Настоящее Соглашение фактически прекратило действие по окончании установленного срока
Соглашением между Кабинетом Министров РТ, Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, Торгово-промышленной палатой РТ от 8 октября 2008 г. настоящее Соглашение изложено в новой редакции
Республиканское соглашение
между Кабинетом Министров Республики Татарстан,
Федерацией профсоюзов Республики Татарстан,
Ассоциацией предприятий и предпринимателей Республики Татарстан,
Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан о проведении
социально-экономической политики и развитии социального
партнерства на 2007-2009 годы
8 октября 2008 г.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Федерация профсоюзов Республики Татарстан от лица республиканских объединений профсоюзов, Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан и Торгово-промышленная палата Республики Татарстан от лица республиканских работодателей (далее - Стороны) заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Татарстан "Об органах социального партнерства в Республике Татарстан" настоящее Республиканское соглашение (далее - Соглашение) с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для экономического развития республики, социальной и правовой защиты работников и жителей Республики Татарстан.
Настоящее Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Республике Татарстан в 2007-2009 годах.
Стороны, подписавшие Соглашение, в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы и отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых, территориальных и иных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всесторонние содействие и поддержку.
При этом Соглашение рассматривается Сторонами как основа для коллективных переговоров между отраслевыми структурами, органами местного самоуправления, работодателями и представителями работников предприятий и организаций. Обязательства и гарантии Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социально-экономической защищенности работников.
Стороны признают необходимым участвовать в согласовании проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан, затрагивающих важнейшие трудовые и социально-экономические интересы населения, а также правовые и экономические интересы предприятий (работодателей), и при необходимости рассматривать их на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
I. Главные цели и показатели (индикаторы) социально-экономического развития
1. Стороны пришли к единому пониманию и признанию того, что главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Татарстан является повышение качества жизни, основанное на устойчивом росте экономики, развитии промышленности, обеспечении конкурентоспособности предприятий и организаций, эффективной занятости населения, создании условий для повышения профессионализма работников, повышении доходов, снижении уровня социального неравенства граждан.
2. Стороны договорились о системе показателей, влияющих на уровень жизни населения, и обязуются в рамках своей компетенции содействовать достижению следующих республиканских показателей:
ежегодный прирост валового регионального продукта (ВРП) не менее чем на 7%;
ежегодный рост средней заработной платы на уровне не ниже среднероссийских показателей;
превышение роста производительности труда над темпами роста заработной платы не менее чем на 2%;
рост уровня годовой инфляции не выше среднероссийского показателя;
к 1 января 2010 года:
превышение среднедушевых денежных доходов над величиной минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи (уровня жизни) не менее чем в 2,2 раза;
снижение доли населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан, до 8,0%;
соотношение доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения не более 12 раз;
уровень регистрируемой безработицы не более 1,3%.
3. Стороны договорились в своей деятельности по проведению социально-экономической политики руководствоваться настоящим Соглашением, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, Государственным заказом на управление министерствам Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2008-2010 годы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.02.2008 N 69, ориентированными на обеспечение дальнейшего устойчивого развития Республики Татарстан, достижения главных целей, предусмотренных настоящим Соглашением, и направить скоординированные усилия на их реализацию.
II. Основные задачи и приоритетные направления реализации экономической политики
4. Стороны договорились о координации совместных действий в области проведения экономической политики Татарстана в решении следующих основных задач:
проведение активной промышленной политики, создание условий для развития отраслей республиканской экономики и повышения их конкурентоспособности;
проведение активной политики поддержки субъектов среднего и малого бизнеса, поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;
проведение активной политики энергоресурсоэффективности;
развитие инновационного потенциала республики, ускорение внедрения инновационных процессов во все сферы экономики для обеспечения необходимых темпов развития производства высокотехнологичной продукции;
ориентация инновационной политики в производственных сферах деятельности (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве) на выполнение требовании охраны труда и повышение его безопасности;
государственная поддержка организаций, осуществляющих деятельность в научной и инновационной сферах;
реализация Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы";
реализация Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы;
формирование эффективной бюджетной политики, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства, повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
сокращение ценовых диспропорций в различных секторах экономики путем контроля и анализа обоснованности формирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
реформирование системы начального и среднего профессионального образования в целях наиболее полного обеспечения республики квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на основе формирования образовательных кластеров в машиностроении, авиастроении, нефтепереработке и нефтехимии, энергетике, легкой промышленности, в области высоких технологий и развития государственно-корпоративного партнерства в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров;
стимулирование развития импортозамещающих производств и экспорта готовой продукции предприятий республики;
развитие кооперационных связей между предприятиями республики, содействие продвижению товаров и услуг республиканских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
проведение кредитно-финансовой, банковской политики, направленной на расширение возможностей использования сбережений и пенсионных накоплений граждан на цели инвестиций;
повышение эффективности управления государственной собственностью Республики Татарстан;
борьба с коррупцией;
легализация "серого" рынка труда;
развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с регионами России и зарубежными странами;
повышение экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала республики.
