Выступление Минтимера Шаймиева
на сессии Государственного Совета 28 февраля 2007 года
Хэрмэтле халык депутатлары hэм кунаклар!
Уважаемые народные депутаты и приглашенные!
Межнациональное и межконфессиональное согласие в Республике Татарстан является основой социально-экономического прогресса и политической стабильности. Это открывает окно в мир, вызывает уважение в российском обществе, делает голос республики более весомым в оценке и выборе пути экономических и политических реформ в условиях коренной перестройки нашего общества.
Успешная реализация определенных нами еще в середине 90-х годов приоритетов духовного, социально-экономического, культурного развития республики сегодня дает ощутимые положительные результаты, которые позволяют нашей экономике все активнее участвовать на внутреннем и, что очень важно, на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
География наших всесторонних связей с каждым годом расширяется как на восточном, так и западном направлении.# Создаются благоприятные условия для внешней деятельности со странами арабского мира.
В прошлом году успешно прошли презентации республики в Великобритании, Франции, Швейцарии, Китае и других странах. Как показывает нарастающий опыт, нам необходимо очень серьезно поработать над уровнем представления республики на международных мероприятиях. Департаменту внешних связей при Президенте, Министерству торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики в первом полугодии следует представить мне для утверждения комплекс мер, направленных на кардинальное улучшение этой деятельности. Считаю знаковым событием 2006 года участие Казани в соперничестве городов-кандидатов на проведение Всемирной летней универсиады. Сделан смелый прорывной шаг, который вывел Казань на эту высокую орбиту. Надо и дальше продолжать эту работу и добиваться поставленных целей.
2007 год станет годом проведения в Татарстане крупных международных мероприятий, в первую очередь, годового собрания совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, которое соберет в Казани представителей более 60 государств. Мы должны в полной мере использовать эту возможность для привлечения инвестиций и реализации инновационных проектов. Хорошим примером является взаимодействие со Всемирным банком в рамках меморандума о сотрудничестве, определяющего основные направления реализации социально-экономических проектов в республике.
Расширяется международное сотрудничество и в гуманитарной сфере. Ряд стран провел свои Дни культуры и открыл центры сотрудничества с Татарстаном. Предстоят гастроли творческих коллективов Китая в рамках Года Китайской Народной Республики в России. Не исключается возможность посещения республики Председателем КНР. Установлены связи с такими музеями, как Лувр, Британский музей, Галерея Уффици. Нам, в свою очередь, нужно использовать российские культурные центры за рубежом для демонстрации достижений Татарстана.
В республике созданы неплохие предпосылки вхождения в образовательное пространство в рамках Болонского соглашения. Реализуется программа по участию образовательных и научных учреждений в проекте "Дорожные карты", подписанном Российской Федерацией с Европейским Союзом. Целесообразно шире использовать возможности сотрудничества с европейскими регионами, предлагать сотрудничество для совместной реализации региональных проектов и программ Евросоюза. Было бы желательно провести презентацию Республики Татарстан в структурах Европейского Союза в Брюсселе, а также Европейском парламенте в Страсбурге. В рамках такой презентации можно организовать форум, посвященный опыту мирного сосуществования ислама и христианства в республике. Используя при этом наработки, которые появляются в ходе встреч международной группы стратегического видения "Россия - Исламский мир", заседания которой прошли в Москве, Казани и в феврале этого года - в Стамбуле. При этом необходимо полнее использовать расширяющиеся контакты и взаимопонимание с ОИК - Организацией Исламская конференция.#
Важной частью нашей работы за рубежом становится взаимодействие с соотечественниками. Миграция нарастает, и она далеко не всегда управляема. Наша задача - использовать потенциал, который имеется в СНГ, через привлечение квалифицированной рабочей силы, молодежи для учебы в вузах Татарстана. Наше участие во втором Всемирном конгрессе соотечественников, прошедшем в Санкт-Петербурге, стало важным этапом в этой работе. В 2007 году планируется провести аналогичный конгресс в Казани. Кабинету Министров необходимо ускорить принятие республиканской программы на 2007-2012 годы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом. Все, что связано с миграционной политикой, должно осуществляться деликатно и с уважением к человеку, не ударяясь# в крайности, что часто бывает, но, к счастью, не у нас.
В этой работе немаловажна роль и Всемирного конгресса татар, который установил тесные контакты с Министерством иностранных дел, с правительственной комиссией Российской Федерации и международным союзом российских соотечественников. Заслуживает внимания идея создания в Казани Дома российских соотечественников.
Как известно, Договор между органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации от 15 февраля 1994 года потерял силу ввиду принятия федерального закона, регулирующего договорные процессы. Этот договор был для нас судьбоносным. Он закрепил статус республики, привел к политической стабильности, решил многие экономические вопросы, определил возможности развития культуры и международных связей. На сегодня новый договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан находится на стадии принятия. Он лаконичнее предыдущего, тем не менее позволяет разрешить важнейшие проблемы, характерные для нашей республики.
К сожалению, законодательство страны зачастую неоправданно жестко регулирует вопросы, относящиеся к ведению субъектов или находящиеся в совместном ведении. Нашим депутатам в Государственной Думе надо более настойчиво отстаивать рамочность таких законов. Должна быть дана оценка процессу непомерной централизации финансовых ресурсов, от которой больше страдают регионы-доноры.
Наряду со сложившейся законотворческой деятельностью приоритетом в работе Государственного Совета республики является законодательное сопровождение национальных проектов. Важный закон, принятый парламентом на основе многочисленных просьб населения, ввел запрет на размещение игорных заведений и игровых автоматов за пределами строго определенных мест. А сколько было шума? Время показывает, что мы правильно поступили. Остается актуальным более результативное использование законодательной инициативы Государственным Советом, исходя из интересов республики и остальных субъектов Российской Федерации.
Страна вступила в период подготовки к избирательному циклу 2007-2008 годов. Парламентские выборы будут серьезным экзаменом для нарождающейся системы многопартийности. Продолжается процесс укрупнения политических сил. Чем меньше остается партий, тем жестче будет конкуренция между ними. Партия "Единая Россия", которая по итогам всех последних выборных кампаний в Татарстане неизменно добивалась серьезного успеха, ныне обретает черты правящей политической структуры. Партии, движения, заявления и дела которых противоречат интересам многонационального народа республики, не станут привлекательными для наших избирателей.
Продолжается совершенствование институтов гражданского общества. В республике с каждым годом растет сеть общественных объединений. В минувшем году начала работу Общественная палата Республики Татарстан, голос которой звучит все увереннее. Важными направлениями работы Общественной палаты остаются участие в экспертизе законодательных и нормативных актов, а также совершенствование механизма учета общественного мнения.
В 2007 году нам предстоит провести два крупных форума - Съезд народов Татарстана и IV Всемирный конгресс татар, влияние которого сказывается не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
На предстоящем Съезде народов Татарстана можно было бы обсудить вопрос о преобразовании Ассоциации национально-культурных объединений республики в Ассамблею народов Татарстана, что, на мой взгляд, поднимет авторитет обновленной организации как в республике, так и за ее пределами.
Татарстан становится влиятельным духовным центром не только ислама, но и православия. Развитие православного паломничества получило новый импульс после возвращения в столицу Татарстана списка Казанской иконы Божьей Матери. Этому способствует наше конструктивное взаимодействие с Русской православной церковью, Патриархом всея Руси Алексием II. Заслуживает всяческого одобрения и при необходимости поддержки стремление объединить свои усилия в служении исламу председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина и верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Шейх-уль-Ислама Талгата Таджутдина.
2006 год был запоминающимся прежде всего как Год литературы и искусства. Такие масштабные культурные акции, как празднование юбилеев Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Николая Фешина, Александра Ключарева, гастроли театра Галиаскара Камала в Лондоне, фестивали им. Ф.Шаляпина, Р.Нуриева и многие другие, способствовали укреплению позитивного имиджа республики.
Нынешний год ознаменуется еще одним замечательным событием. Одна из жемчужин нашей республики - древняя Елабуга стоит сегодня на пороге своего 1000-летия. Надо надеяться, что город станет своеобразной "туристической Меккой". В текущем году у нас будет возможность всенародно восславить труд наших нефтяников в связи с добычей трехмиллиардной тонны нефти из недр республики.
Одним из наиболее динамично развивающихся институтов современности являются средства массовой информации. Республика в этой сфере во многом в авангарде. Главное - гарантирована свобода слова. С началом действия нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" районные и городские средства массовой информации республики начали работать на новой правовой основе. Благодаря переводу районных газет на централизованную печать и выпуску специального вкладыша население сегодня получает значительный объем информации о событиях в районах, республике и России в целом.
В системе воспитания важная роль отводится семье. Нам необходима общереспубликанская программа возрождения и развития традиций и ценностей семейного воспитания. На фоне имевшего место сокращения рождаемости и ухудшения демографической ситуации более всего нас волнуют проблемы сиротства и беспризорности. Предложения по изменению ситуации должны внести Общественная палата, депутатский корпус, журналисты, правоохранительные органы.
Усыновление - важный институт решения проблем сиротства. Предпринятые меры позволили нам по итогам прошедшего года передать в семьи 2217 детей-сирот (в детдомах на попечении государства в ожидании усыновления в то же время находятся 1598 детей). Необходимо ускорить принятие пакета нормативных правовых актов по развитию института патронатной семьи. Требуются также новые подходы в устройстве жизни наших пожилых граждан. 1943 человека сегодня находятся в домах престарелых. У 177 из них имеются трудоспособные дети, которые обязаны оказывать им помощь. Дело даже не в количестве, жизнь у каждого человека одна. В свое время я уже предлагал обсуждать такие темы в средствах массовой информации, находить формы воздействия на людей, которые бросили на произвол судьбы своих родителей, взывать к их совести. Например, в Балтасинском районе нет ни одного дома для престарелых людей, и, самое главное, там нет и необходимости в них благодаря целенаправленной работе администрации.
По пенсиям. За прошедший год они выросли на 12% и составили 2700 рублей. В 2007 году также запланирован рост, причем выше уровня прогнозируемой инфляции.
