Постановлением КМ РТ от 14 декабря 2009 г. N 853 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 декабря 2008 г. N 888
"Об утверждении Программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан"
14 декабря 2009 г.
В целях повышения качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан.
2. Рекомендовать руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан.
3. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан осуществлять мониторинг предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан в двухмесячный срок разработать методические рекомендации по определению нормативов финансовых затрат на предоставление услуг физическим и (или) юридическим лицам для муниципального автономного учреждения.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратова.
Премьер-министр |
Р.Н. Минниханов |
Постановлением КМ РТ от 14 декабря 2009 г. N 853 в настоящую Программу внесены изменения
Программа
повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 15 декабря 2008 г. N 888)
14 декабря 2009 г.
Паспорт Программы
Наименование программы |
Программа повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономики Республики Татарстан |
Разработчики Программы |
Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан" |
Цели Программы |
Обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создаваемых в Республике Татарстан многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) |
Задачи Программы |
Создание правовой основы для оптимизации межведомственного взаимодействия, сокращения сроков предоставления услуг республиканскими, федеральными и муниципальными органами власти и учреждениями; создание системы информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, реализующей ускорение выполнения отдельных операций, и эффективное информационное взаимодействие участников предоставления услуги; организационное и материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ |
Сроки и этапы реализации Программы |
Первый этап - 2008-2009 годы: создание МФЦ в пяти муниципальных образованиях Республики Татарстан (муниципальное образование г. Казани, Альметьевский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район, Кукморский муниципальный район, Лениногорский муниципальный район); второй этап - 2010 годы: создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан |
Источники финансирования Программы |
Средства федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов органов местного самоуправления |
Ожидаемые конечные результаты и показатели реализации Программы |
Создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан; снижение на 30 процентов коррупционных рисков, рассчитываемых как доля услуг, предоставленных гражданам в режиме "единого окна"; уменьшение срока ожидания в очереди; не менее чем двукратное сокращение временных и денежных затрат граждан при получении государственных и муниципальных услуг; уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг |
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2008 N 805-р "О разработке программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров до 2010 года".
Программа реализует основные цели и задачи второго этапа административной реформы в Республике Татарстан по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в соответствии с федеральной Концепцией административной реформы в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (с изменениями от 9 февраля 2008 г. N 157-р) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Основной целью разработки Программы является обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создания МФЦ.
МФЦ является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным Кабинетом Министров Республики Татарстан или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг. На базе МФЦ предоставляются не менее 50 государственных (муниципальных) услуг по следующим направлениям:
а) социальная поддержка населения;
б) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;
г) регулирование предпринимательской деятельности.
Государственные (муниципальные) услуги в МФЦ предоставляются следующими способами:
а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками МФЦ. Для исполнения документ передается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
б) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются МФЦ самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
в) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются в МФЦ сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности которых организуются специальные рабочие места.
Предоставление государственных (муниципальных) услуг способами "а" и "б" является реализацией режима "единого окна".
Режим "единого окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг - это обеспечение физическим и юридическим лицам таких условий получения государственных и муниципальных услуг, при которых прием (выдача) документов физических и юридических лиц в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг производится однократно и единовременно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой для предоставления государственных и муниципальных услуг информации, осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и МФЦ самостоятельно в соответствии с утвержденными административными регламентами и другими нормативными правовыми актами.
МФЦ являются центрами ответственности за организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "единого окна" и от имени заявителя осуществляют взаимодействие с органами власти всех уровней, иными организациями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Реализация Программы призвана обеспечить повышение удобства предоставления услуг за счет создания единого места предоставления наиболее массовых услуг в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Внедрение механизма предоставления услуг в режиме "единого окна" снижает коррупционные риски, уменьшая и исключая прямые контакты получателей услуг с должностными лицами государственных и муниципальных органов власти, иных учреждений и организаций.
Мировой опыт показывает, что МФЦ являются наиболее удобной формой обслуживания населения при предоставлении услуг государственными и муниципальными органами власти и учреждениями.
