Показатель | Июль- декабрь 2004 г. |
2005 г. | 2006 г. |
I. Экспертно-аналитическая деятельность |
|||
Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий |
17 | 27 | 54 |
Подготовлено экспертных заключений | 11 | 16 | 19 |
II. Контрольно-ревизионная деятельность |
|||
Количество объектов, охваченных при проведении контрольно-ревизионных мероприятий (ед.) |
156 | 501 | 503 |
Выявленный объем нарушений (тыс.руб.) | 147146,7 | 2212812,4 | 2509442,1 |
в том числе: | |||
- нецелевое использование бюджетных средств (тыс.руб.) |
8495,9 | 111882,7 | 103578,6 |
- неэффективное использование бюджетных средств (тыс.руб.) |
96662,5 | 911727,7 | 204765,1 |
III. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
|||
Направлено представлений | 11 | 44 | 9 |
Направлено предписаний | 9 | 10 | 11 |
Возмещено средств в бюджет и устранено нарушений (тыс.руб.) |
21158,8 | 684731,0 | 677896,8 |
Количество контрольных мероприятий Счетной палаты, по итогам которых материалы направлены в правоохранительные органы (ед.) |
1 | 11 | 15 |
Количество уголовных дел, возбужденных по материалам Счетной палаты |
- | 2 | 2 |
Принято по итогам проверок постановлений, распоряжений Кабинета Министров РТ и постановлений расширенных заседаний коллегий министерств |
- | 3 | 5 |
В соответствии с Законом и Регламентом Счетной палаты вопросы внутреннего планирования и организации работы Счетной палаты, результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего проведено 23 заседания, рассмотрено 47 вопросов.
Экспертно-аналитическая деятельность
Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты направлена на обеспечение единой системы контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан, Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан в рамках задач по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета, проведению экспертиз проектов бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год, бюджетов внебюджетных фондов Республики Татарстан, республиканских целевых программ, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Республики Татарстан.
В 2006 году по 55 объектам проведены 54 экспертно-аналитических мероприятия, результаты которых были использованы при подготовке заключений Счетной палаты и планировании ревизий и проверок.
"Динамика проведенных Счетной палатой Республики Татарстан экспертно-аналитических мероприятий и подготовленных экспертных заключений"
Предварительный контроль
Счетной палатой проведены экспертизы ряда законопроектов, в том числе:
- "О бюджете Республики Татарстан на 2007 год";
- "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2007 год";
- "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год";
- "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2006 год";
- "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2006 год";
- "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан";
- "Об экологической экспертизе".
Например, в 2006 году при подготовке заключения на проект закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2007 год" в рамках экспертизы рассматривались вопросы: соответствия законопроекта действующему законодательству, нормативного и методического обеспечения порядка составления законопроекта, обоснованность расчетов основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан и параметров проекта бюджета Республики Татарстан на 2007 год.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было подготовлено Заключение Счетной палаты на проект закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2007 год", где было указано на наличие резервов увеличения доходной части бюджета Республики Татарстан, необходимость обеспечения прозрачности расчетов доходной части бюджета. Отмечено, что расчет поступлений по отдельным налогам произведен без учета положений действующего налогового и бюджетного законодательства, не завершена работа по формированию целевых программ. В законопроект были включены 4 целевые программы, не утвержденные в установленном порядке.
Заключение направлено в Государственный Совет Республики Татарстан. По основным вопросам формирования бюджета Республики Татарстан на 2007 год информация представлена Президенту Республики Татарстан.
Экспертиза проекта бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2007 год показала, что объем финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан определен при отсутствии утвержденных Правительством РФ объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу медицинской помощи.
Экспертиза проекта закона Республики Татарстан "Об экологической экспертизе" показала, что данный законопроект практически полностью воспроизводит нормы Федерального закона "Об экологической экспертизе", закрепляет ряд полномочий в области экологической экспертизы исключительно за специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан и не учитывает компетенцию федеральных органов государственной власти.