Государственная молодежная политика в Татарстане в 2006 году относилась к ряду стратегических. На фоне последовательно развивающейся экономики республики инвестиции в социальное развитие молодежи обеспечивают постепенное улучшение общей ситуации в молодежной среде.
Социальная активность и гражданская зрелость молодого поколения проявляются через его участие в общественных организациях, которые реализуют социально значимые проекты - "Сэлэт", "Отечество", Лига студентов Республики Татарстан, Общественная молодежная палата при Государственном Совете Республики Татарстан и т.д.
Необходимо как на республиканском, так и на муниципальном уровне активно включиться в реализацию принятой Правительством страны "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", в мероприятия Года молодежи, объявленного в 2007 году в Приволжском федеральном округе, с татарстанским лозунгом: "Булдырабыз! - Мы можем!" Мы все больше убеждаемся в правильности такого подхода.
Благодаря скоординированным действиям и воле правоохранительных органов расследованы резонансные уголовные дела по преступлениям, совершенным бандитскими организованными группами. В результате обезврежены и преданы суду лидеры и участники групп, оказывавших существенное влияние на криминогенную обстановку не только в республике, но и за ее пределами. Положительным итогом этой работы следует считать и то, что в прошедшем году значительно сократилось количество заказных убийств, преступлений с использованием огнестрельного оружия. И дальше так надо продолжать. У нас создается обстановка нетерпимости, что способствует тому, что организованные преступные группировки обходят стороной нашу республику.
За прошедший год несколько улучшилась ситуация с наркоманией. Однако масштабы незаконного оборота и распространения наркотиков еще значительны. В этих условиях необходимо сконцентрировать усилия на перекрытии каналов поставки наркотиков в республику, подрыве экономических основ наркобизнеса.
2007 год объявлен Годом благотворительности, который стартовал с "сердцем на ладони" и находит всеобщую поддержку среди населения. Сейчас необходимо принять нормативные акты, связанные с осуществлением благотворительной деятельности, создать реестр потребностей, определить их приоритетность.
В рамках Года благотворительности необходимо на качественном уровне организовать работу по реабилитации людей с ограниченными возможностями путем приобретения специализированного инвентаря и многого другого. Надеюсь и не сомневаюсь, что мы, благотворители, сможем и сделаем очень и очень многое для удовлетворения самых насущных потребностей уязвимых категорий граждан. Это мы сделаем от души и для души.
Безнен халыкта шундый мэкаль бар: "Изгелек жирдэ ятмас".
Хэрмэтле халык депутатлары!
Уважаемые народные депутаты!
Структурные преобразования, последовательно осуществляемые Правительством республики в экономике, все отчетливее проявляются в социальном положении населения.
Темп роста добавленной стоимости - основного нашего показателя эффективности экономического развития - только за последний год вырос более чем на 20%, и она составила 380 млрд.рублей. Повысилась до 37% ее рентабельность. Заметно выше средних по стране были и темпы роста объемов промышленного производства и валового продукта. В результате в 2006 году интегральный показатель качества жизни в целом по Республике Татарстан увеличился на 8,5% (в прошлом году - на 3%). Весьма важно, что в его структуре опережающими темпами росли реальная заработная плата (119%), денежные доходы населения (118%).
По последним данным из независимых источников, Татарстан, занимая в Российской Федерации пятое место по объему произведенной промышленной продукции, по совокупным показателям экономического развития находится на втором месте после Москвы, а по социальному развитию - на третьем в целом по стране.
* * *
В 2007 году поставлена задача обеспечить рост интегрального показателя качества жизни еще на 6,6%. Вам роздан расширенный вариант послания, в котором подробно даны анализ и рекомендации по каждой сфере. Поэтому хотел бы остановиться лишь на новых принципиальных моментах, на которых необходимо сконцентрировать наши усилия в дальнейшем.
Прежде всего, относительно заработной платы и денежных доходов населения. В прошлом году была поставлена задача обеспечить в республике такие условия, чтобы не осталось ни одного работника, зарплата у которого была бы ниже прожиточного минимума, а в дальнейшем - не ниже минимального потребительского бюджета. Работа, проведенная в этом направлении Правительством Республики Татарстан и Республиканской комиссией по повышению уровня жизни населения и легализации доходов, привела к заметным позитивным результатам. Число предприятий с зарплатой ниже уровня прожиточного минимума за год снизилось практически вдвое. Доля работников, имеющих заработную плату ниже прожиточного минимума, уменьшилась на 41%. В то же время все еще сохраняется высокий удельный вес работников с заработной платой ниже минимального потребительского бюджета (сейчас это 5800 рублей) и на ряде наших ведущих предприятий - ПОЗИС (62%), КАПО (47%), вертолетный завод (31%), Элекон (30%), СМП-нефтегаз (20%), КамАЗ и ЕлАЗ (по 16%). Такая ситуация не может считаться приемлемой. Эти предприятия имеют реальные возможности в текущем году покончить раз и навсегда с этим явлением. Республиканской комиссии необходимо и дальше наступательно продолжать эту работу по всем товаропроизводителям и работодателям.
