Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан (далее - Счетная палата) подготовлен в соответствии со статьей 33 Закона "О Счетной палате Республики Татарстан".
В отчете представлены результаты деятельности в 2008 году по реализации задач, установленных законом о Счетной палате Республики Татарстан и поставленных в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету РТ.
Основные показатели деятельности
Контрольные мероприятия за формированием и исполнением республиканского бюджета, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования проводились в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля.
В 2008 году Счетной палатой проведено 110 контрольных мероприятий.
"Динамика контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Республики Татарстан"
Выявлено нарушений на общую сумму 4538492,6 тыс.рублей. В том числе нарушений при исполнении бюджета Республики Татарстан - 2463288,6 тыс.рублей, местных бюджетов - 1851245,0 тыс.рублей, использовании внебюджетных средств - 131744,8 тыс.рублей.
По итогам проверок в Министерство финансов РТ, главным распорядителям средств бюджета, иным участникам бюджетного процесса в 2008 году направлены 42 представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба.
Счетной палатой по фактам нецелевого использования бюджетных средств направлены в Министерство финансов и мировым судьям 584 протокола об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения на должностных и юридических лиц наложено штрафов на общую сумму 1722 тыс.рублей.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ по материалам проверок Счетной палаты наложены штрафы на сумму 110 тыс.рублей.
По результатам проверок Счетной палаты в 2008 году возмещено средств и устранено нарушений на сумму 577380,3 тыс.рублей, в том числе:
- восстановлено в бюджетную систему республики по фактам нецелевого использования бюджетных средств - 53865,1 тыс.рублей;
- поставлено на баланс и отражено в реестрах муниципальной собственности имущество на общую сумму 388396,6 тыс.рублей;
- устранены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета - 55147,5 тыс.рублей;
- возмещено средств в республиканский лизинговый фонд - 13108,4 тыс. рублей;
- взыскана задолженность по платежам за аренду муниципального имущества - 4289,0 тыс.рублей;
- оприходованы излишки товарно-материальных ценностей, возвращены подотчетные суммы, возмещена недостача медикаментов - 1099,4 тыс.рублей;
- возвращен в бюджет остаток неиспользованных средств по завершенным и введенным в эксплуатацию объектам - 12516,5 тыс.рублей;
- устранены прочие нарушения - 48957,8 тыс.рублей.
В Государственный Совет РТ представлены 12 заключений, в том числе 8 - на проекты законов Республики Татарстан, 4 - о ходе исполнения бюджета РТ и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РТ.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты, приведены в следующей таблице.
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
I. Экспертно-аналитическая деятельность |
|
|
|
|
Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий |
27 |
54 |
60 |
70 |
Подготовлено экспертных заключений |
16 |
19 |
19 |
21 |
Подготовлено методических документов |
7 |
2 |
12 |
3 |
II. Контрольно-ревизионная деятельность |
|
|
|
|
Количество объектов, охваченных при проведении контрольно-ревизионных мероприятий (ед.) |
501 |
503 |
510 |
443 |
Выявленный объем нарушений (тыс.руб.) в том числе: |
2212812,4 |
2509442,1 |
1625522,3 |
4538492,6 |
- нецелевое использование бюджетных средств (тыс.руб.) |
111882,7 |
103578,6 |
28866,0 |
87082,7 |
- неэффективное использование средств (тыс.руб.) |
911727,7 |
204765,1 |
184798,1 |
533139,0 |
III. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
|
|
|
|
Направлено представлений и предписаний |
54 |
20 |
40 |
42 |
Возмещено средств в бюджет и устранено нарушений (тыс.руб.) |
684731,0 |
677896,8 |
484115,3 |
573089,3 |
Количество контрольных мероприятий Счетной палаты, по итогам которых материалы направлены в правоохранительные органы (ед.) |
11 |
15 |
28 |
46 |
Количество решений о привлечении к административной ответственности, принятых судебными и иными уполномоченными органами по материалам проверок Счетной палаты |
- |
- |
44 |
106 |
Наложено административных штрафов (тыс.руб.) |
- |
- |
377,0 |
1861,0 |
В соответствии с Законом РТ "О Счетной палате Республики Татарстан" и регламентом Счетной палаты вопросы внутреннего планирования и организации работы Счетной палаты, результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях коллегии Счетной палаты. Всего проведено 22 заседания, рассмотрено 46 вопросов.
Экспертно-аналитическая деятельность
В рамках экспертно-аналитической деятельности Счетной палатой в 2008 году проводились экспертизы проектов бюджета и отчетов об исполнении бюджета Республики Татарстан, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РТ, аналитические исследования по отдельным вопросам бюджета и финансов республики.
В 2008 году проведено 70 экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых использованы при подготовке заключений Счетной палаты и планировании контрольно-ревизионных мероприятий.
