Закон Республики Татарстан от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII
"О недрах"
(введен в действие постановлением ВС РТ от 25 декабря 1992 г. N 1723-XII)
6 декабря 1999 г., 21 ноября 2001 г., 23 июля 2004 г., 8 апреля 2005 г.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр в Республике Татарстан.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Лицензия - выдаваемое уполномоченным органом государственного управления специальное разрешение, предоставляющее его владельцу право на осуществление определенного вида деятельности на определенный срок.
Лицензионное соглашение (договор) - основанное на лицензии соглашение между уполномоченным органом государственного управления и пользователем недр об условиях пользования недрами.
Орган управления государственным фондом недр - орган государственного управления Республики Татарстан, специально уполномоченный Кабинетом Министров Республики Татарстан для управления государственным фондом недр.
Государственный фонд недр - используемые участки и неиспользуемые части недр Республики Татарстан.
Горный отвод - участок недр, ограниченный по глубине и по площади, спроецированный условными плоскостями, отвесно проходящими через контуры объекта, месторождения или его элементов, и обозначенный на поверхности (плане) специальными отводными знаками - угловыми точками, в пределах которого разрешена добыча полезных ископаемых или иное использование, не связанное с добычей полезных ископаемых.
Месторождение - пространственно ограниченное скопление или совокупность скоплений полезного ископаемого на поверхности или в недрах земли.
Геологическое изучение недр - получение информации о геологическом строении недр, включающее как одну, так и несколько стадий или этапов процесса геологического изучения недр (региональное геологическое изучение, поиски и оценка, разведка).
Разведка - комплекс геологических работ, проводимых с целью получения сведений, всесторонне характеризующих месторождение и необходимых для его промышленной оценки, проектирования и строительства добывающего предприятия.
Добыча полезных ископаемых (эксплуатация месторождения, разработка недр) - процессы извлечения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр земли с помощью технических средств.
Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - строительство и эксплуатация подземных сооружений на участках недр, бесперспективных на выявление полезных ископаемых до глубины рациональной разработки, с целью использования их для хранения нефти, газа и других веществ и материалов, в том числе и для захоронения радиоактивных, вредных и токсичных веществ и отходов производства, сброса сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества), строительства трубопроводов и других сооружений.
Особо охраняемый геологический объект - уникальный или типовой геологический объект, имеющий научную или эстетическую ценность и охраняемый государством.
Существенное нарушение целостности недр - нарушение сплошности массивов горных пород в процессе геологического изучения недр, эксплуатации месторождений полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Отвал - масса пустых пород или некондиционных руд, создаваемая при открытой или подземной разработке месторождений полезных ископаемых.
Вскрышные горные породы - горные породы, покрывающие и (или) разделяющие полезное ископаемое, предназначенные к выемке и непригодные для эффективного использования в сфере материального производства.
Разубоживание - потеря качества полезного ископаемого в процессе добычи или снижения содержания полезного компонента вследствие примешивания к нему пустых пород и возникновения условий, ведущих к необратимым процессам с последующей потерей извлекаемых запасов.
Истощенные недра - месторождение или его часть, находящаяся на поздней стадии разработки с низкой эффективностью использования в сфере материального производства, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования запасов.
Запасы санитарно-защитных зон - запасы месторождений нефти и газа, расположенные в пределах охранных зон крупных водоемов и водотоков, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры, связанные с применением специальных способов разработки месторождений.
Высокообводненные месторождения (участки) - месторождения, обводненные до степени, при которой затраты на эксплуатацию месторождения превышают доходы от реализации добытой на этих месторождениях нефти.
Повышение эффективности разработки нефтяных месторождений - реализация комплекса геологических, технологических, технических, организационных мероприятий, направленных на достижение более высоких технологических и технико-экономических показателей.
Методы повышения нефтеотдачи - методы, направленные на повышение текущей и конечной нефтеотдачи пластов, то есть величины, показывающей, какая часть от начальных балансовых запасов извлечена или может быть извлечена при разработке залежи до предела экономической рентабельности.
