Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 7 июля 2006 г. N 3-59/2006
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года N 140-ЗРТ "О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и субсидиями для решения вопросов местного значения",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года N 140-ЗРТ "О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и субсидиями для решения вопросов местного значения", указав в обоснование своего заявления, что данным законом республики установлен иной, отличный от установленного федеральным законодательством, порядок передачи имущества субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность.
Закон Республики Татарстан, устанавливая в статье 2 состав государственного имущества, подлежащего передаче муниципальным образованиям, с одной стороны сужает перечень такого имущества, чем ущемляет права муниципальных образований на реализацию своих полномочий, закрепленных как в федеральном, так и в республиканском законодательстве, с другой стороны, содержит ряд объектов, которые в соответствии с федеральным законодательством не могут быть переданы муниципальным образованиям.
Статья 1 Закона Республики Татарстан определяет, что данный Закон устанавливает условия наделения государственными материальными ресурсами и предоставления субсидий муниципальным образованиям. В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Бюджетного кодекса Республики Татарстан межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций из региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации орган, исполняющий бюджет субъекта Российской Федерации, вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам.
Условия наделения материальными ресурсами и предоставления субсидий муниципальным образованиям уже определены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
Дополнительные условия могут быть установлены либо Бюджетным кодексом Республики Татарстан, либо законом республики об утверждении бюджета на очередной финансовый год.
В силу пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнительные условия могут быть введены для тех муниципальных образований, для которых в двух из трех последних отчетных лет суммарная доля дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов.
Аналогичные положения содержит Бюджетный кодекс Республики Татарстан (статьи 43, 44 кодекса).
Закон Республики Татарстан вводит влекущие за собой определенные последствия для муниципальных образований новые понятия - "индикатор оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления" и "нормативы функциональной нагрузки" и ставит в прямую зависимость предоставление субсидий муниципальным образованиям от состояния этих параметров в каждом муниципальном образовании.
Введение не предусмотренных федеральным законодательством параметров оценки деятельности муниципальных образований ущемляет права муниципальных образований республики.
Пункт 4 статьи 4 Закона Республики Татарстан обязывает органы местного самоуправления дотационных муниципальных образований при определении своей структуры учитывать нормативы функциональной нагрузки, которую определяет Кабинет Министров Республики Татарстан. В то время как в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления муниципальные образования определяют самостоятельно.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду статья 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан, представляющий также интересы Президента Республики Татарстан М.М.Курманов с заявлением не согласился, пояснив, что частью 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан "О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и субсидиями для решения вопросов местного значения" закреплена процедура передачи государственного имущества Республики Татарстан в собственность муниципальных образований, согласно которой решения о передаче государственного имущества в муниципальную собственность принимаются Кабинетом Министров Республики Татарстан по предложениям органов местного самоуправления. Такая процедура не противоречит правилам передачи имущества из государственной собственности в муниципальную, установленным частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, который также не содержит запрета на закрепление соответствующих положений в законодательных актах субъектов Российской Федерации.
Перечень видов имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, установленный статьей 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действительно шире перечня, закрепленного в части 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан. Однако, норма статьи 50 Федерального закона имеет прямое действие, и закрепление более узкого круга объектов в законодательном акте субъекта Российской Федерации, не может повлечь за собой практического исключения из числа объектов, подлежащих передаче, тех, которые не упомянуты в законе субъекта Российской Федерации.
Установление условий для предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан, дополнительных по отношению к тем условиям, которые уже закреплены в Бюджетном кодексе Республики Татарстан, в специальном законе, не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Республики Татарстан, поскольку пунктами 1 и 2 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен вид нормативного правового акта, в котором могут закрепляться данные условия (закон субъекта Российской Федерации), а статьи 44.3 и 44.4 Бюджетного кодекса Республики Татарстан на# содержат запрета на закрепление условий в иных законодательных актах Республики Татарстан.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан приходит к следующему.
