Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 сентября 2006 г. N 1437-р
В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Татарстан:
1. Одобрить проект Концепции республиканской целевой программы "Обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем" на 2007-2010 годы (далее - Концепция).
2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан до 25 сентября 2006 года представить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предложения для включения в Концепцию.
3. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан до 30 сентября 2006 года доработать Концепцию с учетом предложений министерств и ведомств Республики Татарстан и внести на рассмотрение в Республиканскую межведомственную комиссию по оптимизации бюджетных расходов.
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан разработать и утвердить:
программы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в муниципальных образованиях Республики Татарстан;
муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в соответствующих муниципальных образованиях, и на их основе установить тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на отдел строительства, транспорта, связи, жилищно-коммунального и дорожного хозяйств Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Проект
Концепция
республиканской целевой программы
"Обеспечение населения Республики Татарстан доступным
и комфортным жильем"
I. Общие положения
Концепция республиканской целевой программы "Обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем" на 2007-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2006 г. N 900-р и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2006 г. N 139 "О реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Татарстан и об исполнении Закона Республики Татарстан от 11.12.2004 N 65-ЗРТ "Об утверждении программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы".
Реализация Программы должна обеспечить осуществление на территории Республики Татарстан приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Основные параметры приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" регламентированы в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865, задачами которой являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Ряд мероприятий, направленных на решение указанных задач, нашел свое отражение в следующих законодательных и иных нормативных правовых актах Республики Татарстан:
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 27.12.2005 г. N 133-ЗРТ;
Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 11.12.2004 г. N 65-ЗРТ;
Программа "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы", утвержденная Законом Республики Татарстан от 03.08.2006 г. N 64-ЗРТ;
Программа обеспечение# жильем молодых семей на 2006-2007 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.03.2006 г. N 133/1;
Программа устойчивого развития строительного комплекса Республики Татарстан на 2006-2008 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2006 г. N 294.
Программа включает в себя мероприятия по обеспечению доступности жилья для населения и стандартов качества проживания в нем путем институционального развития рынка жилой недвижимости, повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Татарстан, которые будут осуществлены посредством реализации отдельных мероприятий указанных Программ, а также путем разработки следующих подпрограмм:
"Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
"Развитие системы ипотечных жилищных кредитов в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
"Ликвидация недоремонта жилищного фонда в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
"Управление эксплуатацией жилищного фонда в Республике Татарстан".
Предполагается одновременная разработка Программы и аналогичных программ муниципальных образований Республики Татарстан, включающих адресный перечень объектов строительства.
Организационно-правовые мероприятия Программы должны создать необходимые условия для ее реализации, содействовать формированию необходимых организационных структур, привлечению внебюджетных средств, в том числе средств населения для реализации Программы.
II. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности ее решения
программно-целевым методом
С 2000 года жилищное строительство в Республике Татарстан осуществлялось достаточно высокими темпами. Ввод в эксплуатацию жилых домов за период 2000-2005 гг. составил 9,56 млн.кв.м. Ежегодный объем ввода жилья на территории республики увеличился с 1502,6 тыс.кв.м в 2000 г. до 1641,6 млн.кв.м в 2005 г.
Таблица 1. Жилищное строительство в Республике Татарстан
в 2000-2005 годах
Наименование показателя |
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Ввод жилья, тыс.кв.м |
1502,6 | 1546,1 | 1543,4 | 1561,7 | 1768,4 | 1641,6 |
Рост объемов ввода жилья, % (к 2000 году) |
100% | 103% | 103% | 104% | 118% | 109% |
Численность | 3789,7 | 3786,8 | 3781,9 | 3777,7 | 3772,9 | 3768,5 |
Ввод жилья на 1 человека в год, квадратных метров |
0,40 | 0,41 | 0,41 | 0,41 | 0,47 | 0,44 |
Площадь жилищного фонда Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2006 - 74 млн.кв.м, в том числе доля многоквартирных жилых домов в общем объеме жилищного фонда составляет 58%, индивидуального - 42%.
К концу 2005 года средний уровень обеспеченности населения жильем достиг 20,5 кв.м на одного жителя. При этом наблюдается значительная дифференциация указанного показателя по муниципальным образованиям Республики Татарстан, связанная с различиями в сложившейся плотности жилищного фонда, существующей функциональной организации территории, обеспеченности ее инфраструктурой. Средний показатель обеспеченности жильем колеблется от 30,62 кв.м/чел. в Рыбно-Слободском муниципальном районе до 13,43 кв.м/чел. в Чистопольском муниципальном районе.