Кроме того, в 2006 году Счетной палатой проведены экспертизы проектов следующих республиканских целевых программ, подлежащих утверждению законами Республики Татарстан:
- "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы";
- "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2020 года";
- "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы".
Результаты экспертизы проекта закона Республики Татарстан "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" показали, что в целом положения Программы развития транспортного комплекса соответствуют основным направлениям Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, но в общем объеме расходов на реализацию Программы развития транспортного комплекса средства на финансирование мероприятий ряда подпрограмм не учтены. В разрезе отдельных подпрограмм отсутствуют как количественные, так и качественные показатели экономической эффективности и результативности, увязанные с ресурсным обеспечением.
По проекту закона Республики Татарстан "Об утверждении программы развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2020 года" отмечено, что Программа не в полной мере соответствует действующему законодательству в части требований, предъявляемых к долгосрочным целевым программам. Объемы затрат, необходимые для реализации программных мероприятий, не подтверждены расчетами.
В Заключении Счетной палаты на проект программы "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы" отмечено отсутствие технико-экономического обоснования мероприятий Программы, сведений о распределении объемов и источников финансирования, финансово-экономического обоснования объемов затрат, необходимых для реализации программных мероприятий. В целях принятия обоснованных решений при определении финансирования Программы на очередной финансовый год Счетной палатой предложено предусмотреть рассмотрение Государственным Советом Республики Татарстан ежегодных отчетов о выполнении Программы.
По поручению Государственного Совета Республики Татарстан проведены:
- экспертиза Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, по результатам которой отмечено, что данная Программа по своему содержанию носит характер концепции. В связи с этим в процессе ее исполнения потребуется принятие дополнительных подпрограмм, конкретизирующих предусмотренные мероприятия, определение объемов и изыскание источников их финансирования;
- анализ влияния приватизационных сделок на поступление доходов в бюджет Республики Татарстан на примере репрезентативной группы предприятий и сравнительный анализ финансовых показателей государственных унитарных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества. Полученные результаты подтверждают экономическую стабильность большей части акционерных обществ, их платежеспособность, в том числе и с позиции уплаты налогов, а также характеризуют их перспективность с точки зрения инвестиционной привлекательности.
Оперативный контроль
Счетной палатой осуществлялся контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета Республики Татарстан и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан по объемам и структуре.
В рамках контроля проводился анализ исполнения текстовых статей Закона "О бюджете Республики Татарстан на 2006 год", своевременности подготовки и принятия Правительством Республики Татарстан нормативных правовых актов в целях обеспечения его реализации.
Так, в 2006 году Счетной палатой проведен анализ региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2006 год, применяемых при расчете объемов социальной поддержки граждан республики. Установлены отдельные недоработки в части расчета региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, информация направлена в Правительство Республики Татарстан.
Оперативный контроль за исполнением бюджета включал проверки своевременности утверждения и доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета Республики Татарстан.
Особое внимание уделялось вопросам влияния динамики макроэкономических показателей на поступление налогов в бюджет республики, размеру недоимки, расходам на социальную сферу, исполнению целевых программ, состоянию государственного долга, изменения остатков средств бюджета.
Анализ текущего исполнения бюджета Республики Татарстан в 2006 году установил, что доходы бюджета исполнялись сверх показателей, утвержденных на отчетный период.
Так, за девять месяцев 2006 года поступления в бюджет Республики Татарстан по группе "Доходы" превышали первоначально утвержденные годовые показатели на 2,4 млрд.рублей, или на 6%. Данная ситуация прогнозировалась Счетной палатой и ранее отмечалась в заключениях.
По статьям расходов бюджета установлено, что в течение отчетного года по всем разделам функциональной классификации расходы осуществлялись ниже утвержденных показателей, что обусловило образование остатков неосвоенных бюджетных средств.
