Выступление Минтимера Шаймиева на сессии Государственного Совета
31 января 2008 года
Хэрмэтле Дэулет Советы депутатлары хэм кунаклар!
Уважаемые депутаты Государственного Совета и приглашенные!
Нарастающие позитивные изменения, происходящие в жизни нашего общества, позволяют все смелее заглядывать в будущее, определять пути нашего дальнейшего развития.
Основной целью Республики Татарстан, рассчитанной на долгосрочную перспективу, является формирование демократического государственного устройства с высокими стандартами качества жизни, опирающегося на гражданское общество и динамично развивающуюся многоотраслевую экономику с многочисленным средним классом, органично интегрированную в общероссийскую и мировую экономические системы.
2007 год стал важным шагом на пути реализации этой цели. Он был для Татарстана успешным и в политическом, и в социально-экономическом аспектах.
Несомненно, основным политическим событием для страны и для республики стали выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Мы уже привыкли к тому, что парламентские и президентские выборы в нашей стране составляют единый избирательный цикл. В центре нынешней избирательной кампании стоял вопрос об определении политической стратегии, доверии к власти и ее преемственности.
Итоги парламентских выборов 2007 года обозначили успешное начало процесса формирования новой конфигурации власти, которая предусматривает сохранение в новых условиях политического лидерства нынешнего Президента Российской Федерации.
Выборы показали, что достижения страны татарстанцы, как и большинство граждан России, связывают с политикой Владимира Владимировича Путина и партии "Единая Россия". В Татарстане за продолжение этой стратегии проголосовало более 81% избирателей при исключительно высокой избирательной активности нашего населения.
Результаты думских выборов создали благоприятные условия для проведения кампании по выборам Президента Российской Федерации. Выдвижение в Президенты России кандидатуры Дмитрия Анатольевича Медведева воспринимается общественностью как логичное и обоснованное решение, нацеленное на продолжение нынешнего курса внутренней и внешней политики государства.
Очень важно, что подготовка к выборам в нашей республике проходит в спокойной социально-политической обстановке и в условиях информационной открытости. Есть все основания утверждать, что татарстанцы на президентских выборах 2 марта вновь продемонстрируют высокий уровень гражданской активности.
Уважаемые депутаты!
В 2007 году очень важным, во многом судьбоносным для нашей республики событием стало подписание Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Все мы помним, что при подготовке этого документа не обошлось без коллизий и горячих дискуссий. Иначе и не могло быть, если учесть, что данный Договор отчасти является преемником первого Договора 1994 года. Для всех нас важно, что благодаря конструктивной позиции всех ветвей власти возобладало понимание того, что Договор, являясь конституционной нормой, гарантирует дальнейшее развитие федеративных отношений в нашем государстве.
Данный Договор обозначил новый этап в политической жизни Татарстана. Он закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики. Для нас важно, что в Договоре предусмотрено дополнительное (квалификационное) требование знания двух государственных языков для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана. В нем подтверждается уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками и ряд иных исключительных полномочий. Исходя из того, что использование и охрана земли, недр, водных, лесных и других природных ресурсов на территории Республики Татарстан составляют основу жизни и деятельности ее многонационального народа, Договор предусматривает заключение Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан соглашений, предполагающих совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями нашей республики. Кроме того, установлено, что Правительство Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Договор 2007 года - это федеральный закон, и с ним обязаны считаться - и будут считаться - все органы государственной власти Российской Федерации.
Реализация положений Договора - это большая, разносторонняя и долговременная задача всех органов государственной власти республики. Мною утвержден план работы по реализации Договора. Государственному Совету и Кабинету Министров необходимо постоянно держать в центре внимания эту важнейшую для нас работу.
Ускорение социально-экономического развития Российской Федерации и нашей республики выдвигает в качестве одного из важных приоритетов фактор о месте и роли регионов-локомотивов. Республика Татарстан во многом уже приняла на себя эту функцию.
Можно констатировать, что для нас наступает новый период - Татарстан должен стать республикой интенсивного развития, что значит наращивать вложения в фундамент конкурентоспособной, социально ориентированной экономики. Одним из критериев успеха республики должно стать равномерное повышение уровня развития территорий, качества жизни по всему Татарстану. Для нас должно стать правилом воспитание психологии лидерства и творчества, а также чувства патриотизма, гордости за родную республику.
Уважаемые депутаты!
Одним из факторов ускорения темпов социально-экономического развития нашей республики все значимее становится раскрытие потенциала международного сотрудничества. Основным принципом развития внешних связей республики остается сочетание интересов Востока и Запада, причем не только в экономическом плане, но и с точки зрения культуры и диалога религий.
В прошедшем году немало сделано для развития наших контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Содружества Независимых Государств и Евросоюза, исламскими странами Ближнего и Среднего Востока.
Полагаю, что весьма заметными оказались результаты контактов на высшем уровне, а также крупных мероприятий с участием иностранных делегаций. В этой связи следует упомянуть приезд в Татарстан в рамках официального визита в нашу страну Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, посещение республики Президентом Чехии Вацлавом Клаусом, визиты делегаций Татарстана в Сингапур, Турцию, Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию.
При поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации новое качественное развитие получило сотрудничество с влиятельной в мире Организацией Исламская Конференция, а также группой стратегического видения "Россия - исламский мир". Налажено конструктивное взаимодействие с Исламским банком развития, что очень важно.
Продолжается наше взаимодействие с Ассамблеей Регионов Европы и Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.
Привлекательным направлением для Татарстана является работа со странами Содружества Независимых Государств, в том числе и в рамках Евразийского экономического сообщества.
Этапным событием стало успешное проведение в Казани заседания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, что придало новый импульс осуществлению совместных проектов.
Мы заключаем большое количество соглашений с зарубежными партнерами, субъектами Российской Федерации. Однако порой они с нашей стороны не всегда четко выполняются. Обращаю внимание Правительства, Департамента внешних связей, что в этом вопросе нужны более жесткий контроль и последовательность.
В прошлом году проводилась определенная работа по упорядочению работы представительств республики. Ее необходимо продолжить с учетом того, что наши представительства должны стать настоящими форпостами, представляющими интересы Татарстана. В этой связи Департаменту внешних связей Президента Республики Татарстан совместно с Правительством Республики Татарстан следует подготовить соответствующие предложения.
Уважаемые депутаты!
Важным фактором развития современных общественных процессов выступает парламентаризм. Государственный Совет Татарстана осуществляет эффективное законодательное обеспечение социально-экономических и общественно-политических процессов.
Развивается взаимодействие с Федеральным Собранием. Заслуживает поддержки активное участие Государственного Совета республики в работе авторитетных межрегиональных и международных организаций. Это позволяет обмениваться опытом, перенимать продуктивные наработки в законотворчестве. Деловые контакты с российскими и зарубежными законодателями необходимо целенаправленно развивать и впредь, конвертируя их в конкретные мероприятия, работающие на имидж Татарстана, повышение инвестиционной привлекательности нашей республики.
Вместе с тем следует признать, что в обширном законодательстве Татарстана накопилось немало избыточных и противоречивых элементов. В этой связи необходимо активизировать деятельность Комиссии по оценке эффективности действия законов республики.
Необходимо также активнее пользоваться правом законодательной инициативы, предоставленной Конституцией Российской Федерации, более предметно работать с депутатскими фракциями и группами Федерального Собрания. Надо продолжить работу по восстановлению в государственном образовательном стандарте национально-регионального компонента.
Законодательство Татарстана должно стать фактором, способствующим опережающему, инициативному характеру общественного развития республики, эффективной реализации его роли в системе федеративных отношений России.
Прошло уже более двух лет после проведения в республике муниципальных выборов и реформирования структуры и полномочий органов местного самоуправления. Сегодня уже есть серьезные основания утверждать, что накоплен разнообразный опыт работы муниципальной власти. Создана законодательная база для осуществления ими собственных и делегированных полномочий. Под эти полномочия осуществляется и соответствующее финансирование.
Анализ эффективности муниципальной реформы должен стать важнейшей задачей Совета муниципальных образований и Совета их глав.
Прошедшие думские выборы в целом показали жизненность избранной в нашей стране модели многопартийности. Главное состоит в том, что деятельность партий в новых условиях требует от них особой ответственности перед обществом и избирателями. Все властные структуры должны вести предметную работу по реализации предвыборных просьб и обращений избирателей. Это в равной степени относится как к состоявшимся 2 декабря 2007 года выборам, так и предстоящим выборам 2 марта текущего года.
Большинство граждан России поддержали те партии, которые уже проявили себя в парламентской деятельности. В связи с этим растет значение постоянной партийной работы. Пытаться получить депутатские мандаты без развития партийной инициативы на местах - отныне это большая иллюзия.
Текущий год для нас является годом подготовки к выборам в Госсовет республики. Поэтому вопросы партийного строительства, взаимодействия с общественно-политическими формированиями будут иметь особую актуальность и должны находиться в центре внимания всех властных структур.
Неполитические общественные объединения являются самым многочисленным и динамично развивающимся институтом гражданского общества. Важным каналом роста их влияния стала Общественная палата Республики Татарстан. Ее деятельность свидетельствует о зрелости общественных объединений. Впервые треть ее членов была назначена самой палатой на основе измененного закона "Об Общественной палате Республики Татарстан". Есть все основания рассчитывать на дальнейшую конструктивную работу Общественной палаты республики.
Общественно значимые события, которые произошли в жизни Татарстана в 2007 году, находились в поле зрения средств массовой информации.
Акционирование Агентства "Татмедиа", в состав которого на правах филиалов вошли редакции районных печатных и электронных СМИ, является важным этапом их развития. Нам удалось не только сохранить, но и поднять на качественно новый уровень уникальный информационный ресурс - в лице районных, городских телерадиокомпаний и изданий, выходящих при государственной поддержке на русском, татарском, чувашском, удмуртском и марийском языках. Это свидетельствует о том, что задачи, которые были поставлены перед агентством в период его создания, в основном выполнены. Акционирование "Татмедиа" позволило изданиям перейти на рыночные механизмы, благодаря которым средства массовой информации получили большую степень свободы.
Спутниковый канал ТНВ выполняет чрезвычайно важную социальную функцию, приобретает все большую популярность. В этой связи нам необходимо решать назревшие вопросы по технической модернизации канала. Заслуживает также внимания предложение о придании телеканалу ТНВ статуса общефедерального.
Нашим СМИ следовало бы несколько больше внимания уделять освещению общероссийских событий глазами Татарстана. У нас на многое имеются собственные взгляды и подходы, о чем говорит возрастающий интерес центральных СМИ и зарубежных журналистов к республике. Этим нужно воспользоваться.
Генеральная Ассамблея ООН объявила 2008 год Международным годом языков. Его цель - содействие многоязычию в мире - как нельзя точно отражает сущность политики межнационального согласия, которая последовательно реализуется в нашей республике.
Свидетельством единства многонационального народа республики стали съезд народов Татарстана и IV съезд Всемирного конгресса татар. Эти форумы обозначили качественно новый этап межнационального и межконфессионального диалога в республике. Съезд народов республики одобрил проект Концепции государственной национальной политики нашей республики, поддержал преобразование Ассоциации национально-культурных объединений в Ассамблею народов Татарстана. Принятые на них решения станут программой действий в этой важнейшей сфере современности.
IV съезд Всемирного конгресса татар продемонстрировал стремление татар всего мира к консолидации и духовному возрождению. Исполком Всемирного конгресса татар выстроил конструктивные отношения с федеральными и региональными органами власти, а также с теми странами, в которых проживают наши соотечественники. Вместе с тем нам следует усилить работу по представлению Всемирного конгресса татар в качестве неправительственной организации в структурах ООН, ЮНЕСКО и Совете Европы. Такая возможность есть, и заниматься этим нужно на самом высоком уровне.
В мире повысился интерес к межконфессиональным отношениям. На этом фоне различные международные организации заинтересованно изучают и наш опыт. За годы перестройки приобрел масштабный характер процесс духовного возрождения и восстановления традиционных ценностей. Религиозные организации занимают активную позицию в борьбе с такими недугами, как наркомания, детская беспризорность, всемерно способствуя укреплению межрелигиозного и межнационального мира и согласия.
Важнейшая задача - закрепить достигнутые успехи в деле противодействия экстремизму, ксенофобии. Нельзя не отметить и изменения в законодательстве по религиозному образованию, что открывает дополнительные возможности для духовных образовательных учреждений, прежде всего Российского исламского университета.
Реализация программы мероприятий Года благотворительности в Татарстане привела к возрождению лучших традиций социального служения и меценатства. Главное, что нам удалось, - это вовлечь в общую атмосферу добра и милосердия население республики. Совместными усилиями органов государственной и муниципальной власти, бизнес-сообщества, населения республики удалось помочь тысячам граждан. В обществе стало проявляться более чуткое отношение к судьбам людей и друг к другу. Меньше стало равнодушных. Есть надежда, что добрые дела станут нормой и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Эстафету добра и созидания от Года благотворительности в 2008 году принял Год семьи. Мы вступили в него с достаточным багажом знаний и умений, накопленных в реальных делах милосердия и меценатства.
В этой деятельности потребуются усилия всех институтов, заинтересованных в укреплении семьи и ее нравственных устоев, освобождении ее от многих социальных болезней. В этот год должны быть проведены мероприятия, направленные на совершенствование демографической политики, защиту материнства и детства, поддержку многодетных семей, в особенности, что очень важно, увеличение помощи молодым и малоимущим семьям, а также престарелым гражданам. Тем более что рядом последних решений правительств Российской Федерации и Республики Татарстан уже заложен хороший фундамент для улучшения качества жизни современной семьи. Это вы знаете и по средствам массовой информации, и по предпринимаемым конкретным шагам.
"Крепка семья - крепка держава" - гласит пословица. Это значит, что от прочности семьи зависит, в конечном счете, наше благополучие.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Для нас важно, что при достигнутых темпах экономического развития (прирост валового регионального продукта за год составил 8,7%, в РФ - 7,6%), адекватные изменения происходят и в социальной сфере. Интегральный показатель качества жизни имеет устойчивый рост. Это результат слаженной работы нашего Правительства, глав муниципальных образований и территориальных федеральных органов. На современном этапе необходимо больше внимания обращать на качественные составляющие потребностей нашего населения - возможность реализовать себя в труде, духовной жизни, свободе развития. Чтобы не только занятые в высокодоходных отраслях, но и каждый гражданин, независимо от социального статуса, смог реально ощутить позитивные последствия экономических преобразований.
В 2007 году реальная заработная плата в республике выросла на 17,8% (16% в среднем по РФ) и составила 11334 рубля, в ноябре - 12124 рубля, денежные доходы населения - на 13,9% (10% в среднем по РФ). В результате увеличилась и покупательная способность денежных доходов населения. Татарстан по данному показателю находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа, потому что потребительская корзина Татарстана сегодня самая дешевая в России.