В прошлом, 2006 году заработная плата бюджетников увеличивалась дважды (тарифная часть была поднята на 11% в мае и на 15% в октябре, сохранены компенсационные выплаты), в то же время средняя заработная плата бюджетников остается невысокой, что сказывается и на общей ситуации на рынке труда. Правительство республики в текущем году должно создать условия через структурные преобразования для повышения заработной платы в бюджетной сфере на уровне 80% от средней зарплаты по экономике к 2008 году. Сейчас это соотношение составляет около 70% (6308 руб. к 8839 руб.). Речь идет не о средней зарплате в промышленности, а о среднереспубликанской.
Рост производительности труда остается одним из ключевых показателей экономической эффективности производства и поставлен во главу угла государственного управления. На современном этапе важно добиваться производительности труда на уровне передовых зарубежных стран. Только так мы сможем одновременно обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, решить проблему дефицита кадров и создать условия для высокой, как в передовых странах, заработной платы и западноевропейских стандартов качества жизни.
Национальные проекты. Усилия всех ветвей власти - федеральных, республиканских и местных органов - должны быть, как и ранее, сфокусированы на развитии интеллектуального потенциала, медицины, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечении доступного жилья, социальной защиты, культуры и искусства. Всего на эти отрасли, включая АПК, в прошлом году из бюджета республики направлено более 58 млрд.рублей. По федеральным программам получено 6,2 млрд., в том числе в рамках национальных проектов - 5 млрд.рублей. В результате все запланированные параметры по национальным проектам достигнуты.
Более масштабно и с нарастающей эффективностью эти возможности используются в аграрном секторе. Во всех категориях хозяйств произведено валовой продукции на 76 млрд.рублей (годовой прирост - 4,8% в сопоставимой оценке). Валовой сбор зерна составил 4,5 млн.тонн, маслосемян рапса впервые - 112 тыс.тонн. Произведено 1618 тыс.тонн молока. Годовой прирост - 5,4%, что выше запланированного. Надой на одну корову составил 3786 кг. Мяса птицы произведено 55,8 тыс.тонн (прирост на 17%). В связи с этим я хотел бы обратить ваше внимание на очень интересный момент. В свое время мы аплодировали приходу на наш рынок крупных торговых компаний. Однако в их ассортименте, как правило, удельный вес продукции предприятий республики недопустимо мал. Завозятся хлебобулочные, колбасные изделия, мясо птицы, молоко, молочная продукция и яйца, несмотря на то, что все это производится в республике, причем лучшего качества. Когда мы их "впускали" в республику, была договоренность о том, что они не только будут продавать нашу продукцию, но и содействовать ее экспорту за пределы Татарстана. Это большая наша недоработка, надо Правительству в этом разобраться.
Образование. В 2006 году в республике стартовала беспрецедентная в Российской Федерации программа грантовой поддержки одаренной студенческой молодежи, лучших преподавателей, государственных и муниципальных служащих. Они были направлены на обучение в самые престижные вузы и научные центры Российской Федерации, США, Великобритании, Франции, Германии и Швейцарии. Сейчас они возвращаются и привносят в республику не только самые современные знания, но и, самое главное, обширные деловые контакты.
Учитывая накопленный в этом направлении опыт, а также высокую потребность во внедрении передовых методик и форм обучения, Правительству в текущем году необходимо по опыту арабских стран проработать вопрос о возможности создания в кооперации с республиканскими вузами филиалов ведущих зарубежных университетов, прежде всего - в технической сфере. Это позволит здесь, в республике, получать первоклассное образование. Только так мы можем создать условия для будущего процветания нашей страны.
В то же время, направляя значительные бюджетные средства в отрасль образования, приходится, к сожалению, констатировать, что не всегда удается достигать желаемых результатов. Для изменения ситуации и обеспечения качественного прорыва в этом направлении Правительством начата одобренная Советом безопасности республики работа по формированию образовательного кластера в составе 14 вертикально интегрированных образовательных цепочек: школа - профтехучилище - вуз - предприятие. В рамках кластера будут установлены новые партнерские кооперационные отношения между системой профессионального образования и бизнес-сообществом. Начальное и среднее профессиональное образование молодежь сможет получать в стенах высшего учебного заведения. Важно, чтобы работодатели, участвуя в образовательном кластере, контролировали качество подготовки специалистов. Это новый подход. Мы должны уходить от второстепенного отношения к профтехобразованию. Молодежь должна заранее знать, где лучше можно будет работать, получать достойную заработную плату и продолжать учебу в этой же вертикали.
Медицина. В 2006 году дополнительно к бюджету отрасли (14,7 млрд.рублей) в эту сферу было направлено более 5 млрд.рублей средств. Из них республиканских - на развитие высокотехнологичной медицинской помощи - около 3 млрд.рублей, федеральных - для развития первичного звена. Концентрация сил и средств позволила решить ряд самых назревших, больных проблем здравоохранения: открыт Межрегиональный клинико-диагностический центр, сдана в эксплуатацию современная инфекционная больница, полностью реконструированы и оснащены 51 операционная и 130 реанимационных мест в Республиканской клинической больнице, продолжаются масштабные работы в Детской республиканской клинической больнице, Казанском онкологическом диспансере, научно-исследовательском центре "Восстановительная травматология и ортопедия", Республиканской офтальмологической больнице. Приобретено медицинское оборудование на сумму 1,7 млрд.рублей, выделено 265 единиц санитарного автотранспорта и два вертолета санитарной авиации. Республиканские мощности по проведению высокотехнологичных операций выросли в 2 раза, созданы условия для снижения послеоперационных осложнений. Федеральными и республиканскими льготниками получено бесплатных медикаментов на 2 млрд.рублей, что на 72% больше, чем в 2005 году.
На этом фоне появляются первые долгожданные результаты. За прошедший год более чем на 5% сократилась смертность населения. Это более 2,5 тысячи сохраненных человеческих жизней. Снизилась материнская смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, травм, отравлений и несчастных случаев, онкологии. Наметилась динамика снижения числа инфекционных болезней. Должен заметить: наши обещания, данные три года назад приоритетно поддержать медицину, четко выполняются.
В то же время только усилиями системы здравоохранения, без активного участия самого населения невозможно добиться успеха на пути преодоления демографического кризиса. Как говорил известный австрийский ученый и врач Эрнст Фейхтерслебен, "секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее". Никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не заботится о своем здоровье. Научному сообществу, Академии наук, Правительству республики по опыту ведущих зарубежных стран в текущем году необходимо предложить действенные меры повышения мотивации людей к сохранению и укреплению своего здоровья. Здоровье наших людей - это бесценный капитал и богатство страны.
Хотел бы еще раз обратить внимание на недопустимое лекарственное обеспечение льготников с начала года. Это вызывает массу справедливых претензий со стороны населения. На днях об этом состоялся серьезный разговор у Президента РФ В.В.Путина на встрече с министрами. Думаю, в ближайшее время положение будет выправлено. Да, порядок финансирования по федеральной программе изменился. Надо активнее и упреждающе работать с федеральными органами. Наши граждане никак не должны страдать от некомпетентности чиновников. Разве не знали, что склады начинают пустеть? Это не героизм - неоднократно преодолевать допущенные самими же провалы. Если человеку требуется лечение, у него не должно быть дилеммы - лекарство или деньги. Правительству республики совместно с федеральными органами власти в кратчайшие сроки необходимо принять неотложные меры, в пределах своих полномочий, по первоочередному обеспечению больных по жизненно важным показаниям. По данной нетерпимой ситуации и Государственный Совет республики должен довести свою позицию до федеральной власти, потому что это глас народа.
ЖКХ. Финансовое оздоровление, переход на стопроцентную оплату услуг ЖКХ денежными средствами и внедрение системы прямой бюджетной поддержки в зависимости от дохода семьи позволили отрасли выйти на уровень безубыточности, сохранив одни из самых низких в стране тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Но это отнюдь не значит, что сама проблема снята. Да, рост тарифов ни у кого никогда не вызывает радости. Поэтому должна осуществляться эффективная поддержка части населения через субсидии - это дело нашего Правительства. Это совершенно оправданный подход, потому что без стопроцентной оплаты о реформе ЖКХ говорить не приходится. Размер платежей за обслуживание 1 кв.метра в республике с учетом платежей за капитальный ремонт - на треть ниже среднероссийских. Тот, кто выходит на улицу с плакатом, может быть, об этом и не думает, но знать и сопоставлять цифры надо. Наша задача - в условиях удорожания тарифов удешевлять услуги, совершенствовать их систему. На сегодня рост тарифов ЖКХ по республике на 1% ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Тем не менее состояние дел в этой жгучей сфере нельзя считать удовлетворительным. Профильному министерству, главам муниципальных образований необходимо обеспечить постоянную работу, особенно с пенсионерами и гражданами с невысокими доходами, чтобы не допустить промахов по тарифам. Для многих граждан каждый лишний рубль в сумме счета по чьей-то вине является сигналом о равнодушии властей к их подчас непростому положению.
Ярким тому примером является резкое повышение в последние месяцы тарифов на тепло в отдельных городах, в том числе в Казани. Да, действительно, произошли изменения в федеральном законодательстве, но это не означает, что можно среди зимы резко менять стоимость подачи тепла. Тем более, без соответствующего информирования населения и без отработки мер поддержки граждан через адресные субсидии. Это стало предметом рассмотрения поведения отдельных должностных лиц, причастных к этому, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Дана оценка деятельности всем - Правительству, администрации этих городов. В Татарстане на ровном месте таких неожиданностей не должно быть. Мы никогда не допускали таких вещей, даже когда баррель нефти стоил от 9 до 12 долларов. Рост тарифов не только от нас зависит, но мы можем сделать многое. Многое и делается. В свое время администрация Казани сопротивлялась приходу "Татэнерго" с более дешевым теплом. Сотни котельных наживались на людях.
В 2007 году, безусловно, необходимо продолжить внедрение обоснованных тарифов, стимулирующих привлечение инвестиций и приход заинтересованных собственников в эту отрасль.
Проведенное в январе текущего года в Казани заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина обратило особое внимание на доступность услуг ЖКХ и строительство жилья для граждан с невысокими доходами.