С целью исполнения законодательно утвержденных показателей в ноябре-декабре 2006 года по результатам анализа выявленных отклонений от установленных показателей бюджета Республики Татарстан в Кабинет Министров республики были направлены предложения по их устранению.
Отдельно проводился ежеквартальный анализ исполнения бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
По итогам анализа за 9 месяцев 2006 года в связи с поступлением доходов, не предусмотренных законом о бюджете Фонда, Счетной палатой рекомендовано внесение соответствующих изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2006 год".
В отчетном периоде по итогам проведенной работы в Государственный Совет республики направлены заключения:
- об исполнении бюджета Республики Татарстан за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2006 года;
- об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РТ за I полугодие и 9 месяцев 2006 года.
Последующий контроль
Счетной палатой в соответствии со статьей 109 Бюджетного кодекса Республики Татарстан проведена внешняя проверка Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2005 год.
В рамках внешней проверки проведены экспертно-аналитические и контрольные мероприятия в органах исполнительной власти республики и организациях - получателях средств бюджета на предмет достоверности бухгалтерской и бюджетной отчетности, ее соответствия показателям исполнения бюджета.
В ходе проверки установлены значительные объемы дебиторской задолженности у отдельных бюджетных учреждений. Кроме того, при распределении средств на капитальные вложения не всегда учитывались приоритетность и целесообразность строительства, реконструкции или капитального ремонта отдельных объектов.
Фактические параметры основных макроэкономических показателей значительно отличаются от прогнозных, явившихся базой для формирования бюджета Республики Татарстан на 2005 год, что подтверждает вывод Счетной палаты, сделанный по результатам экспертизы проекта бюджета на 2005 год.
Отмечено также несвоевременное принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан нормативных правовых актов, регламентирующих порядок финансирования мероприятий и реализации программ.
По результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета и экспертизы законопроекта Счетная палата подтвердила достоверность отражения фактического исполнения бюджета Республики Татарстан 2005 года, его соответствие Закону "О бюджете Республики Татарстан на 2005 год".
С учетом результатов внешней проверки подготовлено Заключение Счетной палаты на проект закона "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2005 год".
Также проведена экспертиза и подготовлено заключение на проект закона Республики Татарстан "Об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2005 год". По результатам экспертизы отмечен недостаточный уровень планирования доходной части бюджета Фонда.
В соответствии с Законом "О Счетной палате Республики Татарстан" информация о ходе исполнения бюджета Республики Татарстан в 2006 году, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан в форме ежеквартальных заключений, а также о результатах иных проведенных мероприятий направлялась в Государственный Совет Республики Татарстан, Президенту Республики Татарстан.
Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольно-ревизионная деятельность направлена на осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета Республики Татарстан и Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан по целевому назначению.
В ходе тематических проверок использования средств бюджета Республики Татарстан, своевременности и полноты поступления доходов, в том числе от распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Татарстан, управления объектами республиканской собственности контрольные мероприятия проведены на 448 объектах.
Выявлены следующие нарушения:
- нецелевое использование бюджетных средств - 103578,6 тыс.рублей, из них средств бюджета Республики Татарстан - 70591,7 тыс.рублей; средств местных бюджетов - 32986,9 тыс.рублей;
- несоблюдение порядка предоставления кредитов и ссуд из бюджета и сроков их возврата - 690338 тыс.рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан - 351585,8 тыс.рублей; по средствам местных бюджетов - 338752,2 тыс.рублей;
- несоблюдение требований законодательства в сфере размещения и исполнения государственного заказа - 719559,5 тыс.рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан - 716273,9 тыс.рублей; по средствам местных бюджетов - 3285,6 тыс.рублей;
- несоблюдение требований законодательства и нормативных актов, регулирующих порядок отражения в учете финансовых и хозяйственных операций - 380319,6 тыс.рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан - 378276,7 тыс.рублей; по средствам местных бюджетов - 2042,9 тыс.рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств - 204765,1 тыс.рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан - 99818,5 тыс.рублей; по средствам местных бюджетов - 104946,6 тыс.рублей;
- прочие нарушения - 410881,3 тыс.рублей, из них по средствам бюджета Республики Татарстан - 397496,4 тыс.рублей, по средствам местных бюджетов - 13384,9 тыс.рублей. Так, на нарушения бюджетного законодательства при принятии денежных обязательств сверх доведенных лимитов приходится 42559,1 тыс.рублей. Стоимость имущества, отчужденного с нарушением установленного порядка (в части согласования собственником), составила 67286,4 тыс.рублей.