Приоритетной задачей Правительства остается необходимость дальнейшего увеличения размера оплаты труда работников бюджетной сферы. С 1 мая 2007 года на 10% повышена заработная плата педагогам, с 1 сентября - на 25% педагогам дошкольных образовательных учреждений и на 15% - для всех остальных бюджетников республики. С 1 октября 2007 года для всех работников бюджетных учреждений установлены персонифицированные адаптационные выплаты в сумме 771 руб. по каждому разряду. В результате средняя заработная плата бюджетников за истекший год увеличилась на 28%. Хотел бы напомнить, что в прошлом году мы поставили задачу к концу 2008 года довести заработную плату в бюджетной сфере до 80% среднереспубликанской. С 1 февраля текущего года заработная плата повышается на 14%. С учетом этого повышения зарплата бюджетников составит 72,8% от среднереспубликанской, или около 9 тыс.рублей. С 1 июля 2008 года запланирован переход на отраслевую систему оплаты труда, которая будет сопровождаться серьезными мерами по оптимизации. В этих условиях весьма важно, чтобы рост заработной платы сопровождался адекватными изменениями в качестве работы как отдельного работника, так и бюджетного автономного учреждения в целом.
Добиться принципиального изменения ситуации с уровнем доходов и заработной платы мы должны в том числе и на основе легализации "серого" рынка труда. Хотя в целом численность его за прошедший год уменьшилась на 13%, однако все еще без оформления официальных трудовых отношений сегодня в республике работают 386 тысяч человек. Объем годовых "серых" доходов составляет порядка 90 млрд.рублей. По этой причине только в форме налога на доходы физических лиц наш бюджет недополучает более 8 млрд.рублей, хотя при этом бюджет несет полную нагрузку по социальному обеспечению и этой категории граждан. Такие действия работодателей обрекают эту категорию граждан, к сожалению с их согласия, на мизерные пенсии в будущем. Эти люди лишаются реальных возможностей использовать преимущества новой пенсионной системы, способной обеспечить работающему человеку достойную старость. Одновременно часть этих работников, обделяя других, превращается в получателей бюджетных льгот и субсидий. В такой ситуации находятся более 150 работников Казанского оптико-механического завода, более 500 работников завода им.Серго, 260 работников завода им.Горького, 300 работников Химзавода им.Карпова, 120 человек предприятия "Менделеевсказот", и это не полный перечень. По сути, такие предприятия перекладывают свои функции на государство. Это недопустимо. Мы не можем превращать бизнес в социальное учреждение.
Недорабатывают, мягко говоря, в этой сфере и руководители районных, городских муниципалитетов. Как показала проверка работниками МВД в Буинском районе, каждая вторая из проверенных организаций использует конвертные формы оплаты труда. Скажите после этого - где, у кого лучше? Что предпринимают Министерство финансов, Пенсионный фонд, Министерство труда, занятости и социальной защиты, соответствующие комитеты Госсовета? Где роль Правительства? Где наши профсоюзы? Здесь же происходит прямое нарушение трудового законодательства!
В целях стимулирования органов местного самоуправления в легализации "серого" рынка труда и повышения заработной платы Правительству республики необходимо до 1 апреля текущего года подготовить и запустить действенный механизм мотивации.
В результате средняя заработная плата в республике должна быть доведена в этом году до 14 тыс.руб.
Для того чтобы защитить заработную плату и денежные доходы нашего населения от инфляционных проявлений, прежде всего от роста цен, необходимо предпринять ряд упреждающих инициатив. Правительству в текущем году необходимо решить три основные задачи. Первое - несмотря на то, что тарифы на ЖКУ в республике более чем на 30% ниже, чем в целом по стране, темпы их роста весьма высоки и оказывают заметное влияние на доходы населения, и прежде всего на малообеспеченную категорию граждан. Необходимо своевременно реализовать намеченные в городах и районах проекты, позволяющие не допускать резкого роста тарифов на тепло, электроэнергию, услуги ЖКХ. Мы и дальше будем очень серьезно заниматься переоборудованием генерирующих источников. Второе - обеспечить проведение жесткой антимонопольной политики с целью недопущения завышения наценок в торговых сетях и появления недобросовестных посредников-перепродавцов. Третье - при необходимости своевременно внести уточнения в реализуемые программы адресной социальной поддержки отдельных категорий населения.
В 2008 году расходы бюджета на социальную сферу планируются в размере 52 млрд.руб. с ростом 25% против планов прошлого года. Из них 46% приходится на образование, 27% - на здравоохранение и спорт, 20% - на социальную защиту и 7% - на культуру.
Весомую роль в проводимой политике повышения качества жизни играют приоритетные национальные проекты. Для их реализации только за 2006-2007 гг. было направлено 21,2 млрд.рублей, в т.ч. 11,7 млрд.рублей - целевые средства из федерального бюджета.
Фундаментом экономики будущего - экономики знаний, постиндустриального, информационного общества является образование. Издревле наша республика славится своими учебными заведениями и научными школами. Однако объемы исследований и разработок, выполняемых вузами для региональной экономики, масштабы экспорта образовательных услуг, количество значимых публикаций в зарубежных журналах, количество программ, реализуемых совместно с ведущими российскими и мировыми университетами, качество большинства дипломированных специалистов в целом отстают от требований современного развития.
Нас не может не беспокоить, что в некогда сильных технических вузах, которыми гордилась вся страна, продолжается в огромных количествах подготовка непрофильных для них специалистов (экономистов, юристов, культурологов, психологов и т.д.). Они нужны, но для их подготовки у нас есть специальные учебные заведения. Вузы сегодня остаются в значительной степени непрозрачными, закрытыми от общества, от собственных студентов, от региональных властей. Одной из первостепенных задач для нас является подготовка высококлассных специалистов инженерно-технических и рабочих специальностей. Дефицит этих кадров на рынке труда особенно остро ощущается в машиностроении, стройиндустрии и инфраструктурном комплексе.
Правительству необходимо тщательно проанализировать складывающуюся ситуацию и выработать по каждому высшему учебному заведению четкую стратегию развития на перспективу и привязанную к ней систему индикаторов, которые должны быть включены в контракты с ректорами вузов. Более того, оплата администрации высших учебных заведений должна быть напрямую привязана к качеству подготовки специалистов и к общероссийским рейтингам вузов. Есть совет ректоров, совместно и решайте.
Министерству образования и науки, Совету ректоров вузов следует обратить внимание на тенденции, складывающиеся в системе набора студентов на первые курсы вузов. Расширяется масштаб активной деятельности высших учебных заведений из других регионов страны, и в первую очередь столичных, которые привлекают лучших выпускников наших школ, используя при этом все способы. Привлекательность такого набора заключается в высоком рейтинге столичных вузов и в упрощенной системе набора абитуриентов на основе ЕГЭ. Наши вузы, наоборот, включают дополнительные предметы, что делает их менее привлекательными для поступления. Ряд вновь пришедших к руководству вузами ректоров пока не предпринимают самостоятельные шаги, чтобы выйти из застоя, обрекая будущее своего вуза на небытие.
Необходимо, чтобы система высшего образования стала центром притяжения лучших ученых, преподавателей и талантливых студентов из других регионов и ближнего зарубежья. Это жесткое требование нашей экономики и реализации намеченных масштабных проектов.
Здравоохранение. В 2008 году в эту сферу предусмотрено направить 16,3 млрд.рублей, что на 18% выше уровня прошлого года. Это позволяет нам в полном объеме осуществить государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Принимая решение о модернизации государственных специализированных учреждений здравоохранения республики, мы исходили из того, что ресурсы национального проекта "Здоровье" направляются на развитие первичной медицинской помощи, а республиканские средства - на освоение высоких медицинских технологий. И мы не ошиблись. В 2006-2007 гг. бюджетом республики на эти цели дополнительно было выделено 3 млрд.рублей. В результате Республиканская клиническая больница, Детская республиканская клиническая больница, Клинический онкологический диспансер, Республиканская офтальмологическая больница, Республиканская клиническая больница N 2, Межрегиональный клинико-диагностический центр, Центр травматологии и ортопедии по своим возможностям при соответствующей постановке дела их администрациями способны конкурировать с ведущими медицинскими центрами страны по своему профилю. Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше. Важной оценкой здравоохранения республики следует считать решение об открытии в Казани первого в стране федерального учебного центра по высоким медицинским технологиям. Это десять тысяч обучающихся в год врачей на базе последних достижений медицины.
