Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 мая 2008 г. N 3-30/08
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
при секретаре Н-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан",
установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 2, 4, 5, 8 пункта 3.3.7; абзаца 5 пункта 3.3.9 в части полномочий Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на осуществление контроля за загрязнением почв пестицидами и агрохимикатами, абзацев 14, 21, 22, 23 в части исключения из права Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за счет субвенций из федерального бюджета полномочий на охрану и регулирование использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, подпадающих под действие международных договоров, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении, устанавливающие право Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на выдачу распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; абзацы 17, 18, 19 пункта 3.3.11 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Положение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду абзацы 14, 21, 22, 23 пункта 3.3.11 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов РТ
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан дополнила требования и просила также признать недействующими абзацы 12 и 27 пункта 3.3.11 Положения.
В обоснование требований прокурор указал, что в соответствии с абзацем 5 пункта 3.3.7 Положения в области нормирования воздействия на окружающую среду Министерство экологии и природных ресурсов (далее - Министерство) устанавливает лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду в соответствии со своей компетенцией.
В то же время согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. Во исполнение данной нормы постановлением Правительством# Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно пункту 4 Правил утверждение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, к исключительной компетенции федеральных органов относится утверждение нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
В целях реализации статей 12 и 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Правительством Российской Федерации утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов (постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183). Пунктами 4-7 данного Порядка определены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В частности, вопросы утверждения порядка и методов определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, порядок выдачи разрешений на указанные выбросы отнесены к полномочиям указанного федерального органа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183)
По аналогичным основаниям противоречат вышеуказанным федеральным нормативным правовым актам абзацы 2, 4, 8 п. 3.3.7 Положения, принятые Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением полномочий.
Абзац 5 пункта 3.3.9 в части полномочий Министерства на осуществление контроля за загрязнением почв пестицидами и агрохимикатами противоречит статье 15 Федерального закона от 19.07.1997 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", которой установлено, что государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Положения абзацев 14, 21, 22, 23 в части исключения из права Министерства за счет субвенций из федерального бюджета полномочий на охрану и регулирование использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, подпадающих под действие международных договоров, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении и установления права Министерству выдавать распорядительные лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также абзацы 17, 18, 19 пункта 3.3.11 Положения противоречат статье 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", регулирующей вопросы полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, абзац 12 пункта 3.3.7 Положения, закрепляющий полномочие Министерства осуществлять ведение реестра рыбнопромысловых участков для прибрежного рыболовства противоречит статьи 20# Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 12 пункта 3.3.11 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов РТ
Согласно абзацу 27 пункта 3.3.11 Министерство выдает (ануллирует#) разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, что, по мнению прокурора, противоречит статье 5 Закона Российской Федерации от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан требования в части признания недействующими абзацев 2, 4, 5 пункта 3.3.7, абзаца 5 пункта 3.3.9 не признал, в остальной части с требованиями согласился.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" утверждено Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Абзац 2 пункта 3.3.7 Положения устанавливает полномочие Министерства по организации и осуществлению на территории Республики Татарстан нормирования выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установлению лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, а также по установлению порядка выполнения работ по нормированию воздействия на окружающую среду для объектов хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Суд не может согласиться с позицией прокурора о противоречии данной нормы федеральному законодательству.
Так, в соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 г. N 545 руководство работой по нормированию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, определению лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователям, не подлежащим федеральному экологическому контролю, определено пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", абзацем 3 пункта 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 183 (в редакции постановления Правительства РФ от 14.04.2007 г. N 229), полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выдаче лимитов на размещение отходов установлено пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, законодательством Российской Федерации установлено обязательное участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в работах по нормированию воздействия на окружающую среду, связанных с установлением лимитов временно согласованных выбросов и сбросов в окружающую среду. Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Механизм участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установлении лимитов временно согласованных выбросов отражен в абзацах 2-4 пункта 7 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", согласно которому, при установлении юридическим лицам временно согласованных выбросов территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
определяют возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
представляют их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, абзац 2 пункта 3.3.7 Положения не противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу абзаца 3 пункта 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Следовательно, абзац 4 пункта 3.3.7, закрепляющий за Министерством полномочие по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (лимитов временно согласованных выбросов) и выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов и не имеющих объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю не противоречит федеральному законодательству.
Нет оснований полагать и о противоречии федеральному законодательству абзаца 5 пункта 3.3.7 Положения.
