Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 2 июня 2004 г. N Зп-1-07/04 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Б-ва,
при секретаре У-ой,
с участием прокурора Х-ва,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 465 от 8 августа 2002 года и утвержденного им Порядка, в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2004 года N 74, "Об утверждении порядка использования взимаемой платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа года N 465 "Об утверждении порядка использования взимаемой платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории Республики Татарстан" (далее постановление), указывая, что Кабинетом Министров Республики Татарстан 8 августа 2002 года принято оспариваемое постановление.
Этим же постановлением утвержден Порядок использования взимаемой платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за проезд по платным дрогам и дорожным объектам, а также за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос, автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории Республики Татарстан (далее Порядок).
Данное постановление, по мнению прокурора, и утвержденный им Порядок приняты вопреки федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы федеральной государственной собственности и управления ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Вопросы оплаты провоза тяжеловесных грузов по федеральным дорогам урегулированы постановлениями Правительства Российской Федерации N 962 от 26 сентября 1995 года "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и N 1211 от 14 октября 1996 года "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" автомобильные дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги, и дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Татарстан находятся как федеральные дороги общего пользования, так и дороги общего пользования, находящиеся в собственности Республики Татарстан.
Таким образом, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 465 от 8 августа 2002 года и утвержденный им Порядок противоречит указанным выше нормам федерального законодательства.
В ходе разбирательства по делу Кабинетом Министров Республики Татарстан 16 февраля 2004 года издано постановление N 74 о внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2002 года N 465, которым:
1. В названии и в абзаце втором постановления:
слова "находящиеся на территории" исключить,
после слов "за проезд по платным дорогам и дорожным объектам" дополнить текст словами "за выдачу пропусков на период временного сезонного ограничения движения транспортных средств",
после слов "Республики Татарстан" дополнить текст словами "придорожных полос федеральных автомобильных дорогог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий".
2. Внести в Порядок использования взимаемой платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории Республики Татарстан, утвержденный указанным постановлением, следующие изменения:
в названии Порядка и в пункте 1:
слова "находящиеся на территории" исключить,
после слов "за проезд по платным дорогам и дорожным объектам" дополнить текст словами "за выдачу пропусков на период временного сезонного ограничения движения транспортных средств",
после слов "Республика Татарстан" дополнить текст словами "придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий";
В связи с внесенными в оспариваемые прокурором Республики Татарстан нормативными правовыми актами изменениями и дополнениями, участвующий по делу прокурор обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением об уточнении требований, изложенных в заявлении прокурора Республики Татарстан от 3 декабря 2003 года, указывая, что ряд положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2002 года N 465 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2004 года N 74, не приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Так, по мнению участвующего по делу прокурора, в наименовании постановления, в абзаце 2 постановления, в наименовании Порядка, утвержденного постановлением и в пункте 1 Порядка, положения о придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, противоречат федеральному законодательству.
Согласно пункту 3 абзаца 6 статьи 90 "Земли транспорта" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ порядок установления и использования придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 утверждены "Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100).
Указанное выше постановление Кабинета Министров Республики Татарстан с изменениями и дополнениями не соответствует "Правилам установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования", которые определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Вопросы оплаты провоза тяжеловесных грузов по федеральным дорогам урегулированы постановлениями Правительства Российской Федерации N 962 от 26 сентября 1995 года "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и N 1211 от 14 октября 1996 года "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" автомобильные дороги общего пользования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги, и дороги субъектов Российской Федерации.
Функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан возложены на Государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" Министерства транспорта Российской Федерации.
На территории Республики Татарстан находятся как федеральные дороги общего пользования, так и дороги общего пользования, находящиеся в собственности Республики Татарстан.
В связи с этим, участвующий по делу прокурор просил признать в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2002 года N 465 и утвержденном им Порядке (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2004 года N 74), противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня принятия, положения о придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, закрепленные в наименовании постановления, в абзаце 2 постановления, в наименовании Порядка и в пункте 1 Порядка.
Участвующий по делу прокурор заявление прокурора Республики Татарстан поддержал в полном объеме.
Привлеченная к участию в деле представитель Государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" Министерства транспорта Российской Федерации" требования прокурора Республики Татарстан поддержала в полном объеме.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан М-ов требования прокурора Республики Татарстан не признал, указав, что согласно пунктам 4 и 11 "Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100), размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос и контроль за их размещением и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 465 от 8 августа 2002 года приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства. Так из предмета правового регулирования указанного постановления, исключены положения в части зачисления и использования средств, поступающих от взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, находящимся на территории Республики Татарстан.
Поэтому постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2002 года N 465 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2004 года N 74), принято в соответствии с пунктами 4 и 11 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" и не противоречит федеральному законодательству.
Прокурором, участвующим по делу, в обоснование поддерживаемых требований не представлены сведения из Государственного земельного кадастра о наличии правоустанавливающих документов на право собственности на земельные участки, предоставленные для размещения придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, а также документы, подтверждающие передачу указанных земельных участков на баланс Государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" Министерства транспорта Российской Федерации.
Заслушав участвующего по делу прокурора и представителя Государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" Министерства транспорта Российской Федерации, поддержавшего требования прокурора Республики Татарстан, возражения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан должно быть отказано по следующим основаниям.
В силу статьи 253 части 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В силу пункта статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.1991 года N 61 "О классификации автомобильных дорог Российской Федерации" автомобильные дороги общего пользования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги; дороги субъекта Российской Федерации, относящиеся к собственности субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Татарстан находятся как федеральные дороги общего пользования, так и дороги, находящиеся в собственности Республики Татарстан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100) пункт 4 контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 11 названого постановления размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Российским дорожным агентством по согласованию с Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2002 года N 465 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2004 года N 74), регулируется порядок использования средств, получаемых в том числе от взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан, а также за осуществление контроля за размещением и последующей эксплуатацией объектов в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан.
Суд считает, что оспариваемое постановление и Порядок приняты Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах его компетенции, предоставленной ему пунктами 4 и 11 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420, в соответствии с которыми на специально уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Российское дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Доводы участвующего по делу прокурора и представителя Государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" Министерства транспорта Российской Федерации о том, что оспариваемое постановление и Порядок вправе регулировать вопросы использования дорог, являющихся только собственностью Республики Татарстан, поскольку функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Республики Татарстан возложены на Государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона" Министерства транспорта Российской Федерации (далее государственное учреждение), являются несостоятельными.
Сам текст постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 наряду с Государственным учреждением и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГИБДД МВД РФ) предоставляет право контроля за размещением в пределах придорожных полос объектов специально уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из пояснений сторон по делу, компетенция специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым в рассматриваемом случае в Республике Татарстан является Республиканское государственное унитарное предприятие "Безопасность дорожного движения" и Государственного учреждения, аналогичная.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1513, от 2 февраля 2000 года N 100), пунктом 4 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Распределение функций между Государственным учреждением и Республиканским государственным унитарным предприятием "Безопасность дорожного движения", в том числе и по выдаче разрешений и федеральных пропусков на перевозку и проезд тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, проходящим по территории Республики Татарстан, а также взимание платы, происходит на основе принятого регламента и соглашений.
Как пояснили стороны в судебном заседании по оспариваемому прокурором Республики Татарстан постановлению, в настоящее время регламент не принят.
При таких данных суд считает, что принятое постановление компетенцию Государственного учреждения не затрагивает, а потому его нельзя признавать противоречащим федеральному законодательству.
Оспариваемое постановление КМ РТ издано в пределах предоставленных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 года N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2002 года N 465 и утвержденного им Порядка (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2004 года N 74), противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня принятия - отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный Суд Республики Татарстан со дня изготовления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 2 июня 2004 г. N Зп-1-07/04 г.
Настоящее решение вступило в законную силу 15 июня 2004 г.
Текст решения официально опубликован не был