Самыми активными приверженцами создания подобных центров обслуживания населения (далее - ЦОН) в Германии стали местные власти (городские, районные и поселковые). Характерным примером возникновения инициативы на местах является г. Унна, в котором первый ЦОН был открыт еще в 1984 году и имел четыре филиала (front-office). Исходной предпосылкой стало то, что все государственные услуги, которые являются достаточно простыми и могут быть обработаны в короткие сроки, должны предоставляться в одном месте. Как правило, в Германии созданные ЦОН оказывают такие услуги, как гражданская регистрация, регистрация транспортных средств, большинство услуг в сфере социального обеспечения, получение разрешений на строительство и регистрацию бизнеса (в ФРГ вышеперечисленные услуги относятся к полномочиям местного самоуправления). Здесь необходимо подчеркнуть, что принцип "единого окна" означает, что один сотрудник предоставляет заявителю все услуги или пакет услуг.
В одних случаях ЦОН, как в г. Унна, выступает исполнителем и самостоятельно предоставляет комплекс услуг, в других случаях, как в г. Русселсхеим, ЦОН выступает преимущественно как единый центр услуг (концепция "супермаркета услуг"), собранных в одном месте в целях обеспечения большей доступности и удобства.
К примеру, в штате Бахия (Бразилия) созданы ЦОН, которые объединили представительства государственных органов уровня федерации, штата и города для предоставления в одном месте услуг, наиболее часто востребованных населением. Как показывает практика, на этом этапе были выбраны достаточно простые услуги, не требующие значительных трудовых, временных ресурсов, технического обеспечения, которые могли быть предоставлены в одном месте. В число таких услуг чаще всего входили: регистрация по месту жительства, акты гражданского состояния, продление водительских прав, регистрация бизнеса.
По состоянию на 2001 год система центров объединяла услуги 29 организаций, включая Государственный департамент автотранспортных средств, Министерство социальной защиты, Министерство сельского хозяйства и аграрных реформ, Департамент муниципальных услуг, Департамент труда и социальной защиты, Агентство общественной безопасности, Федеральную полицию, Государственную водную и очистную компанию, Гражданский суд, Частную электрическую компанию штата Бахия. Свыше 500 различных услуг предлагается участниками таких центров.
Специально созданное Агентство по развитию системы государственных услуг и поддержке граждан штата отвечает за обеспечение качества государственных услуг в штате. Указанное агентство администрирует систему ЦОН. Агентство имеет особый статус в администрации губернатора и ежегодно выделяемый бюджет.
В ряде случаев ЦОН действуют как вспомогательное звено при взаимодействии населения с отдельными государственными и муниципальными службами, принимая заявления от граждан, проводя их первичную обработку и передавая далее в соответствующие службы. Но граждане имеют возможность обратиться напрямую в эти органы.
В Австралии с принятием в 1997 году Закона "Об агентствах по предоставлению услуг в Содружестве" было создано государственное учреждение "Centrelink" (далее - "Centrelink"), работающее по принципу "единого окна", возникшее в результате слияния отделов по предоставлению услуг Министерства социального обеспечения, Министерства по трудоустройству, Министерства образования при значительной поддержке Министерства финансов. В настоящее время указанное учреждение предоставляет услуги от имени и в партнерстве с 25 федеральными министерствами и государственными агентствами посредством сети "Интернет", телефонизированных центров по обслуживанию клиентов и через обычные офисы.
"Centrelink" предоставляет услуги Министерства труда, Министерства транспорта, Министерства по делам ветеранов, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства сельского хозяйства, Министерства иностранных дел, Министерства торговли, Министерства коммуникаций и информационных технологий и ряда других.
"Centrelink" не финансируется напрямую из бюджета, а получает средства за счет контрактов на предоставление услуг. Такой подход считается хорошей мотивацией для обеспечения качества услуг. Как правило, "Centrelink" заключает контракты сроком на три года.
Эффективность исполнения контрактов с соответствующими министерствами-клиентами оценивается на основе количественных и качественных данных, собираемых каждый месяц и характеризующих способность "Centrelink" выполнять обязательства по контрактам. Министерства имеют право расторгнуть контракты, если они недовольны качеством услуг, предоставляемых "Centrelink".
