Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 28 декабря 2005 г. N Зп-1-87/2005
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 г. N 11-Г06-4 данное решение оставлено без изменения, а кассационное представление прокурора прокуратуры - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 года N 98 "Об утверждении Республиканской программы по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 2007# годы ("АНТИ-ВИЧ/СПИД")",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 года N 98 "Об утверждении Республиканской программы по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 2007# годы ("АНТИ-ВИЧ/СПИД")".
В обоснование своего заявления прокурор указал, что раздел "Исполнители основных мероприятий" паспорта Программы по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2007 годы, утвержденной указанным постановлением, и "Перечень мероприятий" Программы, в части, где исполнителями программы указаны Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан", Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, противоречат федеральному законодательству.
Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Согласно статье 6 данного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право вносить в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не устанавливать положения предписывающего характера.
Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы федеральной службы исполнения наказаний" Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных и подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства здравоохранения Республики Татарстан Т.А.Стрюкова с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан было разработано и принято по согласованию с федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" и Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, что подтверждается тем, что ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" является одним из основных разработчиков Программы, утвержденной постановлением. При разработке Республиканской программы Министерством здравоохранения Республики Татарстан - основным разработчиком программы было проведено согласование с Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан перечня мероприятий программы, что отражено в утвержденном обеими сторонами Плане совместных мероприятий по оказанию медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, содержащихся в учреждениях Управления исполнения наказаний.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что оснований для удовлетворения заявления Прокурора Республики Татарстан не имеется по следующим основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 года N 98 в целях дальнейшего снижения заболеваемости населения Республики Татарстан вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), усиления профилактической работы в группах риска и с населением республики, повышения эффективности комплекса проводимых мероприятий утверждена Республиканская программа по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 2007# годы ("АНТИ-ВИЧ/СПИД")".
В соответствии с абзацем 5 раздела "Паспорт программы" основными разработчиками Программы являются Министерство здравоохранения Республики Татарстан и федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан".
Исполнителями основных мероприятий в данном разделе указаны: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" (по согласованию), Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (по согласованию), Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа", Министерство социальной защиты Республики Татарстан.
В разделе Перечень мероприятий Республиканской программы по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 2007# годы ("АНТИ-ВИЧ/СПИД")" в качестве исполнителей отдельный# мероприятий указаны помимо республиканских органов исполнительной власти Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" и Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан.
В обоснование своего заявления Прокурором Республики Татарстан указано, что в оспариваемом постановлении установлены положения предписывающего характера для федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы исполнения наказаний и для федерального государственного учреждения - Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При этом прокурор указывает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право лишь вносить в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В отношении Управления исполнения наказаний прокурор указывает на то, что в соответствии с Положением "О Федеральной службе исполнения наказаний" директор ФСИН утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН, Положения о структурных подразделениях ФСИН России, ее территориальных органах, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ФСИН России, об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, исполняющих наказания.
С указанными доводами прокурора согласиться нельзя.
Из вышеприведенных положений Паспорта Республиканской программы по снижению в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита, видно, что в разделе "Исполнители основных мероприятий" указаны в качестве исполнителей федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" и Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по согласованию.
Также федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" являются основным разработчиком программы совместно с Министерством здравоохранения Республики Татарстан.
Указанное свидетельствует о том, что данные федеральные органы участвуют в разработке и реализации Республиканской программы по снижению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, только с их согласия и в пределах своей компетенции.
Об изложенном свидетельствуют также представленные представителем Министерства здравоохранения лист согласования к проекту постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, который подписан первым заместителем ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" (л.д.32), и план совместных мероприятий Министерства здравоохранения и Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан по оказанию медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, содержащихся в учреждениях УИН МЮ РФ по РТ на 2005 год, подписанный руководителями данных организаций (л.д.33-38).
Следует отметить, что в отношении республиканских органов исполнительной власти в оспариваемом постановлении не указывается на то, что они являются основными исполнителями программы по согласованию.
Таким образом, оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан не устанавливают положения предписывающего характера для федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам совместной компетенции в области охраны здоровья граждан привлекают к участию в реализации Республиканской программы федеральные органы исполнительной власти с их согласия в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
Из изложенного следует, что доводы прокурора о том, что в оспариваемом постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан установлены положения предписывающего характера для федеральных органов исполнительной власти, являются необоснованными. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и оснований для признания отдельных его положений противоречащими федеральному законодательству не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
В удовлетворении заявления Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 года N 98 "Об утверждении Республиканской программы по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005 2007# годы ("АНТИ-ВИЧ/СПИД")" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 28 декабря 2005 г. N 3п-1-87/2005
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 г. N 11-Г06-4 данное решение оставлено без изменения, а кассационное представление прокурора прокуратуры - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 29 марта 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был