"Динамика проведенных Счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий и подготовленных экспертных заключений"
В рамках предварительного контроля в отчетном году проведена экспертиза 6 проектов законов Республики Татарстан, в том числе:
- "О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
- "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
- "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2008 год" (3 законопроекта);
- "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2008 год".
В заключении на проект Закона "О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" подтверждена достоверность расчетов показателей проекта бюджета. Отмечено, что по ряду среднесрочных программ объемы средств, предусмотренные в законопроекте, отличаются от годовых объемов финансирования, утвержденных в программах.
В расходах бюджета на 2010 и 2011 годы средства на исполнение ведомственных целевых программ предусматриваются на уровне 44,6% и 45,8% соответственно, что потребует при формировании проекта бюджета республики на 2010 и 2011 годы корректировки объемов бюджетных ассигнований на реализацию ведомственных программ до уровня, установленного Программой реформирования региональных финансов РТ на 2007-2009 годы (не менее чем 50% расходов бюджета).
Все замечания Счетной палаты по законопроекту приняты во внимание и учтены при внесении поправок ко второму чтению законопроекта в Государственном Совете РТ.
В заключении на проект Закона "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" отмечена зависимость сбалансированности бюджета Фонда ОМС Республики Татарстан от объемов средств, закрепляемых в местных бюджетах на одноканальное финансирование медицинских учреждений.
Внесение изменений в законы о бюджете республики и бюджете Фонда ОМС РТ на 2008 год в основном было обусловлено необходимостью отражения в доходной и расходной частях дополнительно полученных из федерального бюджета целевых средств, увеличением дополнительных поступлений по собственным доходам.
Результаты оперативного контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета республики и бюджета Фонда ОМС РТ по объемам и структуре, законностью производимых расходов, состоянием государственного долга, своевременностью утверждения и доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств представлялись в Государственный Совет РТ в форме заключений ежеквартально.
В ходе анализа текущего исполнения бюджета республики за 9 месяцев 2008 года отмечены как положительная динамика основных макроэкономических показателей развития экономики республики, так и проявления кризиса, которые могут оказать влияние на значения показателей по итогам года.
В заключении Счетной палаты отмечен высокий уровень исполнения показателей по отдельным разделам расходов, что в основном связано с освоением средств федерального бюджета, поступивших сверх запланированных объемов, получением дополнительных доходов.
Также в заключении по исполнению бюджета Татарстана за 9 месяцев 2008 года отмечен низкий уровень освоения отдельными главными распорядителями средств на реализацию республиканских целевых программ, по ряду целевых программ расходы в отчетном периоде не осуществлялись.
По итогам анализа текущего исполнения бюджета Фонда ОМС Республики Татарстан за 1 полугодие и 9 месяцев 2008 года Счетной палатой рекомендовано в связи с поступлением доходов, не предусмотренных законом о бюджете Фонда ОМС РТ, внести соответствующие изменения в Закон "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2008 год".
В отчетном году проводился мониторинг состояния дебиторской задолженности главных распорядителей средств бюджета, результаты которого отражены в заключениях Счетной палаты по исполнению бюджета республики.
В рамках последующего контроля в соответствии со статьей 109 Бюджетного кодекса РТ, статьей 9 Закона "О Счетной палате Республики Татарстан" Счетной палатой на основе внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007 год.
В ходе внешней проверки выявлены недостатки, оказывающие влияние на соответствие отдельных показателей отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007 год и показателей других форм бюджетной отчетности, которые были устранены.
По результатам внешней проверки установлено, что расходы бюджета республики в течение 2007 года, как и в предыдущие годы, исполнялись неравномерно. Объем расходов, исполненных в 4 квартале 2007 года, составил 41,1% от общего объема расходов бюджета республики, произведенных в целом за год. Освоение значительных объемов бюджетных средств в конце финансового года создает напряженность при исполнении бюджета с позиции соблюдения принципа результативности и эффективности использования средств.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных в рамках внешней проверки, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств. Отдельными бюджетополучателями по расчетам с поставщиками и подрядчиками принимались обязательства сверх установленных лимитов, что привело к образованию кредиторской задолженности на конец отчетного года.
В ходе внешней проверки установлено, что отдельными главными распорядителями средств бюджета производились расходы в счет платежей следующего финансового года по начислениям в фонд оплаты труда и налога на доходы физических лиц, вызывающие необходимость корректировки бюджетных ассигнований на сумму переплат в последующие периоды.
По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов доходов бюджета Республики Татарстан подтверждена достоверность показателей исполнения бюджета республики, отраженных в отчете об исполнении бюджета за 2007 год.
Результаты экспертизы проекта Закона "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007 год" и представляемых одновременно с ним документов были направлены в Государственный Совет РТ.
По итогам экспертизы проекта Закона "Об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2007 год" подтверждено соответствие показателей законопроекта фактическому исполнению бюджета Фонда ОМС РТ и данным бюджетной отчетности.
В соответствии с Законом "О Счетной палате Республики Татарстан" заключения на отчет об исполнении бюджета республики за 2007 год и проект закона об исполнении бюджета Фонда ОМС Республики Татарстан за 2007 год представлены в Государственный Совет и Президенту республики.
На основании статьи 44 Бюджетного кодекса РТ проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов Атнинского, Камско-Устьинского, Менделеевского, Мензелинского, Пестречинского, Чистопольского и Ютазинского муниципальных районов, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.
В отчетном году проведена тематическая проверка объемов и структуры дебиторской задолженности главных распорядителей средств бюджета, сложившихся по состоянию на 1 января 2008 года. В ходе проверки установлено, что дебиторская задолженность по средствам прошлых лет в течение 2007 года в целом сократилась в 2,7 раза.
Сокращение дебиторской задолженности прошлых лет в основном связано с исполнением поставщиками договорных обязательств, проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и активизацией работы по взысканию задолженности. Вместе с тем в отдельных случаях сокращение объемов задолженности было обусловлено списанием невозможной к взысканию задолженности.
По результатам проведенного анализа в Кабинет Министров РТ направлено обращение о необходимости принятия мер по сокращению дебиторской задолженности, возникшей при отсутствии объективных причин.
Контрольно-ревизионная деятельность
В 2008 году контрольные мероприятия проводились в органах государственной власти республики, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях различных форм собственности, получающих и использующих средства бюджета республики, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РТ, а также использующих республиканскую собственность.
В отчетном году проведено 40 контрольно-ревизионных мероприятий, проверки проведены в 10 министерствах и 10 муниципальных районах, всего контрольными мероприятиями охвачены 443 объекта.
При проведении комплексных и тематических проверок выявлены следующие нарушения:
- нецелевое использование бюджетных средств - 87082,7 тыс.рублей, из них средств бюджета республики - 55305,8 тыс.рублей; местных бюджетов - 31776,9 тыс.рублей;
- неэффективное использование средств - 533139,0 тыс.рублей, из них средств бюджета Республики Татарстан - 308287,5 тыс.рублей, местных бюджетов - 106715,1 тыс.рублей, внебюджетных средств - 118136,4 тыс.рублей;
- несоблюдение требований законодательства в сфере размещения и исполнения государственного (муниципального) заказа - 1361754,5 тыс.рублей, из них по средствам бюджета республики - 519033,0 тыс.рублей, местных бюджетов - 842721,5 тыс.рублей;
- несоблюдение порядка отражения в учете финансовых и хозяйственных операций - 1535922,9 тыс.рублей, из них в части средств республиканского бюджета - 921772,4 тыс.рублей, средств местных бюджетов - 521936,3 тыс.рублей;
- нарушение порядка исполнения бюджета по расходам (в том числе принятие расходных обязательств сверх доведенных лимитов) - 156741,8 тыс.рублей, из них по средствам бюджета РТ - 128727,6 тыс.рублей, местных бюджетов - 28014,2 тыс.рублей;
- завышение сметных назначений бюджетного учреждения по средствам бюджета республики - 38753,4 тыс.рублей;
- превышение установленного лимита авансирования поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - 215446,0 тыс.рублей, из них по средствам бюджета республики - 215349,3 тыс.рублей, местных бюджетов - 96,7 тыс.рублей;
- передача без согласования с Министерством земельных и имущественных отношений в безвозмездное пользование хозяйствующим организациям и коммерческим структурам специализированной техники, приобретенной за счет средств бюджета республики, - 15005,9 тыс.рублей;
- необоснованное использование средств республиканского лизингового фонда в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительном комплексе на приобретение продукции, не относящейся к машиностроительной и специальной технике, - 13108,4 тыс.рублей;
- недопоступление в бюджет средств по договорам аренды, возмещению коммунальных услуг - 10285,5 тыс.рублей, из них в бюджет республики - 1324,1 тыс.рублей, местные бюджеты - 8961,4 тыс.рублей;
- завышение стоимости выполненных работ - 16652,7 тыс.рублей, в том числе оплаченных за счет средств бюджета республики - 15532,4 тыс.рублей, средств местных бюджетов - 1120,3 тыс.рублей;
- несоблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов (ссуд) и отсутствие контроля за возвратом средств местных бюджетов - 97363 тыс.рублей;
- выплата субсидий из бюджета республики с нарушением законодательства - 18291,2 тыс.рублей;
- прочие нарушения - 438945,6 тыс.рублей, из них по средствам бюджета республики - 225906,0 тыс.рублей, местных бюджетов - 212539,6 тыс.рублей, внебюджетных средств - 500 тыс.рублей.