На Президиуме особое внимание обращалось на вопросы, которые постоянно вызывают у населения справедливые нарекания, - это хронический недоремонт жилья (проблема капитального ремонта) и вопросы создания и функционирования ТСЖ и ЖСК. Не может государство заставлять второй раз платить население за капитальный ремонт домов, потому что ранее, оплачивая квартплату, жильцы за него уже заплатили. Сейчас надо находить решение этой сложной проблемы. Поручения Президента по итогам обсуждения легли в основу пакета мер, подготовленных Правительством Российской Федерации для принятия решений законодательными и исполнительными органами власти. Отрасль будет реформироваться, потому что она нам всем не нравится.
Жилищная политика. В 2007 году доступное жилье по татарстанской социальной ипотеке получат 8500 семей, в том числе не менее 1500 сельских. А к 2009 году нам необходимо выйти на общую сдачу жилья в 10 тыс. квартир ежегодно.
Учитывая, что желающих оформить жилье по социальной ипотеке становится все больше, в целях недопущения необъективного распределения и предотвращения возможных нарушений считаю правомерным поручить Попечительскому совету утвердить более прозрачные правила и опубликовать их, как при реализации Программы ликвидации ветхого жилья.
Напомню: недобросовестных плательщиков в фонд, решающий социальные задачи, не должно быть. Для защиты интересов товаропроизводителей, которые добросовестно вносят взносы в жилищный фонд, необходимо строго придерживаться паритета в строительстве дешевого жилья для их работников. Если учесть, что стоимость одного квадратного метра коммерческого жилья уже сегодня в среднем свыше 32 тыс.рублей, очевидны выгоды строительства жилья через Государственный жилищный фонд. Это выгодно, завтра будет еще выгоднее, так как жилищный фонд будет накапливать свой капитал. Вот это социальная политика, это реальное решение вопросов доступного жилья.
В систему социальной защиты должен быть вынесен в качестве приоритета принцип гуманизации. Важно во главу угла поставить каждого человека, удовлетворение его личных нужд с учетом социальной специфики его статуса. Для этого в ходе модернизации системы социального обслуживания необходимо в 2007 году разработать индивидуализированные модели патронажа отдельных категорий населения с учетом их реального материального и семейного положения, социальной активности, физического состояния. В пример могу привести работу еврейской общины, где знают и поддерживают каждую семью, каждого человека.
Основные усилия экономической политики в текущем году должны быть направлены на подготовку к вступлению Российской Федерации в ВТО, создание условий для кластерного развития, освоение новых перспективных секторов, поддержку малого и среднего бизнеса.
С вступлением Российской Федерации в ВТО Республика Татарстан и ее товаропроизводители становятся полноценными участниками мировой экономики. Мы уже сейчас должны иметь реальную картину последствий этой процедуры и четко представлять возможные положительные и отрицательные воздействия глобальных интеграционных событий, способность функционирования ключевых отраслей экономики и социальной сферы в новых условиях. Наибольшее обострение конкуренции ожидается в сельском хозяйстве, финансовом, инвестиционном и страховом секторе, на рынке услуг. Правительству республики, руководству Национального банка в этих областях необходимо разработать комплекс мер на опережение. Принципиальным образом должно измениться и само государственное управление. Оно должно быть сориентировано на максимальную реализацию сравнительных рыночных преимуществ и рациональное использование новых возможностей мобильности капитала и ресурсов. Качественным образом должна быть перестроена республиканская система управления внешнеэкономической деятельностью торговых домов и представительств Республики Татарстан в странах ближнего и дальнего зарубежья.
* * *
Основой дальнейшего развития промышленности были и остаются "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "КамАЗ", "ТАИФ", "Казаньоргсинтез" и ряд других развивающихся компаний. Осуществление инвестиционных проектов этих компаний является их общей задачей с Правительством республики. Новым этапом развития "Татэнерго" должен стать перевод производства электроэнергии на парогазовый цикл. Это сделает энергию дешевле и позволит сэкономить расход газа до 20%, одновременно снижая себестоимость генерируемой энергии. Это сложное дело, нужно находить мощности, производственные площади, особенно в Казани. Если перевести в ближайшие 2-3 года хотя бы половину мощностей на эту технологию, мы получим большой эффект. Наступает эра энергетического рынка, важно нам не опоздать. В ближайшие годы прогнозируются серьезные проблемы с распределением газа.
В качестве основного принципа развития экономики в предыдущем году был определен кластерный принцип. Однако перестройка системы государственного управления в соответствии с выбранным направлением происходит недостаточно быстро. Основные причины кроются в следующем:
- закрытость якорных предприятий в плане закупок и сбыта, ограничения доступа к этим сферам местных производителей;
- опасения ключевых предприятий в том, что создание кластеров приведет к неэффективному перераспределению ресурсов в пользу вновь создаваемых предприятий. Тут нужно действовать по правилу "не навреди", выработав корпоративные интересы эффективного развития;
- отсутствие идейного вдохновителя - "мозга" кластера. Академия наук, высшие учебные заведения должны наконец взять на себя научное руководство и сопровождение этих важных процессов. Это богатое поле для апробации самых разных научных идей и подходов;
- необходимость переориентации системы финансовой поддержки инвестиционных проектов на кластерное развитие. Соответствующим образом должны быть в текущем году изменены приоритеты финансирования Инвестиционно-венчурного и Залогово-страховых фондов.
