Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 мая 2002 г. N 277
"О создании территориальной системы мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан"
В целях обеспечения охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате чрезвычайных ситуаций, выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, а также контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного предсказания параметров чрезвычайных ситуаций и их последствий Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан.
2. Определить головные организации, отвечающие за функционирование следующих подсистем территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан:
2.1. Мониторинг чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера:
подсистема мониторинга опасных производственных объектов - Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России (по согласованию);
подсистема мониторинга систем жизнеобеспечения - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
подсистема мониторинга проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
2.2. Мониторинг опасных природных процессов:
подсистема мониторинга опасных геологических явлений - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
подсистема мониторинга опасных гидрологических явлений - Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды Республики Татарстан;
подсистема мониторинга опасных метеорологических явлений - Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды Республики Татарстан;
подсистема мониторинга природных пожаров - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
2.3. Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
подсистема мониторинга эпидемий - Министерство здравоохранения Республики Татарстан, федеральное государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан";
подсистема мониторинга эпизоотий - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Главное управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
подсистема мониторинга эпифитотий - Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Республики Татарстан;
подсистема мониторинга ЧС социально-экономического характера - Государственный комитет Республики Татарстан по статистике.
3. Вышеуказанным организациям в трехмесячный срок разработать, согласовать в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально-биологического характера Республики Татарстан в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
обеспечить координацию деятельности и организационно-методическое руководство территориальной системой мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан;
до 01.08.2002 г. совместно с министерствами, госкомитетом, ведомствами, организациями федерального (по согласованию) и республиканского подчинения, действующими на территории Республики Татарстан и ответственными за обеспечение деятельности функциональных подсистем территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан, разработать и согласовать протоколы информационного взаимодействия;
обеспечить прием и обработку информационных материалов служб мониторинга функциональных подсистем территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан и передачу обобщенных результатов мониторинга вышестоящим органам государственного управления;
до 01.09.2002 г. разработать в соответствии с требованиями индикативного управления и представить в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан положение об информационном регистре территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан.
5. Государственному комитету Республики Татарстан по статистике обеспечивать представление статистических, аналитических и информационных материалов в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в рамках территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан.
6. Сбор данных и обмен ими в рамках территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан осуществлять согласно действующим нормативным правовым актам, а также на основании соглашений, заключаемых на безвозмездной основе, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Потенциально опасным производственным объектам федерального и республиканского подчинения в городах, отнесенных к категориям по гражданской обороне, обеспечить за счет собственных средств наличие прямых каналов связи с территориальными органами Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан - управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
8. Министерству финансов Республики Татарстан выделить в первом полугодии 2002 года Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан 650 тыс.рублей для подключения необходимых каналов связи и технического оснащения подразделений, осуществляющих мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Татарстан на 2002 год по разделу "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Положение
"О территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и биолого-социального характера Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 мая 2002 г. N 277)
1. Общие положения
1.1. Территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера (далее - ТСМП ЧС Республики Татарстан) создается в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп, а также во исполнение приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.04.2000 г. N 206 "О распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп" и указания первого заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.08.2000 г. N 319 "О совершенствовании деятельности в области создания системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав подсистем, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан.
1.3. Министерства, госкомитет, ведомства, организации федерального и республиканского подчинения, действующие на территории Республики Татарстан и входящие в состав ТСМП ЧС Республики Татарстан, в своей деятельности руководствуются законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, указами Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан, приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим положением.
1.4. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в соответствии с:
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий";
ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий";
ГОСТ Р 22.1.02-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.11-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации".
2. Основные задачи ТСМП ЧС Республики Татарстан
2.1. Функционирование ТСМП ЧС Республики Татарстан должно соответствовать требованиям вышеуказанных ГОСТов и направлено на решение следующих задач:
выявление возможных источников чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
контроль состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.
2.2. Решение основных задач функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан обеспечивается:
сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
обменом данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Татарстан;
лабораторным контролем состояния окружающей среды;
прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
расчетом сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
обеспечением охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате ЧС;
обеспечением районирования территории Республики Татарстан по степеням риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;
обеспечением защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну.
3. Структура ТСМП ЧС Республики Татарстан
3.1. ТСМП ЧС Республики Татарстан имеет территориальный, местный и объектовый уровни:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1. ТСМП ЧС Республики Татарстан состоит из следующих подсистем:
а) Мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
опасных производственных объектов,
систем жизнеобеспечения,
проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов;
б) Мониторинг опасных природных процессов, включающий:
опасные геологические явления,
опасные гидрологические явления,
опасные метеорологические явления,
природные пожары;
в) Мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
эпидемии,
эпизоотии,
эпифитотии,
ЧС социально-экономического характера.
3.2. В состав ТСМП ЧС Республики Татарстан на республиканском уровне включены службы следующих федеральных органов исполнительной власти и республиканских органов государственного управления; организаций, действующих на территории Республики Татарстан и осуществляющих мониторинг по направлениям своей деятельности (далее - службы ТСМП ЧС), а именно:
Мониторинг техногенных чрезвычайных ситуаций:
Инспекция по надзору за ядерно-радиационной безопасностью в Республике Татарстан Волжского округа Госатомнадзора Российской Федерации (опасные производственные объекты);
Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России (опасные производственные объекты);
Комитет природных ресурсов по Республике Татарстан Министерства природных ресурсов Российской Федерации (водохозяйственные системы и сооружения);
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (системы жизнеобеспечения);
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (системы жизнеобеспечения);
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (система жизнеобеспечения - государственное предприятие "Республиканское производственное объединение водопроводно-канализационного хозяйства "Татводоканал", государственное унитарное предприятие "Республиканское производственное объединение "Таткоммунэнерго", государственное унитарное предприятие "Республиканское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства сельской местности "Татсельжилкомхоз", проектируемые и строящиеся объекты и населенные пункты - Управление Государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре, Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан);
ООО "Таттрансгаз" (система жизнеобеспечения);
Государственная вневедомственная экспертиза при Кабинете Министров Республики Татарстан (проектируемые и строящиеся объекты и населенные пункты).
Мониторинг опасных природных процессов:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (опасные геологические явления, природные пожары);
Татарское геологоразведочное управление ОАО "Татнефть" (опасные геологические явления, поверхностные водные объекты и подземные воды);
Государственное унитарное предприятие "Геоцентр Республики Татарстан" (опасные геологические явления);
Комитет природных ресурсов по Республике Татарстан Министерства природных ресурсов Российской Федерации (поверхностные водные объекты);
Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды Республики Татарстан (гидрологические и опасные метеорологические явления);
Институт экологии природных систем Академии наук Республики Татарстан (поверхностные водные объекты).
Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан (эпидемии);
Федеральное государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" (эпидемии);
Главное управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (эпизоотии);
Федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Татарский" (почва, корма и водоисточники);
Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Республики Татарстан (эпифитотии).
Государственный комитет Республики Татарстан по статистике (ЧС социально-экономического характера);
Министерство труда и занятости Республики Татарстан (ЧС социально-экономического характера);
Министерство социальной защиты Республики Татарстан
Интегрированные показатели и сводные данные по ЧС:
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан);
Центр правительственной связи Российской Федерации по Республике Татарстан.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. На местном уровне мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями служб ТСМП ЧС.
3.5. На объектовом уровне мониторинг осуществляется техническими службами организаций, отвечающих за безопасность их функционирования.
3.6. Управление и координация деятельности служб ТСМП ЧС осуществляется:
на республиканском уровне - МЧС Республики Татарстан в части, касающейся координации деятельности и организационно-методического руководства ТСМП ЧС Республики Татарстан;
на местном уровне - территориальными органами МЧС Республики Татарстан в городах и районах Республики Татарстан;
на объектовом уровне - структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками организаций, на которых по совместительству возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
4. Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан
4.1. ТСМП ЧС Республики Татарстан входит в сферу приоритетных государственных интересов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан с министерствами, госкомитетом, ведомствами, организациями федерального и республиканского подчинения, действующими на территории Республики Татарстан, отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС Республики Татарстан), осуществляется на безвозмездной основе.
4.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС Республики Татарстан строится на основе заключения протоколов информационного взаимодействия с МЧС Республики Татарстан.
4.3. Службы мониторинга ТСМП ЧС Республики Татарстан обеспечивают:
постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Татарстан;
представление в МЧС Республики Татарстан аналитических, статистических и иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС, заблаговременного предсказания параметров ЧС и их последствий;
своевременное представление в полном объеме указанных информационных материалов, их защиту и достоверность.
4.4. МЧС Республики Татарстан обеспечивает:
координацию деятельности и организационно-методическое руководство служб мониторинга в рамках ТСМП ЧС Республики Татарстан;
контроль за осуществлением обмена данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Татарстан;
прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП ЧС Республики Татарстан;
передачу службам мониторинга ТСМП ЧС Республики Татарстан результатов обработки информационных материалов;
информирование вышестоящих органов государственного управления Республики Татарстан на основе интегрированных данных ТСМП ЧС Республики Татарстан;
защиту информации, в том числе и составляющей государственную тайну.
5. Режимы функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан
5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС Республики Татарстан, являются:
В режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
сбор, обработка и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС Республики Татарстан, и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан;
участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
В режиме повышенной готовности:
выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
учащенный сбор и анализ информации, поступающей от организаций ТСМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
оперативное и текущее прогнозирования ЧС;
уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП ЧС Республики Татарстан для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС;
В режиме чрезвычайной ситуации:
организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП ЧС Республики Татарстан;
сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
оперативное прогнозирование развития ЧС;
выдвижение при необходимости оперативной группы ТСМП ЧС Республики Татарстан в зону ЧС;
определение границ зоны ЧС;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 20 мая 2002 г. N 277 "О создании территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 17, сентябрь 2003 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2023 г. N 438 настоящий документ признан утратившим силу с 11 апреля 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 1 июня 2015 г. N 396
Постановление КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141