Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Заместителя Руководителя
Исполнительного комитета г.Казани
от 13 июля 2006 г. N 616р
Регламент
текущего содержания улично-дорожной сети, мостов, местных проездов,
внутриквартальных и дворовых территорий г.Казани
I. Определения и понятия
В настоящем Регламенте используется следующие понятия и определения:
"Подрядчик" - лицо, обязующееся выполнить работы в соответствии с принятыми на себя по договору обязательствами и несущее ответственность за своевременное, качественное выполнение указанных работ согласно требованиям нормативов;
"Работы по текущему содержанию дорог, тротуаров, мостов и путепроводов, подземных и надземных переходов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий" - работы, выполняемые в течение всего года (с учетом сезона) в комплексе работ по уходу за покрытием дорог и тротуаров, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению мелких повреждений, по обеспечению безопасности движения, нормативных условий эксплуатации, поддерживанию их в надлежащем состоянии;
"Работы по текущему ремонту дороги" - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, включающих возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, и обеспечение безопасности движения, работы по предупреждению разрушения объектов внешнего благоустройства и исправлению мелких повреждений;
"Исполнительная документация" - полный комплект документации, подтверждающей выполнение работ в соответствии с утвержденной рабочей документацией и соответствие выполненных работ действующим нормативам и стандартам;
"Эксплуатационная документация" - часть исполнительной документации, позволяющая осуществлять нормальную эксплуатацию инженерных систем и технологического оборудования;
"Акт о выполненных работах" - документ, подтверждающий выполнение Подрядчиком определенного этапа или части работ, подписанный уполномоченными представителями заказчика;
Регламент содержания дорог, мостов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий г.Казани является основным нормативным документом, регламентирующим деятельность служб, занятых на текущем содержании.
II. Общие положения
Заказчиками по содержанию территории г.Казани выступают Комитет благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г.Казани, администрации районов, Районные жилищные управления.
Заказчиком по содержанию улично-дорожной сети трассы специального назначения, мостов и путепроводов надземных и подземных переходов выступает Комитет благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г.Казани.
Подрядчиками по содержанию улично-дорожной сети трассы специального назначения, мостов и путепроводов, подземных и надземных переходов являются подрядные организации, выигравшие открытый конкурс и заключившие договор с заказчиком.
Финансирование выполненных работ по содержанию улично-дорожной сети трассы специального назначения, мостов и путепроводов, подземных и надземных переходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете г.Казани, в соответствии с утвержденными расценками на виды работ.
Заказчиками по содержанию улично-дорожной сети, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий на территориях районов г.Казани выступают районные жилищные управления, администрации районов Исполнительного комитета г.Казани.
Подрядчиками по содержанию улично-дорожной сети, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий районов являются подрядные организации, выигравшие открытый конкурс и заключившие договор с заказчиком.
Договор заключается между заказчиком - администрациями районов Исполнительного комитета г.Казани, районными жилищными управлениями и подрядчиком - юридическим лицом, выигравшим открытый конкурс на текущее содержание территорий районов.
Финансирование выполненных работ по содержанию улично-дорожной сети, местных проездов, внутриквартальных территорий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете г.Казани, в соответствии с утвержденными расценками на виды работ; Финансирование работ по содержанию дворовых территорий за счет средств, поступающих от населения, в соответствии с утвержденными тарифами на виды работ.
2.1. Обязательства подрядчика
Подрядная организация, заключившая договор на текущее содержание улично-дорожной сети, мостов, путепроводов, надземных и подземных переходов, несет ответственность за выполнение полного комплекса работ, по текущему содержанию, включая следующие виды работ:
- содержание проезжей части дорог;
- содержание тротуаров в соответствии с постановлением Главы администрации г.Казани от 22.10.2003 N 1822 "О санитарном содержании территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Казани";
- местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий;
- содержание урн вдоль улично-дорожной сети;
- содержание остановочных павильонов и остановочных площадок;
- производство ямочного ремонта проезжей части дорог, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий;
- содержание и установка ограждений вдоль улично-дорожной сети, крив-брусов.
Подрядная организация, заключившая договор на текущее содержание мостов, путепроводов, надземных и подземных переходов, несет ответственность за выполнение полного комплекса работ по текущему содержанию в соответствии с утвержденными классификаторами по всем видам работ.
Подрядчик обязан:
выполнение работ по текущему содержанию и ремонту производить в соответствии с действующими нормами и правилами;
своими силами и за счет собственных средств производить ремонт и техническое обслуживание машин, оборудования и приспособлений, используемых для выполнения работ по текущему содержанию объектов благоустройства;
устранять за счет собственных средств все недоделки, указанные в акте приема-сдачи работ заказчику;
подрядчик несет ответственность перед заказчиком за ненадлежащее исполнение работ по договору.
