Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 10 января 2008 г. N 68/8
"О направлении Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении"
Начальникам отделов образований
исполнительных комитетов
муниципальных образований
Республики Татарстан
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении для организации соответствующей работы.
Приложение: 15 листов.
Заместитель министра |
А.К. Зиннуров |
Положение
о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении
(утв. постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 5 ноября 2007 г. N 12-07)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях упорядочения взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих в рамках межведомственной муниципальной системы социального патронирования на территории муниципального образования Республики Татарстан индивидуальную реабилитационную работу с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
1.2. Социальное патронирование - система социального сопровождения и оказания необходимой помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении.
В межведомственную муниципальную систему социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, отнесены функционирующие на территории муниципального образования органы и учреждения, реализующие систему социально-педагогических, организационно-правовых, медико-психологических и иных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП);
орган социальной защиты и подведомственные учреждения социального обслуживания семьи и детей;
орган опеки и попечительства;
орган внутренних дел;
управление образования и подведомственные образовательные учреждения;
управление здравоохранения и подведомственные учреждения здравоохранения;
служба занятости;
отдел по делам молодежи, спорту и туризму и подведомственные учреждения.
1.3. Настоящим Положением в качестве основных понятий определяются следующие:
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, - правовой акт, устанавливающий комплекс организационно-правовых, социально-педагогических, медико-психологических и иных мер, реализация которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает вывод несовершеннолетнего и/или его семьи из социально опасного положения;
муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК) - межведомственный коллегиальный орган, созданный по решению муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на базе территориального органа социальной защиты с целью разработки и реализации индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации, семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
1.4. Для организации делопроизводства и документооборота в межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, применяются следующие бланки документов установленного образца:
- Регистрационная карта семей и детей, находящихся в социально опасном положении (для постановки на районный (городской) учет) (приложение N 1);
- Информационная карта о снятии семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации с районного (городского) учета (приложение N 2);
- Карта "социального риска" муниципального образования (по итогам месяца) (Приложение 3);
- Индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении (приложение N 4);
- Примерная форма ежеквартального отчета о работе Муниципального социально-реабилитационного консилиума ______________ района (приложение 5).
2. Содержание деятельности субъектов межведомственной муниципальной системы социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении
2.1. Выявление, сбор документированной информации и учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, на территории муниципального образования осуществляется всеми ведомствами и учреждениями системы профилактики в пределах компетенции, предусмотренной законодательством.
2.2. Основаниями для постановки на районный (городской) учет семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации, служат:
- уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или от защиты их прав и интересов
- злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами
- жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;
- вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;
- совершение по отношению к несовершеннолетнему или других членов семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;
- совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;
- употребление несовершеннолетним психоактивных веществ;
- употребление несовершеннолетним алкогольных напитков;
- беспризорность несовершеннолетнего.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Руководители органа системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности представляют в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП):
- в недельный срок со дня выявления сведения о выявленных и впервые поставленных на учет семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с указанием формы организации реабилитационной работы с семьей и детьми (ведомственной/ межведомственной), по форме согласно приложению 1;
- ежемесячно по состоянию на конец отчетного месяца сведения о снятых с учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 2.
2.3. КДНиЗП на основе представляемой органами системы профилактики информации ежемесячно:
- осуществляет мониторинг выявленных и впервые поставленных на учет семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также снятых с учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с достигнутыми результатами реабилитации;
- выделяет на территориях муниципального образования целевые группы семей и детей с признаками социально опасного положения, находящихся на ведомственном патронате;
- выделяет целевую группу из числа выявленных семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации, для организации межведомственного муниципального социального патроната;
- формирует карту "социального риска" муниципального образования по итогам месяца по форме согласно приложению 3 для рассмотрения и анализа на заседаниях КДН.
2.4. Постановление КДН является основанием организации межведомственного муниципального социального патронирования семьи и детей, находящихся в социально опасном положении.
3. Организация деятельности муниципального социально-реабилитационного консилиума
3.1. Для организации межведомственного муниципального социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, постановлением КДН на базе территориального органа социальной защиты создается муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК).
К работе МСРК по решению руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних привлекаются практические работники различных ведомств и учреждений - медицинские работники, наркологи, представители органов и учреждений образования, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органов.