В соответствии с пунктом н) статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Государственным Советом Республики Татарстан 23 декабря 2005 года был принят Закон Республики Татарстан N 140-ЗРТ "О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и субсидиями для решения вопросов местного значения", данный закон был подписан Президентом Республики Татарстан 30 декабря 2005 года и вступил в силу 1 января 2006 года.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан настоящий Закон в целях обеспечения гарантий прав, свобод и законных интересов населения Республики Татарстан при решении вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан устанавливает условия наделения государственными материальными ресурсами и предоставления субсидий муниципальным образованиям из фонда муниципального развития, регионального фонда софинансирования социальных расходов и иной финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан, основанные на соблюдении устанавливаемого разграничения полномочий в областях деятельности, включающих вопросы местного значения, а также на соблюдении требований к бюджетным услугам и услугам, регулируемым муниципальными правовыми актами (далее - Услуги), обеспечении установленных значений индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и иных требований.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан установлено, что передаче в муниципальную собственность из числа организаций и объектов, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан, подлежит следующее имущество:
1) объекты образования:
общеобразовательные учреждения;
дошкольные образовательные учреждения;
учреждения дополнительного образования детей;
2) объекты здравоохранения:
учреждения скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);
учреждения для оказания первичной медико-санитарной помощи;
учреждения для оказания специализированной первичной медико-санитарной помощи;
3) объекты культуры:
дома культуры, клубы;
учреждения по кино-, видео обслуживанию населения, кинотеатры;
музеи, библиотеки местного значения;
4) объекты торговли:
пакеты акций и имущество предприятий торговли и бытового обслуживания;
5) объекты экологии и природных ресурсов:
обособленные водные объекты (пруды) и гидротехнические сооружения к ним;
полигоны для сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов;
6) объекты строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства:
государственная доля в жилищном фонде;
учреждения по управлению жилищным фондом;
пакеты акций и имущество предприятий жилищно-коммунальной сферы;
имущество для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (кладбища);
имущество, необходимое для освещения улиц;
7) объекты транспорта и дорожного хозяйства:
автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами;
мосты и иные транспортные инженерные сооружения;
8) объекты спорта и туризма:
детские оздоровительные лагеря;
спортзалы, катки;
спортивные сооружения и детско-юношеские спортивные школы местного значения;
9) имущество, предназначенное для осуществления полномочий органов местного самоуправления (административные здания, техника, транспорт, находящиеся в управлении и распоряжении местных органов государственной власти Республики Татарстан), архивные фонды.
Положения пункта 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившей в силу в соответствии с абзацем первым части 3 статьи 83 данного Федерального закона со дня официального опубликования закона, то есть с 8 октября 2003 года, определено имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований для осуществления принадлежащих им функций и решения вопросов местного значения.
Согласно частям 2-4 статьи 50 данного Федерального закона
2. В собственности поселений могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
7) имущество библиотек поселения;
8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;
11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.
18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
3. В собственности муниципальных районов могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
12) имущество межпоселенческих библиотек;
13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен значительно больший перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, и которое, соответственно, подлежит передаче вновь образованным муниципальным образованиям с 1 января 2006 года.
В частности, в пункте 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан не указано в качестве имущества, подлежащего передаче муниципальным образованиям в виде поселений, пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 4 части 2 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 5 части 2 статьи 50 Федерального закона), объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров (пункт 6 части 2 статьи 50 Федерального закона), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 части 2 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения (пункт 11 части 2 статьи 50 Федерального закона), имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 13 части 2 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации (пункт 14 части 2 статьи 50 Федерального закона), земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами (пункт 15 части 2 статьи 50 Федерального закона) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения (пункт 17 части 2 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; (пункт 18 части 2 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (пункт 19 части 2 статьи 50 Федерального закона).
Также в пункте 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан не указано в качестве имущества, подлежащего передаче муниципальным образованиям в виде муниципальных районов, пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района (пункт 3 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля (пункт 4 части 3 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 5 части 3 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (пункт 6 части 3 статьи 50 Федерального закона), имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг (пункт 11 части 3 статьи 50 Федерального закона), имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; (пункт 13 части 3 статьи 50 Федерального закона), земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами (пункт 14 части 3 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района (пункт 16 части 3 статьи 50 Федерального закона), имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (пункт 19 части 3 статьи 50 Федерального закона), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 21 части 3 статьи 50 Федерального закона).
Пункт 2 статьи 2 оспариваемого Закона Республики Татарстан также содержит ряд объектов, которые в соответствии с федеральным законодательством не могут быть переданы муниципальным образованиям.
Абзац 4 подпункта 2 пункта 2 статьи 2 Закона к объектам здравоохранения, подлежащим передаче в муниципальную собственность, относит учреждения для оказания специализированной первичной медико-санитарной помощи, что противоречит положениям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии со статьями 38 и 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи возложено на муниципальную систему здравоохранения, а обеспечение оказания скорой медицинской помощи - на учреждения скорой медицинской помощи государственной и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Согласно статье 40 Основ специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Оказание специализированной медицинской помощи отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Виды и стандарты оказания такой помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Абзац 2 подпункта 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан предусматривает передачу муниципальным образованиям государственной доли в жилищном фонде, что противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). Муниципальный жилищный фонд составляют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Использование в законе термина "государственная доля в жилищном фонде" не позволяет определить, какой жилищный фонд подлежит передаче в собственность муниципальным образованиям.
При таких обстоятельствах, поскольку перечень, содержащийся в пункте 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан, носит окончательный характер и не подлежит расширительному толкованию, что может препятствовать передаче в собственность муниципальных образований имущества, которое необходимо им для исполнения своих функций, положения данного пункта подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
Следует также отметить, что положения пункта 2 статьи 2 Закона Республики Татарстан, в отличие от федерального законодательства, не разграничивают имущество, подлежащее передаче муниципальным образованиям, в зависимости от вида муниципального образования, то есть поселения, муниципального района или городского поселения, что также противоречит федеральному законодательству.
Оснований для признания противоречащим федеральному законодательству пункта 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан, в соответствии с которым решения о передаче государственного имущества Республики Татарстан в муниципальную собственность принимаются Кабинетом Министров Республики Татарстан или по его поручению органом исполнительной власти Республики Татарстан по имущественным отношениям, органы местного самоуправления вносят в Кабинет Министров Республики Татарстан свои предложения о передаче государственного имущества Республики Татарстан в муниципальную собственность, не имеется в виду следующего.
Порядок передачи государственного имущества в муниципальную собственность определен в статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с абзацами 15, 17 и 20 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В пункте 1 статьи 2 оспариваемого Закона Республики Татарстан установлен в полном соответствии с федеральным законодательством порядок передачи государственного имущества Республики Татарстан в муниципальную собственность, согласно которому решение о передаче имущества принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан или по его поручению органом исполнительной власти Республики Татарстан по имущественным отношениям, органы местного самоуправления вносят в Кабинет Министров Республики Татарстан свои предложения о передаче имущества в муниципальную собственность.
В статьях 3, 4, 5 и 6 рассматриваемого Закона Республики Татарстан определены принципы определения условий предоставления муниципальным образованиям субсидий из бюджета Республики Татарстан, условия предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан, мониторинг выполнения условий предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Татарстан и порядок проведения согласительных процедур при реализации положений настоящего Закона.
Пункт 4 статьи 4 Закона Республики Татарстан обязывает органы местного самоуправления дотационных муниципальных образований при определении своей структуры учитывать нормативы функциональной нагрузки, которую определяет Кабинет Министров Республики Татарстан.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями федерального законодательства структуру органов местного самоуправления муниципальные образования определяют самостоятельно с учетом положений федерального законодательства об обязательном наличии представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Из изложенного следует, что положения пункта 4 статьи 4 Закона Республики Татарстан, возлагающие на органы местного самоуправления обязанность при определении своей структуры учитывать нормативы функциональной нагрузки, устанавливаемой Кабинетом Министров Республики Татарстан, противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Оснований для удовлетворения заявления прокурора и признания противоречащими федеральному законодательству остальных положений статей 3-6 Закона Республики Татарстан суд не находит.
В обоснование своего заявления прокурор указывает, что условия предоставления субсидий муниципальным образованиям уже определены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
Дополнительные условия могут быть установлены либо Бюджетным кодексом Республики Татарстан, либо законом республики об утверждении бюджета на очередной финансовый год.
Закон Республики Татарстан вводит влекущие за собой определенные последствия для муниципальных образований новые понятия - "индикатор оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления" и ставит в прямую зависимость предоставление субсидий муниципальным образованиям от состояния этих параметров в каждом муниципальном образовании.
Введение не предусмотренных федеральным законодательством параметров оценки деятельности муниципальных образований ущемляет права муниципальных образований республики.
С указанными доводами прокурора согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно к ведению субъектов Российской Федерации относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации 1. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций из региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Бюджетные кредиты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов местного самоуправления перед бюджетом субъекта Российской Федерации.
Использование бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами из бюджетов субъектов Российской Федерации, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.
3. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований, для которых в двух из трех последних отчетных лет суммарная доля дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов.
4. Нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
5. При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации орган, исполняющий бюджет субъекта Российской Федерации, вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из регионального фонда компенсаций) соответствующим местным бюджетам.
Из указанных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации действительно следует, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В то же время пунктом 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, что и было установлено в оспариваемых положениях Закона Республики Татарстан.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ
В статье 3 Закона Республики Татарстан установлены принципы определения условий предоставления муниципальным образованиям субсидий из бюджета Республики Татарстан. Пунктом 1 статьи 4 Закона установлено, что условием предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан является выполнение требований к Услугам, определяемым Кабинетом Министров Республики Татарстан согласованно с муниципальными образованиями. В пункте 2 статьи 4 установлены требования (стандарты) оказания услуги.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Республики Татарстан индикаторы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по качеству выполнения требований устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан после согласования с муниципальными образованиями дифференцированно для каждого муниципального образования.
В статье 5 Закона определено, что мониторинг выполнения условий предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Татарстан и установление форм и периодичности отчетности осуществляются исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, уполномоченными Кабинетом Министров Республики Татарстан. Регламент осуществления мониторинга определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом мнений муниципальных образований.
Установление общих принципов организации местного самоуправления Конституцией Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет субъекту Российской Федерации в пределах своих полномочий конкретизировать федеральное регулирование в данной сфере, включая осуществление бюджетного регулирования.
В пункте 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямо предоставлено право субъекту Российской Федерации конкретизировать бюджетное законодательство и ввести дополнительные условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований. При этом уровень и вид нормативного правового акта в пункте 4 статьи 136 не определен, что позволяет субъекту Российской Федерации ввести дополнительные условия и путем принятия отдельного закона.
В оспариваемых положениях Закона Республики Татарстан, кроме того, предусмотрено право муниципальных образований проконтролировать методику предоставления субсидий и согласовать порядок проведения контроля за эффективностью использования предоставленных субсидий.
Статьей 6 Закона Республики Татарстан предусмотрен порядок проведения согласительных процедур с участием органов местного самоуправления в случае возникновения споров и разногласий, связанных с реализацией настоящего Закона.
Доводы прокурора о том, что условия предоставления субсидий муниципальным образованиям уже определены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан и дополнительные условия могут быть установлены либо Бюджетным кодексом Республики Татарстан, либо законом республики об утверждении бюджета на очередной финансовый год, являются необоснованными. Как было указано выше, уровень и вид нормативного правового акта в пункте 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации не определен.
В соответствии со статьей 1 оспариваемого Закона Республики Татарстан настоящий Закон устанавливает условия предоставления субсидий муниципальным образованиям из фонда муниципального развития, регионального фонда госфинансирования социальных расходов и иной финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения в составе бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития субъекта Российской Федерации.
Отбор инвестиционных программ (проектов) для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями (группами муниципальных образований) осуществляются в порядке, установленном законами субъекта Российской Федерации.
В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов.
Целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, и в указанных положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что отбор инвестиционных программ и их распределение между муниципальными образованиями из фонда муниципального развития субъекта Российской Федерации, целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
С доводами прокурора о том, что Закон Республики Татарстан вводит влекущее за собой определенные последствия для муниципальных образований новое понятие - "индикатор оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления" и ставит в прямую зависимость предоставление субсидий муниципальным образованиям от состояния этих параметров в каждом муниципальном образовании, введение не предусмотренных федеральным законодательством параметров оценки деятельности муниципальных образований ущемляет права муниципальных образований республики, суд согласиться не может.
Субъект Российской Федерации при предоставлении субсидий из своего бюджета вправе контролировать их использование по целевому назначению и эффективность использования переданных денежных средств, что не противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года N 140-ЗРТ "О наделении муниципальных образований государственными материальными ресурсами и субсидиями для решения вопросов местного значения".
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 7 июля 2006 г. N 3-59/2006
Настоящее решение вступило в законную силу 20 сентября 2006 г.
Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 20 сентября 2006 года настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 2 ноября 2006 г. N 218-219