Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городского Совета
от 19 ноября 2008 г. N 35/4
Стратегия
социально-экономического развития города Набережные Челны до 2015 года
Предисловие
Стратегический план развития города Набережные Челны ориентирован на наиболее важные социальные и экономические аспекты развития города, на те отрасли и сферы жизни, которые наиболее значимы для его существования и могут дать сильный импульс его качественному росту.
Стратегический план разработан в многостороннем диалоге бизнеса, власти и общества. Исследованы оценки и мнения жителей, руководителей предприятий и банков, депутатов, бизнес ассоциаций, специалистов высших учебных заведений, представителей администрации города. Это позволило сформировать основные стратегические направления развития городской среды. Социологический опрос населения Набережных Челнов выявил приоритеты развития жилищно-коммунальной сферы города, социальной, образовательной и молодежной политики. Оценка динамики параметров качества жизни населения определила скорость и эффективность проведения реформ, инициируемых руководством города и республики. Анализ тенденций социально-экономического развития выявил конкурентные преимущества города, открывающие возможность реализации кластерной модели развития экономики. Проведенный SWOT анализ позволил определить базовые направления развития города. Это динамичное развитие автомобильного и строительного кластеров, пищевой промышленности, развитие финансового рынка, позиционирование Набережных Челнов как открытого города для иностранных и отечественных инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, культурной столицы Закамья.
1. Миссия и главная цель развития Набережных Челнов
1.1. Миссия города Набережные Челны
Разработка миссии Набережных Челнов осуществлялась в рамках работы группы депутатов, осуществляющих контроль за формированием стратегии развития города Набережные Челны. Миссия была сформулирована следующим образом:
"Обеспечение динамичного устойчивого развития города Набережные Челны в условиях растущей конкуренции с многопрофильной самоорганизующейся экономикой на основе инвестиционной, инновационной привлекательности, с высокими уровнем жизни населения, научно-производственным потенциалом, уровнем культуры".
Все положения миссии в целом направлены на образ города как процветающего, уютного и равных возможностей, т.е. выражают единство развитых общественных институтов, динамичной, эффективной экономики, а также чистой, комфортной среды обитания жителей.
Важным является создание благоприятной инвестиционной среды, способствующей росту деловой активности субъектов городской экономики, внедрению инноваций во всех сферах экономической деятельности и достижения динамичных темпов роста показателей качества жизни населения посредством мобилизации имеющихся ресурсов.
1.2. Стратегическая цель - постоянное повышение качества жизни населения города Набережные Челны
Главная цель развития города Набережные Челны - постоянное повышение качества жизни. Целевые значения показателей качества жизни населения рассматриваются применительно к основным секторам и отраслям социальной сферы: занятость населения; здоровье населения и здравоохранение; социальная защита; образование; культура и искусство; молодежная политика; физкультура и спорт; общественная безопасность; городской пассажирский транспорт и приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Целевые показатели качества жизни населения Набережных Челнов
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
2007 г. |
Целевой ориентир 2015 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Демографическая ситуация | ||||
1.1. |
Коэффициент рождаемости |
|
11,3 |
Не менее 12,0 |
1.2. |
Ожидаемая продолжительность жизни (мужчины) |
лет |
65,2 |
Не менее 69,00 |
1.3. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (женщины) |
лет |
75,69 |
Не менее 77,00 |
1.4. |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения |
|
3,0 |
Не менее 3,1 |
2. Занятость, доходы и расходы населения | ||||
2.1. |
Уровень регистрируемой безработицы |
% от экономически активного населения |
1,27 |
Не более 1,00 |
2.2. |
Валовый территориальный продукт Набережных Челнов на душу населения |
тыс.руб./чел. год |
153,8 |
Не менее 424,6 |
2.3. |
Месячный среднедушевой доход |
руб. |
11792,2 |
Не менее 32039 |
3. Обеспеченность населения жильем | ||||
3.1. |
Средняя обеспеченность одного жителя Набережных Челнов общей площадью жилья |
кв.м на одного жителя |
18,5 |
24,3 |
4. Здоровье и здравоохранение | ||||
4.1. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
70,44 |
Не менее 75,40 |
4.2. |
Общая заболеваемость |
количество случаев в год/1000 чел. |
1696,1 |
Не более 1700 |
4.3. |
Младенческая смертность |
число детей, умерших в возрасте до 1 года/1000 родившихся |
4,9 |
Не более 4,50 |
4.4. |
Обеспеченность населения больничными койками |
на 10000 человек |
70,7 |
Не менее 66,4 |
5. Образование | ||||
5.1. |
Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях |
% к численности детей дошкольного возраста |
60,8 |
Не менее 90,00 |
5.2. |
Численность студентов в вузах |
тыс. чел. |
30,8 |
Не менее 33,9 |
6. Состояние преступности | ||||
6.1. |
Количество преступлений |
количество в год/10000 чел. |
3038,10 |
Не более 1500,00 |
7. Городская среда | ||||
7.1. |
Выбросы вредных веществ в атмосферу |
кг на одного жителя |
63,68 |
15,00 |
7.2. |
Перевозка пассажиров в среднем одним автобусом |
чел. |
49070 |
Не более 20000 |
Стратегические цели по повышению качества жизни жителей города Набережные Челны:
Цель 1. Формирование городского заказа на подготовку специалистов с высшим образованием и квалифицированных рабочих для нужд экономики города, развитие малого и среднего бизнеса, равный доступ к труду мужчин, женщин, молодежи, людей с ограниченными возможностями
Задачи:
1. Разработка методики прогноза перспективной потребности экономики города в квалифицированных рабочих и специалистах.
2. Выбор образовательных учреждений для подготовки специалистов на конкурсной основе в рамках функционирования муниципального заказа.
3. Разработка и реализация специальных программ бесплатного переобучения и повышения квалификации работников с последующим трудоустройством для привлечения их на объекты, испытывающие нехватку человеческих ресурсов.
4. Создание безбарьерной среды для интеграции людей с ограниченными возможностями на рынок труда.
Цель 2. Охрана и укрепление здоровья горожан
Задачи:
1. Дальнейшее развитие традиций научных медицинских школ, направленных на укрепление, сохранение здоровья населения в городе Набережные Челны. Оптимизация научных и прикладных исследований в медицинских учреждениях города с целью увеличения их инновационной составляющей.
2. Создание в Набережных Челнах межмуниципального центра высокотехнологичной медицинской помощи. Переориентация лечебных учреждений в консорциумы, позволяющие дифференцировать этапы оказания диагностической лечебной, восстановительной и реабилитационной помощи с полным комплексом обслуживания.
3. Развитие современных информационных технологий, направленных на мониторинг статуса здоровья граждан, поддержание постоянной информационной связи между врачами, страховыми организациями и учреждениями здравоохранения, расширение доступа граждан к необходимой медицинской информации.
4. Полноценное участие в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и федерального "пилотного" проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, включая вопросы их финансирования по одноканальному принципу. Организация тесного взаимодействия государственной, муниципальной системы здравоохранения с частными негосударственными медицинскими учреждениями.
5. Реализация в полном объеме мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества медицинской помощи беременным женщинам, проведение капитального ремонта роддомов и приобретение для них медицинского оборудования в целях улучшения демографической ситуации в городе.
6. Разработка и реализация Программ "Здоровье работающего населения" и "Здоровое поколение" в целях повышения продолжительности жизни населения.
Цель 3. Уменьшение социального неравенства
Задачи:
1. Развитие адресной социальной поддержки населения - детей, людей с ограниченными возможностями, матерей-одиночек, многодетных семей, одиноких пожилых людей посредством создания банка данных о социально незащищенных категориях населения; обеспечение информационной открытости мероприятий социальной защиты среди незащищенных категорий населения; увеличение числа специализированных учреждений социального обслуживания и психологической помощи.
