Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 5 октября 2007 г. N 3-38/07
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-ва,
при секретаре Н-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 16 июля 2007 года N 299 "О внесении изменений в перечень населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года N 648 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 16 июля 2007 года N 299 "О внесении изменений в перечень населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года N 648 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан".
В обоснование заявления указано, что данная правовая норма, предоставляющая право организациям в сельских населенных пунктах республики осуществлять продажу алкогольной продукции в мелкорозничной передвижной сети с применением контрольно-кассовой техники, противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", устанавливающей ряд ограничений при продаже алкогольной продукции.
В судебном заседании представители прокурора Республики Татарстан У-ев и В-ов поддержали заявленные требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Хабибуллина Л.М. в удовлетворении заявленных требований в части исключения из оспариваемой нормы слов "передвижная" не возражала, указывая, что при таком положении правовая норма не будет противоречить требованиям федерального законодательства.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 июля 2007 года N 299 внесены изменения в перечень населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный ранее постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года N 648 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан".
В соответствии с пунктом 2 данного постановления в целях обеспечения населения качественной алкогольной продукции# в сельских населенных пунктах, где отсутствует стационарная торговая сеть, организациям разрешено осуществлять продажу алкогольной продукции, в том числе республиканских товаропроизводителей, в мелкорозничной передвижной сети с применением контрольно-кассовой техники.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями; определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; установление порядка сертификации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законами (статья 5 Федерального закона).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции закреплены в статье 6 Федерального закона.
Статья 16 Федерального закона устанавливает конкретные требования и ограничения по осуществлению поставок и розничной продажи алкогольной продукции на территории Российской Федерации. В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, с лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции (п. 3 ст. 16 Федерального закона).
Аналогичные ограничения содержатся в пункте 136 Правил продажи отдельных видов товаров, в редакции, принятой постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2006 года N 80.
При наличии таких обстоятельств оспариваемая часть постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, регламентирующая право организаций осуществлять в сельских населенных пунктах республики розничную продажу алкогольной продукции в мелкорозничной передвижной торговой сети, противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона.
С доводами представителя Кабинета Министров Республики Татарстан об отсутствии в федеральном законодательстве прямого запрета на продажу алкогольной продукции в мелкорозничной сети, суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми к работе мелкорозничной сети, изложенными в письме Комитета Российской Федерации по торговле от 17 марта 1994 года N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети", к мелкорозничной сети относятся: мелкорозничная стационарная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы) и передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины).
Поскольку федеральным законодателем прямо установлены случаи при которых не допускается продажа алкогольной продукции в мелкорозничной сети с конкретизацией объектов торговли, правовые положения Кабинета Министров Республики Татарстан, разрешающие организациям осуществлять продажу алкогольной продукции в сельских населенных пунктах республики в мелкорозничной передвижной сети без учета предусмотренных ограничений нельзя признать соответствующими требованиям федерального законодательства.
С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора и признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 16 июля 2007 года N 299 "О внесении изменений в перечень населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года N 648 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан".
Руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан 16 июля 2007 года N 299 "О внесении изменений в перечень населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2005 года N 648 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях Республики Татарстан".
Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральное законодательство устанавливает конкретные требования и ограничения по осуществлению поставок и розничной продажи алкогольной продукции на территории Российской Федерации. В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, с лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции.
Поскольку федеральным законодателем прямо установлены случаи при которых не допускается продажа алкогольной продукции в мелкорозничной сети с конкретизацией объектов торговли, оспариваемые положения постановления Кабинета Министров, разрешающие организациям осуществлять продажу алкогольной продукции в сельских населенных пунктах республики в мелкорозничной передвижной сети без учета предусмотренных ограничений нельзя признать соответствующими требованиям федерального законодательства.
Спорные положения постановления КМ РТ признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 23 октября 2007 г.
Решение Верховного Суда РТ от 5 октября 2007 г. N 3-38/07
Настоящее решение вступило в законную силу 23 октября 2007 г.
Текст решения официально опубликован не был