Таким образом, мировой опыт показывает, что повышение удобства, оперативности и качества услуг достигается реализацией следующих подходов:
закреплением полномочий предоставления различных государственных и муниципальных услуг за единым исполнителем (г. Унна, "Centrelink") и созданием территориальных офисов данной организации;
организацией предоставления наиболее востребованных услуг различных органов власти и учреждений в одном месте (Бразилия);
созданием центров ответственности, выступающих от имени граждан и юридических лиц при предоставлении услуг, которые ранее требовали от заявителей самостоятельного обращения в различные органы власти (Российская Федерация).
На современном этапе совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан предполагается создание органами местного самоуправления центров ответственности за предоставление гражданам услуг в режиме "единого окна" и повышение удобства получения тех услуг, которые предоставляются организациями и ведомствами в одном месте.
На территории Республики Татарстан наиболее массовыми услугами, требующими создания системы "единого окна", являются: подготовка документов на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, гаражи, под сады, огороды, оформление рекламных паспортов, земельных участков, наследства, перевод категорий жилых помещений в нежилые, паевых земель в собственность граждан, документов по дачной амнистии, документов при предоставлении свободных земельных участков под застройку, выдача разрешения на строительство, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а также услуги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, основными задачами МФЦ в Республике Татарстан являются:
организация предоставления услуг в режиме "единого окна";
сокращение количества контактов заявителя с должностными лицами и организациями;
уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
уменьшение срока ожидания в очереди;
повышение комфортности предоставления услуг, в том числе за счет использования инфокоммуникационных технологий;
увеличение количества услуг, предоставляемых в одном месте.
1. Содержание проблемы и опыт решения
Основными проблемами при предоставлении государственных и муниципальных услуг являются:
недостаточное информирование граждан о порядке и условиях получения услуги;
большое количество времени, затрачиваемого на предварительный сбор и оформление документов;
большое количество времени, затрачиваемого на ожидание в очереди на прием и выдачу документов;
неудобство мест приема населения;
высокая стоимость услуги;
большое количество представляемых документов;
необходимость личного повторного обращения в разные государственные и муниципальные органы;
необходимость сбора и представления одних и тех же документов в разные государственные и муниципальные органы;
недостаточный уровень образованности и состояния здоровья для самостоятельного прохождения процедуры получения услуг у пожилых граждан.
Наибольшие трудности доставляет получение услуг, связанных с предварительным сбором документов от множества различных органов, предполагающее многочисленные контакты с чиновниками.
Например, в Лениногорском муниципальном районе до создания МФЦ:
сбор документов занимал у заявителя от 3 месяцев до 1 года, а регистрация права собственности и получение документов - от 1 до 2 месяцев;
количество посещений органов власти и учреждений - не менее 10;
время ожидания в очереди для сдачи документов составляло 4 часа и более;
время на получение документов - 1 час и более;
жителям сельских поселений для получения услуг приходилось посещать г. Лениногорск от 4 до 10 раз.
После создания в г. Лениногорске МФЦ ситуация изменилась следующим образом:
сбор документов осуществляется не заявителем, а сотрудниками муниципального унитарного предприятия "Многофункциональный центр недвижимости" (далее - МФЦН);
время сбора документов, регистрация права и выдача свидетельства не превышает 60 дней (по сложным услугам);
время ожидания при подаче и получении документов - 15-30 минут;
количество посещений МФЦН заявителем - 2-3 раза.
Внедрение системы "единого окна" и необходимость упрощения предоставления услуг упирается в то, что сбор промежуточных документов требует в соответствии с действующим законодательством личного присутствия гражданина и влечет за собой необходимость неоднократных приездов и посещений органов власти либо оплаты нотариальной доверенности и дорогостоящих услуг посредников, что для большинства граждан затруднительно.
В целях создания правовой базы для представления МФЦ интересов заявителя перед органами власти и организациями - участниками предоставления услуг необходимы соответствующие изменения в федеральном законодательстве, устанавливающие право МФЦ совершать от имени заявителя действия, связанные с получением услуги, либо право удостоверять доверенность на совершение упомянутых действий.