2. Расширение социального партнерства в сфере поддержки незащищенных слоев населения, в том числе путем развития негосударственного сектора социального обслуживания населения; развитие института благотворительности.
Цель 4. Создание образовательной системы, обеспечивающей социальную мобильность населения и соответствующей требованиям рынка труда
Задачи:
1. Увеличение количества дошкольных образовательных учреждений; снижение количества обучающихся во вторую смену в общеобразовательных школах.
2. Выбор образовательных учреждений для подготовки специалистов на конкурсной основе в рамках функционирования муниципального заказа.
3. Популяризация и развитие профессионального образования по рабочим специальностям для обеспечения в первую очередь промышленных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами.
4. Учет требований и предложений предприятий-работодателей при подготовке технических заданий в учебных программах. Укрепление связи процессов обучения с наукой, развитие наукоемких производств на базе ВУЗов и промышленных предприятий.
5. Укрепление взаимодействия бизнес-сообщества с учреждениями профессионального образования, продолжение работы по созданию в муниципальном образовании отраслевого машиностроительного образовательного кластера.
6. Создание Университетского научно-инновационного комплекса как образовательного центра по реализации завершающих этапов программ фундаментальной и целевой подготовки специалистов и магистров по современным направлениям техники и технологий.
Цель 5. Формирование широкого спектра доступных услуг сферы культуры и искусства и сохранение культурно-исторического наследия
Задачи:
1. Повышение квалификации и общего образования работников культуры и искусства.
2. Сохранение сети учреждений культуры; строительство новых зданий учреждений культуры - Татарского государственного драматического театра, Государственного театра кукол, цирка, картинной галереи.
3. Обеспечение вариативности досуговых мероприятий, повышение доступности досуга.
4. Создание современного, высокоразвитого рынка услуг в отрасли культуры; увеличение объема платных услуг.
5. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры, капитальный ремонт и реконструкция зданий учреждений культуры.
6. Решение социально-бытовых проблем работников культуры и искусства.
7. Строительство новых учреждений культуры в периферийных районах города.
8. Расширение культурных связей с другими регионами России и за рубежом, содействие в приобщении населения к высшим образцам татарстанского, российского и мирового искусства посредством организации гастролей и выставок и популяризации искусства.
9. Развитие сферы внутреннего туризма в городе.
Цель 6. Воспитание гражданской ответственности молодежи, обеспечение социальной мобильности молодежи
Задачи:
1. Создание эффективной системы воспитания молодежи, включающей активное вовлечение молодежи в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем города; создание благоприятных условий для развития и деятельности общественных объединений, клубов, секций; выявление и поддержка талантливой молодежи.
2. Профилактика социально-негативных явлений среди молодежи.
3. Улучшение жилищных условий молодежи города.
4. Организация занятости и предупреждение роста безработицы среди молодежи.
5. Совершенствование системы профориентации, профессиональной переподготовки молодежи.
6. Поддержка молодежного предпринимательства.
7. Создание и расширение инфраструктуры учреждений по работе с молодежью (в т.ч. открытие новых досуговых учреждений и социальных служб для подростков и молодежи; ремонт и оснащение оборудованием действующих учреждений по работе с молодежью и т.д.).
Цель 7. Увеличение доли населения, занимающейся физкультурой и спортом
Задачи:
1. Увеличение обеспеченности населения спортсооружениями в соответствии с социальными нормами Российской Федерации (плоскостными спортивными сооружениями, крытыми плавательными бассейнами и спортзалами);
2. Улучшение оснащенности спортивных сооружений;
3. Увеличение количества спортивных сооружений и спортивных клубов по месту жительства, доступных для представителей всех социальных слоев города;
4. Усиление работы по пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом.
5. Увеличение охвата инвалидов, занятых в спортивных секциях.
Цель 8. Формирование системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности
Задачи:
1. Совершенствование работы по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
2. Укрепление экономической безопасности города;
3. Усиление противодействия организованной преступности и коррупции;
4. Укрепление системы обеспечения безопасности дорожного движения;
5. Совершенствование кадровой политики, реформирование системы воспитательной работы с личным составом, укрепление служебной дисциплины и законности;
6. Укрепление и развитие материально-технической базы отделов внутренних дел.
7. Усиление государственной системы профилактики правонарушений.
Цель 9. Обеспечение доступности и безопасности городского пассажирского транспорта
Задачи:
1. Обновление подвижного состава трамвайного и автобусного парков.
2. Повышение контроля за техническим состоянием пассажирского транспорта.
3. Разработка новых транспортных маршрутов для автобусов большой вместимости с учетом динамики территориально-пространственного развития города, в том числе в пригороде.
4. Улучшение дорожной инфраструктуры города.
5. Строительство транспортных развязок, подземных и наземных переходов.
6. Обеспечение доступности транспортной сети для людей с ограниченными возможностями.
Цель 10. Обеспечение экологической безопасности
Задачи:
1. Ужесточение контроля над качеством реализуемого автомобильного топлива на заправочных станциях.
2. Строительство сетей очистных сооружений ливневых стоков, завершение строительства сетей ливневой канализации. Строительство разгрузочных коллекторов в микрорайонах города.
3. Разработка концепции и генеральной схемы озеленения города.
4. Совершенствование структуры утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов.
2. Динамичная экономика
2.1. Развитие экономики и перспективные отраслевые приоритеты
Набережные Челны - крупнейший город Закамского региона Республики Татарстан, население которого превышает полмиллиона человек. Город находится на правом берегу реки Кама, имея исключительно выгодное геополитическое положение - в центре экономически развитого Поволжья, между индустриальными регионами Центрального и Уральского экономических районов. Город выгодно расположен по отношению к важным сырьевым и сельскохозяйственным регионам России. Набережные Челны имеют благоприятное транспортно-географическое положение, находясь на пересечении железнодорожных, автомобильных и речных магистралей общероссийского значения. В радиусе 50 километров расположены города Елабуга и Нижнекамск, также как и Набережные Челны, характеризующиеся высоким уровнем развития промышленности. Это открывает возможность позиционирования города, как крупного транспортного и логистического центра при условии вложения инвестиций в развитие необходимой инфраструктуры.
Сравнение с крупнейшими городами Республики Татарстан дает возможность оценить уровень социально-экономического развития города Набережные Челны. Объем отгруженных товаров г. Набережные Челны превышает 155 млрд.руб. (таблица 2.1), что позволяет говорить о развитом промышленно-производственном потенциале города. В тоже время Казань характеризуется более высокими социально-экономическими показателями среднемесячного дохода на душу населения, объема реализации платных услуг на душу населения, уровня обеспеченности жильем. Это свидетельствует о развитом в сравнении с Набережными Челнами и Нижнекамском финансовом, инвестиционном, торговом, строительном секторах экономики столицы республики.
Таблица 2.1
Показатели социально-экономического развития крупнейших городов Республики Татарстан в 2007 году
Показатели |
Ед. изм. |
Набережные Челны |
Казань |
Нижнекамск |
1. Постоянное население (на конец периода) |
тыс. чел. |
506,1 |
1116,0 |
226,6 |
2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг |
млн.руб. |
155831,93 |
104913,02 |
173534,58 |
3. Валовый территориальный продукт на душу населения |
тыс.руб. |
153,8 |
65,35 |
619,2* |
4. Оборот розничной торговли на душу населения |
руб. |
87050 |
109279 |
48588* |
5. Объем реализации платных услуг на душу населения |
тыс.руб. |
31,0 |
44,2 |
29,7 |
6. Среднемесячный доход на душу населения |
руб. |
11792,2 |
19855,8 |
11136,5* |
7. Среднемесячная зарплата работающих в экономике |
руб. |
11786,7 |
11834,9 |
14803 |
8. Обеспеченность жильем |
кв.м |
18,5 |
22,05 |
20,07 |
* Данные по Нижнекамскому району |
Основная задача - формирование благоприятных условий, инфраструктуры для активизации инвестиционной и инновационной деятельности в городе, развитие сектора финансовых услуг.
