Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Казанской городской Думы
от 14 ноября 2007 г. N 3-24
Программа
развития образования в г.Казани на 2008-2010 годы
Паспорт
Программы развития образования в г.Казани на 2008-2010 годы
1. Наименование Программы |
Программа развития образования в г.Казани на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
2. Основание для разработки Программы |
- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 01.07.1992 N 3266-1 (с изменениями от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ); - Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года; - Постановление Правительства Российской Федерации 2004 г. "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации"; - Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803; - Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одобрен Советом Федерации 24.09.2003; - Закон Республики Татарстан "Об образовании" от 19.10.1993 N 1982-ХII (с изменениями от 29.05.2004, 19.06.2006) |
3. Муниципальный заказчик Программы |
Казанская городская Дума |
4. Основной разработчик Программы |
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани |
5. Главная цель Программы |
Обеспечить устойчивое развитие системы образования в соответствии с современными требованиями динамично развивающегося города; создать механизм, обеспечивающий доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей города |
6. Задачи Программы |
1. Создать условия для обеспечения общедоступности получения детьми из разных социальных групп населения дошкольного образования и предшкольной подготовки; повышения качества образовательных услуг при сохранении здоровья, эмоционального и психологического благополучия детей дошкольного возраста. 2. Создать условия для обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования, обновления его содержания, изучения иностранных языков, введения профильного обучения, подготовки обучаемых к проектированию своего будущего, самореализации в общественной жизни. 3. Обеспечить развитие национальной культуры и государственного двуязычия; повысить эффективность деятельности системы национального образования, создав условия для получения образования на родном языке и формирования личности на традициях языков и культур народов Татарстана. 4. Сформировать нравственно и физически здоровую личность, обладающую навыками общественной деятельности, активной жизненной позицией. 5. Предоставить возможности для максимального раскрытия природной одаренности, развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и талантливых детей; обеспечить их адресную поддержку. 6. Обеспечить доступность, многообразие и улучшение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг в соответствии с индивидуальными интересами и запросами учащихся, потребностями социально-экономического и культурного развития города. 7. Создать условия для раннего выявления и обучения детей с проблемами в развитии, обеспечить их индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение; совершенствовать систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. 8. Сформировать единую информационно-образовательную среду, способствующую развитию учреждений образования города; обеспечить их средствами информатизации, автоматизации процессов управления на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения. 9. Довести материально-техническую базу учреждений образования до действующих нормативов. 10. Обеспечить условия для повышения педагогического мастерства, проектно-исследовательских компетенций работников образования, социального статуса педагогических и управленческих кадров образования города. 11. Сформировать механизмы эффективного управления развитием муниципального образования на основе проектно-целевого подхода, включающие развитие государственно-общественных форм управления образованием и модернизацию деятельности методической службы. 12. Совершенствовать экономические механизмы отрасли |
7. Сроки и этапы реализации Программы |
2008-2010 годы I этап (базовый) - мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой, методической базы и информационной инфраструктуры образования (2008 год); II этап (основной) - реализация основных программных мероприятий (2008-2009 годы); III этап (завершающий) - реализация мероприятий, внедрение и распространение результатов, полученных от предыдущих этапов (2010 год) |
8. Приоритетные направления Программы |
1. Развитие системы и повышение эффективности дошкольного образования. 2. Обеспечение нового качества общего образования; усиление результативности национального образования; формирование гражданственных, нравственных, духовных ценностей детей и подростков. 3. Повышение эффективности системы работы с одаренными детьми. 4. Расширение возможностей дополнительного образования детей. 5. Развитие образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Развитие системы информатизации образования. 7. Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений образования. 8. Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли. 9. Повышение эффективности управления системой образования. 10. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования |
9. Исполнитель подпрограмм и основных мероприятий |
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани |
10. Объемы и источники финансирования Программы |
Всего по Программе - 1888284,1 тыс.рублей, в том числе средства, предоставляемые из: - бюджета Республики Татарстан - 423545,1 тыс.рублей; - бюджета города Казани - 1375260,5 тыс.рублей; - средства от внебюджетной и иной деятельности - 89478,9 тыс.рублей (4,1%) |
11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение качества и увеличения числа предоставляемых услуг дошкольного образования в соответствии с потребностями населения города; снижение дефицита мест в детских садах. Удовлетворение потребности горожан в высококачественных образовательных услугах, в том числе на родном языке. Создание системы мер по поддержке одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие единой информационно-образовательной среды города. Повышение роли дополнительного образования детей, интеграция общего и дополнительного образования. Соответствие материально-технической базы учреждений образования нормативам. Повышение профессиональных компетенций работников образования. Расширение общественного участия в управлении образованием, внедрение методов автоматизации процессов управления и современных экономических механизмов системы образования |
12. Механизм реализации |
Муниципальный заказчик программы - Казанская городская Дума. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по Программе заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы в установленные сроки |
1. Введение
Программа развития образования в г.Казани на 2008-2010 годы (далее - Программа) определяет основные направления развития системы образования на период с 2008 по 2010 годы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Стратегией развития Казани до 2015 года. Программа разработана на основе законов Российской Федерации и Республики Татарстан "Об образовании".
Программа является нормативно-методическим документом для координации управленческих инициатив разных уровней и ветвей власти; способствует модернизации системы общего среднего образования города и переходу от тактики улучшения отдельных звеньев к системному развитию и, в конечном итоге, достижению нового качества образовательной сферы - ключевого звена городского комплекса.
2. Анализ состояния системы образования города
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Общая направленность государственной образовательной политики созвучна с ценностями и практикой казанского образования. Идея образования как механизма социального и культурного развития - отличительная особенность образования города. Специфическими чертами муниципальной системы образования являются - открытость для партнерства, индивидуализация развития, вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения, личностно-ориентированная направленность.
В г.Казани - крупнейшем научном, промышленном и культурном центре - накоплен значительный образовательный потенциал. Сформировалась сеть муниципальных образовательных учреждений, включающая 587 учреждений, в том числе: 282 учреждения дошкольного образования, 177 общеобразовательных учреждений, 9 основных сменных общеобразовательных школ, 8 межшкольных учебных комбинатов, 72 учреждения дополнительного образования и 13 прочих учреждений образования. Кроме того, функционируют государственные учреждения - 10 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 детских дома; 5 ведомственных дошкольных учреждений и 5 негосударственных школ.
За последние два года осуществлены важные шаги по совершенствованию деятельности системы образования. Активизировалась работа по строительству учреждений образования. В 2006 году введены в эксплуатацию две новые школы - N 175 на 726 ученических мест и в пос.Карьер на 330 ученических мест. В 2007 году введен в эксплуатацию детский сад N 131 на 260 мест в Приволжском районе, ведется строительство и реконструкция лицея им.Н.И.Лобачевского при КГУ, кадетской школы-интерната, реконструкция детских садов N 102, 283, 305, строительство детских садов стр. N 1-39 на 110 мест и стр. N 4-52 на 260 мест в Азино-1.
Расширился спектр предоставляемых услуг по дошкольному образованию. Охват общественным дошкольным воспитанием составляет 72% (на республиканском уровне); расширяется сеть новых форм дошкольного образования, растет количество групп кратковременного пребывания (68 - в 2006 году, 90 - в 2007 году) за счет ранее перепрофилированных групп.
Организованными формами предшкольной подготовки охвачено 86% детей старшего дошкольного возраста.
Изменения в структуре общего образования позволили организовать в 60% школ обучение по программам повышенного уровня. 100% учащихся начальных классов обучаются по вариативным дидактическим системам. С 2005 по 2007 годы охват учащихся профильным обучением увеличился с 34% до 65,2%, предпрофильной подготовкой - с 46% до 93,6%. Качество обучения и освоения учебных программ подтверждается успешными результатами участия школьников в итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Средний балл по математике, русскому языку и биологии казанских школьников выше республиканского. 130 выпускников школ г.Казани на этапе государственной аттестации в ЕГЭ набрали от 90 до 100 баллов (56% от республиканского показателя). В 2007 году 910 выпускников (8,1% от общего числа выпускников) окончили школу с золотой и серебряной медалями.
