Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 24 июня 2008 г. N 3-27/08
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
при секретаре Н-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими отдельных положений Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 декабря 2003 года N 2459 "Об утверждении Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан",
установил:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 декабря 2003 года N 2459 "Об утверждении Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан" (далее - Порядок).
В обоснование требований указал, что уточненные границы горного отвода, согласно пункту 4.5 раздела 4 Порядка, определяются после разработки, утверждения и согласования в порядке, установленном действующим законодательством, технического проекта, а также получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Однако, технический проект в соответствии с действующим законодательством (ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе") не является объектом государственной экологической экспертизы.
Не соответствует требованиям федерального законодательства и раздел 5, а также абзац 3 пункта 8.1 раздела 8 Порядка, согласно которым предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, после утверждения технического проекта работ по недропользованию.
Данные положения, по мнению прокурора, противоречат статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" (в ред. от 26.06.2007 г.). Так, предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. При этом, согласно указанному Федеральному закону, согласование органа управления земельными ресурсами не требуется.
В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора уточнил требования и просил, признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 4.5 раздела 4 в части слов "а также получения на него положительного заключения экологической экспертизы", раздел 5 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо", абзац 4 раздела 8 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо" Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 января 2003 года N 2459.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду постановление ГС РТ от 15 декабря 2003 г. N 2459
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с требованиями согласился.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство о недрах находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Государственным Советом Республики Татарстан 15 января 2003 года принято постановление N 2459, которым утвержден Порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан.
Согласно пункту 4.5 раздела 4 Порядка уточненные границы горного отвода определяются после разработки, утверждения и согласования в порядке, установленном действующим законодательством, технического проекта, а также получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Однако, в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" изложена в новой редакции, в частности, проектная и иная документация исключена из объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе регионального уровня, часть 2 статьи 35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которой, выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществлялся при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, признана утратившей силу.
Кроме того, принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, также исключен из статьи 3 указанного Закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
При строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно пункта 1 статьи 37 Закона, эти мероприятия должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, технический проект в соответствии с действующим законодательством не является объектом государственной экологической экспертизы, следовательно, пункт 4.5 раздела 4 в части слов "а также получения на него положительного заключения экологической экспертизы" Порядка противоречит федеральному законодательству.
Противоречат федеральному законодательству и раздел 5 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо", абзац 4 раздела 8 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо" Порядка.
Согласно названным положениям предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, после утверждения технического проекта работ по недропользованию.
Между тем, в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. При этом, согласно указанному федеральному закону, согласование органа управления земельными ресурсами не требуется.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 4.5 раздела 4 в части слов "а также получения на него положительного заключения экологической экспертизы", раздел 5 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо", абзац 4 раздела 8 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо" Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 января 2003 года N 2459 "Об утверждении Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 4.5 раздела 4 в части слов "а также получения на него положительного заключения экологической экспертизы", раздел 5 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо", абзац 4 раздела 8 в части слов "органа управления земельными ресурсами Республики Татарстан либо" Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 января 2003 года N 2459 "Об утверждении Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в изданиях "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан" и "Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с противоречием федеральному законодательству, признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу отдельные положения Порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 15 января 2003 года N 2459. Данные положения устанавливали зависимость права на получение участков недр от результатов экологической экспертизы, а также устанавливали обязанность согласования предоставления земельных участков с органом управления земельными ресурсами Татарстана. В соответствии с федеральным законодательством, предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.
Решение Верховного Суда РТ от 24 июня 2008 г. N 3-27/08
Настоящее решение вступило в законную силу 7 июля 2008 г.
Сообщение о решении опубликовано в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, август 2008 г. N 8 (IV часть)