Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 8 декабря 2005 г. N Зп-1-77/2005
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 11-Г06-2 данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Г.Р.Р. - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре С-не,
с участием прокурора М-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Р.Р.Галиева о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению Закона Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", Закона Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани",
установил:
Галиев Р.Р. обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению Закона Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", Закона Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани".
В обоснование заявления Галиевым Р.Р. указано, что данные Законы Республики Татарстан противоречат положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в соответствии с частью 3 статьи 13 данного Федерального закона объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, что происходит в соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона на основании голосования либо на сходах граждан. Голосование либо сходы населения по данному вопросу не проводились. Заявитель указывает в своем заявлении, что упразднение ранее существовавших органов местного самоуправления нарушает его право на осуществление местного самоуправления.
Кроме того, по мнению заявителя, указанные Законы Республики Татарстан противоречат частям 4 и 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в городах республиканского подчинения Республики Татарстан местное самоуправление осуществлялось в границах жилых комплексов на основании выборов, проведенных 26 марта 2000 года, в соответствии с которыми население определило территорию местного самоуправления.
Также оспариваемые Законы Республики Татарстан противоречат статье 5 Европейской Хартии местного самоуправления, в соответствии с которой изменение границ местного самоуправления допускается только с учетом мнения населения, которое при принятии Законов Республики Татарстан не было выяснено ни в какой форме.
Закон Республики Татарстан, которым были бы установлены порядок упразднения муниципальных образований субъекта и гарантии учета мнения населения при решении вопроса об изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, не принят, какой-либо процедуры по выяснению мнения населения проведено не было. В результате упразднение муниципальных образований было произведено без учета мнения населения этих муниципальных образований.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан А.С.Федоров, Л.Г.Космылина, Ф.В.Зарипов с заявлением Р.Р.Галиева не согласились, пояснив, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года были обязаны установить в соответствии с требованиями Федерального закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. В связи с этим был принят Закон Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани".
На основании абзаца шестого части 3 статьи 84 данного Федерального закона о том, что с 1 января 2006 года законами субъекта Российской Федерации упраздняются внутригородские муниципальные образования Законом Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани" существующие внутригородские муниципальные образования в жилых комплексах вместе с органами местного самоуправления с 1 января 2006 года упраздняются. В связи с этим 16 октября 2005 года выборы депутатов в представительные органы жилых комплексов не проводились.
Представитель Президента Республики Татарстан М.М.Курманов с заявлением Р.Р.Галиева также не согласился, пояснив в обоснование своей позиции, что в городе Казани на момент принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местного самоуправления и органов местного самоуправления в целом по городу не было. Статья 85 Федерального закона в таких случаях обязывает органы власти субъектов Российской Федерации образовывать вновь образованные муниципальные образования. В связи с этим и был принят Закон Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", в котором речь идет только об установлении границ территории муниципального образования города Казани и наделении его статусом городского округа, а не об изменении границ территории муниципального образования или о преобразовании муниципального образования. При установлении статуса и границ муниципального образования согласия населения не требуется. А в дальнейшем изменение границ, статуса муниципального образования производится только с согласия населения в соответствии со статьей 24 Федерального закона, которая вступает в силу только с 1 января 2009 года.
В городе Казани имелось формально (отсутствие бюджета, имущества, в некоторых случаях органов местного самоуправления) 25 местных самоуправлений, в случае признания их в законе о статусе и границах города Казани, Казань должна была быть признана муниципальным районом. Закон Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани" был принят на основании пункта 6 части 3 статьи 84 Федерального закона, в соответствии с которым с 1 января 2006 года законами субъекта Российской Федерации упраздняются существующие внутригородские муниципальные образования в жилых комплексах вместе с органами местного самоуправления.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Республики Татарстан Н.М.Мирзануровой, считающего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, Верховный суд Республики Татарстан считает, что в удовлетворении заявления Р.Р.Галиева необходимо отказать по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Закона Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает границу муниципального образования города Казани и наделяет его соответствующим статусом.
Статьей 1 Закона Республики Татарстан установлены границы территории городского поселения Казани как муниципального образования в соответствии с картографическим описанием согласно приложению.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Татарстан муниципальное образование город Казань наделено статусом городского округа.