Особое место в кластерной промышленной политике принадлежит автомобильному кластеру. Сейчас, когда в Татарстане созданы все условия для производства и сборки полной линейки и грузовых, и легковых автомобилей, основной задачей этого кластера становится создание в республике сильной компонентной базы. Мы располагаем уникальным конкурентным преимуществом - сильной базой нефтехимии и нефтепереработки, которое пока используем в недостаточной мере. Компоненты из полимерных материалов и резинотехнические изделия в наше время составляют порядка 25-27% стоимости автомобиля, и их доля с каждым годом растет.
За прошедший год предприятиями группы КамАЗ произведено и реализовано около 44 тысяч грузовых автомобилей (рост более 134%). Активно и динамично начали в республике реализовываться масштабные автосборочные проекты акционерного общества "Северсталь-авто". В проект уже вложено более 70 млн.долларов США, начата сборка автомобилей фирмы "Сан Йонг": "Рекстон", "Кайрон", "Актион", а также производство бюджетного автомобиля "Фиат Албеа". К 2011 году планируется вложить в целом 300 млн.долларов США и увеличить выпуск автомобилей до 190 тыс. в год. Только в компонентное производство компания планирует вложить 100 млн.евро, чтобы довести уровень локализации за 5 лет с 8 до 50%. "Втягиваются" в автомобилестроительный кластер и ведущие республиканские предприятия. В течение пяти последних лет "Алнас" инвестировал более 800 миллионов рублей, "Татэлектромаш" - около 600 миллионов рублей, расширением производства комплектующих занимается и ЗАО "КВАРТ". Даже в Актаныше начали этим заниматься - открыли на днях производство тормозных колодок...
В этих условиях совершенно непонятна позиция наших производителей шин, спасенных в свое время благодаря "Татнефти". Несмотря на неоднократные поручения, они оказались не готовыми к комплектации нового ряда камазовских грузовиков и новых моделей современных автомобилей, осваиваемых "Северсталь-авто". Хотя ежегодная потребность в шинах только в этом направлении составляет около 1 млрд.рублей. Это стратегическая ошибка, которая может дорого обойтись шинному производству республики. Правительству и муниципальным органам совместно с автопроизводителями необходимо внимательно изучить программы развития автосборочных предприятий и создать режим наибольшего благоприятствования для производителей автокомпонентов, подготовив в текущем году специальный пакет стимулов для развития отрасли на долгосрочный период. Это непосредственно относится и к Елабужской свободной экономической зоне.
Для сохранения тенденции динамичного развития нам необходимо безотлагательно разработать концепцию развития новых перспективных отраслей. Это прежде всего сфера науки, инфраструктура инноваций, сектор информационных технологий, инжиниринг, промышленный дизайн и консалтинг, туризм и логистика. Для привлечения в информационные технологии лучших российских специалистов и специалистов стран СНГ мы могли бы использовать инструменты социальной ипотеки.
Значимым проектом в этом направлении является прорабатываемый в настоящее время проект создания в столице нашей республики на промышленной площадке завода "Тасма" технополиса "Химград". В его структуре проектируются индустриальный парк, корпоративный университет, функционирующий по принципу "проектного образования", собственный грузовой терминал, жилье и социальная инфраструктура для работников.
Республикой также выигран федеральный конкурс по созданию в Казани технопарка в сфере высоких технологий, специализирующегося на нефтехимии, информационных технологиях, биотехнологии и нанотехнологиях. В целом на эти цели в 2007-2009 годы будет направлено 3,4 млрд.руб. из федерального и 2,3 млрд.руб. из республиканского бюджета. Планируется создать 7 тыс. новых рабочих мест и обеспечить общий годовой оборот компаний-участников на уровне 7 млрд.рублей.
Поддержка малого и среднего бизнеса. 2007 год должен стать годом старта государственно-частного партнерства - эффективного долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества органов республиканской власти, местного самоуправления и частного бизнеса. На сегодня по каждому министерству подготовлены конкретные задания. На каждый рубль государственных инвестиций обязательно должны быть привлечены средства муниципалитетов и частных структур. Министерство финансов должно четко проконтролировать их исполнение.
Для повышения доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса в соответствии с договоренностями, достигнутыми на съезде предпринимателей в 2006 году, в этом году будет запущен новый механизм предоставления государственных гарантий при кредитовании субъектов малого предпринимательства при их ограниченных возможностях ликвидного обеспечения, то есть залога. Кредитные риски будут распределены между предпринимателем, банком и государством. Фонд будет сформирован на общую сумму 900 млн.рублей.
Одной из перспективных форм развития и поддержки малого и среднего бизнеса является аутсорсинг - выведение из состава крупного многопрофильного предприятия видов бизнеса, которые могут свободно функционировать на конкурентных рынках. Пионером в этом направлении является КамАЗ с его проектом "Камский индустриальный парк "Мастер". В текущем году серьезные подвижки в этом направлении сделаны Казанским моторостроительным объединением. Здесь на новые условия переводится порядка полутора тысяч человек. Это позволяет не только снизить затраты от непрофильной деятельности, но и заметно повысить заработную плату как на основном производстве, так и на новых, обслуживающих. Транспорт, оздоровительные центры и другие подразделения начинают работать по-другому.