"Структура нарушений, выявленных Счетной палатой в 2008 году (тыс.рублей)"
Тематические контрольные мероприятия, предусматривающие проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, порядка размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, проведены в 10 министерствах: в Министерстве финансов, Министерстве образования и науки, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве экологии и природных ресурсов, Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Министерстве транспорта и дорожного хозяйства, Министерстве информатизации и связи, Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму, Министерстве юстиции.
Счетной палатой в отчетном году продолжено внедрение в контрольную деятельность аудита эффективности использования государственных ресурсов.
Проведен аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на внедрение информационных технологий, укрепление материально-технической базы и компьютеризацию средних общеобразовательных учреждений республики.
Контрольные мероприятия проведены в Министерстве образования и науки РТ, а также в 10 управлениях (отделах) образования и 72 средних общеобразовательных школах 8 муниципальных районов (Балтасинского, Высокогорского, Заинского, Зеленодольского, Мамадышского, Мензелинского, Нурлатского, Рыбно-Слободского) и двух районов г. Казани (Авиастроительного и Московского).
Выявлены нарушения на общую сумму 81,1 млн.рублей, в том числе неэффективное использование средств бюджета республики - 31,2 млн.рублей.
В ряде случаев при недостаточной оснащенности образовательных учреждений полученное учебное оборудование и спортивный инвентарь использовались неэффективно, не везде были обеспечены необходимые условия их хранения. Имели место факты распределения по школам оборудования и инвентаря без учета потребности.
В 37 школах из 72 проверенных часть спортивного инвентаря и оборудования, полученного еще в 2005 году, на момент проверки хранилась в запакованном виде в складских помещениях.
В отдельных случаях в школы поставлялись оборудование и инвентарь, не соответствующие по качеству и техническим характеристикам требованиям учебного процесса. При этом не обеспечивался надлежащий контроль за поставками продукции.
Итоги аудита эффективности 20 марта 2008 года рассмотрены на расширенном совместном заседании Комитета Государственного Совета РТ по науке, образованию, культуре и национальным вопросам и Комиссии по контролю за реализацией приоритетного национального проекта "Образование". Принято постановление, в соответствии с которым Кабинету Министров РТ, Министерству образования и науки РТ, главам муниципальных районов и городских округов рекомендовано принять меры по повышению эффективности использования средств бюджета республики, выделяемых на укрепление материально-технической базы, компьютеризацию, внедрение информационных технологий в средних общеобразовательных школах республики.
В ходе аудита эффективности использования государственных ресурсов, выделенных на природоохранные мероприятия и улучшение экологической обстановки в республике, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 397,3 млн.рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств - 113,7 млн.рублей, нецелевое использование средств бюджета республики - 36,1 млн.рублей, нарушения в сфере государственного заказа - 210,3 млн.рублей.
За 2004-2006 годы на реализацию природоохранных мероприятий направлено 897,5 млн.рублей. Мероприятия по муниципальным образованиям финансировались неравномерно. В ходе аудита отмечено преимущественное финансирование мероприятий по следующим муниципальным образованиям: г. Казань, Черемшанский, Альметьевский, Арский, Высокогорский, Заинский, Сабинский и Нижнекамский муниципальные районы республики, на которые приходится 63% общего объема финансирования.
Отсутствие преемственности при планировании программных мероприятий привело к значительному числу незавершенных строительством объектов, сооружение которых начато с 1996 года.
На начало 2007 года в составе объектов незавершенного строительства числились 52 объекта с готовностью более 60%.
Расходы на строительство водозаборных сооружений с сетями водопровода в с. Абдуллово Тукаевского района составили 3,4 млн.рублей. Строительство не завершено, на момент проверки население качественной питьевой водой не обеспечено.
Произведена оплата 21 рабочего проекта и проектно-изыскательских работ на сумму 3,3 млн.рублей, практического применения данные проекты не получили, что указывает на нерезультативное использование бюджетных средств.
Ряд объектов, введенных в эксплуатацию, не использовался. Так, например, не функционировали полигоны в Арском (введен в эксплуатацию в 2004 г.) и Чистопольском (введен в эксплуатацию в 2001 г.) муниципальных районах. В п. Кинер Арского района полигон, на строительство которого в 2004 году направлено более 1,5 млн.рублей, из-за отсутствия средств на закупку спецтехники, не функционировал, на полигоне в с. Каргали Чистопольского района велись сельскохозяйственные работы.
Установлены факты завышения стоимости строительных работ на общую сумму 8,3 млн.рублей. Так, при проведении строительно-монтажных работ по водоснабжению н.п. Вороновка Лаишевского района фактически не выполнены работы по устройству зоны санитарной охраны и сетей высоковольтных линий на сумму около 1,5 млн.рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ "Мошенничество".