В городе реализуется Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г.Казани. Функционируют 10 гимназий с русским, 1 школа с еврейским этнокультурными компонентами, 42 школы с татарским языком обучения. 37% детей татар в школах и 76,8% в дошкольных образовательных учреждениях обучаются и воспитываются на родном языке.
Ведется работа по основным направлениям национального проекта: стимулирование инновационных образовательных учреждений, поддержка лучших учителей и учителей, выполняющих функции классных руководителей, внедрение современных образовательных технологий, поддержка одаренной молодежи, оснащение оборудованием учреждений образования, в том числе школьных столовых, обеспечение учащихся поселковых школ школьными автобусами.
За два года реализации Приоритетного национального проекта "Образование" 35 школ, активно внедряющих инновационные программы, 112 лучших учителей города получили грант Президента Российской Федерации В.В.Путина. Решением Казанской городской Думы руководителям общеобразовательных школ с 01.09.2006 установлена ежемесячная стимулирующая надбавка от 2,0 до 5,0 тыс.рублей в месяц с учетом личного вклада руководителя в развитие системы образования города. 71 казанский старшеклассник стал обладателем премии Президента Российской Федерации в размере от 30 тыс. до 60 тыс.рублей (из 174 татарстанцев, удостоенных этих премий).
С 2005 по 2007 возросло количество победителей республиканских олимпиад со 135 до 154 и всероссийских - с 34 до 54. Впервые в 2007 году учащиеся, занявшие призовые места в городских, республиканских, всероссийских и международных предметных олимпиадах, получили разовые именные стипендии в размере от 10 до 50 тыс.рублей на общую сумму 6,5 млн. рублей.
В ходе выполнения Приоритетного национального проекта - "Образование" учреждения образования оснащены компьютерными классами и интерактивным оборудованием. Все казанские школы имеют возможность выхода в Интернет; отрабатываются модели применения информационных технологий в различных предметных дисциплинах.
Совершенствовались формы и методы организации работы с классными руководителями по внедрению эффективных воспитательных систем.
Сохранена и развивается сеть учреждений дополнительного образования, где занимается 65% учащихся школ. Большое развитие получили детские общественные организации, где "школу лидера" проходят 74,3% школьников.
Оздоровлением, отдыхом и полезной занятостью летом 2007 года было охвачено 54% школьников, трудоустроено на предприятиях по благоустройству и озеленению города 9,0 тыс. старшеклассников (34% от общего количества старшеклассников).
Проводится работа по укреплению материально-технической базы для занятий спортом. Проведен ремонт спортивных залов, приобретено спортивное оборудование для 49 (около 30%) школ; установлены 50 типовых пластиковых хоккейных площадок и более 150 теннисных столов.
Весомой помощью семье в воспитании здорового ребенка является повышение качества питания в школе. Горячим питанием охвачено 82,7% школьников города. Дети из неполных, многодетных семей и ряд других групп, нуждающихся в дополнительном питании (30% от общего количества обучающихся), питаются за счет средств городского бюджета. Все учащиеся начальных классов через день бесплатно получают витаминизированное пакетизированное молоко. Полностью заменен парк изношенного оборудования школьных столовых. Произведены ремонтные работы и реконструкции школьных пищеблоков, что позволило в 70 школах организовать систему доставки горячих обедов.
Проект "Школьный автобус" позволяет решать проблему транспортной доступности школ для детей, проживающих в отдаленных поселках.
В целях обеспечения права проживания ребенка в семье и преодоления социального сиротства организована работа по созданию приемных семей. В 75 приемных семьях воспитывается 115 детей. В другие районы Республики Татарстан передано на воспитание 113 детей-сирот. Установлена дополнительная плата приемным родителям города в размере 2,0 тыс.рублей на каждого ребенка.
Учреждения образования города открыты к диалогу, к социальному партнерству и сотрудничеству с предприятиями, организациями, общественностью, родителями. В 2006/2007 учебном году функционируют 178 попечительских советов, из них 30 общественных благотворительных фондов, которые принимают участие в управлении школой, оказывают финансовую и материально-техническую поддержку в текущем и капитальном ремонте, помощь одаренным учащимся и талантливым педагогам; участвуют в разработке программ и концепций развития образовательных учреждений.
Растут расходы на образование: каждый третий рубль муниципального бюджета идет на нужды образования. В 2007 году доля расходов на образование от общей расходной части бюджета составила 37,2%, в то время как в 2005 году - 31,8%, при аналогичном показателе по Республике Татарстан 26,9%
Объем средств, выделенных на капитальный ремонт учреждений образования, за два последние года (645 млн.рублей) почти в 2 раза превышает объем средств, направленных на данные цели, за предыдущие 10 лет (352 млн.рублей). Приобретение оборудования для учреждений образования на сумму 115 млн.рублей составляет 120% к финансированию предыдущих 5 лет.
Вместе с тем недоремонт учреждений образования составляет 3 млрд.рублей. Только для удовлетворения предписаний санитарных и противопожарных надзорных служб необходим 1 млрд.рублей.
Далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех казанцев качественного образования. Само качество образования отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления.
Сокращение сети дошкольных учреждений в период с 1992 по 2000 годы, увеличение рождаемости в настоящее время не позволяют в полной мере обеспечить население услугами дошкольного образования. В очередности по устройству детей в детские сады зарегистрировано 11,5 тыс.детей.
Недостаточное строительство школ в предыдущие годы привело к тому, что обеспеченность площадью на 1 учащегося в школах г.Казани составляет лишь 8,59 кв.м (64,2% от утвержденного норматива 13,37 кв.м). В связи с этим в 75 школах занятия ведутся в две смены (42,4% от общего количества школ). 33% учреждений национального образования расположены в нетиповых, приспособленных помещениях.
Старение материально-технической базы учреждений образования; несоответствие территорий многих школ нормативам по благоустройству; недостаточное обеспечение образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью создают трудности в обеспечении поступательного развития учреждений образования.
20% от общего числа компьютеров, установленных в школах, морально и физически устарели. На сегодняшний день качество оказываемых Интернет-услуг является неудовлетворительным вследствие низкой скорости и отсутствия стабильности сети. Только 36,6% учителей города владеют компьютером на уровне пользователя.
Условия для изучения физики, химии, биологии не соответствуют современным требованиям. Несмотря на предпринятые меры, остается недостаточной укомплектованность образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем.
Сохраняет свою актуальность проблема восстановления единства систем обучения и воспитания, формирующих здоровые нравственные ориентиры, гражданственность и патриотизм.
Требует совершенствования система взаимоотношений общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями по вопросам организации профильного образования, направленного на развитие индустриально-технологического профиля. Уровень овладения иностранным языком учащихся не соответствует международным стандартам.
Неэффективно используются возможности дополнительного образования в организации научно-исследовательской деятельности учащихся и профильного обучения. Недостаточно внимания уделяется укреплению материально-технической базы образовательных учреждений дополнительного образования.
Вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений, оттока педагогических кадров, в первую очередь молодых специалистов, в другие сферы деятельности.
По-прежнему острой остается проблема обеспечения жильем педагогических работников. Около двух тысяч педагогов нуждаются в улучшении жилищных условий, 456 - проживают в общежитиях, 156 - арендуют жилье. В программу социального ипотечного кредитования включены 367 педагогов.
Обеспечение высокого уровня профессионализма учителя невозможно без методической службы, организованной на современном уровне, деятельность которой основана на достижениях науки и педагогического опыта, направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя. Для выполнения этих функций необходимо реорганизовать Городской информационно-диагностический центр в Городской центр развития образования, осуществляющий сопровождение личностного и профессионального роста педагогических и управленческих кадров.