Представляется очевидным, что для создания условий более эффективного реагирования органов государственной власти на обращения граждан и юридических лиц необходимо сокращать сроки их рассмотрения. Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сокращение сроков рассмотрения по отдельным видам обращений является прерогативой самих государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Закрепление в указанном Законе максимального срока рассмотрения обращения не ограничивает права государственного органа или должностного лица установить более сжатые сроки рассмотрения обращений.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Основной целью Программы является обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создания МФЦ во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание правовой основы деятельности МФЦ;
создание системы информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг;
организационное и материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ.
2.2. Одной из самых важных задач является создание правовой основы для оптимизации межведомственного взаимодействия, сокращения сроков предоставления услуг федеральными органами власти и учреждениями.
В целях обеспечения прав граждан, устранения бюрократических препятствий и усиления борьбы с коррупцией при реализации их имущественных прав, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении гражданами сбора документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Президент Республики Татарстан принял Указ от 20 февраля 2008 г. N УП-77 "О мерах по организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении гражданами сбора документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Реализация данного Указа, создание эффективной системы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг требуют:
разработки и подписания рамочных соглашений о взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе о легитимности запросов в электронной форме;
разработки типового регламента работы и устава МФЦ;
разработки регламентов предоставления сложных взаимосвязанных услуг, предусматривающих автоматизированную систему документооборота и электронный контроль исполнения этапов предоставления услуги.
2.3. Не менее важна модернизация информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, которая является основным инструментом повышения качества предоставления услуг путем ускорения выполнения отдельных операций и перевода взаимодействия участников предоставления услуги в электронную форму.
Ключевым решением в этом случае является разработка единой информационно-коммуникационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающей:
регистрацию в информационной системе всех обращений физических и юридических лиц (в том числе посредством телефонных звонков, сети "Интернет", почтовой доставки, личного обращения) в МФЦ по поводу получения государственных и муниципальных услуг;
присвоение уникального идентификационного номера каждому обращению, предоставляемое физическому или юридическому лицу, обратившемуся за предоставлением услуги, который сохраняется на всех стадиях предоставления услуги, в том числе при передаче документов другим организациям;
разработку единой системы удаленной "электронной очереди" с использованием сети "Интернет", терминалов и единого центра обработки обращений (далее - call-центр) для предварительной записи граждан на прием;
регистрацию всеми участниками МФЦ в информационной системе фактов прохождения каждой стадии (этапа) предоставления государственной услуги (в том числе жалобы);
оплату государственных пошлин и иных плат за услуги через инфокиоски;
регистрацию и обработку жалоб и иных информационных сообщений физических и юридических лиц по вопросам оказания государственных услуг, в том числе связанных с конкретными уникальными идентификационными номерами обращений;
автоматизированную информационную систему мониторинга предоставления государственных услуг;
обмен сведениями между различными ведомственными информационными системами посредством отправки и получения информации в электронной форме с использованием ресурсов республиканского информационного центра.
Автоматизированная информационная система предоставления государственных и муниципальных услуг дает возможность для физических и юридических лиц посредством сети "Интернет" (обращения на сайт), терминала либо телефонного звонка в call-центр, используя уникальный идентификационный номер обращения о предоставлении государственных услуг, отслеживать стадии рассмотрения их обращений, получать сведения в соответствии со стандартом государственной услуги, в т.ч. об ответственных лицах, их контактной информации, а также направлять жалобы и давать оценку качества предоставленных услуг.
Организация электронного межведомственного обмена данными между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и другими организациями при предоставлении сложных услуг с использованием специализированного программного обеспечения и средств связи предусматривает:
использование ресурсов общероссийского государственного информационного центра;
использование ресурсов республиканского информационного центра;
обеспечение экстерриториального принципа приема документов;
внедрение системы "электронный архив";
создание автоматизированных библиотек образцов документов постоянного хранения;
обеспечение легитимного межкорпоративного обмена данными участников предоставления услуг с применением электронной цифровой подписи;
подготовку перехода на полностью безбумажный легитимный обмен в клиентоориентированной сфере деятельности участников предоставления услуг.
