Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы
1. Общие положения
Настоящий порядок взаимодействия разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, предупреждения совершения ими повторных правонарушений и антиобщественных действий.
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 120-ФЗ от 24 июня 1999 года "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с учетом полномочий органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством.
Порядок взаимодействия основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций:
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Закон Республики Татарстан от 13 октября 2008 года N 210 "О профилактике правонарушений в Республике Татарстан";
Закон Республики Татарстан от 21 января 2009 года "Об общественных воспитателях несовершеннолетних";
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы";
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 414/633 "взаимодействии# учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел";
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел";
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 года N 900 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции";
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года N 420;
Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденного постановлением N 12-07 от 5 ноября 2007 г. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан.
Правовым основанием для начала межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними данной категории и их семьями, находящимися в социально опасном положении, является:
- заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- приговор, определение или постановление суда;
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Основные понятия и принципы организации работы.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, имеющая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних имеют стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и (или) умственными возможностями, либо освободились из мест лишения свободы, либо не имеют определенного мест# жительства, либо жестоко обращались со своими детьми, что привело к их социальной дезадаптации и социальной депривации.
В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям:
семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Основания для постановки несовершеннолетнего и его семьи на учет:
уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или защиты их прав и интересов;
злоупотребление родителями (законными представителям) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами;
жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;
вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;
совершение по отношению к несовершеннолетнему или другим членам семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;
совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;
употребление несовершеннолетним алкогольных напитков, либо психоактивных веществ;
наличие фактов беспризорности ребенка.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении - форма документации. Содержит подробные записи о семье, ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений системы профилактики и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные о происходящих в семье изменениях.
Муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК) - межведомственный коллегиальный орган, созданный по решению муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, функционирует на базе отделения (центра) социальной помощи семье и детям.
Ответственными за формирование банка данных на семьи, находящимися# в социально опасном положении, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация индивидуальной профилактической работы с семьей осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со специалистами учреждений и ведомств системы профилактики. На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, на межведомственном консилиуме (который может быть создан на базе одного из учреждений системы профилактики и работать под началом специалиста комиссии по делам несовершеннолетних) разрабатывается межведомственная программа реабилитации, составленная с учетом предложений всех учреждений системы профилактики, ответственных за оказание адресной помощи семье.
Если в территории функционирует несколько видов учреждений системы социальной защиты населения, то полномочия по обслуживанию семей, оказавшихся в социально опасном положении, возлагаются на социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, а в остальных случаях - на центры социальной помощи семье и детям центров социального обслуживания населения. Основными результатами и критериями эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними данной категории являются:
- законопослушное поведение несовершеннолетнего: отсутствие повторных преступлений, правонарушений, антиобщественных действий, фактов неисполнения обязанностей, возложенных судом, досрочное снятие с учета по исправлению поведения;
- успешная социализация несовершеннолетнего: занятость учебой (работой), участие в организованной досуговой деятельности;
- оздоровление обстановки в семье;
- наступление обстоятельств, исключающих возможность отрицательного влияния на детей.