3. Обоснование необходимости разработки Программы
Современное производство, все более основанное на знании, и развитие общества формируют новый, быстро меняющийся рынок интеллектуального труда. От учреждений системы образования всех уровней требуется поступательное развитие, для чего необходимо изменение и совершенствование образовательных программ и технологий, форм и методов обучения, повышение профессиональной компетентности педагогов. Образовательные учреждения переходят на инновационный путь развития, следуют за рынком, а в ряде случаев формируют его сами. Усиливается конкуренция между образовательными учреждениями, в которой побеждает тот, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования, внедряет информационно-коммуникационные технологии. Информационная революция ведет к экономике, основанной на знаниях, где информация обладает экономической стоимостью.
В связи с изложенным перед системой образования встают новые проблемы, требующие решения. Следует отметить, что существующая система образования города имеет богатые традиции и высокий потенциал. Этому способствовала принятая Казанским Советом народных депутатов "Программа развития образования в г.Казани на период с 2000 по 2005 годы". Реализация Программы обеспечила создание в городе единого образовательного пространства, предоставляющего возможность получать образование в соответствии с потребностями горожан.
Вместе с тем не все звенья казанского образования в полной мере соответствуют требованиям динамично развивающегося города. Основные причины этого заключаются в следующем:
- в недостаточном обеспечении научно-методического сопровождения как содержания образования, так его форм, методов и технологий;
- в недостаточном использовании потенциала интеграции образования с наукой и новых форм и механизмов их взаимодействия;
- в недостаточно задействованном потенциале и ослаблении импульсов к саморазвитию системы муниципального образования ввиду отсутствия системной интеграции необходимых для развития образования ресурсов семьи, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, всей городской образовательной инфраструктуры;
- в несоответствии материально-технической базы учреждений образования современным требованиям, предъявляемым в ходе реализации Приоритетного национального проекта "Образование".
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 годы подчеркивается, что "образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным", "основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования". Реализация Приоритетного национального проекта "Образование" ставит задачу поиска внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования.
Программа развития образования даст возможность осуществить программно-целевой подход управления системой образования города Казани, определить перспективу выхода на новое качество образования, позволит обеспечить его динамичность, конкурентоспособность. Ее реализация позволит рационально использовать все накопленные внутренние и привлекаемые ресурсы, создать предпосылки для повышения влияния казанской системы образования на политику развития регионального образования в целом.
4. Приоритетные направления Программы
I. Развитие системы и повышение эффективности дошкольного образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Обеспечение общедоступности получения детьми дошкольного образования | ||||||
1.1 | Развитие сети дошкольных образовательных учреждений: введение детских садов - новостроек в строящихся микрорайонах города |
Количество д/с |
2 | 5 | 4 | 11 |
1.2 | Организация дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет профильного использования ранее закрытых помещений дошкольных образовательных учреждений |
Количество ДОУ/ групп/ мест |
7/7/140 | 7/7/140 | 7/7/140 | 21/21/420 |
1.3 | Развитие новых форм дошкольного образования: создание вариативных групп кратковременного пребывания |
Количество ДОУ/групп |
7/14 | 7/9 | 7/10 | 21/23 |
1.4 | Расширение спектра дополнительных платных услуг путем открытия творческих кружков |
Количество кружков |
78 | 44 | 45 | 167 |
2. Создание условий для обеспечения предшкольной подготовки детей из разных социальных групп и слоев населения |
||||||
2.1 | Создание банка данных о детях старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады. Обеспечение максимального охвата разными формами дошкольного образования детей в возрасте 5-6 лет |
% охвата от общего кол-ва детей |
80 | 90 | 100 | 100 |
2.2 | Открытие на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений групп предшкольного образования на основе кратковременного пребывания (субботне-воскресного, вечернего пребывания и др.) |
Количество групп |
14 | 16 | 20 | 50 |
2.3 | Открытие дополнительных консультационных пунктов для родителей при дошкольных образовательных учреждений# |
Количество пунктов |
5 | 5 | 5 | 15 |
2.4 | Диагностика готовности ребенка к школе |
Количество детей подготови- тельной группы |
9500 | 9800 | 10000 | 20300 |
3. Сохранение здоровья, обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей дошкольного возраста в условиях детского сада |
||||||
3.1 | Создание, обновление базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи, и оказание им медико-педагогической поддержки |
Количество детей |
580 | 600 | 650 | 1830 |
3.2 | Открытие в детских садах специализированных групп для детей с ослабленным здоровьем |
Количество групп |
7 | 7 | 7 | 21 |
3.3 | Проведение мониторинга физического развития детей дошкольного возраста |
Охват в % | 35% | 50% | 70% | 70% |
3.4 | Оснащение физкультурных залов детских садов спортивным оборудованием в соответствии с нормативами |
Количество ДОУ и залов |
20 | 20 | 20 | 60 |
3.5 | Оснащение медицинских кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН |
Количество ДОУ и кабинетов |
30 | 30 | 30 | 90 |
3.6 | Создание в детских садах игротек, комнат психологической разгрузки |
Количество ДОУ в районе новостроек |
10 | 12 | 14 | 36 |
4. Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ: организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи педагогическим работникам и семьям в вопросах воспитания и оздоровления детей |
||||||
4.1 | Организация и проведение городских конкурсов: - на лучшее дошкольное учреждение; - на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений; - на лучшую постановку работы с родителями |
Количество ДОУ |
7 7 7 |
7 7 7 |
7 7 7 |
21 21 21 |
4.2 | Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области инновационных педагогических технологий |
Количество педагогов |
200 | 200 | 200 | 600 |
4.3 | Консалтинговая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений |
Количество педагогов |
300 | 320 | 350 | 970 |
4.4 | Мониторинг педагогических затруднений педагогов дошкольных образовательных учреждений |
Количество педагогов |
1000 | 1000 | 1000 | 3000 |
4.5 | Проведение конкурсного отбора лучших педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования и активно внедряющих инновационные образовательные программы на получение гранта Мэра г.Казани |
Количество педагогов |
100 | 100 | 100 | 300 |
II. Обеспечение нового качества общего образования,
усиление результативности национального образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования | ||||||
1.1 | Мониторинг запросов населения на получение доступного качественного образования |
Количество школ, охваченных мониторингом |
50 | 60 | 60 | 170 |
1.2 | Развитие системы психолого-педагогического сопровождения экстерната и семейного образования |
Количество граждан |
40 | 50 | 60 | 150 |
1.3 | Открытие школ с полным днем пребывания |
Количество школ |
2 | 5 | 7 | 14 |
1.4 | Создание сети экспериментальных площадок для отработки новых образовательных стандартов и программ всех уровней и апробации инновационных педагогических технологий |
Количество площадок |
20 | 30 | 50 | 100 |
1.5 | Привлечение ученых вузов г.Казани к научно-методическому сопровождению учебного процесса (совместные проекты, круглые столы, семинары, тренинги и т.п.) |
Количество ученых |
80 | 90 | 100 | 270 |
1.6 | Отработка модели введения информационных технологий в содержание школьных предметов |
Количество предметов |
3 | 5 | 7 | 15 |
1.7 | Оснащение лингафонных кабинетов в школах |
Количество кабинетов |
7 | 14 | 21 | 42 |
1.8 | Создание условий для изучения иностранных языков: - увеличение количества школ с углубленным изучением иностранных языков; |
Количество школ |
2 | 3 | 5 | 10 |
- открытие групп по изучению второго иностранного языка на платной основе |
Количество групп |
10 | 20 | 30 | 60 | |
