Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 29 августа 2008 г. N 3-33/08
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре К-ой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 февраля 2008 года N 89 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, и заразные кожные болезни",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 февраля 2008 года N 89 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, и заразные кожные болезни" (далее - Постановление).
В обоснование заявления указал, что оспариваемым постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан установлена необходимость прохождения медицинских осмотров для определенных категорий работников организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности, чем превысил установленные федеральным законодательством пределы компетенции, поскольку в соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан такой перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 оспариваемого постановления предписывается министерству здравоохранения Республики Татарстан обеспечить проведение медицинских осмотров, как за счет средств работодателя, так и (или) за счет личных средств граждан, что, по мнению прокурора, является нарушением статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым медицинские осмотры осуществляются только за счет средств работодателя.
Пункт 2 постановления, предписывающий Министерству здравоохранения Республики Татарстан обеспечить проведение медицинских осмотров (обследований) на базе специализированных кожно-венерических и структурных подразделений, а при отсутствии таковых - в иных организациях также противоречит федеральному законодательству, в частности Положению о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденному Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии", согласно которому предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнил требования и просил признать недействующими пункт 1, пункт 2 в части слов "а при отсутствии таковых", "и (или) личных средств граждан" постановления.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласилась.
Выслушав пояснения сторон, специалистов министерства здравоохранения Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2008 N 89 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, и заразные кожные болезни" установлен Временный порядок предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников организаций, предприятий учреждений всех форм собственности на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, и заразные кожные болезни.
По мнению прокурора, указанное положение постановления противоречит федеральному законодательству, поскольку названный вопрос урегулирован на федеральном уровне.
Однако с таким выводом заявителя суд согласиться не может.
Координация вопросов социальной защиты, согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся# в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (далее - Основы) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 1 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1
Необходимость прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний закреплена в части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в статье 21 Основ. Перечень указанных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, в соответствии с указанной статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров" утвержден Перечень работ, при выполнении которых производятся предварительные и периодические осмотры (обследования). В пунктах 18-31 Перечня регулируются вопросы, связанные с проведением осмотров на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем и заразные кожные болезни, проводимые во исполнение части 2 статьи 213 ТК РФ.
Анализ указанного Перечня и списка (наименования) категорий работников, содержащийся во Временном порядке предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников организаций, предприятий учреждений всех форм собственности на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, и заразные кожные болезни, утвержденного оспариваемым постановлением, показывает, что они по своему содержанию совпадают. Представителем прокурора Республики Татарстан данное обстоятельство не оспаривается.
Как разъяснено в пункте 18 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, а также, принимая во внимание нахождение данного вопроса в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что пункт 1 постановления не противоречит федеральному законодательству.
Довод прокурора со ссылкой на пункт 2 статьи 34 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", о том, что решениями органов власти могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников только в отношении отдельных организаций (цехов, лабораторий и иных структурных подразделений), не может быть принят судом, поскольку данная норма не регулирует вопросы медицинских осмотров (обследований) на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем и заразные кожные болезни.
Согласно пункту 2 постановления Министерству здравоохранения Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством, постановлено обеспечить проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности согласно приложению на базе специализированных кожно-венерических учреждений и структурных подразделений, а при отсутствии таковых - в иных медицинских организациях.
По мнению прокурора, пункт 2 постановления в части слов "а при отсутствии таковых" противоречит абзацу 3 пункта 1.1 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических осмотров работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 года N 90, а также пункту 5 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83.
Между тем, данная позиция заявителя основана на неправильном толковании федерального законодательства.
Как указывалось выше, статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает два вида медицинских осмотров: 1 - с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и 2 - в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 года N 90 и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 регулируют отношения по определению пригодности работников поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ) и, следовательно, не охватывают правоотношения, связанные с проведением осмотров на инфекции, передающиеся преимущественно половым путем и заразные кожные болезни, проводимых во исполнение части 2 статьи 213 ТК РФ.
В этом случае необходимо также учитывать, что согласно статье 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предварительные и периодические медицинские осмотры отнесены к санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, проводимым с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5 ст. 34 Закона).
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Основ организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых, утверждается Правительством Российской Федерации) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 медицинские осмотры (предварительные, периодические) отнесены к специализированной медицинской помощи, и, следовательно, могут проводиться только специализированными лечебно-профилактическими учреждениями.
Таким образом, пункт 2 постановления в оспариваемой его части (слова: "а при отсутствии таковых") не устанавливает каких-либо ограничений, за исключением тех, которые установлены федеральным законодательством.
С учетом изложенного суд считает, что пункт 2 постановления в части слов "а при отсутствии таковых" не противоречит федеральному законодательству.
Согласно этому же пункту на министерство возложена обязанность обеспечить медицинские осмотры за счет средств работодателя и (или) личных средств граждан.
Однако, обязанность оплачивать за счет собственных средств прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров при поступлении на работу)# абзацем 11 части 2 статьи 212 и части 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на работодателя.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что пункт 2 постановления в части слов "и (или) личных средств граждан" противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 в части слов "и (или) личных средств граждан", в остальной части требований прокурора отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 в части слов "и (или) личных средств граждан".
В остальной части требований отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано недействующим со дня вступления решения в законную силу требование о проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) определенных категорий работников организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности на базе специализированных кожно-венерических учреждений и структурных подразделений, а при отсутствии таковых - в иных медицинских организациях за счет личных средств граждан как противоречащее федеральному законодательству.
Решение вступило в законную силу 9 сентября 2008 г.
Решение Верховного Суда РТ от 29 августа 2008 г. N 3-33/08
Настоящее решение вступило в законную силу 9 сентября 2008 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 4 октября 2008 г. N 200, Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 8 октября 2008 г. N 38