"Нарушения, выявленные в ходе проведенных Счетной палатой Республики Татарстан контрольных мероприятий в 2006 году (тыс.рублей)"
Тематические контрольные мероприятия, предусматривающие проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, порядка размещения и исполнения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд главными распорядителями, проведены в 9 министерствах: Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму, Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества, Министерстве образования и науки, Министерстве социальной защиты, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве транспорта и дорожного хозяйства, Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Министерстве земельных и имущественных отношений.
Так, в ходе проверки использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных Министерству образования и науки Республики Татарстан в 2004-2006 годах, установлены нарушения на сумму 53708,0 тыс.рублей. Выявлены факты авансирования поставщиков и подрядчиков по заключенным договорам сверх установленного лимита - 39166,4 тыс.рублей. Отсутствие со стороны Министерства претензионной работы привело к образованию просроченной дебиторской задолженности в сумме 4689,3 тыс.рублей.
При организации питания учащихся в учреждениях профессионально-технического образования допускались случаи приобретения продуктов питания по ценам выше, чем предусмотрено условиями контрактов. В результате завышения договорных цен по поставкам продуктов питания дополнительно затрачены бюджетные средства в сумме 2894,6 тыс.рублей.
Итоги проверки были рассмотрены на заседании Коллегии Министерства образования и науки в декабре 2006 года. По результатам проверки издан приказ от 09.12.2006 г. N 2455/6 о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
В 2006 году Счетной палатой проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственного учреждения "Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа". Установлены нарушения на сумму 58852,2 тыс.рублей. Допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 33376,5 тыс.рублей, которые были израсходованы на изготовление печатной продукции, не нашедшей своего потребителя.
Итоги проверки рассмотрены на заседании Президиума Кабинета Министров Республики Татарстан.
Во исполнение поставленной Президентом Республики Татарстан перед Счетной палатой задачи постоянное внимание в ходе всех контрольных мероприятий в отчетном периоде уделялось вопросу соблюдения порядка размещения и исполнения государственного заказа.
Отдельные виды выявленных в этой сфере нарушений оказывают негативное влияние на эффективность использования средств бюджета Республики Татарстан.
По фактам нарушений в сфере закупок для государственных нужд, допущенных Министерством по делам молодежи и спорту, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также другими государственными заказчиками, информация направлена в уполномоченный контрольный орган - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
В отчетном периоде проведена тематическая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Установлены нарушения на сумму 119684,6 тыс.рублей.
Выявлены факты заключения государственных контрактов на суммы, превышающие доведенные лимиты, закупок без проведения конкурсов, а также случаи проведения конкурсов с нарушением установленной законодательством процедуры. Имело место заключение государственных контрактов на поставку продукции, не соответствующей наименованиям и техническим характеристикам, указанным в конкурсной документации.
Контрольные мероприятия по средствам Экологического и Дорожного фондов Республики Татарстан проводились на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств, направляемых на реализацию программных мероприятий.
В результате проверки бюджета Экологического фонда Республики Татарстан нецелевое использование бюджетных средств составило 128,2 тыс.рублей. При формировании и исполнении Программы республиканских мероприятий, подлежащих финансированию из средств Экологического фонда Республики Татарстан, не в полной мере учитывалась социальная значимость объектов, подлежащих реконструкции, строительству и благоустройству.
