Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 января 2007 г. N 3-4/07
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре С-не
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан" N 112 от 04.03.2005,
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "О реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан" N 112 от 04.03.2005.
В дальнейшем представитель прокурора Республики Татарстан изменила требование и просила признать противоречащим федеральному законодательству постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан" N 112 от 04.03.2005 (далее - Постановление) в целом.
В обоснование требования представитель заявителя указала, что Кабинет Министров Республики Татарстан, приняв оспариваемое постановление, вышел за пределы своих полномочий, поскольку правовое регулирование в сфере информации и информационных систем относится к компетенции Российской Федерации. При этом представитель прокурора Республики Татарстан сослалась на статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. (далее - Федеральный закон) в соответствии с которыми правовое регулирование отношений по использованию информации осуществляется федеральным законодательством. Использование информации, установление каких-либо преимуществ одних информационных технологий перед другими, установление ограничений доступа к информации, обеспечение безопасности Российской Федерации в сфере информационных технологий, установление ответственности за правонарушения в сфере использования информации и информационных технологий - определяются только федеральными законами.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями не согласился.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
4 марта 2005 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление N 112 "О реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан" которым утвердил Положение о реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан (далее - Положение).
Названное Положение определяет структуру государственных информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, основы и порядок организации информационного взаимодействия, порядок учета и регистрации в Реестре государственных информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, основные положения по защите информации при электронном обмене государственными информационным ресурсами Республики Татарстан.
Положение регламентирует действия органов исполнительной власти Республики Татарстан при организации их информационного взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления в Республике Татарстан, с гражданами, общественными и иными организациями, осуществляемого посредством электронного обмена государственными информационными ресурсами Республики Татарстан с применением магнитных носителей и телекоммуникационных средств (пункт 1.2 Положения).
Связь и информация, в соответствии с подпунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Обладателем информации, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона, могут быть, в том числе субъект Российской Федерации и муниципальное образование. От имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими правовыми актами (п.2 ст.6).
Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями вправе создавать информационные системы и обеспечивать доступ к содержащейся в них информации. Данные полномочия закреплены за государственными органами и органами местного самоуправления в пункте 2 статьи 12 Федерального закона. В свою очередь, информационные системы, согласно пункту 1 статьи 13 того же Закона включают в себя государственные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов.
Из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации в лице государственного органа, в данном случае Кабинета Министров Республики Татарстан, вправе был принять оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку Положением регулируются вопросы, связанные с информацией - информационные системы и ресурсы (региональные информационные системы), обладателем которых является Республика Татарстан (пп.2.1, 2.2 Положения).
Таким образом, довод прокурора о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан в целом при принятии Постановления превысил свои полномочия, не основан на указанных нормах федерального законодательства.
Как указывалось выше, Положение определяет структуру государственных информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, основы и порядок организации информационного взаимодействия органов исполнительной власти между собой и с органами местного самоуправления, порядок учета и регистрации в Реестре государственных информационных ресурсов и систем Республики Татарстан. Правовое регулирование данных вопросов осуществлено государственным органом Республики Татарстан, по мнению суда, в рамках прав, закрепленных за ним в пункте 3 статьи 6 Федерального закона, а также с учетом принципов правого регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст.3 Закона РФ).
Согласно статье 6 Федерального закона правомочия обладателя информации помимо государственных органов в равной мере осуществляются органами местного самоуправления, определенные соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Довод прокурора о противоречии статье 6 Федерального закона пункта 5 Постановления, в соответствии с которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований при работе с информационными ресурсами Республики Татарстан руководствоваться Положением не может быть принят судом, поскольку, как следует из самого текста названного пункта, оспариваемое положение носит рекомендательный характер и не является обязательным для органов местного самоуправления.
Вместе с тем ряд положений оспариваемого нормативного правового акта противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту 1.7 Положения участие органов местного самоуправления в информационном взаимодействии осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Однако, правомочия обладателя информации помимо государственных органов в равной мере осуществляется# также органами местного самоуправления, определенные соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.6 Федерального закона). Муниципальное образование, как обладатель информации, на основании подпунктов 1, 2 и 3 пункта 3 статьи 6 Федерального закона вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению, передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании. Следовательно, устанавливая в пункте 1.7 Положения правила информационного взаимодействия для органов местного самоуправления, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
В данном случае, по мнению суда, правила информационного взаимодействия для органов местного самоуправления могут носить лишь рекомендательный характер.
Таким образом, пункт 1.7 Положения противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения все государственные информационные ресурсы Республики Татарстан подлежат обязательному предоставлению пользователям в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Данный пункт Положения противоречит пункту 1 статьи 10 Федерального закона, в соответствии с которым в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также пункту 5 названной статьи, в силу которой случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе представление обязательных экземпляров документов, устанавливаются лишь федеральными законами.
По аналогичным основаниям противоречит федеральному законодательству и пункт 3.2 Положения, в соответствии с которым информационное взаимодействие органов исполнительной власти между собой и с органами местного самоуправления осуществляется на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Между тем, согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Законодательство о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других отношениях по использованию информации федеральных законов (п.1 ст.4 Федерального закона).
Раздел 9 Положения регулирует защиту информации при организации электронного обмена государственными информационными ресурсами Республики Татарстан. Положения пунктов 9.2 и 9.4 этого раздела не соответствуют статье 16 Федерального закона, как в части объема целей защиты информации (пункту 1 статьи 16 Федерального закона), так и в части требований о защите информации (пунктам 4 и 5 статьи 16 Федерального закона).
При таких обстоятельствах пункты 9.2 и 9.4 указанного раздела Положения противоречат пункту 1 статьи 4, пунктам 1, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона нарушение требований настоящего Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, устанавливая в пунктах 10.2, 10.3 и 10.4 Положения перечень правонарушений в сфере информационного взаимодействия, за совершение которых предусмотрена ответственность, а также, определяя лиц, подлежащих ответственности, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия, в связи с чем, пункты 10.2, 10.3 и 10.4 Положения также подлежат признанию недействующими.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующими и со дня вступления решения в законную силу пункты 1.7, 3.1, 3.2, 9.2, 9.4, 10.2, 10.3 и 10.4 Положения о реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "О реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан" N 112 от 04.03.2005. В остальной части требования отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление удовлетворить частично.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу пункты 1.7, 3.1, 3.2, 9.2, 9.4, 10.2, 10.3 и 10.4 Положения о реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "О реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан" N 112 от 04.03.2005.
В остальной части требования отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 января 2007 г. N 3-4/07
Настоящее решение вступило в законную силу 13 февраля 2007 г.
Текст решения официально опубликован не был