Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства транспорта
и дорожного хозяйства Республики Татарстан
от 2 декабря 2008 г. N 119
Методические рекомендации
по организации деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в Республике Татарстан
1. Общие положения
Для целей настоящих Методических рекомендаций под автовокзалами, пассажирскими автостанциями понимаются юридические лица любой организационно-правовой формы (структурные подразделения юридического лица), созданные в целях оказания пассажирам услуг, связанных с приобретением проездных документов и реализацией контракта с владельцами транспортных средств на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок (далее - Контракт), а также выполнения в интересах владельцев транспортных средств организационно-технологических операций, и имеющие в собственности или на ином законном основании комплекс зданий и сооружений, обустроенный в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих порядок организации и осуществления перевозок пассажиров.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования в организационных и технологических основах деятельности автовокзалов и пассажирских автостанций на территории Республики Татарстан и определяют:
- основные цели и задачи деятельности автовокзалов и пассажирских автостанций;
- перечень базовых и иных видов услуг, предоставляемых автовокзалом или пассажирской автостанцией пассажирам, владельцам транспортных средств и порядок их выполнения;
- правовые, финансовые и организационные основы функционирования автовокзалов, пассажирских автостанций;
- порядок взаимодействия автовокзалов, пассажирских автостанций с заказчиком пассажирских перевозок, владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров (далее владельцы транспортных средств).
2. Основы деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций
Целью деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций является:
- обеспечение качественного обслуживания пассажиров, безопасности перевозок в соответствии с договорами на предоставление базовых услуг, заключаемых с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок (далее - Уполномоченный орган) по осуществлению межмуниципальных перевозок в междугородном и пригородном сообщении.
Базовые услуги включают в себя основные категории услуг, без выполнения которых цель создания и функционирования автовокзалов, пассажирских автостанций не может быть достигнута:
- услуги по обслуживанию пассажиров;
- услуги по выполнению утвержденного Уполномоченным органом единого республиканского расписания автобусного сообщения.
Услуги по обслуживанию пассажиров включают в себя:
- продажу билетов на проезд пассажиров и провоз подлежащего оплате багажа, а также оформление страхования пассажиров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- информационно-справочное обслуживание пассажиров;
- обеспечение санитарно-гигиенических условий для пассажиров.
Услуги по выполнению единого республиканского расписания включают в себя:
- диспетчерское сопровождение автобусов при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном, междугородном и межсубъектном сообщении;
- обеспечение посадки пассажиров и контроль посадки на рейсы по единому республиканскому расписанию в соответствии с приобретенными билетами;
- информационное обеспечение перевозчиков и заказчика пассажирских перевозок о выполнении единого республиканского расписания, в том числе информирование водителей об изменении условий движения на маршруте.
Информационное обслуживание пассажиров, диспетчеризация и информационное обеспечение субъектов перевозочного процесса, деятельности автовокзалов и пассажирских автостанций республики осуществляется с использованием единой автоматизированной республиканской системы пассажирского автобусного сообщения.
Автовокзалами, пассажирскими автостанциями может осуществляться предоставление дополнительных и сопутствующих услуг для пассажиров, перечень которых зависит от пассажиропотока и материально-технической базы автовокзала, пассажирской автостанции и непосредственно связанных с базовыми и расширяющими их технологическое содержание (бытовые, торговые услуги, информационно-развлекательные и т.п.).
Минимально необходимый перечень сооружений, служебных и вспомогательных помещений, оборудования, необходимых для выполнения автовокзалом, пассажирской автостанцией базовых и иных видов услуг, устанавливается нормативными документами, регламентирующими порядок организации и осуществления перевозок пассажиров.
Перечень таких сооружений, помещений и оборудования для каждого конкретного автовокзала и пассажирской автостанции определяется с учетом пассажиропотока, номенклатуры и объемов оказываемых услуг и согласуется с Уполномоченным органом.
3. Порядок выполнения услуг
Выполнение базовых услуг.
Продажа билетов на проезд пассажиров и провоз подлежащего оплате багажа в кассах автовокзала, пассажирской автостанции организуется таким образом, чтобы пассажиры приобретали билеты с наименьшей затратой времени и исключалась возможность отправления автобусов со свободными местами при наличии спроса на перевозки в направлении движения этих автобусов.
Билетные кассы обеспечивают возможность приобретения и бронирования пассажирами билетов на любые автобусные маршруты по Республике Татарстан как в прямом, так и в обратном направлении.
В кассах промежуточных пунктов маршрутов продажа билетов производится с момента получения диспетчерской службой сведений о наличии свободных мест в автобусе и (или) освобождающихся при прибытии автобуса.
Забронированные билеты хранятся в билетной кассе. В случае если забронированные билеты не востребованы за 15 минут до отправления автобуса, они передаются для реализации.
Автовокзалы, пассажирские автостанции ведут учет реализованных билетов, в том числе о количестве лиц, пользующихся правом льготного проезда в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Республики Татарстан, и суммах выпадающих доходов для возмещения владельцам транспортных средств понесенных расходов в связи с предоставлением льготного проезда.
В кассах автовокзалов, пассажирских автостанций осуществляется взимание страховых платежей. Порядок и условия обязательного и добровольного страхования пассажиров на автомобильном транспорте определяются законодательными актами Российской Федерации.
Обязательное страхование пассажиров в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется непосредственно при продаже билета пассажиру путем взыскания страховой суммы при продаже билета на направление, заявленное пассажиром. Проездной билет является одновременно и страховым полисом обязательного страхования пассажиров. Основанием для страхования пассажиров являются договоры, заключенные между страховыми компаниями и владельцами транспортных средств.
Информационно-справочное обслуживание пассажиров по всем вопросам, относящимся к процессу их перевозки с данного автовокзала, пассажирской автостанции осуществляется посредством размещения визуальной (наглядной) информации, передачи звуковой информации, организации работы справочного бюро.
Визуальное информационное обеспечение включает:
- расписание отправления и прибытия автобусов с данного пункта, сгруппированных по направлениям движения;
- табло с указанием места и времени отправления автобусов ближайших рейсов (информацией о задержке и переносе рейсов);
- схемы автобусных маршрутов, проходящих через этот пункт;
- таблицы стоимости проезда пассажиров и провоза багажа;
- схемы планировки салонов автобусов различных типов;
- сведения о наличии билетов в кассах;
- сведения о времени начала и окончания работы касс, перерывов в их работе, фамилии, имени, отчестве работающих кассиров, информации о порядке работы иных служебных помещений (камеры хранения, аптеки и т.д.);
- перечень категорий граждан, пользующихся правом льготной оплаты проезда, а также правом приобретения билетов вне очереди;
- информацию о порядке оформления багажа, правах и обязанностях пассажиров;
- правила проведения обязательного личного страхования пассажиров;
- указатели, позволяющие пассажирам ориентироваться в планировке помещений автовокзала, пассажирской автостанции;
- расписания движения железнодорожного, воздушного и водного сообщения в зоне расположения автовокзала, пассажирской автостанции;
- виды дополнительных и сопутствующих услуг, предоставляемых пассажирам;
- иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Для пригородных автобусных маршрутов при интервале движения менее 20 минут вывешиваются показатели интервалов, при интервале более 20 минут - почасовые расписания движения автобусов, для междугородных маршрутов - полное расписание движения.
Звуковое информационное обеспечение включает:
- оповещение пассажиров, находящихся в (вне) автовокзала и пассажирской автостанции через громкоговорящую связь о:
- начале и месте посадки в автобус;
- прибытии и отправлении автобусов, а также отмене или задержке рейса, назначении дополнительного рейса, замене автотранспортных средств;
- сообщение о наличии мест в автобусах, обязанностях пассажиров по соблюдению требований безопасности перевозок и иной информации;
- о террористической безопасности.
Справочное бюро выдает пассажирам устные справки, в том числе по вопросам:
- прибытия (отправления) автобусов на данный автовокзал, пассажирскую автостанцию;
- расписания движения автобусов по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам, проходящим через автовокзал, пассажирскую автостанцию, а также расписания движения автобусов по маршрутам, проходящим по территории соседних регионов Республики Татарстан;
- стоимости проезда и провоза багажа в автобусах;
- расписания движения других видов транспорта, расположения помещений и режима работы служб автовокзала, пассажирской автостанции;
- перечня услуг в сфере культурно-бытового обслуживания пассажиров.
На автовокзале, пассажирской автостанции могут быть организованы пункты телефонной справки, автоматические справочные установки.
Целью информационно-справочного обслуживания пассажиров является обеспечение быстрой и четкой ориентации пассажиров по всем вопросам, относящимся к автобусному сообщению и пользованию автовокзалом, пассажирской автостанцией.
Информационное обеспечение (визуальное и звуковое) выполняется на государственных языках Республики Татарстан.
Оказание санитарно-гигиенических услуг предполагает организацию функционирования туалетов, бесплатное пользование которыми осуществляется независимо от наличия проездных документов.
Диспетчерское сопровождение автобусов при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном, междугородном и межсубъектном сообщении осуществляется в целях обеспечения наполняемости транспортных средств и доставки пассажиров в пункт назначения в соответствии с единым республиканским расписанием, требованиями безопасности перевозок пассажиров, а также обеспечения регулярности движения и эффективности использования подвижного состава, обеспечения учета выполненных перевозок.
В целях обеспечения перевозочного процесса в соответствии с Контрактами и утвержденным единым республиканским расписанием автовокзал, пассажирская автостанция осуществляет:
- контроль за подачей транспортных средств их владельцами в нужном количестве, надлежащем техническом и санитарном состоянии, с внешним и внутренним оборудованием, соответствующим установленным требованиям для данного типа транспортного средства;
- контроль за наличием у водителя маршрутной карты, графика (расписания) движения на маршруте, схемы маршрута с указанием опасных участков;
- контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей;
- контроль за прибытием и отправлением транспортных средств в соответствии с единым республиканским расписанием, учет прибытия (отправления) автобусов в рейс, а также всех изменений в движении путем внесения соответствующих записей в диспетчерском журнале установленной формы и специальных отметок о времени прибытия и отправления автобусов в путевых документах;
- информирование персонала автовокзалов, пассажирских автостанций, расположенных на маршруте, о времени отправления автобуса от данного автовокзала, пассажирской автостанции и наличии свободных и освобождающихся мест, об опоздании автобуса относительно времени прибытия на данный автовокзал, пассажирскую автостанцию по расписанию, о состоянии дороги и погодных условиях;
- информирование владельцев транспортных средств о неблагоприятных изменениях в условиях движения, дорожно-транспортных и иных происшествиях, замене выбывшего из расписания автобуса (за счет резерва), ограничении или прекращении перевозок;
- учет сведений о состоянии дорог в специальном журнале учета состояния дорог, в котором при изменении условий проезда диспетчер производит соответствующие записи (о местах проведения ремонта дорожного полотна, наличии и состоянии объездных путей, состоянии грунтовых дорог вследствие распутицы и т.п.).
В целях обеспечения безопасности пассажиров их посадка, высадка пассажиров на остановочных пунктах автовокзалов, пассажирских автостанций осуществляется на специально оборудованных перронах и посадочных площадках. Посадка (высадка) пассажиров в автобусы пригородных сообщений производится на выделенных пригородных перронах. За каждым перроном, посадочной площадкой закрепляются определенные маршруты.
Посадочным контролером автовокзала, пассажирской автостанции осуществляется контроль за размещением пассажиров в соответствии с приобретенными билетами, безопасным размещением в салоне ручной клади и багажа, а также воспрепятствование проносу в салон или сдачу в багажное отделение автобуса предметов, запрещенных на автомобильном транспорте к перевозке в ручной клади и багажом.
Посадочным контролером перед отправлением автобуса производится контроль за наличием проездных документов (билета, багажной квитанции), правильной оплатой проезда и провоза багажа, правильностью заполнения реквизитов билетов.
Посадка пассажиров в автобусы межсубъектных и межмуниципальных маршрутов начинается не позднее чем за 15 минут до отправления автобуса. Посадка пассажиров в автобусы пригородных сообщений начинается за 10 минут до отправления автобуса в рейс. Посадка прекращается за 2 минуты до отправления автобуса в рейс.
При посадке пассажиров в автобус в обязанности посадочного контролера автовокзала, пассажирской автостанции входит урегулирование возможных спорных ситуаций, возникших в результате задержки отправления автобуса или замены автотранспортного средства одного типа (класса) автотранспортным средством другого типа (класса).
Автовокзалы, пассажирские автостанции предоставляют Уполномоченному органу по согласованной форме информацию о выполнении единого республиканского расписания.
Конкретный перечень базовых услуг закрепляется договором между автовокзалом, пассажирской автостанцией и Уполномоченным органом.
Автовокзалами, пассажирскими автостанциями могут оказываться дополнительные и сопутствующие услуги.
Организация оказания дополнительных и сопутствующих услуг предполагает выделение и оборудование помещений, обеспечение их функционирования.
Дополнительными услугами являются:
- прием и хранение ручной клади и багажа;
- бытовое обслуживание пассажиров.
Прием на хранение ручной клади и багажа от пассажиров осуществляется в камерах хранения на платной основе независимо от наличия проездных документов.
Время работы камеры хранения устанавливается с учетом возможности получения багажа пассажирами заблаговременно до отправления автобуса. Перерыв в работе камеры хранения ручной клади и багажа может устанавливаться в часы наименьшей частоты движения автобусов с ее открытием не позднее чем за 30 минут до отправления очередного автобуса.
Все операции по приему и выдаче ручной клади и багажа предполагают обеспечение минимальных временных затрат пассажиров, сохранность ручной клади и багажа. Для экономии времени пассажиров на автовокзалах и пассажирских автостанциях возможно применение также автоматических камер хранения.