Реализация национального проекта позволяет значительно укрепить кадровый потенциал первичного звена, обеспечивает переход к новой форме организации работы врачебных участков, где главная фигура - врач общей практики. За два года установлено и успешно функционирует более 400 единиц нового оборудования. Это позволяет во многом организовать работу в соответствии с новыми стандартами оказания медицинской помощи.
Важную роль в повышении качества медицинской помощи играет переход на экономические методы управления отраслью. В 2008 году предстоит завершить переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование, при котором около 90% финансирования будет проходить по схеме "деньги следуют за пациентом". Первые результаты показывают, что на этой основе оплата труда врачей возрастает в разы. При этом Министерству здравоохранения (А.З.Фаррахову) необходимо для каждого государственного и муниципального учреждения сформировать заказ на управление. Заработная плата и карьерный рост их руководителей должны находиться в прямой зависимости от качества их деятельности.
Благодаря стабилизации общества и в результате названных мер за прошедшие 2 года смертность населения в республике снизилась на 6%, а рождаемость возросла на 9% (в 2007 году родилось 40,2 тыс.детей, умерло 48,8 тыс.человек). Прирост населения в 2007 году с учетом миграции составил 2300 человек. Нам важно сохранить и ускорить эту тенденцию, особенно за счет уменьшения смертности.
Доступность жилья. Реализация федерального национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", одновременно с республиканскими программами, позволила впервые сдать более 2 млн.кв.метров жилья. Это внушительный результат. Хуже 2006 года сработали гг.Бугульма, Буинск, Лениногорск, Чистополь (62%).
К 2015 году мы планируем в соответствии с международными индикаторами благосостояния увеличить ввод жилья до 1 кв.метра на жителя республики. В крупных городах, где спрос на жилье давно опережает предложение, ориентиром является 2010 г. Для этого нам ежегодно объемы жилищного строительства необходимо увеличивать на 10%. Напряженно, но реально.
Все большее влияние на темпы и динамику жилищного строительства начинает оказывать Программа республиканской социальной ипотеки, не имеющая аналогов в стране. В 2007 году введено 611 тыс.кв.м, сдано 8900 квартир. В республиканскую программу органично интегрированы и успешно реализуются федеральные жилищные программы ("Жилищные сертификаты", "Молодые семьи и молодые специалисты на селе"). К началу 2007 года более 28 тысяч семей заключили договоры социальной ипотеки. Мы должны обеспечить жильем очередников в течение 3-х лет. Эти нормативы в ближайшее время мы должны обсудить на Попечительском совете, потому что желающих вступить в социальную ипотеку сейчас очень и очень много. В ближайшей перспективе нам необходимо выйти по Программе социальной ипотеки на объем ввода жилья один млн.кв.метров.
В этой связи я хотел бы от имени всего народа Татарстана и лично от себя поблагодарить руководителей всех предприятий, бизнес-структур за неоценимый вклад в дело социального развития республики. С вашей помощью мы реализовали Программу ликвидации ветхого жилья, сейчас строим жилье по социальной ипотеке, в будущем, наверное, сделаем еще кое-что. Спасибо вам!
Хочу также отметить эффективные действия Правительства, Государственного жилищного фонда и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Принятый после обсуждения на Президиуме Государственного совета Российской Федерации под председательством Президента РФ В.Путина в начале 2007 г. в Казани Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" позволяет решить одну из наиболее болезненных проблем - ликвидацию недоремонта многоквартирных жилых домов и аварийного жилья. Республика Татарстан, как один из инициаторов этого процесса, благодаря слаженным действиям органов республиканской государственной власти и муниципалитетов, смогла одной из первых среди регионов Федерации подготовиться к получению и освоению федеральных средств. Их за предстоящие четыре года поступит более 6,5 млрд.рублей. Мы должны сделать все, чтобы наши граждане в полной мере почувствовали эти долгожданные изменения. Это огромная работа руководителей муниципальных образований. Есть опыт города Набережные Челны, где сумели дойти до каждого подъезда.
Серьезную озабоченность продолжает вызывать качество предоставляемых ЖКУ. Удовлетворенность, если это слово подходит, ими жителей республики недопустимо низка. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (М.Ш.Хуснуллину) совместно с органами местного самоуправления необходимо наладить претензионную работу, установив ее четкий регламент. Было бы полезным изучить и внедрять опыт Нижнекамска, Казани, других городов.
В целом в республике успешно функционирует оправдавшая себя система социальной защиты. В 2008 году на социальную защиту из бюджета республики будет направлено более 10,3 млрд.руб., или более 8 тыс.руб. на одного участника программы. Главная задача - усилить адресность предоставляемых населению услуг.
Важным направлением работы Правительства должно стать повышение социальной ответственности перед старшим поколением. Доля старшего поколения в общей численности населения Республики Татарстан, как и в среднем по Российской Федерации, составляет около 20%. Основные проблемы пожилых людей - неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Одним словом, нужна всеобщая забота, что во многом нам под силу. В течение последних лет заработные платы в среднем растут быстрее, чем происходит индексация пенсий.
В настоящее время федеральным Правительством готовится система мер по совершенствованию и упрощению пенсионного законодательства, увеличению страховой части трудовых пенсий, повышению ответственности государства перед всеми категориями пенсионеров. Ставится задача - ликвидация бедности среди пенсионеров. Дополнительные меры по увеличению пенсий будут предусмотрены в отношении тех, кто свой основной трудовой стаж и пенсионные права заработал еще в советское время и не адаптирован к действующему сегодня пенсионному законодательству.
Особое внимание с текущего года будет уделено проблемам транспортного комплекса республики. Дальнейшее социально-экономическое развитие, доступность профессионального образования, качественных медицинских услуг, строительства жилья, а также обустроенность всей территории республики во многом определяются транспортной составляющей. Развитие дорог, начиная с 2008 года, становится основным приоритетом инфраструктурной политики и предметом повседневной работы всей вертикали власти в Татарстане. Для этих целей в 2008 году на дорожное хозяйство Республики Татарстан планируется направить вдвое больше средств - 13 млрд.рублей из всех источников финансирования. Дополнительно будут привлечены средства на оснащение дорожно-строительных организаций современной техникой и оборудованием. В целях эффективного освоения выделяемых капвложений и коренного улучшения качества строительства дорог в этой отрасли будут осуществлены серьезные структурные изменения. Откладывать не будем, нет времени. Слабое развитие дорожной сети, ее техническое состояние, быстрый рост количества транспортных средств (672 тыс. легковых автомобилей, более 120 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. За 2007 год число легковых автомобилей увеличилось на 75,6 тыс. автомобилей) сильно обострили проблему дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на наших дорогах погибают до 800 человек, получают ранения свыше 7 тысяч. Здесь нужны и неотложные, и долгосрочные системные меры. Поручаю Правительству и Министерству внутренних дел в свете состоявшегося обсуждения на итоговой коллегии министерства разработать специальную программу. Особое внимание в ней должно быть уделено федеральной трассе М-7, где, к сожалению, сегодня совершается большинство ДТП. Министерству транспорта и дорожного хозяйства необходимо проработать с федеральными органами вопросы ее расширения и модернизации, в первую очередь на участке "Мамадыш-Елабуга", где в последнее время происходят резонансные ДТП.
Законодательством России сейчас предусмотрены более жесткие требования к водителям и пассажирам автотранспорта. ГИБДД (Р.Н.Минниханов) необходимо употребить весь арсенал средств, чтобы на дорогах был порядок.