Подрядчик также обязан:
принимать участие в работе комиссий по проверке стоимости и объемов выполненных работ, давать свои пояснения, вносить предложения и обоснования;
исполнять в ходе работ указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора и не являются вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика.
своевременно сообщать заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, вызванных указаниями заказчика, либо форс-мажором, и соответственного увеличения сметной цены.
Подрядчик несет в полном объеме гражданскую ответственность за убытки и вред, причиненные третьим лицам, за весь период работ по содержанию закрепленной территории.
Подрядчик в случае обнаружения на закрепленном участке улицы проваленного колодца, отсутствия люков, ливневых решеток незамедлительно должен сообщить о данном нарушении организации, которая является балансодержателем данных коммуникаций, и представителю заказчика.
В случае возникновения претензий к подрядчику со стороны третьих лиц заказчик не будет нести по ним никакой материальной или иной ответственности.
Подрядчик обязан сдать, а Заказчик принять и подписать фактически выполненные объемы работ в срок до 25 числа отчетного месяца.
Сдача работ оформляется по унифицированным формам N КС-3 и КС-2, подписанным обеими сторонами.
2.2. Обязательства Заказчика
Заказчик:
оплачивает выполненные подрядчиком работы в объемах и в сроки, которые предусмотрены договором;
осуществляет технический надзор за выполнением работ, используя при этом качественные критерии, заложенные в действующих в Российской Федерации нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых на момент выполнения.
Заказчик имеет право:
вносить по согласованию с подрядчиком изменения в сметную документацию, если это не меняет характера предусмотренных договором работ.
осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ;
при обнаружении отступлений от условий, предусмотренных дефектной ведомостью и сметной документацией, немедленно заявлять об этом подрядчику (заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки).
III. Порядок содержания улично-дорожной сети, мостов местных
проездов, внутриквартальных и дворовых территорий
Механизированная уборка городских дорог, мостов и путепроводов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий предусматривает работы по поддержанию в чистоте и порядке дорожных покрытий, обеспечивающие нормальные условия безопасного движения транспорта и пешеходов при любых погодных условиях.
Летом выполняются работы, обеспечивающие максимальную чистоту дорожных покрытий и приземных слоев воздуха.
Зимой выполняются наиболее трудоемкие работы: предотвращение снежно-ледяных образований, удаление снега и скола, борьба с гололедом и т.п.
Убираемые площади должны на 100% охватываться подрядными организациями; в зависимости от объемов обслуживаемой площади подрядные организации по текущему содержанию должны иметь необходимое количество уборочной техники.
Организация уборки подрядными организациями должна обеспечивать четкое выполнение работ по каждой технологической операции. С этой целью проводится определение улиц (таблица 1) и разбивка их на категории (по интенсивности движения транспорта).
Таблица 1
Определение категории улиц на основании паспортизации
Категории улиц | Интенсивность движения в час |
Примыкания к тротуарам |
1. Магистральные | Свыше 1000 автомобилей |
Сразу после проезжей части, отсутствие зеленых зон |
2. Дороги общегородского значения |
До 1000 автомобилей |
Сразу после проезжей части, разрешается складирование и вывоз снега в течение 3-х суток, наличие зеленых зон |
3. Дороги местного значения (поселковые дороги) |
До 250 автомобилей |
Отсутствуют, наличие зеленых зон |
После разбивки подрядным организациям по текущему содержанию улиц на группы и определения объемов работ проезды группируются в технические (рабочие) маршруты специальных машин (пескоразбрасывателей, плужно-щеточных снегоочистителей и др.). За маршрутом закрепляется одна или несколько машин соответствующего типа. На каждый маршрут обязательно закрепление линейного мастера.
Маршруты должны быть разработаны таким образом, чтобы максимально сократить затраты рабочего времени на холостые пробеги машин и полностью использовать их производительность. На каждый маршрут должна быть составлена карта, на которой точно обозначаются границы маршрута, путь и порядок следования машины при работе, очередность, продолжительность и периодичность работы машин на линии, точное расположение пунктов заправки водой, места выгрузки смета, снега и т.п.
Трамвайные пути, находящиеся на уровне проезжей части, содержатся подрядными организациями, занятыми на текущем содержании данной улицы. Обособленные трамвайные пути содержатся представителями Управления "Метро-электротранс" г.Казани.
При производстве работ, связанных с уборкой улиц, необходимо обеспечивать строгое и безусловное выполнение Правил техники безопасности и производственной санитарии.
