Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 июля 2006 г. N 350
"Об утверждении Республиканской программы улучшения
условий и охраны труда на 2007-2009 годы"
30 декабря 2006 г., 4 августа, 7 ноября 2008 г., 31 июля 2009 г.
В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы (далее - Программа).
См. Целевую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы, утв. постановлением КМ РТ от 16 сентября 2009 г. N 641
Действие пункта 2 настоящего постановления приостанавливается:
Постановлением КМ РТ от 7 ноября 2008 г. N 784 (в ред. постановления КМ РТ от 31 июля 2009 г. N 535) с 1 января по 31 декабря 2009 года
Постановлением КМ РТ от 30 декабря 2006 г. N 666 с 1 января по 31 декабря 2007 года
2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2007-2009 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан принять территориальные программы улучшения условий и охраны труда в пределах средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
4. Министерству труда и занятости Республики Татарстан организовать выполнение Программы и ежегодно до 1 марта представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе ее реализации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального развития и занятости населения Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Республиканская программа
улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 10 июля 2006 г. N 350)
4 августа 2008 г.
Паспорт
Наименование Программы | Республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 16.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; Закон Республики Татарстан от 10.12.97 г. N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан"; Послание Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан на 2006 год; Обязательства Сторон на 2006 год к Соглашению между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан на 2005-2006 годы (подписано 07.12.2005 г.); Резолюция Республиканского совещания по охране труда с участием федеральных контрольно-надзорных органов, в том числе Прокуратуры Республики Татарстан (от 18.03.2005 г.) |
Государственный заказчик |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство труда и занятости Республики Татарстан; министерства, ведомства Республики Татарстан; органы надзора и контроля; Федерация профсоюзов Республики Татарстан; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан; учреждения высшего профессионального образования Республики Татарстан; организации республики |
Цель Программы | Обеспечение конституционных гарантий на охрану и условия труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены |
Задачи Программы | Формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда; развитие государственной системы управления охраной труда; снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях республики; достижение значений индикаторов по охране и условиям труда с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и международных стандартов |
Важнейшие целевые показатели (индикаторы) реализации Программы |
Число пострадавших от несчастных случаев на производстве из расчета на 1000 работающих; число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами; удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом |
Сроки и этапы реализации Программы |
2007-2009 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 1416029 тыс.рублей, в том числе: средства бюджета Республики Татарстан - 15760,0 тыс.рублей; средства организаций - 1400269,0 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результата) и показатели бюджетной эффективности Программы |
1. Достижение пороговых значений индикаторов, установленных на 2009 год: число пострадавших от несчастных случаев на производстве из расчета на 1000 работающих - до 3,8 человек на 1000 работающих; число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами - до 33,1 человеко-дней; удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, - до 15,65%; удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, - до 1,55%. 2. Социальный эффект: сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний; повышение уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов; реализация конституционного права на обеспечение работникам безопасных условий труда. 3. Экономический эффект: снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний; снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда; снижение уровня инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания и затрат в области здравоохранения в связи с этим; повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени; сокращение затрат на ремонт и замену оборудования в результате поломок временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний, и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации |
I. Современное состояние проблемы условий и охраны труда и обоснование
необходимости ее решения в Республике Татарстан программным методом
В современных экономических условиях значительное влияние на социально-экономическое благополучие общества оказывает создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах.
Проблемы охраны труда, особенно проблема производственного травматизма, сегодня волнуют все мировое сообщество. Не случайно, для привлечения внимания к этой проблеме Международная организация труда объявила 2003 год Международным годом охраны труда, а 28 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день охраны труда.
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибель людей на производстве. Только в 2005 году на производствах республики, по данным Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, пострадало от несчастных случаев на производстве 1536 человек, из них 107 человек погибли (таблица 1).
Таблица 1
Состояние производственного травматизма в Республике Татарстан
Число пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом, чел. |
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Всего в расчете на 1000 работающих В том числе: женщин подростков Со смертельным исходом: Всего в расчете на 1000 работающих В том числе: женщин подростков |
3600 3,7 873 14 177 0,181 8 1 |
2943 3,1 814 21 122 0,130 5 3 |
2258 2,6 611 9 127 0,146 15 1 |
1801 2,2 516 7 117 0,146 11 3 |
1536 2,0 419 4 107 0,142 6 1 |
По оперативным данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, в 2005 году смертельные травмы на производстве получили 129 человек, травмы с тяжелым исходом - 360 человек.
Остается высокой численность работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. На начало 2005 года на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составил 17,6% общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, тогда как на начало 2004 года их было 17,2 процента.
При этом показатели по уровню производственного травматизма в Республике Татарстан ниже, чем в большинстве регионов Приволжского федерального округа (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение показателей производственного травматизма
по регионам Приволжского федерального округа
(по данным Госкомстата России)
Наименование территории Российской Федерации |
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих |
Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих |
||||||||
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
|
Республика Татарстан |
4,0 | 3,7 | 3,1 | 2,6 | 2,2 | 0,183 | 0,181 | 0,130 | 0,146 | 0,146 |
Республика Башкортостан |
2,6 | 2,4 | 2,2 | 2,0 | 1,8 | 0,162 | 0,152 | 0,169 | 0,166 | 0,118 |
Республика Марий Эл |
8,9 | 7,9 | 6,7 | 5,8 | 5,1 | 0,130 | 0,127 | 0,193 | 0,202 | 0,146 |
Республика Мордовия |
5,8 | 5,4 | 5,3 | 4,9 | 3,8 | 0,123 | 0,107 | 0,180 | 0,112 | 0,135 |
Удмуртская Республика |
6,9 | 6,2 | 5,6 | 5,3 | 5,0 | 0,109 | 0,124 | 0,103 | 0,118 | 0,081 |
Чувашская Республика |
3,0 | 2,6 | 2,6 | 2,3 | 2,1 | 0,146 | 0,137 | 0,132 | 0,171 | 0,122 |
Кировская область |
11,0 | 11,5 | 10,8 | 9,8 | 8,4 | 0,168 | 0,166 | 0,136 | 0,167 | 0,172 |
Нижегородская область |
4,1 | 3,7 | 3,5 | 3,0 | 2,5 | 0,100 | 0,106 | 0,107 | 0,092 | 0,089 |
Оренбургская область |
6,2 | 5,3 | 4,7 | 3,9 | 3,0 | 0,165 | 0,175 | 0,147 | 0,138 | 0,145 |
Пензенская область |
4,7 | 4,5 | 3,4 | 3,0 | 2,3 | 0,104 | 0,125 | 0,114 | 0,121 | 0,118 |
Пермская область |
6,5 | 6,3 | 5,8 | 4,8 | 4,2 | 0,154 | 0,132 | 0,145 | 0,153 | 0,159 |
Самарская область |
4,1 | 4,0 | 3,6 | 3,0 | 2,7 | 0,095 | 0,121 | 0,104 | 0,072 | 0,095 |
Саратовская область |
4,4 | 3,9 | 3,2 | 2,8 | 2,4 | 0,130 | 0,140 | 0,106 | 0,105 | 0,137 |
Ульяновская область |
5,1 | 4,5 | 3,6 | 3,1 | 2,7 | 0,138 | 0,182 | 0,155 | 0,136 | 0,129 |
За последние 5 лет (с 2001 по 2005 год) произошло снижение числа пострадавших от несчастных случаев на производствах республики в 2,3 раза - с 3600 до 1536 человек, в том числе со смертельным исходом - в 1,6 раза (со 177 до 107 человек).