Правоохранительным органам республики, которым оказалось под силу раскрыть и предать суду пятнадцать крупных бандитских формирований ("Хади Такташ", "Жилка", "10-й микрорайон", "Татары", "29-й комплекс", "Куяновские", "Тагирьяновские", банда Кулагина, "Татаринские", "Южаки", ОПФ Голубева, банда Никитина, "Птичья бригада", "Элитовские", ОПФ Асадулина-Балтабаева), необходимо добиться сокращения тяжких преступлений, навести порядок в общественных местах, где совершается четвертая часть всех правонарушений, особенно кражи и т.д.
Также следует провести более действенные операции по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в строительном комплексе. В Татарстане впредь не должно быть обманутых дольщиков.
На коллегии МВД мы подняли вопрос о пресечении хищений металлолома. Проблема поднята мною далеко не случайно. Этот вид преступлений достиг угрожающих масштабов. Россия по экспорту металлолома вышла на лидирующее место в мире. За 2003-2007 гг. по республике объемы сдачи металлолома удвоились и в истекшем году составили около 1,2 млн.тонн на сумму порядка 10 млрд.руб. в год. Оплата производится частным лицам наличными. Пунктов приема лома намного больше лицензионных. Только в садах и огородах совершено за один год более 4 тыс. правонарушений, связанных с этим. Наши граждане справедливо жалуются. Правительство и местные органы оказались отстраненными от этой жгучей проблемы, хотя прав у власти в этой сфере предостаточно. Мы в состоянии навести здесь порядок и наведем в этом году.
Одним из важных направлений работы не только правоохранительных органов, но и всех уровней органов государственного и муниципального управления республики остается борьба с коррупцией. От нашей принципиальной позиции к этому постыдному явлению напрямую зависит и доверие населения к власти и ее авторитет. За 2007 год сотрудниками органов внутренних дел совместно с Прокуратурой республики выявлено более 570 должностных преступлений, в том числе более 210 фактов получения взятки. Наибольший объем коррупционного рынка сохраняется в системе высшего профессионального образования, медицине, земельных отношениях и в деятельности военных комиссариатов. Госсоветом республики принят закон "О коррупции". Главное - достичь его реализации усилиями всех правоохранительных органов. При этом строго отслеживать соблюдение чиновниками запретов и ограничений, установленных законодательством о государственной службе и службе в органах местного самоуправления.
Не должны мы ослаблять позиций и в борьбе с наркотиками. В целях предупреждения и профилактики наркомании впервые в республике начата масштабная работа по осмотру учащихся и студентов республики. Осмотрено за год более 93,6 тыс. человек. Выявлен 191 человек, употребляющий наркотические вещества. Считаю, что это, наряду с традиционными методами, наиболее действенный способ профилактики и своевременного выявления "чумы" нашего времени. В 2008 году необходимо обеспечить полный охват проверкой, а это порядка 800 тыс.человек.
Теперь о задачах в экономической сфере. Основные тенденции здесь определяет эффективная работа промышленности. Она в 2007 году развивалась ускоренными темпами - 8,8% (при прогнозе 7,5%), (6,3% - в РФ), и впервые ее объемы сравнялись с размерами валового регионального продукта и составили 743,2 млрд.рублей. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в обрабатывающих производствах - 16,3% (в РФ - 9%). Производство химической продукции выросло на 28,5% (в РФ - 7%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 29,1% (в РФ - 13%), транспортных средств и оборудования - на 26% (в РФ - 15%).
В отчете Всемирного экономического форума за 2007 год Татарстан по ключевым составляющим конкурентоспособности (бизнес-климат, бизнес-портфель, эффективность и стратегический фокус администрации) впервые вышел на второе место по Российской Федерации.
В то же время хотел бы обратить внимание, что, несмотря на серьезные успехи, весьма скромным остается влияние нематериальных активов (патентов, лицензий, ноу-хау, авторских прав, товарных знаков, торговых марок, программных продуктов и пр.) промышленных компаний на экономический рост, формирование добавленной стоимости и капитализацию республиканских компаний. Хотя сейчас в развитых странах именно эта составляющая обеспечивает важную часть производительности и конкурентные преимущества. Для формирования новой модели экономического роста, которая будет предопределять развитие промышленности в следующем десятилетии, уже сейчас Правительству, Министерству экономики, Министерству промышленности и торговли необходимо разработать экономическую политику республики с учетом этих факторов.
Важнейшим условием этого процесса является поддержка инноваций. Сегодня у нас формируются стартовая инфраструктура и институциональные основы в сфере научной и инновационной деятельности. Это и ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея", который является пионером и модельным в своей отрасли в Российской Федерации, и индустриальная площадка КИП "Мастер". Сейчас в районах по их образцу сформировано 12 подобных площадок. Для финансирования инноваций созданы с привлечением федеральных средств, частных инвесторов и частных управляющих компаний три мощных инвестиционно-венчурных фонда. В совокупности в эту сферу в последние пять лет только государством вложено порядка 11 млрд.рублей. Начаты работы по созданию парка высоких технологий и технополиса "Химград". Планируется в ближайшие годы вложить еще порядка 9 млрд.руб. Серьезно обновлена и структура управления Академии наук, к ее работе привлечены ведущие специалисты предприятий и Правительства.
В новых условиях работа Правительства в этом направлении должна быть больше сфокусирована на звеньях, обеспечивающих формирование креативного мышления. Это, прежде всего, школы, высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Необходимо создание таких условий, при которых талантливые старшеклассники и студенты с первых годов учебы были бы активно привлечены к исследовательской, творческой, научной и технической деятельности. Для этого в школах с высоким качеством образования и высокими рейтингами необходимо начать финансирование создания специализированных школьных лабораторий, сети научно-технических кружков. Стремление к инновациям, новым знаниям и талант должны всемерно поощряться. Для этого должна быть также расширена система поддержки отдельных школьников, студентов, аспирантов, их коллективов в форме грантов. В этом я еще раз убедился во время встречи с талантливой молодежью в "День студенчества" 25 января. Без таких ребят мы не сможем стать конкурентоспособными ни в одной отрасли. Дай Бог, чтобы их было больше и чтобы они обеспечивали дальнейшее успешное развитие республики.
Соответствующим образом должна быть изменена и работа представительств республики. Особое внимание в их деятельности должно уделяться привлечению в учебные заведения Татарстана талантливой молодежи под вновь создаваемые и развивающиеся масштабные производства. Мы готовы в рамках государственной программы социальной ипотеки выделить специальную квоту для обеспечения в дальнейшем способных выпускников жильем, откуда бы они ни приезжали.
Вторая задача - повышение трудовой мобильности и активизация миграционной политики. В 2007 году на вновь введенные рабочие места на крупных и средних предприятиях было принято более 9 тыс.человек. В 2008 году планируется за счет ввода новых производств создать более 7 тыс. рабочих мест. С учетом развития Камского и Столичного экономических районов в последующие годы это число должно увеличиться до 10 тыс. мест в год. Потенциальный рост спроса на трудовые ресурсы - до 100 тыс. человек дополнительно к 2010 г. Одновременно индустриализация сельского хозяйства ведет к постепенному высвобождению излишне занятых. В этой связи особую актуальность начинают приобретать задачи повышения эффективности организованного набора, подготовки и переподготовки кадров. Необходимо кардинально менять приоритеты деятельности центров занятости. Сегодня более чем 90% граждан устраиваются на работу либо путем самостоятельного поиска, либо через кадровые службы предприятий. Центры Министерства труда, занятости и социальной защиты (А.Р.Шафигуллин) должны концентрироваться не только на регистрации безработных, выплате им пособий, а выполнять и более масштабные функции, такие как профориентация, деловая оценка, организованный целевой набор трудовых ресурсов.
Третьей, а может, и первой задачей экономической политики является формирование современной инфраструктуры, в первую очередь, информационной, транспортной, складской и производственной логистики. Все это обеспечит доступ республиканских товаропроизводителей к самым передовым услугам и технологиям, быструю доставку продукции на основные рынки.
О кластерном развитии. В 2007 году, благодаря крупным инвестициям "Татнефти", компании "ТАИФ" и самих предприятий, нефтехимическая отрасль как приоритетная развивалась ускоренными темпами. Введены новые производства - производство резиносмешения на "Нижнекамскшине", выпуск бисфенола-А (70 тыс.тонн в год), бимодального полиэтилена на базе "Казаньоргсинтеза". Реализован проект по удвоению суммарной мощности по выпуску бутилового и галобутилового каучуков (до 120 тыс.тонн в год), освоен полибутадиеновый каучук в "Нижнекамскнефтехиме". Строится новый нефтехимический комплекс "Татнефти".
Нефтегазохимический комплекс должен и далее выступать как единый субъект конкуренции на российском и мировом рынках, состоящий из взаимосвязанных крупных, средних и малых отраслевых предприятий. Необходимы дальнейшее сближение и реализация совместных проектов с другими отраслями - машиностроением, автомобиле- и авиастроением, строительной индустрией, сельским хозяйством, пищевой и легкой промышленностью и др., а также с образовательным, научным, IT-центрами в целом.
В перспективе Республика Татарстан должна стать лидером не только в крупнотоннажной химической продукции, но и в высокотехнологичных полимерных изделиях и компонентах, а также оборудовании для их выпуска. Республиканским машиностроителям необходимо обратить внимание на освоение рынка соответствующего оборудования (для смешения, экструзии, формования, переработки отходов). Интересно, что в Россию ежегодно завозится оборудование для переработки пластмасс на сумму порядка 900 млн. долларов. Это значимый сегмент для импортозамещения.
В 2007 году нефтяными компаниями республики было добыто 32 млн. тонн нефти, из них 26 млн. тонн - ОАО "Татнефть". Несмотря на то, что мы работаем на старых месторождениях, по сравнению с 2006 годом объемы добычи выросли на 2% (2,1% - РФ). Темпы роста объемов добычи нефти малыми нефтяными компаниями составили более 5%. Для дальнейшего развития отрасли очень важно вовлечение в оборот дополнительных источников углеводородного сырья. В Республике Татарстан к ним относятся прежде всего природные битумы. Учитывая выявленные в республике значительные запасы, важно активно продолжать научно-исследовательские и опытно-промышленные работы по их разведке, добыче и переработке. Мы возлагаем тут большие надежды на стратегическое партнерство ОАО "Татнефть" и компании "Шелл". Заслуживает всяческой поддержки распространение сферы деятельности "Татнефти" в регионах России и за рубежом. Для нас очень важно, чтобы доходы в бюджет от деятельности наших нефтяников адекватно возрастали.
Что касается автомобилестроения, то его развитие должно быть максимально ориентировано на использование возможностей республиканской промышленности для организации компонентных производств. В целом по итогам 2007 года оборот предприятий автомобилестроения составил около 145 млрд.рублей, индекс промышленного производства - 126%. В текущем году планируется выйти на годовой объем отгруженной продукции в сумме 180 млрд.рублей с ростом промышленного производства на 120%.
Успешные результаты отрасли в большой степени определяются результатами работы ОАО "КамАЗ" и заводов компании ОАО "Северсталь-авто". По итогам 2007 года объем производства ОАО "КамАЗ" вырос на 20% и достиг 75 млрд.рублей, было произведено 53 тыс. грузовых автомобилей. ОАО "Северсталь-авто" в 2007 году произведено около 22 тыс. автомобилей (рост в 2,2 раза). В 2008 году планируется довести суммарный объем производства до 85 тыс. автомобилей.
Автомобильный рынок РФ имеет тенденцию ускоренного роста до 2015 года (5,5 млн.штук). За 2007 год рост составил 35%. Продано 2,79 млн. машин, из них 765 тыс.шт. - российские автомобили, 440 тыс. - иномарок российской сборки. За счет роста производства грузовых и легковых машин, локализации их производства Татарстан имеет реальную возможность стать одним из крупных центров автомобилестроения. А "КамАЗ" уже вошел в первую десятку мировых компаний по производству грузовых автомобилей.
Министерству промышленности и торговли совместно с ОАО "КамАЗ", ОАО "Северсталь-авто", другими промышленными предприятиями, Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства необходимо разработать Программу развития автокомпонентов. А также совместно с органами местного самоуправления необходимо подготовить предложения по свободным индустриальным площадкам, которые могут быть предложены для размещения новых производств. Как это сделано в Актанышском, Муслюмовском, Лениногорском муниципальных районах.
Наибольших успехов в кластерном развитии в прошлом году добилась энергетика. Вывод из состава ОАО "Татэнерго" в ходе реформирования ремонтных, сервисных, инжиниринговых компаний и создание новых производств, ориентированных на внешний рынок, совместно с ведущими зарубежными партнерами позволили, с одной стороны, снизить издержки и предоставить самостоятельность в решении оперативных вопросов ряду структурных подразделений, а с другой - сохранить производственную систему как единое целое. Сегодня эти предприятия не только полностью покрывают потребности энергосистемы в их услугах, но и активно работают в других регионах Российской Федерации и за рубежом. За 2007 год рост потребления электрической энергии составил 4,5%. Основными задачами на 2008 год в энергетике являются техническое перевооружение и модернизация существующего оборудования с привлечением ресурсов российских и иностранных компаний.
Исходя из логики реформирования, в текущем году энергосистему ожидают дальнейшие структурные изменения.
Безусловно, мы гордимся по достоинству достижениями таких наших крупных компаний, как ОАО "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "КамАЗ", "Татэнерго", "ТАИФ" и рядом других. Это прежде всего заслуга руководителей, результат хорошо поставленного менеджмента этих предприятий. Есть у нас такие отрасли и предприятия, как авиастроение, судостроение, компрессоро- и приборостроение и два казенных предприятия. Учитывая, что деятельность этих предприятий связана с общегосударственными интересами, нам постоянно на самом высоком уровне приходится и необходимо заниматься их проблемами.
Нас радует, что в республике появились руководители нового поколения, которые, по сути, с нуля создают предприятия, бизнес-структуры и добиваются блестящих результатов.
Показателен в этом плане кондитерский комбинат "Акульчев" (Акульчев Сергей Николаевич, г.Наб.Челны), который за три года работы удвоил объемы производства продукции и довел их до 600 млн.руб. в год.
Еще более впечатляющие темпы роста у ЗАО "Эссен продакшн" (Барышев Леонид Анатольевич, г.Елабуга), осуществляющего выпуск майонеза, кетчупов, маргариновой продукции. За три года производство продукции на данном предприятии более чем утроилось. За 2007 год произведено продукции на сумму свыше 3 млрд.руб. Или ЗАО "Челны-хлеб" (Юнусов Рафаэль Сулейманович) довел годовой объем производства почти до 1 млрд.руб. Казанский жировой комбинат (Харитонов Дмитрий Александрович) - до 2 млрд.руб. Компания "Техно-Николь" в Заинске (Мамонтов Андрей Валерьевич) открыла производство теплоизоляционного материала из базальтового камня на 70 тысяч тонн, расширяет его дальше.
Но есть и такие предприятия, состояние которых напоминает сороку, застрявшую на покрашенной крыше, - голову поднимет - хвост прилипает, хвост оторвет - голова, понятно, лицом куда.
Это ОАО "Казанский лен" (Овчинникова Любовь Николаевна), ЗАО "Искож" (Пегеняшкин Андрей Владимирович), Бугульминский электронасосный завод (Кириченко Лариса Павловна), ОАО "Хитон" (Егоров Валерий Михайлович), Завод газовой аппаратуры (Яковлев Андрей Юрьевич). Некогда прославленная кондитерская фабрика "Заря" (Тухватуллин Марат Харисович) - производство упало за год на 10%, весь объем всего 341,2 млн.руб.
Вот где могли бы себя проявить наши отраслевые министры, руководители "кризисных" и тому подобных структур. Займитесь "точечно" такими предприятиями и решите их судьбу. Одним словом, проявите свой талант.
Почему эти предприятия из года в год отстают? Надеяться, что кризисные управляющие у нас что-нибудь исправят, - это самообман. Арбитражных управляющих, объединенных красивым словом "гильдия", у нас 251 человек. К 77 из них предъявлены иски, жалобы.
Вот мы произносим правильные слова, например, "кластер". Признаем, что в нефтехимии это реально. А где же тогда Казанский завод СК им.Кирова (Контуров Алексей Валерьевич), который дает убытки - в кластере или за его бортом? "СПУРТ банк" (Даутова Евгения Валентиновна), который купил этот завод, и Правительство должны навести порядок.
Традиционно созидательно развивается агропромышленный комплекс республики. Стоимость валовой продукции в прошлом году превысила 95 млрд.рублей с ростом на 12,4% к 2005 году. Собрано свыше 5 млн.тонн зерна, стабильно выращивается по 2 млн.тонн сахарной свеклы. Полностью удовлетворяются за счет собственного производства также потребности в картофеле и овощах. Валовой сбор маслосемян рапса составил 115 тыс.тонн. Запущен в эксплуатацию первый в Российской Федерации маслоэкстракционный завод, ориентированный на переработку рапса. Татарстан обеспечил 15% всего прироста молока в стране и продает сегодня более 8% российского товарного молока. Впервые в истории республики продуктивность коров составила 4146 кг молока на корову. Произведено 356 тыс.тонн скота и птицы - рост на 16%. При этом производство мяса птицы на птицефабриках увеличилось на треть и достигло 63 тыс.тонн.
Завершается строительство и реконструкция более 200 объектов животноводства с объемом капитальных вложений в 25 млрд.рублей, запуск которых на полную мощность позволит уже в ближайшие годы значительно нарастить животноводческую продукцию.
Компания "Красный Восток Агро" стала самым крупным производителем высококачественного молока в стране. ЗАО "Агросила Групп" обеспечивает половину республиканского объема производства мяса птицы, ЗАО "ХК "Золотой Колос" - 45% сахарной свеклы. Масштабно развивается также агрохолдинг "Вамин".
Малые формы предпринимательства на селе получили 22 тысячи субсидируемых кредитов на сумму более чем 3,6 млрд.рублей, на которые закуплены десятки тысяч поголовья скота, техники и механизмов, построено свыше 10 тысяч различных придворных объектов. Село оживилось, почувствовало достойное к себе отношение. Хотя у нас в республике все эти пореформенные годы развитие села рассматривалось и раньше как приоритетное.
В то же время считаю необходимым обратить внимание, если хотите, предупредить руководителей Азнакаевского, Елабужского, Менделеевского, Бугульминского, Лениногорского, Бавлинского, Ютазинского, Мамадышского, Спасского муниципальных районов, что такая ваша работа в сфере АПК терпимой быть не может. Не ищите причин - снега нынче и у вас много, получайте урожай, развивайте животноводство, как это делают другие районы.
Особое внимание Министерству сельского хозяйства и продовольствия необходимо уделить вопросам содействия организации эффективных продаж готовой продукции. Необходимо уметь качественно заготовить и продать на рынке произведенную продукцию, тем более что сегодняшние цены на зерно и молоко впервые за последние 15 лет позволяют работать рентабельно и, главное, платить своевременно реальную зарплату. В то же время очередной неадекватный рост цен в последние месяцы на горюче-смазочные материалы и удобрения создает огромные сложности в удержании достигнутых позитивных перемен. Правительство внимательно должно рассмотреть сложившуюся ситуацию. Увеличение доходности и уровня зарплаты должны стать определяющими факторами деятельности сельхозпроизводителей республики в 2008 году. Это главная задача.
В прошлом послании я обращал внимание на роль международных и общероссийских торговых сетей. В нарушение договоренностей, преследуя коммерческие цели, отдельные из них ведут политику, наносящую ущерб отечественному сельскому хозяйству. Чувствуется давление международных компаний через торговые сети на ряд успешных республиканских компаний.
Хотя ряд структур начал пересматривать товарную и ассортиментную политику - это такие гипермаркеты, как "Реал", "Метро", "Элескор" ("Гроссмарт"), однако ситуация меняется очень медленно. По-прежнему не выполняют свои обязательства компании "Патерсон", "Рамстор" и "Перекресток". Считаю, далее так не может продолжаться. Министру промышленности и торговли, министру сельского хозяйства и продовольствия в ближайшее время необходимо решить вопрос выбора окончательного варианта сотрудничества с торговыми компаниями. Главам муниципальных образований необходимо обеспечить регулярный мониторинг наличия на полках в торговых сетях продукции наших товаропроизводителей и оказывать им своевременную поддержку в продвижении продукции. Сегодня нет продукции лучшего качества, чем отечественная. К нам попадают продукты питания не первой свежести, закупленные по бросовым ценам, отсюда и ценовая политика не в пользу отечественной продукции. Мы должны работать исходя из интересов здоровья наших людей.
Продолжается динамичное развитие банковского сектора, который остается одним из крупных и стабильно работающих на рынке банковских услуг Российской Федерации. Совокупный размер прибыли кредитных учреждений, работающих в республике, только за 2007 год вырос более чем на 40% и превысил 9 млрд.рублей. Все кредитные организации Татарстана являются финансово стабильными. За прошедший год ими выделено кредитов на сумму 337,6 млрд.руб., что выше предыдущего года в 1,6 раза. Это также говорит о состоятельности экономики Татарстана.
Вместе с тем в условиях либерализации действующего законодательства о банках и банковской деятельности отдельные банки находят лазейки в законодательстве, открывают на территории республики кредитно-кассовые и операционные офисы, которые, имея меньшую налогооблагаемую базу, создают неравные условия на внутреннем финансовом рынке. Национальному банку совместно с правоохранительными и налоговыми органами необходимо ситуацию держать под контролем. Инорегиональные банки должны быть активно вовлечены в реализуемые в республике социальные программы. Это требование должно стать основным условием осуществления ими нормальной деятельности на территории республики.
Продолжается процесс развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга". На ее территории в настоящее время зарегистрированы семь компаний, и пять из них уже начали создание производственных мощностей. В 2008 году планируется разместить на территории ОЭЗ до 15 новых предприятий. Правительству республики необходимо сконцентрировать свое внимание на дальнейшем развитии инфраструктуры и на подготовку и привлечение трудовых ресурсов для работы в этом регионе.
Сегодня все более значимым сектором в экономике республики становится малый бизнес. Число субъектов малого предпринимательства растет. Сейчас действует свыше 30 тыс. экономически активных малых предприятий, что на 11% больше, чем в прошлом году. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось на 6% и составило более 126 тыс. человек. В целом в этом секторе занято около 18% трудовых ресурсов республики. Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте в 2007 году составила 21%. Средняя заработная плата работников малых предприятий на 11% была выше средней зарплаты крупных и средних предприятий.
В то же время серьезную озабоченность вызывает замедление развития малого бизнеса в высокотехнологичных секторах. Недостаточное внимание уделяется малому и среднему бизнесу в системе государственных закупок. Только по системе государственного заказа объем товаров и услуг, закупленных за пределами Республики Татарстан за прошлый год, составил порядка 5 млрд.рублей. Вновь созданному Комитету по поддержке малого и среднего предпринимательства (Т.Н.Шагивалееву) необходимо учесть эти возможности.
2007 год был годом становления системы муниципального управления, годом отработки механизмов их взаимодействия с республиканскими и федеральными органами исполнительной власти.
С каждым годом в республике увеличивается число самодостаточных муниципальных образований. А по итогам 2007 года из 43 муниципальных районов и 2 городских округов 23 являются экономически самодостаточными.
Рост промышленного производства был обеспечен в большинстве муниципальных районов, при этом в городском округе "Набережные Челны" рост составил порядка 126%, городском округе "Казань" - более 116%, 109% - в Нижнекамском муниципальном районе, в целом в 20 муниципальных районах республики темпы роста промышленного производства превысили среднереспубликанский уровень.
Значительно увеличился объем инвестиций в основной капитал. Если в целом по Республике Татарстан их объем возрос на 9% и составил 198 млрд.руб., то в городском округе "Набережные Челны", Альметьевском, Елабужском и Зеленодольском муниципальных районах их рост превысил 15%.
Опережая среднереспубликанские темпы (114,8%) наращивался ввод жилья в Агрызском муниципальном районе - 199,4%, Сабинском муниципальном районе - 165,8%, Ютазинском муниципальном районе - 160,8%, Нижнекамском муниципальном районе - 151,9%, Арском муниципальном районе - 150,8%, в городском округе "Набережные Челны" - 129,1% и в некоторых других.
Выше среднереспубликанских темпов (123,0%) в 2007 году выросли доходы на душу населения в городском округе "Набережные Челны" (143%), Менделеевском (154%), Ютазинском (159%) и Альметьевском (130%) муниципальных районах.
Рост поступлений налога на доходы физических лиц в г.Набережные Челны составил более 142%, в г.Казань - 140%.
В 2007 году в основном завершена работа по формированию нормативно-правовой базы обеспечения деятельности муниципальных образований. Передача государственных полномочий осуществлялась одновременно с наделением финансовыми и материальными ресурсами и закреплением дополнительных источников формирования бюджетов муниципальных образований.
В то же время еще не до конца отработаны эффективные стимулы развития собственной экономики территорий и наращивания доходной базы. Не завершена работа по переоценке кадастровой стоимости земель. По-прежнему не соответствует нормативу доходная часть бюджетов ряда муниципальных образований.
Правительству республики совместно с Советом муниципальных образований необходимо разработать действенные механизмы, побуждающие муниципальные образования к наращиванию своей налоговой базы.
В целях комплексного развития муниципальных образований, снижения диспропорций в их развитии нам необходимо принять Программу "Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан до 2020 года".
Уважаемые депутаты!
Государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. По профессиональным качествам, поведению и личной культуре чиновника складывается у населения мнение о государстве. Речь идет прежде всего об интеллигентности государственных служащих, их личностных качествах. Признать в человеке равные с собой права, понимать и чувствовать человека - главное требование к руководителям всех звеньев государственного управления.
К сожалению, в ряде сфер до сих пор нам не удается переломить ситуацию. За истекший год только в аппараты Президента и Кабинета Министров поступило 17,3 тыс. обращений, в том числе на личном приеме - 5,2 тыс. Люди прежде всего жалуются на недостатки в сфере услуг.
На первом месте находится здравоохранение. Парадокс, что именно люди в белых халатах, давшие клятву Гиппократа, удерживают столь незавидное лидерство. В этой системе самые большие очереди. Поражает и то, что взятки среди медиков и очереди в поликлиниках стали не исключением, а правилом, навязанным населению.
На второй позиции - высшее образование с навязыванием репетиторства, установкой расценок за зачет, экзамен, курсовую и дипломную работу. В итоге высшее образование просто обесценивается, резко падает авторитет вузов и преподавателей.
В тройке лидеров, к сожалению, значится и почта. Для ее работы также характерны очереди, бездушие сотрудников (а ведь среди тех, кто постоянно пользуется услугами почтовых отделений, очень много пенсионеров).
На четвертом месте - работа Регистрационной палаты. Несмотря на созданные республикой прекрасные условия, не ликвидированы очереди, процветают посредничество, теневые ставки для прохождения документов.
Еще раз хотелось бы выделить сферу жилищно-коммунального хозяйства. Для многих жителей республики - это высшее олицетворение безразличия власти к человеку, непрофессионализм, неумение оперативно решать рядовые вопросы и "умение" часто доводить жителей до "точки кипения".
Следует заметить, что такие службы, как налоговая, алкогольная инспекция, пенсионный фонд, казначейство, экологическая служба, ныне имеют несколько меньше замечаний. А ведь еще недавно они были бюрократическими "лидерами". Кстати, милиция и в целом правоохранительные органы, несмотря на наличие карательной функции, находятся в конце списка. Это показатель как роста профессионализма, так и личной культуры руководителей этих ведомств. Указанные службы становятся более открытыми для общественности.
Доступность, постоянная обратная связь с населением, прозрачность в работе - это правило для человека, который не должностью козыряет, а служит людям. Формула простая - нужно превратить чиновника в служащего!
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Растущие темпы изменения окружающего мира требуют от всех ветвей государственной власти постоянной, кропотливой работы, повышенного внимания к самым насущным проблемам граждан республики. Если гражданин будет уверен в своем будущем, он будет доверять власти. У Татарстана есть возможность стать не только лидером, но и образцом эффективной работы государства с населением во имя благополучия каждого человека.
Когда мы с гордостью произносим "Без булдырабыз!", "Мы можем!", мы прекрасно осознаем глубокое содержание и ответственность сказанного. И не сомневаемся в претворении наших помыслов в реальные дела - во имя прогресса нашей родной республики.
Спасибо за внимание.
Бик зур рэхмэт!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президент Татарстана выступил перед депутатами Госсовета с ежегодным посланием. В своем послании Президент отчитался по итогам 2007 года, в частности, ставился акцент на международное сотрудничество, местное самоуправление, приоритетные национальные проекты.
При достигнутых темпах экономического развития (прирост валового регионального продукта за год составил 8,7%, в РФ - 7, 6%), адекватные изменения происходят и в социальной сфере. Интегральный показатель качества жизни имеет устойчивый рост. Это результат слаженной работы Правительства, глав муниципальных образований и территориальных федеральных органов.
Промышленность в 2007 году развивалась ускоренными темпами - 8,8% (при прогнозе 7,5%), (6,3% - в РФ), и впервые ее объемы сравнялись с размерами валового регионального продукта и составили 743,2 млрд.рублей. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в обрабатывающих производствах - 16,3% (в РФ - 9%). Производство химической продукции выросло на 28,5% (в РФ - 7%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 29,1% (в РФ - 13%), транспортных средств и оборудования - на 26% (в РФ - 15%).
В 2007 году реальная заработная плата в республике выросла на 17,8% (16% в среднем по РФ) и составила 11334 рубля, в ноябре - 12124 рубля, денежные доходы населения - на 13,9% (10% в среднем по РФ). В результате увеличилась и покупательная способность денежных доходов населения. Татарстан по данному показателю находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа, потому что потребительская корзина Татарстана сегодня самая дешевая в России. Приоритетной задачей Правительства остается необходимость дальнейшего увеличения размера оплаты труда работников бюджетной сферы. В результате средняя заработная плата в республике должна быть доведена в этом году до 14 тыс.руб.
Особое внимание с текущего года будет уделено проблемам транспортного комплекса республики, ликвидации недоремонта многоквартирных жилых домов и аварийного жилья, дальнейшей реализации приоритетных национальных проектов.
Выступление Минтимера Шаймиева на сессии Государственного совета 31 января 2008 года
Текст Выступления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 1 февраля 2008 г. N 21