Заключение Комитета Конституционного надзора Республики Татарстан
от 19 июня 1998 г.
"О соответствии части четвертой статьи второй Закона Республики
Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан"
статьям 5 и 61 Конституции Республики Татарстан"
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан в составе председательствующего А.Г. Гатауллина, членов Комитета Б.Л.Железнова, А.В.Косорукова, Д.А.Сафиной, Р.И.Тарнапольского, руководствуясь статьей 10, пунктом 2 части 1 статьи 11, а также статьей 16 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", рассмотрел вопрос о соответствии части четвертой статьи второй Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан" статьям 5 и 61 Конституции Республики Татарстан.
Поводом к рассмотрению данного вопроса явилось предложение Председателя Государственного Совета Республики Татарстан В.Н.Лихачева N 01-51 от 18 апреля 1998 года.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан, заслушав сообщение членов Комитета - докладчиков Б.Л.Железнова и Р.И.Тарнапольского, установил:
1. Часть четвертая статьи второй Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 30 мая 1996 г. N 611) устанавливает, что народный депутат Республики Татарстан, избранный Государственным Советом Республики Татарстан для работы в парламенте на постоянной основе, замещает государственную должность, относящуюся к главной конституционной государственной должности.
2. В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Татарстан деятельность государственных органов в Республике Татарстан осуществляется на принципах правового государства, в том числе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая из указанных ветвей власти представлена как совокупность соответствующих ей государственных органов, так и определенными государственными должностями, которые по смыслу части первой статьи четвертой Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. "О Государственной службе" представляют собой часть полномочий по осуществлению компетенции любого государственного органа.
Согласно статьям 83 и 87 Конституции Республики Татарстан народные депутаты Республики Татарстан как полномочные представители народа в Государственном Совете Республики Татарстан являются членами высшего представительного, законодательного и контрольного органа государственной власти Республики Татарстан, обладают всей полнотой прав для участия в работе Государственного Совета и его органов и несут обязанности перед Государственным Советом. Нормы Конституции Республики Татарстан не исключают возможность законодательного признания того обстоятельства, что народные депутаты Республики Татарстан, обладая правом осуществлять законодательную власть и иные полномочия, замещают тем самым определенную государственную должность.
В силу этого положение части четвертой статьи 2 Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан" о том, что народные депутаты Республики Татарстан, избранные Государственным Советом Республики Татарстан для работы в парламенте на постоянной основе, замещают государственную должность, относящуюся к главной конституционной государственной должности, не противоречит положениям статьи 5 Конституции Республики Татарстан.
3. Статья 61 Конституции Республики Татарстан закрепляет статус Республики Татарстан как суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. При этом, согласно пунктам 4 и 10 части второй статьи II Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" к ведению республики отнесено установление системы органов государственной власти, порядок их организации и деятельности, а также правовое регулирование административных отношений, в том числе и отношений, связанных с определением полномочий по осуществлению компетенции государственного органа.
Комитет конституционного надзора Республики Татарстан считает, что законодатель правомерно установил за народными депутатами Республики Татарстан, избранными Государственным Советом Республики Татарстан для работы в парламенте на постоянной основе, статус лиц, замещающих государственную должность, с отнесением ее к главной конституционной государственной должности Республики Татарстан, и не нарушил положений статьи 61 Конституции Республики Татарстан.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Татарстан "О конституционном надзоре в Республике Татарстан", Комитет конституционного надзора Республики Татарстан пришел к следующему заключению:
1. Признать часть четвертую статьи 2 Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан" соответствующей статьям 5 и 61 Конституции Республики Татарстан.
2. Направить настоящее заключение Президенту Республики Татарстан и Председателю Государственного Совета Республики Татарстан.
Комитет конституционного надзора
Республики Татарстан
г.Казань, 19 июня 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Конституционного надзора РТ от 19 июня 1998 г. "О соответствии части четвертой статьи второй Закона Республики Татарстан "О статусе народного депутата Республики Татарстан" статьям 5 и 61 Конституции Республики Татарстан"
Текст Заключения был опубликован в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 6, июнь 1998 года.