Техногенные месторождения - скопления минеральных веществ на поверхности земли или в горных выработках, образовавшиеся в результате их отделения от массива горных пород и складирования в виде отходов горного, обогатительного, металлургического и других производств, пригодные по количеству и качеству для промышленного использования.
Полезное ископаемое - природное минеральное образование земной коры, которое может быть эффективно использовано в сфере материального производства.
Минеральное сырье - извлеченное из недр полезное ископаемое для непосредственного использования или последующей переработки.
Запасы - объем и количество скоплений полезного ископаемого, учтенного и подсчитанного непосредственно по результатам геологоразведочных (горных, буровых, опробовательских) работ.
Ресурсы - объем или количество потенциально возможных скоплений полезного ископаемого, подсчитанное по результатам геологических, геофизических и геохимических исследований недр.
Коммерческое открытие - открытие месторождения полезного ископаемого, имеющего промышленное значение, совершенное пользователем недр на предоставленном ему в пользование участке при геологическом изучении недр за счет собственных средств с целью дальнейшей разработки.
Геологический отвод - участок недр, ограниченный по глубине и по площади, спроецированный условными плоскостями, отвесно проходящими через контуры объекта, месторождения или его элементов, и обозначенный на поверхности (плане) специальными отводными знаками - угловыми точками, в пределах которого разрешено геологическое изучение.
Статья 2. Недра
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области использования и охраны недр
Правовое регулирование отношений в области использования и охраны недр в Республике Татарстан осуществляется федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 4. Принципы недропользования
Пользование недрами должно осуществляться в соответствии с принципами:
государственной собственности на недра;
единства правовых оснований приобретения и прекращения права пользования недрами для всех недропользователей;
предоставления прав пользования недрами на основе лицензии;
договорного характера закрепления условий недропользования;
платности;
рационального и комплексного пользования недрами;
восстановления природных объектов, нарушенных при недропользовании;
обеспечения безопасности всех видов работ.
Статья 5. Компетенция Государственного Совета Республики Татарстан в области недропользования
К компетенции Государственного Совета Республики Татарстан в области недропользования относятся:
определение основных направлений государственной политики в области недропользования;
законодательное регулирование в области недропользования;
осуществление контроля за исполнением законодательства о недрах;
осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Законом РТ от 8 апреля 2005 г. N 66-ЗРТ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан в области недропользования
К компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан в области недропользования относятся:
разработка и реализация текущих и перспективных республиканских программ в области геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
участие в заключении соглашений о разделе продукции в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством;
обеспечение финансирования геологического изучения недр в рамках республиканских программ;
участие в определении условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
определение совместно с органами государственной власти Российской Федерации перечня общераспространенных полезных ископаемых Республики Татарстан;
осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Законом РТ от 8 апреля 2005 г. N 66-ЗРТ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 7. Компетенция органа управления государственным фондом недр
К компетенции органа управления государственным фондом недр относятся:
реализация единой государственной политики в области геологического изучения, воспроизводства и добычи полезных ископаемых;
заключение договоров с пользователями недр при геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, а также при пользовании недрами, не связанном с добычей полезных ископаемых;
установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения
осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр;
участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
списание с баланса запасов полезных ископаемых;
составление республиканских балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
участие в установленном порядке в составлении федерального государственного баланса запасов полезных ископаемых;
создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;
участие в ведении федерального фонда геологической информации;
иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Законом РТ от 8 апреля 2005 г. N 66-ЗРТ в статью 9 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в области недропользования
В компетенцию органов местного самоуправления в области недропользования входят:
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Раздел II. Собственность на недра
Законом РТ от 8 апреля 2005 г. N 66-ЗРТ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 11. Собственность на недра
Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы на территории Республики Татарстан по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Республики Татарстан, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Раздел III. Пользование недрами
Статья 13. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть граждане и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Если федеральными законами установлено, что для занятия отдельными видами деятельности, связанными с пользованием недрами, требуется наличие специального разрешения (лицензии), то пользователь недр должен иметь разрешение (лицензию) на осуществление соответствующего вида деятельности либо заключенные договоры со специализированными организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Пользователями недр при проведении работ по добыче и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные и получившие разрешения (лицензии) в соответствии с федеральным законом.