2.4. В число задач Программы входит организационное обеспечение создания и функционирования МФЦ, включающее:
размещение МФЦ, органов власти и их представительств в едином месте;
обучение персонала МФЦ и переподготовка специалистов органов и организаций - участников предоставления услуг;
создание комфортных мест приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, включая дополнительные бесплатные услуги: снятие копий документов, консультирование по вопросам подготовки документов, заполнение бланков вместо заявителя.
Материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ включает в себя:
финансирование создания и функционирования МФЦ;
выделение зданий и помещений, их ремонт и реконструкцию;
закупку и ввод в эксплуатацию вычислительно-коммуникационного комплекса, увеличение производительности и прокладку новых каналов связи.
3. Стандарты МФЦ
(минимальные требования)
Наименование стандарта |
Параметры МФЦ |
|
Первый этап |
Второй этап |
|
Примерное количество услуг, предоставляемых в МФЦ |
20 |
не менее 50 |
Участники МФЦ |
Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан; федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан; Республиканское унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" по Республике Татарстан; межующие организации |
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления и (или) организации, участвующие в предоставлении государственных (муниципальных) услуг |
Организационно-правовая форма МФЦ |
Государственное или муниципальное учреждение (в том числе автономное учреждение) |
государственное или муниципальное учреждение (в том числе автономное учреждение) |
Размещение МФЦ |
Здание МФЦ располагается в пешеходной доступности (не более 5 минут) от остановок общественного транспорта. Дорога от близлежащих остановок общественного транспорта до здания МФЦ оборудуется указателями. МФЦ, как правило, располагается в отдельном здании либо в части отдельно стоящих зданий (административных, культурных и иных центрах). Здание (помещение) МФЦ оборудуется информационной табличкой (вывеской), содержащей его полное наименование, а также информацию о режиме работы МФЦ. Помещения МФЦ, предназначенные для работы с заявителями, как правило, располагаются на нижних этажах здания МФЦ и имеют отдельный вход. В случае, если часть помещений МФЦ находится на втором этаже и выше, здание МФЦ оснащается лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами. Помещения МФЦ обеспечиваются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации. В МФЦ предусматриваются место для хранения верхней одежды посетителей, а также отдельный бесплатный туалет для посетителей, в том числе предназначенный специально для инвалидов |
|
Площадь здания МФЦ |
не менее 200 кв.метров |
|
в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек |
не менее 200 кв.метров |
не менее 800 кв.метров |
Оформление входа в здание |
Вход в здание (помещение) МФЦ и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок с информационными табличками |
|
Парковочные места |
На территории, прилегающей к МФЦ, располагается бесплатная парковка для автомобильного транспорта посетителей МФЦ, в том числе предусматривающая места для специальных автотранспортных средств инвалидов |
|
Сектор приема граждан |
Сектор приема заявителей оборудуется окнами для приема и выдачи документов. Каждое окно оформляется информационными табличками с указанием номера окна, фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием и выдачу документов. Прием заявителей в МФЦ осуществляется не менее 60 часов в неделю. График (режим) работы МФЦ должен предусматривать возможность обращения за получением государственных (муниципальных) услуг в вечернее время и не менее чем в один из выходных дней. Пропускная способность МФЦ должна составлять не менее 4 человек в час работы одного окна. Для заявителя предусматривается наличие мест для сидения и столов (стоек) для оформления документов. При необходимости сотрудник МФЦ, осуществляющий прием и выдачу документов, обеспечивает заявителя бумагой, формами (бланками) документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг, а также канцелярскими принадлежностями |
|
Количество окон приема и выдачи документов |
|
не менее 6 |
Количество окон приема и выдачи документов для населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек |
|
не менее 20 |
Помещения для ожидания и приема граждан - получателей государственных (муниципальных) услуг |
Для организации взаимодействия с заявителями помещение МФЦ делится на следующие функциональные секторы (зоны): а) сектор информирования; б) сектор ожидания; в) сектор приема заявителей |
|
Сектор ожидания |
В секторе ожидания: а) размещается платежный терминал (терминал для электронной оплаты), представляющий собой программно-аппаратный комплекс, функционирующий в автоматическом режиме и предназначенный для обеспечения приема платежей от физических лиц при оказании платных государственных (муниципальных) услуг; б) в свободном доступе находятся формы (бланки) документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг; в) обеспечивается предоставление заявителям таких дополнительных (сопутствующих) услуг, как услуги банкомата, нотариальные и копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования, а также услуги доступа к справочным правовым системам (на безвозмездной основе); г) размещается отделение банка, а также предоставляются иные услуги, необходимые для получения государственных (муниципальных) услуг на базе МФЦ |
