Кассационное определение СК по гражданским делам
Верховного Суда Республики Татарстан
от 28 июля 2008 г. N 5439
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи К.
судей Г., Г.
с участием прокурора Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Г. гражданское дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 27 мая 2008 г., которым постановлено:
Заявление удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления Исполняющего обязанности Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 4732 от 28.12.2007 г. "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом в г. Казани".
По вступлении решения суда в законную силу направить копию решения в газеты "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, представителя Муниципального учреждения "Комитет по транспорту и связи Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Х., полагавшей необходимым кассационную жалобу отклонить, судебная коллегия установила:
Прокурор г. Казани обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании недействующим постановления Исполняющего обязанности Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 4732 от 28.12.2007 г. "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом в г. Казани".
В обоснование иска указано, что ИО Руководителя ИК МО г. Казани 28.12.2007 издано постановление N 4732 "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом г. Казани", которым утверждены предельно допустимые тарифы на перевозки пассажиров городским электрическим и автомобильным транспортом. Постановление размещено на официальном сайте г. Казани - www.kzn.ru. Данное постановление противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. "ж", "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, основы ценовой политики и гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В силу пункта 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно пункту 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Таким образом, государственное регулирование цен может быть установлено только федеральным законодателем в определенных случаях. Федерального закона по вопросам ценовой политики до настоящего времени не принято, регулирование в указанной области осуществлено Президентом и Правительством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и предписано осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий.
Правительству РФ предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1), и осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), (пункт 2 Указа). Таким образом, названный нормативный правовой акт устанавливает право государственного регулирования цен лишь перечисленным в Указе органам и лицам, ссылок на возможность передачи данных полномочий другим органам и лицам в нем не содержится.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) и надбавки в том числе, на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 1 Постановления утвержден перечень услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором значатся перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, кроме железнодорожного транспорта.
Таким образом, установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа может регулироваться только органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Республике Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан, распоряжением которого от 28.12.2005 N 2195-р утверждены предельно допустимые тарифы на перевозки пассажиров и багажа городским транспортом общего пользования в РТ.
Издав постановление N 4732 "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом г. Казани" от 28.12.2007, которым утверждены тарифы, выше предельных, установленных компетентным органом, Руководитель Исполкома МО г. Казани вышел за пределы представленных ему полномочий.
Прокурор г. Казани просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление исполняющего обязанности Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани 28.12.2007 N 4732 "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом г. Казани".
Представитель ответчика ИК МО г. Казани П. иск не признал, изложив свою позицию в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Т. с иском не согласился, представив письменный отзыв.
Представители третьего лица МУ "Комитет по транспорту и связи ИК МО г. Казани" Д. и А. с иском не согласились, представив письменный отзыв.
Суд заявление удовлетворил.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани просит решение суда отменить, указывая, что оспариваемое постановление было опубликовано в средствах массовой информации.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Как видно из дела, постановлением исполняющего обязанности Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани 28.12.2007 N 4732 "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом г. Казани" были утверждены тарифы на перевозки пассажиров городским электрическим и автомобильным транспортом:
Вид транспорта |
Стоимость билета (руб.) |
Метрополитен, трамвай, троллейбус |
10-00 |
Провоз одного места багажа в метро, трамвае, троллейбусе |
10-00 |
Автобус |
15-00 |
Провоз одного места багажа в автобусе |
15-00 |
Оспариваемый правовой акт был опубликован на официальном сайте г. Казани - www.kzn.ru. В газетах опубликован не был.
Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 63 Устава г. Казани Решения Городской Думы, постановления и распоряжения Мэра города Казани, Руководителя Исполнительного комитета, правовые акты иных должностных лиц местного самоуправления вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самими актами.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления города Казани, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории города Казани. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным.
При опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта должны быть указаны дата выхода печатного средства массовой информации либо сведения о дате обнародования соответствующего акта, которые должны соответствовать дате начала рассылки (раздачи) акта или его размещения на информационном стенде.
Оспариваемое постановление подлежало опубликованию в установленном порядке, поскольку затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг.
Не опубликование оспариваемого постановления нарушает положения ст. 15 Конституции РФ, а также ст. 63 Устава г. Казани.
Оспариваемое постановление по своей природе устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, однако в виду не опубликования носит ненормативный характер.
Кроме того, оспариваемое постановление противоречит федеральным и республиканским нормативно-правовым актам.
Постановлением Правительства РФ N 239 от 07.03.1995 г. установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Данным постановлением утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В данный перечень входят, в том числе: Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Во исполнение данного Постановления Кабинетом Министров РТ было принято распоряжение N 2195-р от 28.12.2005 г., которым утверждены прилагаемые предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа городским транспортом общего пользования
N п/п |
Вид транспорта |
Стоимость разовой поездки (в рублях) |
1. |
Автобус особо малого класса |
10,0 |
2. |
Автобус малого и среднего класса |
10,0 |
3. |
Автобус большого и особо большого класса, трамвай, троллейбус |
7,0 |
4. |
Провоз одного места багажа |
7,0 |
Установлено, что тарифы на перевозки пассажиров и багажа городским транспортом общего пользования утверждаются исполнительными органами муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан исходя из возможностей местного бюджета и экономического состояния предприятии автомобильного и городского транспорта, но не выше предельных тарифов, утвержденных настоящим распоряжением.
Данные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что ИО Руководителя ИК МО г. Казани, принимая оспариваемое постановление, вышел за рамки возложенных на него полномочий.
Согласно ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" К вопросам местного значения городского округа относятся: 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Данной нормой Руководитель ИК МО г. Казани или другой орган городского округа не наделяются правами по утверждению тарифов на пассажирские перевозки.
Не состоятельна ссылка ответчика и третьих лиц на ст. 18 Закона РТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории РТ", как обоснование законности принятого постановления, поскольку данная норма республиканского закона, в совокупности с приведенным выше постановлением Правительства РФ 3239 от 07.03.1995 г. и Указом Президента РФ от 28.02.1995 г. не наделяет исполнительные органы муниципальных районов и городских округов полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским транспортом общего пользования иным, чем установлено распоряжением Кабинета Министров РТ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора.
Доводы кассационной жалобы Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, что оспариваемое постановление было опубликовано в средствах массовой информации, являются несостоятельными, поскольку таких доказательств суду представлено не было. Две газеты, предложенные ответчиком суду кассационной инстанции на обозрение, данный факт не подтверждают, поскольку из газет усматривается, что в них была изложена по этому вопросу только информационная справка, которая официальным опубликованием нормативного акта признана быть не может.
Другие доводы жалобы Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 27 мая 2008 г. по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 27 мая 2008 г., признавшее недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Исполняющего обязанности Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 4732 от 28 декабря 2007 г. "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом в г. Казани", оставлено без изменения, а кассационная жалоба Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - без удовлетворения.
Основаниями для признания спорного постановления недействующим явилось его противоречие федеральному и республиканскому законодательству. В соответствии с законодательством, полномочиями на установление тарифов в сфере транспорта обладают органы власти Республики Татарстан и, принимая спорное постановление, Исполком вышел за пределы своей компетенции. Кроме того, постановление не было официально опубликовано.
В настоящее время постановлением Правления Комитета РТ по тарифам от 29 июля 2008 г. N 7-2/т утверждены предельные тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа городским транспортом общего пользования в г. Казани. На основании данного постановления, Руководителем Исполкома муниципального образования города Казани установлены тарифы на перевозки пассажиров городским электрическим и автомобильным транспортом.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РТ от 28 июля 2008 г. N 5439
Текст определения официально опубликован не был