"Рисунок 1. Обеспеченность населения жилыми помещениями по муниципальным образованиям Республики Татарстан"
Одновременно наблюдается и дифференциация обеспеченности жильем в зависимости от состава семьи. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, 37,4% семей, имеющих 3 детей возрасте до 16 лет, а также 50% семей, имеющих четырех и более детей, проживают в жилых помещениях полезной площадью не более 5 кв.м на человека.# При этом значение данного показателя в городской черте достигает 100%. Наибольший среднедушевой размер жилой площади имеют одиноко проживающие граждане: 68,1% представителей данной группы проживают в квартирах с полезной площадью более 25 кв.м.
"Рисунок 2. Дифференциация обеспеченности жильем в зависимости от состава семьи"
По данным на 01.01.2006 г. на учете на улучшение жилищных условий состояло около 145 тыс. семей. Из них наибольшее количество очередников в г.Казани - 41353 семей (10% от постоянно проживающего населения), наибольшая доля - в Азнакаевском муниципальном районе - 27,3%, наименьшее количество и доля состоящих на учете в Черемшанском муниципальном районе - 15 семей или 0,2% от постоянно проживающего населения. В очереди на улучшение жилищных условий состоят 23,15 тыс. семей, относящихся к отдельным категориям граждан, государственные обязательства по обеспечению которых жильем несет Российская Федерация. Доля указанных семей составляет 15,9% от всех семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доля молодых семей, состоящих на учете, на конец 2005 года составила 14,7% (21384 семьи).
"Рисунок 3. Распределение отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, стоящих на учете по улучшению жилищных условий"
В целях улучшения жилищных условий населения в Республике Татарстан были реализованы следующие государственные жилищные программы.
Завершена Программа ликвидации ветхого жилищного фонда. С 1996 г. Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан построено свыше 51 тыс. квартир, благоустроенное жилье получили свыше 48 тыс. семей.
Таблица 2. Итоги реализации программы ликвидации ветхого жилья
в городах и районах Республики Татарстан
Наименование показателя |
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Ввод жилья в эксплуатацию - всего, тыс.кв.м |
1227 | 1327 | 1387 | 1409 | 1466 | 1599 | 1502 | 1546 | 1543 | 1561 | 1768 |
в том числе по программе ликвидации ветхого жилья, тыс.кв.м |
200,7 | 252,5 | 309,1 | 311,3 | 406,9 | 363,4 | 332,9 | 279 | 363,8 | ||
Доля ввода по программе ликвидации ветхого жилья без учета индивидуального строительства, % |
22% | 27% | 41% | 35% | 51% | 37% | 35% | 30% | 32% | ||
Переселено семей | 3626 | 4584 | 5566 | 6010 | 6218 | 6109 | 6052 | 4960 | 5769 |
Переход от системы предоставления бесплатного жилья к формированию первичного рынка недвижимости, предполагающего приобретение жилья за счет собственных средств населения, инициировал реализацию в республике классической схемы ипотечного кредитования. За 2004-2006 годы ОАО "Ипотечное агентство Республики Татарстан" выдано 1700 ипотечных кредитов, введено около 75 тыс.кв. метров жилья, более 850 человек воспользовались программами ипотечного кредитования Сберегательного банка Российской Федерации, Внешторгбанка, АКБ "Зенит".
С 2005 года реализуется республиканская Программа социальной ипотеки, в рамках которой ежегодно предполагается участие до 6000 семей, получающих жилищные кредиты по ставкам, адаптированным для граждан с низкими доходами.
С 1999 года очередникам в Республике Татарстан было предоставлено 73768 квартир, в том числе отдельным категориям граждан - 4895, молодым семьям - 3781, что позволило сократить число семей, состоящих на учете для получения жилых помещений, на 36%: с 230 до 145 тыс. семей. Несмотря на реализуемые мероприятия, доля семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, остается на уровне 11% от общего числа семей в республике.
В последнее годы значительное развитие получило коммерческое жилищное строительство, что позволило стабилизировать рост стоимости жилой площади на первичном рынке недвижимости на уровне 120% в год. Опережающие темпы роста денежных доходов населения в целом по Республике Татарстан привели к увеличению доступности жилья для населения на 42%, сократив соотношение средней стоимости стандартной квартиры в 54 кв.м к среднегодовым доходам семьи из трех человек с 5,56 лет в 2000 году до 3,23 лет в 2005 году.
Таблица 3. Анализ доступности жилья для населения за период
2000-2005 гг.
