Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 25 апреля 2006 г. N ЗП-1-40/2006 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 2005 года N 448 "Об образовании Республиканской комиссии по техническому регулированию",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 2005 года N 448 "Об образовании Республиканской комиссии по техническому регулированию", указав в обоснование своего заявления, что данным постановлением утверждено Положение о Республиканской комиссии по техническому регулированию.
Правовые отношения в области технического регулирования, которое представляет собой правоотношения, связанные с процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работами, услугами, продукцией, регламентируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", иными федеральными нормативными правовыми актами в сфере технического регулирования.
Вопросы в области технического регулирования, в том числе вопросы координации, подготовки предложений в сфере технического регулирования, взаимодействия с органами власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, отнесены федеральным законодательством к полномочиям Федерального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Кабинет Министров Республики Татарстан, приняв оспариваемое постановление, вторгся в полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Е.В.Лопатина с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что Республиканская комиссия по техническому регулированию в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан имеет статус координационного органа, органом государственной власти Республики Татарстан не является, государственно-властными полномочиями не наделена. Положением о Республиканской комиссии по техническому регулированию не дублируются функции Федерального агентства по техническому регулированию, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" разработчиком проекта технического регламента, который принимается в виде федерального закона, может быть любое лицо. В силу пункта 7 статьи 9 данного Федерального закона внесение проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется субъектом права законодательной инициативы. Таковыми согласно части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации являются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из положений пункта 3 Положения о Республиканской комиссии по техническому регулированию следует, что задачи Комиссии направлены, в первую очередь, на реализацию статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" и статьи 104 Конституции Российской Федерации, то есть реализацию права выступать разработчиком проектов федеральных законов о технических регламентах и обеспечение реализации права законодательной инициативы Государственным Советом Республики Татарстан.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, как указал в отзыве его представитель, не содержит норм, противоречащих Федеральному закону "О техническом регулировании", направлено на реализацию положений указанного Федерального закона и Конституции Российской Федерации не закрепляет за Комиссией полномочий и функций, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление Прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.
В силу пункта 1 статьи 4 этого же Федерального закона законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 9 сентября 2005 года было принято постановление N 448 "Об образовании Республиканской комиссии по техническому регулированию", которым в целях реализации в Республике Татарстан Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", повышения качества и конкурентоспособности продукции, поддержки и защиты прав республиканских предприятий и организаций образована Республиканская комиссия по техническому регулированию и утверждены Положение о Республиканской комиссии по техническому регулированию и ее состав.
Пунктом 1 Положения о Республиканской комиссии по техническому регулированию определено, что Республиканская комиссия по техническому регулированию является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий министерств, ведомств, предприятий и организаций Республики Татарстан в области технического регулирования.
Данный пункт 1 Положения, определяя сферу деятельности этой комиссии - область технического регулирования - вступает в противоречие с вышеприведенными положениями статьи 1, пункта 1 статьи 4 Федерального закона, в соответствии с которыми техническое регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Республиканской комиссии по техническому регулированию основными задачами Комиссии являются:
обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти и ведомств Республики Татарстан и их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в вопросах реализации Федерального закона "О техническом регулировании" и положений Киотского протокола;
рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования;
координация деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан по соблюдению интересов экономики Республики Татарстан;
подготовка предложений по проектам федеральных законов о технических регламентах, по вопросам совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов в области технического регулирования;
обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти Республики Татарстан при подготовке проектов концепций технических регламентов, программы разработки проектов технических регламентов и других документов по техническому регулированию;
подготовка предложений по государственной поддержке республиканских разработчиков проектов технических регламентов;
организация подготовки аналитических материалов в сфере технического регулирования.
В соответствии с федеральным законодательством функцию координации и связанные с ней действия осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы. Указанные федеральные органы наделены и другими полномочиями в соответствии с их компетенцией.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (пункт 6 Указа) утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с этой структурой к ведению Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации отнесено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с пунктом 4 Положения Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
К полномочиям Агентства наряду с другими полномочиями отнесено осуществление межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений, координация проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, координация деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации, составляющих техническое регулирование.
Для реализации полномочий Агентство вправе создавать в соответствии с пунктом 6.3 Положения совещательные органы и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Приказом от 29 июля 2005 года N 1053 по Агентству утверждено Положение о Приволжском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с пунктом 1 этого Положения Приволжское межрегиональное территориальное управление является территориальным органом Ростехрегулироваыия в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Одной из основных задач этого территориального органа (пункт 7 Положения) является представление в Ростехрегулирование предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения по направлениям своей деятельности. При этом территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
Для реализации своих полномочий территориальный орган вправе (пункт 9 Положения) заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, включая научные исследования; привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; представлять на территории осуществление полномочий в пределах своей компетенции Ростехрегулирование в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в органах местного самоуправления.
Таким образом, вопросы в области технического регулирования, в том числе вопросы координации, подготовки предложений в сфере технического регулирования, взаимодействия с органами власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, отнесены федеральным законодательством к полномочиям Федерального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Кабинет Министров Республики Татарстан, приняв постановление от 9 сентября 2005 года N 448 "Об образовании Республиканской комиссии по техническому регулированию", вторгся в полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Доводы представителя Кабинета Министров о том, что Республиканская комиссия по техническому регулированию в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан имеет статус координационного органа, органом государственной власти Республики Татарстан не является, государственно-властными полномочиями не наделена, Положением о Республиканской комиссии по техническому регулированию не дублируются функции Федерального агентства по техническому регулированию, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, являются необоснованными.
Как было указано выше, в числе задач Комиссии указаны рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, координация деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан по соблюдению интересов экономики Республики Татарстан. Решение указанных задач возможно только при наличии государственно-властных полномочий и подразумевает принятие соответствующих решений в области технического регулирования.
Об указанном свидетельствуют и полномочия Комиссии, предусмотренные пунктом 4 Положения, в котором указано, что Комиссия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Республики Татарстан материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, заслушивать в установленном порядке на своих заседаниях представителей органов исполнительной власти Республики Татарстан по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, и принимать соответствующие решения.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан является нормативным правовым актом, обязательно для неопределенного круга лиц, направлено на установление правовых норм и рассчитано на многократное применение. Из смысла же статьи 4 Федерального закона "О техническом регулировании" следует, что законодательство о техническом регулировании относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты в этой области.
В связи с изложенным суд не может согласиться с доводами представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что постановление Кабинета Министров направлено, прежде всего, на реализацию права выступать разработчиком проектов федеральных законов о технических регламентах и обеспечение реализации права законодательной инициативы Государственным Советом Республики Татарстан. Данное право может быть реализовано органами государственной власти Республики Татарстан и без принятия нормативных правовых актов по вопросам исключительного ведения Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 сентября 2005 года N 448 "Об образовании Республиканской комиссии по техническому регулированию".
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 25 апреля 2006 г. N ЗП-1-40/2006 г.
Решение вступило в законную силу 16 мая 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был