Спецификой города Набережные Челны является моно-отраслевой характер его экономики. 83,3% объема промышленной продукции приходится на автомобилестроение. Данная отрасль является бюджетообразующей для города, до 26,7% бюджета города в 2007 году сформировано ОАО "КАМАЗ". В тоже время, значительная часть налоговых поступлений в городской бюджет начинает формироваться не за счет предприятий автомобилестроения, являющихся наиболее представленной и развитой отраслью промышленности, а за счет развития иных отраслей экономики, в том числе сектора предпринимательства. Данная диспропорция в формировании бюджета города обусловлена тем, что большая часть налоговых отчислений машиностроительных предприятий города уходит в федеральный и республиканский бюджеты, в местный бюджет отчисляется лишь земельный налог и часть налога на доходы физических лиц. Основными налогами, формирующими бюджет Набережных Челнов в настоящий период, являются налог на доходы физических лиц и земельный налог, поступления по данным налогам формируют более 90% собственных доходов бюджета. Задача - в создавшихся условиях с целью пополнения бюджета города активно развивать малое и среднее предпринимательство, осуществляющее отчетность перед налоговыми органами по системе ЕНВД, предполагающей 90% отчислений в местный бюджет.
Анализ структуры объема произведенной продукции показывает, что наибольший вклад вносит промышленность (таблица 2.2). За период с 2002 по 2007 год объем промышленной продукции в сопоставимых ценах вырос в 2,3 раза. Второй динамично развивающейся отраслью является строительство. За тот же период объем строительно-монтажных работ вырос в 1,9 раз. Данная положительная динамика связана не только с ростом уровня доходов и спроса со стороны населения на жилье, но и с эффективной работой отрасли по производству строительных материалов, готовых металлических изделий, косвенно способствующих ускорению ввода строительных объектов.
Таблица 2.2
Основные макроэкономические показатели развития города Набережные Челны (млн.руб.)
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Объем промышленной продукции |
35238,7 |
43851,1 |
62390,9 |
78962,5 |
112669,1 |
155831,9 |
Объем строительно-монтажных работ |
3907,5 |
3929,5 |
4991,5 |
8494,0 |
13601,5 |
20229,6 |
Объем услуг транспорта |
3914,0 |
6478,0 |
1231,9 |
1434,5 |
1781,2 |
2004,4 |
Объем услуг связи |
287 |
505 |
618,8 |
710,1 |
729,2 |
900,6 |
Оборот розничной торговли |
13526,3 |
16007,4 |
19071,9 |
22906,0 |
31631,9 |
44067,0 |
Объем платных услуг |
3093,3 |
4177,4 |
5786,4 |
8461,7 |
10806,6 |
15692,3 |
Оборот розничной торговли вырос с 13526,3 млн.руб. в 2002 году до 44067 млн.руб. в 2007 году. Существенное влияние на величину данного показателя оказывает уровень доходов населения, а также ненасыщенный спрос со стороны потребителей соседних городов. Изучение объемов производства отраслей промышленности города показало, что индекс промышленного производства в 2006 году составил 123,5%, в 2007 году 124,6%.
Таблица 2.3
Объем промышленного производства
Наименование |
Отгружено товаров в действующих ценах, млн.руб. |
|||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|
Объем промышленной продукции |
62390,9 |
78962,5 |
112669,1 |
155831,9 |
Производство транспортных средств и оборудования |
41606,1 |
54272,0 |
76804,4 |
110488,3 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
7717,7 |
11083,0 |
15001,7 |
20509,5 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (стройиндустрия) |
2193,3 |
800,5 |
1331,6 |
1973,6 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки |
3109,0 |
3915,5 |
4528,3 |
5037,5 |
Целлюлозно-бумажное производство |
2481,9 |
2881,8 |
3270,4 |
3758,8 |
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
5065,8 |
5828,2 |
7267,5 |
8077,4 |
Основной вклад в прирост промышленного производства внесло автомобилестроение и металлообработка. Доля в общем объеме отгруженной продукции достигла в 2006 году 80,8%, в 2007 году - 84,1%. Положительную динамику темпов роста демонстрирует стройиндустрия. Именно рост потребности строительной индустрии оказал кардинальное влияние на рост производства строительных материалов и отчасти стал катализатором дальнейшего развития металлургической отрасли и производств готовых металлических изделий.
Положительные результаты социально-экономического развития Набережных Челнов, достигнутые в последние годы, стали возможны благодаря росту инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал вырос с 2,4 млрд.руб. в 2002 году до 19,0 млрд.руб. в 2007 году.
Целенаправленная политика по привлечению инвестиций в экономику города, развитие концепции OPEN CITY позволяет говорить о росте инвестиционной привлекательности территории как для российских, так и зарубежных инвесторов. В целях дальнейшего ускорения инвестиционных процессов определена приоритетность решения следующих задач:
1. Сокращение времени оформления земли в собственность;
2. Снижение стоимости подключения электроэнергии на вновь создаваемых производственных площадях;
3. Устранение административных барьеров ведения бизнеса;
4. Развитие транспортной инфраструктуры, требующей строительства транспортно-логистического центра, инвестиций в строительство федеральных и внутригородских дорог;
5. Развитие финансового сектора.
Для роста инновационной активности предприятий всех форм собственности, доступности ресурсов для внедрения инновационных технологий, повышения эффективности функционирующих органов по содействию трансфера технологий и информированности об их деятельности стоит задача разработки программы развития инновационной экономики города. Повышению инновационной активности предприятий города будет способствовать также создание Университетского научно-инновационного комплекса (УНИК), призванного максимально использовать инновационный научный потенциал ученых города.
2.2. Анализ деловой активности и обоснование развития финансового сектора
Деловая активность субъектов региональной и муниципальной экономики проявляется в динамичности их развития, степени достижения поставленных целей и отражается набором как стоимостных, так и количественных показателей, важнейшими из которых являются динамика объемов производства, уровень доходов населения, объемы потребления, величина инвестиций.
Оценка деловой активности субъектов в г. Набережные Челны проведена на основе построения нормативной системы показателей.
Анализ денежных доходов населения показал, что за 8 лет они выросли в 6,49 раза или на 71616,6 млн.руб. Более 80% всех доходов идет на покупку товаров и оплату услуг. На долю финансовых вложений (банковские вклады, покупка облигаций, валюты и др.) приходится около 13%. Население по-прежнему предпочитает потреблять, а не сберегать. Задача - развивать в городе деятельность самых разнообразных финансовых институтов (ПИФ, инвестиционные компании, страховые компании, брокерские конторы и т.д.) и содействовать повышению финансовой и экономической грамотности населения.
"Рис. 2.1. Темпы роста доходов населения и ВТП"
Доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций остается практически неизменной - менее 5%, а в привлеченных ресурсах повысилась к концу 2007 г. до 15%. Кредитная активность банков недостаточно высокая, несмотря на положительную тенденцию изменения объемов привлечения средств и объемов кредитных вложений (рис. 2.2). На рынке кредитов доминирует Набережночелнинский филиал ОАО "Ак Барс" Банк, на долю которого приходится по данным на 01.01.2008 г. 29,3% всех выданных кредитов. На рынке депозитов физических лиц самую большую долю традиционно занимает ОАО "Сберегательный банк России" - 35,1%. Если всего в городе Набережные Челны действует 22 банка (из них 16 - это филиалы банков из других городов РТ и регионов РФ), то можно предположить о невысокой конкуренции на рынке банковских услуг. В мировой практике плотность банковской сети рассматривается как один из качественных показателей, оценивающих уровень обеспеченности территории банковскими услугами. По мировым стандартам 1 банк приходится на 2,5 тыс. чел. (в США) или на 1,5 тыс. чел. (в европейских странах). В г. Набережные Челны 1 банк приходится на 22 тыс. чел, с учетом дополнительных офисов 1 банк на 6,7 тыс. чел. Таким образом, институциональная насыщенность банковскими услугами в городе невысокая. (Такая ситуация в целом характерна для российских регионов и Республики Татарстан).