Наименование показателя | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Стоимость жилья на первичном рынке |
6472,73 | 7983 | 9173 | 10651 | 12739 | 15319 |
Стоимость жилья на вторичном рынке |
6220,5 | 8389 | 10196 | 11930 | 14754 | 17855 |
Рост стоимости жилья, % к предыдущему периоду |
100% | 123% | 115% | 116% | 120% | 120% |
Денежные доходы населения (по Республике Татарстан), руб./месяц |
1747,1 | 2482,2 | 3265,9 | 4273,1 | 5345 | 7111,78 |
Рост денежных доходов населения, % к предыдущему периоду |
100% | 142% | 132% | 131% | 125% | 133% |
Средняя стоимость квартиры, площадью 54 квадратных метра к среднегодовым доходам семьи из трех человек, лет |
5,56 | 4,82 | 4,21 | 3,74 | 3,58 | 3,23 |
Увеличение доступности жилья для населения, % |
13% | 24% | 33% | 36% | 42% |
Однако указанная тенденция не является типичной для большинства муниципальных образований Республики Татарстан. В связи со значительной дифференциацией уровня жизни населения, зависящего от среднедушевых доходов работающих граждан, типология доступности жилья позволяет выделить 10 городов, превышающих среднереспубликанское значение доступности (максимальное в г.Альметьевске - 1,9 лет), по остальным территориям, особенно сельским районам, средний уровень доступности составляет 5,9 лет, то есть ниже уровня 2000 года.
Особую задачу при реализации программ жилищного строительства представляет собой комплексность жилой застройки, обеспечение территории со сложившейся и новой жилой застройкой необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.
На сегодняшний день жилые территории наименее обеспечены объектами социальной инфраструктуры, расположенными в радиусе пешеходной доступности. При разработке концепции проведен выборочный анализ ситуации обеспеченности муниципальных образований социальной инфраструктурой на примере сети детских дошкольных учреждений, а также соответствия уровня обеспеченности жилищного фонда центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением фактическому наличию указанных коммунальных услуг.
В соответствии с информацией, представленной Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу в системе "Паспорта городов и районов" за 2005 год, в целом по Республике Татарстан наполняемость сети детских дошкольных учреждений составляет 98% при среднем уровне посещаемости в 67% от общего количества детей в возрасте от 1 до 7 лет. Однако соответствующие данные в разрезе муниципальных образований республики свидетельствуют о значительных различиях между проектной емкостью учреждений и их фактической наполняемостью. Типология районов по категориям свидетельствует, что нормативную обеспеченность имеют 5 городов и 16 муниципальных районов, избыточную - 8 городов и 3 муниципальных района, дефицит социальных учреждений наблюдается в одном городе и 15 районах, острый дефицит - в 10 районах. При этом необходимо отметить, что даже на районном уровне можно выявить факт размещения учреждений вне зон пешеходной доступности при практически 100% соответствии проектной емкости учреждений количеству детей в районе. Так, в Альметьевском районе обеспеченность детей в возрасте от 1 до 7 лет местами в детских дошкольных учреждениях составляет 960 мест на 1000 детей, при этом уровень обеспеченности соответствует состоянию "дефицит".
Таблица 4. Типология районов и городов Республики Татарстан
по наполняемости сети детских дошкольных учреждений
Характеристика наполняемости сети | Количество городов, районов |
|
Состояние | Наполняемость,% | |
Острый дефицит | более 130 | 10 |
Дефицит | в диапазоне от 111 до 129 | 16 |
Норма | в диапазоне от 90 до 110 | 21 |
Избыток | Менее 89 | 11 |
Анализ обеспеченности коммунальной инфраструктурой свидетельствует об уровне соответствия благоустройства жилищного фонда (по данным Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу) фактическому наличию указанных централизованных услуг в муниципальном образовании в целом по Республике Татарстан, равном:
по центральному отоплению - 87%;
по водоснабжению - 86%;
по водоотведению - 85%;
по горячему водоснабжению - 85%.
При этом анализ указанного фактора по муниципальным районам республики выявляет значительные отклонения, достигающие например, свыше 90% по центральному отоплению в Кайбицком, Тюлячинском, Новошешминском, Муслюмовском, Балтасинском, Алькеевском, Апастовском, Атнинском районах (жилищный фонд данных районов отапливается индивидуальными отопительными приборами).
Таблица 5. Типология районов и городов Республики Татарстан по уровню
соответствия благоустройства жилищного фонда фактическому наличию
указанных услуг в муниципальном образовании
Состояние | Водоснабжение | Водоотведение | Центральное отопление |
Горячее водоснабжение |
Соответствие | 31 | 22 | 6 | 23 |
Частичное соответствие |
8 | 17 | 12 | 11 |
Не соответствует |
6 | 6 | 27 | 11 |
При существующем уровне обеспеченности муниципальных образований социальной и коммунальной инфраструктурой по состоянию на 01.07.2006 г. в республике насчитывается 902 незавершенных строительством объекта различной степени готовности (от 2 до 35%%), по которым в текущих ценах соответствующих лет освоено 15,4 млрд.рублей бюджетных ассигнований, для завершения строительства которых требуется около 46,5 млрд.рублей, из них:
20 объектов жилищного строительства, 132 объекта коммунального назначения, 22 объекта здравоохранения и спорта, 108 объектов образования и дошкольного воспитания, 73 объекта культуры и т.д.
