Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 ноября 2007 г. N 3-43/07
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-ва,
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" (в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 2003 года N 18-ЗРТ, от 18 июля 2005 года N 85-ЗРТ),
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением в защиту государственных и общественных интересов о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", действующих в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 2003 года N 18-ЗРТ, от 18 июля 2005 года N 85-ЗРТ (далее - Закон РТ).
В обоснование заявления, дополненного участвующим в деле прокурором, указывается, что ряд положений данного Закона противоречит нормам Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон), а также нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ).
В частности, часть 2 статьи 2 Закона РТ, устанавливающая случаи, при которых инвестирование в объекты запрещено, по мнению прокурора, противоречит положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона, которые устанавливают иные запреты при создании и использовании инвестиционных объектов.
Статья 11 Закона РТ, регламентирующая налогообложение субъектов инвестиционной деятельности, в части слов "федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан и", по мнению прокурора, вступила в противоречие со статьей 56 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой льготы по федеральным налогам и сборам могут устанавливаться только этим нормативным актом.
Статья 12 Закона РТ, определяющая, по мнению прокурора, особый порядок формирования налоговой базы субъектов инвестиционной деятельности, противоречит статье 13 Налогового кодекса РФ и нормам Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которыми льготы по налогу на прибыль могут действовать для участников инвестиционной деятельности до окончания оговоренного срока, но не позднее 1 января 2004 года.
Положения статьи 14 Закона РТ, регламентирующие последствия нарушения инвестором условий договора о реализации инвестиционного проекта, по мнению прокурора, противоречат части 2 статьи 8 Федерального закона и нормам Налогового кодекса РФ (статьи 63, 66, 67, 68), которые указывают о сохранении условий заключенных договоров на весь срок их действия и порядок возврата налоговых льгот не устанавливают.
Абзац 6 статьи 9 Закона РТ, устанавливающий порядок предоставления гарантий по инвестиционным проектам за счет республиканского бюджета, вступил в противоречие с положениями статьи 11 Федерального закона.
Представитель прокурора Республики Татарстан С-ва в ходе судебного разбирательства вышеприведенные требования поддержала частично, просила признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими положения части 2 статьи 2, оспариваемые положения статьи 11, положения статей 12 и 14 Закона РТ, отказавшись от заявленных требований в остальной части.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан - К-ов и Ф-ов с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые нормы республиканского закона не противоречат требованиям федерального законодательства и приняты в пределах компетенции законодательного органа республики, установленной налоговым и бюджетным законодательством.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемые в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.
25 ноября 1998 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" N 1872, действующий в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 2003 года N 18-ЗРТ, от 18 июля 2005 года N 85-ЗРТ.
Действие республиканского закона также распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме инвестиций в основной капитал (основные средства), в том числе в форме вложений на новое строительство или воспроизводство действующих предприятий (расширение, реконструкцию, техническое перевооружение), приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона РТ запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном законом порядке стандартам (нормам и правилам).
Анализируя данные правовые положения, суд полагает, что оспариваемая статья республиканского закона в части слов "или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства" противоречит приведенной норме Федерального закона, которая в качестве самостоятельного основания наступление указанных выше негативных последствий, носящих для участников инвестиционной деятельности предположительный характер, не содержит.
С доводом прокурора о противоречии оспариваемой нормы в целом федеральному законодательству суд согласиться не может, поскольку имеющиеся словесные различия в приведенных нормах, определяющих объекты при которых инвестирование запрещается, не изменяют их правовой смысл и содержание. Оспариваемая норма по своему внутреннему смыслу устанавливает общее требование о соответствии объектов инвестиционной деятельности действующему законодательству, в том числе и требование о соответствии этих объектов нормам экологического и санитарно-гигиенического законодательства, что в целом не противоречит положениям части 2 статьи 3 Федерального закона.
В соответствии со статьей 11 Закона РТ субъекты инвестиционной деятельности, заключившие договор о реализации инвестиционного проекта с уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Татарстан, освобождаются от уплаты федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, и республиканских налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Между тем, согласно положениям статьи 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Поскольку часть первая Налогового кодекса РФ не содержит норм, предоставляющих субъектам Российской Федерации полномочия устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы в виде освобождения от уплаты федеральных налогов в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты, суждения прокурора о превышении компетенции республиканским законодателем при принятии оспариваемой нормы, суд признает обоснованными.
При таком положении статья 11 Закона РТ в части слов "федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан и" противоречит федеральному законодательству.
Довод представителей Государственного Совета Республики Татарстан о возможности применения республиканским законодателем указанной льготы со ссылкой на статью 12 Налогового кодекса РФ суд считает необоснованным, поскольку положения указанной статьи предоставляют право законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации устанавливать льготы лишь в отношении региональных налогов, тогда как в данном случае имеют место законоположения, касающиеся предоставления льгот отдельным налогоплательщикам по федеральным налогам.