По поручению Государственного Совета РТ проведен аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков.
По результатам аудита отмечена положительная динамика развития материально-технической базы спортивных сооружений. За 2006-2007 годы количество спортивных сооружений увеличилось на 264 единицы и составило 8506 единиц.
В ходе аудита установлено, что шесть объектов спортивного назначения общей стоимостью 376,2 млн.рублей не поставлены на баланс эксплуатирующих учреждений.
По состоянию на 01.01.2008 г. не завершено строительство 5 объектов, которое начато в 2003-2005 годы. В связи с удорожанием строительства сумма средств, необходимых для завершения этих объектов, увеличилась за два года с 315,5 млн.рублей до 408,3 млн.рублей.
Выявлены факты неэффективного использования поставленных материальных ценностей, основными причинами этого являются несоответствие инвентаря профилю и потребностям учреждений, отсутствие преподавателей по отдельным видам спорта.
В среднем охват детей и подростков, занимающихся в спортивных школах, составил в 2006 году 23,8% от общей численности детей и подростков, в 2007 году - 24,3%.
Пропускная способность стационарных оздоровительных лагерей республики позволяет в полном объеме принять заявленное количество детей. В то же время в среднем по республике потенциал стационарных оздоровительных лагерей использован в 2006-2007 годах на 67%.
Износ материально-технической базы зданий и сооружений оздоровительных лагерей составляет в среднем 82%.
Итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков, рассмотрены на заседании Государственного Совета 15 декабря 2008 года. Принято постановление. Кабинету Министров рекомендовано разработать план мероприятий, направленных на устранение недостатков, выявленных Счетной палатой.
В ходе проверки использования республиканских средств, выделенных на обеспечение функционирования государственных образовательных учреждений начального профессионального образования г. Казани, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 73,8 млн.рублей, в том числе нецелевое использование средств бюджета республики - 381,9 тыс.рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 756,6 тыс.рублей, нарушения в сфере государственного заказа - 8,2 млн.рублей, нарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета, - 58,7 млн.рублей.
Государственное имущество в отдельных случаях предоставлялось в аренду без заключения договоров и взимания арендной платы, в результате безвозмездного использования имущества в бюджет не поступило 1318,3 тыс.рублей.
Выявлены нарушения при использовании площадей общежитий, в некоторых из них проживали лица, не обучающиеся и не состоящие в трудовых отношениях с училищами, в отдельных случаях без заключения договора.
В профлицее N 30 учащиеся проживали в неприспособленных помещениях учебных классов - отсутствуют душевые, минимально необходимая мебель. 24% обучающихся в этом лицее - дети-сироты. По результатам принятых мер учащиеся переселены в общежитие.
Проверкой установлены факты удержаний и направления на внебюджетные счета училищ части заработной платы учащихся (от 30 до 50%) при прохождении производственной практики. Только по девяти проверенным учреждениям эта сумма составила более 4 млн.рублей. По информации Министерства труда, занятости и социальной защиты подобная деятельность прекращена.
Органами прокуратуры директорам профтехучилищ по выявленным фактам нарушений внесены представления.
В рамках контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, проверки проведены в Межрегиональном клинико-диагностическом центре, Республиканской клинической психиатрической больнице имени академика В.М. Бехтерева, Республиканской станции переливания крови.
В Межрегиональном клинико-диагностическом центре (МКДЦ) выявлены финансовые нарушения на сумму 203,2 млн.рублей, в том числе нецелевое использование средств бюджета республики - 3,4 млн.рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 149 млн.рублей, прочие нарушения - 50,8 млн.рублей.
Проверкой установлено наличие на балансе МКДЦ неиспользуемого медицинского оборудования, иных материальных ценностей на общую сумму 149 млн.рублей.
Так, не введены в эксплуатацию линия по производству инфузионных растворов стоимостью 132,1 млн.рублей, принятая на баланс в 2000 году, станция по производству кислорода стоимостью 12,5 млн.рублей, приобретенная в 2001 году.
Информация для принятия мер по результатам проверки МКДЦ направлена в Кабинет Министров РТ.
В ходе проверки Республиканской станции переливания крови рассмотрены вопросы развития в республике службы крови и донорства.
В ходе проверки выявлены нарушения на сумму 2,5 млн.рублей, в том числе нецелевое использование средств республиканского бюджета в сумме 156,7 тыс.рублей.
Выявленное в ходе проверки неэффективное использование средств бюджета в сумме 1,9 млн.рублей явилось следствием образования нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
По результатам контрольного мероприятия издан приказ по Министерству здравоохранения по обеспечению надлежащего контроля за исполнением поставщиками обязательств по государственным контрактам, принятию необходимых мер к недобросовестным поставщикам (своевременному проведению претензионной работы, предъявлению штрафных санкций).