Такие позитивные изменения стали возможны в результате принятых мер по реализации Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы и предыдущих программ.
В ходе реализации программ заметно активизировалась работа по обучению вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций. Только в 2005 году такое обучение прошло 20,4 тыс. человек (в 2000 году - 7900 человек). Создан и функционирует Республиканский центр сертификации работ по охране труда на базе Республиканского научно-методического центра по охране и безопасности труда.
В рамках программ проведены маркетинговые исследования обеспечения спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты работающих практически во всех сферах экономической деятельности республики. Разработаны новые уникальные виды защитной одежды, в том числе: уникальная спецодежда "Экран-2Б", признанная лучшим в России средством для защиты от электромагнитных излучений радиочастот (для радиоцентров, систем сотовой и спутниковой связи, СВЧ и УВЧ-аппаратуры), комплект рабочей одежды "Конденсат" для нефтяников, которые заняли первое место в конкурсах на VI и VII Международных выставках по охране труда в г.Москве; защитный комплект спецодежды "Агрохим" для работающих в сельском хозяйстве; виброзащитные рукавицы и перчатки на основе принципиально новых материалов. Проведены научно-исследовательские работы в области повышения безопасности и улучшения условий труда работающим в сельском хозяйстве (операторов машинного доения, при раздаче кормов мобильными кормораздатчиками, в процессе работы с ядохимикатами и пестицидами нового поколения).
В целях пропаганды и информационного обеспечения в области охраны труда создан и развивается республиканский сайт по охране труда при Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, ежеквартально выпускается специализированный информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан" тиражом 2 тыс. экземпляров, проведены два республиканских смотра-конкурса, три республиканских выставки по охране труда, ежегодно принимается участие в международных выставках "Безопасность и охрана труда" в г.Москве.
Финансирование участия Республики Татарстан в международной выставке "Охрана и безопасность труда - 2005" в г.Москве (в объеме 350 тыс.рублей в рамках действующей Программы) позволило республиканским предприятиям - изготовителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты получить экономический эффект в сумме 41 млн.рублей (в результате заключения дополнительных договоров на изготовление и поставку своей продукции за пределы республики).
Проведение III Республиканской выставки "Охрана труда в Республике Татарстан - 2005" позволило республиканским предприятиям - изготовителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты заключить договоры о намерениях на сумму более 8 млн.рублей (затраты на ее проведение составили 350 тыс.рублей).
Значительно активизировалась работа в области охраны труда на территориях со стороны органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов: во всех городах и районах разрабатываются и реализуются территориальные программы улучшения условий и охраны труда, работают координационные советы по охране труда, проводятся смотры-конкурсы, совещания, семинары по охране труда, Дни охраны труда.
В целях улучшения условий и охраны труда в республике проводится работа по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях (на 1 января 2005 года в республике аттестовано около 217 тыс. рабочих мест, на которых трудятся 40% работников, занятых на средних и крупных предприятиях республики), внедрена система сертификации работ по охране труда. Сертификаты соответствия в 2005 году получили ОАО "Челнынефтепродукт", ОАО "Бавлынефтепродукт", ОАО "Альфа-Банк-Казань", ОАО "Сетевая компания"Нижнекамские электрические сети, Завод полистиролов ОАО "Нижнекамскнефтехим", Управление "Татнефтьгазпереработка" ОАО "Татнефть", узловая поликлиника на станции Бугульма, ОАО "Казанское моторостроительное объединение", НГДУ "Нурлатнефть" и др.
В рамках программ проводилась работа по повышению качества аттестации, для чего осуществлялись контрольные замеры производственных факторов, организовывались семинары по обучению специалистов организаций процедуре проведения аттестации рабочих мест.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация здесь остается достаточно напряженной.
По данным Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2001 году на производстве погибли 177 человек, в 2002 году - 122 человека, в 2003 году - 127 человек, в 2004 году - 117 человек, в 2005 году - 107 человек. Отмечается рост численности работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. На конец 2005 года на предприятиях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в сферах строительства, транспорта и связи Республики Татарстан удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составил 19,1% общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, тогда как на начало 2005 года он был 17,6%, в 2004 году - 17,2%. Наибольшее число занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудилось на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (31% общей численности работников вышеуказанных видов экономической деятельности). В обрабатывающих производствах в таких условиях трудились 22% общего числа работающих, на транспорте - 16,4 процента.
Среди вредных производственных факторов, влияющих на здоровье работников, "лидирующее" положение занимают показатели повышенного уровня шума, ультра- и инфразвука, а также высокой загазованности и запыленности воздуха на рабочих местах.
Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. На 1 января 2006 года около 15,8 тыс. человек в республике выполняют тяжелую работу, что составляет 3,4% численности занятых в обследованных отраслях. В последние годы эта численность возросла (на начало 2005 года их было 2,9%, в 2003 году - 2,0%, в 2000 году - 2,4%).
На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда, в 2005 году работало 0,2% списочной численности работающих (в 2004 году их было 0,1%). Более всего такой труд используется в строительных организациях.