В среднем количество объектов незавершенного строительства колеблется от 6 (Верхнеуслонский, Дрожжановский районы) до 48 (Елабужский, Нурлатский районы), самый большой объем в г.Казани - 101 объект. Годы начала строительства колеблются от 1985 г. до 2006 г., наибольшее количество объектов начато в последние 5 лет: 2001 г. - 74; 2002 г. - 64; 2003 г. - 118; 2004 г. - 213; 2005 г. - 156 объектов.
"Рисунок 4. Количество объектов незавершенного строительства по срокам начала строительства"
Указанная ситуация является показателем отсутствия взаимосвязи принятия решений по строительству объектов с генеральными схемами застройки территорий и реальной демографической потребностью поселений, а также инициализации строительства социально значимых объектов без проектно-сметной документации, с последующей ее доработкой и экспертизой.
В настоящее время в Республике Татарстан утверждены генеральные планы четырех городов и районных центров республики, проходят стадию согласования еще 14 проектов генеральных планов. В остальных населенных пунктах генеральные планы находятся на разных стадиях разработки.
Сопоставление представленных муниципальными образованиями плановых объемов жилищного строительства и предназначенных на эти цели земельных участков свидетельствует о необходимости проведения более детального исследования потребности и ресурсов для реализации жилищного строительства. В материалах ряда муниципальных образований плотность застройки превышает оптимальную более чем в 2 раза и не соответствует конструктивным особенностям жилых домов, возможным к размещению на указанных территориях.
Реализуемая модель реформы жилищно-коммунального хозяйства позволила добиться определенных позитивных результатов. В настоящий момент экономические и политические перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса выглядят более благоприятно, чем в предыдущие годы.
Вместе с тем сохраняется значительная дифференциация стоимости услуг в населенных пунктах республики, вызванная отсутствием комплексных схем инженерных коммуникаций, различиями в технологических процессах, территориальным размещением производственных структур, состоянием инженерной инфраструктуры.
"Рисунок 5. Сокращение дифференциации стоимости жилищно-коммунальных услуг"
Одной из причин некачественного исполнения обязательств по обслуживанию жилищного фонда является недофинансирование капитального ремонта жилищного фонда. Уровень капитального ремонта, соответствующий 50% нормы (4-5% от общей площади жилья в год), был достигнут в Республике Татарстан только к 2004 году, среднее значение по России - не более 10% нормы в год. В результате накопившихся до 2000 года долгов общий объем недоремонта многоквартирного жилищного фонда республики составил 15 млн.кв.м, или 6,5 млрд.рублей, а с учетом инфляции и удорожания материалов - более 13 млрд.рублей.
"Рисунок 6. Распределение жилищного фонда РТ по степени износа"
В сложившейся ситуации для обеспечения населения жильем с высокими потребительскими качествами очевидной становится необходимость внедрения новых подходов при планировании, формировании и реализации программ жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда, изложенных в единой программе, позволяющей решить проблемы:
разработки и утверждения градостроительной документации и планов развития территорий на основе достоверной информации, учитывающей социально-экономические и демографические характеристики муниципальных образований, а также размещение производственных мощностей;
развития жилищного строительства и обеспечения микрорайонов жилой застройки объектами социальной и инженерной инфраструктуры на уровне не ниже нормативного;
обеспечения доступности приобретения и последующей эксплуатации жилых помещений для населения с различным уровнем среднедушевого дохода.
III. Возможные варианты решения проблемы
При разработке Программы рассматривалась вариантность (наличие сценариев) реализации Программы.
Вариантность реализации Программы рассматривалась в отношении:
общего объема жилищного строительства по подпрограмме "Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы;
состава и объема финансирования мероприятий по развитию объектов социальной, коммунальной инфраструктуры, возможности привлечения средств инвесторов на финансирование инфраструктурных мероприятий;
механизма сокращения имеющегося дефицита земельных участков для жилищного строительства;
объемов и источников финансирования, механизмов реализации мероприятий, направленных на решение социальных задач по улучшению жилищных условий граждан;
источников и механизмов финансирования мероприятий по развитию рынка ипотечных жилищных кредитов;
объемов и источников финансирования, механизмов реализации мероприятий, направленных на обеспечение стандартов качества условий проживания населения.