"Рис. 2.2. Объем привлеченных и вложенных банками денежных средств (млн.руб.)"
Ситуация с банковским сектором в городе требует активизации работы коммерческих банков с применением новых банковских продуктов и услуг, в том числе и для населения. Задача - развивать городскую экономическую политику, охватывающую инвестиционные, финансовые, промышленные, предпринимательские структуры. Совершенствование финансовой инфраструктуры позволит создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, активизировать инвестиционные процессы, которые являются предпосылками роста жизненного уровня населения.
В рамках получения федеральной и республиканской финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса в г. Набережные Челны предполагается:
- субсидирование затрат на технологическое присоединение к электросетям и мероприятия по энергосбережению;
- реализация программы "скорая юридическая помощь" предпринимателю;
- реализация программы "начало дела";
- дальнейшая реализация Программы поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП) путем инвестирования в средства производства на основе лизинга по следующим направлениям: уменьшение размера лизинговых платежей для СМП, лизинг промышленного оборудования для СМП;
- развитие индустриального парка "Мастер";
- развитие бизнес-инкубаторов;
Для вовлечения временно свободных денежных средств граждан на постоянной основе в инвестиционные процессы планируется развитие финансовой инфраструктуры в городе, а также повышение экономической грамотности и информированности населения о возможностях финансового рынка, с использованием и зарубежного опыта ведения муниципального хозяйства.
Развитие финансового сектора в городе предполагается осуществлять по нескольким направлениям:
- позиционирование города Набережные Челны среди других татарстанских городов как финансового центра Закамья. Для этого разработать основные направления совершенствования финансовой инфраструктуры на долгосрочную перспективу с целью усиления влияния и значимости финансового сектора в формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в городе;
- формирование нормальной конкурентной среды на рынке финансовых услуг, содействие в открытии на территории города филиалов финансовых институтов других российских и татарстанских городов, стимулирования процессов создания новых финансовых институтов и активизации работы по информационному обмену между муниципальными органами и институтами финансового сектора;
- создание системы эффективного управления городским долгом и внедрение муниципальных ценных бумаг в качестве основного инструмента заимствования и покрытия дефицита городского бюджета, что позволит максимально задействовать внутренние инвестиционные возможности для реализации крупных инвестиционных проектов на территории Закамья; проведение активной имиджевой работы муниципальных органов власти через участие официальных делегаций в наиболее важных саммитах, семинарах по вопросам финансового рынка с представлением информации о городе для привлечения потенциальных инвесторов; заключение договоров и соглашений о равновыгодном сотрудничестве с другими российскими и зарубежными городами;
- повышение уровня осведомленности граждан о потенциальных возможностях финансового рынка как важнейшего механизма перераспределения денежных средств и формирования инвестиционных ресурсов, усиление роли СМИ в освещении финансовых вопросов, содействовие# в организации образовательных, обучающих программ, курсов для широких слоев населения.
Главными итогами реализации предлагаемых мероприятий по развитию финансового сектора должны стать рост благосостояния и качества жизни населения, повышение инвестиционной привлекательности города.
2.3. Сценарий развития Набережных Челнов
Проведенный SWOT-анализ позволил сформулировать основные направления развития города Набережные Челны:
1) Чистый, безопасный, комфортный город;
2) Крупный центр автомобилестроения и строительной индустрии;
3) Город - финансовый и логистический центр Закамья;
4) Открытый город для развития малого и среднего бизнеса.
Выбран динамичный, многоцелевой сценарий развития города, по которому предполагается, что Набережные Челны с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенциала, исторического момента и характера динамики внешних условий, в максимальной степени планирует использовать благоприятные возможности для развития общества, экономики и городской среды. Деятельность администрации приводит к тому, что ее подсистемы имеют высокую степень адекватности перспективным вызовам. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.
Решающими предпосылками реализации данного сценария являются:
- Корпоративное единство всех граждан, организаций и ветвей власти. Высокая социальная активность населения. Осознание значимости целей и задач стратегии развития.
- Динамичное развитие автомобильного и строительного кластеров.
- Реформа жилищно-коммунальной сферы.
- Устойчивый благоприятный экономический климат, предполагающий развитие финансового рынка, активизацию малого и среднего бизнеса.
- Реализация проектов создания межмуниципального центра высоких медицинских технологий, университетского научно-инновационного комплекса, транспортно-логистического центра.
Предполагается, что развитие автомобильного кластера и реформа ЖКХ станут стимулом динамичного развития главных подсистем города, включая население, экономику и городскую среду. Улучшение комфортности проживания основной части населения приведет к повышению уровня жизни. Расширение услуг ЖКХ будет объективно способствовать усилению безопасности жителей города и, в конечном итоге, повышению уровня их социальной защищенности. Для достижения данной цели планируется:
- последовательное и планомерное проведение реформы ЖКХ города Набережные Челны;
- демонополизация сферы обслуживания;
- формирование системы государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ;
- участие граждан в управлении жилищной сферой.
Развитие города по динамичному, многоцелевому сценарию способствует переходу городской системы в новое состояние, основными особенностями которого являются:
- улучшение демографических показателей на основе экономического роста и реформы ЖКХ: снижение смертности до 7-8 чел. на 1000 жителей, увеличение рождаемости до 11-11,5 чел. на 1000 жителей. Положительный баланс миграций. Рост численности населения города до 512,7 млн. чел.;
- улучшение основных параметров качества жизни за счет роста доходов, развития систем здравоохранения, культуры, улучшения экологии города;
- формирование чистой и удобной городской среды на основе совершенствования транспортно-планировочной структуры, рационализации транспортных потоков, деятельности природоохранных ведомств;
- развитие культурно-экономических связей с рядом крупных регионов России и стран СНГ.
Таблица 2.5
Основные макроэкономические показатели развития города Набережные Челны по динамичному, многоцелевому сценарию
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1. Численность постоянного населения на конец периода, тыс. чел. |
506,2 |
506,4 |
506,6 |
506,6 |
508,9 |
510,4 |
511,7 |
512,7 |
2. Объем валового территориального продукта, млн.руб. |
94155,4 |
107619,5 |
119995,9 |
133675,4 |
152990,0 |
172115,0 |
192274,0 |
217705,1 |
3. Объем промышленной продукции без ВКО, млн.руб. |
155720,5 |
182283,7 |
215743,0 |
240974,9 |
269890,0 |
302276,0 |
335527,0 |
372435,0 |
4. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн.руб. |
24705,5 |
31375,9 |
39533,7 |
49812,4 |
53299,3 |
57030,3 |
64073,5 |
67277,2 |
в том числе производственного назначения, млн.руб. |
16223,8 |
20663,4 |
25877,5 |
31311,7 |
31979,5 |
34788,4 |
38444,1 |
40366,3 |
5. Оборот розничной торговли (во всех каналах реализации), млн.руб. |
56159,6 |
74793,0 |
94645,0 |
108748 |
122875 |
137534 |
152350 |
166370,1 |
6. Объем платных услуг населению, млн.руб. |
17082,4 |
20596,5 |
24677,1 |
29296,7 |
32731,4 |
36326,9 |
40088,1 |
43818,9 |
в том числе бытовые услуги, млн.руб. |
3366,9 |
4057,5 |
4756,0 |
5313,5 |
5886,1 |
6489,3 |
7113,7 |
7738,7 |
7. Начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника - всего, руб. |
15939,2 |
19567,9 |
23285,8 |
28485,3 |
33658,3 |
39582,2 |
45519,5 |
52347,5 |
8. Уровень зарегистрированной безработицы |
1,22 |
1,19 |
1,17 |
1,16 |
1,05 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
9. Денежные доходы населения - всего, млн.руб. |
93417,3 |
106455,0 |
122118,5 |
140816,9 |
161939,4 |
185420,6 |
211379,5 |
240549,9 |
3. Концепция кластерного развития экономики города Набережные Челны
3.1. Исследование потенциала кластеризации отраслей экономики города Набережные Челны
Наиболее экономически эффективное, конкурентоспособное и перспективное направление развития бизнеса - производственная кооперация, где участвуют малые, средние и крупные предприятия города и которая в конечном итоге приводит к созданию промышленных образований - кластеров. В новой форме организации промышленных производств заключается ряд серьезных преимуществ для бизнеса. Это повышение производительности входящих в кластер фирм и отраслей, увеличение способности к инновациям и стимулирование новых бизнесов, расширяющих границы кластера.
