Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 января 2008 г. N 3-2/08 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2008 г. N 11-Г08-6 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре С-не
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими абзацев 10, 11 и 12 Перечня поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2006 N 211 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзацев 10, 11 и 12 Перечня поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (далее - Перечень), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2006 N 211 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
В обоснование требования заявитель указал, что в приложении к Положению о порядке определения размеров арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, утвержденному указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, установлен перечень поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка для определения размера годовой арендной платы за земельные участки. Абзацами 10, 11 и 12 Перечня для объектов розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью) в зависимости от места их расположения и строительных характеристик установлены различные поправочные коэффициенты. Так, для встроенно-пристроенных магазинов, павильонов с торговой площадью установлен коэффициент - 5, а для отдельно стоящих магазинов, павильонов с торговой площадью - 7,5.
По мнению прокурора Республики Татарстан установление подобных дифференцированных поправочных коэффициентов в зависимости от указанных факторов, для хозяйствующих субъектов осуществляющих один и тот же вид деятельности - розничная торговля, и работающих на рынке одного и того же товара, противоречит требованиям антимонопольного законодательства. В Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержаться# требования, запрещающие органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласилась, пояснив, что оспариваемые коэффициенты - 5 и 7,5 не нарушают чьих-либо прав и установлены в полном соответствии с требованиями федерального законодательства о защите конкуренции. При установлении незначительно различающихся коэффициентов учитывались градостроительные особенности, а также некоторые условия торговли в объектах розничной торговли в зависимости от места их расположения на земельных участках.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворения# иска отказать по следующим основаниям.
27 апреля 2005 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 211 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю". Указанным постановлением изменена редакция Положения о порядке определения размеров арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление КМ РТ от 27 апреля 2006 года N 211
Согласно пункту 1.5 раздела 1 Положения арендная плата начисляется с применением поправочного коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка.
В приложении к Положению установлен перечень поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка. Под объекты розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью) встроенно-пристроенные установлен поправочный коэффициент 5, а под те же объекты отдельно стоящие - 7,5.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из Положения Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с указанными нормами федеральных законов установил порядок определения величины арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые в настоящее время не разграничена.
В разделе 2 Положения приведена формула расчета размера годовой арендной платы за пользование земельными участками: , где А - размер годовой арендной платы, Рс - размер ставки земельного налога, Кф - повышающий коэффициент к ставкам земельного налога, устанавливаемый Кабинетом Министров Республики Татарстан, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка.
В оспариваемой части приложения, как указывалось выше, в рамках одного вида разрешенного использования земельного участка Кабинет Министров Республики Татарстан установил два коэффициента, учитывающие градостроительные особенности объектов розничной торговли, чем реализовал свое право дифференцировать размеры арендных платежей за землю. Положение и приложение к нему устанавливает дифференциацию арендной платы в зависимости от вида использования земель и категорий арендаторов путем применения, в том числе, и оспариваемых поправочных коэффициентов. Каких-либо критериев или ограничений для определения поправочных коэффициентов в рамках одного вида разрешенного использования земельного участка действующим законодательством не установлено, как не установлены и пределы этих коэффициентов.
По мнению заявителя, установление различных поправочных коэффициентов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих один и тот же вид деятельности и работающих на рынке одного и того же товара, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Однако с таким утверждением прокурора Республики Татарстан суд согласиться не может.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Как видно из оспариваемых абзацев Приложения повышающие коэффициенты не устанавливают каких-либо ограничений в реализации товаров, не препятствуют хозяйствующим субъектам к доступу на товарный рынок и, по своей сути, не могут устранять конкуренцию в данном виде деятельности.
Более того, коэффициенты действуют в рамках определения величины арендной платы за землю, т.е. Положение и сам Перечень поправочных коэффициентов регулируют вопросы аренды земли, а не отношения, возникающие в сфере реализации товаров (торговли).
По этим же основаниям не может быть принят судом довод представителя прокурора Республики Татарстан о создании Кабинетом Министров Республики Татарстан дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
В данном случае является достаточно убедительным довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что установленные различные поправочные коэффициенты под объекты розничной торговли, напротив, создают относительно равные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих одну и ту же деятельность - розничную торговлю, поскольку отдельно стоящие магазины, павильоны имеют, и это ни кем не оспаривается, лучшие условиях# (подъездные пути, техническое обслуживание и т.д.).
К тому же, действие оспариваемых коэффициентов, по мнению суда, не ограничивает хозяйствующие субъекты (арендаторов) в выборе объектов розничной торговли с учетом их конструктивных особенностей.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что абзацы 10, 11 и 12 Приложения не противоречат федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании недействующими абзацев 10, 11 и 12 Перечня поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2006 N 211 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судом отказано в признании недействующими поправочных коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2006 N 211 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю".
Повышающие коэффициенты не устанавливают каких-либо ограничений в реализации товаров, не препятствуют хозяйствующим субъектам к доступу на товарный рынок и, по своей сути, не могут устранять конкуренцию в данном виде деятельности.
Более того, коэффициенты действуют в рамках определения величины арендной платы за землю, т.е. Перечень поправочных коэффициентов регулирует вопросы аренды земли, а не отношения, возникающие в сфере реализации товаров (торговли).
По этим же основаниям не может быть принят судом довод представителя прокурора Республики Татарстан о создании Кабинетом Министров Республики Татарстан дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов. Установленные различные поправочные коэффициенты под объекты розничной торговли, напротив, создают относительно равные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих одну и ту же деятельность - розничную торговлю, поскольку отдельно стоящие магазины, павильоны имеют, и это ни кем не оспаривается, лучшие условия (подъездные пути, техническое обслуживание и т.д.).
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2008 г. N 11-Г08-6 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения
Решение Верховного Суда РТ от 9 января 2008 г. N 3-2/08 г.
Настоящее решение вступило в законную силу 2 апреля 2008 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2008 г. N 11-Г08-6 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационное представление Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения