Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 23 октября 2008 г. N 31-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", в связи с жалобой гражданки В.И. Красновой"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
с участием гражданки В.И. Красновой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.Г. Минугулова, начальника отдела единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан Министерства юстиции Республики Татарстан Э.М. Аверьяновой, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.В. Ляукина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш. Ягудина, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л. Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Ш.Ш. Гафиятуллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К. Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста-эксперта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Р. Муртазиной,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", в связи с жалобой гражданки В.И. Красновой.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки В.И. Красновой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей правовые нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н. Багаутдинова, объяснения сторон - гражданки В.И. Красновой и представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Р.Г. Минугулова и Э.М. Аверьяновой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - М.В. Ляукина, от Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш. Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Г.Л. Удачиной, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Ш.Ш. Гафиятуллина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К. Крылова, от прокурора Республики Татарстан - Г.С. Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.Р. Муртазиной, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка В.И. Краснова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан". Заявительница оспаривает правовые нормы, согласно которым при определении размера субсидии-льготы гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, используется фактическое значение объема потребления жилищно-коммунальных услуг; в случаях превышения величины фактического потребления над установленными нормативами потребления используется нормативное значение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; при превышении установленных значений социальной нормы площади жилья над фактической величиной жилой площади в расчетах используется фактическая величина жилой площади.
Заявительница является ветераном труда и в соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" наряду с другими мерами социальной поддержки имеет право на субсидию в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и на субсидию в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения.
Органы социальной защиты, как указывает гражданка В.И. Краснова, при определении размера субсидии-льготы производят расчет исходя из фактической величины занимаемой ею общей площади жилья, равной 30,6 квадратного метра, которая меньше действующего регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, установленного для одиноко проживающих граждан в размере 40 квадратных метров. Заявительница полагает, что в ее случае при расчете субсидии-льготы на оплату жилья необходимо исходить из указанного регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий, то есть из 40 квадратных метров. Как считает заявительница, в результате применения оспариваемого пункта Положения она недополучает ежемесячную субсидию-льготу на оплату жилья. По ее мнению, закрепленный в оспариваемых положениях порядок определения размера субсидии-льготы на оплату жилья ставит в неравное положение граждан, у которых площадь квартиры меньше установленного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, по сравнению с гражданами, у которых площадь квартиры больше указанного регионального стандарта.
Электрическую энергию и воду гражданка В.И. Краснова потребляет и оплачивает по показаниям установленных в ее квартире приборов учета, при этом фактический объем потребления этих коммунальных услуг составляет меньше установленного нормативного значения. Однако органы социальной защиты, применяя оспариваемый пункт Положения, рассчитывают размер полагающейся ей субсидии-льготы исходя из фактического, а не нормативного объема потребления указанных коммунальных услуг. В результате, по мнению заявительницы, она недополучает и ежемесячную субсидию-льготу на оплату коммунальных услуг.
Заявительница В.И. Краснова полагает, что оспариваемые положения нарушают ее конституционные права и свободы и не соответствуют статьям 13, 28 (часть 1), 54 (части 1 и 3) и 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; все равны перед законом и судом; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются правовые нормы пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", согласно которым при определении размера субсидии-льготы гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, используется фактическое значение объема потребления жилищно-коммунальных услуг; в случаях превышения величины фактического потребления над установленными нормативами потребления используется нормативное значение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; при превышении установленных значений социальной нормы площади жилья над фактической величиной жилой площади в расчетах используется фактическая величина жилой площади.
2. Оспариваемые заявительницей нормы затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства, которые в соответствии со статьей 72 (часть 1, пункты "ж" и "к") Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации Республика Татарстан вправе осуществлять правовое регулирование социальной и жилищной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что республиканские законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции). Федеральный законодатель с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установил следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда (статья 1). В соответствии с указанным Федеральным законом законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из Федерального закона "О ветеранах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть первая статьи 11, статья 22).
В Республике Татарстан принят Закон от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", статьей 5 которого предусмотрено предоставление ветеранам труда, к категории которых относится гражданка В.И. Краснова, соответствующих мер социальной поддержки. Согласно части первой статьи 9 данного Закона порядок реализации статьи 5 устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
На основании данного Закона Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", которым утверждено оспариваемое Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, закрепляющее в том числе и порядок определения размера субсидий-льгот.
Реализация данного полномочия отвечает требованиям статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области финансов и социального обеспечения, обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения.
Таким образом, обжалуемые нормы приняты Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах его полномочий.
3. В соответствии с частью первой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Согласно части седьмой статьи 159 данного Кодекса порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На этом основании постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые вступили в силу с 30 декабря 2005 года. Как следует из пункта 20 данных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится возврат излишне полученных в качестве субсидии средств (пункты 27 и 49 Правил).
