Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 18 июля 2006 г. N 21-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.04 N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в РТ" в связи с жалобой гражданина Д.Х.Ахмадеева"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием гражданина Д.Х.Ахмадеева, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя заявителя - гражданина И.Р.Файзрахманова, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - ведущего советника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан А.В.Деревянкиной, начальника управления методологии и мониторинга мер социальной поддержки населения Министерства социальной защиты Республики Татарстан Е.Ю.Зининой и ведущего консультанта юридического отдела Министерства социальной защиты Республики Татарстан Б.Р.Усманова, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.В.Ляукина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - главного референта сектора государственного права и нормативного регулирования экономики правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Д.Н.Сахабутдиновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Р.Р.Гилманова, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101, 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан".
Поводом к рассмотрению дела стало обращение в форме жалобы гражданина Д.Х.Ахмадеева о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", примененных в его деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем правовые нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л.Васина, объяснения сторон - гражданина Д.Х.Ахмадеева, представителя заявителя - гражданина И.Р.Файзрахманова и представителей Кабинета Министров Республики Татарстан - А.В.Деревянкиной, Е.Ю.Зининой и Б.Р.Усманова, выступления приглашенных в заседание представителей от Президента Республики Татарстан - М.В.Ляукина, от Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш.Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Д.Н.Сахабутдиновой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Р.Р.Гилманова, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К.Крылова, от прокурора Республики Татарстан - Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - В.П.Степанова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Д.Х.Ахмадеев с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", устанавливающими предельные объемы потребления услуг для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Заявитель является ветераном военной службы и на этом основании пользуется льготами по оплате коммунальных услуг. Он отмечает, что согласно обжалуемому постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан, которым утверждены предельные объемы потребления услуг для населения, применяемые при расчете государственных субсидий льготным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, с 1 января 2005 года ему начисляются субсидии-льготы на оплату услуг газоснабжения. Однако при этом плата за пользование газом начисляется ему по другому нормативу, исходя из тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению, который, в частности, ранее был утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг".
Заявитель полагает, что в результате применения двух разных нормативов он не может в полном объеме пользоваться полагающейся ему 50-процентной скидкой и получать соответствующую субсидию-льготу.
Как утверждает Д.Х.Ахмадеев, оплата за газ начисляется ему и членам его семьи по нормативу 12 кубических метров в месяц на одного человека. Его семья состоит из пяти человек, проживает в жилом доме с центральным отоплением и горячим водоснабжением с газовой плитой, в связи с чем ему полагаются субсидии-льготы по оплате услуг за газоснабжение по установленному обжалуемым постановлением нормативу 15,5 кубического метра в месяц. Однако в результате деления данного норматива потребления газа на пять человек 50-процентная скидка предоставляется ему только с 3,1 кубического метра газа в месяц. Согласно расчетам заявителя оплату за газ он производит по нормативу 12 кубических метров на одного человека, а субсидию получает только с 3,1 кубического метра, в результате чего, например, в сентябре 2005 года ему начислили субсидию-льготу в 3,87 раза меньшую, чем положено.
Эти доводы заявитель подтверждает приложенными к жалобе документами, из которых следует, что за сентябрь 2005 года его семья произвела оплату услуг газоснабжения в сумме 68 рублей 40 копеек, из расчета 13 рублей 68 копеек на каждого члена семьи, а размер начисленной ему субсидии-льготы составил 1 рубль 77 копеек.
Аналогичным образом оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждены, как считает заявитель, заниженные предельные объемы потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Введение обжалуемыми правовыми нормами предельных объемов потребления услуг газоснабжения, а также услуг по водоснабжению и водоотведению, по мнению заявителя, ухудшило материальное положение отдельных категорий ветеранов, имеющих право на субсидии-льготы, и тем самым нарушает часть вторую статьи 58 Конституции Республики Татарстан, согласно которой в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Кроме того, Д.Х.Ахмадеев отмечает, что оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан установлены разные предельные объемы потребления услуг для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от типа жилого дома, в котором проживают потребители, вследствие чего ветеран, проживающий в высотном доме, получает субсидии в меньшем размере, чем тот, который проживает в малоэтажном доме. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, не согласуется с положениями части второй статьи 28 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства и иных обстоятельств.