2. Введение профильного обучения на базе образовательных учреждений разных типов и видов, с предоставлением обучающимся возможности выбора индивидуального учебного плана |
||||||
2.1 | Диагностика профориентационных наклонностей учащихся 5-9 классов |
Охват детей в % |
50 | 70 | 100 | 100 |
2.2 | Разработка информационных материалов для родителей и старшеклассников по профильному обучению |
Количество разработок |
5 | 5 | 5 | 15 |
2.3 | Создание городского научно-методического совета по предпрофильной подготовке и профильному обучению |
Количество советов |
1 | - | - | 1 |
2.4 | Открытие многопрофильных лицеев |
Количество учреждений образования |
2 | 2 | 3 | 7 |
2.5 | Оборудование кабинетов и создание лабораторий по профилям в учреждениях образования |
Количество кабинетов математики, географии, биологии |
7 | 10 | 10 | 27 |
2.6 | Организация стажировок и практического обучения на базе профильных предприятий г.Казани |
Количество детей |
300 | 400 | 500 | 1200 |
2.7 | Организация взаимодействия школ города с учреждениями: УНПО, МУК, СПО, с целью сетевого взаимодействия |
Количество школ |
70 | 20 | 30 | 120 |
2.8 | Использование ресурса учреждений дополнительного образования в организации профильного обучения старшеклассников (исходя из направлений деятельности) |
количество школ |
5 | 10 | 15 | 30 |
3. Сохранение, укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся | ||||||
3.1 | Введение здоровьесберегающих технологий в целях оптимизации нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений |
Количество школ |
25 | 10 | 10 | 45 |
3.2 | Развитие спортивных кружков и секций на базе спортивных залов и площадок образовательных учреждений |
Охват школьников в % |
20 | 30 | 40 | 40 |
3.3 | Реализация городской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в г.Казани" |
Охват школьников физической культурой в % |
50 | 60 | 70 | 70 |
3.4 | Оснащение медицинских центров в школах в соответствии с нормативами |
Количество кабинетов |
7 | 14 | 21 | 42 |
3.5 | Реализация городской целевой программы "Школьное питание" |
Охват школьников горячим питанием в % |
85 | 87 | 90 | 90 |
3.6 | Организация оздоровления, отдыха и полезной досуговой деятельности школьников в летний период |
Охват учащихся в % |
54 | 55 | 56 | 56 |
4. Совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе, решение проблем социализации |
||||||
4.1 | Создание экспериментальных площадок по реализации современных моделей организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях |
Количество школ |
14 | 21 | 35 | 70 |
4.2 | Участие школьников во Всероссийских, республиканских и городских спортивных мероприятиях: "Лыжня России", "Кросс нации", Спартакиада школьников и др. |
% от общего количества детей |
50 | 60 | 70 | 70 |
4.3 | Развитие системы культурно-досуговых, творческих мероприятий для школьников с целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании и асоциальных поступков среди школьников |
Охват школьников в % |
50 | 70 | 100 | 70 |
4.4 | Проведение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений среди школьников |
Охват школьников в % |
50 | 70 | 100 | 100 |
4.5 | Педагогическая поддержка детского общественного движения среди школьников |
Охват учащихся детским движением в % |
65 | 70 | 75 | 75 |
4.6 | Организация постоянно действующих семинаров для педагогов школ города, руководителей детских общественных объединений, актива ученической и родительской общественности по проблемам развития государственно-общественного управления, роли детских общественных объединений и родительской общественности в вопросах воспитания школьников |
Количество педагогов |
500 | 500 | 500 | 1500 |
4.7 | Организация массовых мероприятий с учащимися различного профиля с целью развития творческих способностей и вовлечение их в социально значимую деятельность |
Охват учащихся в % |
60% | 70% | 80% | 80% |
4.8 | Методическое сопровождение деятельности классных руководителей |
Охват классных руководителей в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
4.9 | Осуществление социального патронажа неблагополучных семей, выявление в них детей, имеющих факторы социального риска |
Охват семей в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
5. Обеспечение условий для получения образования на родном языке | ||||||
5.1 | Реализация программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани |
Выполнение программы в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
5.2 | Создание условий для получения образования на родном языке |
Количество школ |
1 | 1 | 1 | 3 |
5.3 | Внедрение модели концентрированного изучения татарского и английского языков, основанной на принципах погружения в языковую среду |
Количество школ (англ./тат.) |
14/15 | 1/5 | 1/5 | 16/25 |
5.4 | Обеспечение библиотек художественными произведениями, методическими пособиями на языках народов, проживающих в г.Казани |
% от общего количества литературы |
18 | 19 | 20 | 20 |
5.5 | Оснащение кабинетов языковых дисциплин современным информационным оборудованием и программным обеспечением |
Количество кабинетов |
14 | 14 | 14 | 42 |
5.6 | Обеспечение учреждений образования лицензионными электронными учебно-методическими пособиями на татарском языке |
Количество наименований |
10 | 10 | 10 | 30 |
5.7 | Укрепление материально-технической базы учреждений образования с татарским языком обучения, расположенных в нетиповых зданиях в соответствии с нормативами |
Количество учреждений образования |
4 | 4 | 4 | 12 |
5.8 | Разработка и# учащихся программ элективных курсов для языковых дисциплин профильного направления согласно запросам родителей |
Количество курсов |
10 | 10 | 10 | 30 |
5.9 | Сотрудничество с регионами Российской Федерации по развитию системы национального образования, оказание методической помощи школам и классам с татарским этнокультурным компонентом за пределами республики |
Количество школ |
12 | 3 | 2 | 17 |
5.10 | Пополнение фондов виртуальной татарской гимназии с дистанционным обучением языку, литературе и истории в сети Интернет |
Количество электронных учебников |
11 | 11 | 11 | 33 |
5.11 | Организация дистанционных семинаров, практикумов, конференций по проблемам развития национального образования в условиях российского этнокультурного пространства |
Количество | 2 | 2 | 2 | 6 |
5.12 | Организация летних оздоровительных смен с общением на татарском языке в муниципальных детских оздоровительных лагерях |
Количество | 4 | 5 | 6 | 6 |
5.13 | Организация в учреждениях дополнительного образования работы объединений, работающих на языках народов, проживающих в г.Казани |
% охвата учащихся |
10 | 15 | 20 | 20 |
5.14 | Открытие школ с этнокультурным русским компонентом |
Количество классов |
3 | 3 | 3 | 9 |
III. Повышение эффективности системы работы с одаренными детьми
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Адресное сопровождение интеллектуальных и творчески одаренных учащихся | ||||||
1.1 | Диагностика учащихся с целью выявления одаренности по параллелям 1, 5, 9 классов |
Количество детей |
9000 | 9000 | 9000 | 27000 |
1.2 | Обеспечение психолого-педагогического сопровождения одаренных детей |
Количество детей |
3000 | 4000 | 5000 | 12000 |
1.3 | Повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми |
Количество педагогов |
200 | 250 | 300 | 300 |
1.4 | Проведение городских олимпиад школьников (по учебным предметам) на основе нового Положения о Всероссийской олимпиаде |
Охват учащихся старших классов в % |
35 | 40 | 40 | 45 |
1.5 | Проведение городских творческих конкурсов по различным направлениям |
Охват от общего количества учащихся в % |
30 | 40 | 50 | 50 |
1.6 | Организация исследовательской и проектной деятельности школьников |
Охват учащихся в % |
10 | 20 | 30 | 30 |
1.7 | Издание творческих работ одаренных детей |
Количество наименований |
7 | 7 | 7 | 21 |
2. Расширение системы мер по оказанию помощи одаренным детям | ||||||
2.1 | Создание на базе общеобразовательных учреждений пилотных школ в поддержку талантливых и одаренных детей |
Количество школ |
2 | 2 | 3 | 7 |
2.2 | Организация и проведение городских конкурсов. Реализация проекта "Школьное фестивальное движение" |
Количество учащихся |
20 тыс. | 30 тыс. | 50 тыс. | 50 тыс. |
2.3 | Проведение городского Форума школьных научных обществ |
Кол-во мероприятий |
1 | 1 | 1 | 1 |
2.4 | Обеспечение учреждений образования программно-методическими материалами, психолого-педагогическими методиками по работе с одаренными детьми |
Количество наименований |
2 | 2 | 2 | 6 |
2.5 | Проведение на базе городских и загородных муниципальных лагерей городских профильных смен для творчески и интеллектуально-одаренных детей |