Министерство, согласно данному абзацу, устанавливает лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду в соответствии со своей компетенцией, что, по мнению суда, в полной мере согласуется с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которого лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Ссылка прокурора Республики Татарстан на пункт 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" суд считает необоснованной, поскольку утверждение территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, само по себе не исключает закрепленное указанным Законом полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией устанавливать лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду.
Согласно абзацу 8 пункта 3.3.7 Положения Министерство устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов (лимиты временно согласованных сбросов) и выдает в пределах своей компетенции разрешения водопользователям на сбросы сточных вод.
Однако, Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 года изменена существующая ранее система нормирования сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, в связи с чем, оспариваемое положение вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Полномочия по разработке указанных нормативов, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", возложено на Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, пункт 8 Положения противоречит федеральному законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 8 пункта 3.3.7 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов РТ
Заявитель утверждает, что абзац 5 пункта 3.3.9 Положения, в части наделения Министерства полномочием по осуществлению контроля за загрязнением пестицидами и агрохимикатами противоречит федеральному законодательству. При этом прокурор ссылается на статью 15 Федерального закона от 19.07.1997 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", которой установлено, что государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Однако заявителем не учтено, что оспариваемое положение не регулирует данные вопросы, т.е. вопросы безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Министерство, в соответствии с данной нормой, осуществляет государственный контроль в области использования и охраны земель, в части выявления и пресечения фактов самовольного снятия, перемещения и или уничтожения плодородного слоя почвы, загрязнения почв пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Закрепленное абзацем 5 пункта 3.3.9 Положения полномочие, вытекает и из статей 8.6, 23.29 КоАП РФ, статей 10, 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том что, абзац 5 пункта 3.3.9 Положения не противоречит федеральному законодательству.
Положения абзацев 14, 21, 22, 23 в части исключения из права Министерства за счет субвенций из федерального бюджета полномочий на охрану и регулирования использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, подпадающих под действие международных договоров, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении и установления права Министерству выдавать распорядительные лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также абзацы 17, 18, 19 пункта 3.3.11 Положения противоречат статье 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", регулирующей вопросы полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 12 пункта 3.3.11 Положения Министерство в области охраны и использования объектов животного мира осуществляет ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства.
Между тем, Кабинетом Министров Республики Татарстан при принятии постановления не учтено положение статьи 20 Закона Российской Федерации от 20.12.2004 N 116-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в соответствии с которой прибрежное рыболовство допускается осуществлять во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Суд полагает, что при отсутствии в Республике Татарстан указанных территорий, Кабинет Министров Республике Татарстане# не вправе был регулировать вопросы реестра участков для прибрежного рыболовства, в связи с чем, суд приходит к выводу о противоречии абзаца 12 пункта 3.3.11 федеральному законодательству.
Абзац 27 пункта 3.3.11 наделяет Министерство полномочием выдавать (аннулировать) разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.
Однако данное положение противоречит статьей 5# Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", в частности абзацу 11, согласно которому к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относится предоставление распорядительных лицензий на использование объектов животного мира.
Следовательно, Кабинет Министров Республики, утверждая данное положение, вышел за пределы своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующими абзац 8 пункта 3.3.7, абзацы 14, 21, 22, 23 в части исключения из права Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за счет субвенций из федерального бюджета полномочий на охрану и регулирование использования объектов животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации, подпадающих под действие международных договоров, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении и установления права Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выдавать распорядительные лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, абзацы 12, 17, 18, 19, 27 пункта 3.3.11 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Признать недействующими абзац 8 пункта 3.3.7, абзацы 14, 21, 22, 23 в части исключения из права Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за счет субвенций из федерального бюджета полномочий на охрану и регулирование использования объектов животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации, подпадающих под действие международных договоров, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении и установления права Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выдавать распорядительные лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, абзацы 12, 17, 18, 19 и 27 пункта 3.3.11 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признаны недействующими отдельные нормы положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Так, полномочия Министерства по установлению сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; осуществлению ведения реестра рыбнопромысловых участков для прибрежного рыболовства и выдаче (аннулировании) разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
В свою очередь, в соответствии с федеральным законодательством, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обладает полномочиями по охране и регулированию использования объектов животного мира, внесенных в Красную книгу Российской Федерации, подпадающих под действие международных договоров, отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении, в том числе, вправе выдавать распорядительные лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Решение Верховного Суда РТ от 26 мая 2008 г. N 3-30/08
Решение вступило в законную силу 6 июня 2008 г.
Текст решения официально опубликован не был