Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 июля 2007 г. N 315
"О целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей
в Республике Татарстан" на 2008-2010 годы"
28 февраля 2008 г.
В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Закона Республики Татарстан от 21.10.1999 N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Определить:
координатором Программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
государственным заказчиком Программы - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:
определить на конкурсной основе уполномоченную организацию по реализации Программы;
сформировать заявку на выделение средств федерального бюджета в размере 100,0 млн.рублей для софинансирования Программы в 2008 году.
4. Министерству финансов Республики Татарстан определить источники финансирования Программы из бюджета Республики Татарстан в 2008 году.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Республике
Татарстан" на 2008-2010 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 20 июля 2007 г. N 315)
28 февраля 2008 г.
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование программы |
Целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" |
Координатор Программы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Государственный заказчик Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; общественная организация "Объединение молодежного строительства Республики Татарстан" |
Цель Программы | Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий |
Задачи Программы |
Предоставление молодым семьям - участникам Программы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья |
Исполнители Программы |
Уполномоченная организация; органы местного самоуправления Республики Татарстан; банки, отобранные в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем затрат для реализации Программы составит: в 2008 году - 1056,0 млн.рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 300,0 млн.рублей; субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 50,0 млн.рублей; собственные и заемные средства молодых семей - 600,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 6,0 млн.рублей (0,6% общего объема финансирования Программы); в 2009 году - 1056,0 млн.рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 300,0 млн.рублей; субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 50,0 млн.рублей; собственные и заемные средства молодых семей - 600,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 6,0 млн.рублей (0,6% общего объема финансирования Программы); в 2010 году - 1056,0 млн. рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 300 млн.рублей; субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 50,0 млн.рублей; собственные и заемные средства молодых семей - 600,0 млн.рублей; средства бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 6,0 млн.рублей (0,6% общего объема финансирования Программы) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит: обеспечить жильем: в 2008 году - 800 семей; в 2009 году - 740 семей; в 2010 году - 660 семей, а также создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственные средства граждан; создать условия для формирования активной жизненной позиции молодежи; укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе; улучшить демографическую ситуацию в Республике Татарстан |
Система организации контроля за исполнением и информационным обеспечением Программы |
Контроль и координация деятельности обеспечиваются Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа", органами местного самоуправления |
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Введение
Настоящая Программа принята в целях дальнейшей реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект) в Республике Татарстан.
Основным инструментом реализации национального проекта является федеральная целевая программа "Жилище". В соответствии с основными приоритетами и мерами по реализации национального проекта в состав программы "Жилище" включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма), предполагающая предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома."
Условием участия субъектов Российской Федерации в подпрограмме является наличие соответствующей региональной программы обеспечения жильем молодых семей и обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию Программы.
II. Характеристика проблемы
На начало 2007 года более 23,5 тыс.молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан осуществляется с 1997 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1997 N 397 "О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья". В дальнейшем в целях законодательного закрепления права молодой семьи на получение государственной поддержки был принят Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" (далее - Закон). В рамках Закона более 3000 молодых семей получили государственную поддержку.
Механизм реализации Закона направлен на категорию молодых семей, обладающих определенными денежными накоплениями, достаточными для первоначального взноса, но уровень доходов которых не позволяет им обратиться за ипотечным кредитом.
Практика реализации мероприятий целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2006-2007 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.03.2006 N 133/1, показывает, что государственная поддержка в форме предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, востребована молодыми семьями, и целесообразно продолжить ее реализацию. Многие молодые семьи, имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, не могут получить доступ на рынок жилья, поскольку не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.
Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства для оплаты первоначального взноса. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в улучшении жилищных условий будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Программа не исключает существования других форм государственной поддержки. В нормативных актах Республики Татарстан и органов местного самоуправления могут предусматриваться дополнительные меры по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий.
Расширение форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий, в том числе по механизму реализации настоящей Программы, серьезным образом повлияет на повышение доступности жилья для молодых семей.
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132 в раздел III настоящей Программы внесены изменения
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Настоящая Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений Национального проекта в Республике Татарстан, который предполагает развитие системы государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью Программы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления субсидий.
Участником Программы может быть молодая семья, в которой возраст супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - субсидии);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Срок реализации Программы - 2008-2010 годы.
IV. Система программных мероприятий
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы, перечень которых приведен в приложении.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год.
Организационные мероприятия на уровне Республики Татарстан предусматривают:
сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, представляемых органами местного самоуправления, участвующими в реализации мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы;
ежегодное определение объема средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на реализацию мероприятий Программы;
отбор муниципальных образований Республики Татарстан для участия в Программе и распределение между ними субсидий по методике, утверждаемой нормативными правовыми актами Республики Татарстан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве субсидий молодым семьям;
осуществление контроля за реализацией Программы на республиканском и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
обеспечение освещения целей и задач Программы в средствах массовой информации Республики Татарстан;
проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством;
формирование списков молодых семей для участия в Программе;
ежегодное определение объема средств, выделяемых из бюджета муниципального образования Республики Татарстан на реализацию мероприятий Программы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья.
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий Программы);
средства бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан;
средства банков и других организаций, в том числе предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем финансирования Программы составит:
в 2008 году - 1056,0 млн.рублей, в том числе за счет:
средств бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей;
средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 300,0 млн.рублей;
субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 50,0 млн.рублей;
собственных и заемных средств молодых семей - 600,0 млн.рублей;
средств бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 6,0 млн.рублей (0,6% общего объема финансирования Программы);
в 2009 году - 1056,0 млн. рублей, в том числе за счет:
средств бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей;
средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 300,0 млн.рублей;
субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 50,0 млн.рублей;
собственных и заемных средств молодых семей - 600,0 млн.рублей;
средств бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 6,0 млн.рублей (0,6% общего объема финансирования Программы);
в 2010 году - 1056,0 млн.рублей, в том числе за счет:
средств бюджета Российской Федерации - 100,0 млн.рублей;
средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 300,0 млн.рублей;
субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при рождении (усыновлении) одного ребенка - 5,0 млн.рублей;
собственных и заемных средств молодых семей - 600,0 млн.рублей;
средств бюджета Республики Татарстан на обеспечение деятельности уполномоченной организации - 6,0 млн.рублей (0,6% общего объема финансирования Программы);#
Постановлением КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника Программы. Норматив стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Татарстан, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
См. справку о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья и нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв.метра;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей, помимо молодых супругов, одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв.метров на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
Стж = Н x Рж,
где:
Стж - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
Рж - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Размер субсидии составляет не менее:
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы для молодых семей, не имеющих детей.
Доля средств федерального бюджета (далее - ДСФ) рассчитывается по формуле:
ДСФ = (40 - 15 х КБО), где:
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Республики Татарстан после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В случае, если КБО больше 2, ДСФ принимается в размере 10 процентов.
Доля средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности Республики Татарстан составит не менее (15 х КБО - 5) процентов, а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 процентов.
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных семей.
Доля средств федерального бюджета (ДСФ) рассчитывается по формуле:
ДСФ = (40 - 15 х КБО), где:
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Республики Татарстан после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В случае, если КБО больше 2, ДСФ принимается в размере 10 процентов.
Доля средств бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности Республики Татарстан составит не менее (15 х КБО) процентов, а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 процентов.
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, не менее 30 процентов - за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан), - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
Возможными формами участия организаций в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления субсидий, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников Программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации Программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и Министерством и (или) органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кабинета Министров Республики Татарстан.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств и/или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета Республики Татарстан или бюджета муниципального образования Республики Татарстан в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации Программы, - 9 месяцев.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий (далее - порядок), устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В соответствии с порядком определяются правила ведения учета молодых семей, выпуска, оплаты и погашения свидетельств, подтверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан обязательств по финансированию субсидий, предоставляемых молодым семьям за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, особенности использования субсидий молодыми семьями, которые являются членами жилищных накопительных кооперативов.
В первую очередь субсидии будут предоставляться молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Органы местного самоуправления Республики Татарстан осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формируют списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году и представляют их в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (далее - Министерство).
Органы местного самоуправления Республики Татарстан, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Программе, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Министерство на основании поступивших от органов местного самоуправления списков молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление субсидий из бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует заявку на выделение средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий подпрограммы и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году. Заявка и указанный сводный список представляются Министерством государственному заказчику подпрограммы - Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также заявки, полученной от Министерства, и установленного подпрограммой принципа распределения между субъектами Российской Федерации общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование подпрограммы, определяет для Республики Татарстан предварительные контрольные цифры бюджетных средств, которые в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, доводятся до Кабинета Министров Республики Татарстан.
Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления Республики Татарстан, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в Программе, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в Программе организаций, в том числе предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с порядком.
Отбор банков для участия в реализации Программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Банки, претендующие на участие в Программе, должны удовлетворять следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения - более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории Республики Татарстан.
Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
развитость сети филиалов на территории Республики Татарстан;
условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Использование субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья имеет определенные особенности. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве субсидии, на счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семьей за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств субсидии в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств субсидии на погашение иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается. Основаниями для перечисления средств субсидии в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) являются:
соответствующий кредитный договор (договор займа);
справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу);
свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием кредитных (заемных) средств;
договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома.
При этом размер предоставляемой субсидии ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории того муниципального образования, органами местного самоуправления которого молодая семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный Программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
Координатор Программы действует на основании соглашения с государственным заказчиком, в котором определяются взаимные права и обязанности сторон по выполнению мероприятий по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья.
Координатор Программы осуществляет:
общее руководство реализацией Программы;
представляет на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан необходимые для реализации Программы нормативно-правовые акты, в том числе порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, а также на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
Государственный заказчик действует на основании договоров, заключаемых с уполномоченной организацией и органами местного самоуправления, в которых определяются взаимные права и обязанности сторон по выполнению мероприятий по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
общее управление Программой;
обеспечение взаимодействия уполномоченной организации и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
прием от органов местного самоуправления заявок на реализацию Программы;
осуществление контроля за деятельностью уполномоченной организации и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, предоставленных в виде субсидий;
организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам;
подготовку отчета о результатах реализации Программы на основе отчетов, получаемых от уполномоченной организации и органов местного самоуправления;
проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
Уполномоченная организация, определяемая государственным заказчиком на основании конкурса:
принимает участие в разработке муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей;
организует учет молодых семей, участвующих в Программе;
разрабатывает методическое и программное обеспечение информационной системы, предназначенной для контроля и реализации Программы и подготовки информационно-аналитических материалов;
организует информационно-разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы.
VII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
"прозрачности" использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании им содействия за счет бюджетных средств;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании им содействия за счет бюджетных средств, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2008 году обеспечить жильем 800 молодых семей (740 - в 2009, 660 - в 2010 году), нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Приложение
к целевой программе "Обеспечение
жильем молодых семей в Республике
Татарстан" на 2008-2010 годы
Перечень
основных мероприятий по реализации целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан"
на 2008-2010 годы
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
|
1. | Разработка проектов муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей |
2008 год | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация; органы местного самоуправления |
2. | Организация учета молодых семей, участвующих в программе |
постоянно | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация; органы местного самоуправления |
3. | Отбор банков для участия в реализации программы |
2008 год | Кабинет Министров Республики Татарстан |
4. | Разработка методического и программного обеспечения информационной системы, предназначенной для контроля реализации программы и подготовки информационно-аналитических материалов |
2008 год | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация |
5. | Организация информационно- разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы |
постоянно | Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; уполномоченная организация; органы местного самоуправления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 20 июля 2007 г. N 315 "О целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан" на 2008-2010 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 30, 8 августа 2007 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 10 сентября 2008 г. N 655
Постановление КМ РТ от 28 февраля 2008 г. N 132