Данные статистического обследования состояния условий труда на рабочих местах свидетельствуют, что в 2001-2005 годах увеличился с 13,4% до 15,2% удельный вес женщин, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Такая ситуация связана с использованием физически изношенного и морально устаревшего оборудования и техники, особенно в агропромышленном комплексе и организациях малого и среднего бизнеса.
Этому способствует тот факт, что на таких предприятиях не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет выявить и принять меры по устранению вредных и опасных производственных факторов. Одной из причин такой ситуации является недостаток финансирования, дефицит измерительных приборов и обученных специалистов. В результате предприятия не готовы к проведению сертификации работ по охране труда.
Необходимым условием для создания здоровых и безопасных условий труда является финансирование работодателем мероприятий, направленных на их улучшение и охрану. За последние годы в Республике Татарстан затраты на охрану труда систематически возрастали. Однако до настоящего времени еще сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
Затраты на охрану труда
в государственном и частном секторах экономики республики
Форма собственности | Затраты на охрану труда в расчете на одного работающего, рублей |
||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Все формы собственности | 1245,5 | 1790,0 | 1868,3 | 2218,0 | 2760,5 |
Государственная | 1032,0 | 2163,8 | 1523,2 | 1981,0 | 2000,5 |
Частная | 452,3 | 972,5 | 1026,9 | 1347,5 | 1750,2 |
Более всего средств на охрану труда в 2005 году было израсходовано в организациях со смешанной формой российской собственности с долей государственной собственности - 3301,9 рубля в расчете на одного работающего.
Одной из серьезных проблем остается высокий уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве, где за последние 5 лет (2001-2005 гг.) получили травмы 40% всех пострадавших в республике (численность работающих в этой сфере составляет около 14% занятых в экономике). Здесь и самые высокие показатели травматизма со смертельным исходом. За три года в сельском хозяйстве погибло 26% общего числа смертельно пострадавших во всех отраслях экономики: в 2005 году - 27 человек, в 2003 и 2004 годах - по 32 человека.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом многие годы сохраняется в таких видах экономической деятельности, как строительство и сельское хозяйство. В последние годы в этих сферах отмечается его рост. Число смертельно травмированных в сфере строительства в расчете на 1000 работающих в 2005 году составил 0,424 пострадавшего на 1000 работающих, в 2004 году этот показатель был меньше - 0,239. В сельском хозяйстве уровень смертельного травматизма возрос в 2005 году по сравнению с 2003 годом с 0,205 погибших на 1000 работающих до 0,239.
В республике наблюдается рост профессиональной заболеваемости: в 2005 году число лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями) составило 235 человек, в 2004 году - 186 человек. Наибольшее число профзаболеваний приходится на автопром - 114 случаев, сельское хозяйство - 38 случаев, авиапром - 33.
Острой проблемой в настоящее время является дефицит в организациях работников рабочих профессий, недостаток высококвалифицированных молодых кадров, потребность в которых растет пропорционально наращиванию объемов производства. Решение данной проблемы напрямую связано с необходимостью повышения привлекательности рабочих мест, создания достойных здоровых и безопасных условий труда, обучения правилам безопасного ведения работ, соблюдения трудовой дисциплины.
Анализ работы в области охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя полностью оправдал, его необходимо использовать и в дальнейшем. Эффективность реализации республиканских программ улучшения условий и охраны труда обозначена в Послании Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год, а в его Послании на 2006 год поставлена конкретная задача разработки названной программы на 2007-2009 годы. Такая задача предусмотрена Соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2005-2006 годы.
Принятие и реализация настоящей Программы будет способствовать повышению эффективности системы управления охраной труда, уровня профессиональной подготовки кадров, созданию более благоприятных условий для работы служб охраны труда в организациях, что позволит улучшить ситуацию в области охраны и условий труда и, соответственно, повлиять на значения индикативной оценки уровня жизни населения республики.
II. Цели, задачи, мероприятия и индикаторы
оценки результатов Программы на 2007-2009 годы
Наименование цели |
Наименование задачи |
Наименование основных мероприятий | Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
|
Обеспечение конституционных гарантий на охрану и условия труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены |
1.Формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда |
1.1. | Проведение республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране и условиям труда среди организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности |
Сокращение: числа пострадавших от несчастных случаев на производстве из расчета на 1000 работающих - до 3,8; числа человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами - до 33,1 человеко-дней; удельного веса работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, - до 15,65%; удельного веса работников, занятых тяжелым физическим трудом, - до 1,55% |
1.2. | Обучение по охране труда руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, субъектов малого предпринимательства и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней |
|||
1.3. | Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, нормативных документов по охране труда и др.) |
|||
1.4. | Выпуск республиканского информационно-аналитического бюллетеня по охране и условиям труда на русском и татарском языках с выполнением работ по переводу на татарский язык |
|||
1.5. | Разработка и выпуск цветных иллюстрированных пособий по охране труда для травмоопасных работ различных видов экономической деятельности республики |
|||
2. Развитие системы государственного управления охраной труда |
2.1. | Проведение в республике выставок спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, передовых достижений и разработок в области охраны труда |
Сокращение: числа пострадавших от несчастных случаев на производстве из расчета на 1000 работающих - до 3,8; числа человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами - до 33,1 человеко-дней; удельного веса работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам, - до 15,65%; удельного веса работников, занятых тяжелым физическим трудом, - до 1,55% |
|
2.2. | Участие в совместных международных мероприятиях в области охраны труда в составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
|||
2.3. | Участие в международных выставках по охране и безопасности труда |
|||
2.4. | Проведение республиканских совещаний по охране труда с привлечением министерств, ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, предприятий и организаций республики |
|||
2.5. | Проведение семинаров-совещаний по охране труда в городах и районах республики с участием органов местного самоуправления, руководителей и специалистов предприятий и организаций |
|||
2.6. | Обеспечение статистического наблюдения по охране труда по статистической полугодовой форме N 1-охрана труда по организациям республики |
|||
2.7. | Развитие и сопровождение республиканского сайта по охране труда при Министерстве труда и занятости Республики Татарстан с целью реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда |
|||
2.8 | Организация внедрения в Республике Татарстан международных стандартов в области охраны, безопасности и гигиены труда (разработка методических документов, рекомендаций, проведение обучения, "круглых столов", семинаров и др. мероприятий) |
|||
2.9. | Организационное и методическое обеспечение участия Республики Татарстан в реализации проекта Европейского Союза по гармонизации законодательств по охране труда Российской Федерации и Республики Татарстан с европейским законодательством в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) |
|||
3. Снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний |
3.1. | Разработка и издание методических пособий по охране труда для сельского хозяйства республики |
Сокращение: числа пострадавших от несчастных случаев на производстве из расчета на 1000 работающих - до 3,8; числа человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами - до 33,1 человеко-дней |
|
3.2. | Разработка комбинированного костюма для защиты работающего персонала от фенола |
|||
3.3. | Разработка содержания и методики проведения вводного инструктажа по охране труда с использованием мультимедийных технологий для базовых видов экономической деятельности республики |
|||
3.4. | Создание комплексной информационной системы инструктажа по охране труда на рабочих местах |
|||
3.5. | Проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда |
|||
4.Улучшение состояния условий и охраны труда в организациях республики |
4.1. | Обучение специалистов сельскохозяйственных организаций и организаций, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, по аттестации рабочих мест по условиям труда, травмобезопасности, сертификации работ по охране труда |
Сокращение: удельного веса работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам, - до 15,65%; удельного веса работников, занятых тяжелым физическим трудом, - до 1,55% |
|
4.2. | Проведение контрольных проверочных замеров факторов производственной среды на рабочих местах в организациях республики с целью выявления несоответствия требованиям нормативных документов |
|||
4.3. | Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях здравоохранения, социальной защиты, образования республики, в Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерстве финансов Республики Татарстан, Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан |
|||
4.4. | Улучшение условий труда сборщиков-клепальщиков путем перевода операций на безударные соединения (сварка, склейка) в ОАО "Казанский вертолетный завод" |
|||
4.5. | Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах в ОАО "КОМЗ" |
|||
4.6. | Модернизация, реконструкция, вывод из эксплуатации оборудования, отработавшего нормативные сроки, не отвечающего требованиям безопасности, на предприятиях ОАО "Сетевая компания" и ОАО "Генерирующая компания" ОАО "Татэнерго" |
Примечание: Значения индикаторов приведены по задачам. Оценить индикаторами каждое мероприятие не представляется возможным, так как поставленная Программой цель достигается только реализацией в комплексе всех мероприятий.
Постановлением КМ РТ от 4 августа 2008 г. N 562 в раздел III настоящей Программы внесены изменения
III. Распределение средств по целям, задачам
и мероприятиям Программы на 2007-2009 годы
Наименование цели |
Наименование задач |
Наименование мероприятий программы |
Затраты из бюджета Республики Татарстан, тыс.рублей |
|||||
Всего |
в том числе по годам: |
|||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||||||
Обеспечение конституционных гарантий на охрану и условия труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены" |
1. Формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда |
1.1. |
Проведение республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране и условиям труда среди организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности |
489,0 |
- |
489,0 |
- |
|
1.2. |
Обучение по охране труда руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, субъектов малого предпринимательства и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней |
2500,0 |
600,0 |
850,0 |
1050,0 |
|||
1.3. |
Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, нормативных документов по охране труда и др.) |
450,0 |
140,0 |
150,0 |
160,0 |
|||
1.4. |
Выпуск республиканского информационно-аналитического бюллетеня по охране и условиям труда на русском и татарском языках с выполнением работ по переводу на татарский язык |
1190,0 |
300,0 |
340,0 |
550,0 |
|||
1.5. |
Разработка и выпуск цветных иллюстрированных пособий по охране труда для травмоопасных работ различных видов экономической деятельности республики |
600,0 |
160,0 |
170,0 |
270,0 |
|||
|
Итого |
5250,0 |
1200,0 |
2020,0 |
2030,0 |
|||
2. Развитие системы государственного управления охраной труда |
2.1. |
Проведение в республике выставок спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, передовых достижений и разработок в области охраны труда |
700,0 |
340,0 |
- |
360,0 |
||
2.2. |
Участие в совместных международных мероприятиях в области охраны труда в составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
600,0 |
180,0 |
200,0 |
220,0 |
|||
2.3. |
Участие в международных выставках по охране и безопасности труда |
2011,0 |
320,0 |
1311,0 |
380,0 |
|||
2.4. |
Проведение республиканских совещаний по охране труда с привлечением министерств, ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, предприятий и организаций республики |
700,0 |
330,0 |
- |
370,0 |
|||
2.5. |
Проведение семинаров-совещаний по охране труда в городах и районах республики с участием органов местного самоуправления, руководителей и специалистов организаций |
600,0 |
160,0 |
220,0 |
220,0 |
|||
2.6. |
Обеспечение статистического наблюдения по охране труда по статистической полугодовой форме N 1-охрана труда по организациям республики |
450,0 |
110,0 |
160,0 |
180,0 |
|||
2.7. |
Развитие и сопровождение республиканского сайта по охране труда при Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с целью реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда |
200,0 |
90,0 |
- |
110,0 |
|||
2.8. |
Организация внедрения в Республике Татарстан международных стандартов в области охраны, безопасности и гигиены труда (разработка методических документов, рекомендаций, проведение обучения, "круглых столов", семинаров и др. мероприятий) |
400,0 |
100,0 |
300,0 |
- |
|||
2.9. |
Организационное и методическое обеспечение участия Республики Татарстан в реализации проекта Европейского Союза по гармонизации законодательств по охране труда Российской Федерации и Республики Татарстан с европейским законодательством в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) |
110,0 |
110,0 |
- |
- |
|||
|
Итого |
4910,0 |
1740,0 |
1330,0 |
1840,0 |
|||
3. Снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
3.1. |
Разработка и издание методических пособий по охране труда для сельского хозяйства республики |
500,0 |
120,0 |
150,0 |
230,0 |
||
3.2. |
Разработка комбинированного костюма для защиты работающего персонала от фенола |
660,0 |
320,0 |
340,0 |
- |
|||
3.3. |