Сектор ожидания оборудуется электронной системой управления очередью, предназначенной для автоматизированного управления потоком заявителей и обеспечения им комфортных условий ожидания. Система электронного управления очередью обеспечивает: а) регистрацию заявителя в очереди; б) учет заявителей в очереди, управление отдельными очередями в зависимости от видов услуг; в) возможность отображения статуса очереди; г) возможность автоматического перенаправления заявителя в очередь на обслуживание к следующему оператору МФЦ; д) формирование отчетов по посещаемости МФЦ, количеству заявителей, очередям, среднему времени ожидания (обслуживания), загруженности специалистов и др. |
Время ожидания в очереди/по предварительной записи: |
|
|
для получения информации (консультации) |
|
не более 15 минут/не более 5 минут |
для подачи документов |
|
не более 45 минут/не более 5 минут |
для получения документов |
|
не более 15 минут/не более 5 минут |
Сектор информирования |
Сектор информирования включает в себя информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения заявителями государственных (муниципальных) услуг. В секторе информирования предусматривается наличие не менее двух окон для осуществления информирования о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, включая информацию: а) о перечне государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в МФЦ, а также о территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления и (или) организациях, участвующих в предоставлении таких услуг; б) о сроках предоставления государственных (муниципальных) услуг; в) о перечнях документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг; г) о размерах государственных пошлин и иных платежей, связанных с получением государственных (муниципальных) услуг, порядке их уплаты; д) о порядке обжалования действий (бездействия), а также решений должностных лиц территориального органа федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг; е) о порядке обжалования действий (бездействия), а также принимаемых решений сотрудников МФЦ в ходе выполнения отдельных административных процедур (действий) |
Сектор информирования включает в себя информационный киоск - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения возможности доступа заявителей к информации о государственных (муниципальных) услугах и ходе их предоставления в МФЦ |
Организация телефонного взаимодействия с получателями государственных (муниципальных) услуг |
В МФЦ организуется отдельная телефонная линия, предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных лиц либо центр телефонного обслуживания, осуществляющий с помощью операторов и (или) в автоматическом режиме прием и обслуживание вызовов, поступающих в МФЦ, с использованием ресурсов телефонной сети общего пользования и (или) сети Интернет |
На базе центра телефонного обслуживания организуется информирование заявителей о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг |
Информационная система МФЦ |
Обеспечивает поддержку деятельности МФЦ по следующим направлениям: а) информационно-справочное обеспечение деятельности МФЦ путем размещения в открытом доступе с использованием ресурсов сети Интернет сведений о предоставляемых государственных (муниципальных) услугах, включая информацию о порядке предоставления таких услуг, и форм необходимых документов; б) обеспечение заявителей информацией о событиях и фактах, связанных с ходом (стадией, этапом) предоставления государственных (муниципальных) услуг, посредством размещения указанной информации в сети Интернет, включая региональный портал государственных услуг |
Обеспечивает поддержку деятельности МФЦ по следующим направлениям: а) информационно-справочное обеспечение деятельности МФЦ путем размещения в открытом доступе с использованием информационных киосков сведений о предоставляемых государственных (муниципальных) услугах, включая информацию о порядке предоставления таких услуг, и форм необходимых документов; б) автоматизация документационного обеспечения деятельности МФЦ путем: регистрации и хранения обращений заявителей, электронных образцов документов, предоставляемых в МФЦ для получения государственных (муниципальных) услуг, в том числе дистанционно, с использованием регионального портала государственных услуг; организации и управления потоками документов на бумажном и электронном носителях; в) построение отчетов о деятельности МФЦ и предоставление информации на основе статистики, накапливаемой системой. Информационная система МФЦ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает возможность использования электронной цифровой подписи при обработке электронных документов, а также обмена электронными документами с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и (или) организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Применяемые при создании информационной системы МФЦ форматы данных, протоколы передачи данных, регламенты, требования и инструкции являются доступными и документированными в виде, достаточном для их независимого (без обращения к разработчику) использования третьими сторонами (имеют открытую структуру и открытый исходный код). Информационная система МФЦ, как правило, имеет возможность обеспечения взаимодействия с другими информационными системами, используемыми в деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и (или) организаций, участвующих в пре-доставлении государственных (муниципальных) услуг |
4. Этапы развития МФЦ
4.1. Основные задачи первого этапа (2008-2009 годы):
организация предоставления наиболее массовых и сложных услуг в режиме "единого окна";
внедрение единой информационно-коммуникационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в пилотных МФЦ;
подготовка условий для расширения состава услуг.
