Решение Арбитражного суда Республики Татарстан
от 29 июня 2007 г. N А65-6433/2007-СА1-7
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2007 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан,
рассмотрев по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Республики Татарстан к Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими постановлений Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 г. N 72 "О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан", от 15.11.2006 г. N 71/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год" со дня их принятия, с участием Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, открытого акционерного общества "Татэнерго", муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Казанской городской думы, Федеральной службы по тарифам в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
установил:
Прокуратура Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилась в суд с заявлением к Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими постановлений Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 г. N 72 "О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан", от 15.11.2006 г. N 71/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год" со дня их принятия, с участием Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, открытого акционерного общества "Татэнерго", муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Казанской городской думы, Федеральной службы по тарифам в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявитель поддержал требование по изложенным в заявлении основаниям, пояснил, что постановлениями N 72, N 71/1 от 15 ноября 2006 года ответчик установил для энергопоставщиков ОАО "Татэнерго" и МУП "ПО "Казэнерго" разные тарифы на одни и те же услуги, в результате чего около 26% потребителей г.Казани, приобретая в 2007 году одинаковую по качеству и объему тепловую энергию для собственных бытовых нужд по 649 руб. за 1 Гкал, оказались в заведомо неравном положении с другими потребителями, оплачивающими эти услуги по 245 руб. 60 коп.
Кроме этого, заявитель, руководствуясь постановлением Главы администрации г.Казани от 29.12.2005 г. N 3229 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" в 2006 году, согласно которому стоимость 1 Гкал теплоэнергии для населения города Казани составляла 305 руб. 80 коп., указывает на нарушение ответчиком предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, составляющих не более 115% по отношению к уровню действующих тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 г. N 168-э/3, в связи с увеличением стоимости теплоэнергии в 2007 году, поставляемой населению МУП "ПО "Казэнерго" более чем в два раза (от 305,8 руб. до 649 руб.) и снижением стоимости теплоэнергии, поставляемой ОАО "Татэнерго" с 305,8 руб. до 245 руб. 60 коп.
Заявитель также утверждает о невыполнении ответчиком положений, предусмотренных в статье 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 г., направленных на недопущение установления для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей.
Ответчик требование не признал по мотивам, указанным в отзыве, пояснил, что различные тарифы на тепловую и электрическую энергию были установлены в соответствии с действующим законодательством, тарифы двух различных хозяйствующих субъектов не могут быть одинаковыми, поскольку рассчитываются исходя из конкретных экономических показателей организации. При этом ответчик указывает на то, что применение различных тарифов обусловлено еще и тем, что у рассматриваемых организаций различные виды выработки тепловой энергии: комбинированная у ОАО "Татэнерго" и некомбинированная у МУП "ПО "Казэнерго".
Представители ответчика в судебном заседании также пояснили, что заявителем необоснованно сравниваются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятиями ОАО "Татэнерго" и МУП "ПО "Казэнерго", которые установлены оспариваемыми постановлениями РЭК РТ, с тарифами на теплоснабжение жилых помещений, утвержденными в размере 305,8 руб. за 1 Гкал решением Казанского Совета народных депутатов N 16-26 от 08.12.2005 г., утверждает о том, что тарифы, установленные постановлениями РЭК РТ от 15.11.2006 г. N 72, 71/1 на 2007 года#, подлежат сравнению с размерами тарифов, установленными на 2006 год.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (далее по тексту - Исполком), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, считая требование заявителя необоснованным по доводам, изложенным в отзыве, пояснил, что при принятии оспариваемых постановлений ответчиком были соблюдены предельные максимальные уровни тарифов, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 г. N 168-э/3.
Также представитель Исполкома считает необоснованной ссылку заявителя на статью 6 Закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ, поскольку нормы данной статьи не содержат положения, направленные на недопущение установления для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей и утверждает о том, что Прокуратурой Республики Татарстан не представлено доказательств установления льготы для конкретной категории потребителей тепловой энергии на 2007 год, на основании которой ответчик спорными постановлениями ввел повышение тарифов на тепловую энергию за счет других категорий потребителей.
Представитель ОАО "Татэнерго", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержал доводы ответчика по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что постановления РЭК РТ от 15.11.2006 г. N 72, 71/1 соответствуют действующему федеральному законодательству и постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, которым были утверждены Основы ценообразования.
