Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 февраля 2007 г. N 3-6/07
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2007 г. N 11-Г07-9 данное решение оставлено без изменения, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан,
председательствующего Г-ва
при секретаре С-не
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан" N 16-ЗРТ от 12.05.2003,
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Татарстан "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан" N 16-ЗРТ от 12.05.2003 (далее - Закон РТ).
В обоснование требования представитель заявителя указал, согласно статье 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" N 59 ФЗ от 02.05.2006 (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, данным законом и иными федеральными законами. Однако Законом РТ регламентируется порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления и их должностными лицами не соответствующий порядку, закрепленному в Федеральном законе. Основные понятия, используемые в оспариваемом Законе, не соответствуют основным терминам, используемым в Федеральном законе. По-разному установлены сроки направления и разрешения обращений. Закон РТ не содержит особый порядок рассмотрения отдельных обращений.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан с требованием не согласились, пояснив, что в настоящее время принят Закон Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан", в котором в полной мере учтены все положения Федерального закона.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителей Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
12 мая 2003 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан" N 16-ЗРТ. Согласно преамбуле Закон РТ регулирует порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления и их должностными лицами.
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, согласно статье 3 Федерального закона регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, данным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Учитывая названные положения Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, лишь по вопросам защиты прав граждан на обращение, устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом, либо воспроизводить (дублировать) установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Принимая оспариваемый Закон РТ законодательный орган Республики Татарстан закрепил ряд норм без учета отведенных ему федеральным законодательством полномочий, в частности преамбулу Закона РТ, часть 2 статьи 1 в части слов "в установленные настоящим Законом порядке и сроки", статью 3 и 4, части 1, 3 и 4 статьи 5, часть 2 статьи 6, части 3 и 4 статьи 7, части 2, 3, 4, 5, 7, предложение 1 части 8, часть 9 статьи 8, статью 10, часть 1 статьи 11 в части слов "предприятия", часть 1, 2, 4, часть 5 в части слов "а также обращения граждан, полученные по почте телефаксу или иным путем" статьи 12, абзац 2 в части слов "в установленные настоящим Законом сроки", абзац 4 в части слов "в установленный настоящим Законом срок" статьи 15, статью 16, абзац 6 статьи 17 в части слов "в установленный настоящим Законом срок", часть 1 статьи 18, статью 21.
В абзацах 2, 3, 4, 5 статьи 2 дается толкование понятий (терминов), используемых в законе РТ, таких как "обращение граждан", "предложение", "заявление", "жалоба". Однако, они не соответствуют по своему содержанию основным терминам, используемым в Федеральном законе, что позволяет сделать суду вывод о противоречии данных абзацев статьи 2 Закона РТ федеральному законодательству.
Довод представителей Государственного Совета Республики Татарстан о непротиворечии федеральному законодательству статьи 16 Закона РТ - "Права граждан при рассмотрении жалобы" нельзя признать обоснованным, так как, закрепляя перечень прав граждан в законе субъекта Российской Федерации, законодательный орган не вправе сужать их объем по отношению к правам, предусмотренным федеральным законодательством (п.2 ст.3 Федерального закона).
Вместе с тем суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии федеральному законодательству абзаца 6 названной статьи. В соответствии с этим абзацем коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.
Данный термин используется в оспариваемом Законе в части 1 статьи 1, согласно которой в Республике Татарстан каждый гражданин имеет право обращения лично или через своего представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, к должностным лицам указанных органов. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона РТ для всех видов обращений - индивидуальных и коллективных, поданных в письменной форме, если их разрешение не требует продления или принятия безотлагательных мер, устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения.
Таким образом, в Законе РТ установлено положение - "коллективное обращение граждан", которое устанавливает дополнительную гарантию права граждан на обращение, дополняющее гарантии, установленные Федеральным законом.
Следовательно, абзац 6 статьи 2 Закона РТ не противоречит федеральному законодательству.
По аналогичным основаниям суд не может согласиться и с доводом заявителя о противоречии федеральному законодательству части 2 статьи 5 Закона РТ, в которой предусмотрена дополнительная гарантия права граждан на обращение - обращение с предложениями, заявлениями, жалобами на государственных языках Республики Татарстан, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют. При этом, ответы на предложения, заявления, жалобы граждан даются на языке обращения.
Дополнительной гарантией права граждан на обращение суд считает и закрепленное в части 1 статьи 1 Закона РТ право обращения в органы государственной власти республики Татарстан, органы местного самоуправления, к должностным лицам через своего представителя.
Что касается частей 1, 2 (кроме слов "в установленные настоящим Законом порядке и сроки") статьи 1, части 2 статьи 5, части 1 статьи 6, частей 1, 2, и 5 статьи 7, частей 1, 6 статьи 8, статьи 9, частей 1 (кроме слова "предприятия"), 2 статьи 11, частей 3, 5 (кроме слов "а также обращения граждан, полученные по почте телефаксу или иным путем") статьи 12, статей 13, 14, абзацев 1, 2 (кроме слов "в установленные настоящим Законом сроки"), 3, 4 (кроме слов "в установленный настоящим Законом срок"), 5 статьи 15, статьи 17 (кроме абзаца 6 в части слов "в установленный настоящим Законом срок", части 2 статьи 18, статей 19, 20, 22 то суд не находит оснований для признания их недействующими, поскольку они воспроизводят положения и нормы Федерального закона, регулирующего те же вопросы порядка рассмотрения обращений граждан.
При таком положении суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу преамбулу, абзац 2 статьи 1 в части слов "в установленные настоящим Законом порядке и сроки", абзацы 2, 3, 4, 5 статьи 2, статьи 3, 4, части 1, 3 и 4 статьи 5, часть 2 статьи 6, части 3 и 4 статьи 7, части 2, 3, 4, 5, 7, предложение 1 части 8, часть 9 статьи 8, статью 10, часть 1 статьи 11 в части слова "предприятия", части 1, 2, 4, часть 5 в части слов "а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу или иным путем" статьи 12, абзац 2 в части слов "в установленные настоящим Законом сроки", абзац 4 в части слов "в установленный настоящим Законом срок" статьи 15, статью 16, абзац 6 статьи 17 в части слов "в установленный настоящим Законом срок", часть 1 статьи 18, статью 21 Закона Республики Татарстан "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан" N 16-ЗРТ от 12.05.2003.
В остальной части требования прокурора Республики Татарстан подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу преамбулу, часть 2 статьи 1 в части слов "в установленные настоящим Законом порядке и сроки", абзацы 2, 3, 4, 5 статьи 2, статьи 3, 4, части 1, 3 и 4 статьи 5, часть 2 статьи 6, части 3 и 4 статьи 7, части 2, 3, 4, 5, 7, предложение 1 части 8, часть 9 статьи 8, статью 10, часть 1 статьи 11 в части слова "предприятия", части 1, 2, 4, часть 5 в части слов "а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу или иным путем" статьи 12, абзац 2 в части слов "в установленные настоящим Законом сроки", абзац 4 в части слов "в установленный настоящим Законом срок" статьи 15, статью 16, абзац 6 статьи 17 в части слов "в установленный настоящим Законом срок", часть 1 статьи 18, статью 21 Закона Республики Татарстан "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан" N 16-ЗРТ от 12.05.2003.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 14 февраля 2007 г. N 3-6/07
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2007 г. N 11-Г07-9 данное решение оставлено без изменения, кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения
Настоящее решение вступило в законную силу 23 мая 2007 г.
Текст решения официально опубликован не был