Дирекцией Дорожного Фонда финансировались мероприятия и объекты, не относящиеся к Программе дорожных работ, в результате чего нецелевое использование средств бюджета Республики Татарстан составило 2372,3 тыс.рублей.
Соблюдение направлений и целевого характера использования бюджетных средств, выделенных на реализацию республиканских целевых программ, проверялось в ходе контрольных мероприятий, проведенных в:
- Государственной некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд" в ходе анализа реализации "Программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства Республики Татарстан". Установлено, что поддержка субъектам малого предпринимательства не всегда оказывалась Фондом с учетом основных приоритетных направлений развития малого предпринимательства республики;
- Государственном жилищном фонде при Президенте Республики Татарстан при выполнении Программы жилищного строительства в рамках социальной ипотеки на 2006 год;
- Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан при исполнении законодательства о государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан Счетной палатой проводились проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов на предмет соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства, целевого использования средств, предоставленных из бюджета Республики Татарстан.
В 2006 году контрольные мероприятия на предмет соблюдения порядка организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах, а также целевого использования бюджетных средств в сферах жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, а также в социальной сфере проведены в Азнакаевском, Муслюмовском, Высокогорском, Нижнекамском муниципальных районах Республики Татарстан.
Установлены нарушения законодательства на сумму 504047,6 тыс.рублей, из них бюджетного законодательства - на сумму 497075,2 тыс.рублей.
По итогам проверок изданы распоряжения Глав муниципальных образований по устранению выявленных нарушений. По фактам нецелевого использования средств местных бюджетов решения о сокращении лимитов бюджетных обязательств принимались ответственными органами самостоятельно в ходе проведения проверок.
В ходе проверки обоснованности выделения, эффективности и целевого характера использования кредитов и ссуд, выданных из бюджета Республики Татарстан, выявлены нарушения на сумму 140252,0 тыс.рублей. В нарушение запрета, установленного законодательством, ссуды из бюджета республики выданы бюджетным учреждениям. Выявлены факты предоставления в 2004 году бюджетных кредитов (ссуд) в объеме, превышающем лимиты, утвержденные Законом Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год".
В отчетном году в соответствии с Планом работы Счетной палаты проводились контрольные мероприятия, связанные с реализацией в республике приоритетных национальных проектов - "Развитие АПК", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье" и "Образование" в части целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета на финансирование проектов.
По фактам нецелевого использования средств бюджета в Министерство финансов Республики Татарстан и дирекцию Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан направлены предписания на общую сумму 103578,6 тыс.рублей. В бюджет республики восстановлено 96840,9 тыс.рублей, что составило 93,5% от объема выявленного в 2006 году нецелевого использования средств бюджета.
Итоговые документы о проведенных в 2006 году контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятиях опубликованы в информационных бюллетенях Счетной палаты NN 5-8, а также представлены на интернет-сайте Счетной палаты http://www.sprt.ru.
Аудит эффективности использования бюджетных средств
в дорожном хозяйстве и агропромышленном комплексе
В процессе реализации задач, определенных Законом, Счетной палатой в рамках участия в российско-канадском проекте в отчетном периоде проведен аудит эффективности использования бюджетных средств.
Аудит эффективности проводился в соответствии с Программой взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации, Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, подкомитета по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Парламентского центра Канады и Управления генерального аудитора Канады по внедрению аудита эффективности использования государственных средств в субъектах Российской Федерации.
Целью проекта является повышение результативности использования государственных средств, а также совершенствование законодательства в области государственного финансового контроля.
По результатам проведенного аудита эффективности использования бюджетных средств в дорожном хозяйстве выявлены нарушения законодательства в сумме 761273,0 тыс.рублей. Основной объем нарушений связан с несоблюдением требований действующего законодательства в сфере размещения государственного заказа составил 709790,4 тыс.рублей.
Отмечен рост кредиторской задолженности подрядных организаций по средствам бюджета Республики Татарстан.