IV. Организация работ по зимней уборке городских дорог
В период с 1 ноября по 15 апреля устанавливается зимняя уборка, предусматривающая сгребание и подметание снега, скалывание снега и льда, переброску и вывоз снега, обработку дорожных покрытий и тротуаров, дворов противогололедными материалами согласно постановлению Главы администрации г.Казани от 22.10.2003 N 1822 "О санитарном содержании территорий, организации уборки и обеспечении чистоты и порядка в г.Казани".
Основной задачей зимней уборки городских магистралей, улиц и проездов является обеспечение нормальных условий для работы надземного транспорта и безопасности его движения.
На зимний период дорожно-эксплуатационные службы, дворники переводятся на круглосуточный режим работы.
Для обеспечения своевременной и качественной уборки необходимо комплектовать парк уборочных машин по численности и по составу.
Ответственность за правильную организацию и проведение работ по зимней уборке закрепленных за дорожно-эксплуатационными участками улиц возложена на руководителей подрядных организаций по текущему содержанию. Непосредственное руководство уборочными работами на линии обеспечивают линейный мастер и бригадиры из числа водителей уборочных машин.
Руководство подрядных организаций ведет регистрацию в специальном журнале прибывающих для работы в подрядные организации машин, осуществляет контроль за их работой, оформляет необходимые товарно-транспортные документы и обеспечивает силами дежурных водителей сохранность находящейся на дежурстве уборочной техники.
Все находящиеся на дежурстве в подрядных организациях зимние уборочные машины должны содержаться в состоянии постоянной готовности к работе, т.т.# иметь прогретые двигатели, полностью заправленные горюче-смазочные материалы, а пескоразбрасыватели должны быть загружены противогололедными материалами.
Смена водителей дежурных снегоуборочных машин должна производиться непосредственно на дорожно-эксплуатационном участке.
Основной парк уборочных машин должен работать на уборке снега в две смены.
Технология зимней уборки городских дорог, мостов и путепроводов,
местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий
Зимой условия и безопасность движения городского транспорта периодически резко ухудшаются: во время снегопадов значительно возрастает сопротивление качанию колес, а при образовании гололеда коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается в 10 раз по сравнению с сухим дорожным покрытием.
В целях не допущения дезорганизации дорожного движения технологический процесс зимней уборки необходимо строить таким образом, чтобы в первую очередь выполнить операции, обеспечивающие безопасность движения транспорта и пешеходов. Эти операции, сроки выполнения и объемы которых непосредственно зависят от климатических условий (снегопадов, гололедов и других экстремальных явлений), выполняются в аварийном порядке и являются первоочередными операциями зимней уборки.
Операции, не оказывающие непосредственного влияния на безопасность движения транспорта и пешеходов, но без выполнения, которых нельзя считать уборку проездов завершенной, называются операциями второй очереди.
К первоочередным операциям зимней уборки относятся:
обработка проезжей части дорог противогололедными материалами;
сгребание и подметание снега;
выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.
К операциям второй очереди относятся:
- формирование снежного вала;
- удаление снега с проезда (вывоз или переброска роторными снегоочистителями на свободные территории);
- зачистка дорожных лотков после удаления снега;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований;
- подметание дорог при длительном отсутствии снегопадов.
Перечень операций и машин, применяемых при зимней уборке, приведен в таблице 2.
Технология снегоочистки городских дорог основана на комплексном применении средств механизации и химических веществ.
Таблица 2
Операции | Машины |
1. Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами - 70% от общей площади |
Распределитель противогололедных материалов (пескоразбрасыватель, универсальный разбрасыватель) |
2. Сгребание и подметание снега | Плужно-щеточный снегоочиститель |
3. Переброска снега и скола на свободные площади |
Роторный снегоочиститель |
4. Формирование снежного вала (35% от общей площади), сдвигание снега и скола в кучи, выполнение разрывов в валах |
Плуг-совок, автогрейдер, бульдозер |
5. Погрузка снега и скола в транспортные средства |
Снегопогрузчик, роторный снегоочиститель |
6. Вывоз снега и скола | Самосвал |
7. Подметание дорожных покрытий при длительном отсутствии снегопадов |
Подметально-уборочная машина |
Песко-соляная смесь при снегоочистке препятствует уплотнению и прикатыванию свежевыпавшего снега к дорожному покрытию, т.е. практически сохраняет снег в сыпучем состоянии, что является решающим условием для работы плужно-щеточных снегоочистителей.
Технологические материалы, применяемые при зимней уборке
городских дорог, внутриквартальных проездов
В г.Казани применяется пескосоляная смесь, представляющая собой смесь песка с хлоридами, что обеспечивает эффективность использования технологического материала при снегопадах и гололедах, а также предотвращает смерзание песка при его хранении на открытых площадках.
Количество хлоридов (хлористого натрия или хлористого кальция) в смеси рекомендуется содержать до 8% (по весу).
Для посыпки улиц желательно применять речной песок, так как он не содержит илистых отложений. Песок должен быть хорошо просеян и равномерно перемешан с хлоридами. Приготовление пескосоляной смеси рекомендуется выполнить до 1 октября.
Базы песка необходимо размещать на площадках с твердым покрытием, хорошими подъездными путями и располагать вблизи обслуживаемых проездов.
Работы по заготовке песка, приготовлению песко-соляных смесей и погрузке в пескоразбрасыватели механизируются за счет применения грохотов, пескосеялок, транспортеров, погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов и других механизмов.
1. Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами
1.1. Распределение технологических материалов по проезжей части в пределах полосы движения (60-70% от общей площади) производится пескоразбрасывателями (ПР, КДМ).
На каждый разбрасыватель в подрядной организации должен быть составлен отдельный технологический маршрут, согласованный с представителем заказчика.
1.2. Распределение технологических материалов необходимо начинать с улиц, имеющих высокую интенсивность движения.
В первую очередь посыпают наиболее опасные места (подъемы, спуски, перекрестки, развороты, тормозные площадки, места остановок городского транспорта, пешеходные переходы и т.п.), после чего приступают к обработке полос движения.
Как правило, технологические материалы по проезжей части должны распределяться за один проход разбрасывателей.
1.3. Песок, смешанный с хлоридами (до 8% по весу), рассыпают на проезжей части дорог также в зависимости от температуры воздуха:
при температуре до минус 6 градусов - 120 г/м2;
при температуре ниже минус 6 градусов - 250 г/м2.
Плотность посыпки на участках с большими уклонами увеличивается в 2-2,5 раза. Рабочая скорость при посыпке - до 30 км/час.
1.4. При интенсивности снегопадов до 1 см/час:
первое подметание и пескопосыпку необходимо производить через 20 минут от начала снегопада;
второе и третье - через каждые 4 часа;
1.5. При интенсивности снегопадов от 1 см до 3 см в час:
первое подметание и пескопосыпку следует производить через 20 минут от начала снегопада;
второе и третье - через каждые 3 часа;
1.6. При более обильных снегопадах, сопровождаемых другими экстремальными погодными явлениями (резкие перепады температур, метели, бураны и др.), очистка проезжей части городских дорог производится по дополнительному указанию.
1.7. Особенно важно оперативно обрабатывать проезды технологическими материалами при гололеде. При этом рекомендуется предупредительная посыпка проезжей части дорог химическими материалами (15-20 г/кв.м) непосредственно перед гололедом, что предупредит возникновение ледяной пленки.
Для устранения скользкости в период когда дороги уже покрыты ледяной пленкой, следует в кратчайшие сроки посыпать их песко-соляной смесью (200-300 г/кв.м2#), если гололедные пленки продолжают сохраняться на проездах с интенсивностью транспорта более 500 маш./час., необходимо осуществить повторную их обработку смесью. Устранение скользкости, которая возникла при образовании снежно-ледяного наката или льда, осуществляется выборочной посыпкой поверхности дороги песко-соляной смесью.
В случае если гололедная пленка сохраняется, через 2-3 часа необходимо произвести повторную обработку дорожных покрытий песко-соляной смесью.
Наиболее опасные участки обрабатываются через каждый час после первой посыпки.
1.8. Проезжую часть искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад) следует обрабатывать в первую очередь и с особой тщательностью, так как гололед на них образуется раньше, чем на покрытиях дорог.
Отдельные скользкие участки, возникающие на покрытиях искусственных сооружений (имеющих на основном протяжении удовлетворительную для движения поверхность покрытия), должны подвергаться немедленной выборочной обработке.
1.9. При выполнении работ следует учесть, что необходимость в обработке дорог противогололедными материалами возникает одновременно по всему городу. Чтобы выполнить эту операцию в кратчайшие сроки, необходимо уменьшить потерю времени на загрузку распределителей технологическими материалами в начале снегопада (гололеда). С этой целью все машины должны быть постоянно готовыми к работе и находиться на участках полностью загруженными пескосоляной смесью или другими технологическими материалами.
Это позволит сэкономить 1-1,2 часа и даст возможность оперативно обрабатывать 16-18% площади улиц, подлежащих посыпке.
2. Сгребание и подметание снега
2.1. Для подметания снега с дорожных покрытий и сгребания его в валы применяются плужно-щеточные снегоочистители, смонтированные на автомобилях или тракторах.
2.2. Сгребание и подметание снега необходимо начинать с улиц с наиболее интенсивным движением транспорта. Маршруты распределителей технологических материалов и плужно-щеточных снегоочистителей должны совпадать.
2.3. Подметание снега, как правило, должно производиться в правую сторону с таким расчетом, чтобы снегоочистители двигались в общем потоке транспорта и вал снега укладывался вдоль тротуара. При этом первая машина делает проход по оси проезда, а последующие - уступом с интервалом 15-20 метров. След впереди идущей машины должен перекрываться на 0,25-0,5 м (при интенсивных снегопадах на широких улицах перекрытие должно быть 0,8-1,2 м). В колонне должно быть столько машин, чтобы за один проход возможно было подмести всю полосу движения от оси до тротуара.
2.4. На улицах и проездах с односторонним движением снег сгребается в одну сторону. Подметание снега в левую сторону можно производить в том случае, если снегоочистительные машины оборудованы левыми щетками.
2.5. При интенсивных и длительных снегопадах для увеличения производительности снегоочистительных машин (за счет увеличения скорости движения) первый проход производится при выключенной щетке. В этом случае снег сгребается к тротуару лично плугом, а оставшийся на дорожном покрытии тонкий слой убирается при последующих проходах машин с работающими щетками.
2.6. Снежный вал при подметании должен сдвигаться вплотную к тротуару, при этом запрещается забрасывать снег на тротуар.
2.7. После окончания снегопада необходимо произвести завершающее подметание и подбивку валов с таким расчетом, чтобы вал находился на 0,5 м от бортового камня тротуара и был шириной у основания не более 1,0 м, и выполнитьвести# выборочную посыпку участков проезжей части дорог, на которых остались слои уплотненного снега.
Если уплотненный снег не будет удален своевременно, он быстро превратится в снежно-ледяной накат или лед. В целях недопущения уплотнения снега у прилотковой части уборку рыхлого снега следует производить от поребрика.
2.8. Снежный накат удаляется автогрейдерами, снабженными гребежными ножами, снегоочистителями.
2.9. Для ликвидации снежно-ледяных накатов или льда поверхность дороги следует обрабатывать химическими реагентами из расчета 200-300 г/кв.м. Через 3 часа после посыпки накат удаляется снегоочистительными машинами.
Для полного удаления наката высотой 10 см и более процесс очистки необходимо повторить несколько раз.
3. Перекидка снега роторными снегоочистителями
3.1. Перекидка снега снегоочистителями применяется на набережных рек и каналов, на проездах, имеющих газоны, полосы насаждений, разделительные полосы, незастроенные территории. На насаждения и газоны разрешается перекидывать лишь свежевыпавший снег.
3.2. При перекидке снега на проездах с насаждениями необходимо принимать предохранительные меры, исключающие повреждение деревьев и кустарников. С этой целью на роторные снегоочистители необходимо устанавливать специальные насадки с направляющими желобами. Это позволит производить укладку перекидываемого снега на узкой полосе между проезжей частью и насаждениями или перекладку снега через первую полосу кустарников, что обеспечивает их сохранность.
3.3. Перечень проездов, подлежащих уборке снега с применением роторных снегоочистителей, утверждается согласно титульному списку.
4. Формирование снежного вала
4.1. По окончании очередного цикла подметания необходимо приступить к выполнению работ по формированию снежных валов в лотках улиц и проездов.
4.2. При формировании вала не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары.
4.3. Снежный вал формируется на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод.
4.4. Ширина снежного вала, лежащего в лотковой части магистральных улиц, не должна превышать 1,5 метра.
4.5. Время формирования снежных валов не должно превышать 24 часов после окончания снегопада.
4.6. Формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
4.7. Время выполнения разрывов в снежных валах не должно превышать 16 часов после окончания снегопада.
5. Удаление снега с городских дорог, мостов
5.1. Снег и скол, собранные в валы и кучи, необходимо своевременно удалять, с городских дорог, так как наличие валов сокращает пропускную способность улиц и способствует возникновению снежно-ледяных образований при колебаниях температуры воздуха. Снег рекомендуется вывозить в ночное время - с 23.00 до 7.00.
5.2. Для удаления собранного в валы и кучи снега с городских улиц применяется один из следующих способов:
вывоз автотранспортом на снежные свалки;
перекидка или перекладка роторными снегоочистителями на свободные территории вдоль проезда;
складирование на проезжей части улиц.
5.3. Наиболее дешевым способом удаления снега является складирование его на проезжей части у тротуара. В основном этот метод применяется на второстепенных проездах с малоинтенсивным движением.