Разработка содержания и методики проведения вводного инструктажа по охране труда с использованием мультимедийных технологий для базовых видов экономической деятельности |
250,0 |
250,0 |
- |
- |
|||
3.4. |
Создание комплексной информационной системы инструктажа по охране труда на рабочих местах |
200,0 |
- |
- |
200,0 |
|||
3.5. |
Проведение научноисследовательских работ в области охраны труда |
1500,0 |
490,0 |
500,0 |
510,0 |
|||
|
Итого |
3110,0 |
1180,0 |
990,0 |
940,0 |
|||
4. Улучшение состояния условий и охраны труда в организациях республики |
4.1. |
Обучение специалистов сельскохозяйственных организаций и организаций, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, аттестации рабочих мест по условиям труда, травмобезопасности, сертификации работ по охране труда |
200,0 |
90,0 |
- |
110,0 |
||
4.2. |
Проведение контрольных проверочных замеров факторов производственной среды на рабочих местах в организациях республики с целью выявления их несоответствия требованиям нормативных документов |
200,0 |
90,0 |
- |
110,0 |
|||
4.3. |
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях здравоохранения, социальной защиты, образования республики, в Министерстве экономики Республики Татарстан, Министерстве финансов Республики Татарстан, Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан |
1250,0 |
400,0 |
- |
850,0 |
|||
4.4. |
Улучшение условий труда сборщиков-клепальщиков путем перевода операций на безударные соединения (сварка, склейка) в ОАО "Казанский вертолетный завод" |
169,0 (собственные средства предприятия |
50,0 |
56,0 |
63,0 |
|||
4.5. |
Внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах в ОАО "КОМЗ" |
100,0 (собственные средства предприятия |
100,0 |
- |
- |
|||
4.6. |
Модернизация, реконструкция, вывод из эксплуатации оборудования, отработавшего нормативные сроки, не отвечающего требованиям безопасности труда, на предприятиях ОАО "Сетевая компания" и ОАО "Генерирующая компания" ОАО "Татэнерго" |
1400000 (средства филиалов компаний) |
460000 |
470000 |
470000 |
|||
|
Итого |
бюджет Республики Татарстан |
2490,0 |
580,0 |
840,0 |
1070,0 |
||
средства предприятий |
1400269,0 |
460150,0 |
470056,0 |
470063,0 |
||||
Итого по Программе |
бюджет Республики Татарстан |
15760,0 |
4700,0 |
5180,0 |
5880,0 |
|||
средства предприятий |
1400269,0 |
460150,0 |
47056,0 |
470063,0 |
||||
* Общие затраты на мероприятия по охране труда работодателями Республики Татарстан (расчетное значение) Пояснение: При средних затратах на одного работающего в размере 2760,5 рубля (по данным органов государственной статистики за 2005 год) общие затраты при численности работающих 1,75 млн. человек в 2005 году составляют около 4,8 млрд.рублей. При экономической и моральной заинтересованности работодателей и ежегодном росте затрат на охрану труда в расчете на одного работающего в среднем на 20% (в 2004 году - 2218 рублей, в 2005 году - 2760,5 рубля), за 3 года ожидается, что рост общих затрат организаций в республике на охрану труда составит не менее 2,88 млрд.рублей |
средства предприятий на охрану труда |
*4,8 млрд.руб. в 2005 году |
*5,76 млрд.руб. |
*6,72 млрд.руб. |
*7,68 млрд.руб. |
IV. Обоснование мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения
1. Для решения задачи по формированию экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда, предусмотрено выполнение следующих мероприятий, финансовое обеспечение которых будет осуществляться из Республиканского бюджета Республики Татарстан:
1.1. Проведение Республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций всех организационно-правовых форм.
Данное мероприятие направлено на выявление лучших в этой работе организаций, их руководителей и специалистов, органов местного самоуправления муниципальных образований районов и городских округов, организаций, занимающихся научными разработками в этой области, средств массовой информации. Победители смотра награждаются специальными дипломами, кубками, ценными подарками. Награждение проводится на торжественном заседании с участием представителей Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, руководителей министерств и ведомств Республики Татарстан, Федерации профсоюзов Республики Татарстан, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, органов государственного надзора и контроля. Это мероприятие является хорошей формой поощрения и стимулирования работодателей к проведению работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работникам.
1.2. Обучение по охране труда руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, субъектов малого предпринимательства и организаций, финансируемых из средств бюджетов всех уровней.
В связи с высоким уровнем производственного травматизма в сельском хозяйстве республики, в сфере малого предпринимательства, который в 2-3 раза выше, чем в среднем по Республике Татарстан, запланированные средства предусмотрены на целевое обучение по охране труда руководителей сельскохозяйственных предприятий, малого и среднего бизнеса, начинающих свою деятельность. Финансовое положение таких предприятий не позволяет выделять достаточных финансовых средств на мероприятия по охране труда, в том числе на обучение. Об этом свидетельствуют данные органов государственной статистики: в 2005 году самые незначительные средства на охрану труда выделялись в сельском хозяйстве - 560,6 рубля в расчете на одного работника (при среднереспубликанских затратах - 2760,5 рубля на одного работника), а также в организациях с частной формой собственности - 1750 рублей на одного работающего.
Обязанность обучаться всем руководителям и специалистам по охране труда обозначена в статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из 80 тыс. предприятий республики многие сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и субъекты малого предпринимательства, начинающие свою деятельность, из-за финансовых трудностей не имеют возможности оплатить обучение руководителей и специалистов по охране труда в соответствии с установленным порядком. Это обуславливает высокий уровень производственного травматизма в этих сферах деятельности.
На 1 января 2006 года в республике насчитывалось 25,6 тыс. экономически активных малых предприятий, 1872 сельскохозяйственных предприятия и 2254 фермерских хозяйства. При необходимости обучать минимум 3 человек из числа руководителей и специалистов предприятий 1 раз в 3 года существует потребность ежегодно обучать около 30 тыс. человек.
При средней стоимости курса обучения по охране труда одного слушателя в размере 1500 рублей (на 1 января 2006 года - 1300 рублей) на обучение минимального количества слушателей требуется ежегодно 135 млн.рублей (с учетом инфляции).
Программой предусматривается ежегодно выделять на указанное обучение 1 млн.рублей, что позволит оказать содействие таким предприятиям и бесплатно обучить 1% от существующей потребности.
Кроме того, нуждаются в такой поддержке бюджетные организации, не имеющие финансовой возможности производить из собственных средств оплату обучения по охране труда. Бесплатное обучение для руководителей таких предприятий позволит им повысить знания в области законодательства по охране труда, осознать свои обязанности по обеспечению требований охраны труда. В результате повысится их заинтересованность в проведении работы в этой области.
1.3. Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, нормативных документов по охране труда и др.).
