мероприятиями Закона свидетельствует о достижении высокой результативности вложенных средств.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
На 01.01.2006 г. на учете по улучшению жилищных условий в рамках Закона состоит более 22,5 тысячи молодых семей, а количество семей, получивших государственную поддержку, составляет 2552. Основная причина этого - недостаточные объемы финансирования Закона. В результате молодые семьи, которые в настоящий момент встают на учет, не могут рассчитывать на скорую государственную поддержку.
Механизм реализации Закона направлен на категорию молодых семей, обладающих определенными денежными накоплениями, достаточными на первоначальный взнос, но уровень доходов которых не позволяет им обратиться за ипотечным кредитом.
Вместе с тем, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи также не могут получить доступ на рынок жилья, поскольку не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства для оплаты первоначального взноса. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в улучшении жилищных условий будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Участником первого этапа подпрограммы могла быть молодая семья, имеющая задолженность за приобретенное (строящееся) жилье, для которой возможность получения субсидии за счет средств федерального бюджета была обусловлена рождением (усыновлением) ребенка.
В новой редакции подпрограммы решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Решение жилищного вопроса молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Программа не исключает существование других форм государственной поддержки. В нормативных актах Республики Татарстан и органов местного самоуправления могут предусматриваться дополнительные меры по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий.
Расширение форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий, в том числе по механизму данной Программы, серьезным образом повлияет на повышение доступности жилья для молодых семей.
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Настоящая Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта в Республике Татарстан, который предполагает развитие системы государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью Программы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидий.
Участником Программы может быть молодая семья, в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного ребенка и более, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Основными задачами Программы являются:
предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Срок реализации Программы - 2006-2007 годы.
IV. Система программных мероприятий
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы. Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год.
Организационные мероприятия на уровне Республики Татарстан предусматривают:
сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых органами местного самоуправления, участвующими в реализации мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы;
определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на реализацию мероприятий Программы;
отбор муниципальных образований для участия в Программе и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой нормативными правовыми актами Республики Татарстан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям;
осуществление контроля за реализацией Программы на республиканском и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
обеспечение освещения целей и задач Программы в средствах массовой информации Республики Татарстан;
проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством;
формирование списков молодых семей для участия в Программе;
ежегодное определение объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий Программы);
средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;
средства банков и других организаций, в том числе предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем финансирования Программы составит:
в 2006 году - 1035 млн.рублей, в том числе:
средства бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан- 300,0 млн.рублей;
субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 25 млн.рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - 600,0 млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 10 млн.рублей (1% общего объема финансирования Программы);
в 2007 году - 1863 млн.рублей, в том числе:
средства бюджета Российской Федерации - 180,0 млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов - 540,0 млн.рублей;
субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан или местного бюджета при рождении (усыновлении) одного ребенка - 45 млн.рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - 1080,0 млн.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 18 млн.рублей (1% общего объема финансирования Программы).
VI. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного или нескольких жилых помещений, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника Программы. Норматив стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Татарстан, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв.метра;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей, помимо молодых супругов, одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв.метра на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
Стж = Н х Рж,
Где:
Стж - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
Рж - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Размер субсидии составляет не менее:
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 25 процентов - за счет средств республиканского и местных бюджетов), - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 30 процентов - за счет средств республиканского и местных бюджетов), - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств и/или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета Республики Татарстан или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации Программы, - 9 месяцев.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа (далее - порядок), устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В соответствии с порядком также определяются правила ведения учета молодых семей, выпуска, оплаты и погашения свидетельств, подтверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан обязательств по финансированию субсидий, предоставляемых молодым семьям за счет средств местных бюджетов, особенности использования субсидий на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья, а также использования субсидий молодыми семьями, которые являются членами жилищных накопительных кооперативов.
В первую очередь субсидии будут предоставляться молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Органы местного самоуправления осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году и представляют их в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (далее - Министерство).
Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Программе, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Министерство на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список молодых семей для участия в Программе в планируемом году и утверждает его.
На основе утвержденного сводного списка молодых семей Министерство формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы. Заявка представляется государственному заказчику подпрограммы - Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, заявки, полученной от Кабинета Министров Республики Татарстан, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего объема средств федерального бюджета, предусмотренного для финансирования подпрограммы, определяет для Республики Татарстан предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые до 1 ноября года, предшествующего планируемому, доводятся до Кабинета Министров Республики Татарстан.
Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в Программе, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в Программе организаций, в том числе предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с порядком.
Отбор банков для участия в реализации Программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Банки, претендующие на участие в Программе, должны удовлетворять следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения - более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории Республики Татарстан.
Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
развитость сети филиалов на территории Республики Татарстан;
условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Существуют особенности использования субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве субсидии, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории того муниципального образования, органами местного самоуправления которого молодая семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В случае если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный Программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
Координатор Программы действует на основании соглашения с государственным заказчиком, в котором определяются взаимные права и обязанности сторон по выполнению мероприятий по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья.
Координатор Программы осуществляет:
общее руководство реализацией Программы;
представляет на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан необходимые для реализации Программы нормативно-правовые акты, в том числе порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, а также на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
Государственный заказчик действует на основании договоров, заключаемых с уполномоченной организацией и органами местного самоуправления, в которых определяются взаимные права и обязанности сторон по выполнению мероприятий по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
общее управление Программой;
обеспечение взаимодействия уполномоченной организации и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
прием от органов местного самоуправления заявок на реализацию Программы;
осуществление контроля за деятельностью уполномоченной организации и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, предоставленных в виде субсидий;
организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам;
подготовку отчета о результатах реализации Программы на основе отчетов, получаемых от уполномоченной организации и органов местного самоуправления;
проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
Уполномоченная организация, определяемая государственным заказчиком на основании конкурса:
принимает участие в разработке муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей;
организует учет молодых семей, участвующих в Программе;
разрабатывает методическое и программное обеспечение информационной системы, предназначенной для контроля и реализации Программы и подготовки информационно-аналитических материалов;
организует информационно-разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы.
VII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
"прозрачности" использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2006 году обеспечить жильем 1500 молодых семей (2300 - в 2007 году), нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Приложение
к целевой программе "Обеспечение жильем
молодых семей в Республике Татарстан"
на 2006-2007 годы
Перечень
основных мероприятий по реализации целевой программы "Обеспечение
жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы
Наименование мероприятия | Срок выполнения |
Ответственные исполнители | |
1. | Разработка проекта муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей |
2006 год | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация; органы местного самоуправления |
2. | Организация учета молодых семей, участвующих в Программе |
постоянно | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация; органы местного самоуправления |
3. | Отбор банков для участия в реализации Программы |
2006 год | Кабинет Министров Республики Татарстан |
4. | Разработка методического и программного обеспечения информационной системы, предназначенной для контроля реализации Программы и подготовки информационно-аналитиче- ских материалов |
2006 год | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация |
5. | Организация информационно- разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы |
постоянно | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация; органы местного самоуправления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 27 марта 2006 г. N 133/1 "О целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы"
Текст постановления (без приложений) опубликован в газете "Республика Татарстан" от 25 мая 2006 г. N 103-104, в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 22, 7 июня 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132
Постановление КМ РТ от 13 июня 2006 г. N 300