% от смен | 30 | 40 | 50 | 50 |
2.6 | Развитие грантовой поддержки (стипендий) одаренных детей |
Количество детей |
350 | 350 | 350 | 1050 |
2.7 | Обеспечение участия в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах в других регионах России и зарубежных странах победителей республиканского этапа |
Охват учащихся от победителей в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
IV. Расширение возможностей дополнительного образования детей
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Обеспечение доступности дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения |
||||||
1.1 | Кейс-исследование населения на услуги дополнительного образования |
Количество школ | 7 | 7 | 7 | 21 |
1.2 | Изучение состояния муниципального дополнительного образования и коррекция направлений деятельности |
Количество УДО | 36 | 15 | 21 | 72 |
1.3 | Открытие кружков дополнительного образования при общеобразовательных учреждениях |
Количество кружков |
30 | 30 | 30 | 90 |
1.4 | Строительство новых учреждений дополнительного образования детей |
Количество учреждений |
1 | - | - | 1 |
1.5 | Укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования в соответствии с современными требованиями |
Количество учреждений |
10 | 10 | 10 | 30 |
1.6 | Обеспечение работы учреждений дополнительного образования как центров развития воспитательной системы |
Количество УДО | 10 | 15 | 20 | 20 |
1.7 | Организация и проведение массовых мероприятий с детьми с целью отслеживания творческих достижений учащихся и результативности их работы, социальной адаптации школьников в социально-культурном пространстве города |
Охват от общего количества учащихся в % |
60 | 80 | 100 | 100 |
1.8 | Формирование активной жизненной позиции и социализация личности средствами учреждений дополнительного образования |
Охват учащихся кружками профильной направленности в % |
10 | 20 | 30 | 30 |
1.9 | Реализация проектов, предусматривающих активное включение обучающихся и воспитанников в социальную практику, в общественно значимую деятельность: "Мой школьный двор", "Тимуровское движение", правоохранительное движение школьников |
Охват от общего количества учащихся в % |
40 | 50 | 60 | 60 |
2. Создание условий для непрерывного роста профессиональной компетентности педагогов учреждений дополнительного образования |
||||||
2.1 | Проведение городского конкурса педагогов учреждений дополнительного образования "Сердце отдаю детям" |
Количество конкурсов |
1 | 1 | 1 | 1 |
2.2 | Открытие стажерских площадок и проведение авторских семинаров педагогов дополнительного образования |
Количество стажерских площадок/ авторских семинаров |
3/5 | 3/5 | 3/5 | 9/15 |
2.3 | Проведение конкурса авторских программ и методических пособий дополнительного образования детей |
Количество конкурсов |
1 | - | 1 | 2 |
V. Развитие образовательной среды для детей
с ограниченными возможностями здоровья
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Обеспечение доступа к образованию всех категорий детского населения в соответствии с законодательными гарантиями |
||||||
1.1 | Оказание психолого-педагогической поддержки детям, нуждающимся в социальной помощи |
Охват детей в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
1.2 | Проведение спартакиад, предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов, смотров-конкурсов ученических проектов, интеллектуальных творческих работ для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Охват детей в % |
10 | 12 | 15 | 15 |
1.3 | Проведение городского фестиваля детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья "Возьмемся за руки, друзья!" |
Охват детей в % |
20 | 22 | 25 | 25 |
1.4 | Организация трудовой подготовки детей-инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях с учетом потребностей рынка труда |
Охват детей в % |
25 | 25 | 30% | 30 |
1.5 | Проведение городского фестиваля "Театральная весна" для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Количество детей в % |
450 | 450 | 450 | 1350 |
1.6 | Выявление и организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
Охват детей в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
1.7 | Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
Количество детей |
12 | 12 | 12 | 36 |
1.8 | Создание городской психолого-педагогической консультационной службы |
Количество консультаций |
1 | - | - | 1 |
1.9 | Организация работы постоянно действующих семинаров для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Количество педагогов |
30 | 30 | 30 | 90 |
2. Совершенствование системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||
2.1 | Организация работы с родителями семей, желающими принять детей в семью; - детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми-сиротами |
Количество семей Количество детей |
15 2000 |
20 2000 |
25 2000 |
60 2000 |
2.2 | Развитие института приемной семьи |
Количество семей/детей |
75/105 | 80/110 | 85/115 | 85/115 |
2.3 | Проведение благотворительной акции "Союз родных сердец" в поддержку семей, взявших на воспитание детей-сирот |
Количество детей |
250 | 300 | 350 | 950 |
2.4 | Развитие системы поддержки детей после их выпуска из детского дома, обеспечивающей их возможностью продолжать обучение и трудоустройство на производственных предприятиях города |
Охват учащихся в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
VI. Развитие информатизации системы образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Мониторинг информатизации системы образования и обеспечение средствами информатизации и интеграции образовательных учреждений в единую информационную среду |
||||||
1.1 | Проведение экспертизы образовательных информационных ресурсов |
Охват учреждений в % |
33 | 33 | 34 | 100 |
1.2 | Создание и развитие опытно-экспериментальных площадок для комплексной отработки моделей информатизации образовательных учреждений |
Количество площадок |
5 | 2 | 2 | 9 |
1.3 | Оснащение компьютерным оборудованием образовательных учреждений: замена устаревшего компьютерного оборудования в учреждениях образования |
Охват школ в % |
33 | 33 | 34 | 100 |
1.4 | Оснащение мобильными компьютерными классами (14 + 1) |
Охват школ в % |
30 | 30 | 40 | 100 |
1.5 | Оснащение интерактивными устройствами, мультимедийным оборудованием |
Охват школ в % |
33 | 33 | 34 | 100 |
1.6 | Приобретение прикладного педагогического программного обеспечения |
Охват школ в % |
33 | 33 | 34 | 100 |
1.7 | Приобретение и установка сетевого сервера со шкафом |
Количество серверов |
8 | - | - | 8 |
1.8 | Приобретение и установка оборудования для on-line видео-конференции |
Количество оборудования |
1 | 3 | 4 | 8 |
1.9 | Подключение образовательных учреждений к высокоскоростному широкополосному доступу к сети Интернет по новым технологиям |
Охват школ в % |
30 | 30 | 40 | 100 |
1.10 | Создание мультисервисной корпоративной Интранет-сети Управления образования ИК г.Казани |
Охват учреждений в % |
30 | 30 | 40 | 100 |
2. Развитие образовательных учреждений и автоматизация процессов управления и регламентации в системе образования |
||||||
2.1 | Создание ресурсного центра информатизации образования в структуре Городского информационно-диагностическо- го центра |
количество | 1 | - | - | 1 |
2.2 | Введение в образовательных учреждениях штатной единицы заместителя директора по информационно-компьютерным технологиям (в пределах штатного расписания) |
Количество штатных единиц |
57 | 60 | 60 | 167 |
2.3 | Приобретение и внедрение в образовательные учреждения типовых систем автоматизации управленческой деятельности "Сетевая школа" (Net-school) (включая их сопровождение) |
Охват в % | 50 | 25 | 25 | 100 |
2.4 | Обучение работников образования системе автоматизации управленческой деятельности "Сетевая школа" и "Сетевой город - Образование" |
охват педа- гогических работников в % |
33 | 33 | 34 | 100 |
VII. Развитие сети и укрепление материально-технической базы
учреждений образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Организация материально-технического обеспечения | ||||||
1.1 | Строительство школ | Количество учреждений |
3 | 3 | 3 | 9 |
1.2 | Строительство детских садов |
Количество учреждений |
В разделе "Развитие и повышение эффективности дошкольного образования" |
|||
1.3 | Капитальный ремонт зданий и коммуникаций учреждений образования |
В соответствии с ежегодно уточняемой программой капитального ремонта |
||||
1.4 | Оснащение школ пожарно-охранной сигнализации#; |
Количество учреждений |
20 | 23 | 25 | 68 |
1.5 | Оснащение школ оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии;# |
Количество кабинетов |
7/7/2 | 7/7/1 | 7/7/1 | 21/21/4 |
1.6 | Оснащение спортивных площадок и спортивных залов школ, хоккейных коробок |
Количество учреждений |
50 | 50 | 50 | 150 |
1.7 | Оснащение школьных пищеблоков современным техническим оборудованием |
В соответствии с городской программой "Школьное питание" |
||||
1.8 | Благоустройство территорий муниципальных общеобразовательных учреждений |
Охват учреждений в % |
50 | 80 | 100 | 100 |
1.9 | Выполнение предписаний Госпожарнадзора и Роспотребнадзора |
Охват учреждений в % |
75 | 85 | 100 | 100 |
1.10 | Установка приборов учета теплоснабжения и горячего водоснабжения |
Охват учреждений в % |
75 | 85 | 100 | 100 |
1.11 | Приобретение учебного оборудования |
В разделах Программы | ||||
1.12 | Приобретение компьютерной техники |
В разделе "Развитие информатизации системы образования" |
VIII. Сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Повышение качества непрерывного педагогического образования, усиления его практической направленности и ориентации на инновационную деятельность в учреждениях образования |
||||||
1.1 | Организация работы с педагогическими кадрами по подготовке к участию в профессиональных конкурсах |
Количество педагогов |
700 | 700 | 700 | 2100 |
1.2 | Организация работы с резервом руководящих кадров общеобразовательных школ |
Доля от количества руководителей в % |
30 | 30 | 30 | 30 |
1.3 | Стимулирование руководителей образовательных учреждений (почетный знак, надбавки) |
Доля от количества руководителей в % |
30% | 30% | 30% | 30% |
1.4 | Подготовка педагогов для внедрения информационных технологий в образовательный процесс |
Охват от количества педагогов в % |
50% | 60% | 80% | 80% |
1.5 | Реорганизация Городского информационно-диагностичес- кого центра в Городской центр развития образования, осуществляющий сопровождение личностного и профессионального роста педагогических и управленческих кадров |
Количество учреждений |
1 | - | - | 1 |
1.6 | Развитие системы грантовой поддержки педагогов-новаторов |
Количество педагогов |
20 | 20 | 20 | 60 |
1.7 | Расширение работы с педагогами-инноваторами (интерактивные семинары, конкурсы, клубы) |
Количество педагогов |
100 | 100 | 100 | 300 |
1.8 | Информационная и методическая поддержка классного руководителя |
Доля от общего коли- чества клас- сных руково- дителей в % |
40 | 60 | 80 | 80 |
1.9 | Организация методической помощи молодым педагогам |
Доля от общего числа молодых педагогов в % |
200 | 200 | 200 | 600 |
2. Создание механизмов закрепления, адаптации и повышения статуса педагогических и управленческих кадров образования г.Казани |
||||||
2.1 | Проведение городских конкурсов профессионального мастерства "Учитель года", "Лидер в образовании" |
Количество педагогов |
100 | 100 | 100 | 300 |
2.2 | Издание сборников о лучших работниках системы образования, победителях профессиональных конкурсов |
Количество сборников |
2 | 2 | 2 | 6 |
2.3 | Открытие классов педагогической направленности |
Количество классов |
7 | 7 | 7 | 21 |
2.4 | Введение льгот на оплату содержания детей в детском саду сотрудникам дошкольных учреждений, имеющих детей |
Охват нуждающихся педагогов в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
2.5 | Использование ипотечного кредитования на приобретение жилья педагогическим работникам |
Охват от числа претендентов в % |
20 | 20 | 20 | 20 |
IХ. Повышение эффективности управления системой образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1. Оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управленческой деятельности |
||||||
1.1 | Межведомственная координация мероприятий по контролю за деятельностью учреждений образования надзорными службами |
Охват учреждений в % |
20 | 20 | 20 | 60 |
1.2 | Введение единой циклограммы работы учреждений образования |
Количество циклограмм |
1 | 1 | 1 | 1 |
1.3 | Организация работы: - Коллегии Управления образования; - муниципального Совета по Приоритетному национальному проекту "Образование"; - районных советов директоров учреждений образования |
Количество заседаний в год |
4 2 9 |
4 - 9 |
4 - 9 |
12 2 27 |
1.4 | Проведение внутреннего кадрового аудита вновь назначаемых руководителей образовательных учреждений |
Охват руководителей в % |
100 | 100 | 100 | 100 |
1.5 | Проведение общественной экспертизы деятельности учреждений образования |
Количество учреждений |
35 | 35 | 35 | 105 |
1.6 | Ежегодный публичный отчет директоров школ в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" |
% директоров | 20 | 30 | 40 | 40 |
1.7 | Организационно-методическое сопровождение создания и функционирования попечительских советов в учреждениях образования |
количество Попечительских советов |
178 | 200 | 230 | 230 |
1.8 | Публичное слушание состояния системы образования города |
Количество слушаний |
1 | 1 | 1 | 3 |
1.9 | Проведение мероприятий и акций, направленных на формирование позитивного отношения к отрасли Образования среди родительской общественности и бизнес-сообщества |
Количество мероприятий |
2 | 2 | 2 | 6 |
X. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
N п/п |
Мероприятия | Единица измерения |
Динамика показателей | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Всего | |||
1 | Поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование |
Охват учреждений в % |
50 | 70 | 100 | 100 |
2 | Создание городской конкурсной (грантовой) системы финансирования инновационных проектов |
Количество педагогов |
70 | 70 | 70 | 210 |
3 | Проведение систематической экономической и правовой учебы руководителей и хозяйственно-экономического персонала образовательных учреждений |
Доля от общего количества руководителей в % |
33 | 33 | 34 | 100 |
4 | Переход учреждений образования в автономные учреждения |
Доля от общего количества учреждений |
10 | 15 | 20 | 20 |
5 | Упорядочение механизма привлечения внебюджетных средств путем открытия лицевых счетов |
Охват учреждений в % |
35 | 65 | 100 | 100 |
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств республиканского, городского бюджета и внебюджетных средств. Точная оценка необходимых средств в полном объеме не представляется возможной, в Программе приведены предварительные оценки, которые будут ежегодно изучаться, уточняться и утверждаться.
При формировании схемы инвестиций, направляемых на выполнение Программы, должны использоваться все наработанные за годы экономической реформы методы привлечения финансовых ресурсов и активизации инвестиционной деятельности.
Целесообразным вариантом финансово-кредитного механизма является использование внебюджетных фондов, аккумулирующих денежные средства из различных источников.
6. Механизм реализации Программы
Организационный механизм реализации Программы строится с учетом:
- законов РФ, РТ;
- указов президентов РФ, РТ;
- постановлений и распоряжений правительств РФ, РТ;
- постановлений и решений Городской Думы;
- постановлений и распоряжений Главы муниципального образования города Казани;
- согласованности с выполнением других целевых программ города.
Организационное взаимодействие всех участников процесса реализации Программы осуществляется посредством:
- участия Мэрии города и ее структурных подразделений, ответственных за процессы образования и воспитания;
- создания системы нормативно-правовых отношений участников, проводящих работы по выполнению мероприятий Программы, основанной на федеральных и территориальных нормативно-правовых документах;
- вовлечения общественности в обсуждение намечаемых к выполнению мероприятий и перспективных проектов с предоставлением права выбора вариантов и дополнением полезных предложений;
- информирования населения о целях, задачах и преимуществах реализации тех или иных мероприятий Программы, включая средства массовой информации и другие организации по работе с населением;
- создания базы социологических опросов и предложений о работе сферы образования.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются Управлением образования Исполнительного комитета г.Казани.
Управление образования исполнительного комитета г.Казани ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав ответственных исполнителей. При необходимости вносит предложения в Финансовое управление Исполнительного комитета г.Казани о продлении реализации в следующем году программных мероприятий, срок которых истекает в текущем году. Финансовое Управление города готовит заключение о продлении срока реализации программных мероприятий Подготовка нового варианта программных мероприятий, а также включение в целевую Программу перечня новых программных мероприятий и его утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации комплексной целевой программы.