Согласно действовавшему ранее Положению о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", при определении размера субсидии гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, расходы на оплату коммунальных услуг исчислялись исходя из нормативов их потребления, в том числе в случаях, когда показания приборов учета были ниже нормативов потребления соответствующих услуг (абзац второй пункта 20). Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 постановление от 30 августа 2004 года N 444 было признано утратившим силу и тем самым норма, на которой основывает свои доводы заявительница, исключена из федерального законодательства.
Гражданке В.И. Красновой как ветерану труда предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые установлены Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и финансируются из бюджета Республики Татарстан. В силу статьи 5 указанного Закона ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:
субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан; субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности;
субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения; субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
Как следует из содержания и смысла действующего правового регулирования, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые получают ветераны труда, в том числе и заявительница, являются по своей правовой природе субсидиями-льготами. Целевым предназначением данных субсидий-льгот является компенсация определенной законом части расходов, произведенных гражданином на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом их предоставление не зависит от уровня (размера) совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, поскольку право на субсидию-льготу обусловлено наличием у гражданина определенных заслуг перед государством либо его принадлежностью к указанной в законе социально незащищенной категории граждан.
Возможность предоставления таких субсидий-льгот основана на положениях статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как указал в этой связи Конституционный Суд Российской Федерации, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года N 258-О и от 15 февраля 2005 года N 17-О).
Таким образом, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, по своей целевой направленности являются субсидиями по малообеспеченности, и их предоставление не обусловлено наличием у гражданина статуса ветерана труда. Тем самым доводы заявительницы о необходимости применения к ней положений абзаца 2 пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" являются необоснованными, поскольку данное правовое регулирование в период своего действия относилось исключительно к субсидиям по малообеспеченности и не распространялось на гражданку В.И. Краснову как получателя субсидии-льготы, основанной на статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4. Согласно оспариваемому пункту 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126, при определении размера субсидии-льготы гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, используется фактическое значение объема потребления жилищно-коммунальных услуг; в случаях превышения величины фактического потребления над установленными нормативами потребления используется нормативное значение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; при превышении установленных значений социальной нормы площади жилья над фактической величиной жилой площади в расчетах используется фактическая величина жилой площади.
Данное Положение принято в целях реализации Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Оспариваемые заявительницей нормы конкретизируют порядок определения размера субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 5 указанного Закона. Исходя из этого конституционность оспариваемых норм следует рассматривать с учетом положений статьи 5 данного Закона, а также изменений правового регулирования предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Субсидии в размере 50 процентов расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренные статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг для населения, установленных законодательством Республики Татарстан, и должны компенсировать половину расходов, понесенных гражданином. При этом примененное законодателем понятие расходов на оплату жилья и коммунальных услуг как по своему буквальному толкованию, так и исходя из его места в системе нормативных правовых актов, предполагает компенсацию государством в установленных пределах реальных расходов граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 29 июня 2004 года, действовавшей до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) ветераны труда имели право в том числе и на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, а также на оплату 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления (пункты 6 и 7 части второй статьи 22). Указанные льготы в том же объеме предусмотрены в настоящее время статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", что свидетельствует о сохранении ранее достигнутого уровня социальной защиты ветеранов труда.
Исходя из этого в результате передачи согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данного правового регулирования с федерального уровня на республиканский и перевода указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг из натуральной формы в адресные субсидии Республика Татарстан обеспечила соблюдение правового требования, в соответствии с которым объем финансирования льгот не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены. Данные обстоятельства свидетельствуют о сохранении преемственности правового регулирования, касающегося предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда по оплате жилья и коммунальных услуг, что, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 5 июля 2005 года N 246-О, от 16 февраля 2006 года N 14-О и от 18 апреля 2006 года N 85-О), согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Предусмотренный оспариваемой нормой порядок определения размера субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг распространяется на ветеранов труда, установивших в своих квартирах приборы учета, к числу которых относится и заявительница В.И. Краснова. В соответствии с данным порядком указанным гражданам гарантируется предоставление денежной компенсации - субсидии-льготы в размере половины фактически произведенных ими расходов на оплату коммунальных услуг в случае, когда величина фактического потребления коммунальных услуг меньше установленных нормативов потребления. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, согласно оспариваемой норме и с учетом положений статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", предусмотрено для расчета размера субсидии-льготы при превышении величины фактического потребления коммунальных услуг над нормативными значениями. В данном случае ветерану труда гарантируется компенсация его расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления. При этом собственник в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации свободен в выборе способа определения размера платы за коммунальные услуги - на основании показаний приборов учета или в соответствии с утвержденными нормативами.
Следовательно, предусмотренный оспариваемой нормой порядок определения размера субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг, который распространяется на всех ветеранов труда, свободно избравших способ расчета объема потребляемых ими коммунальных услуг по показаниям приборов учета, гарантирует их права в сфере социального обеспечения и согласуется с принципом равенства, закрепленным в статье 28 Конституции Республики Татарстан.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года N 138-ЗРТ "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан" (в редакции от 20 мая 2008 года) региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидии, устанавливается в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности граждан жильем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (в редакции от 16 декабря 2006 года) федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения на одного гражданина был установлен в размере 18 квадратных метров общей площади жилья.