Заявитель также полагает, что установление предельных объемов потребления услуг по газоснабжению в зависимости от количества проживающих в жилом помещении лиц влияет на размер предоставляемой субсидии. В связи с этим ветеран, имеющий право на льготы и проживающий один, получает субсидии в большем объеме в отличие от ветерана, проживающего с семьей. Следовательно, размер субсидий, предоставляемых гражданам одной льготной категории, отличается и зависит от количества членов семьи конкретного получателя льготы. Таким образом, по мнению заявителя, ущемляются права ветеранов, имеющих семьи, что также не согласуется с положениями части второй статьи 28 Конституции Республики Татарстан.
В связи с изложенным гражданин Д.Х.Ахмадеев просит проверить обжалуемые им правовые нормы на соответствие Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", устанавливающие предельные объемы потребления услуг газоснабжения, а также услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, и предусматривающие их дифференциацию в зависимости от типов потребителей и количественного состава семьи.
2. К началу рассмотрения жалобы заявителя в заседании Конституционного суда Республики Татарстан постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", в котором содержатся обжалуемые правовые нормы, утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года N 665 "О дополнительных мерах социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан". Вместе с тем часть вторая статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" устанавливает, что в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
В связи с тем, что обжалуемые правовые нормы явились, по мнению заявителя, правовым основанием нарушения его конституционных прав и свобод, утрата юридической силы оспариваемых правовых норм не препятствует проверке их конституционности.
3. Оценка конституционности оспариваемых норм предполагает исследование прежде всего вопроса о наличии полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по осуществлению данного правового регулирования.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части первой статьи 72 в их взаимосвязи с частями второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в силу чего Республика Татарстан вправе осуществлять правовое регулирование социальной и жилищной сфер в соответствии с федеральными законами и при условии, что ее законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. Данное конституционно-правовое требование распространяется в полном объеме на нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 22 августа 2004 года) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, включая ветеранов военной службы, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом в силу пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускается уменьшение размеров и ухудшение условий всех видов социальных выплат, гарантий и компенсаций, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. С учетом данных требований Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" для ветеранов труда предусмотрено предоставление субсидии в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения (абзац четвертый пункта 1 статьи 5). Данная льгота распространяется также на приравненных к ветеранам труда ветеранов военной службы.
На основании части седьмой статьи 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 22 августа 2004 года), а с 1 марта 2005 года согласно части первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ее редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, а также цен и тарифов на коммунальные услуги закреплялось за органами местного самоуправления.
Однако в период принятия оспариваемых правовых норм в Республике Татарстан на уровне городских поселений, включая город Казань, в котором проживает заявитель Д.Х.Ахмадеев, органы местного самоуправления сформированы не были. В связи с этим правовое регулирование по установлению нормативов потребления коммунальных услуг для населения было осуществлено Кабинетом Министров Республики Татарстан. Данное полномочие основано, в частности, на пунктах 4 и 11 статьи 102 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, а также осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан обладал полномочиями и был вправе принять постановление от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан".
4. Заявитель полагает, что в период с 1 января 2005 года при начислении ему платы за пользование коммунальными услугами применялись нормативы, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 июня 2004 года N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг". Однако к указанному времени данные нормативы были признаны утратившими силу и прекратили свое действие.
Из материалов дела следует, что плата за пользование коммунальными услугами начислялась заявителю по нормативам, утвержденным постановлением Главы администрации города Казани от 31 декабря 2004 года N 2262 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг в 2005 году".
Вместе с тем дальнейшее исследование вопросов, связанных с примененными по отношению к заявителю нормативами потребления коммунальных услуг и предоставлением субсидий на их оплату, не предполагает проверку конституционности указанного постановления Главы администрации города Казани, поскольку в силу части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
5. Заявитель оспаривает конституционность дифференциации предельных объемов потребления услуг газоснабжения, а также услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", в зависимости от типов потребителей. На основании этого критерия учитываются различия в предоставлении услуг газоснабжения в жилых домах с центральным отоплением при наличии газовой колонки и газовой плиты, без горячего водоснабжения (или с ним) при наличии газовой плиты, с местным отоплением от отопительных газовых приборов, а в отношении услуг по водоснабжению и водоотведению принимаются во внимание, в частности, такие обстоятельства, как тип жилого дома (квартиры или общежития), наличие водопровода, центральной или местной канализации, газоснабжения, оборудования ваннами различной длины, водонагревателями, умывальниками, мойками и душами, а также высота жилого дома свыше 12 этажей с централизованным горячим водоснабжением и повышенные требования к благоустройству.
Согласно пункту 6 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392, оплата услуг газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, а также холодного и горячего водоснабжения и водоотведения (канализации) осуществляется гражданами по единым правилам, условиям и тарифам в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.
Аналогичный подход в настоящее время реализован также в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, которые прямо предусматривают дифференциацию нормативов потребления по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома (пункты 9 и 10). При этом одним из таких параметров является этажность дома (пункт 2), которая учитывается при определении нормативов потребления услуг холодного и горячего водоснабжения (пункт 5).
Следовательно, в период принятия оспариваемых норм на федеральном уровне действовало и в настоящее время сохраняется правовое регулирование, основанное на дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг населением, включая услуги по газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов с учетом их конструктивных и технических параметров.
Эта дифференциация, установленная Правительством Российской Федерации, нашла отражение в оспариваемых правовых нормах, утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан. Такая дифференциация не нарушает Конституцию Республики Татарстан, включая предусмотренные частями первой и второй статьи 28 равенство всех перед законом и судом и государственное гарантирование равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и иных обстоятельств, поскольку она основана на учете объективно существующих различий в условиях предоставления коммунальных услуг в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, их конструктивных и технических параметров, что обоснованно влечет установление разных тарифов на оплату соответствующих коммунальных услуг.
Таким образом, положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", устанавливающие предельные объемы потребления услуг газоснабжения, а также услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, дифференцированно по типам потребителей в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов с учетом их конструктивных и технических параметров, в период своего действия не противоречили Конституции Республики Татарстан.
6. Заявитель обжалует также конституционность дифференциации предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", в зависимости от количественного состава семьи.
Такая градация предусматривает изменение значения норматива потребления газа на семью соответственно из одного, двух, трех, четырех и более человек. При этом значение норматива на всех членов семьи последовательно увеличивается, но из расчета на каждого отдельного члена семьи, включая долю получателя льготы, уменьшается тем более, чем больше состав семьи. Так, для семьи из 1 человека в жилых домах, как у заявителя, то есть с центральным отоплением и горячим водоснабжением при наличии газовой плиты, установлен норматив потребления 12 кубических метров газа в месяц, для семьи из 2 человек - 14 кубических метров (то есть по 7 кубических метров на каждого члена семьи), для семьи из 3 человек - 15 кубических метров (по 5 кубических метров на одного члена семьи), для семьи из 4 и более человек - 15,5 кубического метра (то есть 3,86 и менее кубических метров на одного члена семьи). В случае заявителя Д.Х.Ахмадеева, семья которого состоит из пяти человек, его индивидуальная доля, на которую рассчитывается субсидия на оплату услуг газоснабжения, составляет 3,1 кубического метра газа. Вследствие применения такой шкалы гражданам, имеющим равное право на льготу, предоставляется субсидия в разном размере, а именно: субсидия уменьшается в зависимости от увеличения состава семьи.
Действовавшие в период принятия оспариваемых правовых норм Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 N 1099, и Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392, не предусматривали каких-либо иных оснований для дифференциации оплаты коммунальных услуг для населения, включая услуги газоснабжения, кроме как в зависимости от степени благоустройства жилых помещений и жилых домов (пункты 2.3 и 6 соответственно).
Аналогичным образом принятые на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и действующие в настоящее время постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и от 13 июня 2006 года N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" также не устанавливают дифференциацию размера потребления и оплаты услуг газоснабжения в зависимости от количественного состава семьи, проживающей в жилом помещении.
Из этого следует, что в период действия оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан на федеральном уровне не существовало, равно как не существует и в настоящее время, правовых норм, допускающих возможность дифференциации нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, включая услуги газоснабжения, в зависимости от количественного состава семьи.
Закон Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" также не предусматривает подобной дифференциации и связывает предоставление за счет средств республиканского бюджета ветеранам труда и приравненным к ним ветеранам военной службы субсидии-льготы только с пределами установленных нормативов потребления коммунальных услуг для населения, а проживающим в домах без центрального отопления - со стоимостью топлива и транспортных услуг по его доставке.
Кроме того, действовавшее в период принятия оспариваемых правовых норм Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444, содержало специальную гарантию, согласно которой при определении размера субсидии гражданам, оплачивающим ряд коммунальных услуг, включая сетевой газ, по показаниям приборов учета, расходы на оплату исчисляются исходя из нормативов их потребления, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг (абзац второй пункта 20). Эта гарантия обеспечивала предоставление субсидии на оплату услуг газоснабжения в случае, если фактическое потребление газа было меньше нормативного значения. Однако обжалуемые правовые нормы, в том числе взятые во взаимосвязи с другими нормами Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, утвержденного оспариваемым постановлением, подобной гарантии не предусматривали. Тем самым при реализации своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан не выполнил требований статьи 103 Конституции Республики Татарстан об обеспечении исполнения на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Следовательно, дифференциация оспариваемым постановлением значений норматива предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от количественного состава семьи, неправомерно поставила в неравное положение граждан, пользующихся правом на субсидию, предусмотренную абзацем четвертым пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в результате чего гражданам, имеющим больший состав семьи, предоставлялись субсидии в меньшем размере. Это нарушает положения частей первой и второй статьи 28 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которыми все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от прямо перечисленных в Конституции и иных обстоятельств, а также не согласуется с положениями статьи 13 Конституции Республики Татарстан, в силу которых Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституционный суд Республики Татарстан учитывает также международные правовые стандарты в области запрещения дискриминации, применяемые, в частности, в практике Комитета по правам человека, который осуществляет контроль за реализацией положений Международного пакта о гражданских и политических правах. В своих решениях от 9 апреля 1987 года N 182/1984 (пункты 12.1 и 12.2) и от 3 апреля 1989 года N 196/1985 (пункт 5.2) Комитет по правам человека отметил, что статья 26 Пакта, гарантирующая в числе прочего равенство перед законом и запрещение дискриминации по какому бы то ни было признаку, распространяется и может применяться в сфере социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение и социальное страхование. По мнению Комитета, право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения N 182/1984). При этом Комитет указал, что хотя данная статья Пакта не требует, чтобы какое-либо государство вводило в действие законодательство о социальном обеспечении, однако, когда такое законодательство принимается в осуществление полномочий государства, оно не должно противоречить статье 26 Пакта (пункт 12.4 того же решения).
В пункте 7 Замечаний общего порядка от 10 ноября 1989 года N 18 Комитет по правам человека разъяснил, что термин "дискриминация", как он используется в Пакте, означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на прямо перечисленных признаках или иных обстоятельствах и которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод.
В связи с тем, что обжалуемые заявителем Д.Х.Ахмадеевым нормы, предусматривающие дифференциацию предельных объемов потребления услуг газоснабжения по признаку количественного состава семьи, привели к сокращению предоставляемой ему субсидии и тем самым имели следствием необоснованное умаление использования и осуществления на равных началах его права на социальное обеспечение, указанные международные правовые стандарты свидетельствуют также о нарушении оспариваемым постановлением части первой статьи 27 Конституции Республики Татарстан, которая закрепляет, что в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, а также части первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", устанавливающие дифференциацию предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от количественного состава семьи, вследствие чего они влекли снижение размера субсидии, предоставляемой гражданам на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в период своего действия не соответствовали части первой статьи 27, частям первой и второй статьи 28, части первой статьи 54 в их взаимосвязи со статьями 13 и 103 Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьей 67, частью третьей статьи 68, статьями 69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", устанавливающие предельные объемы потребления услуг газоснабжения, а также услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, дифференцированно по типам потребителей в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов с учетом их конструктивных и технических параметров, в период своего действия соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Признать положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан", устанавливающие дифференциацию предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от количественного состава семьи, вследствие чего они влекли снижение размера субсидии, предоставляемой гражданам на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в период своего действия не соответствующими части первой статьи 27, частям первой и второй статьи 28, части первой статьи 54 в их взаимосвязи со статьями 13 и 103 Конституции Республики Татарстан.
3. Принятые в отношении заявителя Д.Х.Ахмадеева правоприменительные решения, основанные на признанных не соответствующими Конституции Республики Татарстан нормах постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан" в части дифференциации предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от количественного состава семьи, подлежат пересмотру компетентным органом в установленном законом порядке с учетом выводов, содержащихся в настоящем Постановлении.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положения постановления Кабинета Министров, устанавливающие предельные объемы потребления услуг газоснабжения, а также услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, применяемые при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, дифференцированно по типам потребителей в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов с учетом их конструктивных и технических параметров, в период своего действия признаны соответствующими Конституции РТ.
Положения, устанавливающие дифференциацию предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от количественного состава семьи, не соответствуют Конституции, поскольку являются дискриминирующими, а именно - гражданам, имеющим больший состав семьи, предоставлялись субсидии в меньшем размере.
Постановление Конституционного суда РТ от 18 июля 2006 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданина Д.Х.Ахмадеева"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 22 июля 2006 г. N 146