III. Основные задачи и приоритетные направления реализации социальной политики
5. Стороны договорились направить скоординированные совместные действия в области социальной политики на решение основной задачи по обеспечению конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на жилище, образование, отдых, обеспечение услугами организаций культуры, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законодательством.
6. Приоритетными направлениями социальной политики Стороны признают:
реализацию национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Татарстан;
совершенствование государственной системы образования, здравоохранения, культуры, обеспечение доступности и повышения качества услуг;
участие в реализации Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, в том числе организации набора персонала, его обучения, переподготовки, а также рационального пространственного передвижения и размещения с учетом основных направлений Программы;
рост заработной платы, повышение качества трудовых ресурсов, производительности и качества труда;
обеспечение безусловного соблюдения работодателями правовых гарантий, предоставляемых работникам, в том числе гарантий своевременной и полной оплаты труда, улучшения условий и охраны труда, соблюдения режима труда;
доведение минимальной заработной платы до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан;
внедрение отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы и доведение ее уровня к концу 2008 года до 80% от среднереспубликанского показателя;
увеличение доли заработной платы в структуре добавленной стоимости;
определение подходов к нормированию и оплате труда по "сквозным" профессиям;
развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения;
легализацию рынка труда и трудовой миграции, предотвращение негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышение качества и создание новых эффективных рабочих мест, сохранение и развитие кадрового потенциала;
создание необходимых условий для реализации прав граждан на труд и защиту от безработицы, повышение трудовой активности трудоспособного населения и содействие в его трудоустройстве;
проведение политики создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры, достойный уровень пенсионного обеспечения;
обеспечение мер по реализации законодательства в сфере обязательного социального, медицинского, пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
разработку и реализацию системы мер государственной и общественной поддержки, защиту прав и интересов молодых граждан, женщин, детей;
осуществление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
создание условий для комфортной занятости женщин, имеющих детей, с целью обеспечения возможности для их полноценного воспитания;
обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения республики, укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи как основного потенциала развития общества и государства в ближайшей перспективе;
осуществление государственной поддержки молодых специалистов, направляемых после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования на работу в учреждения бюджетных отраслей (образования, здравоохранения и культуры);
совершенствование системы управления охраной труда;
осуществление мер по разработке и реализации республиканских, территориальных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда;
обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, создание эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем - социальной ипотеки, предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение стандартов качества проживания;
принятие согласованных мер по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции;
обеспечение мер по сохранению объема государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан;
развитие нормативной правовой и научно-методической базы в области социальной защиты населения и защиты интеллектуальной собственности;
совершенствование механизмов правового, экономического, политического характера, способствующих развитию социальной ответственности бизнеса;
проведение согласованной политики в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения-работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов;
развитие самобытной культуры народов республики и доступ широких слоев населения к культурным ценностям.
7. Стороны создают на основе законодательного и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений систему гарантий, обеспечивающую:
- минимальную заработную плату работникам предприятий реального сектора экономики не ниже среднемесячной стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан на основании прогнозных показателен Министерства экономики Республики Татарстан на текущий год.
Для отдельных предприятий, финансово-экономическое состояние которых не позволяет повысить минимальную заработную плату до установленного в соответствии с предыдущим абзацем уровня, в коллективных договорах и (или) соглашениях определяются конкретные меры и сроки по доведению минимальной заработной платы до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан;
- удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50%;
- снижение чрезмерной дифференциации в оплате труда;
- обеспечение выплаты заработной платы в полном объеме без использования "серых" схем оплаты труда и своевременное перечисление средств в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;
- ликвидацию и создание условий для предотвращения в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы.
8. Стороны, признавая важность для населения проводимых в соответствии с национальными проектами реформ в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере, установили, что процесс реформирования должен проходить с учетом сохранения доступности услуг, условий настоящего Соглашения, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров.
IV. Механизмы реализации основных задач социально-экономического развития
9. Стороны признают и используют в качестве главного механизма реализации основных задач социально-экономического развития, обеспечения приоритетного режима отдельным согласованным направлениям социально-экономической политики программно-целевой метод управления.
В этих целях Стороны разрабатывают систему индикаторов оценки общей эффективности социального партнерства, а также эффективности деятельности каждой из сторон в решении поставленных задач, обеспечивают включение этих требований в территориальные и отраслевые соглашения, а также коллективные и индивидуальные договоры.