Расширение числа услуг может происходить путем:
предоставления права МФЦ принимать и выдавать документы (в случае если это не противоречит действующим нормам права и позволяет органу власти своевременно исполнять регламент и обеспечивать качество предоставления услуги органом власти);
создания условий органам власти (их представителям) для предоставления услуг на территории МФЦ.
На этом этапе должны быть разработаны и утверждены регламенты предоставления сложных услуг и заключены соглашения, обязывающие стороны следовать регламентам в случаях, когда участники сложной услуги принадлежат различным уровням власти.
В число участников предоставления услуги, с которыми необходимо заключить соглашения на этом этапе, войдут:
Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан;
федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан;
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан;
Республиканское унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
филиал Федерального агентства кадастра объектов недвижимости "Ростехинвентаризация - Федеральное Бюро технической инвентаризации" по Республике Татарстан;
межующие организации.
Органы местного самоуправления и их подразделения будут действовать на основании регламентов, утвержденных главами муниципальных образований Республики Татарстан.
В режиме "единого окна" планируется предоставлять следующие наиболее массовые услуги:
оформление права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, построенный до 30 октября 2001 года;
оформление права собственности на земельный участок, на котором расположено индивидуальное жилое строение, возведенное до 30 октября 2001 года;
оформление права собственности на земельный участок, на котором расположено индивидуальное жилое строение, возведенное после 30 октября 2001 года;
оформление права собственности на земельный участок, выделенный под сад или огород до 30 октября 2001 года;
изъятие земельного участка из пользования или собственности физического лица (по заявлению);
изъятие части земельного участка из пользования или собственности физического лица (по заявлению);
изменение целевого назначения земельного участка;
изменение целевого назначения части земельного участка;
перевод в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения;
оформление сделок с землей сельскохозяйственного назначения (общедолевые (паевые) земли сельскохозяйственного назначения): выделение, предоставление в аренду, продажа;
предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной (муниципальной) собственности;
предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства из земель государственной и муниципальной собственности и регистрация права пользования на него (с предварительным согласованием места размещения);
предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства из земель государственной и муниципальной собственности и регистрация права пользования на него (без предварительного согласования места размещения);
предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из земель государственной и муниципальной собственности и регистрация права собственности;
оформление (закрепление) муниципального имущества (земельного участка) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования или иного) за муниципальным учреждением;
оформление (закрепление) муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования или иного) за муниципальным учреждением;
оформление документов при переводе жилого помещения в нежилое;
оформление документов при перепланировке или переустройстве жилого помещения;
оформление документов при передаче жилых помещений в собственность граждан;
изменение целевого назначения нежилого помещения;
справочно-консультационные услуги предоставляемые телефонными службами ("112", Единая справочная служба по государственным (муниципальным) услугам "115").
4.2. Основные задачи второго этапа (2010 год):
внедрение информационно-коммуникационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
расширение состава предоставляемых МФЦ услуг, включая услуги, предоставляемые для предпринимателей, услуги, связанные с социальной поддержкой населения, регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним и определением или подтверждением гражданско-правового статуса заявителя;
расширение состава участников МФЦ.
Примерный перечень услуг в МФЦ на втором этапе развития:
1. Выдача разрешений на строительство.
2. Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.
3. Выдача личных медицинских книжек.
4. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
5. Рассмотрение жалоб на качество товаров и услуг.
6. Предоставление статуса вынужденного переселенца, продление срока его действия, утрата и лишение статуса вынужденного переселенца, а также учет вынужденных переселенцев.
7. Выдача разрешения на работу иностранным гражданам.
8. Выдача заграничного паспорта.
9. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
10. Перерегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
11. Выдача выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
12. Выдача выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
13. Согласование планов природоохранных мероприятий, планов мероприятий по снижению выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду для достижения нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов со сроками поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов.
14. Согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
15. Рассмотрение и согласование планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
16. Согласование места размещения объекта строительства Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
17. Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, иных машин и прицепов к ним, выдача на них государственных регистрационных знаков.
18. Проведение государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, иных машин и прицепов к ним.
19. Регистрация залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, иных машин и прицепов к ним.
20. Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверения тракториста-машиниста.
21. Рассмотрение претензии владельца поднадзорной машины и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники.
22. Выдача образовательному учреждению свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для государственной аккредитации и выдачи лицензий на право подготовки трактористов-машинистов.
23. Льготное кредитование строительства (или приобретения) жилья для специалистов, работающих на сельскохозяйственных предприятиях.
24. Возмещение ущерба, нанесенного сельхозтоваропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
25. Выдача разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
26. Установление лимитов на размещение отходов.
27. Комплекс услуг, предоставляемых Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
5. Основные мероприятия Программы
6. Обоснование ресурсного обеспечения основных мероприятий Программы
На реализацию настоящей Программы предусматривается направить финансовые средства в объеме 225 млн.рублей, из них: 30 процентов - из бюджета Республики Татарстан и 70 процентов - из бюджетов органов местного самоуправления. Средства федерального бюджета могут быть использованы в случае принятия соответствующих федеральных целевых программ.
МФЦ создаются во всех 43 муниципальных районах и в двух городских округах Республики Татарстан.
Для создания МФЦ в одном муниципальном районе потребуется 5,0 млн. рублей.
Индикаторы достижения целей Программы включаются в ежегодно заключаемые соглашения между Министерством экономики Республики Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан.
7. Конечные результаты
Результаты выполнения Программы:
создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;
снижение на 30 процентов коррупционных рисков, рассчитываемых как доля услуг, предоставленных гражданам в режиме "единого окна";
уменьшение срока ожидания в очереди;
не менее чем двукратное сокращение временных и денежных затрат граждан при получении государственных и муниципальных услуг;
уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года разработана с целью обеспечения стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Необходимо создать правовую основу для оптимизации межведомственного взаимодействия, сокращения сроков предоставления услуг республиканскими, федеральными и муниципальными органами власти и учреждениями; создать систему информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, реализующую ускорение выполнения отдельных операций, и эффективное информационное взаимодействие участников предоставления услуги; организационное и материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ.
На реализацию Программы предусматривается направить финансовые средства в объеме 225 млн.рублей, из них: 30 процентов - из бюджета Республики Татарстан и 70 процентов - из бюджетов органов местного самоуправления. Средства федерального бюджета могут быть использованы в случае принятия соответствующих федеральных целевых программ.
В результате выполнения мероприятий Программы планируется создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан; снижение на 30 процентов коррупционных рисков, рассчитываемых как доля услуг, предоставленных гражданам в режиме "единого окна"; уменьшение срока ожидания в очереди до 30 минут; не менее чем двукратное сокращение временных и денежных затрат граждан при получении государственных и муниципальных услуг; уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.
Постановление КМ РТ от 15 декабря 2008 г. N 888 "Об утверждении Программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 1-2, 14 января 2009 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 октября 2023 г. N 1261 настоящий документ признан утратившим силу с 9 октября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 14 декабря 2009 г. N 853