Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о порядке проектирования, согласования и утверждения
санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий
и промышленных узлов на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
по Республике Татарстан (Татарстан) от 6 июня 2007 г. N 10)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом Российской Федерации. Документ определяет основные принципы, нормативно-правовое обеспечение, обязанности юридических лиц, уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также порядок утверждения границ, площадей и режима использования санитарно-защитных зон при разработке, согласовании и утверждении проектов санитарно-защитных зон (далее по тексту - СЗЗ) отдельных предприятий, единых санитарно-защитных зон (далее по тексту - ЕСЗЗ) групп предприятий и промышленных узлов, требования к составу текстовых, графических и иных материалов, разрабатываемых в проектах организации санитарно-защитных зон производственных объектов, с выделением утверждаемой части.
1.2. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"). Территория СЗЗ предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
1.3. В санитарно-защитных зонах устанавливаются ограничения для осуществления градостроительной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительными нормами и правилами.
1.4. Результаты выбора земельного участка должны оформляться актом о выборе земельного участка для строительства, в необходимых случаях и для установления охранной или санитарно-защитной зоны объекта.
1.5. Проекты организации СЗЗ разрабатываются для всех предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в первую очередь для тех, в пределах нормативных санитарно-защитных зон которых (установленных в соответствии с санитарной классификацией предприятия по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) расположена жилая застройка, детские дошкольные, средние и высшие учебные заведения, спортивные сооружения, зоны отдыха и другие объекты, при размещении которых должно обеспечиваться соблюдение требований к качеству окружающей среды.
1.6. В проекте организации СЗЗ обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ; определяется достаточность ранее разработанных и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод, благоустройству территории СЗЗ; разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.
Границей СЗЗ является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
1.7. Проект организации СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" с учетом положений генеральных планов населенных пунктов, городов Республики Татарстан, проектов планировки и других видов градостроительной документации.
1.8. Утвержденный проект организации СЗЗ является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ СЗЗ как линий градостроительного регулирования территории в соответствии с действующей градостроительной документацией.
1.9. Разработка проектов СЗЗ осуществляется с учетом требований действующих санитарных и строительных норм и правил.
1.10. Пересмотр проектов организации СЗЗ производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов.
1.11. В случае реконструкции предприятия, изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, изменяющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта СЗЗ в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др.).
2. Основные принципы
2.1. Обязательность организации в установленном порядке санитарно-защитных зон для объектов, являющихся источниками химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.
2.2. Приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении комплекса хозяйственных и технических вопросов:
2.2.1. обязательность обеспечения правового статуса СЗЗ и ЕСЗЗ путем согласования границ СЗЗ и ЕСЗЗ на уровне уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением;
2.2.2. обязательность предоставления документации отдельными организациями и индивидуальными предпринимателями, необходимой для проектирования ЕСЗЗ;
2.2.3. научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду обитания;
2.2.4. недопустимость предоставления земельных участков в пределах СЗЗ или ЕСЗЗ под строительство объектов, предназначенных для проживания людей, а также других объектов, размещение которых в СЗЗ и ЕСЗЗ запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
3. Состав проекта организации санитарно-защитной зоны
3.1. Проектные границы СЗЗ.
Границы СЗЗ устанавливаются на основании:
- определения всех видов воздействий объекта на среду обитания и здоровье человека, связанных с его производственной деятельностью, обуславливающих совокупную зону сверхнормативных воздействий;
- анализа градостроительной ситуации (существующих и перспективных планировочных ограничений по созданию СЗЗ, перспективных планов, комплексного развития инженерной инфраструктуры населенных пунктов на ближайшие 5 лет) и возможности минимизировать СЗЗ с учетом планировочных ограничений;
- учета расчетных зон сверхнормативного воздействия (по факторам: загрязнения атмосферного воздуха, шумового дискомфорта, уровня вибрации, воздействия прочих физических факторов, загрязнения почвенного покрова и т.п.). Расчеты проводятся на основании согласованных в установленном порядке нормативов природопользования (предельно допустимых выбросов - ПДВ, предельно допустимых сбросов - ПДС, предельно допустимых уровней воздействия - ПДУ и др.) данного объекта или данных по оценке воздействия на окружающую среду, получаемых при разработке проекта организации СЗЗ (в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению). Порядок сбора исходных данных определяется в задании на разработку проекта;
- разработанных и обоснованных в проекте СЗЗ мероприятий (технических, организационных, планировочных), обеспечивающих сокращение совокупной зоны сверхнормативных воздействий.
- оценки риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния предприятия, в связи с воздействием приоритетных загрязнителей и др. факторов на существующее положение и с учетом перспективы развития предприятия и внедрения природоохранных мероприятий.
- для предприятий 1-го класса и групп промышленных предприятий оценки медико-демографической ситуации в районе размещения предприятия в пределах нормативной и расчетной санитарно-защитной зоны не менее, чем за пять лет по половозрастной структуре и нозологическим формам по утвержденным в установленном порядке методикам.
3.2. Планировочная организация территории СЗЗ.
В состав раздела включаются:
- предложения по корректировке генплана предприятия, изменению схемы его транспортного обслуживания, изменению назначения корпусов и сооружений и т.п.;
- уточненные показатели по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию в соответствии с утвержденными схемами градостроительного зонирования;
- проектные решения по размещению объектов благоустройства и прочих объектов, объектов озеленения в соответствии с установленными нормативами, для действующих предприятий - с учетом сложившейся градостроительной ситуации;
- очередность выполнения работ.
Планировочная организация СЗЗ должна отвечать требованиям функционально-планировочной и архитектурно-композиционной увязки прилегающих территорий города с промышленными предприятиями.
3.3. Мероприятия по реализации проекта.
В составе проекта организации СЗЗ определяется достаточность ранее разработанных мероприятий и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия:
- по снижению негативного воздействия на окружающую среду (сокращение выбросов в атмосферу, снижению шумового воздействия и т.д.), которые представляются в виде соответствующих планов-графиков (вид мероприятия, сроки выполнения, ответственные за реализацию мероприятия и стоимость);
- профилактике# и реабилитации здоровья населения, проживающего в СЗЗ и зоне негативного влияния предприятия;
- по планировочной организации СЗЗ и территории предприятия, их благоустройству и озеленению (при отсутствии технической возможности благоустройства и озеленения территории СЗЗ предприятия предусмотреть компенсационное озеленение данным предприятием другой территории по согласованию с органами местного самоуправления, территориальными отделами Роспотребнадзора по РТ и др.);
- по организации санитарно-гигиенического производственного контроля за показателями воздействия на среду обитания (натурные замеры) в контрольных точках, перечень контролируемых параметров и периодичность их проведения.
Показатели и точки контроля выбираются с учетом особенностей воздействия предприятия (вид, интенсивность, распространение), которые определяют необходимость установления СЗЗ.
3.4. Рекомендуемая структура пояснительной записки к проекту организации СЗЗ.
Общие сведения о предприятии, краткая схема тех. процесса.
Анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия (характеристика промышленной зоны и прилегающей застройки). Данные по инвентаризации нормируемых объектов (жилые дома, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения и т.д.)
Краткая характеристика природно-экологических особенностей территорий.
Оценка ранее выполненных расчетов границ СЗЗ.
Расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха.
Расчет СЗЗ по фактору шумового воздействия.
Расчет СЗЗ по прочим факторам негативного воздействия (почва, грунтовые и поверхностные воды).
Мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания (с планом-графиком мероприятий, сроками исполнения, финансирования).
Мероприятия по профилактике и реабилитации здоровья населения, проживающего в СЗЗ и зоне негативного влияния предприятия.
Обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей.
Мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ (с планом-графиком мероприятий, сроками исполнения, финансирования).
Организация санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ (с согласованным план-графиком).
Табличные материалы (приложение 2 к настоящему Положению).
Графические материалы:
- схема функционального использования территории в районе расположения предприятия;
- генеральный план предприятия;
- схема размещения источников выбросов (сбросов) и загрязнения атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод (существующее положение и прогноз);
- схема размещения источников шума, вибрации, ЭМП, радиации, и зоны их воздействия (существующее положение и прогноз);
- схема по установлению границы СЗЗ;
- схема планировочной организации СЗЗ;
- план благоустройства и озеленения СЗЗ;
- схема размещения постов санитарно-гигиенического производственного контроля.
Основной масштаб выполнения графических материалов - 1:2000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштаба 1:5000-1:10000.
4. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники вредного химического, биологического или физического воздействия, осуществляют:
4.1. на стадии технико-экономического обоснования (проекта) - определение по санитарной классификации предприятий, производств и объектов, класса предприятия и нормативных размеров СЗЗ, ЕСЗЗ;
4.2. разработку и направление на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта СЗЗ, ЕСЗЗ как на проектируемое, так и на действующее производство и утверждение его в соответствии с настоящим Положением;
4.3. разработку, утверждение и выполнение программ производственного контроля;
4.4. после утверждения границ и площадей СЗЗ, ЕСЗЗ благоустройство (реконструкция зеленых насаждений, создание дополнительных озелененных площадей, последующий уход) и обеспечение содержания утвержденной СЗЗ, ЕСЗЗ принимает на себя предприятие (объект), являющийся источником (балансодержателем) СЗЗ;
4.5. расселение жителей, проживающих на территории СЗЗ, ЕСЗЗ, за ее пределы;
4.6. При изменении условий хозяйственной деятельности - проводят корректировку проекта СЗЗ, ЕСЗЗ;
4.7. предоставление необходимых материалов разработчику проекта ЕСЗЗ в соответствии с установленными требованиями;
4.8. проведение землеустроительных работ по установлению границ СЗЗ, ЕСЗЗ, их учет в государственном земельном кадастре и регистрацию ограничений (обременений) прав на использование земельных участков в границах СЗЗ, ЕСЗЗ.
5. Функции уполномоченных органов государственной власти, органов
муниципального образования
5.1. Управление Роспотребнадзора по Республики# Татарстан (Татарстан) и территориальные отделы в городах и районах осуществляют:
5.1.1. контроль над разработкой и утверждением СЗЗ, ЕСЗЗ объектов, являющихся источниками вредных химических, биологических или физических воздействий на среду обитания и здоровье человека, их использованием в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
5.1.2. согласование и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на проекты СЗЗ, ЕСЗЗ как проектируемых, так и действующих объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, с целью установления соответствия либо несоответствия санитарному законодательству Российской Федерации;
5.1.3. утверждение и установление границ СЗЗ
5.1.4. согласование план графиков# инструментально лабораторного# контроля;
5.1.5. государственный контроль в отношении размера и режима использования СЗЗ, ЕСЗЗ, в том числе расселения жителей;
5.1.6. применение мер административного воздействия в отношении лиц, нарушающих санитарное законодательство Российской Федерации, в части установления и содержания СЗЗ, ЕСЗЗ.
5.2. Организации, аккредитованные в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, осуществляют проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов СЗЗ, ЕСЗЗ как проектируемых, так и действующих объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, с целью установления соответствия либо несоответствия санитарному законодательству; проведение оценки риска здоровью населения.
5.3. Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ осуществляет взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) по вопросам градостроительного регулирования застройки населенных пунктов.
5.4. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, в рамках своих полномочий, обеспечивает контроль над ведением Государственного земельного кадастра в части внесения сведений в государственный земельный кадастр о наличии СЗЗ, ЕСЗЗ в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами.
5.5. Органы муниципальных образований городов и районов Республики Татарстан осуществляют:
5.5.1. контроль над наличием документировано оформленных СЗЗ, ЕСЗЗ хозяйствующих субъектов, имеющих источники вредного химического, биологического или физического воздействия, на территории муниципального образования;
5.5.2. нанесение границ СЗЗ, ЕСЗЗ на дежурные планы населенных пунктов и своевременную корректировку проекта зонирования территории;
5.5.3. согласование границ СЗЗ;
5.5.4. согласование мероприятий по благоустройству и озеленению территорий СЗЗ (при отсутствии технической возможности благоустройства и озеленения территории СЗЗ компенсационное озеленение другой территории по согласованию с органами муниципального образования, территориальными отделами Роспотребнадзора по РТ).
5.5.5. контроль за соблюдением установленного режима использования СЗЗ, ЕСЗЗ, включая выполнение графика расселения жителей, проживающих на территории СЗЗ, ЕСЗЗ, за ее пределы;
5.5.6. отражение границ СЗЗ, ЕСЗЗ в правоустанавливающих документах на земельные участки, предоставленные организациям либо индивидуальным предпринимателям, в связи с осуществлением ими деятельности, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
6. Порядок утверждения границ, площадей и режима использования
санитарно защитных# зон
6.1. Требования к составу, порядку разработки и согласования проектов организации СЗЗ устанавливаются настоящим Положением и конкретизируются заданием на разработку проекта.
6.2. Разработка проекта организации СЗЗ включает этапы:
- составление и согласование задания на разработку проекта (прежде всего для предприятий 1-2 класса, группы промышленных предприятий);
- разработку проекта организации СЗЗ;
- согласование проекта организации СЗЗ.
6.3. Задание разрабатывается проектной организацией - исполнителем, согласовывается органом муниципального образования, соответствующим территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан).
6.4. Задание на разработку проекта содержит:
- отраслевую специфику и технологическую характеристику производств, санитарную классификацию объекта, для которого разрабатывается проект организации СЗЗ;
- описание градостроительной ситуации территории в пределах нормативной (по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и фактической СЗЗ;
- перечень и порядок сбора исходных данных;
- градостроительные требования к организации СЗЗ, установленные в соответствии с документацией о градостроительном зонировании территории.
6.5. Проект СЗЗ, ЕСЗЗ объекта, оказывающего вредное химическое, биологическое или физическое воздействие на среду обитания и здоровье человека, направляется в организации, аккредитованные в установленном порядке для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью установления соответствия либо несоответствия проектной документации санитарному законодательству Российской Федерации.
6.6. Разработанный проект организации СЗЗ согласовывается с соответствующими территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан), главами муниципальных образований городов и районов Республики Татарстан в составе:
- санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту;
- установленная проектом граница СЗЗ (представленная на схеме в М 1:2000 и сопровождаемая текстовым описанием трассировки границы по восьми румбам)
- план-график мероприятий по реализации проекта (природоохранные мероприятия; план-график инструментального лабораторного контроля; план мероприятий по благоустройству и озеленению территорий СЗЗ).
6.7. После получения санитарно-эпидемиологического заключения в территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в городах и районах о соответствии проекта СЗЗ, ЕСЗЗ объекта санитарному законодательству юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель представляет проект СЗЗ, ЕСЗЗ в органы муниципального образования для последующего согласования границ СЗЗ, ЕСЗЗ. В том случае, если СЗЗ, ЕСЗЗ располагается на территории нескольких муниципальных образований, граница СЗЗ, ЕСЗЗ согласовывается с главами муниципальных образований городов и районов Республики Татарстан этих территорий.
6.8. Границы, площади, порядок содержания и использования СЗЗ и ЕСЗЗ на проектируемое производство определяются проектной документацией на строительство новых производств, реконструкцию или техническое перевооружение действующих производств.
6.9. Границы, площади, порядок содержания и использования СЗЗ, ЕСЗЗ на действующее производство определяются в проекте СЗЗ, ЕСЗЗ, составляемом собственником либо иным владельцем предприятия. Проект СЗЗ, ЕСЗЗ должен быть обоснованным, подтверждаться необходимыми документами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации.
6.10. Установленные проектом границы СЗЗ утверждаются территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) в городах и районах, при изменении размеров СЗЗ - Управлением "Роспотребнадзора по РТ (Татарстан)" на основе протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, отчета о выполнении предусмотренных проектом мероприятий, отнесенных к ответственности предприятия, и информации о прочих мероприятиях, выполненных за счет других источников финансирования, и результатов санитарно-гигиенического контроля.
6.11. Согласованные в установленном порядке границы СЗЗ утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории в соответствии с действующей градостроительной документацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.