В рамках контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет средств от продажи земельных участков и имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, Счетной палатой проверено соблюдение законодательства и эффективность деятельности уполномоченных специализированных организаций: ГУ "Республиканское имущественное казначейство", АНО "Аукционный центр имущественного казначейства", ЗАО "Карат".
Установлены факты отчуждения государственных (муниципальных) земель по ценам значительно ниже рыночных.
Выявлены факты несоблюдения законодательства в части процедуры организации и проведения торгов. Специализированными организациями в отдельных случаях превышены нормативы затрат на проведение аукционов, что привело к необоснованному уменьшению объема средств, зачисляемых в бюджет.
Для принятия мер реагирования информация по результатам проверки направлена в Министерство земельных и имущественных отношений РТ.
Счетной палатой проведена проверка полноты и своевременности поступления в республиканский бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе контрольного мероприятия, проведенного в Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по РТ (Управление Ростехнадзора), установлено, что в бухгалтерском учете и отчетности Управления Ростехнадзора по состоянию на 1 января 2006 года и последующие отчетные даты не отражена задолженность плательщиков перед бюджетом, учет которой ранее осуществлял Экологический фонд РТ. По данным Экологического фонда, задолженность по плате на 1 января 2006 года составляла 533,7 млн.рублей, по данным Управления Росстехнадзора# - 72,6 млн.рублей, или на 461,1 млн.рублей меньше.
Задолженность по платежам в разрезе природопользователей Экологическим фондом Управлению Ростехнадзора не передавалась. Работа по инвентаризации задолженности прошлых лет, сверке расчетов с природопользователями Управлением Ростехнадзора проводится самостоятельно. В 2006 году восстановлена задолженность на сумму 227,7 млн.рублей, в 2007 году - на 125,7 млн.рублей, за 9 месяцев 2008 года - 44,4 млн.рублей.
Таким образом, преемственность при передаче полномочий по администрированию экологических платежей не обеспечена.
В ходе проверки выявлены значительные резервы дополнительных поступлений в бюджетную систему Республики Татарстан платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Информация по результатам контрольного мероприятия направлена в Кабинет Министров РТ.
Контрольные мероприятия по проверке соблюдения условий получения, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов из бюджета республики проведены в 10 муниципальных образованиях республики: в Агрызском, Бавлинском, Елабужском, Кайбицком, Лаишевском, Новошешминском, Сармановском, Спасском, Тукаевском муниципальных районах и г. Казани. Проверками охвачены 130 объектов. В ходе проверок также рассматривались вопросы соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства как условия предоставления межбюджетных трансфертов.
В ходе комплексных контрольных мероприятий, проведенных в муниципальных образованиях, выявлено нарушений на общую сумму 1078379,2 тыс.рублей.
"Структура нарушений, выявленных в 2008 году в муниципальных образованиях (тыс.рублей)"
Выявлены факты реализации земельных участков по ценам значительно ниже рыночных.
Так, земельный участок площадью 12 га в на берегу реки Кама продан по цене 3,5 тыс.рублей за одну сотку, в то время когда рыночная стоимость земли доходила до 100 тыс.рублей за одну сотку.
Без проведения торгов участок площадью 15 га предоставлен в аренду, а затем реализован по цене 500 рублей за одну сотку, что в 140 раз дешевле рыночных предложений.
В большинстве случаев земельные участки предоставлялись и в последующем выкупались без проведения торгов.
В ходе проверки в Лаишевском муниципальном районе установлено, что из 303 договоров аренды лишь 15 заключены по результатам аукционов, что составляет всего 5%. При этом размер платы за земельные участки, предоставленные в аренду по итогам торгов, возрастает, как правило, более чем в 20 раз.
Установлены факты использования сельскохозяйственных земель не по назначению (в Агрызском, Бавлинском, Елабужском, Новошешминском и Сармановском муниципальных районах). Так, на землях этой категории осуществлялось строительство автозаправочных станций, промышленная разработка карьеров. Несанкционированная добыча общераспространенных полезных ископаемых (глины, песка) ведет к недопоступлению средств в бюджетную систему. В ряде случаев за пользование земельными участками не взималась арендная плата.
По фактам нарушений земельного законодательства и законодательства о недрах Министерством экологии и природных ресурсов привлечены к административной ответственности 5 должностных лиц и 1 юридическое лицо на общую сумму 29 тыс.рублей. Кроме того, по двум автозаправочным станциям вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
Системными являются недопоступление в местные бюджеты средств от использования собственности, низкая эффективность либо отсутствие мероприятий по увеличению доходной части местных бюджетов, реализация объектов недвижимости из муниципальной собственности без земельных участков, оцениваемых по рыночной стоимости. Практически во всех проверенных муниципальных районах имели место факты занижения арендной платы, непринятия мер к ее взысканию, предоставления необоснованных отсрочек по плате за выкупленные земельные участки.