Утвержденная Программа финансируется из средств городского, республиканского бюджетов, а также из привлекаемых внебюджетных источников.
7. План мероприятий и ресурсное обеспечение реализации Программы
Наименование мероприятий | Расчет | Всего | Объем финансирования, тыс.руб. |
Источники | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||
I. Развитие системы и повышение эффективности дошкольного образования | ||||||
1. Обеспечение общедоступности получения детьми дошкольного образования | ||||||
Развитие сети дошкольных образовательных учреждений: - введение детских садов-новостроек в строящихся микрорайонах города |
Расчет в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Кабинета Министров РТ от 13.11.2006 N 533 (с учетом повышающих коэффициентов) |
35349,5 | 1 8022,8 |
1 8599,7 |
2 18727,0 |
Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Организация дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет профильного использования ранее закрытых помещений дошкольных образовательных учреждений; |
Расчет в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Кабинета Министров РТ от 13.11.2006 N 533 (с учетом повышающих коэффициентов) |
13986,6 | 7/140 4318,2 |
7/140 4628,8 |
7/140 5039,6 |
Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
- развитие новых форм дошкольного образования: создание вариативных групп кратковременного пребывания |
1847,2 | 7/14 739,1 |
7/9 507,5 |
7/10 600,6 |
||
Укрепление и развитие материально-технической базы ДОУ: - количество зданий ДОУ, определенных на капитальный ремонт |
39 | 12 | 13 | 14 | ||
2. Создание условий для обеспечения предшкольной подготовки детей из разных социальных групп и слоев населения |
||||||
Открытие на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений групп предшкольного образования на основе кратковременного пребывания (субботне-воскресного, вечернего пребывания и др.) |
Расчет прилагается | 2595,4 | 667,5 | 814,0 | 1113,9 | Внебюджетные источники |
Открытие дополнительных консультационных пунктов для родителей при дошкольных образовательных учреждениях |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
3. Сохранение здоровья, обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей дошкольного возраста в условиях детского сада |
||||||
Открытие в детских садах специализированных групп для детей с ослабленным здоровьем |
Расчет прилагается | 439,6 | 135,3 | 144,9 | 159,4 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Оснащение физкультурных залов детских садов спортивным оборудованием |
Расчет прилагается | 3586,8 | 1195,6 | 1195,6 | 1195,6 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Оснащение медицинских кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН |
Расчет прилагается | 6967,5 | 2322,5 | 2322,5 | 2322,5 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Создание в детских садах игротек, комнат психологической разгрузки |
Расчет прилагается | 1259,2 | 349,8 | 419,7 | 489,70 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
4. Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ: организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи педагогическим работникам и семьям в вопросах воспитания и оздоровления детей |
||||||
Организация и проведение городских конкурсов: - на лучшее дошкольное учреждение - на лучшую постановку физкультурно-оздоровите- льной работы дошкольных учреждений - на лучшую постановку работы с родителями |
В соответствии со сметой расходов |
177,7 100,5 68,6 |
55,3 31,3 21,4 |
59,2 33,5 22,8 |
63,2 35,7 24,4 |
Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области инновационных педагогических технологий |
Расчет прилагается | 406,4 | 125,2 | 134,0 | 147,2 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Проведение конкурсного отбора лучших педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования и активно внедряющих инновационные образовательные программы, на получение гранта Мэра г.Казани |
Расчет прилагается | 10326,8 | 3214,2 | 3439,2 | 3673,4 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
II. Обеспечение нового качества общего образования, усиление результативности национального образования | ||||||
1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования | ||||||
Мониторинг запросов населения на получение доступного качественного образования |
Количество школ, охваченных мониторингом |
- | - | - | - | |
Развитие системы психолого-педагогического сопровождения экстерната и семейного образования |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Открытие школ с полным днем пребывания |
Количество школ | 8203,9 | 1052,5 | 2815,5 | 4335,9 | Внебюджетные источники |
Поддержка лидерского движения среди молодежи |
Расчет прилагается | 679,6 | 452,0 | 107,4 | 120,2 | Внебюджетные источники |
Участие в мероприятиях по формированию единого образовательного пространства на территории республики, России |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Развитие дистанционного, интенсивного, проектного и модульного обучения в системе основного, дополнительного и профессионального образования |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Создание сети экспериментальных площадок для отработки новых образовательных стандартов и программ всех уровней и апробации инновационных педагогических технологий |
Расчет прилагается | 11229,4 | 2024,2 | 3248,9 | 5956,3 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
2. Введение профильного обучения на базе образовательных учреждений разных типов и видов, с предоставлением обучающимся возможности выбора индивидуального учебного плана |
||||||
Оборудование кабинетов и создание лабораторий по профилям в учреждениях образования |
Количество кабинетов математики, географии, биологии |
20250,0 | 5250,0 | 7500,0 | 7500,0 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Разработка механизма стажировок и практического обучения на базе профильных предприятий г.Казани |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Проведение организационных мероприятий по созданию и открытию многопрофильных лицеев |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
3. Сохранение, укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся | ||||||
Мониторинг психологического здоровья учащихся, создание базы данных по учащимся, наиболее нуждающимся в психолого-педагогической поддержке |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Реализация городской целевой программы "Школьное питание" |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
4. Совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе, решение проблем социализации | ||||||
Развитие международных межшкольных экологических, экономических и гражданских проектов |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Развитие межрегиональных и международных стажировок школьников |
За счет текущего финансирования |
2055,6 | 640,0 | 683,9 | 731,7 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
5. Обеспечение условий для получения образования на родном языке | ||||||
Расширение сети образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения в соответствии с реальными потребностями населения |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Оснащение кабинетов языковых дисциплин современным информационным оборудованием и программным обеспечением |
Стоимость комплекта интерактивного оборудования 87,4 тыс.руб. Ежегодное оснащение 10 школ 87,4 тыс.руб. х 10 = = 874,0 тыс.руб. |
2622,0 | 874,0 | 874,0 | 874,0 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Разработка учебных пособий по новым педагогическим технологиям для преподавания общеобразовательных дисциплин на татарском языке |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Выплата 15%-ой надбавки к зарплате работникам образования за работу на двух государственных языках РТ |
Расчет прилагается | 49886,4 | 15379,2 | 16368,8 | 18138,4 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
Обеспечение учреждений образования лицензионными электронными учебно-методическими пособиями на татарском языке |
Стоимость издания электронного ученика 27,3 тыс.руб. Издание 11 учебников 27,3 тыс.руб. x 11 = = 300,0 тыс.руб. |
900,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | Бюджет г.Казани в рамках реализации Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г.Казани |
Укрепление материально-технической базы учреждений образования с татарским языком обучения, расположенных в нетиповых зданиях: - приобретение оборудования - строительство пристроев (спортивный и актовый залы) |
9600,0 99000,0 |
3200,0 33000,0 |
3200,0 33000,0 |
3200,0 33000,0 |
Бюджет г.Казани в рамках реализации Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г.Казани бюджет РТ при условии выделения средств |
|
Внедрение модели концентрированного изучения татарского и английского языков, основанной на принципах погружения в языковую среду |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Обеспечение школьных библиотек художественными произведениями, методическими пособиями на языках народов, проживающих в г.Казани |
Стоимость 1 книги 120 руб. Оснащение по 10000 экз. 120 руб. х 10000 = = 1200000 руб. |
3300,0 | 1100,0 | 1100,0 | 1100,0 | Бюджет г.Казани в рамках реализации Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г.Казани |
Сотрудничество с регионами Российской Федерации по развитию системы национального образования, оказание методической помощи школам и классам с татарским этнокультурным компонентом за пределами республики |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Пополнение фондов виртуальной татарской гимназии с дистанционным обучением языку, литературе и истории в сети Интернет |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Организация летних оздоровительных смен с общением на татарском языке в муниципальных детских оздоровительных лагерях |