Законом Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани" в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решено упразднить с 1 января 2006 года находящиеся в составе территории муниципального образования города Казани внутригородские муниципальные образования:
"Поселок Сухая Река"; "Соцгород"; "Поселков Кадышево, Щербаково, Борисоглебское, Голубое озеро"; "Аметьево"; "Поселок Ново-Юдино"; "Адмиралтейская слобода"; "Поселок "Залесный"; "Левченко"; "Поселок Краснооктябрьский"; "Поселок Урицкий"; "Поселок Дружба"; "Поселок Новое Савиново"; "Поселок "Кукушкино"; "Поселков "Отары, 10 лет октября, Старое Победилово"; "Поселки Салмачи, Вишневка"; "Большие Дербышки, Малые Дербышки, Кульсеитово"; "Аки, Новая Сосновка"; "Поселка Киндери"; "Поселков Малые Клыки, Большие Клыки"; "поселок Дербышки"; "Микрорайона 1 жилого массива "Азино-1"; "Вознесенское"; "Карьер"; "Поселок "Нагорный"; "Дальний" и их органы местного самоуправления.
В соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.
Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Галиевым Р.Р. в обоснование своего заявления указано, что оспариваемые Законы Республики Татарстан противоречат положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в соответствии с частью 3 статьи 13 данного Федерального закона объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, что происходит в соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона на основании голосования либо на сходах граждан. Голосование либо сходы населения по данному вопросу не проводились.
Однако, с данными доводами заявителя согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно частям 1-3 статьи 83 Главы 12 вышеуказанного Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 года.
1.1. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период.
1.2. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.
1.3. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
2. Настоящая глава вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
2.1. Положения настоящего Федерального закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи.
3. Положения статей 11-16, 34-37 и 50 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона. Статьи 2 и 10 настоящего Федерального закона применяются при реализации требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона. Статья 25 настоящего Федерального закона применяется при реализации требований части 3 статьи 84 и части 5 статьи 85 настоящего Федерального закона. Статьи 79-81 настоящего Федерального закона применяются при реализации требований части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца 5 части 3 статьи 84 этого же Федерального закона в случае наличия в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, не позднее 1 марта 2005 года законом субъекта Российской Федерации принимается решение:
об упразднении указанных муниципальных образований (за исключением города) и соответствующих органов местного самоуправления не позднее 1 января 2006 года, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты;
об исключении территорий населенных пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования.
Внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2006 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Таким образом, из вышеприведенных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что положения статьи 13 закона, устанавливающие особый порядок преобразования, изменения границ существующего муниципального образования с согласия и с учетом мнения населения, применяются в отношении вновь образованных муниципальных образований только в соответствии с требованиями статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что в городе Казани в целом по городу до принятия оспариваемых Законов Республики Татарстан не существовало органа местного самоуправления. В связи с созданием муниципального образования г.Казани существующие на территории города 25 муниципальных образований оказались внутри городской черты.
В вышеприведенных положениях статьи 85 Федерального закона прямо предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить в срок до 1 марта 2005 года границы муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом муниципального образования.
В соответствии с данными положениями федерального законодательства оспариваемым Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ были установлены границы территории городского поселения Казани и муниципальное образование город Казань было наделено статусом городского округа.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 84 Федерального закона органы местного самоуправления, оказавшиеся внутри городской черты муниципального образования г.Казани, были упразднены Законом Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ.
В статье 13 Федерального закона не регулируются вопросы преобразования, изменения границ вновь образованных муниципальных районов, каким является муниципальное образование города Казани со статусом городского округа. Этому посвящены положения статей 83-85 Федерального закона, реализуя которые, субъект Российской Федерации вправе определить границы муниципальных образований, наделить их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, и в определенных законом случаях упразднить отдельные муниципальные образования.
Доводы заявителя о том, что изменение границ местного самоуправления допускается только с учетом мнения населения, не могут быть приняты во внимание, поскольку муниципальное образование города Казани явлется вновь образованным муниципальным образованием, на территории города Казани в целом не существовало ранее органа местного самоуправления, и одно муниципальное образование не может находиться внутри территории другого муниципального образования.
При таких обстоятельствах оспариваемые Законы Республики Татарстан не противоречат федеральному законодательству и необходимости в признании их недействующими не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Р.Р.Галиева о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению Закона Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", Закона Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 8 декабря 2005 г. N 3п-1-77/2005
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 11-Г06-2 данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Г.Р.Р. - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 5 апреля 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был