3.2. Задачами МСРК является:
- определение и учет индивидуальных особенностей семей и детей, находящихся в социально опасном положении, условий и обстоятельств их жизни, комплекса необходимых мероприятий (организационно-правовых, социально-педагогических, медико-психологических и иной направленности), предлагающихся для выведения несовершеннолетнего и/или семьи из социально опасного положения;
- разработка и реализация индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению 4;
- обсуждение совместной индивидуальной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;
- корректировка и дополнение индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, включая максимальное предварительное уточнение социальной ситуации несовершеннолетнего.
3.3. Заседания МСРК по рассмотрению материалов, переданных КДН для работы, проводятся 2 раза в месяц. Участники МСРК оповещаются о дате и времени его проведения территориальным органом социальной защиты не позднее, чем за 2 дня.
3.4. Заседанию предшествуют дополнительные диагностические мероприятия, осуществляемые специалистами центров (отделений) социальной помощи семье и детям и органом, представляющим материалы и информацию на несовершеннолетнего и его семью в КДН.
3.5. Заседание МСРК считается правомочным, если в нем участвует 50% его постоянных членов.
3.6. В процессе заседания МСРК заслушивается характеристика социальной ситуации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, докладываются и обсуждаются предложения в индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении.
3.7. Решение МСРК о включении или невключении тех или иных мероприятий в индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении принимаются методом консенсуса. При наличии принципиальных разногласий особое мнение меньшинства, в т.ч. несовершеннолетнего и/или его родителей (законных представителей) протоколируется.
3.8. С момента утверждения МСРК индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, он имеет законную силу и является основным документом, на основании которого производится работа с семьей различными ведомствами. Копии индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, выдаются всем членам Межведомственного консилиума.
3.9. Снятие с межведомственного муниципального социального патронирования проводится по предложению МСРК на основании следующих результатов:
Положительные результаты:
- оптимизация семейных отношений, преодоление фактов семейного неблагополучия;
- устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем улучшение поведения несовершеннолетнего;
- достижение активного приспособления несовершеннолетнего к принятым в обществе правилам и нормам поведения.
Без достижения положительных результатов реабилитации семьи и детей:
- достижение детьми возраста 18 лет,
- переезд,
- лишение родительских прав,
- смерть родителей, детей,
- другое.
3.10. Функции координации и контроля за деятельностью МСРК возлагаются на муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На плановых и/или внеплановых заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится анализ и рассмотрение тех или иных аспектов функционирования системы межведомственного муниципального социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
МСРК ежемесячно направляет в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних отчет о работе по форме согласно приложению 5.
Приложение 1
Регистрационная карта
семей и детей, находящихся в социально опасном положении
(для постановки на районный (городской) учет)
_________________________________________________________________________
(Наименование организации (учреждения), направляющей сведения)
Дата выявления _________________
Ф.И.О. несовершеннолетнего
_________________________________________________________________________
Дата рождения
Место рождения
Адрес официальной регистрации по месту жительства
________________________________________________________________________,
Адрес фактического проживания ___________________________________________
_________________________________________________________________________
Род занятий (учится, работает; дошкольник; не работает, не учится)
_________________________________________________________________________
Состав семьи
Степень родства |
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Род занятий |
Место работы, должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Категория семьи (нужное подчеркнуть)
полная |
приемная |
опекунская |
многодетная |
с детьми-инвалидами |
семья с одинокой матерью (незарегистрированный брак) |
Семья, оставшаяся с одной матерью (отцом) |
Неродной (ая) отец (мать) |
Неработающие родители |
Один из родителей в учреждении исполнения наказания |
Мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы |
Малоимущая |
Жилищные условия (нужное подчеркнуть)
квартира благоустроенная |
квартира неблагоусроенная# |
дом благоустроенный |
дом неблагоустроенный |
Общежитие |
Коммунальная квартира |
Нет постоянного жилья |
Другое |
Санитарное состояние жилья (нужное подчеркнуть)
удовлетворительное |
неудовлетворительное |
Основания для постановки семьи на учет (нужное подчеркнуть):
1. уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
2. злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами;
3. жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;
4. вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;
5. совершение по отношению к несовершеннолетнему или других членов семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;
6. совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;
7. употребление несовершеннолетним психоактивных веществ;
8. употребление несовершеннолетним алкогольных напитков;
9. беспризорный несовершеннолетний
Осуществление реабилитационных мероприятий (нужное отметить):
/--\ /--\ | | Ведомственный патронат | | Межведомственный патронат \--/ \--/ |
Руководитель учреждения _____________________________
Приложение 2
Информационная карта
о снятии семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации,
с районного (городского) учета
_________________________________________________________________________
(наименование организации (учреждения), направляющей сведения)
Дата снятия с учета ______________
Ф.И.О. несовершеннолетнего
_________________________________________________________________________
Основания для снятия с учета: ___________________________________________
Результат (нужное подчеркнуть):
Результаты положительной реабилитации |
Результаты без достижения реабилитации |
- оптимизация семейных отношений, преодоление фактов семейного неблагополучия; - устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних; - восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем улучшение поведения несовершеннолетнего; - достижение активного приспособления несовершеннолетнего к принятым в обществе правилам и нормам поведения - другое _________________ |
- достижение детьми возраста 18 лет, - переезд, - лишение родительских прав, - смерть родителей - смерть детей - другое _______________ |
Приложение 3
Карта "Социального риска" муниципального образования
(по итогам __________ месяца 200__ г.)