2. Подготовка к возвращению в территорию несовершеннолетних из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа
Действия |
Сроки |
|
Учреждения уголовно-исполнительной системы: | ||
1. Уведомляет комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, службу занятости по месту жительства несовершеннолетнего о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. 2. Направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, медицинской, трудовой, культурно-досуговой реабилитации |
Не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока лишения свободы |
|
Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа: | ||
1. Уведомляет комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, отдел образования по месту жительства несовершеннолетнего о его предстоящем выпуске, имеющемся образовании. 2. Направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав характеристику несовершеннолетнего, краткие сведения о нем, о результатах его социально-психологической, педагогической, медицинской, трудовой, культурно- досуговой реабилитации |
Не позднее, чем за 1 месяц до выпуска |
|
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: | ||
1. Ведет списочный учет несовершеннолетних, направленных в учреждения уголовно-исполнительной системы и специально учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Осуществляет взаимодействие с учреждением, семьей несовершеннолетнего в период его нахождения в местах лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Готовит прогноз возвращения несовершеннолетних из указанных учреждении# по месту жительства в муниципальный район |
Весь период нахождения несовершеннолетнего в учреждении |
|
2. Принимает постановление, в котором поручает органу социальной защиты совместно с сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел проверить жилищно-бытовые условия семьи несовершеннолетнего и составить соответствующий акт обследования |
В течение 14 дней со дня получения уведомления |
|
3. Проводит предварительную встречу с родителями несовершеннолетнего для выяснения ситуации в семье и планах по устройству несовершеннолетнего. Направляет родителей на консультацию к психологу, юристу, наркологу и другим специалистам органов и учреждений системы профилактики |
В течение 14 дней со дня получения уведомления |
|
4. Информирует руководителей учреждений здравоохранения по месту жительства несовершеннолетнего, образовательных учреждений (в случае продолжения обучения несовершеннолетнего) о планирующемся возвращении |
В течение 14 дней со дня получения уведомления |
|
5. Направляет информацию в центр занятости населения для трудоустройства несовершеннолетнего |
В течение 14 дней со дня получения уведомления |
|
6. Принимает постановке# о постановке несовершеннолетнего на межведомственный учет, организации работы муниципального социально-реабилитационного консилиума и разработке индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи |
В течение 14 дней со дня получения уведомления |
3. Действия органов и учреждений системы профилактики при возвращении в территорию несовершеннолетних из учреждении уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также при работе с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы
Действия |
Сроки |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: | |
1. Проводит встречу с несовершеннолетним, вернувшимся по месту жительства в муниципальный район (городской округ) из воспитательной колонии, специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, либо условно осужденным, осужденным к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и его родителями (законными представителями) с целью выяснения ситуации в семье и проблемах в устройстве несовершеннолетнего |
В течение 3 дней со дня поступления информации о возвращении в территорию |
2. Поручает специалистам органов социальной защиты совместно с сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, иных учреждений системы профилактик и изучить особенности личности несовершеннолетнего, его окружения, условий семейного воспитания, составить соответствующий первичный акт обследования (приложение) и направить его в муниципальный социально-реабилитационный консилиум |
В течение 3 дней со дня поступления сведений из ПДН РОВД или УИИ о постановке на учет |
3. Выносит постановление комиссии: 1) о постановке несовершеннолетнего, его семьи, находящейся в социально опасном положении либо в трудной жизненной ситуации, на учет с составлением комплексной программы реабилитации (к указанному постановлению прилагаются копии актов первичного обследования семьи для всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, и направляется всем исполнителям); 2) о направлении органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в трехдневный срок в муниципальный социально-реабилитационный консилиум предложения по работе с семьей для формирования индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении либо в трудной жизненной ситуации |
На ближайшем заседании |
4. Утверждает проект межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, представленный межведомственным социально-реабилитационным консилиумом |
На ближайшем заседании при получении проекта программы |
5. Осуществляет подбор и закрепление за несовершеннолетним данной категории общественного воспитателя (в случае когда это необходимо), совместно с которым разрабатывает индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего и план мероприятий по ее реализации |
В течении# месяца со дня постановки на учет несовершеннолетнего |
6. Направляет в подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и уголовно-исполнительную инспекцию копии постановлений комиссии по делу в случае привлечения к административной ответственности несовершеннолетних данной категории, или их родителей |
В течение 3 дней со дня вынесения постановления |
7. Направляет сообщение о снятии с учета несовершеннолетнего, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, либо в трудной жизненной ситуации всем заинтересованным ведомствам |
В течение 3 дней со дня получения сведений |
8. Осуществляет контроль за работой органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних с несовершеннолетними данной категории в форме: |
|
- выхода в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с проверкой организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними; |
2 раза в год |