Целью данного мероприятия является оперативное доведение до населения республики информации об изменениях в законодательстве по охране труда, проведение разъяснений и консультаций, опубликование в печати нормативно-правовой документации по охране и условиям труда. Так, 28 апреля 2005 года в газете "Республика Татарстан" были опубликованы материалы, посвященные Всемирному дню охраны труда, отмечаемого ежегодно по решению Международной организации труда. В этой газете 29 октября 2005 года был опубликован ряд важных статей, посвященных актуальным проблемам в области охраны труда. Среди них: "Охрана труда не зависит от формы собственности", "Здоровье работающих - категория экономическая", "Экспертиза на страже закона". Такое информирование позволяет привлечь внимание и повысить интерес к этой проблеме большого числа населения, руководителей и специалистов организаций.
1.4. Выпуск республиканского информационно-аналитического бюллетеня по охране и условиям труда на русском и татарском языках с выполнением работ по переводу на татарский язык.
В связи с тем, что в области охраны труда действует более 40 тыс. нормативно-методических документов, с целью доведения их до работодателей, пропаганды вопросов охраны труда необходимо издание специализированного республиканского бюллетеня по вопросам охраны и условиям труда. Министерство труда и занятости Республики Татарстан с 2002 года ежеквартально выпускает информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан", в котором размещается самая актуальная информация по вопросам охраны и условиям труда, необходимая для организации и проведения работы по охране труда в организациях Республики Татарстан. Бюллетень пользуется повышенным спросом со стороны министерств и ведомств, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, работодателей (его тираж составляет 2 тыс. экземпляров).
1.5. Разработка и выпуск цветных иллюстрированных пособий по охране труда для травмоопасных работ различных видов экономической деятельности республики.
Предусматривается реализация более наглядного и доступного способа усвоения работниками требований безопасности при проведении работ. Практика использования таких пособий (например: "Инструкция по оказанию первой медицинской помощи", "Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах" и др.) доказала их высокую эффективность и помогает работодателям создавать здоровые и безопасные условия труда.
2. Для решения задачи по развитию системы государственного управления охраной труда предусматривается выполнение следующих мероприятий:
2.1. Проведение в республике выставок спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, передовых достижений и разработок в области охраны труда.
Проведение выставок спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, передовых достижений и разработок в области охраны труда позволяет решить проблему улучшения обеспечения работников республики средствами защиты. К участию в выставках привлекаются как республиканские предприятия-изготовители спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, научно-исследовательские организации, занимающиеся научными разработками в области охраны труда, так и из других регионов России. Это способствует пропаганде современных видов и моделей средств защиты и установлению новых деловых контактов между регионами Российской Федерации. Участие в выставках позволяет оказывать поддержку республиканским производителям в расширении рынка сбыта, увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, что способствует содействию занятости населения республики.
Так, проведение в рамках Программы III Республиканской выставки "Охрана труда в Республике Татарстан - 2005" при затратах 350 тыс.рублей позволило республиканским предприятиям-изготовителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты заключить договоры о намерениях на сумму более 8 млн.рублей.
2.2. Участие в совместных международных мероприятиях в области охраны труда в составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Необходимость этого мероприятия состоит в том, что в связи с предстоящим вхождением нашей страны во Всемирную торговую организацию и необходимостью повышать конкурентоспособность продукции на международном рынке стало очень актуальным внедрение международных стандартов. Для изучения положительного международного опыта необходимо сотрудничество с авторитетными зарубежными и международными организациями, действующими в сфере охраны и условий труда, участие в совместных международных мероприятиях (конгрессах, конференциях и др.).
2.3. Участие в международных выставках по охране труда и безопасности труда.
Обоснованность данного мероприятия подтверждается тем, что Министерство труда и занятости Республики Татарстан ежегодно обеспечивает участие организаций республики, производящих средства индивидуальной защиты и занимающихся научными разработками в области охраны труда, в Международных специализированных выставках по охране труда, проводимых на базе Всероссийского выставочного центра в г.Москве. По итогам IX Международной специализированной выставки "Безопасность и охрана труда - 2005" (при оплате участия в размере 350 тыс.рублей) организациями Республики Татарстан, принявшими участие в выставке, заключены договоры на общую сумму 41 млн.рублей.
Участие в данном мероприятии позволяет организациям республики расширять рынок сбыта своей продукции, увеличивать номенклатуру и объем продукции, повышать качество выпускаемых средств защиты до уровня международных стандартов. Это позволяет также улучшать обеспечение работников более качественными и доступными средствами индивидуальной защиты, тем самым повышая их безопасность и снижая риск получения травм и профзаболеваний. Кроме того, участие организаций республики в выставках способствует созданию дополнительных рабочих мест и решению проблем занятости населения.
2.4. Проведение республиканских совещаний по охране труда с привлечением министерств, ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, организаций республики.
С периодичностью один раз в два года Министерством труда и занятости Республики Татарстан проводятся республиканские совещания по охране труда, на которые приглашаются до 600 руководителей и специалистов предприятий, представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан, руководители министерств и ведомств республики, органов надзора и контроля, прокуроры, представители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики. На совещании подводятся итоги работы в области охраны труда, обсуждаются наиболее острые проблемы, намечаются пути их решения. Таким широким форумом принимается резолюция совещания, в которой ставятся конкретные задачи по улучшению ситуации в данной сфере.
2.5. Проведение семинаров-совещаний по охране труда в городах и районах республики с участием органов местного самоуправления, руководителей и специалистов организаций.
Целью данного мероприятия является пропаганда вопросов охраны труда, изучение положительного опыта по охране труда, информирование по этим вопросам и оказание методической помощи в организации этой работы. Такие семинары проводятся Министерством труда и занятости Республики Татарстан, как правило, в сельских районах, характеризующихся высоким уровнем производственного травматизма, и являются одной из форм государственного управления этой проблемой на территориях на основе взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями.
Так, 15 апреля 2004 года в Высокогорском районе был проведен зональный семинар-совещание по вопросам обеспечения охраны и условий труда в фермерских и крестьянских хозяйствах, в работе которого приняли участие около 200 фермеров Высокогорского района и районов, входящих в Прикамскую зону. В ходе этого семинара на практике был показан положительный пример организации работы по охране труда. Аналогичный зональный семинар-совещание проведен 30 июня 2005 года в Лаишевском районе на базе ОАО "Агрохимсервис" с участием руководителей сельхозпредприятий и фермеров 10 районов республики.