5.4. Наиболее распространенным способом удаления снега с городских улиц является вывоз. Этот способ эффективен лишь в том случае, если работы по погрузке снега механизированы и вывоз осуществляется на небольшие расстояния.
5.5. Места для складирования вывозимого снега определяются администрациями районов Исполнительного комитета г.Казани и согласовываются с Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
6. Вывоз снега автотранспортом
6.1. На вывоз снега должны привлекаться автомобили-самосвалы. Для более полного использования грузоподъемности самосвалы должны оборудоваться съемными бортами высотой 600-1200 мм.
6.2. Погрузка снега в самосвалы ведется снегопогрузчиками. Во время работы снегопогрузчик двигается вдоль тротуара против движения транспорта с тем чтобы погруженные самосвалы могли отъезжать от погрузчика в сторону общего движения транспорта.
6.3. В целях безопасности пешеходов снегопогрузчик обслуживают двое рабочих: один находится на тротуаре и не допускает людей к рабочей зоне погрузчика; второй обеспечивает безопасность на проезжей части в зоне между снегопогрузчиком и самосвалом, регулируя движение самосвала и взаимодействие его с погрузчиком, а также ведет учет количества погруженных машин. Рабочие-регулировщики имеют нарукавные повязки и флажки.
6.4. Разрешается обслуживать снегопогрузчик одному рабочему, находящемуся на тротуаре, при условии обеспечения его мегафоном, посредством которого подаются команды водителям снегопогрузчика и самосвала, а также предупреждения пешеходам.
6.5. На снегопогрузчиках, снабженных электромегафонами, команды водителям самосвалов подает водитель снегопогрузчика, который в то же время отвечает за безопасность пешеходов в рабочей зоне погрузчика. В этом случае рабочий, обслуживающий снегопогрузчик, обеспечивает безопасность в зоне между погрузчиком и самосвалом и ведет учет количества нагруженных машин.
6.6. За каждым снегопогрузчиком должно быть закреплено такое количество самосвалов, которое обеспечивало бы его непрерывную работу.
Количество самосвалов, закрепляемых за снегопогрузчиком, определяется в зависимости от расстояния вывозка, грузоподъемности и интенсивности движения транспорта на маршруте вывозка.
6.7. Количество самосвалов, закрепляемых за снегопогрузчиком в зависимости от дальнейшего вывоза снега, приведено в таблице 3.
Таблица 3
Дальность вывоза снега, км |
Потребное количество самосвалов | |
при погрузке сплошного снежного вала |
при погрузке отдельных куч снега |
|
1 2 3 4 5 |
3-4 4-5 5-6 6-7 8-9 |
2 2 3 4 5 |
6.8. Для погрузки снега из вала применяются также роторные снегоочистители. В этом случае снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом передним ходом в направлении движения транспорта.
Применение роторных снегоочистителей наиболее эффективно при погрузке снега из слежавшихся или смерзшихся валов. Фреза или шнеки питателя роторного снегоочистителя обеспечивают измельчение такого снега и его непрерывную погрузку.
Выборочный вывоз снега (от остановок городского пассажирского транспорта, трассы специального назначения, пешеходных переходов и т.д.) должен осуществляться в течение 24 часов после окончания снегопадов.
Время для вывоза валов снега после окончания снегопада:
с площадей, магистральных улиц 1 категории (спец.трасс) (см. табл.1):
при снегопаде от 6 до 10 см - не более 1 суток;
с улиц и проездов 2 категории:
при снегопаде от 6 до 10 см - не более 3 дней;
с улиц и проездов 3 категории (при необходимости вывоза):
при снегопаде от 6 до 10 см - не более 4 дней.
6.9. Порядок учета работы самосвалов и объемов перевозимого снега
Режим работы снегопогрузчиков и самосвалов на вывозе снега устанавливается:
для 1-й смены - с 8.00 до 17.00;
для 2-й смены - с 22.00 до 6.00.
Обеденный перерыв - 1 час: 1-я смена - с 12.00 до 13.00; 2-я смена - с 2.00 до 3.00.
В особых случаях при больших снегопадах может быть установлен 10-часовой режим работы:
для 1-й смены - с 8.00 до 20.00;
для 2-й смены - с 20.00 до 6.00.
Все автомобили, прибывающие на дорожно-эксплуатационный участок для вывоза снега с обслуживаемых улиц, должны быть зарегистрированы в специальном журнале, в который должны быть внесены: государственный номер автомобиля, фамилия водителя, показания спидометра при прибытии и убытии, количество выполненных поездок и объем перевезенного снега.
Учет перевезенного автотранспортом снега должен осуществляться по талонной системе, при которой каждому водителю автомобиля - самосвала, рабочим, отвечающим за погрузку снега, выдается талон на каждую поездку.