Кластерное развитие экономики города:
- окажет существенное влияние на общую экономическую политику города (прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием);
- приведет к повышению конкурентоспособности города (через политику, опирающуюся на развитие кластеров);
- обеспечит новые возможности для бизнеса (приведет к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности и др.).
Структура кластера (рис.3.1) показывает как малый бизнес, якорные предприятия, наука, образование, лизинговые, страховые, финансовые организации и т.д. при поддержке государства выступают как одно целое, имеющее единую стратегию, цели, задачи. Концентрация усилий в одном направлении позволяет эффективно достигать поставленных целей.
"Рис.3.1. Структура отраслевого кластера"
В городе исследованы возможности формирования кластеров, определен потенциал кластеризации, т.е. оценка наличия конкурентных преимуществ отраслей, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории города, возможности объединения данных преимуществ и использования их для повышения конкурентоспособности.
Анализ показал, что наибольшим потенциалом кластеризации обладают отрасль машиностроения и металлообработки и промышленность строительных материалов. За весь исследуемый период указанные отрасли удерживают стабильное первенство по степени возможности создания кластеров и значению интегрального показателя потенциала кластеризации отраслей промышленности города (по десятибалльной шкале): машиностроение и металлообработка - от 5,06 до 5,28, промышленность строительных материалов - от 3,64 до 4,31 (рис.3.2).
"Рис.3.2. Значение интегрального показателя по отраслям промышленности города Набережные Челны за 2004-2006 гг."
Формирование и развитие автомобильного и строительного кластеров в городе Набережные Челны позволит:
- создать новые рабочие места для жителей города, увеличить налоговые отчисления в бюджет;
- производить новые виды продукции, увеличить как качество, так и количество выпускаемой продукции;
- заменить импортные товары отечественными, за счет использования наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
- развить инфраструктуру города, увеличить количество малых предприятий;
- значительно повысить роль науки, образования, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, академической и вузовской науки; повысить как уровень научно-технических разработок, так и эффективность их внедрения.
В целях создания и развития кластеров на территории Набережных Челнов планируются следующие действия исполнительных органов:
а) Относительно факторов производства:
- Инициирование создания специализированных программ обучения и переподготовки для качественного кадрового обеспечения кластеров;
- Содействие в организации исследовательской работы в местных институтах по разработке связанных с кластером инновационных и инвестиционных проектов;
- Создание информационной базы, относящейся к деятельности кластера;
- Развитие транспортной и логистической инфраструктуры.
б) Относительно конкурентной среды:
- Создание благоприятной конкурентной среды для создания новых производств, устранение административных барьеров создания и ведения бизнеса;
- Организация соответствующих административных департаментов вокруг кластеров;
- Сосредоточение усилий для привлечения прямых иностранных инвестиций в кластеры;
- Содействие по развитию экспорта в кластерах.
в) Относительно родственных и поддерживающих отраслей:
- Организация форумов участников кластера;
- Поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков и провайдеров услуг из других регионов;
- Создание ориентированных на кластеры зон свободной торговли, промышленных парков и парков поставщиков.
г) Относительно условия местного спроса:
- Организация независимого тестирования, сертификации продукции и сервиса для поставляемой кластером продукции или услуг;
- Стимулирование и совершенствование внутреннего спроса на продукцию и услуги, поставляемые кластером.
По мере развития и созревания (совершенствования) кластеров смещаются их конкурентные преимущества. На раннем этапе приоритетным является улучшение инфраструктуры кластера и устранение неблагоприятных условий.
Действия промышленных предприятий в рамках создания и развития кластеров:
а) Относительно факторов производства:
- Совместная разработка специальных учебных планов профессиональной и технической подготовки, обучения в колледжах, институтах и университетах для обеспечения надлежащей подготовки персонала;
- Спонсирование специализированных исследовательских центров в университетах для обеспечения качества и целенаправленности исследовательской деятельности местных университетов;
- Сбор информации для обеспечения динамичного развития кластера;
- Инвестирование в создание общей специализированной инфраструктуры, такой как порт или погрузочно-разгрузочные устройства, спутниковая связь, лаборатории по проверке качества;
б) Относительно конкурентной среды:
- Совместный маркетинг посредством проведения торгово-промышленных ярмарок, представления продукции кластера на выставках;
- Совместные с администрацией города усилия в продвижении экспорта продукции;
- Создание справочников участников кластера.
в) Относительно родственных и поддерживающих отраслей:
- Привлечение поставщиков, услуг и производителей дополнительной продукции.
г) Относительно условия местного спроса:
- Сотрудничество с администрацией города в разработке законодательных норм;
- Создание местных организаций контроля качества и стандартизации.
3.2. Развитие автомобильного кластера
Автомобильный кластер важный инструмент повышения конкурентоспособности не только отрасли, но и территории. Поскольку формирование кластера охватывает все приоритеты развития города. Это и качество жизни, и малый бизнес, и инновации. Отличительной чертой кластера является сетевая структура, высокий уровень кооперации и взаимодействия производственных, сервисных, финансовых, инновационных структур.
Для автомобильного кластера предприятием, определяющим долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы является ОАО "КАМАЗ". Группа организаций ОАО "КАМАЗ" - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации.
Основными потребителями продукции ОАО "КАМАЗ" являются наиболее финансируемые и устойчивые отрасли экономики (рис.3.3):
"Рис. 3.3. Структура клиентов ОАО "КАМАЗ" за 2007 год"
Группа ОАО "КАМАЗ" в основном размещена на единой промышленной площадке в городе Набережные Челны, что обеспечивает акционерному обществу следующие конкурентные преимущества:
- Концентрация производства в одном месте. Широкий инфраструктурный комплекс позволяет предприятию оставаться самодостаточным и автономным, свести к минимуму зависимость от внешних факторов. Также высокая концентрация способствует значительному снижению расходов на транспортировку и экономии времени.
- Высокий производственный потенциал. Большие мощности позволяют быстро наращивать объемы производства.
- Длительная история существования на рынке, широкая известность, репутация "непотопляемой" компании, надежного партнера, всегда выполняющего свои обязательства, позволяют позиционировать ОАО "КАМАЗ" как лидера на рынке, ведущего производителя среди отечественных производителей и производителей стран СНГ.
- КАМАЗ - уникальный продукт, в качестве достоинств которого также следует выделить следующие характеристики:
- доступная цена;
- оптимальное соотношение "цена-качество";
- надежность;
- приспособленность к российским условиям эксплуатации (климатические условия + бездорожье);
- ремонтопригодность: возможность проведения мелкого и среднего ремонта самостоятельно, не обращаясь в сервисный центр.
На сегодняшний день суммарная численность работающих в ОАО "КАМАЗ", дочерних и зависимых компаниях составляет более 100 тыс. чел., а с учетом членов их семей составит около половины общей численности населения г. Набережные Челны. То есть экономическое благополучие горожан во многом определяется спросом на продукцию автогиганта.