Правоотношения лица, сдавшего на хранение ручную кладь или багаж, и хранителя, в том числе требования к упаковке багажа и перечень вещей, которые не принимаются на хранение, ответственность за сохранность принятых на хранение вещей, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 18.10.2007 г. N 259-ФЗ) и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Бытовое обслуживание пассажиров включает выделение помещений и организацию работы:
- залов ожидания для пассажиров, ожидающих прибытия и отправления автобусов, в том числе комнат матери и ребенка;
- комнат длительного отдыха;
- пунктов общественного питания;
- пунктов медицинской помощи.
Пользование залами ожидания является бесплатным. Доступ в залы ожидания является свободным и не зависит от наличия проездных документов.
Комната длительного отдыха предназначена для транзитных пассажиров и предоставляется в пользование за плату по предъявлении проездных документов.
Комната матери и ребенка предназначается для обслуживания пассажиров с детьми (в возрасте до 10 лет) и беременных женщин. В комплекс обслуживания входит бесплатное предоставление права пользования комнатой и ее оборудованием, в том числе игрушками и остальными принадлежностями для детей, и обеспечение проездными билетами на месте.
Оказание сопутствующих услуг предполагает организацию работы:
- пунктов почтовой, телеграфной, телефонной связи (а также сотовой связи, электронной почты), ксерокопирования;
- киосков (лотков, торговых павильонов) розничной продажи продуктов питания в дорогу, предметов первой необходимости, аптечных и сопутствующих товаров, дорожных аксессуаров, периодической печати, полиграфической, аудио- и видеопродукции;
- парикмахерской;
- носильщиков, пунктов упаковки ручной клади и багажа, предоставления индивидуальных багажных тележек;
- буфетов, кафе, ресторанов;
- пунктов (залов) показа видеофильмов;
- отделений банков, пунктов обмена валюты;
- экскурсионных бюро;
- пунктов по срочному ремонту одежды, обуви, сумок, чемоданов и т.п.
Указанные выше виды услуг (работ, операций) не являются исчерпывающими. Круг их может быть расширен в зависимости от условий функционирования конкретного автовокзала, пассажирской автостанции, но без ущерба качеству оказываемых базовых услуг.
Особенностью оказания дополнительных и сопутствующих услуг является то, что если базовые услуги оказываются непосредственно самим автовокзалом, пассажирской автостанцией, то дополнительные и сопутствующие услуги могут быть предоставлены как автовокзалами, пассажирскими автостанциями, так и иными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. В последнем случае автовокзал, пассажирская автостанция выступают в роли организатора, который, сдавая в аренду (безвозмездное пользование, доверительное управление и др.) производственные площади, обуславливает право использования этих помещений обязанностью оказания необходимого спектра услуг для пассажиров.
Для выполнения базовых и иных видов услуг (работ, операций) привлекаются специалисты соответствующей квалификации. В случаях, предусмотренных законодательством, оформляется лицензия, сертификат соответствия на выполнение услуг.
4. Взаимодействие с владельцами транспортных средств
По договорам с владельцами автотранспортных средств автовокзалы, пассажирские автостанции обеспечивают выполнение ими обязательств по Контракту в форме оказания транспортно-эксплуатационных, информационно-аналитических, сервисных и иных видов услуг, а также обязательных требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров в соответствии с действующими нормативными документами:
- предрейсовых, межрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- информации о выполнении единого республиканского расписания по согласованной форме;
- стажировки водителей;
- предрейсового инструктажа водителей;
- контроля технического состояния автобусов;
- выполнения работ, связанных с охраной и уборкой подвижного состава, внешним, внутренним его оформлением и т.д.
На основании договоров с владельцами транспортных средств автовокзалы, пассажирские автостанции могут организовывать комнаты отдыха для водителей и кондукторов, выполняющих рейс по маршруту. На тех же основаниях экипажам иногородних автобусов, имеющих длительный (свыше 4 часов) межрейсовый отстой по утвержденному графику движения, могут предоставляться на платной основе комнаты длительного отдыха.
5. Организационные основы работы автовокзала, пассажирской автостанции
Порядок организации работы служб автовокзала, пассажирской автостанции предполагает обеспечение максимальных удобств пассажирам с минимальной затратой времени на выполнение всех операций, связанных с поездкой.
Организация работы всех служб автовокзала, пассажирской автостанции и режим их работы определяется исходя из графика прибытия и отправления автобусов в соответствии с единым республиканским расписанием.
Закрытие автовокзала, пассажирской автостанции на обеденный перерыв или для уборки помещений не рекомендуется.
Обязанности работников всех служб автовокзалов и пассажирских автостанций отражаются в соответствующих должностных инструкциях.
Структура подразделений, штатное расписание, техническое оснащение автовокзалов, пассажирских автостанций определяются и корректируются исходя из необходимости качественного выполнения базовых и иных услуг, а также объемов и содержания договорных обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.