Всего состоят на учете
Семей ____, в них ____ детей, находящихся в социально опасном положении,
На ведомственном патронате
органов опеки и попечительства ______ семей, в них ____ детей;
органов управления социальной защитой ____ семей, в них ____ детей;
органов внутренних дел - _____ семей, в них _____ детей;
органов управления здравоохранением - ____ семей, в них ____ детей;
органов управления образованием ____ семей, в них ____ детей;
органов по делам молодежи - _____ семей, в них ___ детей.
На межведомственном патронате - ____ семей, в них ____ детей.
Всего по итогам отчетного месяца
поставлено на учет _____ семей, в них ____ детей, находящихся в социально
опасном положении
снято с учета ___ семей, в них ___ детей, в том числе
с положительной реабилитацией ___ семей ___ детей,
социально опасная ситуация в семье |
населенные пункты муниципального образования |
||||
... |
... |
... |
... |
... |
|
Семьи, в которых родители (законные представители) уклоняются от воспитания и содержания детей и/или от защиты их прав и законных интересов |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
Семьи, в которых родители (законные представители) уклоняются от воспитания и содержания детей и/или от защиты их прав и законных интересов в связи злоупотреблением алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами |
|
|
|
|
|
насилие в семье |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
Семьи, в которых несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступления или антиобщественные действия |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
Семьи, в которых по отношению к несовершеннолетнему или других членов семьи со стороны одного из родителей совершены противоправные деяния |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
дети, употребляющие алкоголь |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
дети, употребляющие наркотические вещества |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
семьи с детьми, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
Приложение 4
Индивидуальный план
межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении
Регистрационная карта N ____________
Ф.И.О. несовершеннолетнего
Год рождения _________________________________________________
Адрес: _______________________________________________________
Телефон _____________________________________________________.
Вид межведомственного социального патроната:
Срочный - организация реабилитационных мероприятий с посещением
семьи 1 раз в неделю (с ______ 200__ года по ________ 200__ года)
Обычный - организация реабилитационных мероприятий с посещением
семьи 1 раз в месяц (с ______ 200__ года по ________ 200__ года)
Контрольный - организация реабилитационных мероприятий с посещением семьи 1 раз в квартал (с ______ 200__ года по ________ 200__ года)
Организационно-правовые мероприятия
Основные мероприятия по реабилитации |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Текущие замечания о ходе выполнения мероприятий |
Проведение контрольных посещений семьи |
|
|
|
Проведение профилактических бесед с родителями |
|
|
|
Содействие в постановке на учет в органе занятости, поиске подходящей (постоянной, временной) работы |
|
|
|
Составление исковых заявлений в суд |
|
|
|
Содействие в восстановлении документов |
|
|
|
... |
|
|
|
Социально-педагогические мероприятия
Основные мероприятия по реабилитации |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Текущие замечания о ходе выполнения мероприятий |
Предоставление бесплатных путевок в загородные оздоровительные лагеря |
|
|
|
Вовлечение в клубы, секции, кружки |
|
|
|
Направление на учебу |
|
|
|
... |
|
|
|
Социально-медицинские мероприятия
Основные мероприятия по реабилитации |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Текущие замечания о ходе выполнения мероприятий |
Организация медицинского обследования |
|
|
|
... |
|
|
|
Социально-психологические мероприятия
Основные мероприятия по реабилитации |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Текущие замечания о ходе выполнения мероприятий |
Снятие стрессового состояния ребенка |
|
|
|
Проведение мероприятий по повышению психологической культуры родителей |
|
|
|
... |
|
|
|
Основание разработки плана реабилитации ___________ от __________________
Утверждено на заседании МСРК N ________ от ______________________________
С содержанием индивидуального плана мероприятий
Согласен ________________________________________________________________
(подпись несовершеннолетнего, дата)
Согласен ________________________________________________________________
(подпись родителей/законных представителей)
Подпись руководителя МСРК _____________________________
Члены МСРК
Снятие с социального патронирования (указать дату и основания)
_________________________________________________________________________
Заключение о результатах реализации ИПР
Оказанная помощь: _______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
достигнута полная реабилитация
восстановление частичное
положительные результаты отсутствуют
Подпись руководителя МСРК _____________________________
Члены МСРК
Приложение 5
Примерная форма
ежемесячного отчета о работе Муниципального социально-реабилитационного консилиума ______________ района
1. Проведено заседаний (всего) ____:
2. Число семей и несовершеннолетних, дела которых рассмотрены на комиссии (всего) ______:
Из них (семьи учитываются по всем категориям):
- Многодетные (семей/детей).
- Матери-одиночки (семей/детей).
- Неполные (семей/детей).
- Семьи, где родители или члены семьи инвалиды (семей/детей).
- Семьи, имеющие детей-инвалидов (семей/детей).
- Семьи, прибывшие на постоянное место жительство в город (район) в результате сделок с недвижимостью (семей/детей).
- Семьи, имеющие детей под опекой или попечительством (семей/детей).
детей:
- учащихся школ _______;
- учащихся ПУ _______;
- учащихся других учебных заведений _______;
- работающих ________;
- не работающих и не учащихся ______;
3. Составлено индивидуальных планов работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (всего):
4. Организация реабилитационных мероприятий (по состоянию на конец отчетного месяца):
на срочном патронаже ____ семей в них _____ детей
на обычном патронаже ____ семей в них _____ детей
на контрольном патронаже ____ семей в них ____ детей.
5. Оказанная помощь:
возвращено в учебные заведения _____
трудоустроено _____ детей, в т.ч. временно ___, постоянно ____
____ родителей, т.ч. временно ____, постоянно ____
организован отдых в каникулярное время _____
вовлечены в занятия секций, кружков, клубов _______
оказана материальная помощь ____
восстановлены документы _____
организовано медицинское обследование ____ детей, ___ родителей
организовано лечение ____ детей, ___ родителей
другое ______________
6. Снято с учета
с положительными результатами
____ семей, находящихся в социально опасном положении, в них ___ детей
без достижения результатов
____ семей, находящихся в социально опасном положении, в них ___ детей
Приложение 6
/---------------------------------------------------\
| Организационные основы муниципальной |
|межведомственной системы социального патронирования|
| семей и детей, находящихся в социально опасной |
| ситуации |
\---------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------\
| Координирующая структура (Комиссии по делам |
| несовершеннолетних и защите их прав) |
\---------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------\
|Совокупность органов и подведомственных учреждений,|
| работающих с семьей и детьми |
\---------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------\
| Технология межведомственного взаимодействия |
\---------------------------------------------------/
/---------------------------+-------------------------\
/-------------------\ /------------------------\ /-----------------\
| Единая | | Единый рабочий орган | | Единое |
|нормативно-законо- | | (муниципальный | | информационное |
| дательная база | |социально-реабилитацион-| | пространство |
\-------------------/ | ный консилиум) | \-----------------/
/------------------\ \------------------------/ /-----------------\
| Единая рабочая | | | Единая система |
| документация, | | | планирования и |
| обеспечивающая |----------------------------| контроля |
| межведомственную | |межведомственной |
|преемственность в | |реабилитационной |
| работе с семьей | | деятельности |
\------------------/ \-----------------/
--------------------------------------------------
/----------------------------------\
| Единые целевые группы |
\----------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РТ от 10 января 2008 г. N 68/8 "О направлении Положения о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении"
Текст письма официально опубликован не был