Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 11 декабря 2007 г. N 27-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений
постановлений Руководителя Исполнительного комитета муниципального
образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе
расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани" и от 31 мая 2007
года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11"
в связи с жалобой гражданина Р.М.Нуртдинова"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием гражданина Р.М.Нуртдинова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя заявителя - И.Р.Файзрахманова, представителей Исполнительного комитета муниципального образования города Казани как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника отдела судебно-претензионной работы, анализа и изучения судебной практики Правового управления Исполнительного комитета города Казани В.Г.Ивлева и ведущего специалиста юридического отдела Муниципального учреждения "Комитет благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Д.В.Романенко, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.В.Ляукина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Ш.Ш.Гафиятуллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном и гражданском процессах прокуратуры Республики Татарстан Ф.Д.Максутова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.М.Валеева,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой, пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений постановлений Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани" и от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Р.М.Нуртдинова на нарушение его конституционных прав отдельными положениями указанных постановлений Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Г.Гатауллина, объяснения заявителя Р.М.Нуртдинова, представителя заявителя - И.Р.Файзрахманова, представителей стороны, принявшей оспариваемый акт, - В.Г.Ивлева и Д.В.Романенко, выступления приглашенных в судебное заседание представителя Президента Республики Татарстан - М.В.Ляукина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Ш.Ш.Гафиятуллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - Ф.Д.Максутова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.М.Валеева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. Гражданин Р.М.Нуртдинов, являющийся собственником квартиры в многоквартирном доме по улице Волгоградской города Казани, обратился в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани".
В своем обращении заявитель указал, что согласно Порядку использования единой расчетной системы управления расчетами с поставщиками жилищно-коммунальных услуг муниципального жилищного фонда (подпункт 1.1 пункта 1), Порядку оформления выполненных работ, оказанных услуг в жилищно-коммунальной сфере муниципального жилищного фонда города Казани (подпункт 1.2 пункта 1) и единой форме расчетного документа (счета-фактуры) для оплаты населением, проживающим в муниципальном жилищном фонде, жилищно-коммунальных и других видов услуг (пункт 4), утвержденным оспариваемым постановлением, муниципальному унитарному предприятию "Единый расчетный центр города Казани" (далее - МУП "Единый расчетный центр города Казани") переданы функции по централизованному сбору денежных средств населения, поступающих в виде оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги, и переводу собранных средств на расчетные счета поставщиков услуг в соответствии с договорами между поставщиками и муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией. Гражданин Р.М.Нуртдинов считает, что указанные положения, согласно которым получателем жилищно-коммунальных платежей является не организация, имеющая перед гражданами договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг, а третье лицо - МУП "Единый расчетный центр города Казани", противоречат федеральному законодательству, в частности Жилищному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", и не соответствуют Конституции Республики Татарстан.
По мнению заявителя, отсутствие у него возможности производить расчет непосредственно с исполнителем - управляющей компанией - приводит к тому, что жилищно-коммунальные платежи, перечисленные МУП "Единый расчетный центр города Казани" собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе заявителем, не обособляются и не накапливаются на отдельном счете для последующего использования на обслуживание и ремонт данного конкретного дома, а вливаются в общую денежную массу и могут быть направлены на обслуживание и ремонт других домов. В связи с этим гражданин Р.М.Нуртдинов полагает, что установление указанного порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг фактически является принудительным изъятием имущества граждан и не согласуется с положениями Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которыми собственность неприкосновенна; ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом; принудительное изъятие объектов собственности не допускается, кроме случаев, установленных федеральным законом; право частной собственности охраняется законом (статья 19, части 1 и 3, во взаимосвязи со статьей 49).