Расчет прилагается | 6078,9 | 1881,8 | 2021,7 | 2175,5 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по Программе "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи" |
Проведение городских массовых мероприятий, основанных на традициях народов, проживающих в городе |
Расчет прилагается | 919,3 | 286,1 | 306,2 | 327,0 | Бюджет г.Казани в рамках реализации Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г.Казани |
III. Повышение эффективности системы работы с одаренными детьми | ||||||
1. Адресное сопровождение интеллектуальных и творчески одаренных учащихся | ||||||
Организация подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам на базе лицея им.Лобачевского при КГУ |
Расчет прилагается | 181,4 | 56,4 | 60,4 | 64,6 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
2. Создание условий для раскрытия интеллектуального потенциала одаренных детей, полноценного развития личности |
||||||
Проведение городских творческих конкурсов по различным направлениям |
Расчет прилагается | 263,0 | 81,8 | 87,5 | 93,7 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Организация мероприятий для накопления учащимися достижений в портфолио, научно-практических конференциях, научных юношеских чтениях |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
3. Адресная поддержка и мониторинг способных, инициативных учащихся в учебной деятельности | ||||||
Проведение мониторинга "Одаренные дети" |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми |
Расчет прилагается | 284,6 | 87,7 | 93,8 | 103,1 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
Проведение городских олимпиад школьников (по учебным предметам) на основе нового Положения о Всероссийской олимпиаде |
За счет текущего финансирования |
1157,2 | 360,2 | 385,4 | 411,6 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Проведение городских профильных смен на базе городских и загородных муниципальных лагерей для творчески и интеллектуально-одаренных детей |
Расчет прилагается | 6078,87 | 1881,75 | 2021,62 | 2175,50 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по Программе "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи" |
Развитие грантовой поддержки (стипендий) одаренных детей |
Расчет прилагается | 19590,0 11310,0 |
6530,0 3770,0 |
6530,0 3770,0 |
6530,0 3770,0 |
Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
IV. Расширение возможностей дополнительного образования детей | ||||||
1. Обеспечение доступности дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения | ||||||
Строительство новых учреждений дополнительного образования детей |
78000,0 | - | - | Внебюджетные источники |
||
Укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования в соответствии с современными требованиями |
Расчет прилагается | 3000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Организация и проведение массовых мероприятий с детьми в целях отслеживания творческих достижений учащихся и результативности их работы, социальной адаптации в социально-культурном пространстве города |
За счет текущего финансирования |
323,4 | 100,6 | 107,6 | 115,2 | Бюджет города в пределах расходов по разделу "Образование" |
3. Создание условий для непрерывного роста профессиональной компетентности педагогов УДО | ||||||
Оснащение учреждений дополнительного образования техникой |
Расчет прилагается | 5040,0 | 1800,0 | 1800,0 | 1440,0 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Проведение городского конкурса педагогов учреждений дополнительного образования "Сердце отдаю детям" |
За счет текущего финансирования |
100,8 | 32,1 | 34,4 | 34,3 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Проведение конкурса авторских программ и методических пособий дополнительного образования детей |
За счет текущего финансирования |
64,7 | 20,2 | 21,5 | 23,0 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Развитие системы поддержки педагогов дополнительного образования |
Расчет прилагается | 1500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
V. Развитие образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||
1. Обеспечение доступа к образованию всех категорий детского населения в соответствии с законодательными гарантиями |
||||||
Проведение городского Фестиваля детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья "Возьмемся за руки, друзья!" |
Расчет прилагается | 77,1 | 24,0 | 25,7 | 27,4 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
Проведение городской специальной олимпиады для коррекционных учреждений 8-го вида |
Расчет прилагается | 51,6 | 16,1 | 17,2 | 18,3 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
Проведение городского фестиваля "Театральная весна" для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Расчет прилагается | 292,2 | 91,0 | 97,3 | 103,9 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
2. Совершенствование системы раннего выявления детей с проблемами в развитии и обеспечение их индивидуального психолого-педагогического сопровождения |
||||||
Создание Городской психолого-медико-педаго- гической комиссии |
Расчет прилагается | 262,5 | 80,1 | 87,7 | 94,7 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
Организация работы постоянно действующих семинаров для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
3. Совершенствование системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||
Проведение благотворительной акции "Союз родных сердец" в поддержку семей, взявших на воспитание детей-сирот |
682,5 | 212,9 | 227,4 | 242,2 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
|
Развитие системы поддержки детей после их выпуска из детского дома, обеспечивающей их возможностью продолжать обучение и трудоустройство на производственных предприятиях города |
5984,7 | 1867,1 | 1994,0 | 2123,6 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
|
VI. Развитие информатизации системы образования | ||||||
Информатизация системы образования |
218586,3 | 61670,7 | 95352,8 | 61562,8 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
|
Подключение образовательных учреждений к высокоскоростному широкополосному доступу к сети Интернет по новым технологиям |
5700,0 | 2850,)# | 2850,0 | - | Бюджет г.Казани (50%) | |
VII. Развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений образования | ||||||
1. Организация материально-технического обеспечения | ||||||
Строительство школ | 1125000 | 300000 | 375000 | 450000 | Бюджет г.Казани в рамках Программы социально-экономичес- кого развития г.Казани |
|
Оснащение школ пожарно-охранной сигнализацией |
37500 | 11000 | 12500 | 14000 | Бюджет РТ при условии выделения средств |
|
Оснащение школ оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии |
Расчет прилагается | 38900,0 | 14100,0 | 12400,0 | 12400,0 | Бюджет г.Казани при наличии дополнительных доходов |
Оснащение спортивных площадок и спортивных залов школ, хоккейных коробок |
Расчет прилагается | 9638,3 | 3000,0 | 3210,0 | 3428,3 | Бюджет г.Казани в процессе исполнения бюджета г.Казани |
VIII. Сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования | ||||||
1. Повышение качества непрерывного педагогического образования, усиление его практической направленности и ориентации на инновационную деятельность в учреждениях образования |
||||||
Стимулирование руководителей образовательных учреждений (почетный знак, надбавки) |
За счет текущего финансирования |
28713,0 | 9571,0 | 9571,0 | 9571,0 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Организация подготовки менеджеров образовательных проектов |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
Подготовка педагогов для внедрения в образовательный процесс информационных технологий обучения |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Реорганизация ГИДЦ в Городской центр развития образования, осуществляющий сопровождение личностного и профессионального роста педагогических и управленческих кадров |
За счет текущего финансирования |
- | - | - | - | |
Развитие системы грантовой поддержки педагогов-инноваторов |
Расчет прилагается | 1500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
Расширение работы с педагогами-новаторами (интерактивные семинары, конкурсы, клубы) |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
2. Создание механизмов закрепления, адаптации и повышения статуса педагогических и управленческих кадров образования г.Казани |
||||||
Проведение городских конкурсов профессионального мастерства: "Учитель года", "Лидер в образовании" |
Расчет прилагается | 2465,8 | 767,0 | 820,7 | 878,1 | Бюджет г.Казани в пределах расходов по разделу "Образование" |
IХ. Повышение эффективности управления системой образования | ||||||
2. Развитие государственно-общественных форм управления образованием | ||||||
Проведение мероприятий и акций, направленных на формирование позитивного отношения к отрасли Образования среди родительской общественности и бизнес-сообщества |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - | - | |
X. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования | ||||||
Поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование |
За счет текущего финансирования |
|||||
Переход учреждений образования в автономные учреждения |
За счет текущего финансирования |
|||||
Итого по программе | 1888284,5 | 587033,3 | 621598,6 | 679652,6 | ||
в том числе за счет средств: |
||||||
бюджета РТ | 423545,1 | 125362,0 | 162916,3 | 135266,8 | ||
бюджета города Казани | 1375260,5 | 381499,3 | 454945,4 | 538815,8 | ||
внебюджетных источников | 89478,9 | 80172,0 | 3736,9 | 5570,0 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Казанской городской Думы от 14 ноября 2007 г. N 3-24 "О Программе развития образования в г.Казани на 2008-2010 годы" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.