Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 21 мая 2008 г. N 3-22/08
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре Н-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2005 года N 171 "Об утверждении Порядка использования платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за транспортировку задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранение, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2005 года N 171 "Об утверждении Порядка использования платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за транспортировку задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранение, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий" (далее - постановление КМ РТ).
В обоснование требования прокурор указал, что данным постановлением утвержден порядок использования платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля. Однако Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возмещение ущерба владельцем или пользователем автомобильного транспорта перевозящего крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования не предусмотрено (ст. 11 Закона).
Положение о взимании платы за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля также противоречит законодательству, поскольку указанный Федеральный закон устанавливает в отношении владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы только обязанность уплатить государственную пошлину за выдачу специального разрешения и возместить вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов.
Постановлением также предусматривается взимание средств за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий.
Однако, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О рекламе", установка рекламной продукции допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной продукции.
Федеральный закон не требует согласования разрешения, выдаваемого органами местного самоуправления с какими-либо государственными органами.
Более того, пунктом 12 статьи 19 Закона установлен запрет взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Указанное положение не соответствует и# установленным статьей 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиям к обеспечению автомобильных дорог объектами дорожного сервиса.
Так, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации соответственно федеральным органом власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос разрешение выдается органами местного самоуправления.
При этом, пунктом 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешений на строительство осуществляется без взимания платы.
Прокурор Республики Татарстан просит признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление КМ РТ в части установления порядка использования платы, полученной с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержала требования.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласились.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами, не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Согласно пунктов 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 11 апреля 2005 года принято постановление N 171 "Об утверждении Порядка использования платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за транспортировку задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранение, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий" (далее - постановление"#.
Утвержденный пунктом 1 указанного постановления Порядок предусматривает зачисление на специальный счет Министерства финансов Республики Татарстан платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля.
Однако, Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении автомобильного транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, устанавливает обязанность их владельцам или пользователям, оплатить лишь государственную пошлину.
Так, согласно пункту 1 статьи 31 Закона, движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения такого разрешения подпунктом 2 пункта 3 статьи 31 Закона предусмотрено возмещение причиняемого вреда, только для владельцев транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов.
Платой за получение разрешения для владельцев или пользователей транспортного средства, перевозящего крупногабаритного груза#, является государственная пошлина (п. 7 ст. 31 Закона).
Таким образом, положение Порядка о зачислении платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы по дорогам общего пользования, противоречит федеральному законодательству.
Положение о зачислении платы за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, также противоречит федеральному законодательству, поскольку, как указывалось выше, Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает в отношении владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы только обязанность уплатить государственную пошлину за выдачу специального разрешения и возместить вред, причиняемый транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов.
Довод представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что взимание платы за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, осуществляется в рамках возмещения вреда, не соответствует положению оспариваемого Постановления, о зачислении на счет Министерства финансов Республики Татарстан данных денежных средств, как самостоятельного платежа.
Оспариваемым постановлением устанавливается порядок использования платежей за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан.
Между тем, пункт 12 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установлен запрет взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
В этой связи довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что выполнение согласующими органами контрольных и согласующих функций связано с привлечением специалистов и применением технических средств и, как следствие, с финансовыми затратами, является не основанным на Законе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Аналогичный порядок выдачи разрешения установлен Законом и в отношении границ придорожных полос автомобильной дороги (п. 5 ст. 22 Закона).
Согласно пункту 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.
Взимание платы при обеспечении автомобильных дорог объектами дорожного сервиса Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора (п. 7 ст. 22 Закона).
Следовательно, утверждение постановлением КМ РТ порядка использования платежей за согласование размещения объектов дорожного сервиса и иных сооружений в пределах отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству.
Довод представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что взимание названных платежей осуществляется в рамках указанного выше договора, является неубедительным, поскольку действующая редакция постановления КМ РТ, по мнению суда, позволяет зачислять средства за согласование отдельно от платы за услуги присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, взимаемой на основании договора.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление КМ РТ в части установления порядка использования платы, полученной с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики от 11 апреля 2005 года N 171 "Об утверждении Порядка использования платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за транспортировку задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранение, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий" в части установления порядка использования платы, полученной с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано частично недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики от 11 апреля 2005 года N 171 "Об утверждении Порядка использования платы, полученной в качестве компенсации наносимого ущерба с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования, за превышение нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, взимаемой на постах весового контроля, за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за транспортировку задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранение, за согласование размещения объектов дорожного сервиса, средств наружной рекламы и иных сооружений в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан, придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории Республики Татарстан, и контроль за соблюдением выданных технических условий" ввиду противоречия спорных положений Федеральным законам "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О рекламе", Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Спорное постановление не признано недействующим в части порядка использования платы, полученный за проезд по платным дорогам и дорожным объектам, а также за транспортировку задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранение.
Решение вступило в законную силу 6 августа 2008 г.
Решение Верховного Суда РТ от 21 мая 2008 г. N 3-22/08
Решение вступило в законную силу 6 августа 2008 г.
Информация о решении опубликована в газете "Республика Татарстан" от 25 сентября 2008 г. N 192-193