Ссылка представителей заинтересованного лица на статью 284 Налогового кодекса РФ, регламентирующую право субъектов Российской Федерации по установлению пониженной ставки налога, подлежащего зачислению в бюджет, также не может быть принята судом во внимание, поскольку в данном случае указанная норма предоставляет право законодательному органу субъекта Российской Федерации понижать для отдельных налогоплательщиков ставку федерального налога, зачисляемого в их бюджет, тогда как оспариваемое законоположение предусматривает освобождение субъектов инвестиционной деятельности от уплаты федеральных налогов, зачисляемых в их бюджет, что прямо противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 14 Закона РТ при нарушении инвестором условий договора о реализации инвестиционного проекта налоги, по которым инвестору были предоставлены льготы, подлежат уплате в бюджет Республики Татарстан в полном объеме за весь период, в котором были допущены нарушения.
Данная норма, по мнению суда, также противоречит федеральному законодательству.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Главами 15 и 16 Налогового кодекса РФ установлены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Согласно частям 1 и 2 статьи 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, устанавливающих ответственность в виде возврата налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков, правовые положения республиканского закона, регламентирующие порядок уплаты в бюджет Республики Татарстан в полном объеме льгот, предоставленных ранее субъектам инвестиционной деятельности в случае нарушения ими условий договора, противоречат общим принципам системы налогового законодательства, находящегося в ведении федерального законодателя.
С доводом представителя Государственного Совета Республики Татарстан о возможности применения такого порядка ответственности к субъектам инвестиционной деятельности на основании норм бюджетного законодательства суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным отношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Поскольку доходы, остающиеся у субъектов инвестиционной деятельности в связи с предоставлением налоговых льгот, не относятся к видам доходов бюджетов, на данные правоотношения нормы бюджетного законодательства не распространяются, в связи с чем меры ответственности к инвесторам на основании норм бюджетного законодательства, на которые ссылался в суде представитель заинтересованного лица, не применимы.
Ошибочными по существу являются доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан о том, что ответственность налогоплательщика в данном случае является гражданско-правовой, так как она предусмотрена договором о реализации инвестиционного проекта, заключаемом сторонами на добровольных началах. Как следует из положений статьи 13 Закона Республики Татарстан, в указанном договоре, заключаемом между уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Татарстан и налогоплательщиком, обязательно указываются размеры предоставляемых налоговых льгот, который не регулируется нормами гражданского права и по своей сути носит административно-правовой характер, и ответственность в данном случае является не гражданско-правовой, а административной.
С учетом изложенных обстоятельств статья 14 Закона РТ, устанавливающая ответственность инвестора при нарушении им условий договора в виде возврата налоговых льгот, противоречит федеральному законодательству, а именно положениям налогового законодательства, которые таких санкций в отношении налогоплательщиков не устанавливают.
В соответствии со статьей 12 Закона РТ налоговые льготы субъектам инвестиционной деятельности предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не могут превышать семи лет с момента начала инвестиций. Субъектам инвестиционной деятельности, реализующим проекты в отрасли машиностроения, налоговые льготы могут предоставляться на срок до тринадцати лет с момента начала инвестиций.
С доводами прокурора о противоречии указанной нормы федеральному законодательству суд согласиться не может, поскольку, как отмечалось выше субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование исключительно в отношении региональных налогов и сборов и не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, отнесенные к ведению Российской Федерации, за исключением случаев, прямо указанных в соответствующих федеральных законах.
Учитывая, что право субъектов инвестиционной деятельности на получение льгот в отношении республиканских налогов регламентированы статьей 11 Закона РТ, республиканский законодатель при определении сроков предоставляемых льгот действовал в пределах своей компетенции, установленной статьями 12 и 56 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора частично, а именно признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу положения части 2 статьи 2 в части слов "или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства", положения статьи 11 в части слов "федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан", и", а также положения статьи 14 Закона Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", действующего в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 2003 года N 18-ЗРТ, от 18 июля 2005 года N 85-ЗРТ.
Оснований для удовлетворения в остальной части заявления прокурора суд не находит.
Руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Татарстан, решил:
заявление прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу положения части 2 статьи 2 в части слов "или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства", положения статьи 11 в части слов "федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан", и", положения статьи 14 Закона Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" (в редакции Законов Республики Татарстан от 24 июня 2003 года N 18-ЗРТ, от 18 июля 2005 года N 85-ЗРТ).
В удовлетворении остальной части заявления прокурора отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан - газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу положения части 2 статьи 2 в части слов "или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства", положения статьи 11 в части слов "федеральных налогов в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан", и положения статьи 14 Закона Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".
Данные положения устанавливали ограничения по объектам осуществления инвестиционной деятельности, что противоречит Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Также неправомерно были установлены отдельные льготы по федеральным налогам для субъектов инвестиционной деятельности и ответственность инвестора при нарушении им условий договора в виде возврата налоговых льгот.
Решение вступило в законную силу 4 декабря 2007 г.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 ноября 2007 г. N 3-43/07
Настоящее решение вступило в законную силу 4 декабря 2007 г.
Текст решения официально опубликован не был