За последние несколько лет производство и продажи автомобилей КАМАЗ росли стремительными темпами (рис. 3.4).
"Рис. 3.4. Продажи автомобилей КАМАЗ на внутреннем и внешнем рынке"
В настоящее время ОАО "КАМАЗ" стоит на пороге значительных перемен в своей деятельности. Уже в 2007 году объем производства грузовых автомобилей ОАО "КАМАЗ" в 1,9 раза превысил уровень 2004 года и, тем самым, досрочно выполнил основные показатели, заявленные в Программе стратегического развития ОАО "КАМАЗ" до 2010 года - "Мастер-270" (рис. 3.3). Завершение этапа финансовой стабилизации ставит перед ОАО "КАМАЗ" задачу разработки и реализации второго этапа стратегии - создания высококонкурентоспособной интегрированной в мировую автомобильную промышленность компании в долгосрочном периоде (до 2020 г.).
В рамках данного процесса ОАО "КАМАЗ" уделяет особое внимание развитию инновационной инфраструктуры, способной обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.
"Рис. 3.5. Стратегия "Мастер-270" - реализация программы"
Компания нацелена на стратегическое партнерство с зарубежными автомобильными кластерами и технопарковыми зонами, а также мировыми автопроизводителями. В данном направлении у ОАО "КАМАЗ" уже существует положительный опыт. На сегодняшний день созданы совместные предприятия - с ZF, Cummins, Federal Mogul и Knorr Bremze.
За период до 2020 года выпуск продукции группой организаций ОАО "КАМАЗ", предполагается увеличить в 4 раза. В том числе на площадке города Набережные Челны увеличение составит - 2,5-3 раза. Достижение поставленной цели возможно при росте пропускной способности логистической инфраструктуры автомобильного кластера в 4,5-5 раз. Развитие логистической инфраструктуры должно идти опережающими на 15-20% темпами над прогнозным выпуском продукции.
Второе основное условие - синхронизация развития образовательного кластера под реальную и перспективную структуру потребностей и технологический уклад участников автомобильного кластера.
Перечисленные два условия являются как факторами выживания ОАО "КАМАЗ" в условиях глобальной экономики, так и дальнейшего позитивного развития автомобильного кластера города.
Выгодное географическое положение по отношению ко всем автомобильным центрам России, сосредоточение основных предприятий автомобильной промышленности, инвестиционная привлекательность, высокая обеспеченность сырьевыми и трудовыми ресурсами создают благоприятные предпосылки для развития автомобильного кластера.
Участниками автомобильного кластера являются автопроизводители и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и ВУЗы, кредитные организации и банки, инфраструктура, региональные и местные власти (рис. 3.6).
"Рис. 3.6. Структура автомобильного кластера"
Крупным участником автомобильного кластера является ОАО "Соллерс", одно из наиболее современно технологически оснащенных предприятий России, занимающееся лицензионной сборкой автомобилей мировых брендов SSANG YONG и FIAT.
22 декабря 2005 года на мощностях ОАО "ЗМА" в г. Набережные Челны было запущено серийное производство внедорожников SsangYong Rexton. В рамках реализации проекта по запуску новых автомобилей в течение года на ЗМА осуществлен ряд мероприятий, в числе которых создание таможенной площадки. Сегодня она единственная в Татарстане, работающая с 40-футовыми контейнерами. Действуют производственные площади сборки и цеха сварки автомобилей REXTON. Созданы учебные мощности для обучения процессам сборки новых автомобилей.
В январе 2007 года компания "Северсталь-авто" начала производство еще одной модели SsangYong - компактного внедорожника Actyon.
Для перехода на полный производственный цикл выпуска автомобилей итальянской марки на ЗМА смонтирована самая современная сварочная линия и универсальный подвесной конвейер фирмы Eisenmann.
В первом полугодии производство автомобилей SsangYong Actyon и SsangYong Kyron перешло на полномасштабный режим, включающий сварку, окраску кузовов и сборку автомобилей.
Продолжая энергичный темп производственных и продуктовых новаций в 2007 г. в производство запущен малотоннажный грузопассажирский фургон Fiat Doblo, также произошло обновление первых двух моделей корейской компании: автомобилей Rexton II и Kyron FL.
Участники автомобильного кластера преследуют цели глубокой интеграции в международный автомобильный бизнес.
Развитие автомобильного кластера позволит:
1. Задействовать все смежные отрасли машиностроения в регионе.
2. Ориентировать образование на подготовку и переподготовку специалистов для отрасли.
3. Превратить частные предприятия в сеть поставщиков автокомпонетов и создать инфраструктуру бизнеса.
4. Привлечь иностранные автомобильные компании к организации сборочных производств на территории промышленной площадки г. Набережные Челны.
5. Снизить затраты и повысить эффективность соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т.д.
В целом перспективы развития автомобильного кластера на территории промышленной площадки г. Набережные Челны и ее окрестностях для органов власти и бизнеса с учетом временных горизонтов разделены на:
- краткосрочные, повышение эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формирование единого видения развития бизнеса и региона, развитие взаимодействия между поставщиками, производителями, ВУЗами, финансовыми и государственными институтами;
- среднесрочные, повышение эффективности деятельности участников кластера за счет развития специализации и аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия, а также развитие инфраструктуры (транспортной, информационной, образовательной и т.д.) в регионе;
- долгосрочные, повышение уровня конкурентоспособности всех участников кластера, а также инновационности и технологичности.
Минимизация логистических затрат и внедрение современных управленческих технологий при формировании и развитии кластера в Набережных Челнах позволит увеличить приток капитала и технологий, прямых иностранных инвестиций. Именно такие инвестиции способны привнести в экономику города кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, и всемирно известные торговые марки.
Спецификой перспективного развития автомобильного кластера является постепенное усиление ориентации не только на региональных автопроизводителей, но и на транснациональные автомобильные корпорации и сборочные предприятия в России и за рубежом.
В рамках процесса формирования автомобильного кластера особое значение приобретает дальнейшее развитие Камского индустриального парка "Мастер", созданного в 2004 году на производственных площадях ОАО "КАМАЗ" при участии и финансовой поддержке Правительства РТ. За 3 года деятельности ОАО "КИП "Мастер" на пустующие и законсервированные площади завода по ремонту двигателей было привлечено более 100 арендаторов различных сфер деятельности. Отработанная схема взаимодействия субъектов малого предпринимательства и ОАО "КАМАЗ", а также большой опыт по развитию малых предприятий позволяет говорить о хороших перспективах развития Индустриального парка "Мастер".
Дальнейшее развитие проекта КИП "Мастер" предполагает создание следующих объектов инфраструктуры:
- технологическая лаборатория, оснащенная новым универсальным оборудованием и обеспечивающая первоначальную подготовку производства, а также оказывающую услуги по выполнению технологических процессов, не реализуемых самими субъектами малого предпринимательства;
- централизованная измерительная лаборатория, обеспечивающая метрологическое сопровождение производственных предприятий;
- централизованная ремонтная служба, обеспечивающая проведение техобслуживания и ремонта технологического оборудования;
- логистическая служба, обеспечивающая приемку и отправку грузов для предприятий, находящихся в Индустриальном парке;
- база данных сопровождаемых проектов с накоплением информации о результате реализации проекта.
Такая инфраструктура обеспечит условия для организации и функционирования субъектов малого предпринимательства, ориентированных на организацию сложной машиностроительной продукции, в частности автокомпонентов, а также на оказание услуг крупным промышленным предприятиям.