Установлено наличие значительных объемов и постоянный рост незавершенного строительства. По состоянию на 01.01.2006 года на балансе ГУ "Главтатдортранс" находились 178 объектов незавершенного строительства на сумму 5825847,3 тыс.рублей, из которых 61 объект балансовой стоимостью 2754417,9 тыс.рублей находится в незавершенном строительстве свыше 3 лет.
"Динамика объемов незавершенного строительства в дорожном хозяйстве Республики Татарстан, млрд.рублей"
При проведении дорожных работ допускались нарушения существующих норм и правил, в том числе использование материалов пониженного качества, несоблюдение температурного режима, технологий укладки и уплотнения асфальтобетона, что в дальнейшем повлияет на увеличение объемов средств, направляемых из бюджета Республики Татарстан на содержание и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства.
В ходе проведения аудита эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан в агропромышленном комплексе выявлены финансовые нарушения в сумме 67785,5 тыс.рублей.
Отмечена тенденция снижения обеспеченности организаций агропромышленного комплекса республики сельскохозяйственной техникой.
"Динамика средней обеспеченности предприятий АПК Республики Татарстан основными видами сельскохозяйственной техники и оборудования за 2003-2005 годы"
Установлены значительные объемы просроченной дебиторской задолженности по лизинговым договорам и договорам займа, а также по товарному кредитованию. Основными причинами неплатежей являются низкая платежеспособность большинства получателей, многочисленные отсрочки и пролонгации выплат, массовое банкротство хозяйств.
По ряду направлений государственной поддержки (приобретение минеральных удобрений, средств химизации и т.д.) не обеспечивается прозрачность использования бюджетных средств.
Совместно со Счетной палатой Российской Федерации были проведены контрольные мероприятия по аудиту эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на финансирование дорожного хозяйства в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Выводы и предложения Счетной палаты по результатам проведенного аудита эффективности подтверждены специально созданными Экспертными Советами по каждому из направлений, на состоявшихся расширенных заседаниях коллегий Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Министерства сельского хозяйства и продовольствия признаны обоснованными.
Счетной палатой подготовлены и направлены в Министерство транспорта и дорожного хозяйства и Министерство сельского хозяйства и продовольствия рекомендации по повышению эффективности государственного управления в проверенных отраслях.
Отчеты о результатах аудита эффективности использования средств бюджета Республики Татарстан рассмотрены на совместном заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам и Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного Совета Республики Татарстан с участием Рональда Томпсона - заместителя Генерального аудитора Канады и Пономарева В.В. - Главы Представительства Парламентского центра Канады в России. Принято совместное постановление комитетов Государственного Совета, даны поручения Министерству финансов, Министерству транспорта и дорожного хозяйства и Министерству сельского хозяйства и продовольствия об устранении выявленных нарушений.
Отчет о результатах аудита эффективности использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных на финансирование агропромышленного комплекса, утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.
Взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами муниципальных образований
В отчетном периоде продолжалась работа по развитию и укреплению взаимодействия с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Председатель Счетной палаты принимал участие в заседаниях Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Президиума АКСОР по вопросам организации и проведения аудита эффективности использования государственных средств, работы контрольно-счетных органов Российской Федерации по организации контроля за реализацией приоритетных национальных проектов, планирования и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и др.
Представители Счетной палаты участвовали в совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов.
В целях интеграции в единое информационное поле контрольно-счетных органов Российской Федерации Счетная палата Республики Татарстан участвует в проекте по созданию Государственной информационно-аналитической системы (ГИАС КСО).
В настоящее время информация о деятельности Счетной палаты представлена на сайте Счетной палаты России (www.ach-fci.ru).
В отчетном году Счетная палата совместно со Счетной палатой Российской Федерации участвовала в следующих контрольных мероприятиях:
- аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на финансирование дорожного хозяйства в Республике Татарстан;
- аудит эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, выделенных на агропромышленный комплекс Республики Татарстан;
- проверка целевого и эффективного использования средств бюджета, направленных на реализацию Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года";
- проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- проверка состояния работ по освоению серийного производства самолета ТУ-334 на ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова".
Организовано сотрудничество Счетной палаты с контрольно-счетными органами муниципальных образований республики.
В настоящее время контрольно-счетные органы созданы в 37 муниципальных образованиях, 15 из них имеют статус юридического лица.
Счетной палатой проводятся консультации, предоставляются нормативные, информационно-справочные и методические материалы контрольно-счетным органам муниципальных образований.
В сентябре 2006 года в Счетной палате проведен семинар-совещание с руководителями контрольно-счетных органов муниципальных районов и городских округов республики.
В соответствии с Соглашением между Счетной палатой Республики Татарстан и Контрольно-счетной палатой Зеленодольского муниципального района проведены внешний аудит бюджета района за 2004-2005 годы и экспертиза решения Совета муниципального образования о бюджете на 2006 год.
Взаимодействие с органами государственной власти Республики Татарстан и правоохранительными органами
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан Счетная палата возглавила деятельность Межведомственного координационного Совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан.
На заседания Совета выносятся вопросы исполнения бюджета Республики Татарстан, обеспечения комплексного контроля за использованием бюджетных средств. Взаимодействие в рамках Совета с контрольными и надзорными органами федерального и республиканского подчинения, проведение совместных контрольных мероприятий способствует максимально полной реализации функций государственного финансового контроля в Республике Татарстан.
Одной из основных целей в работе Совета является исключение дублирования в деятельности различных органов финансового контроля. Согласование планов деятельности Счетной палаты и Департамента казначейства Министерства финансов республики, проведение совместных контрольных мероприятий с Управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан обеспечивает необходимый уровень координации.
В отчетном периоде проведено 4 заседания Совета. По результатам рассмотрения вопросов организации контроля за размещением государственного заказа, применения мер административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства приняты решения о порядке обмена информацией и практической реализации мероприятий уполномоченными и правоохранительными органами. Утверждены следующие методические документы:
- порядок взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами при назначении и проведении мероприятий в области государственного финансового контроля в Республике Татарстан;
- изменения и дополнения в Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля;
- основные требования (стандарты) к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами государственной власти Республики Татарстан и муниципальных образований в Республике Татарстан.
Становление местного самоуправления создало предпосылки для расширения состава Совета. По инициативе Счетной палаты в него вошли руководители нескольких муниципальных образований. Это дало Межведомственному координационному совету дополнительную возможность информировать участников бюджетного процесса муниципального уровня о направлениях и содержании финансового контроля, требованиях к организации и осуществлению бюджетного процесса.
В рамках двусторонних соглашений продолжалось взаимодействие с Прокуратурой Республики Татарстан, Министерством внутренних дел Республики Татарстан, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан.
В отчетном периоде подписаны соглашения о сотрудничестве:
- с Общественной палатой Республики Татарстан;
- с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в целях организации взаимодействия при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории республики в части предупреждения, устранения нарушений и привлечения к ответственности нарушителей.
В 2006 году Счетной палатой совместно с другими органами государственного финансового контроля республики проведены проверки:
- использования средств бюджета, выделенных на строительство метрополитена в г.Казани (совместно с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан и Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан);
- использования средств бюджета, выделенных на реализацию республиканской программы поддержки молодых семей в приобретении жилья (совместно с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан);
- отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа" (совместно с Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан).
По обращению прокуратуры республики проведено 6 контрольных мероприятий:
- проверка финансирования целевой комплексной программы по утилизации медицинских отходов учреждений и организаций Министерства здравоохранения Республики Татарстан;
- проверка отдельных вопросов целевого использования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации Программы ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан в Государственном жилищном фонде;
- проверка эффективности использования бюджетных средств на компьютеризацию школ республики в Министерстве образования и науки Республики Татарстан;
- проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета на осуществление лицензионных, регистрационных, разрешительных и иных процедур, выполнение полномочий в области использования и восстановления рыбных ресурсов, обращения с биологическими отходами и агрохимикатами в Управлении Россельхознадзора по Республике Татарстан;
- проверка целевого использования средств Дорожного фонда Республики Татарстан;
- проверка использования бюджетных средств в Азнакаевской центральной районной больнице (совместно с прокуратурой Республики Татарстан).
По обращению Министерства внутренних дел Республики Татарстан проверены отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Татспиртпром" в части использования средств бюджета, выделенных на строительство и ввод в эксплуатацию Международного конно-спортивного комплекса.
Осуществлялись проверки по запросам депутатов и отдельных граждан в части использования бюджетных средств республики.
За прошедший год по итогам проверок в прокуратуру республики и правоохранительные органы направлены 15 материалов, возбуждено 2 уголовных дела.
Гласность в работе
Деятельность Счетной палаты - заседания Коллегии Счетной палаты, Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, визит в Казань Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина и совещание по итогам проверки Счетной палатой расходования федеральных средств на реализацию Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", пребывание в Казани заместителя Генерального аудитора Канады Рональда Томпсона освещалась в средствах массовой информации.
По итогам аудита эффективности использования бюджетных средств в дорожном хозяйстве и агропромышленном комплексе, проведенного Счетной палатой в рамках участия в российско-канадском проекте, в Агентстве Республики Татарстан по массовым коммуникациям "Татмедиа" был организован брифинг для журналистов.
Информация о деятельности Счетной палаты ежеквартально публиковалась в информационных бюллетенях Счетной палаты Республики Татарстан, подготовлены и выпущены четыре номера. Бюллетени Счетной палаты направляются в Государственный Совет Республики Татарстан, Президенту Республики Татарстан, в Кабинет Министров Республики Татарстан, другие органы исполнительной власти и в правоохранительные органы.
Ведется информационное обеспечение официального сайта Счетной палаты Республики Татарстан и раздела "Новости о Счетной палате Республики Татарстан" на официальном сайте Ассоциации контрольно-счетных органов России "Счетные палаты России". Информацию с официального сайта Счетной палаты Республики Татарстан регулярно используют федеральные Интернет-сайты (ФК-новости, REGNUM, Волга-информ). Сведения об освещении деятельности Счетной палаты в средствах массовой информации приведены в приложении 2.
Заключение
Деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была организована в соответствии с Законом "О Счетной палате Республики Татарстан". Заключения об исполнении бюджета республики, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, состоянии финансовой дисциплины при использовании бюджетных средств, эффективности управления государственной собственностью и результатах проводимых контрольных мероприятий регулярно представлялись в Государственный Совет Республики Татарстан и Президенту Республики Татарстан.
К рассмотрению Государственным Советом Республики Татарстан законопроектов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы бюджета Республики Татарстан и финансов Республики Татарстан, по результатам проведенных экспертиз Счетной палатой представлялись заключения.
Контрольные мероприятия проведены по разделам и статьям бюджетов трех лет в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, обеспечен непрерывный цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года.
Методы контроля, примененные Счетной палатой при проведении аудита эффективности в отдельных отраслях, по поручению Государственного Совета Республики Татарстан могут быть использованы для оценки социального или экономического эффекта, получаемого при исполнении законов Республики Татарстан.
Для обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан при планировании своей деятельности Счетная палата ориентирована на выполнение поручений Президента Республики Татарстан, поручений Государственного Совета Республики Татарстан, обращений депутатов.
Деятельность Счетной палаты, как органа, возглавляющего Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, направлена на систематизацию взаимодействия органов государственного финансового контроля республики и муниципальных контрольных органов, организацию единой системы финансового контроля в Республике Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2006 году
Текст отчета опубликован в газете "Республика Татарстан" от 6 апреля 2007 г. N 64