Статья 14. Виды пользования недрами
Недра предоставляются для следующих видов пользования:
геологическое изучение;
разведка и добыча полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
образование особо охраняемых геологических объектов;
сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Статья 15. Сроки пользования участками недр
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
На определенный срок участки недр предоставляются в пользование:
на срок до 5 лет - для геологического изучения недр;
на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр, - для добычи полезных ископаемых;
на срок до 25 лет - для добычи подземных вод;
на срок до 1 года - для добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии с законодательством.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование недрами.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование недрами условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
Порядок продления срока пользования участками недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Законом РТ от 8 апреля 2005 г. N 66-ЗРТ статья 16 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 16. Основания возникновения права пользования недрами
Основаниями возникновения права пользования участками недр в соответствии с федеральным законом являются:
решение Правительства Российской Федерации;
решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа;
решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти Республики Татарстан;
решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
решение Кабинета Министров Республики Татарстан, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
решение уполномоченных органов государственной власти Республики Татарстан в соответствии с порядком, установленным Государственным Советом Республики Татарстан, о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с федеральным законом.
Статья 17. Основные требования к пользованию недрами
Основными требованиями к пользованию недрами являются:
соблюдение установленных законом оснований и порядка предоставления недр в пользование;
обеспечение полноты геологических исследований участков недр и достоверного учета извлекаемых, оставляемых в недрах и погашаемых запасов полезных ископаемых;
обеспечение комплексного использования всего добываемого сырья;
соблюдение утвержденных технологических схем, проектов разработки недр и производства иных видов работ, связанных с использованием недр;
соблюдение правил безопасности ведения горных работ;
соблюдение требований по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
соблюдение порядка консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, скважин и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их изучением и промышленной разработкой;
иные требования, вытекающие из законодательства.
Статья 18. Основные права пользователя недр
Пользователь недр вправе:
использовать предоставленный участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
использовать минеральное сырье и иные результаты своей деятельности в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;
использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не установлено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;
проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
обращаться в орган, выдавший лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Статья 19. Основные обязанности пользователя недр
Пользователь недр обязан обеспечить:
соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
представление геологической информации в федеральный и территориальный фонды геологической информации;
представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Статья 20. Ограничение и запрещение пользования недрами
Пользование отдельными участками недр в соответствии с законодательством может быть ограничено или запрещено, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Статья 21. Оформление прав недропользования
Предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, выдаваемой по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом.
Условия пользования недрами определяются в лицензионном соглашении (договоре), заключаемом в соответствии с законодательством.
Право пользования участками недр на территории свободных экономических зон может быть получено пользователями на основании и условиях, предусмотренных законодательством.
Статья 22. Участки недр, предоставляемые в пользование
В соответствии с лицензией участок недр предоставляется в пользование в виде геологического и (или) горного отводов.
Статья 23. Предоставление недр для геологического изучения
Для геологического изучения недр без существенного нарушения их целостности участок недр предоставляется в соответствии с законодательством в виде геологического отвода.
При предоставлении геологического отвода определяются площадь и глубина участка, в границах которого будет осуществляться геологическое изучение недр.
В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Статья 24. Предоставление недр для добычи полезных ископаемых, пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых, и образования особо охраняемых геологических объектов
Для добычи полезных ископаемых, пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых, а также для образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется в виде горного отвода.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождений полезных ископаемых, контуры, предназначенные для строительства подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны движения горных пород, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности.
Горный отвод устанавливается по материалам геологического изучения месторождений полезных ископаемых и оформляется в виде горноотводного акта и иных документов, определяющих уточненные границы горного отвода, которые прилагаются к акту.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с выданной лицензией.
Статья 25. Порядок предоставления горного отвода для добычи полезных ископаемых
Горный отвод для добычи полезных ископаемых предоставляется после утверждения запасов полезных ископаемых в установленном порядке.
Для добычи полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, горный отвод предоставляется органом государственного горного надзора на основании заявки заинтересованного лица при наличии лицензии на право пользования недрами и утвержденного проекта промышленного освоения участка недр. Отказ в предоставлении горного отвода может быть обжалован владельцем лицензии в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственного горного надзора либо в суд.
При переходе прав пользования недрами в случаях, установленных законом, горный отвод подлежит переоформлению на нового пользователя недр.
Статья 26. Захоронение вредных, токсичных веществ и отходов производства, сброс сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества)
Захоронение вредных, токсичных веществ и отходов производства, сброс сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества) осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 27. Захоронение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Захоронение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 29. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками и владельцами земельных участков
Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для личных нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Статья 30. Переход права пользования недрами
Право пользования недрами может переходить от одного недропользователя к другому в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 32. Порядок прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами
Порядок прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами устанавливается в соответствии с законодательством.
Статья 35. Возобновление права пользования недрами
Право пользования недрами возобновляется при устранении обстоятельств, повлекших приостановление пользования ими, если недропользователь не обратился с заявлением о прекращении права пользования недрами.
Лицензия на право пользования недрами считается возобновленной после дачи разрешения на возобновление права пользования недрами.
Решение о возобновлении права пользования недрами направляется в трехдневный срок пользователю недр и в органы государственной налоговой службы.
Раздел IV. Государственная система лицензирования
Раздел V. Пользование недрами на условиях концессионных
договоров или иных соглашений
Раздел VI. Плата при пользовании недрами
Статья 60. Платность пользования недрами
Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При пользовании недрами уплачиваются платежи в соответствии с законодательством.
Раздел VII. Рациональное использование и охрана недр
Статья 73. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых;
проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении радиоактивных, вредных, токсичных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества);
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Статья 74. Геологическое изучение недр
Геологическое изучение недр предусматривает:
сбор, хранение и обработку информации о геологическом строении недр и характеристике содержащихся в них полезных ископаемых и возможностях их промышленной разработки;
выявление участков недр, перспективных для обнаружения месторождений полезных ископаемых;
определение типа, величины, качества и технологических свойств полезных ископаемых в выявленных месторождениях для определения рационального метода их разработки и комплексного использования минерального сырья;
выявление участков недр, пригодных для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
получение сведений о геологических процессах и явлениях (движениях земной коры, землетрясениях, карстовых, оползневых и иных) для учета их влияния на хозяйственную деятельность и недропользование;
сбор и учет информации о состоянии геоэкосистемы (геологическое картирование) с целью применения при недропользовании;
проведение геолого-геофизических и инженерно-геологических работ;
изучение режима подземных вод;
проведение научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;
сбор геологических коллекционных материалов.
Статья 75. Государственный учет и государственная регистрация геологических работ
Государственному учету и государственной регистрации подлежат все работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и лицензии на пользование недрами.
Государственный учет и государственная регистрация осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством.
Статья 77. Основные требования к геологическому изучению недр
При геологическом изучении недр должны быть обеспечены:
комплексность и достоверность изучения недр, включая горно-технологические, гидрогеологические, экономические и другие условия разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
достоверность определения количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;
сохранность геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статья 78. Собственность на геологическую информацию о недрах
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них запасах полезных ископаемых и их месторождениях, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Любая геологическая информация о недрах независимо от источника финансирования работ, в результате проведения которых она получена, в установленной форме предоставляется в соответствии с федеральным законодательством в федеральный фонд геологической информации и в Фонд геологической информации Республики Татарстан.
Порядок и условия использования геологической информации, полученной за счет государственных средств, определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 79. Кондиции на минеральное сырье для месторождений полезных ископаемых
Для определения промышленной ценности месторождений и подсчета в них запасов, их последующего комплексного использования по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, которые представляют собой совокупность экономически обоснованных требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологическим и иным условиям разработки месторождений.
Кондиции на минеральное сырье утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством.
Статья 80. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет систематизированный свод сведений по каждому месторождению и проявлению полезных ископаемых, подлежащих государственному учету.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать по каждому месторождению сведения, характеризующие геологическое строение, количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения о геологическом строении и прогнозной оценке ресурсов по каждому проявлению полезных ископаемых.