- заслушивания на заседании комиссии информации представителей учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о проводимой индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, состоящими на учете; |
2 раза в год |
- изучения эффективности реализации мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним, состоящим на учете, административных правонарушений, преступлений, неисполнения обязанностей, возложенных судом; |
При выявлении факта |
Уголовно-исполнительные инспекции |
|
1. Осуществляют постановку несовершеннолетних данной категории на учет, организуют проведение индивидуально-профилактической работы с ними |
По срокам ведомственных инструкций |
2. Участвуют в заседаниях муниципального социально-реабилитационного консилиума при подведении итогов реализации индивидуальной программы социальной реабилитации данной категории несовершеннолетних |
По приглашению |
3. Участвуют в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по обсуждению несовершеннолетнего данной категории, совершившего административное правонарушение, повторное преступление либо не исполняющего обязанности, возложенные судом |
По приглашению комиссии |
4. Проводят сверку по несовершеннолетним данной категории с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |
1 раз в месяц |
Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; уголовно-исполнительная инспекция: | |
1. Осуществляют постановку несовершеннолетнего на учет, организуют и проводят индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними и родителями в соответствии с ведомственными приказами и инструкциями |
по срокам ведомственных инструкций |
2. Извещают письменно комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке (снятии) несовершеннолетнего на учет (с учета) |
В течение 3 дней со дня постановки на учет (снятия с учета) |
3. Совместно со специалистами органов социальной защиты проводит изучение особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, условий семейного воспитания, результаты изучения отмечаются в соответствующем акте первичного обследования (приложение) |
В течение 10 дней со дня получения поручения комиссии |
4. На основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляют в органы социальной защиты предложения по работе с несовершеннолетним и его семьей для составления межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении |
В течение 3 дней со дня получения постановления комиссии |
5. Участвуют в заседаниях межведомственного консилиума, предоставляют консилиуму ежеквартальный отчет о выполнении мероприятий межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении, в рамках своей компетенции для внесения в социальный паспорт семьи |
По истечении 3 месяцев с начала индивидуальной профилактической работы |
6. Участвуют в заседании комиссии по обсуждению несовершеннолетнего, совершившего повторное преступление, правонарушение, антиобщественное действие или нарушающего приговор суда |
По приглашению комиссии |
7. Проводят сверку находящихся на учете несовершеннолетних с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав |
ежеквартально |
Органы социальной защиты: | |
1. Совместно с сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят изучение особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, условий жизни, проживания, ближайшего окружения, по результатам - составляет соответствующий акт первичного обследования (приложение), обсуждают его на консилиуме. Направляют копии актов первичного обследования условий жизни, проживания, ближайшего окружения несовершеннолетнего, осужденного к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительную инспекцию |
В течение 10 дней со дня получения поручения комиссии |
2. Направляют решение консилиума в комиссию для принятия постановления о постановке на учет в качестве находящегося в социально опасном положении (или для сведения, если результаты обследования не подтвердили факта проживания в семье, находящейся в социально опасном положении) |
В течение 3 дней со дня вынесения решения консилиума |
3. Осуществляют постановку несовершеннолетних на ведомственный учет в качестве находящихся в социально опасном положении, либо в трудной жизненной ситуации |
Не позднее 3 дней со дня получения постановления комиссии |
4. Готовят проект межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении, сроком на 3-6 месяцев и направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для утверждения |
В течение 7 дней со дня получения постановления комиссии |
5. Подводят итоги реализации межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении на межведомственном консилиуме при участии сотрудников подразделении# по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уголовно исполнительной инспекции, органов и учреждений системы профилактики |
По истечении 3 месяцев с начала Индивидуальной профилактической работы |
6. Готовит служебные записки в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по выявленным фактам неисполнения межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении, сотрудниками органов и учреждений системы профилактики |
По мере выявления фактов |
Органы управления и учреждения образования, здравоохранения, молодежи, спорта, служба занятости населения: | |
1. Осуществляют постановку несовершеннолетних на ведомственный учет в качестве находящихся в социально опасном положении |
В течение 3 дней со дня получения постановления комиссии |
2. На основании изучения данных, изложенных в первичном акте обследования (приложение), составленного сотрудниками социозащитного учреждения и инспектора подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, составляют и направляют в социозащитное учреждение предложения по работе с несовершеннолетним, его семьей для составления межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении |
В течение 3 дней со дня получения постановления комиссии |
3. Реализуют мероприятия межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении, по своей компетенции |
Весь период |
4. Направляют сведения о выполнении мероприятий межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении в межведомственный социально-реабилитационный консилиум |
По истечении 3 месяцев с начала индивидуальной профилактической работы |
5. Участвуют в работе муниципального социально-реабилитационного консилиума на котором заслушивается характеристика социальной ситуации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, обсуждаются предложения в индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении |
Весь период |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.