Для решения задач стратегического развития кластера, целесообразно создание при Исполнительном комитете города Набережные Челны Комитета по развитию автомобильного кластера, основной целью которого должна стать координация взаимодействия участников автомобильного кластера с внешними контрагентами (рис. 3.7)
"Рис. 3.7. Координация взаимодействия автомобильного кластера"
Основные задачи деятельности Комитета по развитию автомобильного кластера:
- Разработка Концепции развития автомобильного кластера, учитывающей интересы и направленной на укрепление конкурентоспособности участников кластера в условиях глобализации экономики;
- Координация работы участников автомобильного кластера, помощь в решении возникающих вопросов и проблем;
- Создание каталога участников кластера, а также информационного бюллетеня о планах кластера;
- Создание и поддержание официального сайта автомобильного кластера;
- Привлечение инвестиций для реализации стратегических направлений развития автомобильного кластера и его участников;
- Проведение маркетинговых исследований по изучению мирового опыта в области развития кластеров и адаптация передового опыта в г. Набережные Челны;
- Рекламная кампания деятельности автомобильного кластера с целью привлечения дополнительных инвестиций и участников, а также продвижение продукции действующих участников.
- Формирование благоприятных условий для развития автомобильного кластера и его участников через активное взаимодействие с местными, региональными и федеральными органами власти;
- Взаимодействие с ВУЗами, ССУЗами, НИИ, КБ, технопарковыми и индустриальными зонами в целях интенсификации инновационной составляющей в деятельности кластера.
Минимизация логистических затрат и внедрение современных управленческих технологий при формировании и развитии кластера в Набережных Челнах позволит увеличить приток не только капитала, но и технологий, интеллектуальных ресурсов и всемирно известных торговых брендов.
Проблема обеспечения трудовыми ресурсами автомобильного кластера будет решаться комплексно, в том числе посредством повышения производительности труда. На машиностроительных предприятиях города высокий резерв повышения производительности труда, так за 2006 год на ОАО "КАМАЗ" произошел рост производительности труда на 40% и составил 1,59 тыс.руб./чел. часов, в то время как показатель производительности труда на машиностроительных предприятиях Нижегородской области и Республики Башкортостан за аналогичный период составлял более 3 тыс.руб./чел. часов. Основные мероприятия, направленные на повышение производительности труда, реализуемые предприятиями автомобильного кластера - это:
1) повышение квалификации и переподготовка кадров. Программы включают: обучение работников новым профессиям с привлечением средств фонда занятости, закрепление на рабочих местах специалистов, одновременно работающих и получающих первое образование в высшем учебном заведении по специальностям, наиболее востребованным в компании.
2) наращивание производственных мощностей за счет реализации инвестиционных проектов инновационной направленности;
3) реализация подпрограммы развития малого и среднего бизнеса в автомобильном кластере;
4) внедрение мероприятий ресурсо- и энергосбережения;
5) внедрение прорывных инновационных технологий в производственные процессы ОАО "КАМАЗ" и других ключевых предприятий кластера;
6) реализация совместных проектов с зарубежными компаниями - крупными производителями автокомпонентов. Реализация мероприятий локализации сборочных производств СП в сотрудничестве с ведущими производителями, что приведет к использованию новых подходов к построению технологической цепочки, выбору оборудования и рационализации производственных процессов;
7) активное вовлечение в автомобильный кластер новых участников - представителей зарубежных автомобильных компаний (привлечение инвестиций, технологий, кадров, изменение организационной культуры производства);
8) технологическая реструктуризация основного производства;
9) рационализация вспомогательных процессов, что позволит сократить производственные площади и оптимизировать численность работников;
10) оптимизация производственных процессов и внутренней логистики за счет внедрения Lean manufacturing (бережливого производства) в ОАО "КАМАЗ" и других ключевых предприятиях кластера.
3.3. Развитие строительного кластера
Формирование строительного кластера - второе после машиностроения направление развития города Набережные Челны.
Реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - действенный стимул развития кластера в строительной индустрии города. Также развитию строительной индустрии способствует принятый в 2006 году Генеральный план застройки города. Однако обеспечение горожан жильем по-прежнему остается самой острой проблемой. В городе насчитывается более 18 тысяч очередников и 50 тысяч семей, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий.
Жилищное строительство осуществляется за счет следующих источников финансирования:
1) социальной ипотеки через НО "Государственный жилищный фонд" при Президенте Республики Татарстан за счет субвенций, выделяемых из бюджета Республики Татарстан;
2) коммерческой ипотеки, осуществляемой через городские банки;
3) долевого участия населения в строительстве (за счет привлечения средств населения);
4) индивидуальных застройщиков (коттеджное строительство хозспособом).
Рынок жилья в городе интенсивно развивается, но предложение все еще многократно отстает от спроса. Это ведет к существенному завышению цен и, как следствие к снижению его доступности для населения с низкими доходами.
Успешным направлением стало увеличение объемов коммерческой ипотеки, в том числе рефинансированных ОАО "АИЖК". Для активизации жилищного строительства в комплексе с коммунальной и социальной инфраструктурой в новых районах основной упор сделан на хозяйствующие субъекты - застройщиков: ОАО "Камгэсэнергострой", ЗАО "ФОН", ООО "ЖИК", ООО "Магнолия-С", ЗАО "ЗЯБ".
Большее внимание планируется уделять качественным показателям вводимого жилья, это полное завершение отделочных работ, остекление балконов, установка пластиковых окон, домофонов, наличие объектов сферы обслуживания, торговли на первых этажах жилых домов, устройство детских площадок, выполненных с применением новых современных дизайнерских разработок, подземных автостоянок и общее благоустройство территории.
Особое внимание будет уделено вопросам состояния и обеспеченности объектами здравоохранения, образования, культуры, спорта для организации на высоком уровне медицинской помощи населению, процесса обучения, культурного отдыха и досуга горожан.
Удобное месторасположение города на берегу Камы, доступность водного транспорта, предопределяет необходимость пассажирского речного порта, грузового причала.
Инвестиционные затраты в капитальное строительство планируются в 2015 году на уровне 67,3 млрд.руб. (таблица 3.2)
Таблица 3.2
Структура инвестиционных затрат в капитальное строительство по городу Набережные Челны (млн.руб.)
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
Инвестиции в основной капитал в действующих ценах |
11636,8 |
19004,2 |
24705,4 |
31375,9 |
39533,6 |
67277,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Производственное строительство |
6436,7 |
11258,4 |
16223,8 |
20663,4 |
25877,5 |
40366,3 |
Непроизводственное строительство |
5200,1 |
7745,8 |
8481,6 |
10712,4 |
13656,0 |
26910,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Жилищное строительство |
2744,2 |
4649,8 |
5488,0 |
7024,7 |
8921,4 |
17575,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Социальная ипотека |
696,5 |
913,03 |
1872,0 |
2094,0 |
2725,0 |
5368,3 |
Обеспечение жильем молодых семей |
276,6 |
445,5 |
280,0 |
364,7 |
|
|
Классическая ипотека |
97,518 |
387,1 |
547,8 |
869,9 |
1904,2 |
3751,3 |
Долевое строительство с привлечением средств населения |
1673,58 |
2975,2 |
3068,2 |
3696,1 |
4292,2 |
8455,6 |
В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" для развития жилищного строительства в городе определены перспективные территории в районах "Замелекесье", "Прибрежный", Молодежный", XXXI, XVIA районы, район городского центра. Общая площадь застройки около 700 га, планируемый объем ввода жилья - 5,5 млн. кв.м, в том числе 1382,9 кв.метров согласно I очереди Генерального плана.
Таблица 3.1
Структура и динамика ввода жилья по городу Набережные Челны до 2015 года
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
1) Ввод жилья (тыс. кв.м) |
201,4 |
260,0 |
276,5 |
300,0 |
350,0 |
512,2 |
темп роста (%) |
125,9 |
129,0 |
106,3 |
108,4 |
116,6 |
146,3 |
- по социальной ипотеке (тыс. кв.м) |
54,7 |
51,4 |
113,2 |
108,9 |
109,0 |
110,0 |
количество квартир |
833 |
830 |
1194 |
1436 |
1630 |
1790 |
- в рамках реализации Закона РТ "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" (тыс. кв.м) |
7,2 |
15,7 |
6,4 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
количество квартир |
- |
276 |
140 |
140 |
140 |
140 |
- по системе классической ипотеки (тыс. кв.м) |
15,86 |
22,9 |
28,3 |
35,5 |
44,5 |
60,0 |
- долевое участие населения в строительстве жилья (тыс. кв.м) |
97,7 |
137,1 |
98,2 |
125,6 |
175,5 |
221,5 |
- индивидуальное строительство (тыс. кв.м) |
41,7 |
55,6 |
58,5 |
58,5 |
58,5 |
105,0 |
2) Ввод жилья на 1 человека (кв.м) |
0,4 |
0,51 |
0,53 |
0,6 |
0,7 |
1,0 |
темп роста (%) |
|
102,2 |
103,2 |
103,1 |
103,0 |
154,0 |
3) Жилой фонд (тыс. кв.м) |
9146,7 |
9375,2 |
9651,7 |
9951,7 |
10271,7 |
12441,7 |
4) Обеспеченность жильем (кв.м/чел.) |
18,1 |
18,57 |
19,1 |
19,7 |
20,3 |
24,3 |
темп роста (%) |
|
102,6 |
102,8 |
103,1 |
103,0 |
103,8 |
5. Из общего объема ввода жилья: |
|
|
|
|
|
|
- Многоквартирное жилищное строительство (тыс. кв.м) |
159,7 |
200,4 |
218,0 |
241,5 |
291,5 |
407,2 |
в т.ч. Перспективное строительство при комплексном освоении территории (тыс. кв.м) |
31,72 |
78,6 |
116,4 |
140,0 |
165,0 |
250,0 |
- Малоэтажное жилищное строительство (тыс. кв.м) |
41,7 |
55,6 |
58,5 |
58,5 |
58,5 |
105,0 |
в т.ч. Перспективное строительство при комплексном освоении территории (тыс. кв.м) |
- |
- |
7,86 |
6,55 |
15,1 |
42,0 |
Доля малоэтажного жилья в общем объеме роста (%) |
20,7 |
21,4 |
21,1 |
19,5 |
16,7 |
20,5 |
С целью более эффективного комплексного освоения данных территорий, для развития малоэтажного строительства будет скоординировано взаимодействие с руководством Тукаевского муниципального района в вопросе освоения территории в северо-восточной части города, которая является перспективной согласно утвержденному Генплану,
Основными предприятиями промышленности строительных материалов являются: ОАО "Завод ячеистых бетонов", ООО "Стройдеталь", ГУП "КСМ", ООО "ДСК", Корпорация "РАССТАЛ", ООО "КамаСтройИндустрия", ООО "КамаСпецИндустрия" и др. Крупнейшие строительные организации: ОАО "ЗЯБ", ООО "ДСК", ОАО "Камгэсэнергострой", ООО "Промэнергострой", ОАО ССК "Челныгорстрой", Ф-л ООО "Оримекс Сувар", ООО "Камская строительно-монтажная компания", ООО Камский завод "Интерпласт", ЗАО МПО "Иншаат", ООО "Аква-регион", ООО "Кровля-2", ООО "Магнолия-С", ООО "Промжилсервис", ООО "Трим-Строй", ПК "Апшерон" и др.
Строительные предприятия и организации работают в тесном сотрудничестве с проектно-изыскательскими организациями, архитектурно-проектными мастерскими. В городе насчитывается более 30 организаций. Именно их деятельность придает строительным объектам города архитектурную выразительность, комфортабельность, способствует успешному развитию строительного комплекса и наращиванию мощностей предприятий строительной индустрии. Сегодня в городе хорошо известны такие проектные организации и институты, как ООО "Каминвестгражданпроект", ООО "Челныпроект", ООО "Стройпроект", КУП "Управление градостроительного кадастра", ООО "Энергогражданпроект" и др.
Ежегодно прирост количества строящихся объектов составляет в среднем 15%. Предприятия строительной индустрии, промышленности строительных материалов города в основном обеспечивают строительную отрасль и удовлетворяют рыночный спрос в следующих строительных материалах: железобетонные изделия, товарный бетон, раствор, кирпич, металлоконструкции, столярные изделия, сухие смеси для отделочных работ и др.
На ряде предприятий осуществляется модернизация и реконструкция производства, постоянное освоение новых технологий. Так в 2006-2007 годах введены:
1) Российско-испанские технологические линии по изготовлению многопустотных плит перекрытий непрерывного формования "Tensiland": ООО "Стройдеталь" - мощностью 100 тыс. кв.м плит в год; ООО "ДСК" - мощностью 200 тыс. кв.м в год;
2) Линия по изготовлению многопустотных плит перекрытий непрерывного формования по бельгийской технологии: ОАО "ЗЯБ" - мощностью 250 тыс. кв.м плит в год;
3) Линия по изготовлению деталей каркасного сборно-монолитного домостроения: ООО "Стройдеталь" - мощностью 50 тыс. кв.м в год, ОАО "ЗЯБ" - 50 тыс. кв.м в год, ООО "ДСК" - 50 тыс. кв.м в год;
4) Линия по выпуску высокоэффективного ячеистого бетона ОАО "ЗЯБ" - мощностью 600 тыс. куб.м в год;
5) Линия по производству пенополистирола мощностью 55 тыс. куб.м в год;
6) Линия по производству панелей "Сэндвич" мощностью 50 тыс. кв.метров.
Алюминиевые конструкции корпорации "РАССТАЛ" широко применяются в строительстве объектов социального комплекса и производственного назначения.
В 2008 году ОАО "ЗЯБ" успешно запустил еще одну новую линию немецкой фирмы "FRIMA" по производству брусчатки мощностью 300 тыс. кв.метров в год. Это современный и значимый элемент благоустройства городской среды.
Вместе с тем, темпы внедрения новых эффективных технологий и освоения производств современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций должны быть выше, поскольку доля завоза строительных материалов и изделий из других регионов и республик составляет 35-40%.
Для реализации развития строительного кластера города Набережные Челны определены следующие задачи:
1. Развитие наукоемких инновационных структур, а также центров трансферта технологий.
2. Развитие ипотечного кредитования.
Преимуществами ипотеки для строительной индустрии является увеличение спроса на жилье, что создает инвестиционную привлекательность строительной отрасли. Все это, в конечном счете, способствует росту объемов производства строительных материалов и строительства.
"Рис. 3.8. Объем ипотечного кредитования на строительство жилья в действующих ценах по городу Набережные Челны на период с 2006 по 2015 гг."
Основной проблемой развития ипотеки в городе продолжает оставаться достаточно низкий уровень доходов граждан относительно стоимости жилья. Несмотря на заметный рост реальных доходов населения, стоимость жилья увеличивается опережающими темпами. Задача - дальнейшее активное развитие городских ипотечных программ. Ипотечные кредиты в Набережных Челнах предоставляют 16 банков, заемщикам предлагается 91 ипотечная программа для приобретения жилья в кредит, как на первичном, так и на вторичном рынках недвижимости.
3. Упрощение процедуры получения банковских кредитов, в частности на долгосрочный период для предприятий строительного комплекса.
4. Развитие малоэтажного домостроения как внутри, так и в пригородной зоне города.
Развитию малоэтажного строительства способствует обеспечение коттеджных поселков инженерными сетями и коммуникациями, дорогами. В настоящий период есть проблемы с финансированием как предпроектных, проектных работ, так и строительства самих инженерных коммуникаций и дорог. В городе необходимо построить около 62 км дорог, включая новые районы комплексной застройки.
5. Проведение мероприятий по оптимизации сроков оформления документации по отводу земель.
6. Создание головного института, способного осуществлять качественную подготовку крупных серьезных проектов и оформление градостроительной документации.
7. Освоение производств строительных материалов с использованием полимерного сырья, произведенного предприятиями Нижнекамского промышленного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.