2.6. Обеспечение статистического наблюдения по охране труда по статистической полугодовой форме N 1-охрана труда по организациям республики.
В связи с установленными Кабинетом Министров Республики Татарстан индикаторами по функции управления охраной труда необходимо проведение статистического наблюдения по полугодиям и с нарастающим итогом по следующим показателям:
число пострадавших от несчастных случаев на производстве из расчета на 1000 работающих;
число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами;
удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, %;
удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, %.
Статистическое наблюдение по форме N 1-охрана труда осуществляется начиная с Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы и проводится ежеквартально. Для совершенствования этой процедуры настоящей Программой предусматривается полугодовое (2 раза в год) наблюдение, но с более детальной разбивкой и анализом показателей охраны и условий труда (по муниципальным районам и городским округам, видам экономической деятельности и т.д.).
2.7. Развитие и сопровождение республиканского сайта по охране труда при Министерстве труда и занятости Республики Татарстан с целью реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Республиканский сайт по охране труда при Министерстве труда и занятости Республики Татарстан является визитной карточкой системы государственного управления охраной труда в республике. Целью данного мероприятия является не только сопровождение, но и развитие сайта, в том числе:
постоянный контроль за состоянием информационной базы сайта и ее регулярное обновление с целью приведения в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами;
размещение на сайте вновь принятых законодательных и нормативно-правовых актов по охране и условиям труда по мере их опубликования в печати;
бесплатное предоставление информации по охране и условиям труда предприятиям, изготавливающим средства индивидуальной защиты;
размещение на сайте информации о проводимой работе в республике в области охраны труда.
2.8. Организация внедрения в Республике Татарстан международных стандартов в области охраны, безопасности и гигиены труда (разработка методических документов, рекомендаций, проведение обучения, "круглых столов", семинаров и др. мероприятий).
Необходимость проведения указанных мероприятий вызвана предстоящим внедрением в Российской Федерации международных стандартов по безопасности и гигиене труда. С этой целью предусматривается принятие ряда стандартов системы безопасности труда, учитывающих международные требования в этой области. Среди них Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системам управления безопасностью и гигиены труда", который идентичен документу Международной организации труда (МОТ) ILO-OSH 2001. После его принятия потребуется проведение соответствующих мероприятий по его внедрению, в том числе по разработке методических документов, рекомендаций, проведению обучения, "круглых столов", семинаров.
2.9. Организационное и методическое обеспечение участия Республики Татарстан в реализации проекта Европейского Союза по гармонизации законодательств по охране труда Российской Федерации и Республики Татарстан с европейским законодательством в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Проведение указанного мероприятия необходимо для участия Республики Татарстан в качестве пилотного региона в проекте Евросоюза, осуществляемого в рамках программы EuropeAid. В рамках мероприятия предусматриваются организация и методическое обеспечение проведения на предприятиях республики семинаров по правовым вопросам, тренингов специалистов в области охраны труда и здоровья (ОТЗ), разработки положений по формированию системы управления сферой охраны труда и здоровья и др.
Участие в международных мероприятиях, таких как международный конгресс по проблемам охраны труда в 2005 году в г.Орландо (штат Флорида США), позволило Республике Татарстан войти в число 4 регионов Российской Федерации, которые определены пилотными регионами по внедрению в России Европроекта по сближению нормативной базы по охране труда и безопасности, что подтверждается Протоколом заседания Комитета проекта EuropeAid от 06.04.2006 года.
3. Для решения задачи по снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусматривается выполнение следующих мероприятий:
3.1. Разработка и издание методических пособий по охране труда для сельского хозяйства республики.
Необходимость проведения данного мероприятия вызвана тем, что в Республике Татарстан в сельском хозяйстве самый высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. За последние 3 года на сельхозработах травмировано около 46% всех пострадавших в республике при численности работающих в этой сфере, равной 14% от всех занятых в экономике республики. Здесь остро стоит проблема усиления предупредительных мер, в том числе качества обучения и инструктажа по охране труда. С этой целью необходима разработка методических пособий с более доступной для изучения и применения на практике информацией, с разъяснениями актуальных нормативных требований с учетом специфики сельской местности.
3.2. Разработка комбинированного костюма для защиты работающего персонала от фенола.
Целью данного проекта является разработка эффективных средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с использованием фенола. Фенол находит широкое применение в химической промышленности: в производстве фенолформальдегидных смол, для синтеза многих ароматических соединений, таких как салициловая и пикриловая кислота, в производстве красителей, пестицидов, лекарственных веществ. Фенол применяется в медицине как антисептик. При этом существующие выпускаемые средства индивидуальной защиты для работающих в контакте с фенолом и его парами (спецодежда, изготовленная из плотной ткани типа молескин, и резиновые перчатки) не защищают работника от воздействия на него раствора фенола и его паров, ткань промокает и воздействует на кожу человека. За счет кожной резорбции фенол вызывает отравление организма. При попадании на кожу даже разбавленного 2-3-процентного фенола может развиться гангрена. В связи с этим проблема разработки более надежной эффективной спецодежды для обеспечения безопасности при работах с фенолом является особенно актуальной.
Программой предусматривается разработка новых видов тканей пропиточного химического состава, оптимальной конструкции одежды, изготовление лекал, технологической документации, пошив образцов костюмов в количестве 5 штук.
3.3. Разработка содержания и методики проведения вводного инструктажа по охране труда с использованием мультимедийных технологий для базовых видов экономической деятельности.
Мероприятие актуально в связи с отсутствием нормативных методических указаний по проведению вводного инструктажа. Данная разработка позволит установить порядок и методику проведения вводного инструктажа, используя современные компьютерные технологии, которые помогут более четко и доступно знакомить работников с особенностями предприятия, производств, законодательными и нормативными актами и другими требованиями охраны труда.
3.4. Создание комплексной информационной системы инструктажей по охране труда на рабочих местах.
В связи с отсутствием единой информационной системы по проведению инструктажей по охране труда на рабочих местах требуется разработка комплексной системы, которая устанавливает порядок и структуру инструктажей. Это позволит повысить качество и содержание инструктажей, ответственность работников за соблюдение требований охраны труда при выполнении работ.
3.5. Проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда.