В Бавлинском муниципальном районе недопоступление денежных средств по договорам аренды земли, недвижимого имущества, а также по возмещению коммунальных услуг составило 1424,3 тыс.рублей, Елабужском муниципальном районе - 1337,8 тыс.рублей, Новошешминском муниципальном районе - 1257,2 тыс.рублей.
Таким образом, результаты проводимых проверок свидетельствуют о наличии резервов по увеличению собственных доходов бюджетов муниципальных образований.
Значительные объемы нарушений выявлены в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Проверкой использования средств бюджета республики, выделенных в 2007 году на реализацию Программы дорожных работ на 2007 год, выявлено расходование бюджетных средств (финансирование поставщиков) без проведения конкурсов и заключения государственных контрактов на общую сумму 182 млн.рублей.
В рамках участия в работе совместной группы по подготовке материалов для заседания Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики Счетной палатой в Министерстве здравоохранения и Чистопольском муниципальном районе проверены полнота и своевременность исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В Чистопольском муниципальном районе выявлены факты проведения торгов в условиях, когда фактически работы уже заранее выполнены. Дорожно-строительным организациям без проведения установленных законодательством процедур размещения заказов и без заключения контрактов перечислено 7 млн.рублей.
Зачастую нарушаются условия исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Допускается завышение стоимости строительных и ремонтных работ при использовании бюджетных средств, выделяемых на капитальный ремонт объектов социально-культурной сферы. Установлены факты двойной оплаты одних и тех же объемов, а также оплаты работ, которые вообще не производились. Отмечаются нарушения строительных норм.
В ряде муниципальных районов установлены случаи привлечения к выполнению ремонтных работ организаций, обладающих признаками фирм-однодневок (зарегистрированы по адресам массовой регистрации юридических лиц, сдавали "нулевые" налоговые декларации).
Счетной палатой осуществлялись мероприятия, направленные на профилактику финансовых нарушений.
Сведения об итогах аудита эффективности, характерных нарушениях в сфере образования рассмотрены на семинаре в Центре экономического образования.
По результатам анализа и систематизации выявляемых нарушений и недостатков Счетной палатой при участии Департамента казначейства, Территориального управления Росфиннадзора, Управления Федеральной антимонопольной службы подготовлено заключение, которое одобрено Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан и направлено в министерства, ведомства и муниципальные образования республики.
Итоговые документы по проведенным в 2008 году контрольно-ревизионным и экспертно-аналитическим мероприятиям опубликованы в информационных бюллетенях Счетной палаты NN 13-16, а также представлены на интернет-сайте Счетной палаты http://www.sprt.ru.
Взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
В 2008 году продолжено взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, в том числе в ходе визитов в Татарстан председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина, в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) - с органами внешнего финансового контроля субъектов РФ.
В ходе встреч с аудитором Счетной палаты РФ С.Н. Рябухиным обсуждались актуальные вопросы взаимодействия федеральных и республиканских контролирующих органов по осуществлению контроля за эффективным использованием бюджетных средств, вопросы финансового обеспечения местного самоуправления.
По инициативе губернатора Московской области с целью ознакомления с опытом работы Счетную палату республики посетили представители Главного контрольного управления правительства Московской области.
По инициативе председателя Высшей контрольной палаты Туркменистана Т. Джапарова во время его визита в Казань в составе официальной делегации Туркменистана состоялась встреча с сотрудниками Счетной палаты Республики Татарстан, на которой были обсуждены вопросы сотрудничества.
В рамках экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты РФ "Анализ и оценка мер, направленных на повышение эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации" состоялась встреча сотрудников Счетной палаты Татарстана с группой специалистов Счетной палаты РФ во главе с заместителем директора департамента контроля расходов федерального бюджета на международную деятельность.
В течение года председатель и сотрудники Счетной палаты Татарстана участвовали в совещаниях и конференциях по вопросам совершенствования деятельности контрольно-счетных органов, состоявшихся в Москве, Твери, Владимире, Белгороде и Сыктывкаре. Счетная палата РТ представлена в редакционной коллегии журнала "Вестник АКСОР", научно-методическом совете АКСОР.
В 2008 году Счетная палата РТ в рамках взаимодействия со Счетной палатой РФ участвовала в экспертно-аналитическом мероприятии "Комплексный анализ эффективности системы прогнозирования и стратегического планирования на общегосударственном, отраслевом и региональных уровнях".
Счетная палата участвовала в состоявшейся в Государственном Совете РТ республиканской научно-практической конференции "Проблемы формирования новых правовых отношений и задачи органов государственной власти в связи с введением в действие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации". По результатам конференции принят ряд рекомендаций, в том числе Счетной палате - разработать методики финансового аудита и аудита эффективности использования нематериальных активов, создаваемых за счет средств бюджета республики. Во исполнение указанного решения в отчетном году разработаны соответствующие методические рекомендации.
В 2008 году Счетная палата участвовала в семинаре на тему "Государственные субсидии", проведенном Европейской организацией региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ), являясь с 2007 года ее полноправным членом.
В отчетном году продолжено взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований республики.
В рамках работы Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан проведены совместные контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия.
Муниципальным контрольно-счетным органам оказывается организационная, правовая, методическая, информационная поддержка, в том числе по организации и проведению аудита эффективности использования бюджетных средств. Ежемесячно осуществляется мониторинг деятельности контрольно-счетных органов. В целях оперативного ознакомления с информацией о деятельности совета, нормативными и методическими документами, информацией о курсах повышения квалификации создан официальный сайт Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан (http://www.ksort.ru).
В 2008 году проведены заседания Совета контрольно-счетных органов в городах Нижнекамск и Казань.
На заседании в Нижнекамске рассмотрены вопросы осуществления внешнего финансового контроля в условиях изменившегося бюджетного законодательства, привлечения к административной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств.
Заседание совета, состоявшееся 21 ноября в Государственном Совете РТ, было посвящено вопросам организации и проведения аудита эффективности использования бюджетных средств. В работе заседания принял участие ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации Н.С. Столяров.
Сотрудники Счетной палаты принимали участие в благотворительных акциях и республиканских массовых спортивных мероприятиях.
Взаимодействие с органами государственной власти Республики Татарстан и правоохранительными органами
Координация деятельности и организация взаимодействия органов государственного финансового контроля на территории республики осуществлялась в рамках Межведомственного координационного совета, образованного указом Президента Республики Татарстан.
Работа всех органов финансового контроля в соответствии с указом Президента РТ координируется в целях исключения дублирования объектов и вопросов проверок на основе Сводного плана контрольных мероприятий.
Взаимодействие Счетной палаты с Прокуратурой РТ, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Управлением Федеральной службы безопасности РФ по РТ, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ, отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан осуществлялось при организации и проведении совместных проверок по вопросам использования бюджетных средств, а также в ходе анализа состояния финансово-бюджетной дисциплины, динамики и тенденций ее изменения.
Гласность в работе
Деятельность Счетной палаты РТ, заседания коллегии Счетной палаты, Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан и Совета контрольно-счетных органов РТ регулярно освещались в средствах массовой информации, в том числе в федеральных изданиях.
В 2008 году в средствах массовой информации (интернет-издания, журналы, газеты и на телевидении) деятельность Счетной палаты представлена в 229 материалах.
Итоговые документы по результатам проведенных контрольных мероприятий, хроника деятельности Счетной палаты ежеквартально публиковались в информационных бюллетенях Счетной палаты РТ. Бюллетени Счетной палаты направлялись в Государственный Совет РТ, Президенту Татарстана, в Кабинет Министров РТ, другие органы исполнительной власти и правоохранительные органы.
Осуществлялось информационное обеспечение официального сайта Счетной палаты РТ (http://www.sprt.ru), сайта Совета контрольно-счетных органов РТ (http://www.ksort.ru) и раздела "Новости о Счетной палате Республики Татарстан" на официальном сайте Ассоциации контрольно-счетных органов России "Счетные палаты России".
Информация с официального сайта Счетной палаты Республики Татарстан использовалась федеральными информационными агентствами (РИА-Новости, Интерфакс-Поволжье, Прайм-ТАСС и др.).
Деятельность Счетной палаты и впредь будет направлена на обеспечение единой системы финансового контроля за исполнением бюджета республики, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Счетная палата представила отчет о своей деятельности за 2008 год.
Счетной палатой выявлено нарушений на общую сумму 4538492,6 тыс.рублей. В том числе нарушений при исполнении бюджета Республики Татарстан выявлено на сумму 2463288,6 тыс.рублей, местных бюджетов - 1851245,0 тыс.рублей, использовании внебюджетных средств - 131744,8 тыс.рублей.
По итогам проверок в Министерство финансов РТ, главным распорядителям средств бюджета, иным участникам бюджетного процесса в 2008 году направлены 42 представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба.
В результате принятых мер возмещено средств и устранено нарушений на сумму 577380,3 тыс.рублей.
По фактам нецелевого использования бюджетных средств в Министерство финансов и мировым судьям направлено 584 протокола об административных правонарушениях и по результатам их рассмотрения на должностных и юридических лиц наложено штрафов на общую сумму 1722 тыс.рублей.
Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2008 году
Текст отчета опубликован в газете "Республика Татарстан" от 23 января 2009 г. N 13, газете "Ватаным Татарстан" от 24 января 2009 г. N 13