Варианты реализации Программы в отношении общих объемов жилищного строительства по подпрограмме "Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства в Республике Татарстан" на 2007-2010 годы.
Общие объемы жилищного строительства будут определены на основе:
сформированных в разрезе муниципальных образований республики адресных списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по различным основаниям, интегрированных в единый республиканский банк данных;
маркетинговых исследований по изучению потребительского спроса на жилье в зависимости от его конструктивных и технологических особенностей, месторасположения и стоимости по муниципальным образованиям Республики Татарстан, а также характерной для территории демографической ситуации, инфраструктурного развития и уровня жизни населения.
По результатам исследования на уровне муниципальных образований будут сформированы адресные перечни жилищного строительства на среднесрочную перспективу до 2010 года, подразделенные на максимальный и минимальный варианты, соответствующие полномасштабной реализации программы либо поддержанию достигнутого уровня жилищного строительства в регионе.
Вместе с тем, в настоящее время в республике и в муниципальных образованиях ограничены возможности освоения земельных участков в целях жилищного строительства, свободных от обременении и не требующих чрезмерных вложений в инженерную инфраструктуру. В связи с этим предполагается проведение инвентаризации земельных участков и изыскание дополнительных земельных участков или создание механизма их изъятия у инвесторов, не выполняющих условия инвестиционных контрактов.
Варианты реализации Программы в отношении составов и объемов финансирования мероприятий по развитию объектов социальной, коммунальной инфраструктуры и возможности привлечения средств инвесторов к финансированию инфраструктурных мероприятий будут определены на основе:
диагностики фактической обеспеченности муниципальных образований республики объектами инфраструктуры и типологии территорий по категориям обеспеченности ("норма", "дефицит", "острый дефицит", "избыток"), а также анализа объемов незавершенного строительства;
определения требуемых объемов инфраструктуры в соответствии с вариантами жилищного строительства с учетом разработки механизмов возможного использования незавершенных строительством объектов;
доступности для населения и застройщиков необходимых параметров реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, в том числе платы за присоединение к инженерным сетям и надбавки к тарифу;
допущения коммерческого жилищного строительства сверх максимального варианта исключительно при условии предоставления застройщиком обязательств по обеспечению указанного микрорайона жилой застройки необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой за счет внебюджетных инвестиций.
Минимальный вариант реализации Программы будет предусматривать перевод фактической обеспеченности муниципальных образований республики объектами инфраструктуры в следующую категорию, граничащую с категорией "норма", или в категорию "норма" при сокращении объемов незавершенного строительства.
Максимальный вариант реализации Программы будет предусматривать развитие объектов инфраструктуры с учетом совершенствования социальных стандартов, что обеспечит более комфортную среду проживания.
Применение новых социальных стандартов по обеспеченности населения объектами социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры будет возможно при условии:
изменения структуры расходов бюджета Республики Татарстан с увеличением доли и объемов бюджетных средств, направляемых на финансирование строительства объектов инфраструктуры, прежде всего инженерной и транспортной;
привлечения внебюджетных средств к финансированию строительства объектов инженерной инфраструктуры, а также использования возможностей финансирования их строительства за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" в соответствии с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Сценарии реализации мероприятий, направленных на решение социальных задач.
При формировании мероприятий по жилищному строительству и улучшению жилищных условий граждан в рамках решения социальных задач будут рассмотрены пессимистический и оптимистический сценарии их решения, базирующиеся на сформированных в разрезе муниципальных образований республики адресных списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по различным основаниям, интегрированных в единый республиканский банк данных.
Пессимистический сценарий не позволяет сохранить наметившуюся тенденцию к снижению числа семей, состоящих на учете для получения жилой площади, обеспечить необходимые объемы предоставления жилых помещений молодым семьям, предусмотренные республиканской целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан", без существенного ущерба для реализации других жилищных программ.
Оптимистический сценарий будет предусматривать увеличение объемов финансирования, направляемого на решение социальных задач, за счет средств федерального бюджета, посредством интеграции в единую систему предоставления субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, и совершенствование механизма предоставления жилых помещений по социальной ипотеке.
Сценарии реализации мероприятий Программы по развитию рынка ипотечных жилищных кредитов позволяют выделить инерционный и интенсивный варианты.
Инерционный вариант реализуется на основе текущих тенденций развития рынка жилой недвижимости, характеризующихся ежегодным ростом стоимости жилых помещений, превышением спроса над имеющимся предложением, а также размерами процентных ставок ипотечного кредитования на уровне ставок банковский# кредитов. Результатом развития рынка ипотечного кредитования может стать дальнейшее увеличение стоимости жилых помещений вследствие увеличивающегося дефицита жилья.