Научно-исследовательские работы направлены на проведение исследований и разработок в области охраны труда, позволяющих определить наиболее травмоопасные работы и разработать методы и приемы безопасного выполнения таких работ. Разработанные методики и рекомендации в этой области будут направлены на возможность их широкого использования на предприятиях республики в целях профилактики производственного травматизма и профзаболеваний.
4. Для решения задачи по улучшению условий труда в организациях республики предусмотрено выполнение следующих мероприятий, финансовое обеспечение которых будет осуществляться из средств бюджета Республики Татарстан:
4.1. Обучение специалистов сельскохозяйственных организаций и организаций, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, по аттестации рабочих мест по условиям труда, травмобезопасности, сертификации работ по охране труда.
Целью указанного мероприятия является обучение на бесплатной основе специалистов организаций бюджетной сферы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке условий труда на рабочих местах по фактору травмобезопасности, разработке мероприятий по улучшению условий труда, а также по вопросам сертификации работ по охране труда в организациях. Это позволит активизировать эту работу и повысить качество аттестации.
Средние финансовые затраты на обучение одного человека в учебных центрах составляют 2 тыс.рублей. Для бюджетных организаций характерны финансовые трудности в выделении средств на такие мероприятия, поэтому бесплатное обучение специалистов организаций, в том числе республиканских министерств и ведомств, окажет им поддержку и поможет организовать работу в этом направлении. В республике разрешение на обучение по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, травмобезопасности и сертификации работ по охране труда имеет единственный орган: Республиканский научно-методический центр охраны и безопасности труда.
Практика показала эффективность такого обучения. В 2004-2005 годах в Республиканском научно-методическом центре охраны и безопасности труда по этому направлению обучено более 300 человек.
4.2. Проведение контрольных проверочных замеров факторов производственной среды на рабочих местах в организациях республики с целью выявления несоответствия требованиям нормативных документов.
Целью проведения контрольных замеров, проводимых при экспертизе материалов аттестации рабочих мест по условиям труда Министерством труда и занятости Республики Татарстан, является объективность оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах. При этом большое внимание должно уделяться качеству и достоверности аттестации, так как от объективной оценки условий труда зависит правильность и эффективность разрабатываемых мер по устранению вредных и опасных производственных факторов, обоснованность установления доплат и других компенсаций за работу во вредных условиях труда. Все это позволит решать проблемы по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях здравоохранения, социальной защиты, образования республики, в Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерстве финансов Республики Татарстан, Министерстве труда и занятости Республики Татарстан, Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
В связи с тем, что утвержденный для министерств и ведомств бюджет не предусматривает статьи расходов на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, данные организации не могут провести оценку фактического состояния рабочих мест. В первую очередь, существует необходимость определить условия труда при работе на компьютерах.
V. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее исполнения
Для реализации мероприятий Программы Министерство труда и занятости Республики Татарстан организует заключение государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд со всеми исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Министерство труда и занятости Республики Татарстан ежегодно сообщает в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан о заключенных контрактах и договорах со всеми участниками Программы.
Исполнители Программы ежегодно представляют в Министерство труда и занятости Республики Татарстан отчет о ходе выполненных работ, а по окончании срока завершения работ - акт сдачи-приемки работ с отчетом и пояснительной запиской.
Ход реализации Программы обсуждается на заседаниях Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Министерство труда и занятости Республики Татарстан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы.
Министерство труда и занятости Республики Татарстан ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан справочную и аналитическую информацию о реализации Программы. Ежегодно в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан направляет в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе реализации и эффективности использования средств.
VI. Оценка социально-экономической эффективности программы
Социальный эффект от реализации Программы выражается в:
сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
снижении уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
повышении уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
повышении социальной защищенности работников на право безопасных условий труда.
Экономический эффект оценивается следующими показателями:
снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний;
снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда;
снижение инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания и затрат в области здравоохранения в связи с этим;
повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;
сокращение затрат на ремонт и замену оборудования, в результате поломок временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний, и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации.
Социально-экономический эффект выражается достижением значений индикаторов оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан по функции управления охраной труда (таблица 4).
Таблица 4
Наименование индикатора | Прогнозные значения индикаторов |
||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
1. Число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами |
33,3 | 33,2 | 33,1 |
2. Число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих |
4,0 | 3,9 | 3,8 |
3. Удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, % |
15,75 | 15,7 | 15,65 |
4. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, % |
1,65 | 1,6 | 1,55 |
Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться также в увеличении средств, выделяемых работодателями на мероприятия по охране труда, что обеспечит повышение безопасности работающих.
Реализация Программы позволит сформировать организационные и экономические принципы деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда. Тем самым средства, выделяемые на реализацию Программы из бюджета Республики Татарстан, будут стимулировать и экономически увеличивать собственные вложения предприятий на реализацию мероприятий по охране труда.
Так, по итогам 2004 года при расходовании финансовых средств на охрану труда (в среднем по республике) в размере 2218 рублей в расчете на одного работающего, общие расходы на охрану труда при численности 1,8 млн. человек работающих составили около 4 млрд.рублей. При тенденции ежегодного увеличения на 11% объемов средств, направляемых на реализацию мероприятий по охране труда, затраты на охрану труда в 2009 году на предприятиях республики могут составить 5,5 млрд.рублей.
Увеличение затрат на охрану труда повлечет улучшение условий труда работающих и снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Реализация Программы позволит сохранить жизнь и здоровье многим работникам, что нельзя оценить в материальном выражении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Задачами утвержденной Программы являются формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда; развитие государственной системы управления охраной труда; снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях республики; достижение значений индикаторов по охране и условиям труда.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются достижение пороговых значений индикаторов, установленных на 2009 год; сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний; повышение уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов; реализация конституционного права на обеспечение работникам безопасных условий труда; снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний; снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда; снижение уровня инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания и затрат в области здравоохранения в связи с этим; повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени; сокращение затрат на ремонт и замену оборудования в результате поломок временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний, и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации.
Постановление КМ РТ от 10 июля 2006 г. N 350 "Об утверждении Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 27, 19 июля 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 7 ноября 2008 г. N 784 (в ред. постановления КМ РТ от 31 июля 2009 г. N 535)
Действие пункта 2 настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2009 года
Постановление КМ РТ от 4 августа 2008 г. N 562
Постановление КМ РТ от 30 декабря 2006 г. N 666
Действие пункта 2 настоящего постановления приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2007 года