Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 4 февраля 2009 г. N 2-О
"По жалобе гражданина Н.И. Варламова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
заслушав заключение судьи А.Л. Васина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение поступившего обращения,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Н.И. Варламов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения". Оспариваемой нормой был установлен норматив потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома (приборы освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматически запирающиеся устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, системы противопожарной автоматики и дымоудаления, технологические потери), который составлял 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Как следует из обращения и приложенных к нему документов, по указанному нормативу гражданину Н.И. Варламову как собственнику жилого помещения ежемесячно в течение 2007 года выставлялся счет-фактура, в том числе за освещение мест общего пользования в размере 42 рублей 90 копеек, что по итогам года составило 514 рублей 80 копеек.
Заявитель указывает, что решением Верховного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2007 года пункт 2 указанных нормативов был признан недействующим и согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2007 года N 664 утратил силу с 1 декабря 2007 года.
Однако, как отмечает заявитель, несмотря на отмену оспариваемой нормы, ему продолжают приходить счета-фактуры, предусматривающие оплату за освещение мест общего пользования. При этом тариф на оказание данной услуги в 2008 году увеличился, и им было уплачено 586 рублей 80 копеек. По мнению заявителя, взимание данного платежа после признания оспариваемой нормы утратившей силу (то есть после 1 декабря 2007 года) недопустимо ввиду отсутствия правовых оснований для оплаты потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включая освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории.
В связи с этим гражданин Н.И. Варламов считает, что пункт 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения", затрагивает его конституционные права и ухудшает материальное положение. На этом основании заявитель просит признать данную норму не соответствующей статьям 17 (часть 2), 20 (часть 1), 24 (часть 1), 51 и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым, в частности, экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем; в Республике Татарстан не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан; Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав; Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
2. Согласно статье 109 (части 4) Конституции Республики Татарстан и части пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления. В силу части первой статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
2.1. Обжалуемые заявителем нормативы потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" соответствуют категории нормативных правовых актов, подведомственных Конституционному суду Республики Татарстан.
Вместе с тем согласно части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. На этом основании оспариваемая норма не может быть предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан в связи с признанием ее утратившей силу до момента обращения заявителя Н.И. Варламова в Конституционный суд Республики Татарстан.
Кроме того, заявитель в своем обращении в Конституционный суд Республики Татарстан, по существу, обжалует обстоятельства, сложившиеся после признания данной нормы утратившей силу, а именно - начисление к оплате самостоятельного платежа за освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории. Однако в силу части девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
2.2. В соответствии с частью первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2005 года) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании данных правовых положений Правительством Российской Федерации были приняты постановление от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и постановление от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (пункт 26). В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой в том числе для содержания общего имущества многоквартирного дома (пункт 30).
Из этого следует, что оплата электрической энергии, расходуемой на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, является составной частью коммунального платежа за электроснабжение и не может образовывать самостоятельного отдельного вида платежа.
Данный вывод подтверждается позицией Министерства регионального развития Российской Федерации, которое уполномочено давать разъяснения по применению Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 306). В его письме от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07 отмечается, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306
Включение расходов на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории в состав платы за электроснабжение предусмотрено формулами, которые определяют размер данной платы в зависимости от наличия общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета отдельных или всех помещений в многоквартирном доме и (или) коллективных (общедомовых) приборов учета.
Норматив потребления электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире, в случае применения расчетного метода, принятого в Республике Татарстан, определяется согласно пункту 24 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, по формуле, учитывающей в том числе расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории. При этом пунктом 25 данного приложения расход электрической энергии в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь определяется исходя из величины 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Определенный таким образом норматив потребления применяется для расчета размера платы за электроснабжение при отсутствии в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета по формуле, закрепленной подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Данный норматив потребления применяется также при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета. В этом случае размер платы за электроснабжение определяется по формулам, установленным в подпункте 1 пункта 3 указанного приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, включение в счет-фактуру и предъявление к оплате потребителям услуги за освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории в качестве отдельного самостоятельного вида платежа действующим правовым регулированием не предусмотрено. Иное означает неправомерное и безосновательное увеличение размера платежа за электроснабжение.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Республики Татарстан, выраженной в его постановлении от 24 ноября 2003 года N 11-П и определении от 2 июня 2004 года N 6-О, потребители вправе самостоятельно рассчитывать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги по показаниям квартирных приборов учета, отражать их в едином платежном документе и предъявлять их к оплате, а уполномоченные службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации или исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета. Данная правовая позиция в полной мере применима к оплате коммунальной услуги электроснабжения в многоквартирном доме с использованием при расчете платежа по установленному действующим законодательством порядку и формулам показаний как индивидуальных, так и коллективных (общедомовых) приборов учета.
С учетом изложенного, руководствуясь частями пятой и седьмой статьи 3, статьей 6, пунктом 1 части второй статьи 39, частью второй статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Признать жалобу гражданина Н.И. Варламова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения", не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного суда Республики Татарстан, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 66 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" итогового решения в виде постановления ввиду установленного Конституционным судом Республики Татарстан отсутствия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Татарстан оспариваемой нормы, утратившей силу до момента обращения заявителя в Конституционный суд Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В силу статьи 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Республики Татарстан потребители вправе самостоятельно рассчитывать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги по показаниям квартирных приборов учета, отражать их в едином платежном документе и предъявлять их к оплате, а уполномоченные службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации или исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета. Данная правовая позиция в полной мере применима к оплате коммунальной услуги электроснабжения в многоквартирном доме с использованием при расчете платежа по установленному действующим законодательством порядку и формулам показаний как индивидуальных, так и коллективных (общедомовых) приборов учета. Тем не менее, включение в счет-фактуру и предъявление к оплате потребителям услуги за освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории в качестве отдельного самостоятельного вида платежа действующим правовым регулированием не предусмотрено.
Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод заявителя признана не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного суда Республики Татарстан, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение итогового решения в виде постановления, ввиду установленного Конституционным судом Республики Татарстан отсутствия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Татарстан оспариваемой нормы, утратившей силу до момента обращения заявителя в Конституционный суд Республики Татарстан.
Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного суда РТ от 4 февраля 2009 г. N 2-О "По жалобе гражданина Н.И. Варламова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения"
Текст определения официально опубликован не был