В заключение позвольте остановиться на задачах в сфере государственного управления. В 2007 году это повышение ответственности власти и доверия к ней граждан, борьба с коррупцией, обеспечение прозрачности государственных решений, снижение расходов на аппарат управления и внедрение систем конкурсного отбора кадров.
В соответствии с поручениями, данными в прошлогоднем послании, завершена разработка административных регламентов государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти республики, в том числе и единый регламент по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц. Правительству предстоит уже в 2007 году ввести их в действие, при этом должны быть минимизированы контакты пользователей услуг с чиновниками и максимально использованы технологии "одного окна", сети Интернет и почтовой связи.
За последние три года удельный вес расходов на аппарат управления в структуре консолидированного бюджета вырос с 3,7% до 5,8% - более чем в полтора раза, что отчасти связано с созданием органов местного самоуправления. Министерству финансов Республики Татарстан необходимо проводить более жесткую и принципиальную политику в этом направлении. В течение трех лет - до 2009 года при общем росте бюджета необходимо создать условия для сокращения расходов на государственное управление до 3%. Это явится и большим вкладом в дело борьбы с коррупцией. Где много чиновников, особенно с надзорными функциями, там и должностные преступления. Только за 2004-2006 годы зафиксированы коррупционные действия 56 сотрудников территориальных органов федеральных служб. Из них 46 человек привлечены к уголовной ответственности, в том числе 20 судебных приставов-исполнителей. Начатая в республике борьба с коррупцией приносит свои результаты, и она будет только усиливаться.
В 2006 году мы вполне успешно провели муниципальную реформу. Сформированы и успешно функционируют новые органы власти. Мы сегодня направляем на поддержку местных бюджетов весьма значительные средства. Но возникает вопрос: не порождаем ли мы в данном случае снова серьезную проблему "иждивенческих настроений"? Используя только систему выравнивания бюджетной обеспеченности, по сути мы недалеко ушли от старой системы дотаций. Местные власти вновь лишены стимулов к развитию собственной экономики и наращиванию доходной базы бюджетов, зная, что, как бы они ни работали (хорошо или плохо), их все равно поддержат. В связи с этим Правительству совместно с Советом глав муниципальных образований необходимо разработать новые подходы к распределению средств и внедрить их в процесс формирования бюджета на 2008 год и далее.
В целях обеспечения роста налоговой базы и самостоятельности местных бюджетов необходимо сполна использовать резервы по вовлечению в хозяйственный оборот расположенных на их территории имущества и земельных участков.
Теперь о кадровой политике. Отсутствие конкурсов создает возможность назначения на государственные должности лиц вне зависимости от их личных и профессиональных качеств, что противоречит закону и наносит прямой вред всей системе государственного управления в целом. Там, где нет состязательности, где на службу приходят не те, кто доказал свою профессиональную состоятельность в результате конкурсного отбора, там наблюдается застой. А это, в свою очередь, питательная среда для расцвета коррупции, семейственности, угодничества и прочих отрицательных общественных явлений.
Хэрмэтле халык депутатлары!
Уважаемые народные депутаты и приглашенные!
Несмотря на то, что Татарстан в целом укрепил свои экономические и политические позиции, задачи дальнейшего улучшения социальной сферы продолжают оставаться одним из наших приоритетов на сегодня и ближайшее будущее. Несмотря на улучшение в целом качества жизни населения республики, уровень доходов малоимущих граждан, их адаптированность к происходящим переменам все еще вызывают тревогу. Учитывая это обстоятельство, мы должны направить наши помыслы, усилия и административный ресурс прежде всего на разрешение накопившихся наиболее сложных проблем жизни. Только при этом условии наши коллективные усилия пойдут во благо не только ныне живущему поколению, но и тем, кто будет оценивать нашу работу завтра.
Спасибо за внимание. Бик зур рэхмэт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несмотря на то, что Татарстан в целом укрепил свои экономические и политические позиции, задачи дальнейшего улучшения социальной сферы продолжают оставаться одним из наших приоритетов на сегодня и ближайшее будущее. Несмотря на улучшение в целом качества жизни населения республики, уровень доходов малоимущих граждан, их адаптированность к происходящим переменам все еще вызывают тревогу. Учитывая это обстоятельство, мы должны направить наши помыслы, усилия и административный ресурс прежде всего на разрешение накопившихся наиболее сложных проблем жизни. Только при этом условии наши коллективные усилия пойдут во благо не только ныне живущему поколению, но и тем, кто будет оценивать нашу работу завтра".
Представлен отчет по основным политическим, экономическим и социальным показателям Республики Татарстан по итогам 2006 года.
Органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления поставлены задачи дальнейшего развития экономики Республики. Основное внимание должно быть уделено социальной и жилищной сфере.
Выступление Минтимера Шаймиева на сессии Государственного Совета 28 февраля 2007 года
Текст Выступления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 1 марта 2007 г. N 36-37, газете "Ватаным Татарстан" от 1 марта 2007 г. N 36