Статья 81. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
Государственный баланс запасов полезных ископаемых представляет систематизированный свод сведений о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях, обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется в соответствии с федеральным законодательством.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 83. Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых
Физические лица, открывшие месторождения, имеющие промышленную ценность, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых, а также новые области их использования в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, или теоретически обосновавшие возможность открытия месторождения, признаются первооткрывателями. Они вправе зарегистрировать открытие в соответствии с федеральным законодательством в федеральном органе управления государственным фондом недр.
Размер вознаграждения и порядок его выплаты устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 84. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и геологической информации об участках недр, пригодных для пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы.
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе с целью определения возможности их промышленного освоения.
Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может проводиться на любой стадии геологического изучения недр при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, а также горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежат также результаты геологического изучения недр, пригодных для пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и результатов геологического изучения участков недр, пригодных для пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых, осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством.
Статья 85. Охрана недр, представляющих особую научную и культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом в орган, выдавший лицензию.
Раздел VIII. Эксплуатация недр
Статья 86. Общий порядок эксплуатации недр
Промышленное освоение месторождений полезных ископаемых осуществляется после завершения их геологического изучения и утверждения разведанных запасов полезных ископаемых на основании проведенной государственной экспертизы.
Промышленная эксплуатация месторождений полезных ископаемых осуществляется добывающими предприятиями при наличии лицензии на право пользования недрами, горного отвода, утвержденных в установленном порядке технических проектов промышленной эксплуатации недр, лицензий на производство специализированных видов работ на условиях заключенных лицензионных соглашений.
Добыча полезных ископаемых и строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без утвержденных в установленном порядке технических проектов запрещаются.
В случае промышленного освоения отдельных залежей месторождения полезных ископаемых технический проект разработки месторождения выполняется недропользователем в объеме, необходимом применительно к разработке конкретных залежей с учетом развития инженерной инфраструктуры и коммуникаций, необходимых для разработки всего месторождения.
Недропользователь вправе привлечь для выполнения отдельных видов работ специализированные организации при сохранении своей ответственности за проведение этих работ в соответствии с условиями утвержденного технического проекта разработки, выданной лицензии и заключенного лицензионного соглашения.
Статья 87. Государственная экспертиза технических проектов эксплуатации недр, не связанной с добычей полезных ископаемых
Технические проекты эксплуатации недр, не связанной с добычей полезных ископаемых, в том числе захоронения вредных, токсичных веществ и отходов производства, сброса сточных вод (в том числе содержащих вредные и токсичные вещества), подлежат государственной экспертизе в органах государственного контроля за состоянием окружающей среды и безопасным ведением работ в промышленности.
Экспертное заключение должно содержать выводы о достаточности инженерно-геологических и гидрогеологических данных, свидетельствующих об отсутствии опасности распространения продуктов захоронения либо продуктов распада и промышленных отходов вредных и токсичных веществ за границей участка захоронения.
Статья 88. Объекты промышленной разработки
Объектом промышленной разработки при добыче полезных ископаемых является месторождение или его часть.
Последовательность разработки залежей в составе месторождения полезных ископаемых и технологические особенности разработки отдельных залежей, а также учет изъятия и погашения полезных ископаемых по отдельным залежам определяются проектом разработки.