Интенсивный вариант развития рынка ипотечных жилищных кредитов основан на:
интеграции ипотечной системы республики в общероссийскую и международную систему заимствований;
формировании республиканских механизмов заимствований на открытых финансовых рынках в целях организации финансирования жилищного строительства;
реализации механизмов рефинансирования, накопления ипотечного покрытия и проведения сделок по секьюритизации ипотечных активов;
создании системы коллективных инвестиций.
Реализация интенсивного варианта позволит обеспечить сбалансированное развитие рынка жилья, привлечь долгосрочные и менее дорогостоящие заимствования внешних институциональных инвесторов, создать новые ипотечные продукты, удовлетворяющие потребности максимально широких слоев населения, увеличить доступность ипотечного кредитования, создать дополнительные источники финансирования жилищного строительства.
Выбор вариантов реализации Программы в отношении объемов и источников финансирования, механизмов реализации мероприятий, направленных на обеспечение стандартов качества условий проживания населения, будет основан на:
проведении сплошной инвентаризации и диагностики текущего состояния жилищного фонда в республике;
разработке системы мероприятий по ремонту, реконструкции и модернизации жилищного фонда, а также выполнении государственных обязательств по проведению капитального ремонта;
создании финансовых институтов обеспечения нормативной эксплуатации жилищного фонда.
Минимальный вариант реализации Программы будет предусматривать использование достигнутых в настоящий момент объемов финансирования и существующих механизмов эксплуатации жилья в целях поддержания текущего состояния жилищного фонда республики.
Максимальный вариант предполагает аккумулирование дополнительных бюджетных и внебюджетных инвестиций на срочную ликвидацию сверхнормативного износа жилищного фонда с одновременной передачей его в управление жителям, с последующей организацией финансовых институтов, способствующих населению в обеспечении нормативного содержания общего имущества.
При формировании программных мероприятий будет выбран оптимальный набор сценариев развития каждого направления Программы, позволяющий достичь ее целевых индикаторов.
IV. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации,
целевые индикаторы
Основная цель программы - консолидация деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления и частных инвесторов по обеспечению доступности жилья для населения, стандартов качества проживания в нем путем институционального развития рынка жилищной недвижимости, повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Татарстан;
Задачами программы являются:
формирование рынка земельных участков под жилищное строительство и обеспечение прозрачных процедур его функционирования путем принятия и контроля соблюдения градостроительных правил и норм, обеспечивающих устойчивое и рациональное развитие территорий;
создание организационных и финансовых механизмов обеспечения микрорайонов жилых застроек объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
повышение эффективности строительного комплекса Республики Татарстан и развитие рынка строительных материалов, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции и увеличение предложения на рынке жилья;
развитие новых рыночных институтов и механизмов, формирующих инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и финансирования жилищного строительства для обеспечения доступности жилья, соответствующего платежеспособному спросу населения;
оптимизация функционирования жилищно-коммунального сектора экономики на основе реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и эксплуатации жилищного фонда в Республике Татарстан.
Решение задач Программы будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мероприятий по 3 основным направлениям:
развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
создание механизмов функционирования рынка жилищной недвижимости и реализация государственных программ улучшения жилищных условий населения;
обеспечение стандартов качества условий проживания населения.
Для развития жилищного строительства и обеспечения микрорайонов жилых застроек объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры необходимо обеспечить формирование предложения на рынке жилья путем создания условий для функционирования рынка земельных участков, обеспечения микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и увеличения жилищного фонда в результате нового жилищного строительства.
Реализация мероприятий направления будет производиться в рамках действующих в настоящее время в Республике Татарстан республиканских целевых программ "Устойчивое развитие строительного комплекса Республики Татарстан на 2006-2008 годы", "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы", а также разрабатываемой подпрограммы "Развитие жилищного строительства и обеспечение микрорайонов жилых застроек объектами социальной и коммунальной инфраструктуры в Республике Татарстан", задачами которой являются:
принятие и контроль соблюдения правил и норм землепользования и застройки территорий, обеспечивающих их устойчивое и рациональное развитие;
создание условий для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, позволяющих гарантировать инвесторам и застройщикам получение обоснованной нормы прибыли на вложенный капитал;
соблюдение стандартов обеспеченности микрорайонов жилой застройки объектами социальной инфраструктуры;
увеличение обеспеченности населения жилой площадью, демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства.
В соответствии с указанной подпрограммой будет:
сформирована система "одного окна" на получение документов по отводу земельных участков и разрешений на строительство, правила и нормы размещения новых и реконструкция существующих объектов социальной инфраструктуры,
определен адресный перечень земельных участков для перспективного освоения в целях жилищного строительства, их резервирование и обеспечение доступности зарезервированных земельных участков для инвесторов;
разработаны комплексные планы развития коммунальных систем, основанные на прогнозных объемах роста потребления соответствующих ресурсов с учетом жилищного, социального и промышленного строительства,
определено задание по жилищному строительству, с учетом выявленной на основе маркетинговых исследований потребности, соответствующей покупательскому спросу населения.
Для создания механизмов функционирования рынка жилищной недвижимости и реализации государственных программ улучшения жилищных условий населения необходимо обеспечить:
интеграцию в единую систему предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, с использованием механизма предоставления жилищных сертификатов;
создание единой республиканской информационной системы адресного учета населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
формирование системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированного жилищного фонда;
создание условий для повышения уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения.
Направление будет реализовываться в рамках следующих федеральных и республиканских программ:
подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы;
проектами подпрограмм "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Татарстан" и "Развитие системы социальной ипотеки в Республике Татарстан", разрабатываемых в рамках настоящей Программы, задачами которых является:
формирование механизмов ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающих сокращение выплат по ипотечным кредитам путем развития новых ипотечных продуктов, включающих в себя различные графики погашения основного долга и процентов, для охвата в качестве потенциальных заемщиков отдельных категорий граждан, статус которых обуславливает# прогноз стабильного роста их доходов в будущем (молодые семьи, военнослужащие и т.д.);
создание условий для снижения размера процентных ставок в системе ипотечного кредитования путем управления рисками и снижения транзакционных издержек в рамках общей тенденции снижения уровня инфляции;
развитие механизмов, позволяющих населению осуществлять накопления первоначальных взносов, необходимых для получения ипотечных кредитов;
создание системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и ее интеграция в общероссийскую и международную систему заимствований;
реализация жилых помещений, построенных за счет средств республиканского бюджета, отдельным категориям населения по себестоимости строительства без отчислений на развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры города.
Реализация направления по обеспечению стандартов качества условий проживания населения будет осуществлена на основе:
мероприятий Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы;
проектов подпрограмм "Ликвидация недоремонта жилищного фонда Республики Татарстан" на 2007-2010 годы и "Управление эксплуатацией жилищного фонда Республики Татарстан", разрабатываемых в рамках настоящей Программы, задачами которых является:
выполнение государственных обязательств по проведению капитального ремонта жилищного фонда и обеспечение эксплуатации жилищного фонда в соответствии с установленными требованиями;
формирование комплексной системы эксплуатации жилищного фонда;
создание условий для развития самоуправления в жилищной сфере.
В соответствии с указанными подпрограммами будет:
создана информационная система управления жилищным фондом;
проведена сплошная инвентаризация жилищного фонда, диагностика его фактического состояния и разработан комплекс мероприятий по реконструкции, модернизации и технической эксплуатации домов;
организована система государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
сформированы финансовые институты обеспечения нормативной эксплуатации жилищного фонда;
созданы механизмы экономической мотивации применения энергоресурсоэффективных технологий.
Мероприятия Программы будут выполняться поэтапно в течение 2007-2010 годов.
На первом этапе (2007 год) будут реализованы первоочередные мероприятия по определению перечней земельных участков для перспективного освоения в целях жилищного строительства, их резервированию и обеспечению доступности зарезервированных земельных участков для инвесторов, разработке комплексных планов развития коммунальных систем, утверждению правил и норм землепользования и застройки территорий, созданию информационных систем управления жилищным фондом и адресного учета населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, проведению сплошной инвентаризации жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, диагностики их фактического состояния и обеспеченности, а также разработке комплекса мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации и технической эксплуатации объектов. На первом этапе должно быть завершено формирование нормативной правовой базы, необходимой для осуществления намеченных задач.
На втором этапе (2008-2010 годы) будет реализован основной блок мероприятий по выполнению программ жилищного строительства и обеспечения микрорайонов жилых застроек объектами социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, развитию рыночных институтов и механизмов, формирующих инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и финансирования жилищного строительства, а также обеспечению стандартов качества условий проживания населения.
Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм на втором этапе могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий первого этапа.
Реализация Программы будет оцениваться следующими целевыми индикаторами, которые в свою очередь будут входить в общую систему индикаторов Программы, представленных в приложении 1:
улучшение жилищных условий населения Республики Татарстан;
повышение доступности приобретения жилья (отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (54 кв.м) к среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек);
увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств;
обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг, повышение их качества (агрегированный показатель по методике, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан);
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, снижения социальной напряженности в обществе.
V. Объемы, источники и основные направления финансирования
Общий объем финансирования Программы в 2007-2010 годах составит:
за счет всех источников финансирования - 194,5 млрд.рублей,
в том числе
за счет средств федерального бюджета - 4,7 млрд.рублей;
за счет средств бюджета Республики Татарстан - 36,8 млрд.рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 4,2 млрд.рублей;
за счет средств инвесторов и кредиторов - 148,7 млрд.рублей.
Объемы финансирования по годам реализации Программы приведены в Приложении 2.
В 2007-2010 годах в рамках программы государственных внутренних заимствований на соответствующий год предполагается предоставление государственных гарантий Российской Федерации и Республики Татарстан по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в размере 25,34 млрд.рублей.
VI. Оценка ожидаемой эффективности и результативности
Оценка социально-экономической эффективности программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики.
Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации программы будет проводиться в разрезе муниципальных районов Республики Татарстан ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Кабинет Министров Республики Татарстан и Государственный Совет Республики Татарстан до 1 марта.
Ответственность за представление информации и расчет индикаторов целесообразно возложить на структурные подразделения органов местного самоуправления к сфере ведения которых данные вопросы отнесены в соответствии с Федеральным закона# "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В Программе будет представлена методика оценки ее эффективности.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы и их значения приведены в Приложении 2. Значения отдельных индикаторов будут уточнены в Программе.
Имеется в виду Приложение 1 "Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы"
Реализация Программы должна обеспечить достижение к 2010 году следующих целевых индикаторов (по сравнению с 2005 годом)
улучшение жилищных условий населения Республики Татарстан (рост жилищной обеспеченности с 20,5 кв.м на человека до 23,2 кв.м на человека);
повышение доступности приобретения жилья (отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (54 кв.м) к среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек к 2010 году не более 3 лет (в 2005 году - 3,23 года));
увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств - с 9 до 30 процентов;
обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг, повышение их качества (агрегированный показатель по методике, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан) (к 2010 году не менее 3,85 балла, в 2005 г. - 3 балла);
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, снижения социальной напряженности в обществе.
VII. Государственный заказчик - разработчик Программы,
исполнители Программы
Функции государственного заказчика, координатора реализации Программы возлагаются на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, которое осуществляет свои функции во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено:
организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
обеспечение жильем малоимущих граждан, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов;
организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений определяется Жилищным кодексом Российской Федерации.
За республиканскими органами государственной власти закрепляются следующие функции управления Программой:
за Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан:
управление в сфере градостроительства, архитектуры, строительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства,
разработка и реализация федеральных и республиканских целевых программ, в том числе программы капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы;
выполнение функций государственного заказчика по реализации Программы государственных капитальных вложений и капитального ремонта;
обеспечение информационного взаимодействия и интегрирования информационных ресурсов, создание и совершенствование информационно-аналитической системы управления жилищно-коммунальным комплексом;
заключение с муниципальными районами, городскими округами соглашений об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из фонда муниципального развития, регионального фонда софинансирования социальных расходов;
координация работы по введению в действие на территории Республики Татарстан норм и правил в области строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции, сохранности и содержания объектов коммунального хозяйства, их благоустройства;
оказание органам местного самоуправления, организациям информационно-методическую поддержку по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
подготовка документов территориального планирования Республики Татарстан в соответствии с порядком, установленным законом Республики Татарстан;
подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования;
обеспечение в установленном порядке государственного технического учета и инвентаризации объектов градостроительной деятельности;
контроль за соблюдением законодательств Российской Федерации и Республики Татарстан в области градостроительства и архитектуры;
контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
за Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством социальной защиты Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан:
развитие социальной инфраструктуры в Республике Татарстан,
контроль соответствия уровня обеспеченности муниципальных образований Республики Татарстан учреждениями социального обслуживания нормативным параметрам;
за Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан:
координация разработки предложений о распределении объема государственных капитальных вложений по государственным заказчикам
согласование схемы территориального планирования муниципальных образований, проектов генеральных планов городских округов, поселений, а также подготовка предложений по внесению в них изменений.
координация деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан по развитию социальной сферы, включая вопросы государственной поддержки отраслей социальной сферы, общие направления политики в области доходов и потребления населения, демографии, миграции, занятости населения, создания рабочих мест, социального партнерства, социальной поддержки и защиты отдельных слоев населения.
за Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа":
регулярное освещение хода реализации программы в республиканских, городских и районных средствах массовой информации (совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение КМ РТ от 25 сентября 2006 г. N 1437-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2024 г. N 86 настоящий документ признан утратившим силу с 19 февраля 2024 г.