Заявитель также считает, что утверждение обжалуемым постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани единой формы расчетного документа (счета-фактуры) для оплаты населением, проживающим в муниципальном жилищном фонде, жилищно-коммунальных и других видов услуг, содержащего текст "Подтверждаю и прошу итоговые суммы личной оплаты перечислить на расчетный счет муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Казани", привело к монополистической деятельности МУП "Единый расчетный центр города Казани" по предоставлению услуг по распечатке счетов-фактур и сбору денежных средств населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Это, по мнению гражданина Р.М.Нуртдинова, не согласуется с положениями Конституции Республики Татарстан, а именно со статьей 20 (часть 1), согласно которой в Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, во взаимосвязи со статьей 58 (часть 1), в соответствии с которой перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В период подготовки дела по жалобе гражданина Р.М.Нуртдинова к слушанию Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани было принято постановление от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11", которым Приложение N 4 к постановлению Руководителя Исполнительного комитета города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани" признано утратившим силу, а также утверждена и введена в действие с 1 июня 2007 года новая единая форма расчетного документа (счета-фактуры) для оплаты населением, проживающим в муниципальном жилищном фонде, жилищно-коммунальных и других видов услуг. При этом во вновь утвержденной единой форме счета-фактуры сохранен оспариваемый заявителем текст о перечислении итоговых сумм личной оплаты на расчетный счет муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Казани". В связи с этим заявитель Р.М.Нуртдинов считает, что внесенные изменения не устранили нарушение его конституционных прав, и просит признать данное постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в части, устанавливающей обязанность граждан при оплате жилищно-коммунальных и других видов услуг перечислять итоговые суммы личной оплаты на расчетный счет муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Казани", не соответствующим Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани" постольку, поскольку на основании указанных правовых норм МУП "Единый расчетный центр города Казани" выполняет функции по начислению, перерасчету платежей за жилищно-коммунальные услуги и осуществляет формирование и печать единого платежного документа (счета-фактуры) населению за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги МУП "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией, а также пункт 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11".
2. Поставленные заявителем вопросы правовой обоснованности порядка осуществления гражданами расчета за жилое помещение и коммунальные услуги затрагивают сферу жилищного законодательства, которая в соответствии со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральными законами при условии, что их законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района, городского округа, а также организация содержания муниципального жилищного фонда согласно статьям 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к вопросам местного значения.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 5).
В силу статьи 116 (часть 1) Конституции Республики Татарстан органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со статьями 15, 16 и 17 Закона Республики Татарстан от 28 июня 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района и городского округа, относятся к вопросам местного значения.
Согласно статье 40 во взаимосвязи со статьей 43 Устава муниципального образования города Казани Исполнительный комитет осуществляет формирование и управление муниципальной собственностью города Казани, решает вопросы создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности, создает муниципальные унитарные предприятия, осуществляет полномочия собственника имущества муниципальных унитарных предприятий города Казани.
Указанные правовые положения согласуются с частью второй статьи 4 Европейской Хартии местного самоуправления (1985 г.), которая предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти (вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года).
Таким образом, принятие руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани обжалуемых норм, регулирующих вопросы управления жилищным фондом города, являющимся муниципальной собственностью, посредством регламентации деятельности МУП "Единый расчетный центр города Казани", осуществлялось на основе федерального и республиканского законодательства согласно действующим международным правовым нормам и в соответствии с положениями статьи 116 Конституции Республики Татарстан.
3. Провозглашая Республику Татарстан правовым государством, Конституция Республики Татарстан возлагает на Республику Татарстан обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статья 2). При этом Конституция Республики Татарстан закрепляет в числе гарантий, обеспечивающих исполнение данной конституционной обязанности, положения, согласно которым в Республике Татарстан частная собственность охраняется законом (статья 49), не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 58, часть 2). Указанные конституционные положения определяют также и содержание нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Кроме того, в силу статьи 13 во взаимосвязи со статьей 51 Конституции Республики Татарстан важнейшим условием реализации прав и свобод человека и гражданина является проведение в Республике Татарстан социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предполагает в том числе и защиту Республикой Татарстан прав и законных интересов потребителя.
Данные конституционные положения реализуются в жилищной сфере муниципального образования города Казани и определяют содержание и смысл правового регулирования в том числе и порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых гражданам-потребителям данных услуг, проживающим в многоквартирных домах, являющихся муниципальной собственностью.
3.1. Оспариваемые заявителем положения, утвержденные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602, устанавливают, что МУП "Единый расчетный центр города Казани" на основании указанных правовых норм выполняет функции по начислению, перерасчету платежей за жилищно-коммунальные услуги и осуществляет формирование и печать единого платежного документа (счета-фактуры) населению за фактически оказанные МУП "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с частью второй статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, 1 июля 2006 года собственники жилых помещений в доме, в котором проживает заявитель Р.М.Нуртдинов, на общем собрании (проведенном в заочной форме) большинством голосов выбрали способ управления домом - управление обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", а также приняли условия договора, предложенного данной управляющей компанией. В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
ООО "Управляющая компания "Уютный дом" 1 августа 2006 года заключило агентский договор с МУП "Единый расчетный центр города Казани", согласно которому данное муниципальное унитарное предприятие производит начисление и сбор платежей за фактически предоставленные собственникам и нанимателям жилых помещений жилищно-коммунальные услуги, своевременно осуществляет перечисление денежных средств потребителей жилищно-коммунальных услуг на счета непосредственных поставщиков данных услуг.
Правовая обоснованность выполнения МУП "Единый расчетный центр города Казани" указанных функций обусловлена положениями статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 2 октября 2007 года), согласно которым коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, при наличии договора с кредитной организацией вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги.
При осуществлении функций по начислению и перерасчету платежей населения за жилищно-коммунальные услуги МУП "Единый расчетный центр города Казани", в частности, реализует принцип "одного окна", организует прием населения и предоставление жителям информации по вопросам начисления платежей, предоставляет в органы социальной защиты сведения, необходимые для открытия социальных счетов, информацию о расчетах и начислениях за фактически оказанные жилищные услуги в разрезе персонифицированных социальных счетов, другие необходимые данные для расчета гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (абзацы 4, 6, 8 пункта 1.3 Приложения N 2).
Тем самым закрепленный оспариваемыми нормами порядок начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги с использованием единой расчетной системы управления расчетами с поставщиками жилищно-коммунальных услуг направлен на обеспечение гарантий своевременного предоставления жилищно-коммунальных услуг, осуществление контроля за строго целевым использованием перечисленных денежных средств, на обеспечение гарантий соблюдения прав граждан в сфере жилищных отношений.
Согласно Приложению N 2 к оспариваемому постановлению требования по документальному оформлению выполненных работ, оказанных услуг предусматривают контроль за исполнением подрядными организациями и поставщиками услуг договорных обязательств, приемкой выполненных работ, оказанных услуг, направлением в МУП "Единый расчетный центр города Казани" сводных реестров недопоставки услуг, составленных по итогам месяца представителем поставщика, МУП "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией и старшим по дому, на основе которых осуществляется перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги (пункт 2). МУП "Единый расчетный центр города Казани" осуществляет начисление платежей и формирование счета-фактуры за оказанные населению жилищно-коммунальные услуги на основании утвержденных тарифов и представленных МУП "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией актов выполненных работ, актов учета недопоставок (пункт 3).
Следовательно, МУП "Единый расчетный центр города Казани" при выполнении функции по перечислению подрядным организациям и поставщикам услуг денежных средств населения, поступивших на его расчетный счет, непосредственно руководствуется сведениями об оказанных жилищно-коммунальных услугах, которые предоставлены МУП "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией и согласованы с Комитетом благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета города Казани, и не уполномочен перераспределять и по своему усмотрению использовать денежные средства граждан, предназначенные для оплаты коммунальных услуг и расходов на техническое обслуживание и капитальный ремонт.
Тем самым доводы заявителя Р.М.Нуртдинова о том, что введенная оспариваемым постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани единая система расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани позволяет МУП "Единый расчетный центр города Казани" перераспределять и по своему усмотрению использовать денежные средства граждан, предназначенные для оплаты расходов на капитальный и текущий ремонт и обслуживание многоквартирного дома, являются необоснованными.
Вопрос об использовании финансовых средств, поступивших в качестве платежей за капитальный ремонт от граждан-собственников жилых помещений, был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан. Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2005 года N 15-П в связи с жалобой гражданина Л.Н.Баимова, регулирование платы за капитальный ремонт, осуществляемое органами местного самоуправления на основании части четвертой статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также договоры управления многоквартирными домами должны предусматривать в том числе и обязанность управляющей организации по строго целевому использованию поступивших от граждан-собственников жилых помещений финансовых средств, предназначенных для оплаты расходов на капитальный ремонт, а также соответствующую ответственность данной организации за их нецелевое использование.