Статья 89. Основные требования к промышленной эксплуатации недр
Разработка месторождений полезных ископаемых и переработка минерального сырья, а также строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны осуществляться с соблюдением следующих основных требований:
применение наиболее рациональных, экологически безопасных методов добычи основных и совместно с ними залегающих ископаемых, исключающих порчу месторождений, образование сверхнормативных потерь, выборочную отработку запасов полезных ископаемых;
предотвращение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых в результате проводимых горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых, консервируемых в недрах, и выработанного пространства недр, предусмотренного для их последующего использования;
сохранение твердых, жидких и учет попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых;
комплексная переработка минерального сырья с извлечением сопутствующих ценных компонентов при наличии экономически рентабельной технологии их извлечения и в соответствии с планами производства;
рациональное использование вскрышных пород, а также правильное их размещение;
обязательное соблюдение при первичной переработке минерального сырья принятых технологических схем переработки этого сырья применительно к его геолого-промышленным типам, обеспечивающих максимально допустимое и комплексное извлечение содержащихся в нем компонентов и соблюдение экологических нормативов;
ведение учета и государственной статистической отчетности по вопросам состояния и движения запасов, потерь и разубоживания минерального сырья, а также учета комплексности освоения и использования месторождения, выработанного пространства недр и возникающих в связи с его образованием напряжений в горном массиве;
обеспечение безопасности для жизни и здоровья работников добывающего предприятия и населения, экологической безопасности, охраны недр и других объектов окружающей природной среды, зданий и сооружений;
обезвреживание сточных вод, вредных веществ, отходов производства и иных веществ и материалов либо локализация их в строго определенных границах и предотвращение проникновения в горные выработки, на земную поверхность и в водные объекты, а также другие меры, обеспечивающие охрану окружающей природной среды;
соблюдение стандартов и правил ведения горных и взрывных работ.
Контроль за соблюдением требований, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляют органы государственного горного надзора и органы геологического контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Статья 90. Правовой режим техногенных образований
Техногенные образования в результате промышленной эксплуатации недр (в том числе образования минерального сырья, отходы и продукты переработки полезных ископаемых в процессе их добычи, шламо- и хвостохранилища, отвалы пород и руд) подлежат паспортизации.
К проектированию, строительству и эксплуатации объектов по переработке техногенных образований в результате добычи полезных ископаемых или иной промышленной эксплуатации недр применяются требования раздела VIII настоящего Закона к условиям промышленной эксплуатации недр и порядку утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.
Статья 91. Ликвидация, консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами по основаниям, предусмотренным законом.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация или консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считается завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация или ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством.
Статья 92. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения в соответствии с федеральным законом заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются в соответствии с федеральным законодательством с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора. При этом должна быть обеспечена возможность добычи полезных ископаемых или доказана экономическая целесообразность застройки.
Раздел IX. Государственное регулирование отношений недропользования
Статья 93. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами в соответствии с законодательством.
Статья 95. Государственное регулирование геологического изучения недр
Государственное регулирование геологического изучения недр включает в себя:
разработку государственных программ геологического изучения недр и контроль за их исполнением;
установление стандартов, норм и правил в области геологического изучения недр и разведки полезных ископаемых;
организацию различных видов геологических исследований;
организацию и осуществление государственного контроля за соблюдением порядка пользования недрами, норм, правил и стандартов в процессе геологического изучения;
установление порядка учета и государственной регистрации работ по геологическому изучению недр;
утверждение кондиций на минеральное сырье;
организацию и осуществление государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и их месторождений;
организацию и ведение фонда геологической информации;
сбор, хранение и систематизацию информации о недрах;
определение порядка и условий использования геологической информации, полученной за счет государственных средств;
правовое регулирование порядка предоставления и использования геологической информации и сделок с ней;
установление порядка составления государственного кадастра месторождений полезных ископаемых и их проявлений, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых;
лицензирование пользования недрами для целей геологического изучения.
Статья 97. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленных законодательством стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (горный надзор), осуществляется уполномоченными на то органами.
Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются законодательством.
Раздел X. Безопасность работ, связанных с пользование недрами
Статья 98. Обеспечение безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами
Проведение геологического изучения недр, добыча полезных ископаемых и строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются только при обеспечении безопасности жизни и сохранения здоровья работников этих предприятий и населения в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Пользователи недр должны выполнять требования утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Пользователи недр обязаны обеспечить предупреждение и ликвидацию опасных производственных ситуаций и аварий, в том числе и ликвидацию открытых газовых и нефтяных фонтанов.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
Руководители горных предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место, а при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления и органы местного самоуправления.
Местная администрация, а также другие организации независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности обязаны в случае аварий на предприятиях по добыче полезных ископаемых предоставить транспорт, материалы, оборудование, средства связи, медикаменты и оказывать другие виды помощи для ликвидации аварии, а также осуществлять другие действия, предусмотренные законодательством о чрезвычайных ситуациях.
Об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Республики Татарстан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. Постановление КМ РТ от 1 апреля 1999 г. N 169
Статья 99. Основные требования по обеспечению безопасного ведения работ
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм;
правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
проведение в соответствии с правилами и нормами комплекса систематических наблюдений, достаточных для контроля нормальности течения производственного процесса и прогнозирования возникновения опасных ситуаций;
разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций;
иные требования, установленные федеральным законодательством.
Раздел XI. Разрешение споров, связанных с пользование недрами,
и ответственность за нарушение законодательства о недрах
Статья 100. Порядок разрешения споров
Разрешение споров по вопросам пользования недрами осуществляется органами государственной власти или судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством.
Статья 101. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
Статья 102. Возмещение вреда
Вред, причиненный нарушением законодательства о недрах, возмещается в соответствии с законодательством.
Президент Республики Татарстан | М.Ш.Шаймиев |
г.Казань,
25 декабря 1992 года,
N 1722-XII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом регулируются отношения, возникающие при пользовании, распоряжении и владении недрами. Недра Республики Татарстан составляют часть ее природной среды, расположенную под почвенно-растительным слоем, дном озер, рек, водохранилищ содержащимися в них полезными ископаемыми от выходов их на дневную поверхность до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра являются государственной собственностью. Частная собственность на недра не допускается.
Право пользования недрами может принадлежать физическим и юридическим лицам, независимо от форм их собственности, а также юридическим лицам и гражданам других государств, получившим лицензию на право пользования недрами. Наличие права на пользование землей не дает права на промышленную разработку залегающих в недрах этой земли полезных ископаемых без оформления на то лицензии.
Определен порядок пользования недрами, регулируются платежи при пользовании недрами. Регламентируется порядок геологического изучения недр, учет ресурсов и запасов минерального сырья, а также безопасность работ, связанных с пользованием недрами.
Закон вводится в действие постановлением ВС РТ от 25 декабря 1992 г. N 1723-XII со дня опубликования.
Закон РТ от 25 декабря 1992 г. N 1722-XII "О недрах"
Настоящий Закон введен в действие постановлением ВС РТ от 25 декабря 1992 г. N 1723-XII со дня опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Советская Татария" N 28 от 11 февраля 1993 г.; Сборнике Законов РТ "Об административной ответственности", Издание Верховного Совета РТ, Казань, 1994 год; Ведомостях Верховного Совета Татарстана, N 11-12, 1992 г.
Решением Верховного суда РТ от 7 февраля 2001 г. отдельные статьи настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу
Законом Республики Татарстан от 25 февраля 2022 г. N 5-ЗРТ настоящий документ признан утратившим силу с 11 марта 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Татарстан от 11 декабря 2021 г. N 89-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2021 г.
Закон Республики Татарстан от 11 декабря 2020 г. N 85-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.
Закон Республики Татарстан от 4 июля 2020 г. N 36-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 17 июля 2020 г.
Закон Республики Татарстан от 17 июля 2019 г. N 58-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.
Закон Республики Татарстан от 30 ноября 2018 г. N 95-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2018 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2019 года и 1 января 2020 года
Закон Республики Татарстан от 16 марта 2018 г. N 11-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 27 марта 2018 г.
Закон РТ от 12 декабря 2016 г. N 95-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 26 марта 2016 г. N 19-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 2 июля 2015 г. N 50-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2016 года
Закон РТ от 15 декабря 2014 г. N 119-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 года
Закон РТ от 14 мая 2014 г. N 32-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 11 апреля 2014 г. N 20-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2014 года
Закон РТ от 20 января 2014 г. N 6-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года
Закон РТ от 28 декабря 2012 г. N 96-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 14 июля 2012 г. N 53-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 30 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 13 января 2012 г. N 6-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 22 октября 2009 г. N 47-ЗРТ
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 20 марта 2008 г. N 8-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 8 апреля 2005 г. N 66-ЗРТ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 23 июля 2004 г. N 41-ЗРТ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 6 декабря 1999 г. N 2486
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 21 ноября 2001 г. N 1193
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона