Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 3 февраля 2003 г. N 3п-1-7/03 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2003 г. N 11-Г03-21 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Б-ва,
при секретаре У-ой,
с участием прокурора С-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению (жалобе) Штанина А.В, Султанова И.Т., Хафизова М.М. о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан от 15 октября 2002 года N 14-ЗРТ "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан от 17 октября 2002 года N УП-880 "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидата в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан",
установил:
Штанин А.В., Султанов И.Т., Хафизов М.М. обратились в Верховный суд Республики Татарстан с жалобой о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидата в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
В обоснование своих требований заявители указали, что обжалуемые ими нормативные акты противоречат федеральному законодательству и Конституции РФ, поскольку:
- прямым правом внесения в Государственный Совет Республики Татарстан кандидатов в представители общественности наделен только Президент Республики Татарстан, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации;
- граждане и объединения граждан лишены права непосредственного внесения кандидатур в представители общественности;
- Государственный Совет Республики Татарстан превысил полномочия и незаконно передал представительские полномочия Президенту Республики Татарстан;
- Закон Республики Татарстан и Указ Президента как нормативные правовые акты по вопросам соблюдения и защиты прав человека не могут приобретать юридическую силу немедленно после опубликования;
- Указ Президента Республики Татарстан издан со ссылкой на отсутствующий закон - Закон Республики Татарстан обнародован в газете "Республика Татарстан" 22 октября 2002 года, Указ Президента Республики Татарстан опубликован в газете "Республика Татарстан" 18 октября 2002 года.
На основании Закона Республики Татарстан N 14-ЗРТ от 15.10.02 года "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан N УП-880 от 17.10.02 года "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидатов в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" Государственный Совет Республики Татарстан 28 ноября 2002 года принял постановление "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан", которое заявители просят отменить как принятое на основании противоречащих федеральному законодательству нормативных актов Республики Татарстан.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с жалобой не согласился, пояснив, что оспариваемые заявителями нормативные правовые акты не противоречат федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан также не согласился с жалобой, указав, оспариваемые заявителями нормативные правовые акты субъективных прав заявителей не нарушают, сами заявители свои кандидатуры на конкурс не вносили.
По вопросу опубликования нормативных правовых актов, оспариваемых заявителями, представитель Президента Республики Татарстан считает, что права заявителей не затронуты.
Заслушав заявителей, представителей Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан и мнение участвующего по делу прокурора, Верховный Суд Республики Татарстан считает, что в удовлетворении требований заявителей следует отказать по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Федерального закона был принят Закон Республики Татарстан "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
В соответствии со статьей 3 Закона, регламентирующей порядок назначения представителей общественности, они назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан (пункт 1). Предварительный отбор кандидатов на должности представителей общественности для их представления в Государственный Совет Республики Татарстан осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Татарстан (пункт 4).
Во исполнение и в целях реализации норм пункта 6 статьи 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и пунктов 1 и 4 статьи 3 Закона был издан Указ Президента Республики Татарстан от 17 октября 2002 года N УП-880 "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидатов в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
Заявители указывают, что установленный оспариваемым Указом порядок предварительного отбора кандидатов в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан создает препятствия на пути реализации соответствующих норм Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Они считают, что образованная в соответствии с пунктом 4 Положения комиссия по предварительному отбору кандидатов в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан при Президенте Республики Татарстан, проводит непосредственный отбор и представляет Президенту только рекомендованные кандидатуры.
Комиссия или Президент Республики Татарстан по любым мотивам могут "отсеять" кандидата, который в результате просто не сможет предстать перед Государственным Советом Республики Татарстан.
Заявители полагают, что оспариваемые положения нормативных правовых актов ограничивают конституционные права объединений граждан по выдвижению представителей в квалификационную коллегию судей, нарушается принцип выборности представителей общественности, поскольку при условии представления Президентом Республики Татарстан на семь вакансий семи кандидатур выборы превращаются в профанацию.
Заявители считают, что оспариваемые Закон и Указ относятся к числу правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем, они должны были вступать в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
С этими доводами заявителей Верховный суд Республики Татарстан не может согласиться по следующим основаниям.
Рассматриваемый Закон Республики Татарстан принят во исполнение Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в соответствии со статьей 11 которого, представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, указанный Федеральный закон предоставляет право субъектам самостоятельно регламентировать порядок назначения, в том числе определять субъекта и процедуру представления кандидатов для назначения представителями общественности в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации.
Требования к представителям общественности квалификационной коллегии судей, установленные Федеральным законом, продублированы и в Законе Республики Татарстан "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
При этом, федеральный законодатель, не исключает возможности правовой регламентации отдельных вопросов, связанных с процедурой назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей актами, носящими подзаконный характер, в том числе Указами Президента.
Довод заявителей о противоречии статьи 3 республиканского закона федеральному законодательству и нарушении в связи с этим конституционного права граждан, которым согласно Конституции Российской Федерации принадлежат власть и право формирования органов государственной власти не имеет правовой основы, поскольку положение о назначении представителей общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации законодательным органом субъекта Российской Федерации, а не путем прямого, непосредственного избрания их гражданами установлено Федеральным законом.
Довод заявителей об ограничении конституционных прав объединений граждан по выдвижению представителей общественности в квалификационную коллегию судей, в ходе судебного рассмотрения не был подтвержден заявителями, не подкреплен ссылками на нормы права.
Указ Президента Республики Татарстан "Об утверждении положения о порядке предварительного отбора кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" устанавливает одинаковые требования по внесению предложений как политическими партиями, иными общественными объединениями, так и государственными органами, органами местного самоуправления, высшими учебными заведениями и иными организациями, без каких-либо изъятий, установления дифференцированных требований.
В основе отбора кандидатов лежат требования, установленные Федеральным законом и продублированные в Законе Республики Татарстан: наличие гражданства Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и другие установленные Федеральным законом.
Указом Президента Республики Татарстан предусмотрены два основания для отклонения предложенной кандидатуры: в случае если кандидат не отвечает вышеуказанным требованиям, установленных Законом, а также в случае предоставления недостоверных сведений.
Следовательно, неубедительны доводы заявителей о том, что любой кандидат может быть "отсеян" по мотиву нелояльности к действующей власти или по каким-то иным соображениям.
Утверждение заявителей о том, что оспариваемые Закон и Указ относятся к числу правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а потому должны были вступать в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования также несостоятельны, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты определяют только порядок назначения (предварительного отбора) на должность представителей общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан.
Защита прав и свобод человека и гражданина не является предметом регулирования оспариваемых Закона и Указа.
По утверждению заявителей, Указ, изданный во исполнение и в целях реализации пунктов 1 и 4 статьи 3 оспариваемого Закона, был опубликован в республиканских средствах массовой информации (и, следовательно, вступил в силу) раньше, чем Закон, противоречат доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Закон Республики Татарстан был принят Государственным Советом Республики Татарстан 6 сентября 2002 года, подписан Президентом Республики Татарстан 15 октября 2002 года. Указ был издан Президентом Республики Татарстан 17 октября 2002 года, то есть после подписания оспариваемого Закона Республики Татарстан.
Закон Республики Татарстан, и Указ Президента Республики Татарстан были одновременно официально опубликованы в республиканской газете "Ватаным Татарстан" 19 октября 2002 года.
Анализируя доказательства по данному делу Верховный суд Республики Татарстан считает, что требования заявителей о признании противоречащими пунктов 1, 3, 4 статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 4, статью 5 Закона Республики Татарстан N 14-ЗРТ от 15 октября 2002 года "О представителях об общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан N УП-880 от 17 октября 2002 года "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидатов в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Положениям статей 5 и 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" другим федеральным законам, оспариваемые заявителями нормативные правовые акты не противоречат, изданы они в пределах полномочий Республики Татарстан.
Из текста самой жалобы, пояснений заявителей не видно, каким образом нарушены права и законные интересы заявителей оспариваемыми ими нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, Верховный суд Республики Татарстан соглашается с доводами, приведенными в обоснование возражений представителями Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ., суд решил:
В удовлетворении жалобы Штанина А.В., Султанова И.Т., Хафизова М.М, о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Республики Татарстан от 15 октября 2002 года N 14-ЗРТ "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан от 17 октября 2002 года N УП-880 "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидата в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судом отказано в признании противоречащими федеральному законодательству и Конституции РФ отдельных норм Закона Республики Татарстан от 15 октября 2002 года N 14-ЗРТ "О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан от 17 октября 2002 года N УП-880 "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидата в представители общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
Анализируя доказательства по данному делу, Верховный суд Республики Татарстан посчитал, что требования заявителей не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Положениями статей 5 и 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", определено, что оспариваемые заявителями нормативные правовые акты не противоречат федеральному законодательству, и изданы в пределах полномочий Республики Татарстан.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2003 г. N 11-Г03-21 решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 3 февраля 2003 г. N 3п-1-7/03 г.
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2003 г. N 11-Г03-21 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения