Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 10 августа 2007 г. N 3-34/07
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-ва,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 455 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 455 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок" (далее - Постановление), указывая, что нормативное правовое регулирование по вопросам оформления документов для государственной регистрации сделок с землей осуществляется только федеральным законодательством, в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Оспариваемое постановление может привести к устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласился, пояснив, что Универсальный регламент устанавливает порядок сбора документов для регистрации, а не сам порядок регистрации сделки и перехода права на земельный участок и права на земельный участок.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 7 сентября 2006 года принято постановление N 455 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок".
Согласно преамбуле Постановления Универсальный регламент оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок (далее - Регламент) утверждается в целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также качества оказания государственных услуг при прохождении предрегистрационной подготовки и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Регламент в соответствии с пунктом 1.1 устанавливает правила оформления документов в целях последующей государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, формирования актуализированной базы налогообложения на земельные участки и объекты капитального строительства посредством дополнения базы государственного кадастра сведениями о налогоплательщиках.
Пунктом 1.2 Регламента определены организации-участники. Такими организациями являются: Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, исполнительные комитеты поселений Республики Татарстан, органы опеки и попечительства, Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, общественная организация "Нотариальная палата Республики Татарстан", некоммерческой# партнерство "Гильдия риэлторов" Республики Татарстан, землеустроительные коммерческие организации (или частные предприниматели), имеющие соответствующие лицензии на выполнение геодезических и топографических работ в ходе осуществления землеустроительной деятельности.
Разделами 2 и 3 Регламента регулируется технология взаимодействия заявителя с организациями-участниками и технология взаимодействия организаций-участников.
Указанный Регламент, в соответствии с пунктом 3.25, является документом, обязательным для исполнения организациями-участниками.
Анализ вышеприведенных положений, а также иных норм оспариваемого нормативного правого акта (пп. 3.3, 3.6, 3.10, 3.13, 3.19, 3.24 и др.), свидетельствует о том, что Регламентом регулируются вопросы координации деятельность территориальных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных организаций и их взаимодействие.
Между тем, обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" возложена лишь на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (пункт д. 1 ст. 18), которым в Республике Татарстан в соответствии со статьей 89 Конституции Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан.
Федеральным законодательством Кабинет Министров Республики Татарстан такими полномочиями не наделен. Каких-либо доказательств того, что Президентом Республики Татарстан было поручено Кабинету Министров Республики Татарстан принять такой нормативный правовой акт не представлено, судом не установлено.
Кроме того, постановление (п. 3) и Регламент регулирует вопросы деятельности территориальных федеральных органов власти, судебных органов (пп. 1.2, 1.4, 3.3, 3.11, 3.13, 3.19, 3.23-3.25), а также устанавливается ответственность этих органов за нарушение требований Регламента (разд.6), что противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации, Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, положениям статей 1, 5, 18, 21, 26.1, 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации".
Правовую основу договора определяет Гражданский кодекс Российской Федерации. Гражданское законодательство, в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, добровольно принятым обязательством или законом, под которым согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается только Федеральный закон.
Следовательно, Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе был в Регламенте регулировать данные вопросы, в частности в абзацах 10-14 пункта 1.2, абзацах 3, 5 пункта 2.1, в пункте 2.2.
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемое постановление, вышел за пределы своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 455 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 455 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 455 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок и перехода права на земельный участок и права на земельный участок".
Отмечено, в частности, что гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации и органы субъекта России, принимающие нормативные акты по данным вопросам, выходят за пределы своей компетенции.
Решение вступило в законную силу 31 октября 2007 г.
Решение Верховного Суда РТ от 10 августа 2007 г. N 3-34/07
Настоящее решение вступило в законную силу 31 октября 2007 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 25 января 2008 г. N 15-16