Данная правовая позиция Конституционного суда Республики Татарстан учтена Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. В соответствии с Порядком накопления и использования денежных средств на капитальный ремонт жилищного фонда в Республике Татарстан, утвержденным приказом от 31 мая 2006 года N 102/о, управляющим организациям независимо от форм собственности рекомендовано открыть специальные расчетные счета в кредитных организациях, выбранных на общем собрании собственников каждого многоквартирного дома, для накопления средств на проведение капитального ремонта.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения, утвержденные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани", направлены на повышение правовой защищенности потребителей жилищно-коммунальных услуг и не могут рассматриваться как ограничение, умаление или иное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3.2. Утвержденная оспариваемым постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11" единая форма расчетного документа для оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, проживающими в муниципальном жилищном фонде города Казани, основана на правовых нормах об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Структура платы и виды платежей за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников помещений в многоквартирном доме, отраженные в единой форме расчетного документа (счета-фактуры), утвержденной оспариваемым постановлением, согласуются со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 307, кроме обязательных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, допускают указание в платежном документе и иных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг (пункт 38).
Доводы заявителя о том, что оспариваемая надпись "Подтверждаю и прошу итоговые суммы личной оплаты перечислить на расчетный счет МУП "Единый расчетный центр города Казани" приводит к монополистической деятельности МУП "Единый расчетный центр города Казани" по предоставлению услуг по распечатке счетов-фактур и сбору денежных средств населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, необоснованны, поскольку данный порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, как следует из названия и содержания оспариваемого постановления, распространяется только на лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде. Кроме того, в силу части пятой статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы на основании договоров, заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, могут устанавливать и изготавливать собственный платежный документ (счет-фактуру).
Таким образом, постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11" не нарушает права и свободы человека и гражданина и соответствует Конституции Республики Татарстан.
4. В соответствии со статьей 83 во взаимосвязи со статьей 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" пределы проверки оспариваемых норм на соответствие Конституции Республики Татарстан устанавливаются в том числе по порядку опубликования.
Конституция Республики Татарстан устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (статья 24, часть 3).
Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602, которым утверждены оспариваемые положения, затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина. Решением Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" источником официального опубликования муниципальных правовых актов определены газеты "Казанские ведомости" и "Шахри Казан". Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в газете "Шахри Казан" опубликовано не было.
В соответствии со статьей 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.
Исходя из требований статьи 8 во взаимосвязи со статьей 24 (часть 3) Конституции Республики Татарстан Конституционный суд Республики Татарстан считает, что оспариваемое постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Шахри Казан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй, третьей и шестой статьи 67, статьями 69 и 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани", на основании которых муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетный центр города Казани" выполняет функции по начислению, перерасчету платежей за жилищно-коммунальные услуги и осуществляет формирование и печать единого платежного документа (счета-фактуры) населению за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией, а также пункт 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11" соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани" подлежит официальному опубликованию в газете "Шахри Казан".
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани", на основании которых муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетный центр города Казани" выполняет функции по начислению, перерасчету платежей за жилищно-коммунальные услуги и осуществляет формирование и печать единого платежного документа (счета-фактуры) населению за фактически оказанные жилищно-коммунальные услуги муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией, а также пункт 1 постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11" признаны соответствующими Конституции Республики Татарстан.
МУП "Единый расчетный центр города Казани" при выполнении функции по перечислению подрядным организациям и поставщикам услуг денежных средств населения, поступивших на его расчетный счет, непосредственно руководствуется сведениями об оказанных жилищно-коммунальных услугах, которые предоставлены МУП "Жилищно-коммунальное управление" или управляющей компанией и согласованы с Комитетом благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета города Казани, и не уполномочен перераспределять и по своему усмотрению использовать денежные средства граждан, предназначенные для оплаты коммунальных услуг и расходов на техническое обслуживание и капитальный ремонт.
Тем самым доводы заявителя Р.М.Нуртдинова о том, что введенная оспариваемым постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани единая система расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани позволяет МУП "Единый расчетный центр города Казани" перераспределять и по своему усмотрению использовать денежные средства граждан, предназначенные для оплаты расходов на капитальный и текущий ремонт и обслуживание многоквартирного дома, являются необоснованными.
Оспариваемые положения направлены на повышение правовой защищенности потребителей жилищно-коммунальных услуг и не могут рассматриваться как ограничение, умаление или иное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного суда РТ от 11 декабря 2007 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений постановлений Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 4 апреля 2006 года N 602 "О системе расчетов в жилищно-коммунальной сфере города Казани" и от 31 мая 2007 года N 1063 "О протесте прокуратуры г.Казани от 17.05.2007 N 01-11" в связи с жалобой гражданина Р.М.Нуртдинова"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 14 декабря 2007 г. N 249, в газете "Ватаным Татарстан" от 15 декабря 2007 г. N 254