10. Стороны имеют право инициировать, участвовать в разработке проектов и реализации нормативных правовых актов, социально-экономических программ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
11. Стороны поддерживают социальную направленность нормативных правовых актов, республиканских программ. Рабочие органы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений анализируют и дают оценку социальной эффективности представленных Кабинетом Министров Республики Татарстан проектов нормативных правовых актов, республиканских программ, предполагающих существенное влияние на состояние рынка труда, уровень социальной защищенности населения.
12. Стороны обязуются предоставлять запрашиваемую и имеющуюся информацию на всех стадиях разработки нормативных правовых актов, республиканских социально-экономических программ.
13. Стороны обязуются при решении вопросов о включении в федеральные программы мероприятий и объектов защищать интересы республики методами, предусмотренными законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
V. Социальное партнерство
14. Стороны признают необходимым дальнейшее развитие и расширение сферы влияния социального партнерства, повышение эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, а также развитие партнерских отношений с другими субъектами Российской Федерации.
Стороны обязуются содействовать:
формированию отраслевых и территориальных объединений работодателей или соответствующих отделений (секций) республиканских объединений работодателей в отраслях и муниципальных образованиях Республики Татарстан;
развитию в соответствии с действующим законодательством профсоюзного движения на предприятиях и в организациях всех форм собственности;
заключению соглашений на отраслевом уровне как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики, расширению практики заключения соглашений на уровне муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан;
совершенствованию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на предприятиях и в организациях всех форм собственности;
интеграции основных положений настоящего Соглашения и обязательств сторон в заключаемые на разных уровнях социального партнерства соглашения и коллективные договоры;
разработке стандартов формирования отраслевых социальных пакетов;
созданию трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;
развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и социального партнерства в организациях с участием иностранного капитала, субъектах малого предпринимательства.
15. Стороны обязуются:
принимать решения и нормативные правовые акты по вопросам, включенным в настоящее Соглашение и влияющим на социально-экономическое положение населения республики, лишь после проведения их разработчиками консультаций с представителями Сторон;
обеспечивать возможность участия представителей Сторон в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Соглашение, а также вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес (по предложению любой из Сторон настоящего Соглашения включать ее представителей в состав соответствующих комиссий и рабочих групп);
обобщать опыт коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и развития системы социального партнерства на всех уровнях;
предоставлять информацию по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, после получения соответствующего запроса от любого участника Соглашения либо организации, входящей в его состав;
способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с законодательством.
VI. Заключительные положения
16. Стороны ежегодно принимают конкретные обязательства по достижению определенных настоящим Соглашением основных целей и задач в виде приложений к Соглашению, которые являются его неотъемлемой составной частью и имеют одинаковую с ним юридическую силу.
Состав, содержание и сроки действия приложений определяются по взаимному согласию Сторон и утверждаются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
17. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2009 года. Текст Соглашения публикуется в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", размещается на официальном сайте Кабинета Министров Республики Татарстан.
18. Дополнения и изменения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, предусмотренном для заключения Соглашения.
19. Действие настоящего Соглашения распространяется на органы государственного управления, объединения работодателей и профсоюзов, которые уполномочили Стороны разработать и подписать настоящее Соглашение, и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан и не заявивших письменно о своем несогласии с его содержанием в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в течение 30 календарных дней со дня официального его опубликования.
20. В случае реорганизации или ликвидации Сторон настоящего Соглашения последнее имеет силу на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.
21. Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.
22. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения обязательств Соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации, размещении материалов на официальных сайтах Сторон.
23. Стороны в соответствии с законодательством и (или) их уставами несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по Соглашению, непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением Соглашения.
При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.
24. Стороны обязуются начать переговоры, по заключению нового Республиканского соглашения в первом полугодии 2009 года.
25. Настоящее Соглашение составлено и подписано в четырех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Совершено в г.Казани 27 ноября 2006 года.
Подписи Сторон:
От Правительства: От Профсоюзов:
Премьер-министр Председатель Федерации
Республики Татарстан профсоюзов Республики Татарстан
__________ Р.Н.Минниханов _______________ Т.П.Водопьянова
От Работодателей:
Первый вице-президент Ассоциации Председатель Правления
предприятий и предпринимателей Торгово-промышленной палаты
Республики Татарстан - Республики Татарстан
генеральный директор ОАО
"Казанский завод "Электроприбор"
____________________ Г.В.Дивавин _________________ Ш.Р.Агеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканское соглашение между КМ РТ, Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, Торгово-промышленной палатой РТ о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2007-2009 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2009 года
Текст Соглашения официально опубликован не был
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие по окончании установленного срока
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Соглашением между Кабинетом Министров РТ, Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, Торгово-промышленной палатой РТ от 8 октября 2008 г.