Последовательно осуществляя принцип социального государства, Республика Татарстан увеличила региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, к числу которых относится заявительница, используемый при расчете субсидий, с 33 до 40 квадратных метров, а на семью из 2-х человек - с 42 до 46 квадратных метров общей площади жилья (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2006 года N 672), а региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при расчете субсидий на одного человека в семье из пяти и более человек, с 11 до 12 квадратных метров общей площади жилья (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2007 года N 785).
Установленный исходя из имеющейся финансовой возможности Республики Татарстан размер регионального стандарта на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья обеспечивает более высокий уровень социальной защиты граждан, в том числе заявительницы В.И. Красновой, так как в связи с увеличением размера регионального стандарта соответственно увеличивается и размер предоставляемой субсидии.
Установленные законодательством социальные нормы площади жилья представляют собой допустимый верхний предел, в рамках которого осуществляется расчет субсидий гражданам на оплату жилья по их фактическим расходам. Такое понимание соответствует буквальному толкованию статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", которая устанавливает, что субсидия предоставляется в размере 50 процентов расходов на оплату жилья. Формулировка "в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан" не означает обязательного применения при расчетах максимальных значений регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Предельное значение регионального стандарта применяется только в случаях, когда оплата производится за такой размер площади жилого помещения, занимаемого гражданином, имеющим право на субсидию-льготу, который совпадает с размером установленного стандарта или превышает его. При этом площадь жилого помещения, превышающая региональный стандарт Республики Татарстан, оплачивается в полном размере.
Следовательно, утвержденный Кабинетом Министров Республики Татарстан порядок определения размера субсидии-льготы на оплату жилья распространяется на всех ветеранов труда, имеющих право на субсидии-льготы, и не нарушает положений статьи 28 Конституции Республики Татарстан о равенстве прав и свобод человека и гражданина.
Закрепляя в оспариваемых нормах порядок предоставления субсидий-льгот ветеранам труда, Кабинет Министров Республики Татарстан исходил из требований федерального законодательства, в том числе определенных преамбулой и частью второй статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также руководствовался положениями Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (статья 54, части 1 и 3).
Эти конституционные нормы корреспондируют с положениями Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, провозглашающей право каждого человека на социальное обеспечение в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года о праве каждого человека на социальное обеспечение и достаточный жизненный уровень для него и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 9; часть первая статьи 11).
Таким образом, оспариваемые заявительницей правовые нормы пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", не могут рассматриваться как отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина и, следовательно, не противоречат Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 67, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать правовые нормы пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", согласно которым при определении размера субсидии-льготы гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, используется фактическое значение объема потребления жилищно-коммунальных услуг; в случаях превышения величины фактического потребления над установленными нормативами потребления используется нормативное значение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; при превышении установленных значений социальной нормы площади жилья над фактической величиной жилой площади в расчетах используется фактическая величина жилой площади, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предусмотренный оспариваемой нормой порядок определения размера субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг распространяется на ветеранов труда, установивших в своих квартирах приборы учета, к числу которых относится и заявительница. В соответствии с данным порядком указанным гражданам гарантируется предоставление денежной компенсации - субсидии-льготы в размере половины фактически произведенных ими расходов на оплату коммунальных услуг в случае, когда величина фактического потребления коммунальных услуг меньше установленных нормативов потребления. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, согласно оспариваемой норме, предусмотрено для расчета размера субсидии-льготы при превышении величины фактического потребления коммунальных услуг над нормативными значениями. При этом собственник свободен в выборе способа определения размера платы за коммунальные услуги - на основании показаний приборов учета или в соответствии с утвержденными нормативами.
Установленные законодательством социальные нормы площади жилья представляют собой допустимый верхний предел, в рамках которого осуществляется расчет субсидий гражданам на оплату жилья по их фактическим расходам. Такое понимание соответствует буквальному толкованию Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", которая который устанавливает, что субсидия предоставляется в размере 50 процентов расходов на оплату жилья. Формулировка "в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан" и не означает обязательного применения при расчетах максимальных значений регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Предельное значение регионального стандарта применяется только в случаях, когда оплата производится за такой размер площади жилого помещения, занимаемого гражданином, имеющим право на субсидию-льготу, который совпадает с размером установленного стандарта или превышает его. При этом площадь жилого помещения, превышающая региональный стандарт Республики Татарстан, оплачивается в полном размере.
Таким образом, оспариваемые заявительницей правовые нормы пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, не могут рассматриваться как отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина и, следовательно, не противоречат Конституции Республики Татарстан.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 23 октября 2008 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности пункта 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", в связи с жалобой гражданки В.И. Красновой"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 31 октября 2008 г. N 219, газете "Ватаным Татарстан" от 12 ноября 2008 г. N 235