По окончании смены водители должны сдать талоны мастеру участка, который оформляет товарно-транспортные документы по установленной форме и заносит необходимые реквизиты в регистрационный журнал.
На всех снежных свалках города администрациями районов должна быть организована работа по круглосуточному учету завоза снега со штатом: 2 учетчика, 1 регулировщик, 1 охранник, 1 руководитель. Ежедневно информация должна передаваться в диспетчерские службы и заказчику.
6.10. Складирование снега на проезжей части
Складирование снега на проезжей части улиц является наиболее дешевым способом уборки снега, но применяется лишь на второстепенных проездах с небольшим движением транспорта или когда на улице возможна организация одностороннего движения транспорта.
Ширина свободной полосы для движения транспорта должна быть не менее 6 метров. Вал снега должен укладываться на проезжей части вдоль тротуара на ширину не более 1,5 м, что обеспечивается путем регулярной подрезки вала роторными снегоочистителями.
При применении способа складирования необходимо обеспечить отвод талой воды как со стороны проезжей части, так и со стороны тротуара. Водоотводящая траншея между бортовым камнем и валом снега выполняется на ширину 0,4-0,5 метра.
В снежных валах, расположенных против въездов во дворы, на пешеходных переходах, у пожарных гидрантов и в местах размещения водосточных решеток, необходимо делать разрывы.
7. Уборка дорожных лотков
7.1. В зимнее время прилотковая часть улиц используется для временного накопления снега, счищаемого с проезжей части дорог и тротуаров. После погрузки и вывоза основных валов дорожные лотки необходимо зочистить# от оставшегося снега и снежно-ледяных образований.
7.2. Уборка дорожных лотков зимой является наиболее трудоемкой операцией по содержанию городских дорог. В связи с тем, что специальных машин для выполнения такого вида работ в настоящее время не имеется, основные операции выполняются с применением ручного труда.
7.3. Снег и снежно-ледяные образования, остающиеся после погрузки снега, должны быть в кратчайшие сроки удалены с дорожных покрытий. Эти работы возможно механизировать при помощи имеющихся уборочных и дорожно-строительных машин.
7.4. Остатки снега окучиваются автогрейдерами, снегоуборочными машинами, бульдозерами или вручную для последующего вывоза.
7.5. Снежно-ледяные накаты или лед необходимо удалять с помощью скалывателя. Если этот способ не дает желаемых результатов, рекомендуется следующая технология удаления льда: покрытие со снежно-ледяным накатом или льдом посыпается химическими реагентами по норме 200-300 г/кв.м; скалывать лед следует через 3-5 часов после внесения реагентов. В отдельных случаях эта операция повторяется несколько раз до полного удаления льда.
7.6. После вывоза собранных куч снега и скола должна быть произведена окончательная зачистка лотков с помощью специализированной машины или вручную.
8. Уборка улиц, мостов, местных проездов, внутриквартальных
и дворовых территорий при длительном отсутствии снегопадов
8.1. При длительном отсутствии снегопадов уборка улиц преследует те же цели, что и летом, - удаление с проезжей части пыли, песка и мусора. Эта работа должна выполняться плужно-щеточными снегоочистителями, как правило, один раз в сутки - ночью.
8.2. Для достижения более эффективных результатов уборки улиц рекомендуется применять летние подметально-уборочные машины.
Зимняя уборка тротуаров
Цель зимней уборки тротуаров - обеспечить нормальное движение пешеходов независимо от погодных условий.
В зимнюю уборку входят: снегоочистка, борьба со скользкостью, удаление снега, снежно-ледяных образований и мусора за пределы тротуаров.
Уборка тротуаров в зимнее время является наиболее ответственной и трудоемкой операцией и должна выполняться в кратчайшие сроки, так как:
свежевыпавший снег под воздействием пешеходов и метеорологических факторов быстро изменяет свои свойства, превращаясь в уплотненный снег и лед, удаление которых механическими средствами не всегда возможно и связано с затратами, превышающими в десятки раз затраты на уборку свежевыпавшего снега;
снег и снежно-ледяные образования, находящиеся на поверхности покрытия, затрудняют передвижение пешеходов, сокращают пропускную способность тротуаров и т.д.
Зимнюю уборку тротуаров шириной свыше 3 метров выполняют тротуароуборочными машинами.
На тротуарах шириной свыше 4 метров допускается использовать машины, применяемые для уборки проезжей части улиц.
Уборку тротуаров от свежевыпавшего снега рекомендуется производить после начала снегопада.
В целях увеличения интервала работы снегоочистительных машин на тротуарах с интенсивностью движения свыше 100 чел./час. разрешается в начале снегопада обрабатывать покрытия пескосоляной смесью (200 г/кв.м). В этом случае периодичность снегоочистки увеличивается в 1,5-2 раза.
Работы по уборке тротуаров должны производиться круглосуточно. Уборку в ночное время следует начинать с таким расчетом, чтобы к 7.00 все тротуары были очищены от снега. Выталкивание снега с тротуаров на проезжую часть улицы после 7.00 запрещается.
Снег и снежно-ледяные образования должны убираться полностью со всей ширины тротуара.
Убираемый с покрытий тротуаров снег должен сдвигаться в лоток проезжей части для последующего вывоза и укладываться на расстоянии 0,5 м от края бортового камня тротуара. В тех случаях, когда широкий тротуар отделен от проезжей части газоном, вал снега разрешается размещать на середине тротуара и в дальнейшем вывезти.
Выталкивание снега с дворов и внутриквартальных территорий на проезжую часть улиц запрещается. Снег должен вывозиться с указанных территорий самосвалами.
Слои уплотненного снега убираются с тротуаров с помощью машин, оборудованных скалывающими рабочими частями.
Удаление скола должно производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него плужно-щеточными снегоочистителями.
Скользкость на тротуарах предотвращают путем обработки полосы движения песко-соляной смесью. Для распределения песка применяют машины, позволяющие регулировать ширину обрабатываемой полосы.
Через 3-4 часа после посыпки тротуар следует тщательно подмести.
V. Летняя уборка
При летней уборке улиц, мостов и путепроводов, местных проездов, внутриквартальных и дворовых территорий обеспечивается чистота проездов, удаляются грунтовые наносы с проезжей части и лотков в межсезонный и дождливый период, уменьшается запыленность воздуха.
Перечень операций летней уборки с указанием применяемых для их выполнения автомашин приведен в таблице 4.
Таблица 4
Перечень операций
и применяемые при летней уборке улиц автомашины
Операции | Используемые механизмы |
1. Подметание дорожных покрытий 2. Мойка улично-дорожной сети 3. Полив дорожных покрытий 4. Уборка грунтовых наносов 5. Ручная уборка 6. Мойка кривбрусов, колесоотбойников 7. Ручная мойка тротуаров |
Подметально-уборочные машины, Бродвей, Пылесосы, Поливомоечные машины, Погрузчики, техника малой механизации, специализированные машины для мойки кривбрусов, колесоотбойников, шланги, дорожные рабочие, дворники |
Степень засоренности городских дорог зависит в основном от интенсивности движения городского транспорта. При малой интенсивности движения (до 250 машин в час) смет распределяется равномерно по всей ширине проезжей части улиц. На широких улицах с интенсивным движением смет сгоняется с проезжей части потоком транспорта и скапливается по оси проезда и вдоль тротуарных лотков, где он располагается полосой шириной 0,5-1,0 м.
Состояние городских дорог в летнее время оценивается по предельной засоренности лотков на расстоянии 0,5 м от бортового камня, которая не должна превышать следующих норм:
на улицах, расположенных в благоустроенных районах с усовершенствованным покрытием проезжей части улиц, тротуаров и дворов, - 30 г/кв.м;
на улицах, к которым примыкают проезды и дворовые территории с неусовершенствованными покрытиями или без покрытий, - 50 г/кв.м;
на улицах и проездах второстепенного значения - 80 кв.м.
С учетом изложенных факторов устанавливаются технологический порядок и периодичность операций летней уборки.
Чистота дорожных покрытий достигается регулярным удалением с их поверхности пыли, грязи, мусора путем ежедневной ночной мойки проезжей части и лотков и подметанием смета от 1-го до 3-х раз в течение дня.
Работу поливо-моечных и подметально-уборочных машин необходимо организовывать таким образом, чтобы максимально сократить время на заправку цистерн водой и на разгрузку смета на специально отведенных площадках.
Технологический порядок и периодичность основных операций летней уборки улиц приведены в таблице 5.
Мойка дорожных покрытий должна производиться, как правило, в ночное время суток, с 23.00 до 7.00. В период межсезонья, когда в ночные часы температура окружающего воздуха не превышает минусовых значений или близка к нулю, мойку дорожных покрытий разрешается производить в дневное время суток.
Работу летних подметально-уборочных машин необходимо организовывать в двухсменном режиме. На отдельных дорожно-эксплуатационных участках, где работа этих машин в дневное время по различным причинам ограничена, рекомендуется 1-2 подметально-уборочные машины перевести на круглосуточный режим.
Таблица 5
Технологический порядок и периодичность летней уборки улиц г.Казани
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Заместителя Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13 июля 2006 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.