Открытое акционерное общество "Татэнерго" мотивирует свои доводы тем, что тарифы на тепловую энергию рассчитываются на основании размера необходимой валовой выручки, как экономического показателя конкретной организации, осуществляющей деятельность, в зависимости от каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период урегулирования. Представитель третьего лица также утверждает, что установленные тарифы не могут быть одинаковыми в связи с различными видами выработки энергии энергоснабжающими организациями.
Представитель третьего лица (МУП "ПО "Казэнерго") требование Прокуратуры РТ не признал, считает оспариваемые постановления ответчика от 15.11.2006 г. NN 72, 71/1 соответствующими действующему федеральному законодательству.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, считает оспариваемые постановления РЭК РТ законными и обоснованными.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, просил отказать Прокуратуре РТ в удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица (Казанская городская дума) просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Представители Федеральной службы по тарифам, Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Как следует из представленных по делу документов, ответчиком были приняты: постановление Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан N 72 от 15.11.2006 г. "О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан", постановление Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 г. N 71/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год".
Постановлением Правления РЭК РТ от 15.11.2006 г. N 72 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП "ПО "Казэнерго" в размере 550 руб. за 1 Гкал (649 руб. за 1 Гкал с учетом НДС). Постановлением Правления РЭК РТ от 15.11.2006 г. N 71/1 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год в размере 245 руб. 60 коп. за 1 Гкал с учетом НДС.
Считая постановления Правления РЭК РТ от 15.11.2006 г. N 72, 71/1 вынесенными с нарушением федерального законодательства и без учета интересов потребителей, Прокуратура Республики Татарстан обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данных постановлений не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия.
Рассмотрев представленные по делу документы, заслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемые постановления от 15.11.2006 г. N 72, 71/1 приняты Правлением Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъектов РФ.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию на территории Республики Татарстан является Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, действующая на основании положения "О создании Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.01.2001 г. N 3.
Следовательно, постановление N 72 от 15.11.2006 г. "О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан" и постановление N 71/1 от 15.11.2006 г. "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год" приняты полномочным органом исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию на территории РТ.
Статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ:
- устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 15 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 г. (далее по тексту - Основы ценообразования) исполнительным органом власти субъекта РФ может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат) при регулировании тарифов.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Под необходимой валовой выручкой в соответствии с пунктом 2 основ ценообразования понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Судом установлено, что при утверждении тарифов на тепловую энергию ответчик исходил из принципа экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, установленного статьей 4 Федерального закона N 41-ФЗ.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии признается режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.
Пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирование тарифов основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет в отношении передачи электрической энергии по распределительным сетям и передаче тепловой энергии (пункт 6 Основ ценообразования).
При таких обстоятельствах суд признает обоснованным довод ответчика о невозможности установления одинаковых тарифов на тепловую энергию в отношении различных хозяйствующих субъектов с разными экономическими показателями и режимами выработки энергии, поскольку ОАО "Татэнерго" имеет комбинированную выработку энергии, когда тепловая энергия вырабатывается одновременно с электрической энергией а МУП "ПО "Казэнерго" работает в режиме некомбинированной выработки энергии, предусматривающей отдельную выработку тепловой энергии, что не позволяет отнести часть затрат, на ее производство к расходам на производство и выработку электроэнергии и тем самым снизить тариф на тепловую энергию.
Установление одинаковых тарифов для энергоснабжающих организаций означало бы утверждение заведомо убыточного тарифа для МУП "ПО "Казэнерго", что в свою очередь, может повлечь за собой банкротство данной организации.
Суд также считает необходимым отметить, что Федеральный закон N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ# при определении принципов государственного регулирования тарифов в статье 4 обязывает органы исполнительной власти исходить из экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов и обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, что также делает невозможным устанавливать одинаковые тарифы в отношении хозяйствующих субъектов с разными экономическими показателями.
Суд отклоняет доводы заявителя о превышении ответчиком предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам РФ на 2007 год более чем на 115%, по следующим основаниям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 1 августа 2006 года N 168-э/3 с изменениями от 11.08.2006 г. установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги на 2007 год в Республике Татарстан в размере 115%.
Заявляя довод о превышении индекса изменения тарифов, Прокуратура Республики Татарстан ссылается на постановление Главы администрации г.Казани от 29.12.2005 г. N 3229 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", согласно которому стоимость 1 Гкал теплоэнергии для населения города Казани в 2006 году составляла 305 руб. 80 коп.
При утверждении данного тарифа на теплоснабжение жилых помещений, орган местного самоуправления исходил из средней величины тарифов, установленных в 2006 году для ОАО "Татэнерго" и МУП "ПО "Казэнерго".
Между тем, тариф на теплоснабжение жилых помещений на 2006 год в размере 305 руб. 80 коп. за 1 Гкал был утвержден решением Казанского Совета народных депутатов от 8 декабря 2005 года N 16-26.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей.
В связи с этим тариф на теплоснабжение жилых помещений в размере 305 руб. 80 коп. за 1 Гкал установлен Казанским Советом народных депутатов для потребителей, то есть для населения.
Тарифы на тепловую энергию, утвержденные спорными постановлениями Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан, устанавливались для энергоснабжающих организаций.
Следовательно, тарифы на теплоснабжение жилых помещений и тарифы на тепловую энергию не подлежат сравнению.
В данном случае при определении индексов изменения тарифов необходимо сравнивать тарифы на тепловую энергию, установленные в текущем году, с тарифами на тепловую энергию, утвержденными в предыдущем году.
Как видно из постановления Правления РЭК РТ от 22.11.2005 г. N 17 тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан в 2006 году, составлял 213 руб. 60 коп., а тариф на тепловую энергию, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан для МУП "ПО "Казэнерго" составлял 482 руб. 60 коп. за 1 Гкал. Спорными постановлениями тарифы на тепловую энергию, установленные в 2007 году для ОАО "Татэнерго" составили 245 руб. 60 коп. за 1 Гкал, для МУП "ПО "Казэнерго" - 649 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.
Следовательно, утверждая тарифы на тепловую энергию на 2007 год, ответчик не вышел за пределы индексов максимально возможного изменения тарифов на тепловую энергию, установленных приказом Федеральной службы по тарифам от 1 августа 2006 года N 168-э/3 с изменениями от 11.08.2006 г., составляющих не более 115%.
Суд признает несостоятельными доводы заявителя об установлении ответчиком для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов для других потребителей в силу следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. установлено, что при установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
Доказательств установления льготного тарифа для определенной категории потребителей тепловой энергии за счет повышения данных тарифов для других потребителей заявителем не представлено.
Судом установлено, что тарифы на тепловую энергию устанавливались ответчиком исходя из необходимой валовой выручки МУП "ПО "Казэнерго" и ОАО "Татэнерго", никакие льготные тарифы для отдельной категории потребителей ответчиком при принятии спорных постановлений не устанавливались.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятиями МУП "ПО "Казэнерго" и ОАО "Татэнерго" в 2007 году, не являются льготными.
Суд также считает необходимым отметить, что в целях обеспечения социальной поддержки населения г.Казани и сглаживания резкого роста уровня платежа населения за теплоснабжение на 2007 год, постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 26.02.2007 г. N 380 было утверждено Положение "О целевой субсидии на сглаживание резкого роста уровня платежа населения г.Казани за теплоснабжение на 2007 год".
Данным положением установлен порядок и условия предоставления и определения размера целевой субсидии на сглаживание резкого роста уровня платежа населения за теплоснабжение.
Следовательно, органом местного самоуправления были предприняты меры по защите экономических интересов потребителей путем предоставления целевых субсидий на сглаживание резкого роста уровня платежа за теплоснабжение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановления Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 г. N 72 "О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан", от 15.11.2006 г. N 71/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год" соответствуют Федеральному закону "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года, Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан, решил:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Признать постановления Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 15.11.2006 г. N 72 "О тарифах на тепловую энергию на 2007 год, отпускаемую предприятиями тепловых сетей Республики Татарстан" от 15.11.2006 г. N 71/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2007 год" соответствующими Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда РТ от 29 июня 2007 г. N А65-6433/2007-СА1-7
Текст решения опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 37, 3 октября 2007 г.
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании