Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Казанской городской Думы
от 29 апреля 2009 г. N 4-40
Концепция
"Культура Казани"
I. Введение: новая экономика, культура и развитие городов
В XXI веке мир стремительно меняется. Традиционная промышленность более не является магистральным путем развития городов. На передний план выходит новая экономика, основанная на информации, знаниях, инновациях и творчестве. Крупные города начинают конкурировать в области привлечения человеческих ресурсов и талантов, стремясь занять место в числе мировых лидеров. В этих условиях многократно возрастает значение сферы культуры как фактора конкурентоспособности городов. Однако и сама культура тоже изменяется. Требуется определение новых принципов существования городской культуры, разработка современной концепции ее развития.
Развитие сферы культуры должно отвечать глобальным тенденциям и вызовам современного мира, в числе которых:
- разрушение культурной среды в процессе глобализации и распространения массовой культуры;
- размывание национальных культур и традиций;
- рост конкурентной борьбы между городами, основанный на использовании культурного, инновационного и туристического потенциала;
- несоответствие качества и уровня предоставляемого культурного продукта и услуг спросу населения.
Концепция "Культура Казани" (далее - Концепция) разработана в целях развития культурной политики в условиях современного насыщенного медиа-технологиями промышленного города. Концепция определяет приоритеты городской политики в области культуры в соответствии со Стратегией развития Казани до 2015 года и опирается на инновационный подход к развитию города. При этом в качестве важнейших показателей привлекательности и узнаваемости города рассматриваются его интеллектуальные, культурные и творческие возможности.
Концепция предлагает интегрировать культурную политику в систему общей политики обновления Казани, главной целью которой является постоянное повышение качества жизни населения.
В Концепции культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, норм, правил, традиций и ментальности, определяющих образцы поведения и способы деятельности людей. Таким образом, от качественного состояния сферы культуры зависит качество жизни.
Сегодня культурная политика выходит за рамки отрасли культуры, становится важным фактором социального и экономического развития города. Поэтому Концепция включает в орбиту единой политики все субъекты культурной политики, действующие на территории города, и обеспечивает их взаимодействие.
В Концепции сформулирована цель, приоритеты и задачи развития культурной политики Казани, которые позволят обеспечить эффективное, целенаправленное, динамичное развитие культуры города.
II. Анализ конкурентных преимуществ и недостатков сферы культуры Казани
Казань - город с уникальной мультикультурной средой. Поликонфессиональность и многонациональность оказывают определяющее влияние на формирование культурного пространства города и определяют основные векторы его развития. Культура Казани как мозаика состоит из нескольких культурных и цивилизационных пластов, включает множество субкультур и большой творческий потенциал. Столица Татарстана - город классического искусства и традиционной национальной культуры, объединивший казанскую "старину" и национальные традиции с современностью и склонностью к экспериментированию и инновациям.
Вместе с тем дальнейшее продвижение и развитие города требуют определенной перестройки системы использования культурных и творческих ресурсов. Закрепив юридически свое право называться третьей столицей России, Казань должна соответствовать ему во всем, в том числе в уровне развития культурной среды города.
Уникальное культурное пространство города с одной стороны требует к себе бережного отношения, с другой - нуждается в генерации новых проектов, направленных на модернизацию культурной среды.
2.1. В дальнейшем развитии культурной политики Казань опирается на следующие конкурентные преимущества:
2.1.1. наличие четко сформированных брендов города: "Место, где встречаются Европа и Азия, Восток и Запад", "Третья столица России", "Восточная столица России", "Мировая столица всех татар";
2.1.2. наличие архитектурных, исторических памятников федерального значения, в первую очередь это историко-архитектурный ансамбль "Казанский Кремль", включенный в список наследия ЮНЕСКО;
2.1.3. наличие уникальных духовных центров, памятников и реликвий для представителей всех конфессий (мечеть Кул Шариф, паломнический центр Иконы Казанской Божьей матери), позволяющих позиционировать город как поликонфессиональный центр духовной культуры;
2.1.4. сложившиеся многовековые традиции общероссийского центра академического искусства и культуры (оперы, балета, изобразительного искусства и литературы);
2.1.5. яркое национальное своеобразие, выражающееся в сохранении народных традиций, культуры, языка, самобытных праздников;
2.1.6. высокоразвитая, сложившаяся система дополнительного эстетического, музыкального и художественного образования с широким охватом населения и большим потенциалом для профессиональной подготовки кадров в сфере культуры.
2.2. вместе с тем дальнейшему развитию культурного пространства препятствует наличие следующих недостатков:
2.2.1. ведомственная разобщенность деятельности субъектов управления сферой культуры, отсутствие единой стратегии планирования развития культурного пространства города;
2.2.2. недостаточное использование инвестиционной составляющей культурного потенциала;
2.2.3. неравномерность распределения и доступности культурных услуг;
2.2.4. слабая материально-техническая база и эффективность деятельности муниципальных учреждений культуры;
2.2.5. неразвитость творческих индустрий и частных инициатив в сфере культуры;
2.2.6. несоответствие качества услуг, предоставляемых в сфере культуры, уровню спроса населения;
2.2.7. слабое использование инновационных и информационных технологий в культурных процессах;
2.2.8. острый дефицит квалифицированных кадров в сфере культуры.
III. Основные приоритеты культурной политики
Формирование культурной политики должно опираться на конкурентные преимущества и решать задачи по преодолению существующих недостатков. Основными приоритетами в рамках реализации Концепции являются программы, проекты, фестивали, конкурсы и мероприятия, нацеленные на:
3.1. сохранение уникальной многонациональной и поликонфессиональной среды, архитектурного, исторического и культурного наследия Казани.
Многообразие и богатство творческих процессов, национальных, этнических культур и традиций, религиозных и духовных ценностей, свойственное Казани как современному мегаполису, - это фактор, вносящий значительный вклад в формирование привлекательного образа Казани, влияющий на качество проживания, развитие туризма и становление городской экономики. В рамках реализации Концепции необходимо обеспечить сохранение и поддержку исторического и архитектурного наследия города и существующих национальных, этнических культур и духовных ценностей.
3.2. продвижение в культурное пространство материальных и духовных культурных ценностей Казани, производство востребованного и конкурентоспособного туристского продукта.
Концепция рассматривает культуру Казани как важнейший ресурс конкурентоспособности, инвестиционной и туристической привлекательности города. Эффективное использование данного ресурса позволит сформировать имидж Казани как культурной и духовной столицы, увеличить число туристов, экскурсантов, продолжительность их пребывания в Казани. С этой целью необходимо активное участие творческих коллективов города в культурных процессах, расширение межмуниципального культурного обмена, интеграция в сферу туризма, развитие инновационных информационных и маркетинговых технологий;
3.3. использование возможностей проведения крупных международных событий, таких как Всемирная летняя Универсиада 2013 года, для позиционирования Казани как одной из мировых культурных столиц.
Значительным импульсом для реализации приоритетов культурной политики должна стать подготовка к международным мероприятиям и Универсиаде 2013 года, а также проведение комплекса мероприятий в связи с этим событием. Универсиада должна стать не только спортивным, но и культурным событием. Это дает возможность сформировать обновленный имидж Казани, способный привлечь туристов. Подготовка к Универсиаде предполагает повышение образовательной роли культуры, деятельности учреждений, направленной на просвещение населения в области культуры и истории города, обучения иностранным языкам и поведению в многоязыковой и мультикультурной среде.
Проведение Универсиады ставит задачи по мобилизации значительных творческих ресурсов. Для этого необходима консолидация творческого потенциала города через систему отбора, поддержки проектов, направленных на вовлечение творческих коллективов в культурную программу Универсиады.
3.4. воспитание культурного человека, повышение уровня эстетического и культурного образования населения г. Казани.
Воспитание культурного человека требует увеличения образовательной роли культуры в обществе, расширения сфер для реализации творческого потенциала личности и повышения доступности культурных услуг. Образовательная функция культуры предполагает воспитание в личности индивидуального ощущения мира, творческого и эстетического начала, что является основой конкурентоспособности человека. Создание имиджа просвещенного горожанина и позиционирование Казани через высокий уровень культуры ее жителей определяется в первую очередь системой образования, которая включает все современные институты социализации. Основное воздействие по привлечению населения к культурным и духовным ценностям необходимо направить на ребенка как главного агента развития общества. Поэтому воспитание культурного человека требует интеграции усилий в разработке специализированных культурно-просветительских программ всей сети организаций культуры, общеобразовательных учреждений, системы дополнительного образования и эстетического воспитания, досуговых учреждений.
3.5. обеспечение доступности культурных услуг и равных возможностей для удовлетворения культурных и духовных потребностей всех жителей города.
Повышенного внимания требует решение проблемы доступности и неравномерности распределения услуг учреждений культуры. Как показывают проведенные социологические исследования, значительная часть населения Казани ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки работы общественного транспорта, отсутствие комфорта и удобства для детей, инвалидов, пенсионеров.
Реализация обозначенного приоритета предусматривает создание условий для обеспечения самореализации личности независимо от уровня доходов путем сохранения и развития существующей муниципальной сети учреждений культуры, введение льготного обслуживания в учреждениях культуры в рамках действующего законодательства, расширение благотворительных мероприятий, акций и программ, совершенствование обслуживания посетителей с ограниченными физическими возможностями в организациях культуры, включая оснащение учреждений специализированным оборудованием, расширение театральной, концертной, выставочной деятельности в коррекционных школах, домах инвалидов, интернатах, домах престарелых, больницах;
3.6. повышение эффективности управления процессами и использования инвестиционной привлекательности культуры Казани.
В городе наблюдается характерная для общества с рыночной экономикой конкуренция учреждений культуры и других учреждений, отвечающих за организацию досуга горожан, в части привлечения внимания потребителя. Низкий качественный уровень, отсутствие новых идей, устаревшая материально-техническая база и кадровый дефицит приводят к тому, что спрос на услуги муниципальных учреждений культуры остается низким, несмотря на то, что соцопросы показывают высокий уровень культурных потребностей в целом. В связи с этим необходимо разработать и реализовать комплекс мер по повышению общественной и экономической эффективности функционирования ряда учреждений культуры.
Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений данной сферы. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Однако степень неизбежной бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать дополнительные средства для своего развития.
IV. Цель и задачи культурной политики
Целью культурной политики является
Модернизация культурной среды города Казани, направленная на повышение уровня конкурентоспособности города и качества жизни горожан, при сохранении уникальных национальных особенностей и исторического наследия.
Задачи:
1. Сохранение архитектурного и культурно-исторического наследия Казани;
2. Содействие развитию национальных культур, традиций и обычаев этнических общностей и народов, проживающих в Казани, многообразию культурных процессов;
3. Сохранение духовных и конфессиональных ценностей, направленных на удовлетворение религиозных потребностей населения и позиционирующих Казань как центр поликонфессиональной духовной культуры;
4. Поддержка и продвижение культурного продукта творческих коллективов на региональный и федеральный уровни;
5. Создание и поддержка социально-культурных проектов, способных перерасти в туристский продукт;
6. Подготовка творческих ресурсов и культурной программы Универсиады 2013 года;
7. Разработка рекомендаций и моделей поведения населения в мультикультурной и мультиязыковой среде в различных сферах жизнедеятельности города;
8. Усиление образовательной роли культуры и вовлечение населения в культурные процессы;
9. Обеспечение устойчивого развития традиционной системы музыкального и художественного образования детей и молодежи;
10. Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи;
11. Модернизация библиотечного обслуживания населения;
12. Формирование единого культурного пространства города;
13. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Казани;
14. Развитие частных инициатив в сфере культурных индустрий (коммерческая деятельность в сфере культуры);
15. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры;
16. Повышение уровня методической и информационной обеспеченности сферы культуры посредством внедрения инновационных моделей и методик, современных технических и технологических средств.
V. Механизм реализации Концепции
Аналитической базой для разработки Концепции послужили результаты социологических исследований, проведенных Центром перспективных экономических исследований Академии наук РТ, комплексного мониторинга оценки доступности и качества услуг культуры (по разделам: библиотечное обслуживание, досуговые центры, музейное дело, зооботанический сад) и других исследований.
Основным механизмом реализации Концепции является создание комплекса межведомственных целевых программ, а также ведомственных программ развития, программ отдельных учреждений культуры, принимающих в качестве цели один из предложенных приоритетов либо включающих в себя одно из стратегических направлений. Концепция, выделяя приоритеты и формулируя главную цель, задачи, предлагает структурированный материал для таких программ. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определены внутри программ.
Разработка программ предполагает поэтапную реализацию оптимальных моделей развития отрасли в зависимости от изменяющихся экономических и социальных условий (инерционная, модернизационная и прогрессивная модели).
Инерционная модель позволяет сохранить текущее состояние отрасли в кризисных условиях, однако не дает качественных изменений и не позволяет рассматривать культуру как значимый ресурс развития города.
Модернизационная модель предполагает оптимизацию сети культурных учреждений, построение новых принципов межведомственного взаимодействия, изыскания дополнительных источников финансирования. Данная модель дает возможность обновления отрасли на уровне общенациональных трендов, не решая при этом фундаментальных проблем и не затрагивая геополитическое позиционирование отрасли культуры.
Прогрессивная модель открывает возможности использования инвестиционного ресурса культуры, влечет за собой качественные изменения отрасли, позволяет рассматривать сферу культуры как основную характеристику качества жизни.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Оценка эффективности результатов реализации Концепции будет осуществляться исходя из системы индикаторов, разработанных в ходе подготовки программ развития и отдельных проектов, с учетом целей и задач Концепции.
- увеличение числа творческих коллективов;
- увеличение числа туристов, количеств посещений гостями города и экскурсантами учреждений культуры и культурных мероприятий;
- развитие событийного туризма;
- расширение ресурсной базы культуры, стимулирование сотрудничества бизнеса и культуры;
- появление современных творческих индустрий;
- количественное и качественное пополнение музейных, библиотечных фондов;
- повышение эффективности управления всеми ресурсами, имеющимися в муниципальных учреждениях культуры (культурно-историческими, кадровыми, материально-техническими);
- повышение качества услуг, оказываемых культурно-досуговыми учреждениями;
- привлечение в отрасль молодежи и независимых творческих профессионалов;
- поддержание высокого уровня профессионализма преподавательского корпуса учреждений дополнительного образования детей;
- расширение охвата детей услугами учреждений дополнительного образования и эстетического воспитания;
- расширение инфраструктуры, способствующей всесторонней реализации творческого потенциала личности;
- расширение культурных услуг и увеличение охвата населения г. Казани;
- приобщение граждан к культурным ценностям и развитие эстетического воспитания молодежи;
- интеграция усилий всех субъектов культурной сферы и общества в реализации целей и задач культурной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.